Отечественная истории and шпора
Светлана Геннадьевна Зубанова
Шпаргалка по Отечественной истории
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.
Исторические источники:
1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;
2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;
3) археологические находки;
4) архитектурные сооружения.
Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными.
Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;
3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.
Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем.
История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизацион-ный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.
Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.
У восточных славян действовала примитивная форма демократии:
1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах);
Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:
1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;
2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;
3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;
4) уличи и тиверцы поселились на юге;
5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;
6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.
Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.
3. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКАЯ РУСЬ
На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:
1) общественное разделение труда;
2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;
3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.
Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.
В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:
1) норманнская теория;
2) антинорманнская теория.
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.
2. Предмет и функции отечественной истории как науки.
История (рассказ о прошедшем, об узнанном) - рассматривается в двух видах:
1. Как процесс развития природы и общества.
2. Как система наук, изучающая прошлое природы и человечества.
Античность – историю воспринимали как художественный рассказ о достопамятных событиях.
Средневековье – историю определяли, как наставницу жизни. История выполняла функцию назидания и руководителя простым людям.
Только в начале XIX в. история становится самостоятельной наукой и понимается как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.
1. Познавательная – исходит из познания исторического процесса, как социальной отрасли научного сознания, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций общественного развития.
2. Практически – политическая – состоит в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического осмысления факторов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
3. Мировоззренческая – история дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.
4. Воспитательная – изучение ОИ воспитывает у народа нравственность,
Формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических правителей по результатам их дел.
2. Методы и принципы исторического исследования. Подходы к изучению прошлого.
Научное изучение прошлого обеспечивается общими методологическими принципами.
Принципы – как базовое знание.
Важнейшими методологическими принципами являются принцип историзма и объективности.
Принцип историзма включает в себя:
1. Исторические явления рассматриваются в процессе их эволюционного развития.
2.Этот принцип предполагает изучение конкретной эпохи.
3. Предполагает рассмотрение более общих явлений и процессов происходящих параллельно исследуемым.
Второй принцип это принцип объективности – предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанных под схемы.
Методы. К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные (сравнительный, статистический, логический), собственно-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историческое описание), специальные методы, заимствованные из других наук (социологический, метод математического анализа).
Подходы к изучению прошлого:
1. Формационный подход – было принято рассматривать исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Главное внимание уделялось классовой борьбе.
2. Цивилизационный подход – главное типологической единицей истории считается цивилизация. Это сообщество людей, общественно основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющими устойчивые особые черты в культуре, социально-экономической организации, политической сфере и т.д. При цивилизационом подходе главным звеном, явлением рассмотрением в историческом процессе является человек с его мировоззрениями, характером, менталитетом. Этот подход имеет сравнительный характер.
3. Источники и историография отечественной науки.
Исторические источники понимают совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества.
Классификация групп исторических источников:
Особенности письменных источников:
1. Письменность возникла гораздо позже, чем человек
2. Письменный источник очень субъективен (летописи, мемуары, худ. литература)
Вещественные источники:
1. Археологические находки, любой материальный предмет прошлого
2. Вещественные источники менее информативны
Кино-фотодокументов очень мало.
Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина. Наука, занимающаяся анализом, классификацией. Крупнейшая наука в ряду вспомогательных дисциплин.
Геральдика – наука о гербах.
Метрология (историческая) – наука, изучающая разные меры длин S, V, веса в истории.
Ономастика – наука, изучающая имена собственные.
Нумизматика – изучает историю денег, чеканки, денежные обращения.
Сфрагистика – изучение печатей.
Хронология (историческая) – системы летоисчисления.
Этимология – наука, изучающая происхождение слова или термина.
Историография – история исторической науки.
Задача состоит в то, что она должна описать и проанализировать взгляды, идеи, концепции историков, а так же поиск закономерностей в развитии исторической науки.
Этапы развития исторической науки:
Провиденционализм (предвидение, предначертание)
2. Среднерусский (средневековье), жизнеописание, провиденционализм.
3. XVIII-XIX в. Новое время
4. XIX-начало XX в. Многократность, полекаузальный подход (много, причина)
4. Восточные славяне в догосударственный период.
Принадлежит индоевропейской семье народов, расселившихся на территории Евразии от Индии до Западной Европы, во 2-ом тысячелетии до Н.Э. собственно славяне вышли на историческую арену в VI-VIII в. Н.Э. существуют две концепции происхождения славян:
1. Автохонтная – славяне исконное население восточно-европейской равнины
Занятие славян: Восточные славяне занимали огромную территорию от Карпатских гор до берегов Балтики, от Западной Двины до верхов Волги и Оки (огромные лесные массивы, крупные речные системы, равнина).
Основные занятия: охота, бортничество, звероловство, подсечное земледелие.
Подсечная система земледелия и колонизации (освоение, перемещение новых территорий).
Речные системы: реки являлись главным средством сообщения, по рекам проходили важнейшие торговые пути (из Варяг в Греки).
Культура и верование восточных славян:
Верования славян были языческие, славяне поклонялись силам природы. Верования восточных славян не превратились в религию. Некоторые праздники действуют и сегодня (масленица, Иван Купала). С разложением рядовой общины стало необходимым появление новой религии.
5. Образование Киевской Руси: экономические и политические предпосылки, роль варяжского фактора.
В IX веке было образовано государство Киевская Русь . Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Киевскую Русь считают раннефеодальным государством – феодальные отношения в этот период только зарождаются, формируются два основных класса: феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Основную массу населения составляли крестьяне.
Можно выделить следующие категории зависимых крестьян:
2) закупы – крестьяне, взявшие ссуду и до возвращения долга, работающие на своих кредиторов;
3) рядовичи – крестьяне, работающие по договору;
4) смерды – крестьяне, вышедшие из общин под власть князя, а также переселенные на земли князя, представители освобожденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить оброк и участвовать в военных походах.
Также существовали независимые крестьяне , которые вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.
Класс феодалов составляли: великий князь, представители старшей дружины князя, бояре, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.
Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое Русью в период княжения Владимира I. Монастыри и церковь были крупными землевладельцами, собиравшие огромные подати с живших на церковных землях крестьян.
Хозяйство Киевской Руси имело преимущественно натуральный характер, главной отраслью являлось земледелие. К XII веку появились более совершенные орудия труда (плуг, бороны), начинают применять трехполье.
В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине "Отечественная история".
Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину "Отечественная история" в высших и средних учебных заведениях.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Шпаргалка
1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ
Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.
Выделяются следующие функции исторического знания:
1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;
2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Принципы научного исследования истории:
1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.
3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:
1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;
2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;
4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;
5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;
6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;
7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;
8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.
3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.
В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).
Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно-славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
История государства и права России – самостоятельная историческая и юридическая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его историческое развитие, государственный и общественный строй и т. д. При изучении истории государства и права России выделяют:
1) историю государства – устройство государства, государственные органы;
2) историю права – процесс возникновения правовых систем, институтов, наиболее значимых правовых актов.
Предмет истории государства и права России – изучение возникновения, развития структур, институтов и механизмов государственной власти, правовых институтов и др. История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населяющих ее территорию.
Задача истории государства и права России – изучение исторического развития российского права посредством системы методов и приемов научного исследования.
Задачи истории государства и права реализуются на основании исследования:
1) исторических источников права, источников права, изданных в различные исторические периоды либо неизданных, но содержащих необходимые сведения;
2) законодательных памятников – изданных официальных законов, указов, кодексов и т. п.;
3) исторических юридических документов – договоров, переписи населения и т. п.
Методы истории государства и права России – совокупность приемов, способов и средств, используемых при изучении предмета науки.
Система методов истории государства и права России включает в себя:
1) общие методы:
а) метод историзма (хронологический метод). Используется при исследовании государства и права в процессе развития;
б) философский метод – использование диалектического материализма и идеализма, прагматизма, структурализма;
в) дедуктивный метод – изучение права с помощью логических операций от общего к частному;
г) индуктивный метод – выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов;
д) экзегетика – изучение права на основании толкования его исторических источников;
2) специальные методы:
а) сравнительный метод – изучение государственно-правовых явлений в развитии путем сопоставления с другими странами и основными институтами государства и права на разных этапах исторического развития;
б) систематический метод – изучение истории государства и права посредством разделения на историю развития и образования юридических норм и институтов и историю источников права;
в) метод периодизации – изучение истории путем деления на отдельные временные периоды.
Специальные методы – также статистический, математический, социологический.
2. Периодизация отечественной истории государства и права
Отечественная школа права выделяет различные причины возникновения Российского государства и периоды исторического развития. Периодизация истории государства и права представляет собой специфический метод изучения предмета данной науки.
Факторы введения периодизации истории государства и права России:
1) особенности развития социально-экономического российского общества на том или ином этапе;
2) особенности государственного развития. Критерии периодизации:
1) форма государственного устройства;
2) форма правления;
3) правовая система.
1) рабовладельческий тип государства и права. Характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией, Волжской Булгарией и т. д.;
2) феодальный исторический тип государства и права. Сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян;
3) образование Русского (Московского) централизованного государства. Формируется Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое;
4) середина XVI – середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии. Важнейшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV, присоединением новых территорий к Российскому государству;
5) вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии, что связано с именами Петра I и Екатерины II, которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви;
6) период формирования буржуазно-капиталистических отношений. В России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II: судебной, военной, земской, городской и др.;
7) начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии. Он ознаменовался распространением политических идей Великой Французской революции в дворянских кругах России, созданием 1 – й Государственной Думы;
8) падение феодального типа государства и права в России – Февральская революция в России;
9) октябрь 1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический;
10) современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации. Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.
3. Возникновение государства у восточных славян
В IX в. на территории современной России располагались первые государства:
1) Куявия – на территории Киева;
2) Славия – на территории Новгорода;
3) Артания – на территории Рязани. Государственность русов складывалась под
влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства. Однако с хазарами постоянно происходили вооруженные столкновения, и в VIII–IX вв. Хазария успешно торговала на рынке рабами, большую часть которых составляли пленные восточные славяне.
Хазария, будучи государством восточного склада, во многом определила культурное развитие Русского государства не только как многонационального, но прежде всего как совмещающего в себе черты европейской правовой системы и восточного влияния.
На развитие государственности племен восточных славян немало повлияли азиатские народы тюрко-татарских племен: печенеги, торки (тюрки), половцы и уже в XIII в. – татары, поселившиеся в южных местностях.
Образ жизни славян оседлый. Быт – соседская община. Главное занятие – земледелие.
Признаки образования Киевской Руси как государства:
1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;
2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;
3) введение налогов на поддержание государственного механизма.
Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют изгнание норманнов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских. Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики и его братья, впервые официально оформилась государственность на территории современной России.
Единственным правителем в Новгороде стал один из братьев, Рюрик, который после своей смерти оставил малолетнего наследника – Игоря. Вместо него (в те годы не существовало обязательного перехода власти по кровному наследию) правителем стал Олег по прозвищу Вещий.
Окончательно оформилось Русское государство – Киевская Русь.
4. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следующих политических центров: Куявии, Славии, Артании.
После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.
Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:
1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;
2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;
3) внешняя торговля;
4) сложные политические отношения с Византией;
5) необходимость борьбы с половцами, хазарами и другими кочевыми племенами, которые нападали на восточных славян.
Для Древнерусского государства характерны:
1) разложение первобытно-общинного строя;
2) формирование феодальных общественных отношений;
3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;
4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;
5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;
6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;
7) принятие христианства.
Во второй половине ХI – начале ХII вв. на территории Древнерусского государства – Киевской Руси – стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами.
Основными теориями происхождения Древнерусского государства признают:
2) антинорманнскую теорию, представителями которой являются М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Н. И. Костомаров и др. Сторонники данной теории считают, что Древнерусское государство не было создано братьями, выходцами из Скандинавии, а явилось следствием эволюционных исторических процессов. Такими историческими процессами считают разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений.
5. Источники права Древнерусского государства
Источниками права являются официальный документ или документ иной формы, содержащие нормы права на том или ином историческом этапе.
Источники права Древнерусского государства – это источники права, существовавшие в период становления и развития Древнерусского государства.
Виды источников права:
1) обычай. Существовал и использовался до 1917 г. на территории Российского государства, но только для крестьянства;
2) письменные памятники права:
а) Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских правд, т. е. таких законов, которые принимались на начальном этапе существования народов, покоривших Римскую империю; такие сборники норм права были однотипны: они содержали обычное право, не были структурированы и систематизированы; в них содержались нормы процессуального (формального) права, формы установления права и санкции за правонарушения);
б) Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей (относятся к сборникам канонического права и представляют собой структурированные и систематизированные источники древнерусского права, посвященные уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того периода);
в) Стоглав 1551 г. (характеризуется более полным объемом правовых норм не только уголовного и уголовно-процессуального характера, но и всех иных сфер общественной жизни: семейных отношений, гражданских и т. п.);
г) Псковская и Новгородская судные грамоты XIV–XV вв. (приняты на основе Русской Правды, но содержат более широкий спектр норм);
3) межгосударственные договоры:
а) договоры северорусских племен (характеризуются архаичностью, их нормы не отнесены к какой-либо отдельной отрасли права, но они более систематизированы, чем варварские правды);
б) договоры русских с греками (самые древние источники, которые основаны на византийском праве. Договоры устанавливали равное право субъектности Руси и Византии, регулировали порядок выдачи преступников друг другу, порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения между Византией и Русью);
в) договоры русских с немцами XII–XIII вв. (ими устанавливался торговый союз с немецкими городами, который предполагал представителям Руси и немцам судиться каждому по своему праву);
4) церковные уставы. Церковь в период Древнерусского государства имела значительное влияние на всю систему государственного устройства и права. Уставы закрепляли десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов, которые в те годы были единственными судами семейным и наследственным отношениям;
5) акты юридического быта, договоры, письма. Междукняжие ряды (договоры) – о браке, купле-продаже, дарственные акты.
Читайте также: