Общество как система структура общества шпора
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
экзамен (3).docx
36. Типы обществ.
Существует множество критериев, положенных в основу классификации обществ:
- по господствующей в них религии;
- по языку;
- по способу производства.
Братья Ленски предложили в 1970 году свою классификацию общества: в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию.
- Общества, живущие охотой и собирательством (бушмеры Юго-Западной Африки, аборигены центральной Австралии). Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе обычно стоит старейшина или вождь.
- Огороднические общества (появились 4 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке, в наше время сохранились в Африке и на юге Сахары). В этих обществах не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политическая структура имеет от двух до четырех социальных слоев. Индивиды ведут кочевой образ жизни, используют самые примитивные орудия труда. Система родственных связей является основой социальной структуры, но здесь она усложняется; иногда общество состоит из нескольких кланов.
- Аграрные общества (возникли в Древнем Египте). Для них характерно усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. В связи с появлением прибавочного сельскохозяйственного продукта сложились благоприятные условия для возникновения городов, развития ремесел. В обществе аграрного типа появилась письменность, первые денежные системы, расширилась торговля, возникло государство, которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию. Политическая организация в этих обществах имеет более сложную форму: система родственных связей перестает быть основной.
- Промышленные общества (возникли в конце 18 в.). Промышленное производство связано с применением научных знаний. Возникают большие города. Складывается высокоразвитая система государственного управления, бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Дальнейшему ослаблению роли семьи способствует индустриализация.
37. Постиндустриальное общество.
В современной литературе, очень часто встречается понятие постиндустриальное общество. Впервые это понятие было предложено Д.Беллом в 1962г. Он говорил о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится “осевым принципом” общества и является источником инновации и формирования политики. В 1973г. Дэниель Белл отметил появление постиндустриального общества.
Согласно Беллу постиндустриальное общество имеет новый тип экономики и включает в себя следующие характеристики:
- широкие торговые отношения между странами;
- большой излишек товаров;
- сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;
- широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку;
- “информационный взрыв”;
- “глобальная деревня” (т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации).
38. Гражданское общество и государство.
В 18 веке Фергюсон определял “гражданское общество” как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Понятие “гражданское общество” в социологии появилось, благодаря работам Гегеля и Маркса.
В современной социологии это понятие используют в двух смыслах: социологическом и идеологическом.
В первом социологическом – гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений.
Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом.
Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству.
Во-втором идеологическом понятии “гражданское общество”, это то, куда устремлены прогрессивно мыслящие люди. Это идеал или лозунг, который олицетворяет собой общество свободных, суверенных личностей, имеющих гражданские и политические права, участвующих в управлении государством. В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей (только 5 – 6 тыс. лет назад возникло государство). Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом – идеалом только в одном случае, когда устанавливается правовое государство. Исходя из признаков общества (по Э. Шилзу), государство является лишь одним из признаков общества (система управления). Оно главный институт политической системы. Основными атрибутами государства являются: население, территория, публичная власть. Исторически общество первично, а государство вторично.
39. Социальная структура общества и ее основные элементы.
Социальная структура общества – это совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.
В основе развития социальной структуры общества лежат:
- общественное разделение труда – обуславливает разделение общества на социальные группы (классы, профессиональные группы, люди города и деревни, представители умственного и физического труда);
- отношение к собственности на средства производства – экономически закрепляет складывающуюся структуру общества.
Основные элементы структуры общества:
- классы, занимающие различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;
- люди города и деревни;
- представители умственного и физического труда;
- сословия;
- социально – демографические группы;
- национальные общности.
Эти группы неоднородны по составу, делятся на отдельные слои, имеющие свои собственные интересы.
40. Типы социальных структур.
В зависимости от уровня развития разделения труда и социально - экономических отношений, исторически складывались различные типы социальных структур:
-структура рабовладельческого общества (ее составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, свободные крестьяне, философы, жрецы);
-структура феодального общества (основные классы: феодалы и крепостные крестьяне, а также сословия и различные группы интеллигенции);
-структура капиталистического общества (это взаимодействие различных групп буржуазии и рабочих, кроме того, классы земельных собственников и крестьян, а также интеллигенция);
-структура социалистического общества (основные элементы рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, в некоторых странах (Польша, Китай) – частные предприниматели).
52. Социальная группа. Классификация социальных групп.
Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.
Основные черты социальной группы это:
- взаимодействие;
- принадлежность;
- единство.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать.
- Условные и реальные.
- Условные (номинальные) группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе название - социальные категории.
Социальные категории – искусственно сконструированные группы населения, необходимые для анализа в хозяйственной практике.
- Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:
- пол – мужчины и женщины;
- доход – богатые, бедные, зажиточные;
- национальность – русские, англичане, турки;
- возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
- родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовы;
- профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;
- место жительства – горожане, сельчане;
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.
- Первичные и вторичные.
- Первичные группы – это контактные группы, где взаимодействие происходит непосредственно, “лицом к лицу”.
- Вторичные группы – это группы, для которых характерно безличное взаимодействие субъектов, которое обусловлено официальными организационными отношениями.
- Формальные и неформальные.
В основу такого деления кладется структура группы. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними признаками.
- Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Если из этой структуры выпадает какой-либо
индивид, то освободившееся место занимает другой. Социальные связи обезличены.
- Неформальная структура является результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Неформальные связи возникают спонтанно.
- Гетерогенные и гомогенные.
- Гетерогенные (разнородные) - это группы, субъекты которых различаются по квалификации и опыту;
- Гомогенные (однородные) – это группы, субъекты которых имеют сходство в квалификации и опыте.
- Референтные.
Группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, называется – референтной (эталонной).
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными;
- Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;
- Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
- Территориальные – выходцы из одной местности (земляки).
53. Функции социальных групп.
Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:
Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях
54. Социология малых групп.
Дж. Хоманс дал такое определение малой группе – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников.
Отличительными признаками малой группы являются:
- ограниченное число членов;
- стабильный состав;
- информационная насыщенность общения;
- чувство принадлежности к группе.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.
Общество в широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.
В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.
1)Натуралистический подход рассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).
Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:
-закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
-закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;
-закон классовой борьбы.
В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.
Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.
Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.
Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).
Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.
С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:
-в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);
-способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;
-материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);
-в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.
Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.
Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.
Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры:
-индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;
-социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;
-социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:
-социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),
-политические (*государство, партии),
-социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).
Основные виды социальных общностей:
-социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);
-социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);
-социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;
-социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);
-социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).
Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).
Основные концепции социальной структуры:
1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;
Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.
Структуру политической сферы составляют:
-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);
-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);
-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).
Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как
-форма правления (монархия, республика);
-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);
-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Государство выполняет множество функций.
-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,
-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),
-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.
Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.
Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.
Экологическая сфера – подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.
Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.
Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.
Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание.
Общество как система
Рассмотрение общества как системы характерно для многих видных социологов. Однако сопоставление их исследований может поставить в недоумение неискушенного слушателя, слишком они разноречивы и разноплановы. Главная причина этой разноголосицы - в неоднозначности методологических позиций авторов.
Как известно, система - это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется набором основного системообразующего элемента, того первокирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.
Для Э.Дюркгейма главным смыслообразующим элементов общества, целостность которого обеспечивается коллективным сознанием, является "социальный факт", под которым он понимает "всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказать на индивида внешнее принуждение" (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: 1991. С.421). "Социальные факты", по мнению Э.Дюркгейма, являются той реальностью, которую можно наблюдать, а следовательно, изучать. "Социальные факты" многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д. Рассматривая общество как систему "социальных фактов", можно, считал Э.Дюркгейм, понять механизм его функционирования, определить рычаги его воздействия на индивидов.
У К.Маркса системообразующим элементом является социальное отношение как непосредственное выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности: общество, по его мнению, не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Характер социальных отношений определяет специфику как самого общества, так и сущностных качеств самих людей.
М.Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия. Он выделяет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся отношения господства-подчинения, а также характер самого общества. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действий; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение.
Наличие разных подходов к структурированию общества объясняется сложностью самого феномена. Перечислю только основные виды организации социальной жизни, совокупность которых собственно и составляет общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли. Каждый из этих компонентов привносит в социальную жизнь организующее начало и, следовательно, может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях исследователя.
Следующим шагом в рассмотрении общества как системы становится определение способа организации его элементов. Проблема непростая, потому что речь идет о поиске зависимостей между элементами, подчас не соприкасающимися друг с другом. Действительно, ну что может связывать религию и органы государственного управления, особенно в стране, где церковь отделена от государства? Что объединяет производственные и семейные отношения в современном обществе, где семья за редким исключением уже не является производственной структурой? Как найти взаимосвязь между социально-профессиональными статусами (ролями) инженера и фермера? Наконец, что общего у завода, производящего автомобили, и у театра? Ответы на все эти вопросы лежат в области функционального анализа. Каждый из перечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.
Функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. И вот Т.Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.
Общество как система, считал он, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций): 1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовать и распределять внутренние ресурсы; 2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения; 3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваеваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе; 4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.
Определив основные функции системы, Т.Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Вначале он выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, культура и родство), ответственные за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.). И, наконец, дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в конечном итоге соответствующих основным функциональным императивным системам.
Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И, напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы, ведет к росту социальной энтропии. Понятие энтропии в социологии противоположно понятию социального порядка. Под последним понимается такой уровень упорядоченности и организации социальных связей и взаимодействий, который позволяет говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей. Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая, по мнению Т.Парсонса, достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.
К выделению функциональных подсистем социологи склонялись задолго до Т.Парсонса. Разногласия заключались только в определении их количества и функционального предназначения. Так, в нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему, обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующие нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ, и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.
Выделение функциональных подсистем поставило вопрос о том, какая же из них определяет облик общества в целом. Поиск основания, придающего всему зданию неповторимый облик, растянулся в социологии на многие десятилетия и не завершился принятием единого решения.
К.Маркс отдавал предпочтение экономической системе. Согласно его взглядам именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни общества вообще. Однако Великая Октябрьская социалистическая революция в России, осуществленная большевиками под флагом верности марксизму, нарушила все постулаты экономического детерминизма: политический переворот стал не итогом, а началом изменению экономического базиса. Воздействие политики на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тоталитарным контролем.
Идея первенства политики имеет более древние корни. Еще у Платона и Аристотеля отмечалась склонность к отождествлению политического и социального, к подчеркиванию крайне важного значения государственного устройства для развития общества. Современные исследования такого явления как тоталитаризм также подтверждают огромную роль способа организации политической жизни в обществе. Политика, государство при определенных условиях могут стать решающим фактором, полностью контролирующим все социальные сферы.
Проблема экономического и политического детерминизма в большей степени волновала пост-марксистов и их критиков, потому что затрагивала не только основы социальной теории Маркса, но и реальную практику "строительства социализма". В странах же Запада, где политика и экономика нашли свои функциональные ниши и не мешали друг другу, полемика разворачивалась между сторонниками технологического и культурного детерминизма.
Сторонники технологического детерминизма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество производственных материальных благ, уровень потребления, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения. Сторонники культурного детерминизма считают, что остов общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.
По мнению многих социологов, очевидным пока является лишь то, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой подсистемой своего функционального предназначения. Умаление или возвышение любой из них чревато негативными последствиями. Так, гипертрофированное разбухание политики в условиях тоталитаризма пагубно сказалось, например, на судьбе всего тогдашнего советского общества. Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастания кризисных явлений; размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, - к социальной энтропии и т.д. Попытки вернуться к проблеме детерминирующего фактора при исследовании причин развития общества пока выглядят малоубедительными. Доказать, что повлияло на тот или иной процесс в обществе - изменение технологии, появление новых потребностей, реорганизация государственного аппарата или переориентация массового сознания, практически невозможно, слишком взаимосвязаны все эти явления. А главное - все они переплетены в жизнедеятельности конкретного человека, поступки которого далеко не всегда поддаются рациональному измерению.
Выделение функциональных подсистем или функциональных императивов, как у Парсонса, позволяло выявить уровни организации социальной жизни, их особенности, лучше понять механизм функционирования общества. Функциональный подход позволял систематизировать знания об обществе, но одновременно нес в себе и серьезные ограничения. Критики справедливо ставили вопросы о количестве основных функций, их содержании, институциональном обеспечении и многом другом. Действительно, в рамках такого подхода, требующего признания за каждым институтом, каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно было объяснить причины кризисов, конфликтов, распада систем. Р.Мертон предложил говорить не только о явных, позитивных функциях, но также и о скрытых, латентных функциях и дисфункциях, создающих угрозу стабильности, порождающих различные отклонения от общепринятых норм, правил, являющихся своеобразным источником напряженности.
Поиском ответа на вопрос о причинах кризисов, внутреннем противостоянии и борьбы в обществе занялись сторонники теории социального конфликта. Исходный пункт их рассуждений - несовпадение, противоположность интересов различных социальных групп. Различаясь по своему положению в обществе, социальные слои, классы неизбежно в стремлении удовлетворить соответствующие потребности и реализовать собственные интересы, будут противостоять, сталкиваться с другими группами. Облик общества, его основные социально-экономические и политические институты становятся продуктом, итогом очередного социального конфликта, в ходе которого происходит либо установление полного господства какого-то класса, либо достигается компромисс между противоборствующими силами. Частичные изменения в обществе происходят в результате столкновений по частным вопросам. Таким образом, социальный интерес рассматривается в качестве главной пружины, приводящий в действие механизм функционирования общества.
Итак, когда мы ставим проблему функционирования общества, нужно четко определиться с вопросом, на который хотим получить ответ. Если для нас главное - выяснение факторов устойчивости, стабильности общества как системы, то целесообразно обратиться к элементам структурно-функционального анализа. Через понимание общества как целостности мы можем выйти на выявление конкретных функций, которые выполняют его структурные компоненты, обеспечивающие единство всего социального организма. В этом случае механизм функционирования - это механизм сохранения и воспроизводства социальной жизни. Если нам необходимо вскрыть причины изменений в обществе, то следует обратиться к теориям социального конфликта. Но тогда механизм функционирования общества станет механизмом его изменения, развития.
Читайте также: