Образование как общечеловеческая ценность шпоры
Образование как процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности. Воспитание человека в соответствии с общечеловеческими принципами. Формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.12.2016 |
Размер файла | 14,0 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский институт правоведения
Кафедра психологии и педагогики
Управляемая самостоятельная работа
Выполнил студент 1-го курса
1-ая академическая группа
Головко Глеб Игоревич
Бонько Ольга Васильевна
Для того, чтобы понять почему образование - это общечеловеческая ценность, необходимо понять, что такое образование.
Образование -- это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
Образование -- это целенаправленный процесс познавательной деятельности людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
В широком смысле слова, образование -- процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности.
Целью образования как общечеловеческой ценности, является воспитание человека в соответствии с общечеловеческими принципами и с учетом интересов общества и государства. Образование по своей сути призвано воспитывать граждан своего народа.
Чтобы развёрнуто ответить на поставленный вопрос, нужно дать определение понятию “общечеловеческая ценность”.
Общечеловеческая ценность - совокупность идеалов, принципов, нравственных норм и прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола.
Общечеловеческие ценности - это фундаментальные общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Общечеловеческие ценности можно назвать некой “силой”, которая задает направление в развитии человека, делает его жизнь более полной. Общечеловеческие ценности создают некие границы, нормы и правила, но при этом не ограничивает свободу человека, а наоборот толкают его на развитие, способствуют его образованию, самообразованию и раскрытию собственного потенциала.
Общечеловеческих ценностей достаточно много - здесь можно говорить и о любви к своим родным и близким, и о любви к родине, природе, человеческих принципах, уважении к старшим, грамотности, чистоте и культуре речи, заботе о детях, здоровье и прочем. Спектр общечеловеческих ценностей широк и многогранен. И конечно, здесь становится очевидным, что образование входит в этот спектр, поскольку мы говорим о грамотности человека, о его образованности.
Каковы функции образования как общечеловеческой ценности?
Чтобы говорить о функциях образования как общечеловеческой ценности, нужно понимать, какие в принципе существуют функции образования.
Образование выполняет социальные и личностные функции.
К социальным относятся:
-формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;
-содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;
-развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;
-подготовка человека к успешному и безопасному функционированию в современном социуме.
Личностные функции образования:
-Самым главным критерием личностного образования является то, что оно должно обеспечивать приоритет развития над обучением.
Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностном плане. Мы видим, что образование - очень сложное и многоаспектное явление, что несомненно перекликается с многогранностью и сложностью понятия общечеловеческих ценностей.
На данном этапе необходимо выделить ряд характеристик образования, которые выступают в подтверждение того, что образование с вышеперечисленными его функциями является общечеловеческой ценностью:
1: образование выступает важным фактором развития общества и является составным компонентом культуры;
2: это целенаправленный непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
3: это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется и подтверждается соответствующим документом.
Я считаю, что образование все больше преобразовывается в самообразование. И главной задачей образовательных учреждений становится не образование, как образование в принципе, а создание максимально благоприятных условий для того, что бы человек мог заниматься саморазвитием.
Но, тем не менее, саморазвитие должно осуществляться в рамках общечеловеческих ценностей.
воспитание образование общечеловеческий ценность
Образование играет огромную роль в жизни всего человечества, оно открывает новые перспективы личностного роста, оно является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека.
Размещено на Allbest.ur
Образование как общечеловеческая ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс, его содержание и структура, значение в современном обществе, используемые методики и приемы. Единство и взаимоотношение образования и самообразования.
реферат [32,3 K], добавлен 24.07.2011
Образование как социокультурный феномен любого общества, система образования в России. Типы и виды образования, главное стратегическое направление развития системы образования. Модели образования: традиционная система и новшества, вносимые фондом Сореса.
курсовая работа [25,8 K], добавлен 27.05.2009
Характеристика основных педагогических категорий. Развитие человека как процесс становления личности под влиянием социальных и природных факторов. Сущность воспитания и обучения. Образование как процесс педагогически организованной социализации.
реферат [41,7 K], добавлен 26.07.2010
Понятие и особенности классификации педагогических ценностей. Сущность педагогической аксиологии, ее синкретический (слитный, нерасчлененный) характер. Образование как общечеловеческая ценность. Роль ценностных отношений для воспитательного процесса.
курсовая работа [40,5 K], добавлен 28.11.2010
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных образовательных уровней. Стабилизация и развитие образования в России.
статья [8,8 K], добавлен 11.04.2012
Состояние, перспективы развития, цель школьного физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности. Методы физического воспитания и особенности их применения.
реферат [37,3 K], добавлен 28.02.2011
Педагогика как наука: категориальный аппарат, задачи и функции. Образование как общественное явление и общечеловеческая ценность. Дополнительные формы организации учебной деятельности. Стили педагогического общения, управленческая культура руководителя.
курс лекций [154,3 K], добавлен 02.12.2011
Создание условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры.
презентация [1,4 M], добавлен 25.08.2014
Педагогика как наука о воспитании. Ее истоки, возникновение и этапы развития. Основные категории педагогики: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Система и связь педагогических наук. Развитие педагогической теории и практики.
контрольная работа [35,1 K], добавлен 18.06.2008
Экологическое образование и воспитание учащихся. Формирование системы знаний об экологических проблемах и пути их решения. Оценка состояния и улучшение окружающей среды своей местности. Развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края.
презентация [946,2 K], добавлен 20.01.2013
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
- Рубрики
- По алфавиту
- Закачать файл
- Заказать работу
- Вебмастеру
- Продать
- весь список подобных работ
- скачать работу можно здесь
- сколько стоит заказать работу?
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
• формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;
• обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием целей образования, которое не может быть сведено к перечислению достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня развития гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Для гуманистически ориентированного образования характерно диалектическое единство общественного и личного. Вот почему в его целях должны быть представлены, с одной стороны, требования, предъявляемые к личности обществом, а с другой - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей личности в саморазвитии.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств - содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-разви-вающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, отбор содержания образования обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса. Реализация такого подхода, который может быть назван культурологическим, является, с одной стороны, условием сохранения и развития культуры, а с другой - создает благоприятные возможности для творческого овладения той или иной областью знаний.
Известно, что всякий конкретный вид творчества - это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в науке, искусстве, общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию нравственного поведения. Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая культуру, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное содержание образования обеспечить не может.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличности ость образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.
Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такая технология предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов. Она связана и с созданием условий для раскрытия и развития способностей, как учащихся, так и педагога с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.
Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности. Однако процесс перехода от традиционного типа образования к гуманистическому типу происходит неоднозначно. Существует противоречие между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в связи с отсутствием достаточно подготовленного педагогического корпуса. Выявленная антиномия гуманистической природы образования и доминирования технократического подхода в педагогической теории и практике показывает необходимость построения современной педагогики на идеях гуманизма.
Вопросы и задания.
1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?
2. В чем суть гуманистической философии образования?
3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изучении педагогических явлений?
4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.
5. Дайте определение педагогических ценностей.
7. Почему образование – это общечеловеческая ценность?
Литература для самостоятельной работы.
1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.
2. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.
3. Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. - М., 1991.
4. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов-на-Дону, 1994.
5. Лихачев Б. Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. - Самара, 1998.
6. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М., 1989. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995.
7. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
Ценностное отношение к образованию постепенно вырабатывалось в культурно-историческом развитии народов, и каждое поколение осмысливает и оценивает значимость образования заново. В культурно-историческом развитии ценностные ориентации образования изменялись с преобладания отдельных функциональных характеристик образования (ценность грамотности, просвещенности, естественнонаучного знания, способов действия и тому подобное) и до признания самоценности образования, его роли в целостном развитии личности. При этом ценностное отношение человека к миру, мир человеческих ценностей ускользал от внимания педагогов, став основой лишь гуманистических моделей образования.
Уважение к образованию, стремление к достижению высокого его уровня признается важнейшей ценностью современного общества, наряду с открытостью новому опыту, пониманием разнообразия мнений и воззрений окружающих, некоторыми другими приоритетами. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование во многих странах мира, Всеобщей Декларацией прав человека ООН, в Конвенции о правах ребенка (1989). (Декларация имеет рекомендательный характер, а конвенция – соглашение, имеющее обязательную силу для всех присоединившихся к ней государств). Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подчеркивает общие ценностные приоритеты образования для различных национальных образовательных систем. В соответствии с Законом об Образовании (1992) основные идеи вышеназванных документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране. Главными среди таких идей в области образования являются:
- приоритет интересов растущего человека перед интересами общества;
- право каждого человека на образование, причем, на обязательное и бесплатное начальное образование;
- обеспечение учебных дисциплин с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства учащегося;
- право на получение образования, содержание которого утверждает достоинство человека.
Основная идея – наилучшее обеспечение интересов растущего человека – выражается в четырех основных требованиях к обеспечению его прав: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества. Признание человека высшей ценностью, а его блага – высшей целью образования отражено в принципах его гуманизации, демократизации. Таким образом, гуманистическая ориентация образования признается основой и точкой отсчета в его организации и построении.
Гуманистическая ориентация образования – система приоритетов в деятельности его субъектов, направленных на развитие личности, ее способности к осознанному и ответственному выбору в различных ситуациях жизнедеятельности на основе ценностей гуманистической культуры. Гуманистические ценности образования – его человеческие смыслы, общественно одобряемые, реализуемые в образовательной сфере.
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Человек как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения системы образования.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию личности учащегося. Гуманизация требует изменения отношений в системе установления связей сотрудничества учитель-ученик, преподаватель-студент. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Образование – это процесс искусственный, сознательно организуемый, целенаправленный. Категория цели является для педагогики центральной и реализуемой на самых разных уровнях: от стратегических целей образования – до конкретного целевого действия педагога. От того, как будет сформулирована цель, зависит фактически и вся образовательная теория и технология ее реализации.
XXI век называют веком образования. Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он ее сделает? Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, и культуры, и практики? В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования – человечность.
В 1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Сингапур – страна маленькая, да к тому же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако страна процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню общей образованности занимает первое место в мире. Тем не менее, власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся определить новые горизонты образования. Видят же они их во всемерном внедрении в образование творческих методов.
Характерная черта современной мировой ситуации – неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от бездумной зубрежки и заучивания. А это означает, что человеку приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из книг.
Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой.
На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик – дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть и состоит он в своеобразном отказе от многознания (как часто говорят, многознание не есть знание). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а сворачивает их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. Свертку знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями. Максимально же емкую свертку дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде. В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия: она скрепляет знания человека в единое целое, без нее знания рассыпаются.
Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования; везде ищут новые пути, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее определен. Речь идет о понимании образования как ответственности. В совсем недавнем прошлом цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был переплавлен затем в идеал приобретения правильных практических навыков.
Одной из наиболее проблемных категорий в дидактике является содержание образования. Какой опыт должен обретать человек в процессе образования, чему его учить и как воспитывать? Ответ на это вопрос зависит от ценностных и мировоззренческих установок педагогического сознания конкретной эпохи и определяется представлениями о целях образования: каждая культура ищет свой вариант ответа.
Ценностно-смысловая направленность такого содержания выражена в идеях гуманизации и гуманитаризации, демократизации и культуросообразности образования. С реализацией этих идей связаны многие актуальные проблемы содержания образования.
Демократизацияобразования предусматривает определенные права для человека в выборе содержания, вариативность и альтернативность образовательных программ; в то же время обостряется проблема стандартизации образования, предотвращения субъективизма в построении программ и учебных планов.
Для реализации этих идей нужны глубокие изменения в педагогическом сознании, в образе мышления и поведения самого педагога, в самой структуре содержания образования, где должны быть представлены, по крайней мере, пять необходимых компонентов: когнитивный, деятельностно-творческий, аксиологический, коммуникативный и личностный.
Когнитивный – включает систему знаний о мире, о способах и инструментах познавательной и практической деятельности, о нормах отношения к явлениям жизни в различных культурах.
Деятельностно-творческий – обеспечивает систему практических и интеллектуальных умений и опыт творчества в различных видах деятельности. Актуальная проблема перевода содержания в деятельностную форму связана с переходом от жестокого управления деятельностью учащихся к совместной деятельности и к самоорганизации, от репродукции – к творчеству.
Аксиологический компонент – вводит человека в мир ценностей; опыт ценностного отношения к миру, себе, другим, к выполняемой деятельности составляет базовую культуру личности, которая и определяет меру ее гуманности, духовности, гражданственности; вне такого опыта не решается проблема обнищания души при обогащении знаниями и умениями. Обретается он переживанием в совместной деятельности, диалогическом общении, насыщенных культуросообразными ценностями.
Коммуникативный компонент подчеркивает особое внимание к общению как важнейшему источнику наполнения содержания гуманистическими ценностями, как к способу обмена духовными потенциалами.
Личностный компонент призван реализовать особую функцию образования – личностноразвивающую. В содержании образования для этого актуализируется опыт самообоснования своих мыслей, эмоциональных состояний, поступков; опыт самостоятельного принятия решений и ответственного выбора. Главное в образовании – личностная вовлеченность человека в этот процесс, что заостряет проблемы индивидуализации образования. Личностная вовлеченность – это переживание учащимся занятия, учебного материала, совместной деятельности, где важен не столько факт, понятие, проблема, сколько их человеческие смыслы, субъективное, дополненное собственным отношением значение; это иной способ усвоения содержания, иной способ бытия личности в образовании.
Таким образом, новое смысловое и структурное содержание образования не может строиться на устаревших представлениях, но и не может решительно отбрасывать опыт прошлого. Сам стиль мышления сегодня требует интеграции различных подходов и культурно-исторических моделей образования, взаимодополняющих друг друга на новом уровне.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также: