Как лихорадка мятежных склонностей туман
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 258 889
- КНИГИ 594 979
- СЕРИИ 22 271
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 556 831
Первое издание этой книги, вышедшее в 1973 году, моментально стало библиографической редкостью и уже переведено на иностранные языки. Готовя второе издание, автор - писатель и врач-психотерапевт, известный и книгами для массового читателя, и научными трудами в области психиатрии и психологии, продолжал заниматься лечебной и научной работой. В книгу вошли новые материалы о том, что такое внутренняя значимость, о самочувствии человека в общении и другие. Основное же содержание, как и прежде, - искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта, старинных истин и новых идей. Это книга-лечебник для всех и практикум внутреннего самовоспитания.
Владимир Львович ЛЕВИ
ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ
О ПОЛЬЗЕ И БЕСПОЛЕЗНОСТИ ПРОПИСНЫХ ИСТИН
СКАНДАЛ С САМИМ СОБОЙ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
ПОЛДЮЖИНЫ ПРОПИСНЫХ ИСТИН,
К КОТОРЫМ АВТОР ПРИШЕЛ ОТЧАСТИ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ
ВОЗЛЮБИ СЕБЯ КАК БЛИЖНЕГО СВОЕГО
О ЖЕНСКОЙ ЛОГИКЕ, СВОЙСТВЕННОЙ И МУЖЧИНАМ
ЭТО ЕСТЬ В НАС ВСЕГДА
ЭТО СВЕРНУТАЯ ВСЕЛЕННАЯ
МАЯТНИК ЗДРАВОГО СМЫСЛА
О ВОПРОСАХ НЕРАЗРЕШИМЫХ
НА БУМАГЕ ВСЕ ГЛАДКО,
ПРИКАЖИТЕ НЕ ЗАБОЛЕТЬ
(ни дня без самовнушения)
ЧУВСТВА НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СЛИШКОМ ЛЕГКО УПРАВЛЯЕМЫМИ
ПРИКАЖИТЕ НЕ ЗАБОЛЕТЬ
ЧЕРТ, КОТОРОГО Я ЗНАЮ
ДЛЯ ТЕХ, КТО НАМЕРЕН ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ЭТО ПРОСТО ПРИВЫЧКА
КОГДА МОЖНО НАЧИНАТЬ?
КОМУ МОЖНО И КОМУ НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ?
СТРАХ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ПРАВИЛО САМОЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ВЫ ЗНАЕТЕ О СЕБЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДУМАЕТЕ
О ГРАНИЦАХ ВОЗМОЖНОГО
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА АТ
ЗНАЧИТ, НЕ ПРОБОВАЛ
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ В ОДНО ЗАНЯТИЕ?
ТИПИЧНОЕ КУРСОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЯ АТ
НУЖНО ЛИ ВСЕ ВРЕМЯ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ?
ГЛАВНОЕ, ЧТО ДАЕТ АТ,
ДЛЯ ТЕХ, КТО НАМЕРЕН ЗАНЯТЬСЯ
ВНУШИТЕ СЕБЕ ЭТО!
ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ
КАК ВОЙТИ В СОБСТВЕННЫЙ ПАЛЕЦ
Вариант с открытыми глазами (подготовительный)
Вариант с закрытыми глазами (основной)
О ВРЕДНЫХ САМОСОСРЕДОТОЧЕНИЯХ
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ – ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ
(замечание об оптимальных ритмах внимания)
НА ВКУС, НА ЦВЕТ.
КАК ДУМАТЬ НИ О ЧЕМ?
(специальные упражнения рассредоточения)
НЕ СОВСЕМ КАК ХОТИМ
И ВСЕ-ТАКИ МОЖНО.
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЕЖАТЬ?
И В ЭТОМ СВОЯ СТРАТЕГИЯ
УЛЫБКА ДЛЯ СЕБЯ
КАК ЗАГЛЯНУТЬ В СВОИ ГЛАЗА
ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
СЛАБОВОЛИЕ КАК ПРЕДРАССУДОК
ЧТО ТАКОЕ САМОЧУВСТВИЕ?
ЕСТЬ ЛИ ОБЩИЙ РЕЦЕПТ?
УПРЯМАЯ ВЕЩЬ ТОНУС
ПРУЖИНА И МОЛНИЯ
УЧИТЫВАТЬ ПРИНЦИП МАЯТНИКА
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПИТЬ КОФЕ?
ПЛАНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
И В ЗИГЗАГАХ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ МЕРУ
(по рассказу одного бывшего пациента, писателя)
ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ
АКАДЕМИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ НАУК
ЧИХАТЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
ПОДРУЖИТЕСЬ СО СВОИМ ГОЛОСОМ
ДЕРЖИ ГОЛОВУ В ХОЛОДЕ.
ПОЧЕМУ ЦЕЗАРЬ ЛЮБИЛ КРАНЕЮЩИХ?
СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПОЧКА ПОДСОЗНАНИЯ
. И ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ
НЕ ДАВИТЕ НА НЕГО САМИ
СВОЕЮ СОБСТВЕННОЙ РУКОЙ
ВЗАЙМЫ У МОРФЕЯ
САМАЯ ЛЕГКАЯ ТЯЖЕСТЬ
КАК СНОВА НАУЧИТЬСЯ СПАТЬ
СОН НИЧТО, ОТДЫХ – ВСЕ
ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИМ ПЛАН СНОВИДЕНИЙ
(письмо с ответом)
Варианты самовнушений на выходе из глубокого расслабления
НЕПОСТИЖИМОЕ ИСКУССТВО ЖИТЬ
СОЮЗ С ВОЛНЕНИЕМ
(письмо с комментарием)
О МОЛЧАНИИ И О МНОГОМ ДРУГОМ
СОБИРАЙТЕ СОКРОВИЩА! ЗАБЛАГОВРЕМЕННО!
В КОГО УГОДНО, ВО ЧТО УГОДНО
ИЛИ КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СБОРКЕ ЛИЧНОСТИ
(из письма к юному человеку)
Фаза овладения: цепные перевоплощения
КАК СТАТЬ ПСИХОЛОГОМ
ЭТО СТРАННОЕ ОБАЯНИЕ, ИЛИ ОПЕРЕЖАЮЩАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
(из письма заочному пациенту)
БЕЗНАДЕЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ИЛИ ВТОРОЙ РОСТ
(о том, как стать высоким, красивым, выдающимся и так далее)
АМНИСТИЯ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ
(из ответа человеку, который считает, что ему не повезло более прочих)
КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ АТ
ЭТУ КНИГУ ПИСАЛИ И ВЫ
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Все книги автора
Эта же книга в других форматах
Владимир Львович ЛЕВИ
ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ
Первое издание этой книги, вышедшее в 1973 году, моментально стало библиографической редкостью и уже переведено на иностранные языки. Готовя второе издание, автор – писатель и врач-психотерапевт, известный и книгами для массового читателя, и научными трудами в области психиатрии и психологии, продолжал заниматься лечебной и научной работой. В книгу вошли новые материалы о том, что такое внутренняя значимость, о самочувствии человека в общении и другие. Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта, старинных истин и новых идей. Это книга-лечебник для всех и практикум внутреннего самовоспитания.
ПАМЯТИ ЛЮБИМОГО ОТЦА
В нашей социалистической действительности большое место занимают проблемы формирования нового человека, всесторонне развитой личности. Эти понятия включают в себя очень многие качества. Едва ли не основные из них – стремление служить общему делу, отдавать ему все свои творческие силы, всю энергию души, способность противостоять рутине, косности, всему тому, что мешает строить новую жизнь, умение подчинить собственные интересы интересам коллектива.
Эти качества, характеризующие общественно активную личность, ее сознательность, волю и желание успешно трудиться на благо советского общества, отнюдь не всегда проявляются в каждом человеке в должной мере. Это может объясняться и условиями воспитания и свойствами натуры.
На свете нравственном загадка,
Мятежных склонностей дурман
Или страстей кипящих схватка
Всегда из края мечет в край,
Которого душа есть пламень,
Под бурей рока – твердый камень!
В волненьях страсти – легкий лист.
(П. А. Вяземский. Из послания к Ф. И. Толстому)
Ф. И. Толстой-Американец:
УДК 929 ББК 63.3-8 А87 Оформление Екатерины Синёвой Архангельская Т. Н.
Книга адресована широкому кругу читателей.
очерк впервые увидел свет в 1926 году и переиздан в 1990-м. Автор этой биографии написал в предисловии к своему труду: «Он прожил бурную жизнь, нередко преступая основы общечеловеческой нравственности и игнорируя уголовный кодекс. Вместе с тем он был человек храбрый, энергичный, неглупый, остроумный, образованный для своего времени и преданный друг своих друзей.
Его жизнь интересна, во-первых, как жизнь необыкновенного человека, полная занимательных происшествий. Во-вторых, потому, что она отражает в себе быт эпохи, в которой он жил, в-третьих, потому, что он был в приятельских отношениях с некоторыми выдающимися людьми своего времени, и, в-четвертых, потому, что его резко выраженная индивидуальность послужила материалом для нескольких произведений лучших русских писателей.
Материалом для настоящего очерка, – пишет далее С. Л. Толстой, – послужили рассказы и упоминания об Американце Толстом, разбросанные в разных мемуарах и исторических журналах, труды историков литературы… и несколько рассказов, мною слышанных от моего отца Л. Н. Толстого.
С переизданием в 1990 году этой книги С. Л. Толстого материалы о Ф. И. Толстом в журналах, газетах, Интернете стали нередки. Однако в целом их авторы, журналисты и писатели, варьируют известное, увлекаясь зачастую просто скандальным, заметно меньше при этом уделяя внимания позитивному аспекту. В их текстах встречаются случаи откровенной лжи, проявления весьма вольной фантазии, искажения фактов. Документальных же материалов, содержащих достоверные сведения о Ф. И. Толстом, в этих работах опубликовано сравнительно мало.
Писатель дважды обращался к его образу:
в биографии этого по-своему загадочного и противоречивого человека предостаточно.
Найденная несколько лет назад директором Центрального государственного исторического архива Е. Г. Болдиной сохранившаяся в фондах архива справка из Московской духовной консистории окончательно устраняет это предположение. Здесь указано, что граф Федор Толстой родился в Москве, в Москве же он венчался, прожил значительную часть жизни и похоронен.
Вопрос о том, жил ли Ф. И. Толстой в Америке, – один из тех, что еще требует разрешения. Никаких документальных свидетельств этого в распоряжении исследователей пока нет.
Толстым, сообщает в своей книге:
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
← Что пользы, — говорит расчётливый Свиньин… | Толстому автор Пётр Андреевич Вяземский (1792—1878) | Ты прав! Сожжём, сожжём его творенья. → |
См. Стихотворения 1818 . Источник: lib.ru |
Американец [1] и цыган, [2]
На свете нравственном загадка,
Которого, как лихорадка,
Мятежных склонностей дурман
Или страстей кипящих схватка
Всегда из края мечет в край,
Из рая в ад, из ада в рай!
Которого душа есть пламень,
А ум — холодный эгоист;
Под бурей рока — твёрдый камень!
В волненье страсти — лёгкий лист! [3]
Куда ж меня нелёгкий тащит
И мой раздутый стих таращит,
Как стих того торговца од,
Который на осьмушку смысла
Пуд слов с прибавкой выдаёт?
Здесь муза брода не найдёт:
Она над бездною повисла.
Как ей спуститься без хлопот
И как, не дав толчка рассудку
И не споткнувшись на пути,
От нравственных стихов сойти
Прямой дорогою к желудку?
Но, впрочем, я слыхал не раз,
Что наш желудок — чувств властитель
И помышлений всех запас.
Поэт, политик, победитель —
Все от него успеха ждут:
Судьба народов им решится;
В желудке пища не сварится —
И не созреет славный труд;
Министр объелся: сквозь дремоту
Секретаря прочёл работу —
И гибель царства подписал.
Тот натощак бессмертья ищет,
Но он за драмой в зубы свищет —
И свет поэта освистал.
К тому же любопытным ухом
Умеешь всем речам внимать;
И если возвышенным духом
Подчас ты унижаешь знать,
Зато ты граф природный брюхом [4]
И всем сиятельным под стать!
Ты знаешь цену Кондильяку,
В Вольтере любишь шуток дар
И платишь сердцем дань Жан-Жаку, [5]
Но хуже ль лучших наших бар
Ценить умеешь кулебяку
И жирной стерляди развар?
Ну, слава Богу! Пусть с дороги
Стихомаранья лютый бес
Кидал меня то в ров, то в лес,
Но я, хоть поизбивши ноги,
До цели наконец долез.
О кухне речь — о знаменитый
Обжор властитель, друг и бог!
О, если, сочный и упитый,
Достойным быть мой стих бы мог
Твоей щедроты плодовитой!
Приправь и разогрей мой слог,
Пусть будет он, тебе угодный,
Душист, как с трюфлями пирог,
И вкусен, как каплун дородный!
Прочь Феб! и двор его голодный!
Я не прошу себе венка:
Меня не взманит лавр бесплодный!
Слепого случая рука
Пусть ставит на показ народный
Зажиточного дурака —
Проситься в дураки не буду!
Я не прошусь закинуть уду
В колодезь к истине сухой:
Ложь лучше истины иной!
Я не прошу у благодати
Втереть меня к библейской знати [6]
И по кресту вести к крестам, [7]
Ни ко двору, ни к небесам.
Просить себе того-другого
С поклонами я не спешу:
Мне нужен повар — от Толстого
Я только повару прошу!
Ценю Вольтера остроту:
Подобен ум его Протею;
Талант женевца — прямоту,
Подчас о бедняках жалею.
Благоговею духом я
Пред важным мужем Кондильяком…
Скажу, морочить не любя:
Я более знаком с коньяком!
Кондильяк Этьен Бонно де (1715—1780) — французский философ-сенсуалист. Жан-Жак — Руссо.
. КАК ЛИХОРАДКА
МЯТЕЖНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ТУМАН
ИЛИ СТРАСТЕЙ КИПЯЩИХ СХВАТКА
ВСЕГДА ИЗ КРАЯ МЕЧЕТ В КРАЙ,
ИЗ РАЯ В АД, ИЗ АДА В РАЙ!
П. А. Вяземский
А. Радости
Б. Огорчения
Редкие звонки Н., даже если он в плохом настроении (что бывает как правило)
Удачная прическа
Комплименты шефа
Возможность утереть нос Тане Г.
Удачное выступление на семинаре
Хорошая книга
Опубликование моей статьи
Хороший фильм или спектакль
Хорошая погода
Беспричинный подъем (изредка)
. . . . . . . . . . .
100. (?!)
Почти постоянная занятость Н. и его общение с К.
Беспардонные сплетни Татьяны Г.
Почти ежедневная кража газет из почтового ящика
Невозможность найти хорошего парикмахера
Отвратительные ухмылочки соседа по лестничной клетке, с которым я никогда не разговариваю
Неуместные замечания Марьи Гавриловны по поводу визитов моих знакомых
Ужасное обслуживание в КБО
Задержка с переходом на ставку старшего
. . . . . . . . . . .
55. Мой возраст: мало успела.
. . . . . . . . . . .
60. Беспричинная подавленность
. . . . . . . . . . .
99. Отсутствие кое-какой необходимой литературы
Сопоставьте соответствующие пункты анкеты и вы видите? – Да, оказывается, иерархия объявленных ценностей и иерархия чувств по конкретным поводам не согласуются, как-то поменялись местами верхи и низы, и где-то нет логики. Похоже даже, что в некотором отношении эмоции идут наперекор ценностям, отвергают, опровергают их.
Так получается и у меня, и, возможно, у вас – почему же так, дорогой читатель? Почему столь часто, казалось бы, крупные события жизни оставляют нас странным образом равнодушными, а, казалось бы, мелочи странным образом будоражат?
Вот здесь и возникает необходимость в уточнении слов: совпадает ли, одно ли и то же ценностьи значимость? По здравому смыслу как будто бы да, но здравый смысл, как известно, управляет нами глубоко не всегда. Зато в нас есть другие правители – БИОМАЯТНИКИ, которые занимаются своим делом
ДЕННО И НОЩНО
Я уже писал о них и в статьях, и в других книгах, здесь вы прочтете о них еще в нескольких местах, и придется, наверное, пару раз повториться. А сейчас посмотрите на схему 1 – шкала тонуса, или маятник активности, главнейший из всех. К схеме этой мысленно обратимся еще не раз, это изображение и всех прочих маятников. (И среди них другого наиважнейшего: маятника эмоций, шкалы отношений и настроений.)
На этой-то шкале и вершатся чудеса аутотренинга.
Чем больше знаешь жизнь, тем все яснее видишь, как важно обладать умением не поддаваться
первому порыву чувств, а трезво взвешивать все обстоятельства, чтобы не придавать
случившемуся большего значения, чем оно заслуживает.
Не успела взвесить все за, как оказалась не против.
Взвешенность как качество личности – способность к продуманным словам, решениям, поступкам — следствиям унисона души и сильного разума, установившего жесткий контроль ума и чувств.
Однажды двое учеников подошли к Учителю с просьбой рассудить их спор. Ученики не могли решить как в разговоре с собеседником, следует давать ответы на вопросы. Первый сказал: — Учитель, я думаю, что лучше было бы отвечать на вопрос собеседника без промедления, и позже, в случае ошибки, исправляться, чем заставлять собеседника слишком долго ждать ответа. На это второй возразил: — Нет, напротив, следует обдумывать свой ответ тщательно, взвешивая каждую мелочь и деталь. Пусть на это уйдёт сколько угодно времени, главное — сразу дать верный ответ. Учитель взял в руки сочный апельсин и сказал, обращаясь к первому ученику: — Если ты дашь своему собеседнику съесть первую половину апельсина неочищенной, и лишь потом, очистив кожуру, отдашь вторую, может случиться так, что твой собеседник, распробовав горечь первой половины, выбросит вторую. Затем Учитель обратился ко второму ученику — Ты, конечно же, не накормишь своего собеседника горьким апельсином. Наоборот, ты будешь долго и тщательно очищать его, старательно отделяя от мякоти малейшие прожилки кожуры. Но, боюсь, что твой собеседник может уйти, так и не дождавшись обещанного угощения. — Так как нам следует поступать, — в один голос спросили ученики. — Перед тем как угощать кого-либо апельсинами, научитесь их чистить так чтобы не кормить собеседника ни горечью кожуры, ни напрасными ожиданиями, — ответил Учитель, — ну а пока не научитесь, доверьте лучше этот процесс тому, кого собираетесь угостить… И ещё, — немного погодя добавил он, — почаще чистите апельсины для себя.
Взвешенность – это кипячение своих мыслей. Она предполагает самостоятельность в принятии решений. Однако собственное решение должно базироваться на уважительном отношении к мнению других и советах как можно большего количества авторитетных людей. Мы пьём очищенную воду. Если есть подозрения, что вода грязная, перед употреблением её обязательно кипятят.
«… Как лихорадка, Мятежных склонностей туман
Или страстей кипящих схватка
Всегда из края мечет в край,
Из рая в ад, из ада в рай!
Сталин остановился, посмотрел на меня в упор и заговорил четко, разделяя паузами каждое слово: – Скажите, товарищ Катуков, пожалуйста, во время атаки бить по немецким батареям надо? Надо. И кому в первую очередь? Конечно танкистам, которым вражеские пушки мешают продвигаться вперед. Пусть даже ваши снаряды не попадают прямо в пушки противника, а рвутся неподалеку. Как в такой обстановке будут стрелять немцы? – Конечно, меткость огня у противника снизится. – Вот это и нужно, – подхватил Сталин. – Стреляйте с ходу, снаряды дадим, теперь у нас будут снаряды.
Каких только вопросов не приходилось решать Сталину в период войны! При этом мы сейчас говорим только о военных вопросах. А ведь он руководил еще и партией, и государством. Руководил внешней политикой СССР и секретными службами. И во всем этом круговороте находил время и силы не просто быть в курсе, но и реально руководить боевыми действиями. А ведь вдобавок ко всему этому Сталин еще и командовал партизанским движением! О том, что это была не простая формальность, пишет в своих мемуарах знаменитый партизанский командир Ковпак. У Сталина есть не только время на общение с партизанами – и это даже не самое удивительное. Героев борьбы с фашистами в немецком тылу специально доставили в Москву самолетом на совещание. Удивительно то, что у Сталина есть время на внимательное, неторопливое общение с ними. Тому, что он и во время этой встречи будет подсказывать некоторые взвешенные решения, направлять и учить, как сделать лучше, вы, уже не удивляетесь.
Сталин стоял посреди комнаты в костюме, всем известном по портретам. Рядом Ворошилов в маршальской форме. – Так вот он какой, Ковпак! – сказал товарищ Ворошилов. Сталин улыбнулся. Он пожал мне руку, поздоровался со всеми и предложил сесть. Я думал, что прием будет очень короткий – ведь какое тяжелое время. Но Сталин не торопился начинать деловой разговор, расспрашивал о наших семьях, поддерживаем ли мы с ними связь и как. Иногда ему приходилось отрываться, подходить к телефонам. Возвращаясь к столу, Сталин повторял вопрос. Он обращался то к одному, то к другому. Но вот взволнованные партизаны успокоились – ведь их, простых людей, принимает глава государства. Теперь Сталин заговорил о партизанских делах. Вопросов мне задано было товарищем Сталиным много… На вопрос Сталина, как мы вооружены, обмундированы, какой у нас источник пополнения вооружения и боеприпасов, я ответил: – Один источник, товарищ Сталин, – за счет противника, трофеи. – Ничего, – сказал Сталин, – теперь мы поможем отечественным вооружением. Отвечая на вопросы Сталина, мне вдруг показалось, что то, о чем я говорю, ему хорошо известно, что он спрашивает меня не для того, чтобы получить от меня какие-нибудь сведения, – у него их достаточно, – а чтобы навести меня на какую-то мысль, помочь мне самому что-то уяснить. Только потом я понял, к каким выводам он все время незаметно подталкивал меня, и, когда понял, поразился, до чего же это просто, ясно.
После того как я ответил на ряд вопросов, Сталин спросил, почему наш отряд стал рейдирующим. Я рассказал о тех выгодах маневренных действий, в которых мы убедились на своем опыте борьбы на Сумщине. Выслушав это, Сталин задал мне неожиданный вопрос: если все это так, если рейды оправдывают себя, то не можем ли мы совершить рейд на правый берег Днепра. Дело было очень серьезное, ответить сразу я не мог. – Подумайте, – сказал Сталин и обратился с каким-то вопросом к другому. А суть дела такова – Ставке нужно начать партизанские действия на Правобережной Украине. Военная обстановка этого требует. А наши партизаны в этом районе не оперируют. Можно ведь просто приказать, но Сталин действует по-другому. Много тоньше. О выходе на Правобережную Украину у нас никогда не заходило речи. Мы не смели и мечтать об этом… Сначала мы не выходили из пределов района, потом рейдировали уже по всей северной части Сумской области, а теперь мы вышли уже и из пределов Сумщины. Так что ничего неожиданного в предложении товарища Сталина нет. Просто он сделал из нашего опыта выводы, которых мы сами не смогли сделать, направляет нас туда, куда сейчас, видимо, нужнее всего… Сталин, разговаривавший в это время с другим, мельком взглянул на меня, сразу, должно быть, по моему виду понял, что я могу уже ответить, жду, когда он обратится ко мне.
Не менее щепетильным и внимательным было отношение Сталина к кинематографу. Тем более что кино Сталин любил. Некоторые фильмы он пересматривал многократно. И, понимая важнейшую роль кинематографа в деле воспитания, придавал кино очень большое значение.
. КАК ЛИХОРАДКА
МЯТЕЖНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ТУМАН
ИЛИ СТРАСТЕЙ КИПЯЩИХ СХВАТКА
ВСЕГДА ИЗ КРАЯ МЕЧЕТ В КРАЙ,
ИЗ РАЯ В АД, ИЗ АДА В РАЙ!
П. А. Вяземский
Перед вами средней толщины бревно. По нему надо пройти. Вы спокойно проходите. Еще и еще раз – с полной уверенностью.
Бревно поднято на высоту полтора метра. Вы проходите. Однако. уверенности меньше: раз-другой покачнулись.
И вот бревно на большой высоте. Вы не идете.
Страшно, что и говорить. Но разве это не то же самое бревно, по которому вы с такой легкостью проходите на полу? Ведь оно не стало уже. Пройти можно свободно, вы это знаете!
Но знать мало. Вы уже не верите, что пройдете. Не верите, потому что боитесь. Боитесь, потому что не верите. И если с таким страхом идете, действительно падаете.
Теперь немножко умственного напряжения: попытаемся понять, что происходит.
Но почему этого не было на том же бревне на полу?
Потому что у подсознания есть своя безотчетная логика – и в восприятии, и в действии. Выразить эту логику в словах в данном случае можно приблизительно так.
И вот мышцы напрягаются, чтобы получше удержать, вестибулярный аппарат приходит в возбужденное состояние – на всякий случай, как будто бы вы уже начали падать. Это самопрогноз и эмоция сливаются в опережающем действии: вы оказываетесь жертвой непроизвольной перестраховки.
Это вообще интересная особенность подсознания – смещать субъективную вероятность события в зависимости от его потенциальной значимости. Есть парадоксальные состояния противоположного знака – защитные вытеснения, когда, например, явная, неотвратимая угроза непостижимым образом игнорируется.
Ну, а кто же пройдет по высоко поднятому бревну?
Конечно, специально натренированный акробат. Он пройдет свободно, легко, при этом еще жонглируя. Именно это ему, кстати, и помогает. Рабочие-высотники говорят о том же: если тебе удалось отвлечься и думать о чем угодно, только не о высоте, – все в порядке.
Пройдет глубоко загипнотизированный, которому внушено либо то, что бревно низко, либо – что он ловкий и бесстрашный акробат. (Один загипнотизированный мною подросток, которому я внушил, что он знаменитый канатоходец, легко прошел по верхней штанге футбольных ворот.)
Пройдет (пробежит!) и спасающийся от смертельной опасности. Подобные случаи описаны: спасаясь или спасая, люди чуть ли не по нитке преодолевали пропасти: здесь клин клином.
Наконец, пройдет человек, в достаточной мере овладевший АТ.
Мы поведем речь о средствах, которые позволяют, если не целиком, то частично (но уже спасительно) контролировать себя в это время: о сознательном распоряжении Кругом Абсолюта, об управлении механизмом своей веры. Но здесь нельзя ограничиться простой указательной рецептурой. Важнее всего приблизиться к пониманию сути. Важнее всего работа собственной мысли и открытая, ищущая, надеющаяся душа.
МЯТЕЖНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ТУМАН
ИЛИ СТРАСТЕЙ КИПЯЩИХ СХВАТКА
ВСЕГДА ИЗ КРАЯ МЕЧЕТ В КРАЙ,
ИЗ РАЯ В АД, ИЗ АДА В РАЙ!
МАЯТНИК ЗДРАВОГО СМЫСЛА
Вплотную о том, почему мы отличаемся от самих себя больше, чем от других. Ценности и значимости: связь и разница. Пределы волевого контроля. Что такое внутренняя гармония.
О ВОПРОСАХ НЕРАЗРЕШИМЫХ
Есть вещи важные и маловажные. Есть и совсем ничего не значащие, например, какими пальцами держать сигарету, хотя и это может иметь значение для противопожарной безопасности.
У стола, за которым в сей миг работаю, есть две цены: одна магазинная; другая – цена-для-меня, не измеряемая в деньгах (реликвия предков). И эту вот цену-для-меня я называю внутренней значим о стью . Могу сказать и так: данный стол есть предмет моей внутренней ценности .
Все ли тут ясно?
Система ценностей, шкала ценностей, ценностные игры, ценностные ориентации – все чаще приходится встречать подобные словосочетания в работах социологов и философов, психологов и математиков. А физиологи и психиатры говорят о значимостях. И о ценностях тоже.
Чья жизнь вам дороже: отца, матери, ребенка или ваша собственная? Катастрофа, пожар – кого спасать первым?
. А почему не мать? У вас могут быть еще дети. а другой матери, другого отца.
Отвратительно! Кощунственна сама мысль, возмутительна сама возможность рассуждений на эту тему.
Совершенно правильно: такие вещи нельзя знать до случая, когда все решится, здесь и не остается ничего иного, как полагаться на подсознание.
ШУТКИ МЕЛОЧЕЙ
Лидия К., кандидат философских наук, человек, приятный во всех отношениях, самолично заполнила две анкеты.
1. Ощущение своей необходимости и полезности людям, обществу, человечеству.
3. Счастье в любви и семейной жизни.
4. Интересная творческая работа.
5. Познание, расширение интеллектуального кругозора.
6. Общение, добрые отношения в коллективе.
7. Материальная обеспеченность.
18. Красивая, модная обувь.
55. Благоприятное мнение Марьи Гавриловны о моей личной жизни.
71. Положительное отношение незнакомых мужчин к моей внешности.
80. Чистота раковины в кухне.
101. Наличие ножей и салфеток в столовой, куда я изредка захожу пообедать.
«Ваши радости и огорчения по конкретным поводам в убывающем порядке.
А. Что вас больше всего радует, приводит в хорошее расположение духа?
Б. Что раздражает, подавляет, приводит в скверное настроение?
Редкие звонки Н., даже если он в плохом настроении (что бывает как правило)
Возможность утереть нос Тане Г.
Удачное выступление на семинаре
Опубликование моей статьи
Хороший фильм или спектакль
Беспричинный подъем (изредка)
Почти постоянная занятость Н. и его общение с К.
Беспардонные сплетни Татьяны Г.
Почти ежедневная кража газет из почтового ящика
Невозможность найти хорошего парикмахера
Отвратительные ухмылочки соседа по лестничной клетке, с которым я никогда не разговариваю
Неуместные замечания Марьи Гавриловны по поводу визитов моих знакомых
Ужасное обслуживание в КБО
Задержка с переходом на ставку старшего
55. Мой возраст: мало успела.
60. Беспричинная подавленность
99. Отсутствие кое-какой необходимой литературы
Сопоставьте соответствующие пункты анкеты и вы видите? – Да, оказывается, иерархия объявленных ценностей и иерархия чувств по конкретным поводам не согласуются, как-то поменялись местами верхи и низы, и где-то нет логики. Похоже даже, что в некотором отношении эмоции идут наперекор ценностям, отвергают, опровергают их.
Так получается и у меня, и, возможно, у вас – почему же так, дорогой читатель? Почему столь часто, казалось бы, крупные события жизни оставляют нас странным образом равнодушными, а, казалось бы, мелочи странным образом будоражат?
Вот здесь и возникает необходимость в уточнении слов: совпадает ли, одно ли и то же ценность и значимость ? По здравому смыслу как будто бы да, но здравый смысл, как известно, управляет нами глубоко не всегда. Зато в нас есть другие правители – БИОМАЯТНИКИ, которые занимаются своим делом
ДЕННО И НОЩНО
Я уже писал о них и в статьях, и в других книгах, здесь вы прочтете о них еще в нескольких местах, и придется, наверное, пару раз повториться. А сейчас посмотрите на схему 1 – шкала тонуса, или маятник активности, главнейший из всех. К схеме этой мысленно обратимся еще не раз, это изображение и всех прочих маятников. (И среди них другого наиважнейшего: маятника эмоций, шкалы отношений и настроений.)
На этой-то шкале и вершатся чудеса аутотренинга.
Маятник активности
Схема проста, жизнь сложна. Маятник активности, главный мотор мозга и маховик жизни, имеет основной суточный ритм между сном и бодрствованием, но сверх того на него накладываются множественные, многослойные колебания в зависимости от еды и погоды, от ситуации и настроения, от состояния сосудов, состава крови и еще от многого-многого. И есть крайние состояния, некие резервные, запретные зоны, достигаемые лишь в чрезвычайных положениях и в патологии, – исступление и судороги с одного края, глубочайшие отключения, летаргия, шок, кома – с другого.
А если еще учесть, что все маятники связаны друг с другом, что человек, не успевший вовремя поесть, совсем не тот, что накормленный, и голодный сам себя, сытого, не разумеет; если иметь в виду, что голодный невыспавшийся совсем не то, что выспавшийся, но поевший, то сложность общей картины приобретает зловещие очертания. И однако, без шуток, все это нужно знать, чтобы понять и почувствовать пределы сознательного самоуправления. И у себя, и у других.
Обратите же внимание на срединную точку между Оживлением и Покоем. Это Точка Равновесия, достичь ее непросто, но допустим, сейчас, читая эти строки, вы находитесь именно в ней, допустим, это точка сосредоточенности. Что вам мешает, не выпуская из рук книги, закрыть глаза и перейти в столь желаемую для многих область покоя? Книга? Но это не такая уж большая помеха: и оживление и покой суть легкие качания маятника активности в пределах каждодневного бодрствования, и воля здесь царствует наравне с обстоятельствами. Вполне можно продвинуться и на следующую ступеньку, подальше: если покой достигнут, нетрудно перейти в расслабление. На фоне оживления, если вы не утомлены, не больны и не огорчены, почти сама собой возникает бодрость. Расслабившись, легко задремать.
– Как бы не так! – слышу. Верно, для многих и простое расслабление, и обычное сосредоточение – тяжкие проблемы, о том и речь.
Но дальше – как трудно дальше! Какие-то упрямые внутренние заслоны – чем ближе к крайностям, тем сильнее – отгоняют волю обратно, назад, к серединке.
И правильно делают – отгоняют, если нет внутренней расположенности. Разумеется, если вам адски хочется спать, но вы бодрствуете, потому что надо, – стоит только прислониться. И конечно, если вы до предела взвинчены, но изо всех сил сдерживаетесь, стоит кому-нибудь.
Тогда уже трудно выйти, трудно вернуться. Тогда – только ждать пока отыграется (откричится, отвоюется, отоспится, кончится приступ) или прервать насильственно, импульсами извне, химией. Человек, провалившийся в сон, самобеспомощен, как и человек, бьющийся в судорогах, охваченный исступленной яростью, страстной любовью, отчаянной паникой, глубочайшей тоской.
Все биомаятники действуют инерционно. Все они в силу животной древности работают грубо, неопределенно-избыточно; неуклюже-косные, они не поспевают за переменой тонких сознательных указаний, которые, в свою очередь, не поспевают за жизнью. И когда маятник эмоций, например, в рядовом эпизоде выяснения отношений, перескакивает в зону неуправляемости, происходит предательский переворот, смещаются координаты, ценности меняют свой порядок. Почему, спрашивается, человек, вполне сорокалетний в библиотеке или на улице, на работе оказывается юнцом, с женой не тянет выше подростка, со своими детьми сам ребенок, и притом упрямый и глупый, а заболев, делается младенцем? Почему в ответственных массовых ситуациях кое в ком из нас оперативно включается обезьяна, а в ситуациях обостренной борьбы за существование – крокодилы, удавы, саблезубые тигры, а также моллюски и прочая симпатичная живность? Что происходит с ценностями, столь многократно объявляемыми и утверждаемыми?
Если ценности и значимости совпадают, то человек целен, гармоничен и искренен, по крайней мере перед собой.
Увы – и это приходится повторять снова и снова – все то, что превращает нас из животных в людей, из детей во взрослых, из индивидов в личности, что знаменует собой человеческую зрелость – сознательно-волевой контроль поведения, ценностный контроль значимостей – как раз это с точки зрения природы и ее Игры Игр есть нечто самое юное, незрелое и сомнительное.
Деятельность в пределах разума физиологически гарантируется лишь сравнительно узкой полоской околосрединного положения маятников: здесь пока еще ценности превращаются в значимости или иначе: оценки – в состояния ; но чем ближе к крайностям, тем более наоборот: значимость переходит в ценность, состояние – в оценку . Аппетит – во время еды. Люди, которых несет – в ссоре ли, в любви или в употреблении напитков, – в какой-то миг еще знают, чувствуют, что говорят не то, делают не то, чувствуют не то, и однако именно поэтому.
К чему, однако, весь этот извилистый разговор?
Нота бене, немного терпения: аутотренинг и есть средство увязки значимостей и ценностей – рабочий инструмент внутренней гармонизации.
И скажем сразу же: аутотренинг воздействует именно и только на аппарат внутренних значимостей, ценности же принимаются как нечто само собой разумеющееся. Для того, что именуется работой над собой, это необходимо, но далеко не всегда достаточно. Изменение ценностей – дело иного уровня.
НА БУМАГЕ ВСЕ ГЛАДКО,
и здесь, на бумаге, внутренние ценности и соответствующие им значимости можно разделить на условные ранги, в повседневности всем хорошо знакомые:
Все это не так уж сложно, читатель, и это можно не запоминать; важно лишь сознавать, вернее, переосознать и научиться время от времени напоминать своим чувствам некие простые и очевидные истины, касающиеся их самих. А именно:
человеку же, полноценному во всех отношениях, должно быть ведомо все: и снежные пики, и бездны, и болота, и поля, и тихие лужайки посреди леса; необходимы и ослепительные, опаляющие вспышки, и холодная тьма, и ровное, бессудорожное тепло; не стоит пренебрегать ничем, и прекрасно уметь быть там, где хочешь.
1. На каком уровне значимости (=, ?, , !, ) находилось в данном случае золотое яичко? А на каком простое? Каков ранг ценности того и другого?
2. Какие яички рентабельнее?
Ответы ясны: золотое яичко – типичная сверхценность; простое – ценность, самое большее, безусловная. Старик и старуха – типичные пациенты психоневрологического диспансера, павшие жертвой своей сверхзначимости (перешедшей по эмоциональному маятнику из положительной в отрицательную, из Рая – в Ад). Что же до Курочки, то она, выступив сперва в роли психотравмирующего агента, то бишь роковой соблазнительницы, быстренько, однако, одумалась и перешла в роль психотерапевта: вместо журавля в небе – яичко в руки, нормальное, средней значимости.
Спросим еще: можно ли осознать сверхзначимость или подсознательную сверхценность?
Ответ: да. Если она не ваша. Или если вы стали другим.
Читайте также: