История зарубежной литературы средние века шпоры
Раздел I.
История литературы Средних веков
Тема 1. Введение в изучаемый период.
Понятие Средних веков. Периодизация. Виды литературы.
Архаические формы.
В III в. н. э. углубляется кризис общественного и идеологического строя Римской Империи (восстание рабов и бедноты, вторжения с севера германских племён, с востока – персов, провозглашение собственных императоров на отдельных территориях империи, политическая неустойчивость в самом Риме). Кризис приводит к ослаблению, а затем и распаду Римского единства. Формально Римская империя просуществовала ещё около 200 лет на западе и более 1000 лет на Востоке (Византия). Но Византийская империя была уже образованием нового типа – это было государство феодальное, абсолютистское, христианское.
2) Процесс образования феодальных государств → складывание современных европейских народов, языков и культур.
Окончательно феодальный строй сложился к X веку. Его основные черты:
1. Феодальный тип землевладения
2. Крепостная зависимость крестьян
3. Новый тип государства и социальной структуры общества – на основе вассального подчинения (иерархический). Фигура короля.
4. Феодальная раздробленность (экономическая, территориальная, политическая и т. д.)
Постепенно усиливается тенденция к формированию централизованных (национальных) государств.
Периодизация литературы Средних веков:
1. Раннее средневековье (V-X вв.)
Литература однородна, синкретична → представлена устным народно-поэтическим творчеством → архаический эпос:
– ирландский эпос (например, саги о Кухулине – III–VIII вв.)
2. Зрелое средневековье (XI–XII вв.)
Литература отражает становление феодального общества и культуры национальных государств:
XI-XII вв. – устное народное творчество (героический эпос);
– ранняя письменная литература в Европе:
3. Позднее средневековье (XII–XV вв.)
Расцвет городов, рост антифеодального движения
– героический эпос (письменные памятники)
Далее средневековье сменяется Ренессансом (начало XIV (Италия) – начало XVII вв.).
Факторы, влиявшие на становление и развитие средневековой культуры и литературы:
1. традиции народного творчества
2. влияние античной культуры и искусства
3. христианство
Виды литературы средневековья:
1. Героический эпос
2. Клерикальная (церковная, христианская) литература
3. Рыцарская литература
4. Городская литература
Тема 2. Героический эпос
Был записан уже в литературном виде, обработан, поэтому носит черты письменной культуры и литературы.
Создавался в период феодальной раздробленности, поэтому единая королевская власть рассматривалась как прогрессивное явление, а феодальные распри осуждались.
Основные проблемы, идеи и темы:
1. Стремление к национальному единству. Воплощение его – добрый, мудрый и справедливый король (король = родина).
2. Подвиг во имя родины и короля.
Центральный герой – воин, верный вассал и христианин, защитник родины от внешних врагов и феодального раскола. Идеализирован. Часто имеет исторический прототип.
3. Протест против феодальной анархии и распрей баронов, национального предательства.
1. Рассказывает о событиях VIII в. – битве армии Карла Великого в Ронсельванском ущелье (Пиренеи), но эти события переосмыслены, трансформированы под влиянием главной идеи – подвига во имя короля и родины. Отразила борьбу с маврами Испании (столкновение христианского мира с мусульманским).
2. Поэма основана не только на хронике, но и на легендах, что отражается в трактовке образов героев. Черты рыцарской идеологии тоже наложили отпечаток на образы Карла, Роланда, Оливьера.
3. Осуждение предательства (Ганелон)
1. Расцвет испанского героического эпоса – XI–XIII вв. Связан с процессами Реконкисты (национально-освободительное движение испанцев против арабского завоевания VIII–XV вв.). Поэтому тема национального подвига во имя освобождения родины приобретает особое значение.
2. Более демократичен, чем французский. Выражает народное отношение к герою и событиям, осуждение феодальных распрей, но и вражды королей друг с другом).
3. Содержание ближе к историческим фактам и образу реального Родриго Диаса.
4. Почти нет фантастики, преувеличений // больше бытовых и частных подробностей.
1. Особенность исторических условий в Германии: очень сильная феодальная раздробленность → патриотические идеи настолько не свойственны, как французскому и испанскому эпосу.
2. На первом плане – феодальные интересы, личные, родовые, семейные проблемы, осуждение феодальных распрей.
3. Большее влияние рыцарской идеологии (идея верного вассала, концепция любви, тема феодальной чести и верности, и т. д.).
5. Мифологические элементы (напр., подвиги Зигфрида). Мифология переплетается с историей (например, о вожде гуннов Аттиле).
6. Темы – страсти, судьбы, тайны, преступления.
Нибелунги (Нифлунги) (нем. – Nibelungen, древнеисландск. – Niflunger) – герои германо-скандинавской мифологии, хранители сказочного клада. В поэме ещё и Зигфрид, победивший Нибелунгов, затем и род бургундских королей, завладевших кладом после смерти Зигфрида.
Тема 3. Рыцарская литература (XII-XIII вв.)
Рыцарская (куртуазная) литература начинает развиваться в Западной Европе в XII в., когда оформляется новый комплекс рыцарства – в связи с особыми социально-историческими условиями и потребностями феодального общества.
Оформляется понятие рыцарского идеала, сословного (социального, морально-этического и культурного) кодекса рыцарства:
▪ героический идеал: воинская доблесть, физическая мощь, смелость,
▪ идеологический кодекс: верность, преданность сюзерену, богу, церкви, долгу
▪ светский идеал (эстетический): куртуазная модель – умение петь, танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах, проявлять изысканность манер, любезность и щедрость;
Светское времяпрепровождение (кроме военных действий, набегов и походной жизни) – Пир и Турнир;
Культ Прекрасной Дамы ( ≠ реальному социальному статусу женщины) – толкование любви как поклонения благородной женщине, подчинения её повелениям, служения ей.
Рыцарская литература существовала в 2 формах:
↓ | ↓ |
Рыцарский роман | рыцарская лирика |
1. Лирика
Куртуазная лирика – первая, ранняя форма рыцарской литературы. Развивалась на юге Франции – в Провансе (до начала XIII в.), на особом – провансальском языке. Создатели рыцарской лирики – трубадуры (на Севере Франции назывались труверы, в Германии – миннезингеры).
индивидуальное поэтическое творчество;
впервые появилась рифма;
развитие поэтического языка, образности, стиля.
Арнаут Даниэль,
Джауфре Рюдель,
Гильом де Кабестань,
Бертран де Борн
Жанры куртуазной лирики:
– кансона – любовная песня
– сирвента – воинственная или политическая песня
– тенсона – спор, диалог (напр., на литературные темы)
2. Рыцарский роман
В отличие от лирики трубадуров формируется и расцветает на севере Франции. Стал образцом для других стран.
По тематике и характеру делится на 3 цикла:
↓ | ↓ | ↓ |
Античный | Бретонский | Византийский |
1. Античный цикл: основан на темах и сюжетах из античной мифологии и истории, но воспроизводит средневековые обычаи и нравы, рыцарские идеалы и ритуалы
Этот материал был положен в основу рыцарских романов не только во Франции, но и в Британии, Италии, Германии, Испании.
Бретонский цикл, в свою очередь, распадается на несколько разделов:
▪ бретонские лэ
▪ романы о Тристане и Изольде (сюжет – из кельтских сказаний; первый роман раздела – около 1150 г.)
Самый известный сюжет – о Персевале (Парцифале).
Тема 4. Городская и народная литература (XII-XV вв.)
Социально-исторические условия возникновения новой модели культуры и литературы средневековья:
1. Рост городов, сосредоточение в них не только экономической, политической власти, но и культуры, образования, ремесла, торговли, искусства.
2. Города становятся опорой и центром королевской власти.
3. Социальная основа – горожане; рост третьего сословия.
4. Изменения в идеологии: усиление светского мировоззрения, развитие науки (опытной) и философии (Роджер Бэкон; Фома Аквинский); развитие рационализма.
В литературе:
1. Ориентир на описание реальной жизни, обыденность (вплоть до откровенно материального, грубого, даже физиологического).
2. Основные черты и приёмы → сатира, гротеск, дидактизм, критицизм (ближе к морализаторству), внимание к материальному и повседневному.
3. Тип героя → простолюдин (хитрый, умный, находчивый, грубоватый), противопоставлен феодалам и церковникам
Жанры и формы:
1. Лирика
– поэзия вагантов (озорные песни бродячих клириков-школяров, первоначально на латинском языке, часто анонимные) → Франсуа Вийон;
– запись народных песен → самый популярный жанр – баллады (по тематике различны – исторические, легендарные, бытовые, фантастические)
2. Эпос
короткий рассказ комического или сатирического содержания, содержит морализаторский компонент, сатиру и критику (в т. ч., церкви и церковников), представляет тип горожанина (ловкость, ум).
3. Драма:
2 тенденции →
I. связанная с клерикальной литературой и церковной обрядностью (зародилась из католического богослужения, затем отделяется от него и вводятся светские элементы, исполняется на национальных языках – с XII в.)
– литургическая драма (X–XI вв.)
основана на библейских сюжетах, на латыни;
– мистерия (XII–XIII вв., расцвет в XV в.)
библейские сюжеты и мотивы, но и комические, бытовые элементы;
влияние народного театра;
II. связанная с народной традицией (в литературе проявилась с XIV–XV вв.)
– фарсы (близки фаблио; оперируют масками-типами)
– соти (комические сценки)
– фастнахтшпили (Нюрнберг, на основе карнавальных традиций)
– моралите (Франция и Англия, морализаторский характер)
Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.
На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.
Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.
В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей - женихов своей жены, которая его радостно встречает.
Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.
Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.
В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.
Величие героев Софокла в том, что они, сломленные всесильным роком, сохраняют верность своему человеческому долгу.
Еврипид (480-406) - младший из трагических поэтов, автор 92 произведений, из которых до нас дошло 17 трагедий. Лучшие переводы принадлежат Ин. Анненскому.
Рок Ифигения воспринимает как долг, она готова достойно умирать за честь отчизны. Однако в финале приходит спасение: Артемида смилостивилась и подменила тело девушки ланью. Еврипид использует в развязке новый, открытый им приём: Deus ex machina - Бог из машины. Когда гибель грозит героям, в последний момент их спасают боги. Существовали специальные театральные приспособления, возносившие персонажей к небесам. Даже в самых трагических ситуациях всё заканчивается ряде произведений Еврипида благополучно.
Своеобразием римской литературы периода правления Октавиана Августа было то, что гениальные поэты сознательно пошли на службу правителю. Это в равной степени присуще Вергилию (70-19) и Горацию (65-8).
В поэме говорится о судьбе троянца Энея, сына Анхиса и Афродиты. Мать повелевает ему покинуть горящую Трою и с ближайшими сородичами отправиться к италийским берегам, ибо ему суждено стать основателем нового могущественного государства.
Заслугой Вергилия и Горация явилось то, что во многом благодаря их поэзии сохранилась латынь, так как в средние века их творения читались и изучались школярами.
Средневековье: романский стиль и готика, героический эпос и рыцарский роман, Данте и Джотто
Средние века - длительный период всемирной истории, простирающейся с конца V в. до XV в., соединяющий античность с эпохой Возрождения. Началом средневековой истории условно принято считать 476 г., когда произвело окончательное падение Римской империи в результате многочисленных восстаний рабов и выступлений плебса, а также под натиском варварских племен, вторгшихся о севера на Апеннинский полуостров. Завершением средневековья стал Ренессанс античной культуры, начавшийся в Италии с середины XIV в., а во Франции - с начала XVI в., в Испании и Англии - с конца того же столетия. Средневековье характеризовалось господством христианской религии, аскетизмом, разрушением античных памятников, забвением гуманистических идей во имя религиозной догмы. С конца IV в. христианство становится государственной религией сперва в Риме, а затем и в возникающих варварских государствах, ибо предводители германцев, франков, кельтов вскоре осознали, что идеи монотеизма способствуют возвышению их авторитета среди соплеменников. Усвоив и переработав латынь, они восприняли крещение и догматы церкви.
Наконец, именно в средние века возникли литературные жанры, существующие и поныне: роман, сонет, баллада, мадригал, канцона и другие.
На исходе средневековья произошли великие географические открытия и было изобретено книгопечатание, возродились города и были открыты университеты.
Ведущим жанром средневековой литературы были эпические поэмы, возникшие на заключительном этапе формирования наций и объединения их в государства под эгидой короля.
Образ Сида подкупает своей реалистической многосторонностью. Он не только храбрый полководец, но и тонкий дипломат. Когда ему понадобились деньги, он не погнушался обманом, ловко обманул доверчивых ростовщиков, оставив им в качестве заклада сундуки с песком и камнями. Сид тяжело переживает вынужденную разлуку с женой и дочерьми, а когда король просватал их за знатных мошенников, он страдает от нанесённой обиды, взывает о справедливости к королю и кортесам. Восстановив честь семьи, снискав королевское расположение, Сид удовлетворен и выдаёт своих дочерей второй раз замуж, теперь уже за достойных женихов.
В образе Зигфрида сочетаются архаические черты героя мифов и сказок с манерами поведения рыцаря-феодала, честолюбивого и задиристого. Вскоре смиряется, вспомнив о цели своего приезда. Характерно, что королевич беспрекословно служит королю Гунтеру, не стыдясь стать его вассалом. В этом сказывается не только желание заполучить в супруги Кримхильду, но и пафос верного служения сюзерену, неизменно присущий средневековому героическому эпосу.
Зигфриду принадлежит важнейшая роль в сватовстве Гунтера к Брюнхильде. Он не только помогает ему одолеть в поединке могучую богатыршу, но и собирает дружину из тысячи Нибелунгов, которые должны сопровождать жениха с невестой, возвращающихся в Вормс. Державный бургундский правитель посылает Зигфрида в стольный град с благой вестью о том, что он совладал с девой-воительницей, дабы родичи подготовили им торжественную встречу. Это вызывает сердечную радость Кримхилъды, которая надеется на то, что посланник теперь может рассчитывать на брак с нею. Состоялась пышная двойная свадьба.
Через десять лет разлуки Зигфрид и Кримхильда получают приглашение от Гунтера и Брюнхильды посетить Вормс. Нибелунги отправляются в гости, не ведая, какая беда их ждет там.
Со смертью Зигфрида внимание повествователей сосредоточено на судьбе его вдовы, которая кроваво мстит своим сородичам за смерть мужа.
Отношения же рыцаря с королём тоже несколько изменились. Благородный паладин своего короля, оставаясь вассалом, обретает нередко несколько иной статус: друга и наперсника монарха. Порой рыцарь по приказанию короля совершает подвиг, но связан героический поступок не с политикой, а личной жизнью. Например, Тристан отправляется на завоевание Изольды. Заморской красавице надлежит стать супругой короля Марка, который доводится ему дядей. Дистанция между вассалом и королем сокращается, рыцарь попадает в число приближенных. Конфликт романа о Тристане и Изольде строится на том, что вассал становится соперником самого короля, что в героическом эпосе было бы абсолютно невозможно. Любовные переживания героев раскрываются с большой психологической убедительностью, чувства их лишены статичности, преследования влюбленных только стимулируют их страсть.
Самым знаменитым автором романов о подвигах рыцарей круглого стола был Кретьен де Труа (ок. 1135 - 1191).
Гамурет - идеальный герой немецкого рыцарского романа. Он жаждет служить одному только Богу и мечтает о единственной награде - любви прекрасной дамы, имя которой Херцлойда, что означает тоскующая сердцем. Херцлойда должна была выбрать себе супруга на рыцарском турнире. Отважный Гамурет побеждает всех соперников, однако он не может жить без ристалищ. Воспользовавшись свободой, которую ему предоставила великодушная Херцлойда, он отправился воевать и погиб в сражениях.
История Парцифаля завершается торжеством справедливости и всеобщей радости. В замок прибывает и любимая жена Кондвирамур, о которой так долго тосковал странствующий рыцарь. Счастливый Парцифаль тут же увидел своих замечательных сыновей Кардейса и Лоэнгрина.
Финал истории носит идиллический характер: святой Грааль питает всех яствами и утоляет вином жажду. Парцифаль правит своей страной мудро и справедливо.
Лоэнгрин - сын Парцифаля и Кондвирамур. Родился, как и его отец, после отъезда рыцаря на войну. Их первая встреча и взаимное узнавание происходит, когда Парцифаль уже овладел святым Граалем. Дальнейшая история Лоэнгрина Вольфрамом намечена пунктирно. Говорится о храбрости Лоэнгрина, о его победах во многих битвах. Лоэнгрин полюбил прекрасную принцессу Брабанта Эльзу, которая отвергала всех искателей ее руки. Он прибывает в Антверпен на ладье, в которую запряжен лебедь. Стройный белокурый красавец Лоэнгрин мгновенно завоевал сердце принцессы. Он женился на ней с одним условием: Эльза не должна спрашивать, откуда он прибыл. Очевидно, Лоэнгрин не имел права никому открывать тайну замка Мунсальвеш, в котором хранилась чаша святого Грааля. Супруга Лоэнгрина долгое время соблюдала условие, но стоило ей попытаться выведать секрет мужа, как Лоэнгрин бесследно исчез, влекомый прекрасным лебедем.
Грандиозное представление, которое разыгрывалось на городской площади, - мистерия (лат. mysterium - таинство). Это могло быть действие о грехопадении Адама и Евы или изображение крестного пути Иисуса Христа. В серьезное драматическое представление стали проникать комические эпизоды. Появился фарс (франц. farce - начинка), в котором изображались неверные жёны, мнимые слепые, просящие подаяние, пройдохи-адвокаты, скупые старики и влюбленные вертопрахи. Над ними сочинители фарсов беззлобно посмеивались, потешая зрителей, собравшихся посмотреть мистерии.
Данте Алигьери (1265 - 1321) родился во Флоренции, принимал деятельное участие в общественной жизни, был избран одним из приоров - управляющих городом. Однако когда к власти пришли политические противники Данте, он вынужден был отправиться в изгнание. Хотя знаменитого поэта с почестями принимали во многих городах Италии, он тяжело переживал разлуку с Флоренцией. Важнейшим событием духовной жизни поэта была встреча с Беатриче, которая стала для него земным воплощением небесной любви. Имя Беатриче означает дарующая блаженство. Поэтическое творчество Данте стало прославлением идеала, он создал образ, воплощающий веру, мудрость, красоту, справедливость, сострадание - словом все человеческие добродетели.
Самое страшное преступление в представлении поэта - предательство. Самые мучительные истязания уготованы иуде, Бруту и Кассию. К ним Данте, переживший измены и предательства, беспощаден.
В конце поэмы происходит встреча Данте с Беатриче, которая приобщает его Божественному промыслу и вечности.
Эпоха Возрождения: генезис гуманизма, титаны Ренессанса, Шекспир и Сервантес
Начиная с четырнадцатого столетия итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного гармонически развитого человека. В числе первых, кто взял за образец произведения древних греков и римлян, были Джотто и Данте, а затем поэт Франческо Петрарка и новеллист Джованни Боккаччо, скульптор Никколо Пизано и живописец Симоне Мартини. Первоначально термином Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance) обозначали культурно-исторический этап с которого началось изучение античного искусства и литературы, воспринятых как идеальное воплощение внешнего облика и внутренней духовной жизни человека.
Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия. Отсюда возникает главный философский принцип эпохи Возрождения - антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Современная система жанров литературы и искусства в значительной мере оформилась в период Ренессанса. Своего рода аналогом автопортрета в литературе можно считать лирическую поэзию. Лирика Франческо Петрарки, Пьера Ронсара, Уильяма Шекспира интерпретировала их внутренний жизненный опыт, однако ценители их лирики узнавали в стихах поэтов не только и не столько авторов, сколько самих себя, обнаруживая совпадение и сходство в горестях и в радостях. Лирика субъективна, но вместе с тем лирическая поэзия способна в эмоциональном порыве стать объединителем людей. В эпоху Возрождения главным жанром лирики был сонет. Все перечисленные выше поэты писали сонеты, им удавалось в четырнадцати строках сонета передать творческую устремленность, мечту о поэтическом бессмертии, обретение любви и утрату возлюбленной.
Возрождение в Италии. Франческо Петрарка (1304-1374) - первый европейский гуманист. Его отец незадолго до рождения поэта был изгнан политическими противниками из Флоренции Будучи нотариусом, отец хотел, чтобы Франческо тоже стал юристом. Петрарка изучал право в университетах Монпелье и Болоньи. После смерти отца по его собственному признанию он отправил все юридические сочинения в длительное заточение. Приняв духовный сан, он в 1330г. поступил на службу к кардиналу Джованни Колонна. В качестве его секретаря Франческо Петрарка сопровождал кардинала в поездках во Францию, Фландрию, Германию.
Франсуа Рабле.
Рабле сохранил канву сюжета, но за насмешками словоохотливого балагура и весельчака, каким представляется рассказчик, скрыт глубокомысленный взгляд на современность.
Троица великанов - дед Грангузье, сын Гаргантюа и внук Пантагрюэль - сказочные короли, занятые возлияниями и изобильными трапезами. Они мало заботятся о благе своих подданных, но по мнению Рабле это и есть лучшая форма правления, ибо свободный король вовсе не посягает на свободу своего народа. В винопитии следует видеть игру: как заправские деревенские пьяницы, короли и их приближенные состязаются, кто кого перепьет. У Рабле великое множество безобидного обмана, всяческих приколов, ложных клятв, божбы - словом всевозможного надувательства. Но при этом он всегда точен, конфиденциально сообщая, с точностью до последней кружки сколько больших и малых бочонков было выпито. Чем больше лжи, тем больше точных цифр - обманщик Рабле прекрасно усвоил это правило и постоянно им пользовался.
Атмосферу игры усиливает особая языковая стихия повествования. Для Рабле не приемлемо правило: краткость - сестра таланта. Напротив, он многоречив, разговорчив, болтлив, бранчлив. Он владеет несметным языковым богатством и щедро делится своими запасами с читателем. Французская речь во всей своей красе теснит лаконичную латынь. Француз Рабле явился одним из создателей языка французской прозы.
Панург воплощает свободу, всего на свете, игнорируя отжившие моральные правила. Он свободен как деревенский парень, сбежавший от своих хозяев в город. Но у него отсутствует понимание того, для чего ему свобода, как он может ею распоряжаться.
С появлением Панурга повествование устремляется в новое жанровое русло - путевой эпос. Дело в том, что Панург замыслил жениться, но опасается не будет ли он рогат. Так как никто из двух десятков советчиков ничего путного не рекомендовал, решено было отправиться за истиной в Китай к оракулу божественной бутылки. Все персонажи двинулись туда на корабле, проплывая мимо островов, на которых Рабле собрал всех врагов рода человеческого: взяточников судей, жирных католических монахов, аскетов-протестантов, схоластов, богословов и прочую нечисть.
Поэзия Пьера де Ронсара (1524 - 1584) завершает период Ренессанса во Франции. Ронсар был патриотом Франции, отечество и героев своей страны он прославлял в торжественных одах и гимнах. Он скорбел, что религиозные распри разоряют родину и ее народ, поэт ратовал за единение своих соотечественников.
Продолжая традиции Петрарки, он воспевал любовное чувство в сонетах. Причем увлечения поэта Кассандрой, Марией и Еленой, которым он посвятил поэтические циклы, были не умозрительными, а вполне реальными отчего любовные признания звучат искренне и откровенно.
Замечательным памятником гуманистической культуры стали немецкие народные книги - особый вид низовой литературы, адресованной демократическому читателю. Первые народные книги появились в середине XV в. в Германии в связи с изобретением книгопечатания и получили широкое распространение в конце XVI в.
Тиль Уленшпигель - собирательный образ, в котором отразилась критическая обостренность народного сознания в период, непосредственно предшествовавший Крестьянской войне и Реформации в Германии первой четверти XVI в. Любимец народа постоянно ломает устойчивый сложившийся сословный порядок, осмеивая знать, богачей и святош.
Возрождение в Испании. Гуманистические идеи проникают на Пиренейский полуостров на рубеже XV-XVI вв. Испания в этот период представляла собой абсолютистскую монархию, правители и подданные оставались ревностными католиками. Экономика Испании была одной из самых отсталых в Европе. Приток дохода из колоний привел к резкому вздорожанию товаров и продуктов. Аристократам на золотой посуде нечего было есть, а что уж говорить о мелких дворянах - идальго, среди которых самой большой знаменитостью остается поныне дон Кихот Ламанчский, созданный фантазией Сервантеса.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547 - 1616) был сыном бедного лекаря, принадлежавшего к сословию идальго. Отцу в поисках заработка приходилось скитаться по испанским провинциям, так что в детстве будущий писатель побывал и в Севилье и в Толедо, в Мадриде и в Кордове. Литературный дар Сервантеса проявился рано, уже в юные годы он сочинял сонеты.
Роман задумывался Сервантесом, как пародия на рыцарский роман и рыцарство вообще, которое уже перестало играть свою роль в обществе. Что же касается рыцарских романов, которыми зачитывался сумасшедший идальго и кое-кто из его соседей и приятелей, всерьез воспринимать чародеев и злодеев могли только очень наивные люди, не сведущие в реальной жизни. Сатирический эффект повествования Сервантеса основан на полном несоответствии образов и ситуаций рыцарских романов и всему, что встречается полоумному идальго на путях и перепутьях его скитаний. Однако Дон Кихот видит то, что хочет видеть: в скотнице Дульсинее - Прекрасную даму, в ветряных мельницах - великанов, в горной пещере - хрустальный замок.
Альянс Дон Кихота и Санчо Пансы смешон внешним и внутренним контрастом: худющий идальго и толстяк-крестьянин, мечтатель-визионер и смышленый прагматик. Однако во время долгих скитаний они многому научатся друг у друга. Но важно другое. Сервантес в двух нераздельно соединенных персонажах впервые показал целостность человеческого сознания, в котором уживаются два контрастных взгляда на мир. В конце концов внутри каждого живут и Дон Кихот, и Санчо Панса.
Легенда о принце Гамлете была впервые записана датским историком Саксоном Грамматиком в начале XIII в. В ней рассказывалось о том, что некий Фенгон, терзаемый завистью к царствующему брату, убил его и женился на его супруге Геруте. Гамлет, притворившись слабоумным, и тем самым усыпив бдительность дяди, жестоко отомстил Фенгону и его сподвижникам.
Конфликт трагедии усугубляется тем, что Гамлет находится в разладе с самим собой. Он осознает, что та миссия, которая выпала на его долю, невыполнима, ибо ему не дано реализовать гуманистические принципы. Но Гамлет в финале действует активно. Он сражается не с Лаэртом, который потерял отца, убитого Гамлетом, он сражается с миром зла без надежды на успех, и в конце концов выполняет волю отца. Убивая Клавдия, он добивается того, что в мире стало на одного злодея меньше.
Третий период творчества Шекспира - 1608-1612 гг. Драматург с .
Читайте также: