Массаж для голосовых связок
Голос у человека является одним из главных средств для общения с окружающими людьми. Именно поэтому его потеря создаёт массу неудобств и проблем. За наличие голоса у человека отвечают голосовые связки – они представляют собой две эластичные мышцы, которые расположены в гортани и крепятся к хрящам гортани. Для появления звука необходимо, чтобы связки полностью смыкались, к сожалению, существует много причин, которые приводят к проблемам с голосом и его полному отсутствию.
Основные причины потери голоса
Существуют множество причин, которые приводят к потере голоса, основными из них являются:
- Различные инфекционные болезни дыхательной системы в частности — гортани, такие как тонзиллит, фарингит, ларингит.
- Постоянные нагрузки на голосовые связки – у преподавателей, военных, певцов.
- Воздействие пыли, дыма, холодного воздуха и напитков.
- Ожоги как химические, так и термические.
- Опухоли гортани.
- Параличи или парезы связок.
Существуют определенные симптомы, которые характерны для заболеваний, сопровождающихся потерей голоса, к ним относят:
- Появление охриплости.
- Постепенно человек переходит на шёпот.
- Полная афония – то есть отсутствие голоса.
У детей основной причиной утраты голоса могут стать папилломы – доброкачественные опухолевидные новообразования, которые необходимо как можно раньше удалять. Основным признаком при этом заболевании является непрекращающаяся охриплость голоса.
Методики лечения
Главным фактором в определении методов лечения при потере голоса является выяснение причины данного состояния. Очень часто лечение заключается в устранении симптомов основного заболевания, которое и привело к поражению голосовых связок и потере голоса.
На сегодняшний день для разработки голосовых связок применяют специальные комплексы упражнений. В основном они разрабатывались фониатрами (так называют специалистов, которые занимаются восстановлением голоса), поэтому являются достаточно эффективными. Однако зачастую добиться полного восстановления голоса можно только при проведении комплексного лечения, которое назначает врач.
Главное, на что следует обратить внимание пациентов, у которых пропал голос – это соблюдение молчания.
Ни в коем случае не следует надрывать связки и говорить через силу, это может привести к афонии, после которой восстановить голос в полном объёме будет очень сложно. Кроме того, необходимо избегать употребления горячей, острой, соленой и холодной пищи. Также нужно будет забыть о спиртных напитках, кислых фруктах, например, цитрусовые следует полностью исключить из рациона больного.
Способы восстановления голоса
Как указывалось выше, для восстановления утраченного голоса назначаются специальные дыхательные упражнения. На сегодняшний день существуют различные комплексы, которые помогают восстановить голос и улучшить его звучание.
Для людей с частично утраченным голосом полезны следующие упражнения:
Вначале необходимо присесть на корточки, при этом расстояние между коленями должно составлять не больше размеров 1–2 кулаков. Спина при этом должна оставаться ровной, руки нужно положить на колени. Находясь в таком положении нужно сделать выдох, максимально напрягая руки, горло и шею. Через 6-10 секунд можно расслабиться, и сделать несколько обычных вдохов-выдохов и повторить глубокий выдох.
Подобные упражнения следует сделать 6-10 раз, их можно повторить через пару часов.
Ещё одним эффективным способом расслабить связки является снятие напряжения с диафрагмы, именно по этой причине у многих людей возникают проблемы с голосом. В таком случае применяют специальные методики дыхательной гимнастики, среди них особое место занимает система Стрельниковой. Эту методику используют в ведущих клиниках и центрах нашей страны для лечения других заболеваний дыхательной системы.
Как можно укрепить связки
Кроме специальной гимнастики для голосовых связок и назначения прочих процедур фониатром, вернуть голос и улучшить состояние пациента помогут и средства, предлагаемые народной медициной.
Хорошим средством для укрепления связок является полоскание горла отваром из трав, для его приготовления нужно взять: цветки ромашки, календулы и листья эвкалипта.
Отличным способом укрепить связки является приём смеси из растёртых с сахаром и сливочным маслом сырых желтков куриных яиц.
Медики при охриплости голоса рекомендуют через каждые два часа полоскать горло раствором фурациллина, морской соли или настойки прополиса. Часто их чередуют с приёмом антибактериальных препаратов, в случае, если причиной афонии или охриплости голоса являются инфекции, это позволяет улучшить состояние больного.
При проведении лечебной гимнастики и других процедур для восстановления голосовых связок необходимо по возможности исключить все факторы, способствующие раздражению гортани, в частности, отказаться от продолжительных разговоров по телефону. Это, по мнению специалистов, сильнее раздражает голосовые связки, чем обычное живое общение. Нежелательно также выходить из тёплого помещения на холод. Кроме того, следует избавиться от курения, так как вдыхание никотина раздражает связки.
При чрезмерном напряжении на связках образуются узелки, которые представляют собой наросты, они и будут создавать помеху для нормального звучания вашего голоса.
Для укрепления связок нужно произносить слова только на выдохе. Улучшить звучание или полностью восстановить утерянный голос можно только при чётком соблюдении рекомендаций врача и регулярном проведении назначенных методик лечения, в том числе и точного выполнения дыхательной гимнастики.
Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.
Предыдущие выпуски спецпроекта:
Умение резонивать
Звук начинается в гортани, при неосознанном использовании полостей-резонаторов мы говорим так, как получается. И результат не всегда радует. При осознанном же использовании резонаторов, когда мы понимаем, как рождается звук, – проявляются персональные особенности голоса, он становится ниже, наполняется обертонами. Также благодаря резонаторам можно улучшить некоторые звуки, например, л, м, н, р, и, е, у.
Умение пользоваться резонаторами помогает, когда пропадает голос, болит горло, а нужно говорить долго и непрерывно. Потому что мы рождаем звуки не напряжением горловых мышц, а с помощью диафрагмы, дающей достаточное количество воздуха, полостей, добавляющих объемность звукам, и естественных преград на пути воздушного потока, например, языка или губ.
Где находятся резонаторы
Вибрационный массаж: советы по выполнению
Обычно мы не пользуемся дополнительными возможностями собственного тела. В результате резонаторы простаивают. Вибрационный массаж, который делают для их проработки, научит вас использовать резонаторы на полную мощность. Он занимает очень мало времени, и его можно совмещать с утренними процедурами. Достаточно следовать нескольким простым правилам.
Сверху вниз. Массаж делается всегда сверху вниз, так мы постепенно пробуждаем резонаторы, переходя от небольших верхних к самому большому и самому важному – грудному.
Визуализация. Всегда визуализируйте то, что вы делаете. В некоторых случаях сложно понять, что же нужно сделать, пока не представишь себе картинку – откуда идет звук, кто или что мог бы звучать похожим образом. И тогда, уже имея готовый образ, приходит понимание относительно техники исполнения.
Осанка. Во время массажа держите подбородок параллельно полу, не закрывайте горло. Так воздух свободно перемещается по вашему телу.
Спокойствие. Не переживайте, если с первого раза не получается нужный звук, не чувствуется вибрация. Мышцы не сразу готовы выполнить упражнение.
Фронтальные пазухи
Гайморовые пазухи
Выполните упражнения два раза. Одновременно массируйте пазухи круговыми движениями. Можно чередовать ноздри для этого. Массаж снимает отечность дыхательных путей и уменьшает гнусавость.
Верхняя губа
Нижняя губа
Грудной резонатор
Чередование резонаторов
Пробуждение голоса
Пение с закрытым ртом. Выберите любимую песню и промычите ее с закрытым ртом. Это упражнение с одной стороны помогает проснуться голосу, а с другой стороны – подымает настроение с утра.
Кончики пальцев отвечают за нашу речь. Растирание кончиков активизирует части мозга, где находится речевой центр, пробуждает голосовые связки. Особенно если вы пришли с холодной улицы в теплое помещение, не можете помолчать пару минут, подождав пока связки нагреются, – начните растирать кончики пальцев. По такому же принципу работает и растирание внешней стороны ушей, и растирание ладоней.
Голос — это громкое дыхание
Человеческая гортань представляет собой хитроумное цилиндрическое образование из многочисленных хрящей, связок и мышц, которое соединяет трахею и гортаноглотку. Гортань предназначена для глотания, дыхания и образования голоса. Чтобы получился звук, необходимо наличие воздушной струи (дыхания), вибратора для получения звука (голосовые связки) и резонаторов для его усиления. За работу связок отвечают три группы мышц:
- мышцы для натяжения голосовых связок;
- мышцы для сужения просвета голосовой щели;
- мышцы для расширения просвета голосовой щели.
К верхним резонаторам относятся лицевые пазухи (лобные и гайморовы), носовая и ротовая полости. Роль нижних резонаторов играют легкие, бронхи и трахея
На выдохе поток воздуха от легких по трахее доходит до голосовых связок, проходит через них, и получается звук. Чем интенсивнее напор воздуха, проходящий через них, и чем быстрее вибрируют связки, тем выше звук. И наоборот: чем слабее воздушная струя и чем медленнее колебания связок — тем голос ниже.
За приток воздуха к легким и обратное движение воздушной струи отвечает диафрагма. В пассивном состоянии человек делает в среднем 17 вдохов-выдохов в минуту. Объем воздуха, который при этом он использует, равняется примерно 500 мл. Для пения, например, этого недостаточно — объем воздуха должен составляет не менее 1-1,5 л. При значительном повышении голоса, крике, пении к работе подключаются также ребра и межреберная мускулатура, мышцы и связки шеи.
Голос и его здоровье
Нарушение образования голоса называется дисфонией. Не заметить эту патологию невозможно, потому как человек, живущий в социуме, общителен по природе своей. Дисфония может проявляться изменением характеристик голоса: тембр, высота, интенсивность звучания.
Есть множество профессий, при которых голос является рабочим инструментом человека: певцы, преподаватели и чтецы лекций, люди, которые вынуждены повышать голос из-за условий работы (стройка, шумное производство) и т. п.
Причиной дисфонии могут быть различные негативные факторы:
- чрезмерное пристрастие к сигаретам;
- воздействие вредных веществ, пыли на производстве;
- усталость, перенапряжение голосовых связок из-за сложных условий работы, семейных конфликтов и т. п.
Есть также целый список заболеваний и состояний, при которых страдают различные отделы голосового аппарата:
- острые заболевания дыхательных путей;
- хронические ЛОР-заболевания;
- гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭРБ), который часто приводит к ларингиту, называемому поэтому рефлюкс-ларингитом;
- гипоакузия — снижение слуха, речь при этом начинает казаться неразборчивой и др.
Конечно, если охриплость, потеря голоса, иные его изменения появились на фоне болезни, следует для начала вылечить пациента, а потом смотреть, остались ли у него проблемы с голосом. Но очень часто человек в принципе здоров, но страдает от расстройства голоса. И в этом случае требуется обследование у специалиста в области фониатрии, которая как раз и занимается изучением причин подобных патологий. Нередко оказывается, что медикаментозное лечение не требуется, равно как и хирургические процедуры. И в этом случае вернуть чистый сильный голос может эксперт в области специального массажа, предназначенного для восстановления здоровья голосового аппарата.
Какой бывает массаж голоса?
Сегодня популярностью пользуется ларингеальная мануальная терапия (циркумларингеальный массаж), направленная на расслабление чрезмерно зажатых мышц, блокирующих нормальное дыхание человека и работу его голосового аппарата. Обычно под ларингеальным массажем понимают только массаж гортани. Существует множество его специализированных вариаций, предназначенных для певцов, преподавателей и т. п.
Основные принципы голосового массажа:
- расслабление голосовых связок и мышц, которые обеспечивают их работу;
- повышение эластичности мышц и связок грудной клетки;
- расслабление лицевых мышц, перенапряжение которых приводит к неправильному прикусу;
- профилактика повреждений мышц и связок, которые могут быть вызваны повышением голоса, игрой на духовых инструментах и т. п.
Такой комплексный подход не уникален. Например, в США в Центре здоровья голоса при Университете Вандербильта также разработали комплексную методику, сочетающую в себе физиотерапию и ларингеальный массаж. Физиотерапевты, занимавшиеся созданием методики, заметили, что у людей с расстройствами голоса, часто нарушена осанка, они страдают от головных болей напряжения, есть проблемы со связками и мышцами верхнего плечевого пояса. Автомобильная авария, развод — любая стрессовая ситуация может стать причиной появления хрипоты, нарушения работы связок и даже пропажи голоса. Данный подход особенно актуален для тех пациентов, которые прошли стандартное обследование, и у них не было обнаружено ни болезней, ни аллергии. Как показали исследования, 67% таких пациентов проходили бесполезное для них лечение от рефлюкс-ларингита. У двух третей из них состояние заметно улучшилось после массажа мышц шеи и горла.
Кирси Кююря, voice массаж терапевт реабилитационного центра Fysio-Eskola в Лаппеенранте (Финляндия)
В формировании звуков нашего голоса задействовано множество групп мышц, расположенных в брюшной полости, грудной клетке, шее, на лице и голове. Они включают диафрагму, дыхательные и жевательные мышцы, язык. Как и любые мышцы, время от времени они могут воспаляться или перенапрягаться. Используя классические массажные движения, специалист снимает в них напряжение. В результате мышцы расслабляются, возвращаются в правильное положение и восстанавливают свою эластичность. Массаж могут дополнять растяжки и дыхательные упражнения.
Описанный метод терапии Voice массажа (массажа для голоса) был разработан финским физиотерапевтом Леной Коскинен в сотрудничестве врачами и специалистами по голосу и используется еще с 1980-х годов. Однако даже в Финляндии, где работает множество самых разнообразных реабилитационных центров, эта услуга редкая. Процедура неинвазивная. В ней не используется нагревание или какое-либо специальное оборудование. Главный инструмент — руки, поэтому делать массаж для голоса имеют право только специально обученные терапевты.
Один сеанс массажа в нашем реабилитационном центре продолжается от 60 до 90 минут. Обычно для достижения результатов достаточно 1-5 сеансов, однако в некоторых случаях их требуется больше — когда голос поврежден, имеются проблемы с дыханием или система истощена.
Чаще всего к терапевту обращаются люди, чья профессия связана с постоянным использованием голоса или дыхательных мышц. Это музыканты, дикторы, священнослужители, стеклодувы, учителя и воспитатели детских садов. Например, музыканты, играющие на духовых инструментах, испытывают проблемы с дыханием и мышцами вокруг рта, и массаж очень им помогает. Услуга очень востребована среди начинающих и профессиональных певцов, которым важно добиться сбалансированного звукоизвлечения.
Иногда Voice массаж назначают в качестве поддерживающего лечения при голосовой терапии, коррекции прикуса, вызванного напряжением мышц в области лица, или лечении рефлюкса. Также он облегчает состояние при заболеваниях, вызывающих затруднения с дыханием, глотанием и речью, таких как астма, боковой амиотрофический склероз или болезнь Паркинсона.
Сегодня от качества артикуляции нередко зависит успех и будущее человека, потому необходимо регулярно тренировать речевые мышцы, проводить занятия на выработку правильного произношения и дикции становятся основополагающими. Как правило, подобные упражнения проходят дети, начиная от самого малого возраста. С младенчества опытные педагоги и воспитатели тренируют у малышей работу речевого аппарата. Позже различие отклонения и сложности исправляет логопед, однако возникают они из-за недостаточной тренировки и развитости мышц.
Нужно ли это взрослым?
Речевые мышцы - это основа нашей речи, залог ее качества, привлекательности основа возможности оказывать воздействие словами. Мало кто захочет слушать человека, который шепелявит, картавит или заикается. Все эти проблемы находятся у нас во рту, и пусть подобное буквальное заявление никого не пугает. Ведь от слабого развития мышц страдает человек, который не может полноценно и красиво говорить. Для взрослых подобная проблема станет особенно остро, если выбор профессии падет на преподавателя, диктора, актера, маркетолога.
Мечты стать успешным руководителем канут в лету, если речь будет несвязной и непривлекательной.
Что делать?
Потому важно, чтобы упражнения радовали. Проводить их нужно перед зеркалом, а перед началом обязательно мыть руки для обеспечения гигиеничности занятий. Затем стоит начинать с небольшой разминки, вроде вытягивания и растягивания губ, вытягивания языка и прочих. Достаточно показать себе в зеркало язык, улыбнуться, чтобы речевые мышцы немного размялись.
Для закрепления результата не стоит забывать о тренировке речи, а потому пение, произношение сложных слов, скороговорки и прочие упражнения должны стать незаменимыми элементами занятий.
Желательно заниматься с профессионалами, однако даже самостоятельные тренировки речевого аппарата и мышц помогут избавиться от многих проблем. Не стоит забывать, что подобные тренировки невероятно полезны для женщин, ведь при постоянных упражнениях кожа лица остается молодой дольше.
Не только оперные певцы, но и многие публичные люди, деятельность которых связана с чтением лекций, обучением людей, должны ежедневно выполнять специальные упражнения для развития голосовых связок. Это и дыхательная гимнастика, и точечный массаж, и распевание, направленное на разогрев голосовых связок. Непременным условием для качественного укрепления голосовых связок является систематичность занятий. Ведь тренировка голосовых связок, как и тренировка мышц тела, является весьма ответственным мероприятием.
Итак, гимнастика для голосовых связок начинается с дыхательного комплекса. Прежде всего, стоит усвоить, что полезно для голосовых связок научиться дышать животом. Это поможет в дальнейшем сберечь горло. Каждое упражнение выполняем сидя, не меньше 12 раз.
1. Глубокий вдох носом, выдох через нос в три подхода.
2. Глубокий вдох носом, выдох через рот. Руки при этом потираем как будто пытаемся согреть их.
3. Глубокий вдох носом, выдох похож на попытки охладить дыханием горячий чай.
4. Глубокий вдох носом, шипящий выдох.
5. Глубокий вдох носом, свистящий выдох.
Дикционная гимнастика
Еще один комплекс направлен на активность языка. Он поможет как укрепить голосовые связки, так и мышцы языка. В рамках первого упражнения складываем язык поочередно то трубочкой, то чашечкой 10 раз подряд. Второе упражнение направлено на поочередное доставание языком носа и подбородка. Его нужно проделать минимум восемь раз.
Так тренировать голосовые связки нужно с особой тщательностью. Это может помочь даже как быстро восстановить голосовые связки при повреждении, так и расслабить голосовые связки при излишнем перенапряжении.
Уход за голосовыми связками
Точечный массаж, проведенный ранним утром, взбодрит тело и настроит речевой аппарат на нужную волну. Чтобы как следует восстановить голосовые связки, нужно полностью сосредоточиться на массаже. Это поможет обнаружить области, в которых ощущается явный дискомфорт, всевозможные болевые ощущения или покалывания.
Их следует обработать с особым вниманием. Массировать нужно по часовой стрелке, повторяя круговые движения не менее 8 раз. Чувствительные точки на висках и у крыльев носа, на подбородке и за ушами, на шее и между бровей помогут как улучшить голосовые связки, так и повысить общий тонус. Распевание – еще один хороший ответ на вопрос о том, как развить голосовые связки. Если вы чувствуете, что одной работы с дикцией недостаточно для достижения желаемого уровня ораторского мастерства, то попробуйте добавить в свой арсенал основы актерского мастерства. Это можно сделать, как записавшись на курсы, так и поучаствовав в массовке или кастинге.
Существует ряд профессий, требующих чёткой дикции и звонкой речи, а в результате систематических перегрузок голосовых связок, голос становится сиплым и охриплым. В таких случаях требуется укрепление голосовых связок, путем выполнения различных упражнений и вспомогательных средств. Как укрепить голосовые связки при помощи гимнастики и упражнений, попробуем выяснить в данной статье.
Почему пропадает голос? ↑
Причиной потери голоса могут стать различные факторы. Как правило, от охриплости страдают люди, чья профессия связана с постоянной нагрузкой на голосовые связки, это дикторы, преподаватели, певцы и актёры. В силу своей деятельности им приходится натруждать связки, что приводит к нарушению их работы. Но помимо профессиональных нарушений, потерять голос можно и в результате иных причин:
- воспалительные процессы в гортани, к примеру, вирусные или бактериальные инфекции (ларингит,
фарингит, ОРВИ и др); - аллергическая реакция на провоцирующие факторы, например, пребывание в запыленном помещении, шерсть животных, работа на вредном производстве
- новообразования в гортани и близлежащих анатомических структурах, в результате их роста происходит сдавливание голосовых связок;
- наличие на связках полипов или узлов.
В зависимости от того какая причина стала толчком для развития патологии назначается последующее лечение.
Упражнения для связок ↑
Если потеря голоса связана с их перенагрузкой на связки, решить проблему можно путём правильного подбора упражнений. Для того чтобы развить звонкость голоса и убрать осиплость можно выполнять следующий комплекс упражнений:
Дыхательная гимнастика ↑
Помимо дикционных упражнений, важно выполнять дыхательную гимнастику, для этого можно использовать следующие упражнения:
- вдох носом и выдох также им только тремя подходами, то есть распределяя воздух на три небольших
выдоха; - следует зажечь свечу и находясь от неё на расстоянии в 10 сантиметров, дуть как бы пытаясь задуть, но при этом пламя должно лишь немного отклоняться, но не тухнуть;
- дышать по собачьему. Вспомните, когда собака хочет пить и ей жарко, она вытаскивает язык и дышит часто и прерывисто. Тоже самое следует повторять, дублируя поведение животного;
- глубокий вдох носом и шипящий, а потом свистящий (чередуется) выдох ртом;
- Каждое из представленных упражнений, следует выполнять не менее чем 10 раз каждое.
Важные советы ↑
Перед тем как приступить к выполнению гимнастики, следует быть готовым выполнять её правильно. Для этого, следует придерживаться следующих правил:
- все упражнения следует выполнять перед зеркалом и только в хорошем настроении;
- для того, чтобы результат был закреплён и голос вас радовал своим звонким звучанием не прерывно, гимнастика должна стать частью распевки, а скороговорки и произношения сложных слов должно стать обыденным делом;
- хотя бы вначале проводить гимнастику лучше под контролем профессионала, так как неправильное выполнение того или иного упражнения может не только не помочь, но и навредить в тренировке голоса. Позже, когда азы гимнастики будут освоены, проводить занятия можно самостоятельно;
постоянные такие упражнения полезны не только для функции голосовых связок, но и для мимики лица. Систематическое выполнение гарантирует улучшение состояния кожи лица и разглаживанию мимических морщин; - чтобы эффект был лучшим, следует в комплексе выполнять распевку, дыхательную гимнастику и точечный массаж;
- на фоне выполнения восстановительных процедур, следует придерживаться определённого режима питания. Следует исключить: острое, солёное, кислое, а также слишком горячие и, наоборот, холодные блюда. Все они дополнительно раздражают голосовые связки и приводят к ухудшению состояния;
- не следует выполнять гимнастику и распевку перед сном.
Народные методы ↑
Вместе с выполнением гимнастики, когда нужно срочно вернуть утраченный голос, можно воспользоваться проверенными народными методами, многими из них пользуются певцы перед своими выступлениями. К таким рецептам относят:
Потеря голоса частая проблема, к сожалению, для многих. Если ваш труд связан с постоянными нагрузками на голосовые связки, выполнение описанных упражнений, а также народные рецепты помогут значительно быстрее справиться с осиплостью голоса. Но если проблема не связана с профессиональной деятельностью, пропажа голоса может свидетельствовать о различных патологиях, в том числе и довольно серьёзных. Поэтому, не следует заниматься самолечением, а лучше проконсультироваться с врачом, который сможет назначить нужное и правильное лечение.
В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.
Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
Упр.1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
Упр.2
Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц. медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
Упр.5
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
Упр.6
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
Упр.7
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.
Упр.8
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.
Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.
- Неправильно : язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
- Правильно : горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.
Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.
Упр.9
3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
Упр.10
Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.
В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения "собачка", "лягушка ловит комара". Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.
Упр.11
Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.
Общие правила их выполнения
Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения — диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.
Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.
Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.
Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.
Упражнения на концентрацию звука
Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.
Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.
М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.
М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.
Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра
Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимог
Читайте также: