От мифа к логосу шпора
Ответы по философии
Шахновская 37-39
Маштакова 49-51
древнегреческая философия от мифа к логосу
Философия Древней Греции зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя философия древней Греции еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.
Греки совершили открытие, величайшее из когда-либо совершённых человеком: они открыли могущество разума. Именно греки классического периода, достигшего наивысшего расцвета в период VI–III вв. до н.э., поняли, что человек наделён способностью мыслить, наделён разумом, который, опираясь на наблюдения и опыт, способен открывать истины.
Среди решающих условий перехода от мифа к логосу можно выделить:
Замена духовно-личностного отношения к дейстительности объективно-субстанциональным. В результате произошло становление объективной идеологии, в которой действительность представлялась не как духовный, а как вещественный объект, самодостаточное образование, независящее от восприятия индивида.
Формирование естественного толкования событий. Это качественный сдвиг в познавательном процессе, при котором происходит замена сверхприродных оснований событий на противоположные основания (природные и естественные).
2. От мифа к логосу: становление философии
Первую часть этой формулы мы только что раскрыли. Теперь попробуем объяснить ее вторую часть. Попутно еще раз отметим, что формула – от мифа к логосу – в известной мере упрощает сущность генезиса философии, хотя общее направление развития общественного сознания передает верно. Дело в том, что данная формула охватывает всего лишь начальный период становления философии. Она подводит нас только к истокам философии, к тому моменту, когда определилась новая форма мировоззрения, снявшая противоречия внутри мифа и между мифом и новым специальным знанием. Рассмотрение второй части формулы целесообразно начать с выяснения содержания понятия Логоса, а затем перейти к анализу самого процесса становленияфилософии.
2. Логос является выражением постоянства, определенности, он устанавливает меру, в пределах которой совершаются все изменения и превращения. Логос – закон, который делает мир упорядоченным, гармоничным и соразмерным. Все изменения происходят внутри Логоса как меры.
Гераклит понятием Логоса выражает свое представление о целостности, единстве и гармонии мира. У него понятия Логоса и Космоса во многом совпадают. Если для чувства мир является Космосом, возникшим из огня, то для ума он Логос, т.к. главное, что фиксируется в мире и отражается в представлении о Космосе, – его организованность, мироустройство, что превращает мир единичных вещей, мир разнообразный в Единый. Таким образом, если суммировать все высказывания Гераклита о Логосе, то получается следующее: Логос – это тот закон, который придает миру системность, субстанциальность и развитие. Он столь же обязателен для всех, как и законы полиса. Логос – это универсальный, всеобщий разум. Логос заключает фундаментально-онтологичекое содержание, обозначающее сущность и смысл мироустройства. И он может быть только умопостигаемым и не дается простому чувственному восприятию. Логос является объектом созерцания. Движение от мифа к Логосу – это движение от слитости субъекта и объекта, от смутного различения и разграничения Я от не-Я к более или менее четкому пониманию оппозиции Я и не-Я, предмета и образа. Это движение от представления к понятию, от мироощущения, мирочувствования к миропониманию, к созерцанию.
Иными словами, движение от знания синкретического, в котором трудно отличить правильные здравомыслящие знания от фантастического, сущее – от должного, реальное – от иллюзорного, к знанию истин: Логос обозначает еще и закон истинности бытия.
Место философии в системе культуры. Функции философии
Культура- область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Это все, что создано человеком и передается из поколения в поколение.
Культура выражается в духовных и материальных ценностях, а субъектами культуры является общество и человек.
Материальная культура – совокупность предметов, созданных человеком для удовлетворения своих материальных потребностей.
Духовная культура – все, что создано людьми, стремлением к воплощению идеалов в различных областях деятельности.
Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.
Элементами культуры являются: язык, орудия труда, наука, искусство, мораль, религия, образ жизни и поведения, политика, идеология, философия.
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.
Фундамент культуры составляют:
— знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;
— ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности.
Философия- учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую,(оценка вещей, явлений). социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую
Исторические типы мировоззрения: миф и религия.
Мировоззрение-это обобщенная система, взглядов, убеждений, мыслей, чувств, стремлений человека на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В структуре мировоззрения выделяют 2 уровня: чувственный и рациональный.
Мифологическое мировоззрение.
Это мировоззрение первобытного общества.
Миф – предание, сказание. Человек не выделяет себя из окружающей среды. Мифологич. мировоззрению присущ антропосоциооморфизм – очеловечивание природы, одушевление космоса.
Мифология – попытка объяснения мира из размышления о снах, смерти, болезни. Это путь познания воли богов. Ей присущи:
Синкретизм- слитность человека и природы. Мир не безличен, а есть совокупность живых сил.
Черты мифологического сознания: мышление носит чувственный характер, антропоморфизм, оборотничество, отсутствие случайностей – на все ест причина, космогония- мир возник из хаоса, неоднородность пространства и времени.
Религиозное мировоззрение.
Религия- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер, и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви), с определенной структурой ,правилами жизни последователей, моралью, культом.
Структура религии:
Виды религий
Пантеизм – Бог растворен в природе
Вера в абстрактный идеал.(джайнизм)
Мировые религии
Христианство – возникло в 1 в н.э в Палестине.
Ислам – возник в 7 в н.э на Аравийском полуострове.
Буддизм – возник около 6 в до н.э в Древней Индии.
Исторические типы мировоззрения: философии и наука.
Философию и науку объединяет то, что
Философия и наука – способы познания мира
Философия и наука – формы логического бытия знаний
Философия и наука – это системы знаний о мире
Философия и наука – это система знания, оперирующая категориями и законами
А различие в том, что
Наука изучает объекты, где человек может не присутствовать, а предмет изучения философии – человек
В науке понятия – форма отражения действительности, в философии – форма ее существования
Наука неидеологична, а философия идеологична
Наука опирается на опытную проверку, философия не ставит опытов и экспериментов
Содержание науки задано объектом исследования, понятия философии имеют собственное содержание
Наука – это знание частное, а философия – всеобщее
Наука выносит за скобки личностное, эмоциональное, ценностное отношение ученого в отличие от философии
Наука – сфера необходимости, а философия – свободы
Наука стремится к накоплению знаний прошлого, философия – это стремление к переформулировке, она обратима и личностна
Структура философского знания.
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:
• онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической., а также этика, эстетика, теология и социальная философия.
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии.
Генезис философии: от мифа к логосу.
Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.
Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер.
Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения..
Первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.
www.humanism.ru
- Главная
- Новости
- Программные документы
- Манифест 2000
- Заявления
- Видео
- Здравый смысл
- РГО
- Труды В.А. Кувакина
- В.А. Кувакин. Неизвестность
- В.А. Кувакин. Твой рай и ад.
- В.А. Кувакин. Стать собой
- В.А. Кувакин. Религиозная философия в России
- Дискуссии
- Центр исследований
- Центр образования
- Правила
- Программа
- Курсы
- Основы гуманизма
- Статус гуманизма
- Гуманистические ценности
- Квазиценности
- Антиценности
- Гуманистическая психология
- Гуманистическая педагогика
- Практическое мышление
- Спецкурсы
- Гуманизм и критическое мышление
- Русская философия и культура
- Семинары
- Институт гуманистических исследований
- РГО-пресс
- Гуманистические сайты
- Гуманистические школы
- Современный гуманизм
- Библиотека
- П. Куртц. Запретный плод
- Об атеизме, религии и светском гуманизме
- П.Куртц. Искушение потусторонним.
- Ф.В. Цанн-кай-си. Исторические формы бытия философии.
- Дмитрий Крылов
- Анна Кудишина. Экзистенциализм и гуманизм в России.
- Видеотека
2. От мифа к логосу: становление философии
Первую часть этой формулы мы только что раскрыли. Теперь попробуем объяснить ее вторую часть. Попутно еще раз отметим, что формула – от мифа к логосу – в известной мере упрощает сущность генезиса философии, хотя общее направление развития общественного сознания передает верно. Дело в том, что данная формула охватывает всего лишь начальный период становления философии. Она подводит нас только к истокам философии, к тому моменту, когда определилась новая форма мировоззрения, снявшая противоречия внутри мифа и между мифом и новым специальным знанием. Рассмотрение второй части формулы целесообразно начать с выяснения содержания понятия Логоса, а затем перейти к анализу самого процесса становления философии.
2. Логос является выражением постоянства, определенности, он устанавливает меру, в пределах которой совершаются все изменения и превращения. Логос – закон, который делает мир упорядоченным, гармоничным и соразмерным. Все изменения происходят внутри Логоса как меры.
Гераклит понятием Логоса выражает свое представление о целостности, единстве и гармонии мира. У него понятия Логоса и Космоса во многом совпадают. Если для чувства мир является Космосом, возникшим из огня, то для ума он Логос, т.к. главное, что фиксируется в мире и отражается в представлении о Космосе, – его организованность, мироустройство, что превращает мир единичных вещей, мир разнообразный в Единый. Таким образом, если суммировать все высказывания Гераклита о Логосе, то получается следующее: Логос – это тот закон, который придает миру системность, субстанциальность и развитие. Он столь же обязателен для всех, как и законы полиса. Логос – это универсальный, всеобщий разум. Логос заключает фундаментально-онтологичекое содержание, обозначающее сущность и смысл мироустройства. И он может быть только умопостигаемым и не дается простому чувственному восприятию. Логос является объектом созерцания. Движение от мифа к Логосу – это движение от слитости субъекта и объекта, от смутного различения и разграничения Я от не-Я к более или менее четкому пониманию оппозиции Я и не-Я, предмета и образа. Это движение от представления к понятию, от мироощущения, мирочувствования к миропониманию, к созерцанию.
Иными словами, движение от знания синкретического, в котором трудно отличить правильные здравомыслящие знания от фантастического, сущее – от должного, реальное – от иллюзорного, к знанию истин: Логос обозначает еще и закон истинности бытия.
Вариантом мифогенной концепции является символическая теория истолкования мифа, которая интерпретирует миф как единство чувственного образа и смысла, закрепленное ритуалом, традицией. С этой точки зрения, философия освобождает миф от знаковой условности, обнаруживая за последним реальное содержание. Тем самым символ делался адекватным отражением действительности: скажем, боги становятся лишь символами природных стихий.
Ни одну из рассмотренных нами концепций нельзя признать как единственно верную и в полном объеме объясняющую процесс становления философии. Для первой из них вся история становления философии есть не что иное, как развертывание исходного начала, в качестве которого выступает Миф. Для второй концепции – это процесс нарастания научного знания вне мифа и независимо от него, с постепенным перенесением специфического частнонаучного знания на всю картину мироздания. Если в первом случае философ превращался в интерпретатора и истолкователя мифов, то во втором – это фисиолог, физик, просто ученый мудрец-теоретик. Вторая точка зрения получила наибольшее распространение в учебной литературе, в которой философия предстает как единая нерасчлененная античная наука – натурфилософия[5].
Природой или естеством (physis) называется 1) возникновение того, что растет; 2) первооснова растущего, из которого оно растет; 3) то, откуда первое движение, присущее каждой из природных вещей; 4) природой называется и то, из чего как первого состоит или возникает любая вещь; 5) природой или естеством называют и сущность природных вещей; 6) естеством называется и всякая сущность вообще[10].
[1] Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 41, 42, 45.
[2] См.: Аристотель. Метафизика. Кн. VI. Гл. 1. 1026 а. С. 19–24.
* Все приводимые в книге цитаты из Аристотеля, Платона, Секста Эмпирика извлечены из следующих книг: Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975–1984; Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990–1994; Секст Эмпирик. Соч: В 2 т. М., 1976. В дальнейшем при цитировании Платона будут указываться названия диалогов и соответствующие рубрикации. При цитировании Аристотеля и Секста Эмпирика будут указываться названия произведений; римские цифры означают книгу, арабские – главу и строки.
[3] См.: Метафизика. I. 1. 981 б; О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1976. С. 66.
[4] См.: Ж.-П. Вернан. Указ. соч. С. 208–209.
[6] Метафизика. I. 2. 982 в. 10–15.
[7] Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Указ. соч. С. 105.
[8] Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 66–67, 102.
[9] Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982. С. 33.
[10] См.: Метафизика. V. 4. 1014 в – 1015 а.
От мифа к логосу- путь становления античной философии и основ научной рациональности. Природа теоретического мышления (Сократ, Зенон, Аристотель) и формирование первых научных программ (Пифагор, Демокрит, Платон, Евклид, Аристотель).
Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже сама этимология данного понятия раскрывает специфику философского постижения бытия - это всегда некий незавершенный мыслительный процесс, процесс стремления к истине, которая в абсолютном смысле недостижима.
Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, выступает миф.
Философия Древней Греции или античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Ранняя философия древней Греции тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.
Греки совершили открытие, величайшее из когда-либо совершённых человеком: они открыли могущество разума. Именно греки классического периода, достигшего наивысшего расцвета в период VI–III вв. до н.э., поняли, что человек наделён способностью мыслить, наделён разумом, который, опираясь на наблюдения и опыт, способен открывать истины.
Среди решающих условий перехода от мифа к логосу можно выделить:
Замена духовно-личностного отношения к дейстительности объективно-субстанциональным. В результате произошло становление объективной идеологии, в которой действительность представлялась не как духовный, а как вещественный объект, самодостаточное образование, независящее от восприятия индивида.
Формирование естественного толкования событий. Это качественный сдвиг в познавательном процессе, при котором происходит замена сверхприродных оснований событий на противоположные основания (природные и естественные).
Особенность античной философии в том, что первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т.е. между объективным и субъективным.
В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен.
Переход от мифа к логосу
Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. В нём были слиты воедино самые разнородные компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.
Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер.
На примере теогонии наглядно видны особенности мифологического мышления, а именно:
объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных сил, их умысла и воли;
отсутствие грани между реальным и воображаемым;
оценка всех явлений с точки зрения их полезности или вредности, дружественности или враждебности по отношению к человеку;
отсутствие теоретического интереса к предметам, к тому, что они представляют сами по себе.
Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения.
Природа теоретического мышления (Сократ, Зенон, Аристотель)
Сократ (469-399 гг. до н.э.).
Он не был философским писателем и излагал свои взгляды в устной форме. Поэтому содержание его учения устанавливается путем анализа различных источников и, в первую очередь письменных сообщений его учеников и современников. Особенно полно и всесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник – Платон.
Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам - натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленность философского знания - внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания - самопознание: "познай самого себя".
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название майевтика. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Зенон Элейский (490-425 г. до н.э.), защищая и обосновывая взгляды своего учителя и наставника Парменида, отвергал мысленность чувственного бытия, множественности вещей и их движения.
Метод Зенона был методом не прямого доказательства, а был методом "от противного. Зенон опровергал или сводил к абсурду тезис, противоположный первоначальному, пользуясь "законом исключенного третьего", который был введен Парменидом ("Для любого суждения "А" истинно либо само "А" ,либо его отрицание" - "третьего не дано").
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один из ближайших соратников и учеников Платона.
Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях: "Органон", "Физика", "Метафизика" и другие.
Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну - идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется).
Формирование первых научных программ (Пифагор, Демокрит, Платон, Евклид, Аристотель)
Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией -протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела, данный каноном Поликлета.
Следующий шаг в направлении формирования этой программы сделали софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеческого познания, а также разработавшие теорию доказательств. Они заявили, что ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.
Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции, синтезом целого ряда ее тенденций и идейных установок. Своими корнями он уходит в ионийскую физику, пифагореизм, философию элеатов. Проблемы бытия и небытия (пустоты), существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества - все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма. Основателями его стали Левкипп и Демокрит.
На первый взгляд, учение атомизма предельно просто. Начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.
Атомизм является физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования.
Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей. Именно так были построены не только физические, но многие психологические и социологические теории Нового времени. По сути дела, это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов.
Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.
Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы науки вообще. Все дальнейшее развитие науки по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.
Тем не менее, только то стечение социокультурных обстоятельств, которое реализовалось в античной Греции, смогло обеспечить условия для возникновения науки. Здесь оформились такие свойства науки, как интерсубъективность, идеальное моделирование действительности, надличностность, субстанциональность, что позволяет говорить о появлении там науки как особого типа отношения к реальности.
студентки 1-го курса
Щепановской Сияны Витальевны
Преподаватель: Антонов Т.
Содержание
1.2 Мифологическое сознание…………………………………..……..9
1.3 Определение мифа: миф как чудо и образ личностного бытия ..11
2.2 Специфика рационального мышления…………………………. 15
Глава 3. От мифа к логосу …………………………………………. 21
3.1 Взаимосвязь философии и мифа………………………………..…21
3.2 Причины использования мифа в философских текстах ..……….24
Можем ли мы сегодня понять, что такое миф, насколько наши рассуждения будут достоверны и насколько мы к нему приближены?
Мифология существует и по сей день. Только воздействие на эмоции, то есть перформативную функцию сейчас выполняют научно-популярные работы, фильмы и пр. – по сути масс культура. Конечно, миф тогда и миф сейчас играют немного разные роли. Нельзя сказать, что миф тогда играл ту же роль как масс-культура сейчас, тем более, что такое понятие вообще не применимо к тому времени, но тем не менее он существовал для всех как социальное представление, то, что формирует современное им социальное мировоззрение – как сейчас она (см. раздел 1.3).
Наука как таковая, как и рациональность в чистом виде, не могут создать ту цельность мировоззрения, которая демонстрируется современными естественно-научными представлениям о реальности. Позитивистская наука не может выстроить цельную картину в силу собственного метода исследования, который подразумевает точечное изучение мира через конкретные явления. Она не знает всех частей своего мировоззрения, однако достраивает его с помощью гипотез. Такого рода предположения и иллюстрации – создание некой мифологии, конечно, другой, чем в античности, но, тем не менее, мифологии. Миф играет роль связующей ткани, которая оживляет и объединяет некоторые уже выявленные и считающиеся объективными теории и законы.
В начале был употреблено понятие метафизическая реальность. Это следует пояснить. Можно согласиться с Лосевым, что в мифе дело идет о реальности самой реальной, истинной живой, хоть и многосмысленной (разнопланово-смысловой), и что это не сверх-чувственное, но само непосредственно чувственное. Однако, реальность сейчас и реальность в момент создания мифа не тождественны, так как истинная реальность, которую видели за мифом стоики или неоплатоники, для современного человека может вовсе не существовать. Хотя он также находится в мифе, но не в мифе живого, а, скорее, мифе мертвого. И чтобы понять миф, нужно делать это изнутри, и не только с помощью произведений искусства и поэзии, созданных в период господства мифологического сознания (см. параграф 1.2), но в первую очередь понимание начинается с осознания принципиально другого типа мышления, ощущения и восприятия целостности мира…
1.2 МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Но тем не менее, несмотря на свою отрешенность, миф есть действительность реальная, и данная отрешенность только подчеркивает ее реальную целостность, подчеркивает внутреннюю соединенность с миром мифологического сознания.
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИФА:
Миф как чудо и образ личностного бытия
Миф также можно определить как чудо , а также образ бытия личностного , как это делает Лосев.
Таким образом, личностный план мифа являет в себе 2 момента:
«1) личность сама по себе, вне своего изменения, вне всякой своей истории, личность как идея, как принцип, как смысл всего становления, как неизменное правило, по которому равняется реальное протекание; и –
Подобное отношение к мифу было у неоплатоников: что он искали в мифе восхождение к божеству, к Единому и истинному. Если смысл аллегорезы у стоиков — трактовка божеств и их качеств в физическом и этическом смысле, сведение мифологии к рациональной философии; то в неоплатонизме на смену этого приходит обратное мифологизирование философии, перевод её понятий на язык религии. Сама основная неоплатоническая триада эманаций Единое-Ум-Душа у Плотина сопоставляется триаде сменяющих друг друга богов: Урану-Кроносу-Зевсу [40] .
2.2 Специфика рационального мышления
Философия возникает через осмысление мировоззренческой стороны мифа – и с появлением письменного текста. Письменный текст важен тем, что, освобождается память, вместо запоминания происходит осмысление текста и удивление, что значит переход от простого доверия, веры – к сомнению в смысле сказанного и вопросу, что породило миф, а значит, не все теперь очевидно. С появлением письменного текста возникает опосредованное отношение к мифу и мифическому повествованию, кроме его непосредственного живого восприятия.
Кроме чисто фактических причин, важно само обстоятельство выпадения человека из мира. Тому, по каким причинам это произошло, посвящено много различных концепций ( может, перечислить хотя бы какие-нибудь или эта фраза не очень нужна ). Результат этого был таков, что сначала частично, а потом все более и более распространилось неудовлетворенности мифом, удивление его содержанию.
В письменной форме миф теряет некоторую целостность, абсолютную истинность, и начинается поиск истины в логосе, слове, которое становится в письменном тексте более очевидным. Происходит переход от многоплановости к одноплановости (в мифе сосуществуют разные версии объяснения одного и того же явления, не будучи взаимоисключающими, в отличие от логоса как рационального дискурса и философского текста, где ставится задача добиться не противоречивости, однозначности текста) [42] . Сомнение в очевидности истин, существующих в мифе, а значит, осмысление их, а впоследствии критика – начало философии как таковой.
Одной из основных причин появления рационального типа мышления считается возникновение доступных письменных текстов и их широкое распространение. Однако возникновение письменности ещё не определяет возникновения некоего исторического характера, а именно характер древнегреческого народа, сложившийся по тем или иным определенным (геополитическим в том числе) обстоятельствам – причина возникновения западной рациональной философии, так как в нем потенциально содержится критичность ума, любознательность и т.д. Какими условиями сформирован подобный характер народа, который складывается тысячелетиями, подробно пишет С.С. Аверинцев и другие исследователи данного вопроса: соревновательный дух, обладание людьми сразу несколькими профессиями, знакомство с культурой соседей, вызванное активными торговыми отношениями, отсюда (и из ряда других причин) – либеральность взглядов, демократия, а от неё активное участие в политической жизни, востребованность в доказательстве собственных идей, любознательность сама по себе и, даже, можно сказать, такая ценность античного греческого общества как разносторонние интересы, интерес ко всему. Это сильно способствует философии, так как философия не подразумевает только одной возможной истины (хотя и очень стремиться к ней), но альтернативы ее получения, разнообразные концепции. С самого начала философии сразу появляются различные миропонимания. Это говорит о том, что изначально ситуация в культурном смысле к этому располагала и особенно ничто не препятствовало.
В книге “Н ow Philosophers Saved Myths ” Л. Бриссон показывает, как широкое распространение письменности вызвало изменение менталитета, способа мышления:
1) Повысилось количество прозаических текстов, а ранее больше использовалась поэзия, как более легкая для запоминания.
2) Устный рассказ заменяется письменным, эмоциональное воздействие устной речи — доказательством в письменной. Возникает возможность рассматривать отдельные элементы повествования.
3) Меняются критерии истинности — если поэт может сослаться на муз (данное свыше поэтическое наитие), то в письменной речи должна быть ссылка на свидетельство очевидцев, в особенности у историков.
4) Начинает утверждаться мышление в понятиях – вместо образа богини справедливости, утверждается справедливость как абстрактное понятие.
5) Возникает возможность сравнить произведение с другими произведениями на ту же тему, что вызывает критическое отношение к последним.
6) Ум освобождается от запоминания, появляется возможность манипуляции текстом, его подробное изучение, исследование [49] .
Все это можно рассматривать и как некие свойства, характерные черты начального периода философии.
Также, важная тема для понимания, что такое философия, – это однозначность и четкость значения слов, употребившихся в текстах, внимательное отношение к форме выражения мысли. Так Эмпедокл повествует, что задача философа – прийти к правильной чистой речи, т.е. встает вопрос о правильности выражения мысли, так как мы из всех возможных вариантов должны выбрать один, и, соответственно, он должен быть правильным, единственно верным, мифу же этого не требуется в силу многозначности [50] .
Глава 3. ОТ МИФА К ЛОГОСУ
3.1 Взаимосвязь философии и мифологии
В начале своего становления философия еще неразрывно связана с мифологическим сознанием (в собственном смысле слова), философия наполнена мифологическими образами и представлениями о мире. Например, Эмпедокл учит, что миром движут две противоположные силы: Любовь и Вражда, которые он называет мифологическими именами Афродиты и Ареса. Или для пифагорейцев в центре мира помещается огненный шар, но они не считают его солнцем и не отстанавливаются на чистой физической абстракции, а отождествляют его с Гестией — богиней домашнего очага, помещаемого в центре жилища.
К.А. Морган [52] пишет о большой закономерности взаимодействия мифа и философии у досократиков, софистов и Платона. Они обращаются к мифу прежде всего для того, чтобы популярно объяснить, переформулировать свои идеи. Платон использует миф для того, чтобы сделать из своего учения нечто органическое, цельное. Он, вдохновленный идеями Сократа, создает целую философскую систему, и опирается на миф там, где он не находит рациональных доказательств или же считает, что подобного рода вещи достаточно обоснованы, что сам миф в подобных вопросах является достаточным аргументом, имеет философское содержание. (Так, в "Тимее" Платон приводит миф о Фаэтоне для доказательства своих космогонических взглядов [53] , а рассказ об Атлантиде служит тому, чтобы обосновать, какой должна и не должна быть политика государства [54] ). Также миф может быть использован в качестве иллюстрации самой идеи (например, в "Федре", образ души как возничего или путешествие души за колесницами тех богов, чьи качества им присущи [55] ).
1. Представление о первичном, бесформенном состоянии Вселенной (в космогонических мифах это состояние чаще всего конкретизируется в виде безграничной водной бездны).
2. Мотив отделения неба от земли.
3. Идея эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира, завершающейся воцарением светлого бога, разумного и справедливого (в индоевропейской мифологии это обычно бог ветра, бури и грозы Индра, Перун, Зевс).
4. Мотив периодической гибели и нового рождения Вселенной.
Античные философы ни в коем случае не отвергают миф целиком, хотя и вырабатывают тип рационального мышления, построенный на доказательстве, рациональной аргументации.
Таким образом, миф оказывается рациональным и как результат методологической рефлексии, он служит самому рациональному осознанию. Он делает философские понятия очевидными, явным образом обнаруживая их философское содержимое.
3.2 Причины использования мифа в философских текстах
1) миф добавляет красок к сухому или забытому материалу, смягчает жесткие контуры философии, но сущностно отделен от содержания философского дискурса [60] . Предполагается, что философ предпочитает говорить только в строго аналитических терминах, то есть добавление художественных черт является отклонением от принципов философии. При таком подходе игнорируется то, что миф может иметь философское значение.
2) Миф в философии – не просто украшение, а играет философскую роль, он выражает то, что не может выразить философский, рациональный язык, и покрывает те сферы, которые остаются за гранью чистой философии. Этот подход содержит элементы мистики, он привлекателен, когда применим к таким философам, как Парменид или Платон, которые верят в трансцендентный мир: так миф сообщает аудитории трансцендентный характер откровения Парменида и намекает на природу мира, населенного идеями и бестелесными душами Платона.
По-видимому, из двух таких подходов к истине ближе второй, поскольку он дает понять, что миф привносит в философию некие дополнительный смысл, а не просто помогает раскрыть её рациональное содержимое. Внутри любого мифа содержится своя мудрость, своя философия. Поэтому и автор книги считает: представление о том, что философский миф начинается там, где собственно философия заканчивается, не совсем верно, так как в таком случае миф будет чем-то только иррациональным.
Как уже было сказано (при рассмотрении идей Лосева), миф выводит к подлинной реальности: к истинному и чудесному плану бытия. Но только выход к мистике, обеспеченный мифом, для философа недостаточен. Необходимо также рациональное обоснование мифа [61] . Так Платон помещает мифы в контекст, где их восприятие требует философского осмысления и где они ставят вопросы о возможности человеческого знания и его выражения.
Миф создает контраст между рациональным, земным и чем-то большим, что возвышается над ним как чудесное. Он может превратить чисто рациональное рассуждение в философскую рефлексию. Ведь для философского текста недостаточно чисто рационального обоснования, так как он предполагает рефлексию, затрагивающую сущность и целостность явления. Таким образом, можно сделать вывод, что миф необходим в античной философии. Он неслучаен, и не используется лишь как наглядный художественный образ, но выступает как некоторая понятийная сфера для более точного понимания и проникновения в собственно философскую идею автора.
Таким образом, ясно видно, что философия не уничтожает мифа своим появлением, и что она не есть нечто борющееся с мифом, но есть ему противостоящее как противоположность в одной системе, в исполнении одной функции, одной задачи. Эта задача заключается в проникновении в сферу над-временного и над-обыденного состояния, в состояния одновременного покоя и радости, в чувство подлинной реальности. Философия возникает в момент утраты превалирующего естественного чувства реального, подлинного мира, когда античная культура доходит до своего расцвета и становится более значима для человека, чем природа. Ослабевает реальная связь с землей, столь необходимая мифологическому сознанию. А значит, постепенно пропадает мифологическое сознание (но не миф). Так как мифическое сознание — это в первую очередь жить в мире, но, ни в коем случае, не отстраняться от себя и от него, не абстрагироваться. На смену ему приходит философское осмысление мира, но миф при этом не исчезает. Способность мыслить мифами, существование мифа – это неискоренимое свойство человеческого мышления, поскольку любое мировоззрение – это некое обобщение, целостное восприятие мира, а значит, построено на мифе и только на нём. Миф – это связующая ткань идей, концепций, теорий, гипотез о мире. И как только появляется способность стоить предположение, как только появляется идея – так появляется и миф.
Сначала философия предстает как пассивная созерцательность, и деятельное начало только возникает, проступает через философию, реально и полно не воплощаясь – пассивная именно как жизненная позиция. Все так, как должно быть – ее главный непоколебимый тезис. Религия же делает шаг к активности. Личностное поведение уже каждого конкретного человека может повлиять на собственное будущее, человек в силах изменить его. Сила собственного мышления все смелее выявляет себя, и все более как творческое начало, активное и изменяющее уже не только свою судьбу, но и судьбу других людей, даже мира.
В философии человек желает достичь своей духовной цели с помощью построения целостной мировоззренческой конструкции. И смысл философии даже не столько в том, что получиться в итоге, но в том, что в то время, когда он будет нащупывать идеи, он будет натыкаться в своих поисках на подлинное, дотрагиваться до реальности, ощущать эту полноту и целостность.
2. Богомолов А.С. Античная философия. – Изд. Московского университета, 1985
3. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. (Становление греческой философии). – М., 1972
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990. – С. 393-649
5. Платон. Собр. соч. в 4-х Т. – М., 1993
6. Рожанский И.Д. Ранняя греческая философия // Фрагменты ранних греческих философов (под ред. Лебедева А.В.).– Ч. 1: от эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М., 1989. – С. 19
7. Светлов Р. В. Древняя языческая религиозность. – СПб., 1993
8. Хайдеггер М. Учение Платона об истине (пер. Бибихина В.В.) // Историко-философский ежегодник. М., 1986.– С.255-275
9. Шлегель Ф. Речь о мифологии // Литературные манифесты западно-европейских романтиков.– М ., 1980
10. Brisson L. How Philosophers Saved Myths”. – The University of Chicago Press, 2004
11. Morgan K. A. Myth and Philosophy from the Pre-Socratic’s to Plato. – Cambridge University Press, 2004
[1] Светлов Р. В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993. С. 6
[2] что прояснено в Заключении данной работы
[3] Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990. С. 400-401
[5] Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998 С.84
[6] Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990. С. 396
[8] Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990. С. 397
[9] Шлегель Ф. Речь о мифологии // Литературные манифесты западно-европейских романтиков. М., 1980 С. 95
[10] Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990. С. 407
[11] Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1990. С. 403
Читайте также: