Отличие психики животных от сознания человека шпора
Мы уже неоднократно говорили о том, что психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием.Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.
Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях, мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.
Отличие сознания человека от психики животных.
Для сознания характерен и ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных.
Первое отличие. Единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.
1)Прежде всего, отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер этого отражения всегда зависит от существующих социально-экономических условий. Иначе говоря, сознание человека изменяется, как уже отмечалось, в историческом плане. О таком изменении, конечно, не приходится говорить применительно к психике животных.
2)Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным и на протяжении жизни каждого человека, т. е. сознание изменяется в онтогенетическом плане. Особенности отражения в этом случае оказываются обусловленными возрастом и приобретенным опытом. На первый взгляд, кажется, что подобные изменения происходят и в психике животных, где тоже имеет место изменение отражения на протяжении жизни животного. Но это лишь чисто внешнее сходство. Изменение психики животных оказывается обусловленным лишь опытом данной особи, человек же может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.
3)Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У животных вообще не существует познавательного отношения к действительности.
Второе отличие. Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Третье отличие. Целенаправленное осознанное субъективное отражение объективного мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человечеством, является третьей чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Как для психики животных, так и для сознания человека характерным является то, что внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся внутренние особенности. И в том и в другом случае имеет место субъективное отражение объективного мира. Но субъективность отражения принципиально разная. Во-первых, о субъективности отражения на уровне психики животных можно говорить условно, понимая под субъективностью лишь то, что отражение действительности каждым животным несколько различно. Человек же выступает как субъект познания, поскольку его познание носит сознательно целенаправленный характер, и он осознает то, что отражает. Во-вторых, различным оказывается опыт, через который преломляются внешние воздействия у животных и у человека. Опыт животных складывается на основе только его жизнедеятельности и носит конкретно-ситуативный характер. Опыт человека включает не только то, что он приобретает в процессе собственной практической деятельности, но и обобщенный опыт, накопленный человечеством. В-третьих, разной оказывается вся анатомо-физиологическая основа, посредством которой совершается преломление внешних воздействий через внутренние особенности животного и человека.
Четвертое отличие. Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.
Отражение действительности присуще и животным и человеку. Однако оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру. В биологической борьбе за существование выживают те животные, которые, отражай изменяющиеся внешние условия, успешно к ним приспосабливаются. Проверяемое практикой отражение мира на уровне сознания представляет собой процесс познания мира в его существенных связях и отношениях.
Пятое отличие. Прогнозирующий характер человеческого сознания является пятой чертой, отличающей его от психики животных.
Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в понятиях позволяет людям сознавать не только настоящее, но и знать свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следственные связи.•Зная причинно-следственные связи, человек может предвидеть будущее. Для сознания человека характерно не просто опережающее отражение, как это имеет место у животных, но и прогнозирование будущего.
Шестое отличие. Самосознание является шестой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Специфической особенностью сознания человека является и то, что оно проявляется в определенном отношении к объективной действительности. Человек не только познает окружающий мир, но, так или иначе, относится к нему.
Отношение человека к действительности свидетельствует о том, что он выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как субъекта познания, активного воздействия на объективную действительность и собственного отношения к ней. Все это выражается в самосознании человека.
Сознание и самосознание.Самосознание — это такая форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя. Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающими людьми и в процессе собственной деятельности.
Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится социальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом. Сознание рассматривается как свойство высокоразвитого, сложно организованного мозга.
Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 18202 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности.
Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и вне образные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания ("Сверх-Я").
Все психические явления делятся на три группы:
Психические процессы;
Психические состояния;
Психические свойства личности.
Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).
Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).
Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.
8. Сознание человека и психика животных. Свойства сознания, виды.
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека. 3 функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения.
Инстинктивное поведение — это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Стадии психики: стадия элементарной сенсорной психики, интеллектуальная стадия, стадия перцептивной психики (по Леонтьеву). Каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.
Отличие сознания человека от психики животных.
1. Единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
2. Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
3. Целенаправленное осознанное субъективное отражение объективного мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человечеством, является третьей чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
4. Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.
5. Прогнозирующий характер человеческого сознания является пятой чертой, отличающей его от психики животных.
6. Самосознание является шестой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Свойства сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2) сознанию присуща направленность на какой-либо предмет;
3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению;
4) сознание всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
Виды сознания:
• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
9. Сознание и бессознательное.
Сознание - особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Сознание обеспечивает разумное, целенаправленное поведение человека, которое основано на понимании законов объективного (реально-существующего) мира.
Условия (факторы), повлиявшие на развитие сознания человека:
· Трудовая деятельность (общественный труд, использование орудий труда)
· Возникновение языка (речь)
В процессе труда люди начали сговариваться, передавать информацию (сначала это были звуки, жесты, выразительные интонации). Спустя много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность. С развитием речи совершенствовался и труд. С помощью трудовых действий у человека развивались руки, органы чувств, а это способствовало развитию головного мозга (он становится способным запоминать материал, представлять, мыслить, т.е. функционально совершенствуется). Развитие абстрактного (отвлеченного) мышления способствовало развитию психики.
А. В. Петровский выделяет следующие четыре характеристики сознания:
1). Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
2). С помощью сознания человек различает понятие субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, к рефлексии (познанию самого себя.
З). Обеспечение целеполагающей деятельности. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.
4. В структуру сознания входят также определенные отношения(чувства).
Функции сознания: познание, переживание, отношение к миру, рефлексия, регуляция поведения
Для описания работы психики 3. Фрейд использовал метафору айсберга. Сознание — это только верхушка айсберга. Его основная часть находится под водой — основная часть психики не осознается. То, что мы называем сознанием, этот постоянный поток мыслей, лежащий на поверхности. Но под ним таится масса опасной энергии, находящейся вне сознательного контроля.
Уровни сознания:
o неосознаваемое (информация, которой нет в памяти или сознании, но она необходима для физической или психической активности, например, информация, контролирующая сердцебиение или давление крови).
o подсознание хранит информацию, которая не представлена в сознании, может быть вызвана специальными средствами с помощью процедур осознания(гипноз).
Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
1) З. Фрейд создает учение о бессознательном и способах его контроля;
2) К. _Г. Юнг создает учение о психоидном, личном и коллективном бессознательном;
Суммируя достижения современной науки и философии, можно определить пространство бессознательного как:
1) совокупность активных психических состояний, образований, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов;
2) самую обширную и наиболее содержательную сферу психики человека;
3) форму психического отражения, образование, содержание и функционирование которых не является предметом специальной вненаучной рефлексии;
4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.
Особенности психического отражения
Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.
1. Активность отражения. Психическое отражение человека активно, а не пассивно, т.е. люди, отражая объективный мир, сами на него воздействуют, изменяют его в соответствии со своими целями, интересами потребностями.
2. Целенаправленность отражения. Психическое отражение человека носит целенаправленный, сознательный характер, непрерывно связано с активной деятельностью.
3. Динамичность отражения. По мере развития в филогенезе и онтогенезе, с усложнением НС психическое отражение развивается: оно углубляется и совершенствуется.
4. Неповторимость, индивидуальность психического отражения. Каждый человек в силу особенностей строения его собственно нервной системы, в силу специфики своего жизненного опыта отражает объективный мир по-своему. Одинаковых картин мира у двух различных людей не существует.
5. Психическое отражение человека носит опережающий характер. Отражая объекты реального мира, человек выделяет, прежде всего, те из них, которые могут быть важны для его предстоящей деятельности.
6. Объективность психического отражения. Психическое отражение человека предполагает известное подобие между материальными характеристиками источника информации и тем, что представлено в психических образованиях субъекта. В любом отраженно образе, сколь удивительным бы он ни был, содержатся реально существующие элементы. Правильность отражения подтверждается практикой.
Отличие психики животных и сознания человека.
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественно разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII – XVIII вв.).
В прошлом столетии под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.
В начале XX столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.
Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так.
Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.
У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.
Как человек, так и животное обладают врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие – осмысленностью, память – произвольностью и опосредствованностью. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами. У человека данная способность проявляется с двух – трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
По мнению Хомского, человек – единственное существо, наделенное механизмом овладения речью, у других видов появление речи невозможно.
К понятию языка относят следующие признаки (Хоккет):
семантичность: слова или иные единицы должны обладать смыслом.
Произвольность: связь между звучанием слова и его значением должна быть произвольной.
Смещение: речь возможна и в отсутствие объекта или объектов, которые описываются ею.
Отход от прямого смысла: в речи заложена возможность шутить и лгать.
Продуктивность: существует бесчисленное множество разных мыслей, которые могут быть сообщены посредством речи.
Попытки научить шимпанзе речи привели к следующим выводам.
Шимпанзе оказались способны освоить несколько дюжин слов в виде знаков и демонстрируют некоторое понимание знаков, которыми они пользуются. У них имеется некоторая способность комбинировать знаки с целью передать более сложные смысловые конструкции. Продуктивность речи шимпанзе относительно мала. Спонтанные высказывания шимпанзе значительно более редки, чем спонтанные высказывания детей, и, кроме того, очень коротки.
Шимпанзе можно обучить некоторым аспектам языка, например, создать у них немалый словарный запас, но пока нет свидетельств, что они способны овладеть речью в полной мере.
Довольно сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. Наряду с чисто органическими потребностями у тех и других имеются потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих неизвестно, передаются ли они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека есть и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у кого из животных. Это – духовные потребности, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании и т.п.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными.
Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.
реферат Отличие психики животного от сознания человека
1. Развитие психики в животном мире
2. Сознание человека
3. Главные черты отличия психики животных от сознания человека
5. Список литературы
Цель моей работы по теме “Отличие психики животного от сознания человека” провести сравнение психики животного и сознания человека, найти чем они схожи, и что их отличает.
Моя задача – дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание человека.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 основных вопроса. Первый – раскрывает проблему развития психики животных. Во втором:
– рассматривается иная форма психики, обладающая более совершенными чертами
– человеческое сознание.
Мной были использованы такие источники – “Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии”, “Хрестоматия по психологии” и другие. Эти книги помогли мне раскрыть эту тему. Авторы этих книг очень интересно и доступно рассказывают о зарождении психики, приводятся многочисленные эксперименты, доказывающие различия психики животных от человеческого сознания.
2. Развитие психики в животном мире .
3. Сознание человека.
Совсем иную форму психики, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека – человеческое сознание.
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.
Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические
характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушен 2 ие, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое
различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и
его ”не - я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не - я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только изменяет форму того, что дано природой; он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”, – писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.
4. Главные черты отличия психики животных от сознания человека.
История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных.
В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.
Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора,
усложнению функций передних и задних конечностей - это в свою очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление новых потребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно- поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно только для человека.
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, но этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее. Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных : у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь . У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.
У людей так же отличаются разные этапы познания, к этому относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к логическому.
Единство исторического и онтогенетического в отражении человеком
окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики животных .
Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа. Активное же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “ Сознание человека – не только отражает объективный мир, но и творит его” – писал Ленин.
Еще одна отличительная черта психической деятельности человека – передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).
Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Но оно
обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях.
Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а зная их он может предвидеть будущее, прогнозировать его – в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека.
Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.
Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций.
Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.
Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных :человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу .
Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в
общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая
совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.
Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и
сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения – по поверхности земли, при которой они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука человека мало чем отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия – орудовать палкой, камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. “ Труд создал самого человека ” – говорил Энгельс - … но процесс труда начинается только при изготовлении орудий.” Некоторые предпосылки этого процесса уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.
В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его . Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек , используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
Именно изготовление орудий труда и является показателем появления
человека. С момента изготовления орудий труда стали складываться иные отношения между людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.
Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно общаться, поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с помощью звуков голоса. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри , то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл.
Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой систему
простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола. Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам, но он в отличие от человека не понимает то о чем говорит. Тревожный крик птицы - это инстинктивная реакция на опасность.
Ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека . В то время
как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он может получить знания о таких явлениях, с которыми лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.
Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в
мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от
данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это существенное отличие психики человека от психики животного.
Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, достигать их, мысленно заранее представляя себе результат. К. Маркс говорил : “Пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, то есть предварительно “строит в своей голове” ”.
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен
способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому еще одним, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.
и т.д.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Читайте также:
- Лечение суставов на шри-ланке
- Упражнения жим лежа какие мышцы работают
- Атрофия мышц задних лап у кошки
- Доксициклин при воспалении мягких тканей
- Позы для секса при коксартрозе