Личность и культура шпора
1. Человек как объект и субъект культуры.
3. Процессы формирования личности: инкультурация и социализация.
1. Человек живет и развивается в социокультурном пространстве, т.е. в такой жизненной среде обитания, в которой реализуются социальные и творческие потребности личности (потребности в коммуникации, сотрудничестве, развитии и др.). Деятельность современной личности осуществляется в динамично развивающемся и стремительно меняющемся мире информационных технологий. В результате человек становится частью качественно нового - информационного - общества. Это приводит к повышению роли человеческой индивидуальности в развитии всех социальных сфер. Приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в современных условиях. Отметим, что современное состояние общества происходит под знаменем защиты прав личности. И, хотя этот лозунг во многом является лишь идеологической оболочкой национальных интересов ведущих западных стран, само его использование является убедительным свидетельством все усиливающегося внимания к проблеме человека.
Одновременно с этим, развитие постиндустриального общества, в значительной степени, находится под влиянием массовой культуры, которая, с одной стороны, позволяет осваивать достижения науки и искусства в доступной для каждого форме, с другой стороны, являясь потребительской культурой, формирует не активного субъекта культуры, преобразовывающего окружающий мир, но пассивного, усредненного, стандартизированного потребителя. Сегодня личность поставлена в условия выживания, а не развития и творческой самореализации человека. Несмотря на это человек в силу своей природы стремится к личностному росту и саморазвитию.
- объект культуры (жизнедеятельность человека проходит в социокультурном пространстве);
- субъект культуры (творческая личность выступает создателем культурных ценностей).
Мы можем говорить об активном взаимовлиянии, взаимозависимости человека и культуры.
2. Жизнь человека можно описать при помощи временных и пространственных характеристик, среди которых важную роль играет культурное пространство. Культурное пространство – это жизненное пространство, которым располагает конкретное общество, вместилище и внутренний объём культурных процессов. Оно имеет территориальную протяжённость, в нём выделяются культурные центры и периферия, столицы и провинции. Культурное пространство включает ареал распространения и использования национальных языков, традиционные формы хозяйства и быта, нормы взаимоотношений, нравственные ценности, своеобразие искусства, религии и образования, относящиеся к одной культуре. Культурное пространство страны – это Дом, среда повседневного обитания людей. Люди любят свой культурный дом, если он безопасен, надёжен, красив, если в нём уютно и комфортно. Культурное пространство как дом выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти защиту и поддержку. С.Н. Иконникова выделяет следующие типы культурного пространства как Дома:
· дом-очаг. Даёт человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой. Но очаг требует постоянной заботы, труда и внимания. Это представление о Доме есть у всех народов мира.
· дом-тюрьма. Обитателей удерживает вместе диктат посторонней силы, поэтому в таком доме жизнь искусственно заторможена, изменения опасны, труд бессмысленен, всеми владеет страх. Покой порождает лень, которая приводит к ощущению бессмысленности жизни.
· дом-вокзал. Это временное пристанище, укрытие на время скитаний. Здесь пользуются услугами, не привнося изменений, поэтому человек в таком доме не живёт, а временно пребывает во времени.
· дом-келья. Закрытое от внешнего мира пространство используется для личного духовного самосовершенствования, творчества. Главные ценности – покой, независимость от окружающего мира.
· дом-чаша. Цель – материальное накопительство при полном отсутствии духовных ценностей.
· дом-как-любовь. Идеальная форма культурного пространства. где человек ощущает полноценную радость бытия, где выявляются и реализуются потенциалы жителей, где человек в любом возрасте чувствует свою нужность.
Человек наделён важной способностью – способностью к познанию, и познавательные процессы имеют двоякую направленность: мы познаём самих себя, свой внутренний мир и мир вне нас, причём эти процессы тесно связаны. Свобода действий, свобода существования, самоопределение личности проистекают из её сущности при неразрывном взаимодействии с социальной средой. Для возникновения и развития личности человеку не достаточно самого себя, так как человек живёт в обществе себе подобных, и формирование полноценной личности предполагает взаимодействие с окружающей его социокультурной средой. Для того чтобы рассмотреть вопросы взаимодействия личности и культуры, необходимо выявить соотношение разных человеческих проявлений – индивида, индивидуальности и личности.
Проявление индивида происходит в индивидуальности и через индивидуальность – т.е. неповторимость, оригинальность, уникальность человека в проявлении его личностных свойств и качеств. Сфера проявления индивидуальности обширна и многофункциональна, она тесно связана с социокультурными проявлениями личности. Очевидно, что если бы люди были одинаковыми, то успешное развитие науки, искусства, техники не было бы возможно. Одним из условий развития общества является сосуществование в нём множества индивидуальностей. Индивидуальность определяется, с одной стороны, наследственными факторами, с другой – особенностями социальной среды, окружающей человека. Индивидуальность – это уникальное воплощение общечеловеческого в конкретной персоне, которое формируется в культурной среде. Но индивидуальность не является исчерпывающим сущность человека определением. Личность – образование более высокого порядка, она включает в себя простого индивида и его индивидуальные качества, его духовную сущность, для которой характерны свобода, творчество, автономность. Личность несёт в себе черты цивилизации, историко-культурной эпохи, определённого образа жизни.
Индивидуальность включает в себя следующие свойства:
· способность к самосовершенствованию.
Личности же в добавление к перечисленным чертам индивидуальности присущи:
· ориентированность на совершение выбора
· свободу как высшую внутреннюю ценность
· потребность к творчеству
· приобщённость к культурному наследию
· сформированная система ценностей
При этом личность нельзя понимать как механическую сумму перечисленных элементов, она является неделимой деятельной целостностью. Человеческая личность – одна из непреходящих ценностей бытия, и уважение к ней следует считать одним из главных принципов организации общества.
Жизненный мир современного человека сложен и противоречив. С одной стороны, происходят социальные изменения, к числу которых следует отнести повышение роли информации и теоретического знания, повышение социального статуса научно-технической, творческой интеллигенции т работников сферы услуг, замена старых конвейерных предприятий на новые, более гибкие хозяйственные структуры и т.д. С другой стороны, трансформируется и духовная жизнь общества. Так, изменяются мораль, нормы и способы поведения. Расшатывание моральных принципов, когда прибыль и успех получают любой ценой, приводит и к потере индивидуальности, нивелировке личности, подавлению её творческого потенциала. Развитие технологий в этой ситуации не решает проблему, а лишь усугубляет её, так как расширение потребительских возможностей влечёт и расширение спектра потребностей. Тогда человек легко может потерять себя, свою индивидуальность в погоне за достойным образом жизни.
личность – субъект культуры, так как культура живёт и реализуется именно в человеческой личности;
личность – объект культурного воздействия, т.е. формируется в рамках культуры и через её посредство;
личность – творец культуры, культура – сфера самовыражения личности;
личность – отражение культуры и наоборот, поэтому культура – способ самопознания личности;
культура – проявление свободы личности, поле творчества;
культура – показатель уровня развития личности;
культура – потенциал и средство саморазвития личности;
свобода личности, возможности для творческой реализации личности – критерий оценки культуры.С точки зрения культурологии человеческую жизнь можно рассматривать как целостный процесс взаимодействия с культурой и деятельность внутри неё. С раннего детства человек (по мнению некоторых учёных этот процесс начинается ещё в утробе матери) приобщается к культуре. Процесс усвоения индивидом социального опыта, обычаев, традиций, приобретения им качеств, позволяющих ему быть самостоятельным членом общества, называют социализацией. Именно социализация позволяет обществу сохранять свою целостность, передавать опыт новым поколениям и фиксировать образцы поведения, традиции, обычаи. Культура – важнейший фактор социализации, так как социализация невозможна без усвоения существующей в обществе культуры. Процесс вхождения индивида в мир культуры называют инкультурацией. Инкультурация включает:
· знакомство с нормами и ценностями культуры
· овладение формами контакта с другими членами общества, сложившимися в культуре
· овладение способами обращения с предметами окружающей среды.
Основными формами инкультурации являются научение (в том числе, образование) и воспитание (в том числе, самовоспитание). Учёные утверждают, что самым значимым в процессе инкультурации является детство, но ни инкультурация, ни социализация в детстве не заканчивается. Социализация, приспособления к постоянно меняющимся условиям жизни продолжается до её конца. С инкультурацией же в полной мере взрослый человек может столкнуться, если он переехал на жительство в другую страну. Содержание инкультурации, то есть то новое, что усваивает индивид, определяется ценностями конкретной культуры: американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и справляться с трудностями, индийцы же – созерцательность, самоуглублённость. То есть, человек усваивает не культуру вообще, а конкретную культуру. В роли агентов социализации могут выступать люди, учреждения и социальные институты. Первыми и самыми важными участниками социализации выступают родители. Именно под их влиянием формируются первые нормы поведения, нравственные ценности, исправляют ошибки в поведении детей. Чем старше становится ребёнок, тем больше участников действует в социализации индивида: родственники, друзья, школа, церковь, общественные организации – вот далеко не полный список. Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни определённого типа культуры. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения. В целом процесс инкультурации происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык, ценностно - смысловые ориентиры, общественные идеалы, процедуры развития творческой деятельности, система коллективного знания, системы и способы передачи и распространения информации и знаний, этические нормы, картина мира. Процесс инкультурации зависит от сочетания данных элементов и протекает по-разному в различных культурах.
Социализация не всегда проходит успешно. В патриархальных обществах младшим членам семей приходилось подчиняться воле родителей почти всю жизнь. Современное западное общество выталкивает пожилых людей на социальную обочину, а смерть считается чуть ли не запретной темой. Кроме того, культурный контекст (т.е. культурное окружение) может создавать почву для асоциальных форм поведения – наркомании, пьянства, преступности и т.д. Эти явления приобретают массовый характер в кризисные моменты жизни общества, когда падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы. Следствием становится неэффективная социализация молодёжи. Но даже в неблагоприятных социально-экономических условиях человек по-разному взаимодействует с окружающей социокультурной средой. Американский социолог Р.Мертон в целях анализа поведения человека разграничил цели и средства их достижения, выделил средства приемлемые и неприемлемые. Опираясь на эти разграничения он выделил 5 форм поведения, тесно связанные с социализацией и инкультурацией, так как могут способствовать или препятствовать им:
1. Конформность. Человек принимает одобряемые культурой цели и средства. Этот способ взаимодействия с культурой будет мешать прогрессу, если общество предлагает или навязывает неэффективные способы достижения целей.
2. Инновация. Предполагает принятие целей и отрицание общепринятых средств. Прелагая новые средства, человек способствует развитию общества, так как вырабатывает новые способы поведения, и общество делается более гибким и терпимым. Инновация может быть опасна, если средства оказываются недопустимыми (убийство, воровство, подлог).
3. Ритуализм. Принятие средств при неприятии целей. В этом случае цели вырождаются в ритуал, обессмысливаются, изживают себя. Яркий пример – бюрократия. Чиновник не решает проблемы, а сознательно затягивает дела. Ритуализм – это превращение средства в цель.
4. Ретретизм. Отказ и от целей, и от средств (эту форму поведения реализуют бродяги, наркоманы, алкоголики).
5. Бунт. При отказе от принятых в обществе целей и средств, как и в предыдущем случае, человек предлагает новые цели и средства. Общество не всегда способно воспринимать такие изменения, поэтому возможен серьёзный конфликт с носителями той же культуры. Модная ныне форма бунта – голодовка.
Процесс социализации как удовлетворение потребностей:
· физиологических и сексуальных, обеспечивающих физическое становление и жизнь человека
· в безопасности, уверенности в завтрашнем дне
· социальных – в любви, привязанности, принадлежности к коллективу
· в признании, оценке, престиже, уважении
· в реализации талантов и способностей
При любом подходе к рассмотрению процессов инкультурации и социализации наиболее значимым остаётся тот факт, что результатом этих процессов становится формирование полноценной, социально- и культурно адаптированной личности.
Контрольные вопросы:
1. Почему человек признан субъектом и объектом культуры?
3. Что такое инкультурация?
4. В чём состоит социализация индивида?
5. Дайте определение идентификации личности. Чем важен данный процесс?
Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шпалова Елена Владимировна, Поломошнов Платон Андреевич
Анализ взаимоотношения личности и культуры в контексте многообразия дисциплинарных и концептуальных подходов к понятию культуры представляет актуальную проблему современной гуманитарной мысли. Представлено исследование отношений личности и культуры в контексте основных концепций культуры .
Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Шпалова Елена Владимировна, Поломошнов Платон Андреевич
"Культурная жизнь Юга России"
4. Mmge B. The Logic at Work in the New Cultural Industries // Media, Culture and Society. 1987. Vol. 9. Pp. 273-289.
5. Tojnbi A. Postizhenie istorii [A study of history]. Moskow, 1991.
6. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki [The foundations of the state cultural policy]. Moskow, 2015.
7. Hezmondalsh D. Kul'turnye industrii [Cultural industry]. Moskow, 2014.
8. Roodhouse S. The Creative Industries: Definitions, Quantification and Practice.URL:/ /http://edoc.huberlin.de/conferences/culturalindustries/roodhouse-simon/PDF/roodhouse.pdf
12. Hokins D. Kreativnaja ekonomika [Creative economy]. Moskow, 2011.
13. Nordstrem K.A., Ridderstrale I. Biznes v stile fank: Kapital pljashet pod dudku talanta [Business funky: Capital dances to tune of talent]. Saint Petersburg, 2005.
14. Florida R. Kreativnyj klass: ljudi, kotorye menjajut budushhee [Creative class: people who change the future]. Moskow, 2005.
15. Shishkina L.I. Creativity: the ratio of concepts // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2015. № 4. Pp. 176-182.
16. Archer M.S. Culture and Agency: The Place of Culture in Social Theory. Cambridge,
Е.В. ШПАЛОВА, П.А. ПОЛОМОШНОВ
КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Шпалова Елена Владимировна, соискатель кафедры философии и истории Донского государственного аграрного университета (Ростовская область, Октябрьский район, поселок Персиановский, ул. Кривошлыкова, 1), [email protected]
Поломошнов Платон Андреевич, доцент кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета (Ростов-на Дону, ул. Большая Садовая, д. 69), [email protected]
Аннотация. Анализ взаимоотношения личности и культуры в контексте многообразия дисциплинарных и концептуальных подходов к понятию культуры представляет актуальную проблему современной гуманитарной мысли. Представлено исследование отношений личности и культуры в контексте основных концепций культуры.
Ключевые слова: личность, культура, деятельность, творчество, гуманизм. UDC 008:316.42
E.V. SHPALOVA, P.A. POLOMOSHNOV
CULTURE AND PERSONALITY
Shpalova Elena Vladimirovna, postgraduate student of the Don state agrarian university (Rostov region, Oktyabrsky district, vil. Persianovka, Krivoshlykova str., 1), [email protected]
Polomoshnov Platon Andreevich, Full professor of department of philosophy and cultural studies of Rostov state economic university (Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya str., 69), [email protected]
Abstract. The analysis of relationships between personality and culture in the context of the diversity of disciplinary and conceptual approaches to the concept of culture is as complex as it is topical problem of the modern humanitarian thought. Presents a study of the relationship of personality and culture in the context of basic concepts of culture. Keywords, personality, culture, activity, creativity, humanism.
Личность - величайшая ценность и величайшая проблема человеческой истории. Раскрыть тайну личности в ее исторической динамике невозможно вне анализа фундаментальных связей между личностью и культурой. Также невозможно постижение сущности культуры без понимания природы личности и ее отношения к культуре.
Целью нашей работы является исследование основных интерпретаций отношений личности и культуры в контексте основных концепций культуры. Начнем с аксиологического подхода, который сводит сущность культуры к критериям, среди которых отдается приоритет духовным ценностям. Аксиологический подход по своей сущности не может быть ценностно нейтральным. Поскольку он с необходимостью устанавливает как сущность культуры определенный комплекс ценностей и идеалов, получается, что культура - это не просто ценности, но высшие, и прежде всего духовные ценности.
Как же соотносятся личность и культура в контексте аксиологического подхода? Личность является субъектом, который, во-первых, должен усвоить имеющиеся наличные ценности и выстроить свое поведение в соответствии с ними, во-вторых, способен внести свой вклад в производство новых духовных ценностей, в которых он реализует свою высшую человеческую духовную, творческую сущность. Сначала человек выступает как потребитель ценностей, а затем как их потенциальный производитель. Культура как мир ценностей выступает здесь средством формирования и развития духовности личности, ориентации и организации его социальной деятельности.
Семиотическая концепция культуры сводит ее сущность к системе знаков и символов, выступающих формами существования и трансляции духовного опыта человечества. В рамках данного подхода отношения личности и культуры состоят в том, что культура как идеальный, сверхсубъективный мир символов выступает в качестве объекта дешифровки для субъекта. Отметим здесь две особенности отношений личности и культуры. Во-первых, культура как мир знаков и символов не может существовать без ее переводчика и транслятора. С другой - личность как переводчик, транслятор и производитель символов и смыслов не может появиться раньше уже имеющегося символического мира культуры. Этот мир должен уже существовать, чтобы индивид, осваивая его, мог стать личностью. Во-вторых, в рамках семиотического подхода является неразрешимой проблема способности человека осваивать предшествующий ему мир символов. Эту способность он может приобрести, лишь освоив мир символов, но, чтобы его освоить, он уже должен ее иметь.
"Культурная жизнь Юга России" 150 ;
Антропологический подход рассматривает культуру в антитезе с естественной природной средой, как созданный человеком инструмент, или посредник между человеком и естественной средой. В рамках этой парадигмы человек выступает как творец культуры, т.е. системы искусственных, не существующих в природе предметов, материальных и духовных, как создатель искусственной, приспособленной под него среды обитания. Культура в данном случае рассматривается как продукт приспособительной деятельности человека. Приоритет в отношении личности и культуры в данном подходе принадлежит личности. Однако при этом преуменьшается момент объективности культуры, связанный с тем, что она должна предшествовать деятельности человека, хотя бы в виде замысла искусственных предметов. Иначе процесс производства человеком культуры выглядит как произвольное творчество из пустоты.
Каким же образом взаимодействуют личность и культура в контексте предметного подхода? Здесь мы видим неразрешимое, формально логическое противоречие, вытекающее из общей метафизической логики этого подхода. С одной стороны, человек выступает как продукт существующей культуры, поскольку он не может стать человеком, не освоив определенный объем предметов материальной и духовной культуры. Поскольку же он освоил наличную материальную и духовную культуру, он становится ее квалифицированным потребителем. С другой стороны, человек сначала, до того как освоить, должен произвести культуру. Человек, т.о., должен уже иметь культуру до того, как он ее освоил, чтобы суметь ее освоить.
Во-вторых, отношение личности и культуры в перечисленных концепциях рассматривается метафизически статично: личность и культура берутся уже как готовые, завершенные, противостоящие друг другу единицы, вступающие во внешние отношения.
В-третьих, культура здесь обязательно предшествует личности как нечто уже готовое, предмет для усвоения или преобразования, а не то, что рождается и развивается одновременно с личностью в процессе ее деятельности. Во всех этих подходах неразрешима антитеза: чтобы производить культуру, индивид должен ее усвоить, а чтобы усвоить, он должен ее произвести. Т.е. человек может творить культуру, если она уже существует, а поскольку ее еще нет, он не может быть творцом культуры. Генезис культуры и личности как субъекта культуры оказывается логически невозможным. Они внешне противостоят друг другу по факту как субъект и объект.
В-четвертых, для всех этих подходов характерно устранение из культуры самого человека, как активного творческого начала. Как нам кажется, конструктивный выход из всех этих затруднений в интерпретации отношений личности и культуры как внешне противостоящих друг другу сущностей возможен на основе деятельностной концепции культуры. Кстати, деятельностный подход может быть эффективной основой интеграции остальных концептуальных подходов в целостную, интегральную концепцию культуры.
Диалектический метод как нельзя лучше подходит для раскрытия сущности человеческой деятельности. Деятельность как сознательная, активная, целеполагающая, преобразовательная активность человечества является живым, конкретным единством: 1) опредмечивания и распредмечивания, 2) приспособления к природе и ее преобразования в соответствии с целями и потребностями человека, 3) репродуктивной и творческой активности, 4) рационального и эмоционального волевого моментов, 5) индивидуальности и всеобщности, 6) материально и идеально преобразовательной активности. Эта деятельность как сущность культуры есть единство преобразования природы, человека и общества. Итак, в нашем понимании, культура, по сути, - это способ творческой, воспроизводящей и преобразующей окружающий мир и людей деятельности.
Деятельностная концепция культуры, т. о. , интегрирует в себе аксиологическую, семиотическую, антропологическую и предметную концепции культуры, но не путем их механического смешения, а как моменты целостной концепции культуры.
Культура, взятая не как предметы, а как деятельность, есть живая связь, взаимодействие, практическое, деятельностное единство опредмечивания и распредмечивания, ин-культурации и репродукции, с одной стороны, и творчества - с другой, природы общества, индивида и коллектива (общества), идеального и материального как в предметах и продуктах деятельности, так и в самом процессе деятельности, единство ценностей и объективной реальности.
В результате анализа отношений личности и культуры можно сделать следующие выводы. Личность - это деятельность, а деятельность - это: единство творческого и репродуктивного моментов, единство или связь индивида и рода (общества), единство распредмечивания и опредмечивания; это гуманистическая интенция поведения и ценностное
"Культурная жизнь Юга России" 152 -
отношение к действительности; это единство и практическое взаимодействие сознания и самосознания, индивидуального и коллективного. Это последнее взаимодействие осуществляется двусторонне: от наличной, уже созданной и воплощенной в символах и предметах культуры к личности через инкультурацию и социализацию, а от личности к культуре через творчество. Т.о. личность - это развернутая во всемирно-историческом процессе культурная деятельность. Это культура как процесс.
Культура - деятельность личности, и продукты ее (материальные и духовные), и способы деятельности и нормы. Культура есть развернутая во всемирной истории человеческая личность, творческая сущность человека, во всем многообразии ее проявлений и индивидуальных воплощений.
Т.о. отношение культуры и личности - это принципиальное взаимоопосредующее и проникающее единство индивида и общества, деятельности и ее продуктов, творческой и репродуктивной деятельности.
Это живое единство, или взаимоопосредованное взаимодействие человека и природы: как внутри индивида (душа и тело), так и в социальном масштабе (это преобразование природы и преобразование человека и общества в процессе всемирно-исторической практики человечества), это перенесение природы внутрь человека, а человека в природу, в результате чего создается материальный и духовный культурный мир как среда существования человека.
1. Культурология. Ростов н/Д, 2006.
2. Поломошнов А.Ф. Россия в культурно-историческом пространстве (Н. Данилевский и В. Соловьев). Ростов н/Д, 2007.
3. Культурология. Екатеринбург, 2014.
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
5. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
6. Культура. Философская Энциклопедия. В 5 т. Т. 3. М., 1964.
7. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
10. Поломошнов А.Ф., Поломошнов П.А. Творчество и гуманизм: альтернативные концепции // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. № 3 (13).
1. Kul'turologiya [Culturology]. Rostov-na-Donu, 2006.
2. Polomoshnov A.F. Rossiya v kul'turno-istoricheskom prostranstve (N. Danilevskiy i V. Solov'ev) [Russia in the cultural and historical space (N. Danilevsky and V. Soloviev)]. Rostov-na-Donu, 2007.
3. Kul'turologiya [Culturology]. Ekaterinburg, 2014.
4. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human. Civilization. Society]. Moskow, 1992.
5. Vyzhletsov G.P. Aksiologiya kul'tury [Axiology of culture]. Saint Petersburg, 1996.
6. Kul'tura. Filosofskaya Entsiklopediya. In 5 v. V 3. [Philosophical Encyclopedia]. Moskow,
Вопросы к экзамену по Культурологии
1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
2. Подходы к изучению культуры
3. Структурные элементы и функции культуры
4. Элитарная, народная и массовая культура
5. Религия и атеизм как культурные явления
6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
7. Современное искусство
8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.
12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции А. Тойнби
13. Возникновение и становление постмодернизма.
14. Постмодернизм как образ жизни.
15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
17. Культура и личность.
18. Культура и образование. Образование в современном мире.
19. Возникновение культуры. Материальная культура первобытного общества.
20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
21. Культура древней Индии.
22. Культурное наследие Древнего Китая.
23. Культура древней Японии.
24. Культура средневековой Японии.
25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях.
26. Характеристика Византийской культуры.
27. Культура западноевропейского средневековья.
28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века.
29. Характеристика культуры эпохи Возрождения.
30. Культура России первой половины XVIII века.
31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
33. Культура России во второй половине XIX века.
35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX –XX вв.
36. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
37. Экология и экологическая культура.
1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
Культурология – это наука о культуре, это наука, изучающая человеческое общество, но отличающаяся от других подобных наук, так как предметом культурологи являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, демографические, этнические (т.е. искусственная среда, язык как универсальное средство общения, знания и т.д.), которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.
Культурология рассматривает вопросы теории и истории мировой культуры. Курс культурологи дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
На земле одновременно соседствует множество культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? Некоторые культуры выглядят странными, патриархальными, отражают древнее самосознание человека. А другие культуры, напротив, уже достаточно продвинулись в собственном развитии, приобрели современный облик.
Итак, культурология – это наука о множественности культур, об их уникальности. Это системное знание о культуре – в рамках исторического, философского и антропологического знания.
Цель курса культурологии:
· обеспечить будущих специалистов знаниями в области культуры, пониманием ее роли в жизнедеятельности любого общества и каждого человека;
· развить чувство уважения к традициям, истории и культуре своего народа и к духовному наследию всего человечества;
· сформировать представление о культурно-исторических центрах и цивилизациях мира, особенностях их развития;
· научить ценить достижения культуры и представлять значение культуры для настоящего.
1) Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни.
2) Другие - лишь явления искусства, литературы.
Термин культура многозначен. Им можно характеризовать культуру определённой эпохи, народа, той или иной сферы жизни (например: культура Возрождения, культура славян, культура труда).
Исторически термин культура возник в Древнем Риме и означал обработку, возделывание, земледелие, а затем и просвещённость, воспитанность, образованность человека.
В настоящее время понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.
Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, философия, эстетика, религия и т. д. Каждая наука даёт своё определение культуры. Дискуссии по вопросу о понятии культуры продолжаются до сих пор. По подсчетам американских культуроведов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, их число составляет более 500, а некоторые исследователи выделяют около 1000 определений культуры.
Американские ученые Д. Кребер и К. Клакхон пошли по пути синтеза всех определений. Они выделили три основные характеристики, на которые обращают внимание большинство исследователей:
1) культура - это то, что отличает человека от животньх, то, что свойственно только человеческому обществу;
2) культура - это то, что не передается биологически, а предпoлагает передачу посредством обучения; культура создана человеком; культура противоположна природе;
3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т. д..) и связана с идеями.
Под культурой обычно понимают, прежде всего то, что преобразовано, создано, обработано человеком, возникло в результате человеческой жизнедеятельности. Это технические, хозяйственные сооружения, средства производства, средства передвижения, язык, научные знания, произведения искусства и т.д. Культура тесно связана с деятельностью людей, существует благодаря ей. Субъектом культурной деятельности является не отдельный изолированный индивид, а люди, находящиеся между собой в определенных взаимоотношениях. Культура – это не только результаты человеческой деятельности, но и сама деятельность: знания, навыки, формы. Существует тесная связь культуры, общества и личности. Нет общества без культуры, но нет и культуры без общества.
Предлагаем два широких, обобщающих определения культуры.
Культура – это активная творческая деятельность субъектов (индивидов) по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, передаются, распределяются, обмениваются, потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей.
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Итак, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Культура изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живёт.
2. Современные подходы к пониманию культуры
Культура - это сложное, многоаспектное явление.
Культура предполагает определенный вещный мир, так же как и мир идей и образов.
Культура – это определенные сферы деятельности, а значит система учреждений и организаций.
Культура – это техника и технология, производство и потребление.
Культура – это средства массовой коммуникации и потоки информации.
Культура – это традиции и нормы, обычаи и предпочтения, оценки и вкусы, интересы и потребности.
Культура – это определенные действия и поступки людей, их типичный для данного общества образ жизни.
В каждой из областей исследования культуру определяют по-своему.
Поэтому существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению феномена культуры:
1. Антропологический подход | Антропология – наука о происхождении и эволюциичеловека. Антропосоциогенез – процесс совместного зарождения и развития человека и общества. Выделяют: · физическую антропологию, · философскую антропологию,· социальную антропологию,· культурную антропологию, · психологическую антропологию т.д.Антропологический подход к культуре разработан следующими учеными, зарубежными и российскими этнографами, этнологами (история этнографии) и антропологами: Д.Н. Анучин, К. Клакхон, А.Л. Кребер, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л. Морган, Э.Б. Тайлор и др. Антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. Первоначально объектом анализа социальной и культурной антропологии были изолированные племена и отдельные деревни, сегодня – это современные промышленные предприятия, отдельные учреждения, школы, вузы, больницы и т. п. Основным объектом и предметом остается область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира человека. Антропологический подход к исследованию культуры отличается целостностью анализа социокультурных явлений. В региональных исследованиях антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. При этом антрополог не отрицает значения специализированных исследований, проводимых социальными психологами, экономистами, юристами, политологами. |
2. Философский подход | Философский подход стремится к рациональному объяснению всего бытия. Философия выступает теоретическим выражением человеческих ценностей и человеческого отношения к миру. |
3. Аксиологический – ценностный подход | Аксиология – это наука о ценностях. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданнъх человечеством. Ценности – это осознанные, социально значимые для духовного и физического развития людей явления и процессы. Культура содержит:· ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природе.Нормы – это правила поведения людей в обществе.· материальные вещи, которые производят люди. Культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей - то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений. |
4. Деятельностный подход; системный подход | Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность – основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура – процесс творческой деятельности человека. |
5. Функциональный подход; личностно-атрибутивный подход | Культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, его отношение к миру – это есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре. |
6. Семиотический (символический) или знаковый подход | Семиотика - наука о знаках. Культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, символов, текстов, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности. Знаковые системы:- язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию;-мифы;- фольклорные и литературные произведения,- картины,- фильмы, - религиозные ритуалы и т.д.Они несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают о том, как должны себя вести члены общества, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура - это небиологическая знаковая система. |
7. Технологический подход | Культура представляет определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров. Рассматривают культуру с точки зрения развития техники и технологий. |
3. Структурные элементы и функции культуры.
Читайте также: