Основные концепции развития в философии шпора
На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности движения и развития. Одно направление рассматривало мир в состоянии покоя, в статике, другое — в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития — метафизика и диалектика.
Как метод исследования природы метафизика сложилась в науке Нового времени. Он состоял в разложении природы на составные части и изучении каждой из них в отдельности, вне их изменения и развития. Такой подход к исследованию природы имел историческое оправдание: прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязях и изменении, нужно познать сами эти вещи, знать, что они собой представляют. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов, вместе с тем метафизика стала рассматриваться как общая философская концепция и универсальный метод познания. В результате сформировалась статическая картина мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.
Развитие знаний о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического взгляда на мир. Метафизика стала подвергаться критике со стороны многих философов и ученых. Во второй половине XIX в. старая, классическая метафизика уступает место новой ее форме — неометафизике, которая не отрицает развития, понимая его или как чисто количественные, эволюционные изменения, не ведущие к изменениям качественным, или как только качественные, скачкообразные, катастрофические изменения, не подготовленные эволюционными процессами, или представляя его как движение по кругу с возвратом к исходной точке.
Диалектика. Как и метафизика, диалектика имеет свою историю. В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители.
В другом значении диалектика — это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести.
Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии. Наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческая форма диалектики.
31.Проблема познаваемости мира. Основные гносеологические программы. Виды познания и их специфика.
Познание— совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
1)Научное.Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.2)Художественное.Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.3) Философское.Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.4)Мифологическое.Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.5)Религиозное.Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[источник не указан 1309 дней] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Проблема развития в философии
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Несомненным должно быть исключение из развития момента возникновения системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования. Возникновение целостной органичной системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию.
Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это - не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы.
Развитие также описывается обычно как смена состояний развивающегося объекта, однако основное содержание процесса составляют при этом достаточно существенные изменения в строении объекта и формах его жизни. Развитие есть не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных в нем потенций, а такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования. Здесь объект как бы оказывается вынужденным выйти на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для него, а условием такого выхода является изменение организации объекта. Развитие есть особого рода связь состояний. Эта связь тоже не беспорядочна; если хаотичность на уровне первичных изменений "преодолевается" в целостности изменений, в одном каком-либо качественном преобразовании подсистемы, то на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность; на этом уровне они могут оказаться беспорядочными изменениями, и тогда не будет развития. Развитие же, напротив, показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей.
Законы развития
1. Закон диалектического синтеза
Формулировка: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний.
Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и механицистами. Но как понимается при этом отрицание? На осуществление какого отрицания они ориентируются на практике? По этим вопросам их позиции различны. Механистическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1) полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии. В первой форме наиболее распространенной разновидностью является нигилизм (точка зрения абсолютного отрицания, не связанно ни с какими положительными идеалами).
Существует множество различных типов и видов отрицания. Из них наиболее фундаментальными являются типы, выделяемые по формам движения материи, а также по характеру действия. Остановимся на отрицаниях, вычленяемых по характеру действия, поскольку темой доклада является развитие. Необходимо прежде всего выявить типы отрицаний, непосредственно включенные в восходящую ветвь развития и прогрессивного движения материальных систем.
Существуют два типа отрицания — деструктивное и конструктивное. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным образом внутренними факторами, внутренними противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание; это самоотрицание. Оно представляет собой необходимый момент развития, обеспечивает связь низшего и высшего, менее совершенного и более совершенного, причем и в прогрессивном, и в регрессивном, и в горизонтальном развитии.
По отношению к направлениям развития конструктивные отрицания подразделяются на подтипы: существуют прогрессивные, регрессивные и нейтральные отрицания. По своей значимости и роли в осуществлении прогресса прогрессивные отрицания, в свою очередь, делятся на три вида: 1) отрицание-трансформация; 2) отрицание-снятие и 3) отрицание-синтез (первые два имеют место и в регрессивной линии развития).
Для отрицания-трансформации характерно такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегрирующая структура.
При отрицании-снятии преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы. Отрицание-снятие охватывает и стадию (или момент) перехода от одного качества к другому, т.е. скачок, и основную стадию утверждения нового качества. Это и процесс перехода, и его результат. Посредством отрицания-снятия должно возникать новое качество, более надежная и более совершенная материальная система.
Третьим видом отрицания является отрицание-синтез. Здесь достигается синтез двух отрицаний-снятий, еще большая аккумуляция всего положительного в предыдущем развитии.
2. Закон перехода количества в качество
Формулировка: закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.
Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.
Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.
Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.
Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.
Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или (и) информационных компонентов системы. Преобразование качества может наступать от замены элементов одной природы теми или иными элементами другой природы или в результате изменения структуры при прежнем составе элементов.
Итак, основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений количественными и в определяемости количества качеством.
3. Закон диалектической противоречивости
Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе.
Сами противоположности находятся в изменении, движении. Их взаимодействие связано с обменом веществом, энергией, информацией, влияющим на их изменения и на изменения общей их системы. Количественное и качественное преобладание ведущей противоположности задает направление движения (функционирования) и развития системы; это преобладание вначале бывает скрытым, потенциальным, затем — актуальным- Изменяется степень интенсивности, остроты и зрелости противоречия как токового, степень его близости к моменту своего разрешения.
Проблема этапности развития самих противоречий недостаточно исследована. Иногда ограничиваются приведением мыслей Гегеля о прохождении противоречием стадий тождества, различия, противоположности и противоречия. При этом упускается из виду, что в данном случае Гегель имел в виду либо процесс возникновения, либо процесс познания противоречий, а не развитие предметно-материального, уже ставшего противоречия системы.
В развитии противоречий можно выделить следующие этапы или состояния: 1) гармонию, 2) дисгармонию, 3) конфликт.
Основные философские концепции развития
Вывод: каждая концепция имеет свои недостатки, поэтому нельзя рассматривать проблему развития с точки зрения лишь одной концепции.
Концепции развития в философии: диалектика и метафизика.
Философское миропонимание призвано не только представить основные виды бытия, но и раскрыть многообразные связи – показать теоретический образ мира в его динамике. Решение этой задачи растянулось на века и связано с формированием двух философских методов или концепций развития: диалектики и метафизики.
Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения и развития.
Такое представление о диалектике в философии сложилось не сразу. В развитии диалектического метода можно выделить ряд этапов: античная диалектика, идеалистическая диалектика и материалистическая диалектика.
Понятие диалектики (от греч. dialektiketechne– искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре.
Так, Сократ(ок. 470-399 до н.э.) рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных мнений. Искусство диалога Сократ называл маевтикой (повивальное искусство), подразумевая, что диалог помогает рождению истины. Диалектика как искусство спора развивалось и в средние века. Вершиной средневековой диалектики стала философия П. Абеляра(1079-1142), который считал диалектику (логику) средством доказательства христианских истин.
Диалектика как философская наука представлена в философии Гегеля (1770-1831), чья великая заслуга состоит в том, что он первым в истории философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса – в беспрерывном движении, изменении, развитии. Несмотря на свой объективный идеализм, в котором мир предстает как взаимосвязь категорий, понятий, Гегель в диалектике этих понятий выразил универсальные связи мира и его законы в - законы диалектики.
Закон отрицания отрицания или диалектического синтеза раскрывает связь нового со старым – преемственность в развитии.
Всякая последующая ступень в развитии есть отрицание предыдущей ступени, но диалектическое отрицание предполагает связь последующих стадий с предыдущими. Младенческий период в жизни человека – это отрицание эмбрионального, детство – отрицание младенчества, подростковый возраст – отрицание детства, юность – отрицание переходного возраста и т.д. но в жизни человека всё связано, каждый последующий этап связан с предшествующим. Метафизическое же отрицание есть полное отбрасывание предыдущего, когда связи не учитываются.
Развитие, по Гегелю, происходит по принципу триады: тезис-антитезис-синтез. В процессе прогрессивного развития каждая новая ступень является синтезом предыдущих ступеней развития. Диалектическое отрицание включает три момента (триада):
- деструкция - разрушение, изживание старого, отрицание пройденного;
- кумуляция – сохраняемость, преемственность со старым;
- конструкция – созидание, возникновение нового.
Закон перехода количественных изменений в качественные является так же всеобщей (универсальной) закономерностью.
Все явления и предметы имеют количественные и качественные характеристики.
Качество - это внутренняя и внешняя определённость предмета, совокупность присущих ему свойств, теряя которые, предмет перестаёт быть тем, что он есть. Предметы отличаются друг от друга, благодаря свойствам, устойчивая совокупность свойств и образует качество предмета. Свойства бывают существенные и несущественные.
Количество - степень развития данного качества, которая выражается числом, ей можно измерить и выразить математически.
Количество связано с качеством: качество количественно, а количество - качественно. Однако они не сливаются - границей между ними служит мера.
Мера - диалектическое единство качества и количества, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета. Постепенные количественные изменения при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Например, при нагревании воды до 100 градусов(по шкале Цельсия) она будет превращаться в пар, а при охлаждении до 0 градусов - в лёд.
Переход от одного состояния в другое осуществляется в виде скачка.
Скачки бывают постепенные и скачки-взрывы. Скачки-взрывы - это скачки с резко выраженной границей перехода из одного состояния в другое, с довольно интенсивной перестройкой всей системы. Например, в обществе прогрессивное развитие осуществляется в форме революции и эволюции (реформы, инновации).
Источник развития всего в мире объясняет закон единства и борьбы противоположностей.
Кроме общих закономерностей развития мира диалектика содержит ряд принципов как объективность, системность, историзм.
Объективность предполагает рассматривать явления в конкретных обстоятельствах, сами по себе, не ссылаясь на мнения.
Системность требует рассматривать предмет в единстве всех его сторон, граней, в целостности. Игнорирование этого принципа приводит к догматизму - односторонности в мышлении, к бездоказательным, предвзятым построениям и конструкциям, когда не учитываются специфические условия места, времени действия.
Принцип историзма позволяет прослеживать преемственность фаз, состояний, этапов развивающегося объекта. Он предполагает рассматривать объекты как целостные системы, возникшие в определённых условиях, в результате действия соответствующих причин. Анализ реалий с точки зрения настоящего ограничен, и современность не может быть правильно осмыслена вне связи с прежними стадиями исторического процесса. Историзм предполагает видеть связи прошлого, настоящего и будущего. Историзм тесно связан с диалектической концепцией детерминации явлений.
Детерминизм (лат. Determinare- определять) - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.
В рамках этого подхода причинные связи понимались как однозначные и постоянные. Причинность при этом приравнивалась к необходимости, а случайности исключались из развития или рассматривалась как проявление необходимости. Детерминация рассматривалась однозначно, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания состояний материальных систем, Вселенной, исторических процессов.
Понятый таким образом детерминизм вел к фатализму - представлению об изначальной предопределённости всего в мире, подчинению необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству.
В 70-е годы XX века сформировалось междисциплинарное направление научных исследований, новый стиль научного мышления - синергетика.
Эта новая парадигма – новая теория изменения и развития – базируется на открытиях Брюссельской школы физиков и опирается на идеи И. Пригожина в области неравновесной динамики.
Пригожинская парадигма делает акценты на таких аспектах реальности как разупорядоченность, неустойчивость, разнообразие, неравновесность, нелинейные соотношения. Открытия Пригожина показали, что в неравновесных открытых системах самопроизвольно возникают структуры, приводящие к рождению порядка из хаоса. Синергетика (от греч. sуnergeia – сотрудничество, содружество) - это новая модель мира, отвечающая обществам с высокоразвитыми технологиями, для которых главный ресурс - информация. Синергетика не противоречит детерминизму: они согласуются и дополняют друг друга.
Наряду с диалектикой в философии сложился и другой философский метод – метафизический.
В новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, который рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, не учитывает взаимосвязи вещей, отрицает противоречия как источник развития.
Истоки такого понимания мира были и в античности (философия Ксенофанта, Парменида, Кратила, Зенона), и имели весьма серьёзные основания. Для греков была присуща идея круговорота – воспроизведение раз навсегда установленного.
Развитие науки в XVII веке способствовало утверждению метафизических воззрений на мир, так как наука не рассматривает мир целостно.
На определённом этапе этот метод был пригоден и неизбежен - он облегчал процесс познания. Например, шведский натуралист К. Линней(1707-1778), предложив свою классификацию растений и животных, считал, что виды существуют изолированно и их создал творец.
Развитие науки второй половины XVIII-XIX века показали и подтвердили идею взаимосвязи всего в мире. Закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория, закон химических элементов способствовали диалектизации естествознания.
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы
Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, когда представления о развитии как таковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретных знаний о развивающихся объектах (геологических, биологических и других).
Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Они считали, что становление предполагает взаимодействие и взаимный переход противоположностей: холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, многого и единого, добра и зла. Но правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то принципиально нового, необратимого. Это объясняется особенностя.ми их культуры, мировоззрения.
Понять развитие как процесс качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым можно было, только осмыслив время как особое объективное свойство окружающего мира. Шаг в этом направлении был сделан в средние века в христианской философии истории. Для христианского мировоззрения жизнь есть напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии). Она устремлена вперед, как бы развернута от прошлого в будущее. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти. Рождение человека он сопоставлял с началом истории, а смерть — со страшным судом. Эта схема в известной мере преодолевала цикличность античной модели.
Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Применив понятие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам, Кант вместе с тем поставил вопрос и о развитии нравственности, о социальном развитии человека. Его ученик Гердер предпринял первую попытку последовательного рассмотрения исторического развития народов и культур.
Понятие отношения и связи
Любая форма связи всегда имеет свое определенное основание, которое делает ее необходимой или случайной, постоянной или временной. Таким образом, основание есть существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, гравитационные свойства систем обусловливают силовую связь космических объектов; заряд ядра атома — связь в системе элементов; потребности и интересы служат основанием связи людей в обществе.
Человек своей деятельностью опосредствует существующие в природе связи и отношения предметов и процессов. При этом его воздействие на природу зачастую имеет своим отдаленным следствием негативный результат. В этом проявляется то, что человек не всегда в состоянии учесть все существующие в природе связи и отношения, выделяя в своей деятельности только те, которые имеют непосредственное отношение к целям этой деятельности. Таким образом, сознательно или бессознательно человек нарушает именно всеобщую связь явлений и процессов. Например, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это, в свою очередь, вызывает увеличение числа сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожая. В мире не случается ничего, что не стояло бы в связи с целым и если показания опыта являются нам только в изолированном виде, если наше созерцание указывает нам на изолированные факты, то это не значит, что они и существуют изолированно, и вопрос заключается только в том, как найти связь этих феноменов и какова природа этой связи.
Понятие связи является одним из центральных понятий диалектического материализма. С его помощью обосновываются принципы развития и причинности, понятия причинности, закона и системы, борьбы противоположностей и взаимосвязи количественных и качественных изменений. Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие взаимодействия.
Законы диалектики как законы развития и познания.
Философские категории и их характеристика.
Синергетика как теория развития.
Универсальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Понятие развития. Модели развития в философии.
Диалектика– наука о наиболее общих законах развития и взаимосвязи природы, общества и мышления. Критерием диалектики является выяснение сущности развития. Познание законов развития и взаимосвязи дает возможность человеку управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
Что же такое развитие?
Развитие связано с понятием движения, оно включает реализацию возможностей изменения в имеющемся бытии при сохранении его как основы. Поэтому развитие тесно связано с понятием функционирования во времени. Характерными чертами развития в отличие от движения вообще являются:
1. Качественные изменения материальных и духовных систем в рамках целостности бытия, т.е. развитие связано с переходом на другой уровень, когда изменяются существенные характеристики, но целое продолжает существовать как определенность (например, развитие организма в рамках его целостности).
2. Необратимость характеризуется изменениями и возникновением новых качеств, ранее не существующих, т.е. существует возможность возникновения новых качеств, но сама система не исчезает (например, ступени развития личности – психолог Пиаже).
3. Развитие характеризуется определенной направленностью, т.е. в материальных и идеальных системах содержатся различные потенциальные возможности для самореализации, т.е. сохраняется структурная организация целого (например, человек развивает свои умственные способности, которые ведут к изменениям его поведения, взаимодействиями с людьми, его развития, профессионализма и морали).
Таким образом, указанные три признака и должны составлять исходное определение понятия развитие, т.е. критерии развития комплексной, означающей качественные изменения системы, направленные, необратимые. Исходя из данного определения, проблему развития следует рассматривать с вопросом сущности бытия, субстанции, с вопросами единства и многообразия мира.
Существовала во второй половине 19 столетия натуралистическая концепция развития – это диалектика естественнонаучных материалистов. Сюда следует отнести эволюционизм Дарвина (не рассматривается специфика социального развития).
В противоположность натуралистической концепции существовала антропологическая модель развития. Суть ее сводилась к тому, что диалектика существует только в развитии человеческого духа в его противоречивом динамизме.
Таким образом, из всего изложенного можно сделать вывод, что разнообразие трактовок развития свидетельствует о многогранности самого феномена развития и о возможности построения относительно самостоятельных концепций развития (это подтверждено открытиями в середине 20 века – синергетикой).
Долгое время проблема развития не была в центре философского внимания, хотя факты этих изменений отмечались, но философское осмысление данного понятия связывают с Новым временем и, особенно с Гегелем, Марксом, Энгельсом. Уже в древнекитайской философии высказывалась мысль: всякое изменение имеет начало и конец. Различны его формы и это связано с взаимодействием в природе противоположных сил – инь и янь (Книга перемен). Подвижный характер бытия и его изменчивость были отмечены Гераклитом, который признавал универсальность изменения, но не абсолютизирует его, в изменчивости он видит устойчивое (все в человеке живое и мертвое). Для Платона учение о развитии есть высший метод познания идей. Идея у него переходит одна в другую, в свою противоположность, сами идеи становятся противоречивым единством бытия и небытия, движения и покоя. Развивая эту мысль, неоплатоники выдвинули принцип тождества бытия и мышления. Здесь наметилось два подхода: идеализм считает его принадлежащим некой объективно существующей высшей духовной реальности (божественному уму, Богу, абсолютной идеи); материализм считает, что без тождества бытия и рационального мышления, присущего человеку, невозможно было бы познание.
У софистов диалектика рассматривалась как интеллектуальный способ достижения спора победы любой ценой. Начиная со Средних веков и до середины 18 века, диалектика служила обозначением для обычной школьной логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее диалектической иллюзией за то, что она хочет прийти к познанию действительности, не опираясь с необходимостью на опыт чисто умозрительным путем. Для Гегеля диалектика есть использование в науке закономерностей, заключенные в природы мышления и в то же время сама эта закономерность. Поэтому диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность и в то же время движение человеческого мышления. Поэтому все изменения протекают по разумным законам диалектики, а это означает, что закон движущегося мышления есть также закон движущегося духовного мира. Эти выводы были переосмыслены Энгельсом и Марксом при создании новой философии – науки об историческом процессе развития (получившей название диалектический и материалистический материализм).
Таким образом, развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Читайте также: