Логика и философия шпоры
Вопросы и ответы
Ответы на вопросы:
1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2. Логико-эпистемологический, социологический и культурный подходы к исследованию науки.
3. Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.
Особенность науч. познан.- объективность науки при изучении объектов (учитываются законы их функционирования и развития). Это отличает от других форм познавательной деятельности. Так, например, в процессе художественного освоения действительности много субъективного. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает отношение человека к предмету. Рациональность — тип мышления. Эффективная деятельность по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. Различают закрытую и открытую рациональность: 1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте; 2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом. Н. рациональность — специфический вид рациональности, характерный для н. Отличается более точным объяснением всех основных св-в и максимально достижимой определенностью.
4. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике. Философию интересует мир в целом. Нау́ка – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. Функцией науки является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки – описание, объяснение процессов и явлений действительности. Если определенная наука может развиваться, не учитывая опыт другой науки (физика, например, может существовать без опыта истории искусства), то в философии все иначе. В ней принимается совокупный опыт: науки, искусства, религии, права и др. В философии ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая, французская и греческая. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. К основным разделам философии относятся логика и методология. Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Метод – совокупности определенных правил, приемов, способов познания и действия. Главное предназначение метода – решение познавательных и практических проблем. Логика, главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Нау́ка —вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Образование – это процесс развития личности, который осуществляется как педагогами, так и личностью самостоятельно. Наука есть во всех сферах человеческой деятельности. Особенно значима ее роль в образовании. Наука оказывает большое влияние на образовательный процесс и может изменить всю структуру обучения. Процесс образования служит интересам общества и личности. Формирование современного типа личности не просто передача знаний, но и процесс обработки, окультуривания личности учащегося. Образование – непрерывный процесс, который проходит в рамках учебных заведений и в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования объединяет в себе обучение и воспитание. Без повышения качества образования невозможно эффективное применение современной техники. Наука формирует убеждения и отношение человека к миру. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.
6. Функции науки в жизни общества.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Основная функция науки – производство новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, чтобы объяснить факты, с которыми приходится встречаться. Предсказательная функция позволяет предвидеть новые явления и события. Функция понимания событий и явлений. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. В настоящее время выделяются 2 общие для образования и науки функции. Во-первых, это функция направлена на выживание человечества и заключается в передаче накопленных знаний последующим поколениям. Вторая, тесно связанная с ней экологическая функция направлена на сохранение природы для существования человека.
7. Генезис науки. Понятие преднауки.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. (Преднаука появляется в ответ на простейшие, но настоятельно необходимые запросы хозяйственной жизни людей: счет предметов, измерение площадей земельных участков, объемов те) Античная наука — формирование первых научных теорий : астрономия, ботаника, геометрия. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.
8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Условиями возникновения первой теоретической науки, как геометрия, стало введение абстрактных объектов (точки, прямые и плоскости). Переход от преднаучной к научной стадии развития в античной геометрии был связан с отказом от эмпирического изучения предметов и обращением к теоретическому исследованию их геометрической формы. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.
9. Средневековая наука
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Особенности С.Н. являются: 1. Рациональность – постижение явлений на основе разума и чувственного опыта. 2. Объяснение явлений с точки зрения религии. 3. Экспериментальность – утверждение, что мир создан для человека, который имеет право его переделывать. 4. Явления природы делаются символами церкви, например, Луна – это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер – символ Духа и т. д. 5. Знания о природе познаются через познание Бога. Основные черты С.Н.: – Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. С помощью пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие церкви, стоили средневековым ученым жизни. Это привело к застою научного познания. Развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления религиозных праздников. Новые взгляды на мир и человека сделали научные открытия, новые теории и подготовили базу последующей научной революции. Были сделаны открытия идея бесконечности Вселенной. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна
10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Эпоха нового времени в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. В период Нового времени происходит разложение феодализма происходит зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в науке и технике, увеличением производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, в особенности экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Основные результаты новоевропейского мышления, выразившие революционизацию духовной сферы: 1) происходит освобождение науки от влияния Святого Писания, анализ святых писаний считается уделом монастырей, а не университетов. 2) Демократизация и эффективация научного поиска. 3) Натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы.
11. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
Научная дисциплина понимается как систематизации научного знания, связанная с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, научной литературы, с созданием автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки обеспечивает доведение результатов научной работы до людей, превращает их в образцы на основании которых создаются учебники и излагаются знания. Дисциплинарно организованное знание возникает, когда накопленное знание передается другим поколениям. Для обучающегося знание это дисциплина, а для обучающего – доктрина (т.е. учение, принцип). Стремление все организовывать, систематизировать, приводить в порядок, приводит к тому, что все знания преподносятся как дисциплины, которые делятся на научную и учебную. В средних веках были созданы университеты, которые выполняли 2 функции: учебного заведения и научных лабораторий. Дисциплинарная организация учеб. процесса, основана на палочной дисциплине. Подчинение учащихся определенным нормам. Уставы университетов определяли порядок чтения книг Библии и т. д. Была введена оплата труда преподавателей. Формами обучения в это время были лекции и диспуты (спор сознаний). У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что наука нуждается в обновлении. Для этого нужно создать сообщества ученых, в которых разделить труд: одни собирают сведения из книг, другие проводят опыты, третьи делают выводы.
12. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СЛОЖНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира. Основа научной картины мира эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений.
13. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Сбор фактов, описание наблюдений, их систематизация, классификация – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено на объект (описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент), а его важнейшим элементом является факт. Любое научное исследование начинается со сбора и систематизации фактов (фрагментов действительности, объективные события и др.).
14. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ФОРМЫ
Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. На теоретической стадии науки преобладающим является мышление – процесс отражения действительности, раскрывающий на основе чувственных данных ее закономерных связей, понятий, категорий и др. Формы теоретического познания – проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – то, что не познано человеком и нужно познать. Гипотеза – предположение, которое нуждается в доказательстве. Теория – отображение закономерности действительности. Например классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.
15. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический (опыты) и теоретический (мышление). Истина — основная цель и ценность науки. Основания научных знаний: – научная картина мира; идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи. Научная картины мира, его основа эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Идеал – наглядно созерцаемый образ цели. Идеал перестает существовать при достижении цели. Нормы познания – регулирует, указывает границы своего применения. Проблемы оснований науки в том, что научный прогресс развивается непрерывно.
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Елена Дмитриевна
In the paper a relation between logic and philosophy is considered. The issues of foundations of logical systems on the basis of semantics of different types are investigated. On the other hand a role of logic in solving fundamental philosophical problems such as foundations of theoretical knowledge and constructing theoretical pictures of the world is studied.
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Смирнова Елена Дмитриевна
ЛОГИКА В ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИЯ ЛОГИКИ1
Abstract. In the paper a relation between logic and philosophy is considered. The issues of foundations of logical systems on the basis of semantics of different types are investigated. On the other hand a role of logic in solving fundamental philosophical problems such as foundations of theoretical knowledge and constructing theoretical pictures of the world is studied.
Формальная логика всегда была связана с принципиальными философскими проблемами гносеологического и онтологического характера. С одной стороны, логика выдвигала философские проблемы, а с другой - была важным средством для их решения и обсуждения. Более того, само обоснование логики - одна из центральных философских проблем. С превращением формальной логики в символическую она стала применять сложный технический аппарат исчислений, а также использовать достаточно богатые математические средства. Однако это не отдалило логику от философии, как может показаться на первый, поверхностный взгляд. Напротив, связь формальной логики с философией, особенно с теорией познания, стала более глубокой, многосторонней и основательной.
Вопрос обоснования логики теснейшим образом связан с вопросом о природе логического. Что изучает логика? Является логика наукой эмпирической или теоретической? Имеет ли она собственный базис, или ее основания лежат в психологии, в теории познания, в математике? Освещение этих вопросов во многом связано с критикой психологизма в логике, который являлся господствующим направлением в конце XIX в. Согласно представителям этого направления, логика - эмпирическая наука, ее объекты существуют так же независимо от нее самой, как существуют процессы, изучаемые физикой, химией и т.д. Т.Липпс писал, что логика есть физика мышления. Согласно Дж.Ст.Миллю, логика -не обособленная от психологии, а соподчиненная ей наука, она
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 00-03-00320.
При таком подходе вопросы обоснования логики по существу снимаются. Изучай, как люди мыслят, в том числе и закономерности правильного мышления, - и только. Такой плоский эмпиризм в трактовке логических форм и законов естественным образом приводит к пониманию логических форм как изначально данных, независимых от практической познавательной деятельности людей, делает невозможной саму постановку вопроса об информативности логических форм и законов или об их отношении к реальности.
Важными вехами в критике психологизма в логике явились работы Б.Больцано, Г.Фреге, Э.Гуссерля и других видных логиков и философов. Э.Гуссерль противопоставлял эмпирическому истолкованию логических связей (в духе психологизма) не их нормативный характер, а то, что они носят невременной, непричинный характер. Он подчеркивал, что это - связи идеальные. Критика Гуссерлем психологизма в логике, верная и глубокая, не утратила своего значения и в наши дни. В то же время концепция Гуссерля не дает возможности выявить специфику логики как
теоретической науки, выявить отношение идеальных связей к теоретико-познавательным предпосылкам.
Р.Карнапа. Однако логическое знание не есть знание, относящееся лишь к языку.
Еще одной альтернативой выступает тезис, согласно которому логические связи настолько фундаментальны и первичны, что не нуждаются вообще в обосновании. Логическое знание - наиболее обоснованная, надежная и универсальная часть нашего знания. Во всяком случае логика, полагают, нуждается в обосновании меньше, чем математика. По разным совершенно основаниям такое понимание присуще и логицизму, и И.Канту.
Одна из важнейших задач логики - описать правильные способы рассуждения. Но какие выводы считать правильными? Те, что соответствуют правилам? Но почему принимаются те, а не иные правила, те, а не другие логические системы? Вопрос ставится о законности, оправданности способов рассуждения, т.е. об обосновании логики.
Нормативный характер логических законов и правил определяется не свойствами нашего ума, как это полагал Кант, не априорными формами мышления, а определенными объективными связями между нашими высказываниями, определенной объективной зависимостью истинности одних наших утверждений от истинности (ложности) других. Логика и выявляет типы такого рода связей, которые лежат в основе логических принципов и правил. Понятие истинности является центральным, основным понятием логической семантики. Суть дела заключается в особом (принципиально отличном от всех остальных дисциплин) отношении логики к понятию истинности. Если психологию, например, истинность интересует не более, чем любую другую науку, ибо любая наука заинтересована в истинности своих положений, то в логике анализ понятия истинности включается собственно в ее предмет. Можно строить различные системы формального вывода. Однако какова бы ни была структура допускаемых способов рассуждения, в логике к ним предъявляется одно обязательное требование: они должны воспроизводить отношение логического следования. В зависимости от того, каким условиям отвечает принимаемое в семантике понятие истинности, находят свое оправдание и обоснование те или иные правила логики.
Попытка учесть в логике все более глубокие теоретико-познавательные характеристики истины приводит к появлению новых логических систем.
Современная логика является не только теорией дедуктивных способов рассуждения и не только теорией определимости и определений, теорией индуктивных способов рассуждения. Значительное место в ней занимает разработка процедур поиска доказательств. Этот
2 См.: Бирюков Б.В. Актуальные проблемы философско-кибернетических исследований // Философские науки. 1981. § 2. С. 32.
В проблеме психологизма в логике, с нашей точки зрения, следует различать два круга вопросов, два совершенно различных плана исследований. Одно дело - рассмотрение логических форм и законов как форм и законов некоторого естественного, природного процесса психической деятельности людей, другое - вопрос включения познающего субъекта, его установок, предпосылок, наконец, принимаемого им концептуального аппарата в обоснование логических форм и законов. Это две совершенно различные установки, но их нередко не различают, называя психологизмом в логике и то и другое равным образом.
Выявление роли субъекта познавательной деятельности в обосновании принимаемых приемов рассуждения занимает особое место. Появление логических систем, семантики которых включают определенные характеристики субъекта (такие, как его знание, установки, принимаемый им концептуальный аппарат и т.д.), не означает возврата к эмпиризму и психологизму в логике во всяком случае в традиционном смысле. С другой стороны, включение в семантику такого рода предпосылок может вести к пересмотру самих понятий истинности, ложности, отрицания. На этой базе возникают различного типа нестандартные семантики.
Сказанное не означает, что между логикой и психологией нет и не может быть взаимодействия3. Но ни психология, ни Computer Science не могут обосновать логику (равным образом математику и методологию).
Однако проблемы философских оснований логики не сводятся только к анализу понятия истинности в логике и его роли в обосновании логических систем. Другая линия связана с проблемой предметности, с проблемой методов семантического анализа смысла и значения выражений языка. Какова роль предметной
Интересная программа такого взаимодействия изложена в статье Масло-ва С.Ю.: Теория поиска вывода и вопросы психологии творчества // Семиотика и информатика. Вып. 13. М., 1979. С. 17-46.
области и характера объектов рассмотрения в обосновании допустимых логических процедур и правил?
Вопрос о природе логических законов, их абсолютности, универсальности, изменяемости или неизменности всегда являлся центральным при исследовании природы логического знания. С нашей точки зрения, следует различать два типа теоретико-познавательных предпосылок, от которых зависят логики. Во-первых, это предпосылки назовем их предпосылками онтологического характера, налагаемые на миры, на объекты универсума рассмотрения (например, воображаемые миры Васильева или идеальные и реальные объекты у Гильберта, или возможные миры в семантиках модальных систем). Во-вторых, это предпосылки, связанные с концептуальным аппаратом познающего субъекта: с принимаемыми понятиями истинности, ложности, логического следования, суждения, отрицания и т.д. С предпосылками такого рода связано, на наш взгляд, включение в логику, в обоснование логических систем субъекта познавательной деятельности.
Логика не зависит от конкретных положений дел в действительности, от эмпирических характеристик объектов рассмотрения. В этом смысле она действительно не зависит от содержания познания, как это утверждал И.Кант. Логика - теоретическая, а не эмпирическая наука. Но она не зависит лишь от конкретного содержания познания.
Таким образом, законы и принципы логики, связанные с субъектом, Васильев рассматривает как универсальные и неизмен-
ные — без них невозможно никакое правильное мышление. Возникает важный, принципиальный вопрос, так ли это. В противоположность Н.А.Васильеву, мы не считаем, что законы, связанные с концептуальным аппаратом субъекта (с принимаемыми понятиями истинности, ложности, отрицания, следования), являются абсолютными и неизменными. Они так же изменяются, как и законы, связанные с определенными предпосылками относительно универсума рассмотрения. Так, пересмотр понятий истинности и ложности, отношений между ними приводит к нестандартным семантикам и обусловливает особые способы рассуждения, базирующиеся на этих семантиках.
Пусть W - множество возможных миров, 9T(p)cW - класс миров, в которых высказывание p имеет место (область высказывания), а tyF(p) cW- класс миров, в которых высказывание p не имеет места (антиобласть высказывания). Если предикаты истинности и ложности рассматривать как не всюду определенные, и понятия истинности и ложности ввести как независимые понятия, мы имеем тогда дело с такими независимыми объек-там и, как области и антиобласти высказываний, между которыми в принципе могут устанавливаться различные отношения, в частности приниматься или не приниматься условия:
Принимая оба условия, получаем стандартную, классическую семантику. Принимая 1. и отбрасывая 2. - семантику с истинно-значными провалами (gaps); принимая 2. и отбрасывая 1. - двойственную ей семантику с пресыщенными оценками (glut evaluations); наконец, не принимая условия 1. и 2., получаем релевантную семантику. Таким образом получаем нестандартные семантики и логики, базирующиеся на них. Получаем различные отношения логического следования; различные системы логики детерминируются именно этими отношениями логического следования в сочетании с принятием (или не принятием) условий 1. и 2. Вопрос их формализации - особый вопрос [7, гл. V.]. Таким образом, определенные типы логик детерминируются в данном случае вполне определенными объективными отношениями в сфере таких идеальных объектов, как области и антиобласти высказываний.
вании их введения в семантику, их роли в анализе логических структур.
т.е. функции, сопоставляющие пропозициональным концептам пропозициональные концепты. При подходе Р.Монтегю - отношения между мирами (объектами из Ж) и семействами миров, т.е. объекты типа
Однако, с нашей точки зрения, принципиальное отличие рассматриваемых контекстов заключается в их особой логической структуре - ином способе связи интенсиональных функторов с их аргументами и, соответственно, в ином способе установления экс-тенсионалов и интенсионалов сложных выражений [7, гл. IV]. Именно введение особого рода сущностей, сопоставляемых в
семантике интенсиональным функторам, диктует иной способ связи этих функторов с аргументами, иную логическую структуру этих контекстов.
В рамках рассматриваемых вопросов коснемся определенных философских следствий, вытекающих из известных теорем
1. Васильев Н. Логика и металогика // Логос. Кн. первая и вторая. М., 1912-
2. Гёдель К. Об одном еще не использованном расширении финитной
точки зрения // Математическая теория логического вывода. М., 1967.
3. Гильберт Д. Основания геометрии. М.;Л., 1948.
4. Гильберт Д. Естествознание и логика // Кантовский сборник. Вып. 15.
5. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т.3
6. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения
современной формальной логики. М., 1959.
7. Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1996.
8. Смирнова Е.Д. И.Кант и финитная установка Д.Гильберта // Логические
исследования. М., 1997. Вып. 4.
9. Уинстон П. Искусственный интеллект. М., 1980.
В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:
1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.
48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
Читайте также: