Исторические типы права шпоры
Исторические типы права (исторический тип права был обусловлен историческим типом государства):
1. рабовладельческий тип права: оно представляло собой совокупность общеобязательных норм, направленных на урегулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса рабовладельцев. Основные задачи рабовладельческого права – это: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства рабовладельцев, узаконение существовавшего неравенства между различными группами и слоями свободного населения. Полное бесправие рабов. Расцвет рабовладельческого права в Древнем Риме (разработаны институты частной собственности, владения, займа, наследования, купли-продажи, хранения, обмена) (более подробно здесь рассказать о римском праве (периоды, источники, основные правовые институты));
3. буржуазный (капиталистический) тип права: его главное назначение – укрепление политической, экономической и социальной основ капиталистического общества, закрепление системы пользования наемного труда, освящение и утверждение капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс буржуазии закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других слоев общества и классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство. Основные источники права – законы, нормативно-правовые акты. Кроме того, буржуазное право отличает: равенство всех перед законом (наряду с формальным равенством), отказ от основных сословных привилегий; формирование национальной правовой системы и отдельных правовых семей; развитие концепции прав человека в соответствии с либеральной идеологией; право кодифицировано и систематизировано, принимаются конституции (не во всех странах); развитие антимонопольного, социального законодательства (после второй мировой войны), делегированного законодательства; возникновение и развитие отраслей права и т.д.;
4. социалистический тип права (на примере СССР) характеризуется такими чертами, как:
- появляется в ходе социалистической революции, в результате слома предыдущей правовой системы, не может наследовать какие-либо содержательные черты прошлого права;
- право полностью идеологизировано, оформляет волю руководящей (коммунистической) партии;
- право закрепляет государственную монополию, общественную форму собственности на средства производства и отрицает частную собственность;
- право закрепляет неравное представительство (на этапе диктатуры пролетариата) и равное на последующих этапах;
- социалистическое право имеет некоторые общие черты с правом буржуазным (романо-германским) континентальных европейских стран (но собственные отрасли, институты), не зная деления права на частное и публичное;
- провозглашает (и в известной мере гарантирует) социально-экономические права граждан на зрелом этапе, но не обеспечивает правовой защиты на предшествующих этапах (массовые политические репрессии).
5. Характерные черты постсоциалистического права:
- отказ от идеологизации (марксистско-ленинского понимания права);
- признание примата международного права, либеральных концепций права;
- деление права на публичное и частное;
- отказ от правового закрепления преимущественного положения социалистической (государственной, общественной) собственности;
- переход к принципу равенства всех форм и видов собственности;
- приоритет прав человека и гражданина, ориентация на Декларацию прав человека и гражданина;
- отказ от законодательного закрепления плановых заданий, отраслей и институтов, присущих социализму (колхозное право, институт социалистической собственности);
- деидеологизация, департизация, плюрализм мнений, закрепленная правом свобода их высказывания;
- расширение гражданско-правовой сферы действия права (новый Гражданский кодекс, новые принципы, субъекты, возможности и т.п.);
- неэффективность и негарантированность правового регулирования, нарушение фундаментальных прав человека.
| | следующая лекция ==> | |
Вопрос 27. Функции права и его принципы | | | Вопрос 29. Право в системе социальных норм |
Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 2578 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.
Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:
- рабовладельческий,
- феодальный,
- буржуазный и
- социалистический.
Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:
- национальные правовые системы и
- правовые семьи.
Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:
- общего права,
- романо-германская,
- славянская,
- мусульманская, индусская и др.
Исторический тип права - совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.
Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.
Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.
Основные признаки рабовладельческого права:
- право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;
- право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;
- отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;
- центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;
- в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;
- систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).
Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.
Основные признаки феодального права:
Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.
Основные признаки буржуазного права:
- светский характер – право не связано с религией;
- высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
- разделение права на частное и публичное;
- признание закона основным источником права;
- получило свое развитие социальное законодательство;
- постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;
- отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;
- отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;
- узакониваются профсоюзы.
Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой
- на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,
- на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.
Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.
Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.
При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.
Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
Рабовладельческое право
Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.
Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.
Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:
1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;
2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;
3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;
4) обе системы не знали деления права на отрасли;
5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.
Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.
Феодальное право
Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:
1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;
2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;
3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);
4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;
5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;
6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.
По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.
Буржуазное право
Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:
1) светский характер - это право, которое не связано с религией;
2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
3) разделение права на частное и публичное;
4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.
Социалистическое право
Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.
В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.
Каноническое право - право христианской церкви. Манориальное право - совокупность правовых норм, регулировавших отношения в феодальной вотчине между крестьянами и феодалами.
34. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем. Современная российская правовая система.
Правовая система - целостный комплекс правовых явлений, ооусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.
Структура правовой системы. Пять уровней правовой системы: субъектно-сущностньй; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.
1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек и его объединения, обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
2. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.
3. Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое. Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы — регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.
4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
В науке существует классификация правовых систем связанных с тем, что право исторически возникло раньше чем государство и его будущее может не определятся политической организацией: 1) догосударственные. дополитические системы. 2) политико-государственные системы. 3) постполитические (политико-государственные) правовые системы.
До недавнего времени правовая система Российской Федерации входила в прекратившее свое существование семью социалистического права, которую образовывали страны, ранее входившие в социалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли характерные для него черты.
35.Характеристика основных правовых систем народов мира: романо-германской, англосаксонской, религиозной, традиционной.
Романо -германская правовая система — это совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других государств, чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую систему нормативно-правовых актов. Романо-германская правовая система начала складываться еще в XII в., когда на базе кодификации императора Юстиниана превратилась в общую для всех юридическую науку, или, как говорят юристы, возникла в результате рецепции римского права странами контииентальной Европы.
Во всех странах этой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов.Основным источником в романо-герман-ской системе является закон. Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры. Второй источник — обычай: в качестве дополнения к закону. Третий источник — судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы. Четвёртый - нормативный договор.
Англо-саксонская правовая система, известна также под названием семьи общего права (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Она сложилась в Англии, становление и развитие получила на британской земле: общее право действовало на территории всей Англии (период становления — Х-ХШ вв.) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений, обобщая судебную практику в своих решениях, и на их основе вырабатывали свои юридические принципы.Особенность общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в систему общего права входят статутное право (законодательство) и право справедливости. Норма общего права носит казуистический, т.е. индивидуальный характер, поскольку она является моделью конкретного решения, а не результатом законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Приоритетное значение общее право придает процессуальным нормам, нормам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования и механизм правореализации. Еще одним наиважнейшим признаком общего права является автономия судебной власти от любой другой власти в государстве, что проявляется отсутствием прокуратуры и административной юстиции.
В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Наиболее многочисленный блок представляют здесь мусульманские страны.
Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран — священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний Пророка Мухамеда. Наряду с общими духовными положениями, там имеются установления нормативно-юридического характера. Сунна — мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни Пророка, представляет собой сборник норм— традиций, связанных с поведением и высказываниями Пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма —комментарии ислама, составленные его толкователями. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается именно в иджме, поэтому Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм; содержащихся в иджме.
Мусульманское право сформировалось в раннем Средневековье. Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм. Но современному исламскому праву удалось сгладить реликтовые особенности принятием законов и кодексов — продуктов деятельности государства.
Не менее широко распространена другая религиозная правовая система — индусское право. Оно связано с другой крупной религией — индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, нормативно закрепляющие определенный образ жизни и общественное устройство.
Система обычного права. Под системой обычного права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и на Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.
Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.
При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации.
Рабовладельческое право
Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.
Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.
Феодальное право
Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе.
По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.
Буржуазное право
Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:
1) светский характер - это право, которое не связано с религией;
2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
3) разделение права на частное и публичное;
4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.
Социалистическое право
Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на этапе становления социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе - этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.
В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА.
Принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.
Выделяется большое количество разнообразных принципов права. Основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.
Существуют следующиевиды принципов права:
Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:
1.принцип демократизма —законодательное предоставление возможностей населению реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;
2.принцип гуманизма - право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека ). Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;
3. принцип законности — все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития;
4. принцип равноправия - законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом;
5. принцип справедливости - при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;
6.принцип единства прав и обязанностей - направление поведения участников регулируемых отношений с помощью взаимных прав и обязанностей;
Межотраслевые - исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права - существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание общих принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. При этом одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования.
Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных или родственных отраслей права. Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно-процессуального и арбитражно-процессуального права характерны принципы:
- процессуальное равенство участников сторон;
- гласность судебного разбирательства;
Для отраслей уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право) характерны следующие принципы:
- экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели).
Отраслевые - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.).
Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права.
- в гражданском праве — принцип равенства сторон;
- в уголовном праве — презумпция невиновности;
- в трудовом праве — принцип свободы труда;
- в земельном праве — принцип целевого характера использования земли;
- в административном праве — принцип субординации.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Читайте также: