История развития представлений о предмете психологии шпоры
Развитие психологии как науки можно разбить на два периода:
1. Донаучный – в рамках религиозного и философского знания.
Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу.
2. Научный — формирование психологии как самостоятельной науки.
Развитие психологии можно представить и в виде этапов:
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
I этап (донаучный этап - V век до н.э. - начало XVII века н.э.) о душе
Развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. Данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. Ранние представления о психологии связаны с трудами древнегреческих философов и основаны на практическом познании человека, также на религиозных и мифических представлениях о мире (в основе лежали легенды, мифы, сказки, религия), которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления.
Выделяют три основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли:
3) направление дуализм. Представитель Аристотель.
II этап (научный период - XVII-середина XIX вв.) о сознании
В связи с развитием естественных наук, с помощью их опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. В XVIII веке психология развивается как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основными ее авторами являются В.Вундт и Э.Б.Титченер. Основной задачей психологии по В.Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей.
III этап (экспериментальный этап - середина XIX - начало XX в.) о поведении
IV этап (начинается со второй половины XX века) о психики
Данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерностипсихики, их проявления и механизмы.
Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, проблемы
Психология как наука
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют:
1) естественные - изучают природу;
2) гуманитарные - изучают общество, культуру и историю;
3) технические науки - связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда.
Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.
Предмет психологии
Сначала предметом изучения психологии была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное. В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
«В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда:
1) предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Суждения о природе и механизмах проявления психики:
1) Психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет специфические органы, обусловливающие возможность существования психики (т. е. нервную систему, нервные узлы и т. д.).
2) Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
3) Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.
Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях.
Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (см. рис.).
Рис. Структура психических явлений
Психические процессы
Выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т. е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции
2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования
3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья
4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.)
5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки
6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии
7. Структурализм и функционализм
8. Французская социологическая школа и описательная психология.
9. Развитие психологии в период открытого кризиса (10-30-е гг. XX в.). Основные психологические школы (общая характеристика)
10. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
12. Социальный бихевиоризм Дж. Мида, Д. Долларда, А. Бандуры и др.
13. Классический психоанализ 3. Фрейда
14. Аналитическая психология К. Юнга
15. Индивидуальная психология А. Адлера
16. Неофрейдизм (общая характеристика)
17. Теория базальной тревоги К. Хорни
19. Эгопсихология Э. Эриксона
20. Трансактный анализ Э. Берна
21. Гештальтпсихология, её развитие и поворот к гештальттерапии.
22. Динамическая теория личности и группы К. Левина
23. Современное состояние зарубежной психологии (основные тенденции развития). Межкультурные исследования в психологии
24. Гуманистическая психология. Теоретические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса
25. Логотерапия В. Франкла
26. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Д. Келли
27. Трансперсональная психология
28. Развитие отечественной психологии (общая характеристика). Идеология и психология.
29. Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова.
30. Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие.
31. Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.
32. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.
33. Психология установки.
34. Теория планомерного формирования умственных действий
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.
Задачи истории психологии:
Изучить закономерности развития знаний о психике
Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.
Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста
Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.
Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология является одновременно и одной из самых древних, и одной из самых молодых наук. Уже в V веке до н. э. греческих мыслителей интересовали многие проблемы, над которыми и сегодня работает психология – память, обучение, мотивация, восприятие, сны, патологии поведения. Но, хотя предтечей психологии и была наука древности, считается, что современный подход начал формироваться с 1879 года.
До настоящего времени психология развивается как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа – группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на базе определенной системы идей. Таким образом, психология находится еще в допарадигматической стадии развития: пока еще ни одна из точек зрения не смогла объединить все существующие платформы.
Каждая новая школа возникала первоначально как движение протеста против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства доктрин были временными, но все они сыграли важную роль в развитии психологии.
Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.
В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте[1] .
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).
Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Основатель структурализма – Э.Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи психологии – предельно точное определение содержания психики, выделение исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру.
Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.
Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.
Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод в психологию, и, безусловно, очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер[2] .
Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими главной детерминантой развития человека социум, общество, культуру. Основы конструкции были заложены французской социологической школой; существенный вклад в его развитие внесла американская школа культурной антропологии.
Родоначальником социологического направления в психологии принято считать Э.Дюркгейма. Его работы оказали серьезное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений индивида и общества. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления больших общностей людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п. Они независимы от индивида, императивны по отношению к нему, тотальны (всеобщи)[3] .
Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринятые ребенком извне мысли и эмоции определяют характер его душевной деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее.
Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека. Характерным для французской психологической школы является выделение уровней развития ребенка. П.Жане выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — развитие перцептивных действий, на котором формируются образы восприятия и представления памяти. Эти психологические образования также ориентированы на взаимодействия с другими. Третий уровень — социально-личностный — характеризуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Овладение речью создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.
В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.
– до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев
– рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.
–ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;
IIIэтап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.
IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Именно между внешним стимульным “входом” и объективным поведенческим “выходом” функционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует и заслуживает конкретного изучения.
– 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы;
– 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;
– современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.
В истории психологии происходили конфигурации представлений о предмете психологии:
А) Душа как предмет науки
1.Античная психология. Два основных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) - психическую жизнь разглядывают исходя из естественных обстоятельств, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) - разглядывают её как несводимую к механистическим взаимодействиям действительность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак её не объясняют. Основной тупик – душа признавалась главной предпосылкой – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился.
Демокрит: Душа - образование из атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из маленьких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Её обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело). Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня. Заболевание – это изменение пропорции атомов. В органах чувств маленькие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Восприятие - излучение атомов и их восприятие. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особенное тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.К. Механизм деяния души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Нам лишь кажется что психика и душа не материальны, мы просто не можем их измерить.
Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело - различные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-или субстанции. Они безвидны, незримы, есть без помощи других, независимо от чувственных вещей. Материя – небытие, непонятное незримое. Это ничто, которое может стать хоть какой вещью, т.Е. Всем при соединении с определенной идеей. Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.
Идеи – эталоны, вещи – их подобия. Душа – начало, посредствующее меж миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее до этого всех тел, властвует над всеми. Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (глобальная душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души. Космос – разумное существо – вместилище космического разума и тела. Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли. Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть мысль, она причастна идеям. Не тело заведует поведением человека, а все связывается благом и долгом.
Соотношение души и тела: душа не существует раздельно от тела, душа обязана соответствовать телу. Они (душа и тело) обязаны быть соразмерны. Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков). Динамизм душевного мира: разумное начало заведует телом и остальными частями души. Разум видит наилучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После погибели человека она отлетает и попадает на трибунал, на котором в зависимости от человеческих поступков она попадает в ад либо переселяется в тело человека. Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душа имела до вселения в тело.
Аристотель. Душа (психика) - организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа - форма, метод организации живого тела. Последнее - одушевлено, душа делает его живым (Аристотель - виталист). Благодаря душе мы представляем из себя целостный организм. 3 Вида души: растительная, животная (активность, взаимодействие с объектами), разумная (соединяется с вечностью, божественным духом). Аристотель занимал промежуточное место меж идеалистами и материалистами. Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая принципиальная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется без плана, цели. Соотношение души и тела: душа и тело соединены меж собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя учить раздельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.К. Материя есть то, из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает рвение вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – мишень. Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (чувства, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление). Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души лишь в логическом плане. Любая последующая ступень включает функции предшествующей. Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические либо волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют разные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения. Орган души – сердце. Энтилехия – высшее воплощение всех функций среды (то что вложено в тело, как его мишень).
Б) Сознание как предмет психологии
Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.Е. Внутренний опыт). способ самонаблюдения.
Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология обязана учить все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, конкретно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Способ интроспекции. В остальных направлениях (функционализм, структурализм, ассоциативная психология) были описаны различные элементы сознания (чувства, виды, умозаключения); неоднородность сознания (фокус, периферия); произвольные и непроизвольные процессы в сознании; сгусток и размер сознания. Титчнер.
В) Поведение как предмет психологии исследование не психики в поведении, а поведения. Способ – опыт. Задачки – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что исследовано научно может быть лишь то, что может быть записанно.
Г) Бессознательное. Психоанализ. Способ – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задачка – терапия.
Д) Деятельность. Психику нельзя учить раздельно от деятельности. Способ – генетико-формирующий. Задачки – трудности формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).
Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Способ – моделирование. Задачка – создание различных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения нужно обратиться к внутренним опосредующим действиям, до этого всего когнитивным.
Ж) Личность.Гуманистическая психология. Способ – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задачка – психотерапия.
З) Неформализуемые процессы.Выделено на базе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы, психики которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и обязаны быть в большей степени предметом психологии.
Читайте также: