Политическая мысль древнего мира шпора
Политическая мысль древнего мира! Платон. Аристотель.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек — часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин — это частица единой политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство -— это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, т. к. неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля — государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.
Политическая мысль периода средневековья. Нового времени.
В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V-XVвв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей – Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство.
Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225-1274 гг.) – монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть – это тело, а церковная власть – душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский папа – наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.
На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь.
Новое время (конец XVIII – XIX вв.) – это время становления индустриальной цивилизации, урбанизации, развертывания технической и социальных революций, массовых потрясений. Оно характеризуется рождением и распространением новых многочисленных политических идей, проектов и учений. Их центром становится Германия, а выразителем – философия.
Политическая мысль Киевской Руси
Идеи национальной государственности
Националистическое течение зарождалось в 1920-е годы как реакция на поражение борьбы за государственную самостоятельность Украины. Ядро этого движения составили ветераны украинской армии, и в первую очередь молодые офицеры, которые не смирились с поражением и решили продолжать вооруженную борьбу за национальное освобождение революционными средствами из подполья. Для этого они уже в 1920 г. создали тайную Украинскую военную организацию (УВО), руководителем которой стал полковник Евгений Коновалец (1891-1938). Первоначально УВО мыслилась как непартийная организация и объединяла людей с разными политическими убеждениями.
Национально политические доктрина конца XIX начала XX ст
украинская советская политическая жизнь.диссидентство
С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению.
Диссиденты отмежёвывались от какого-либо терроризма [6]:
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
ЛЕКЦИЯ № 2.
Политическая наука, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений. Политическая мысль зародилась в глубокой древности, но наивысшего расцвета она достигла в странах Древнего Востока: Индии, Китае и Античного Запада: Греции, Риме. Вопросы государства, политики и власти у древних народов (египтян, греков, индусов, китайцев, римлян, евреев) восходят к мифам, согласно которым земные порядки - неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Это характерно для древних памятников - законов древневавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), древнеиндийских ведов (II тыс. до н.э.) и Упанишадов (IX-VI в. до н.э.). Особое место в политических воззрениях Древнего мира занимают Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Полибий (201-120 гг. до н.э.), Цицерон (106-43 гг. до н.э.) и другие.
В своих работах мыслители древности попытались в систематическом виде описать известные им формы государственного устройства, дать их классификацию, установить некоторые закономерности функционирования власти внутри страны, в отношениях с другими государствами. Были сделаны первые шаги на поприще эмпирического анализа политической действительности, заложен понятийный аппарат нынешней политической науки, в частности, дано определение таким понятиям, как политика, государство, право, мораль, власть, республика, монархия, аристократия, олигархия.
Самый крупный политический мыслитель Древней Индии - Каути-льи, акцентировал свое внимание на трех основных проблемах: деятельность и функции мудрого государя; управление и право; проблемы войны и дипломатии. Целью общественного существования он считал обеспечение блага всех живых существ. Таким благом является сохранение обще-
ственного порядка, который достигается путем исполнения каждым человеком своего долга. Возвеличивая царскую власть и ее действия, Каутильи оправдывает ту политику, которая защищает людей, но в то же время он рекомендует правителям применять все средства против народного недовольства внутри страны. Во внешней политике, по его мнению, существует 6 основных форм: состояние мира, войны, нейтралитет, подготовка к походу, союз, двойная политика.
Политическая мысль Древнего Китая богата и разнообразна. Ее можно назвать соперницей политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Самые крупные школы политических учений Древнего Китая -это конфуцианство, легисты и дао. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям:
1. власть носит божественное происхождение;
2. управлять Поднебесной должны мудрецы;
3. правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе народном.
Центральной темой социально-политической программы Конфуция является благо народа. Государство - не самоцель, а средство для обеспечения блага народа. Без доверия нет государства. Завоевать доверие можно только заботой о людях. Народ надо сначала накормить, утверждал Конфуций, потом обучить и привить высокую мораль. Суть социального порядка он видел в прочности и стабильности общества, где каждый знает свои права и обязанности. Государь должен быть государем, подданный -подданным, отец - отцом, сын - сыном. Управлять обществом призваны благородные мужи во главе с государем на принципах добродетели и личного примера. Не отрицая социальных различий, Конфуций считал их бла-
городными не по происхождению, а по нравственным качествам, которые должны были обладать добродетелью, гуманностью, человечностью, чувством долга и справедливости, всегда стремиться к знаниям, демонстрировать верность и преданность, уважать старших. Этих правил было бы вполне достаточно, чтобы наладить эффективное управление без официальных законов. По его мнению, государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость и добродетель правителя и его помощников.
С конфуцианством соперничало учение легистов, стремившихся достичь гармонии и счастья путем введения системы строгих регламентов, за невыполнение которых должны следовать суровые наказания. Для этого и нужен закон, главный смысл которого - универсальность, жесткость и обязательность для всех, то есть необходимо ввести, закрепить жесткий стандарт с помощью ряда методов: материального стимулирования, управления имуществом, наград и наказаний. При этом наказаниям отводилось первое место. Наиболее интересными идеями в их учении являются: государственная монополия в области производства и торговли; наделение административного аппарата экономическими функциями; систематический контроль государства за поведением и умонастроением людей (наряду с принципом личной ответственности); экзаменационная система замещения должностей в бюрократическом аппарате, цензорский надзор за бюрократией.
В противоположность Конфуцию легисты рассматривали государственное управление как постоянную борьбу между правителями и подданными. Необходимым условием успеха в политике они считали секретность намерений и действий правителя, обман подданных. Легистская доктрина политики и государства была воспринята официальной государственной идеологией и практикой в Китае на долгие годы.
Даосизм - третья крупная школа в Древнем Китае по проблемам политики. Ее сторонники выступали с резким осуждением государства, рассматривали его как зло, призывали к уходу от политики, к простоте первозданной природы, естественному существованию; и все же в их учении содержится немало рекомендаций по управлению обществом. В частности, основным методом управления они считали недеяние, то есть исключение чересчур деятельного властвования.
Политические идеи древнегреческих и древнеримских ученых сыграли значительную роль в формировании всей культуры человечества. Главный вопрос, на котором они акцентировали свое внимание, - размышление о лучшей жизни, о средствах ее достижения.
В истории развития древнегреческих политических воззрений выделяются три периода:
1) IX-VI вв. до н.э. - связан со становлением греческой государствен
ности и рационализацией политических представлений. В течение этого!
этапа формируется философский подход к проблемам государства в твор
честве Гесиода, Гераклита, Пифагора, Солона. Так, Солон считал, что го
сударство нуждается прежде всего в законном порядке. Пифагор и пифа
горейцы первыми начали разработку понятия равенства, столь существен
ного для понимания роли права, как равной меры формирования неравных
отношений индивидов.
2) У-УI вв. до н.э. - время расцвета философской и политической
мысли, нашедшее свое выражение в учениях Демокрита, Сократа, Платона
и Аристотеля.
Сократ (469-399 гг.) был занят поисками рационального, логически понятного обоснования моральной политики и права. Его идеал - правление знающих, то есть компетентных в государственном управлении людей. Он являлся сторонником законности, которую положил в основу классификации форм государственного устройства и правления. Сократ выделял две формы правления: царство - власть, основанную на воле народа, и государственных законах и тиранию - власть против воли народа, держащуюся на произволе правителя, а также три вида правления: аристократию, плутократию, демократию. Он резко отрицательно относился к тирании, но критиковал и демократию, главный недостаток которой видел в некомпетенции ее должностных лиц, избиравшихся путем жребия, то есть во многом случайно. Ему первому принадлежит идея о договорных отношениях между государством и его членами. Согласно этой идее принятие гражданства является добровольным делом, а поэтому любой гражданин может покинуть государство, если его порядок ему не нравится; остающиеся же в полисе соглашаются выполнять все веления государства, но при этом не исключено путем убеждений или других правомерных ненасильственных средств приостановить возможные несправедливые решения и мероприятия законных полисных органов и должностных лиц.
Сократ оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Политические учения Платона и Аристотеля - высшие достижения политической мысли этого периода. Высоко ценя политическое знание, политическое искусство в управлении, они пытались создать модель идеального, совершенного государства, которое оптимально бы выражало интересы всех слоев населения: от демоса до аристократии.
венные формы Платон делил на два класса: совершенные (идеальные) и несовершенные. При этом главным критерием для него выступали мотивы поведения людей. Если главный двигатель поведения людей - материальные заботы и выгоды, то, по его утверждению, следует говорить о несовершенстве государства. Все государства, которые существовали в его время, он считал несовершенными, выделив четыре их формы (по количественному критерию): тимократию - власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения; олигархию - власть немногих богатейших, которые не допускают к управлению бедных; демократию - власть большинства, но не всех; тиранию - власть одного.
В политическом учении Платона нетрудно увидеть истоки тоталитаризма, но нельзя не усмотреть и разумных основ государственности (например, высокого морального духа правителей). А идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.
управления, показать ему, какой государственный строй при данном состоянии общества является наиболее пригодным.
В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща, так как неравенство становится причиной возмущения и переворотов. Политический идеал Аристотеля - государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.
3) Вторая половина IV-III вв. до н.э. - этот период в развитии
политических учений Древней Греции связан с именами Эпикура, Полибия и стоиков, которые жили в условиях кризиса и упадка греческой государственности, что нашло свое выражение в их политических воззрениях. Так, у Эпикура присутствует проповедь неучастия в политической и общественной жизни. Главную цель власти он усматривал в обеспечении взаимной безопасности людей, в непричинении друг другу вреда. Государство и закон трактуются им как разумный договор людей между собой для общей пользы и взаимной безопасности. Полибий рассматривал политическую историю с точки зрения государственного устройства, которое играет важную роль во всех человеческих отношениях. Анализируя успехи Рима, он объяснял это совершенством римского республиканского строя, основан-
ного на трех государственных формах: царства, аристократии и демократии, что соответствовало трем ветвям власти: консулов, сената, народа.
Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.
| | следующая лекция ==> | |
Фонд оплаты труда на предприятии | | | Политические воззрения в эпоху Средневековья и Возрождения |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
13. Политическая мысль античности
В древности в Греции и Риме политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности до наших дней.
Он дал характеристики реальных типов государственного устройства его времени, которые были искажением идеального образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (недостатком он считал обострение противоречий между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления).
Не менее актуальные для современности идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.). Наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
4. Политико-правовая мысль Древнего Вавилона Особого расцвета государство Вавилона достигает при Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Из своей великой столицы он управлял колоссальной по тем временам империей — от Персидского залива на юге до далекой Ниневии. Царствование
5. Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Персии) Особое место в пантеоне богов древних персов занимал Митра — бог солнца и солнечного света, который считался небесным покровителем при заключении договоров. Образец справедливого правителя в индоевропейских религиях.
44. Политическая мысль Нового времени Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о
104. Политическая мысль в США Американская политическая мысль прошла ряд этапов: 1) с конца XIX в. до Первой мировой войны; 2) между двумя мировыми войнами; 3) после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.На первом этапе (более организационном) при крупных университетах
Политическая система Существующая в Великобритании двухпартийная система сложилась в конце XVII века, когда были образованы партии тори и вигов.Начиная с первой мировой войны, фаворитами избирателей являются Консервативная и Лейбористская партии, попеременно сменяющие
Политическая система Провозглашение Третьей республики, а затем и утверждение в ее государственном строе парламентского режима вывели на новое важное место в политической системе политические партии. В силу традиций французского общественного движения политические
Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.Брахманизм Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих
Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. Лао-цзы Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ
2. Русская юридическая мысль начала XX в. Самый значительный сдвиг в области правопонимания, в особенности природы общеустроительных (конституционных) законов, произошел после введения в России начал конституционного правления и партийных размежеваний в предвыборной
ТЕМА. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
· 1. Политическая мысль Древнего мира
· 2. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения
· 3. Политическая мысль Нового времени
· 4. Политическая мысль России
Политическая мысль Древнего мира
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.
Конфуций. Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму. При рассмотрении проблем власти и социального порядка стал доминировать философско-этический подход, объясняющий эти явления через призму достижения общего блага и справедливости. Подобная тенденция прослеживается в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима. В центре внимания древних мыслителей - такие вопросы, как принципы организации государства, проблема законов и справедливости, обоснование идеальной формы правления.
Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детях. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (к делению общества на богатых и бедных), он оправдывает моральную иерархию: деление людей на "благородных мужей" и "темных людей" - простолюдинов. Первых от простолюдинов отличают такие качества, как знания, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, следование моральным нормам. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, добродетели, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и следование сложившимся ритуалам. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.
В трудах мыслителей Древней Греции анализируется античная социально-политическая практика. Государственность этого периода воплотилась в форме полисов - небольших городов-государств и прилегающих к ним селений. Центром древнегреческой цивилизации стал афинский полис периода расцвета демократии (VI-V вв. до н.э.). Демократические процедуры предусматривали участие свободного мужского населения в работе народного собрания и принятии решений, равенство граждан перед законом, право на занятие выборной общественной должности. Практика функционирования демократии оказала влияние на представления древнейших мыслителей Эллады о желательной форме государства. Многие из них сделали свой выбор не в пользу демократии. Среди тех, кто разделял аристократические взгляды на правление, были Пифагор, Гераклит, Сократ.
Править, по их мнению, должен не весь народ, а только лучшие люди, добродетелью которых является мудрость. Сторонником "умеренной" цензовой демократии был Демокрит.
У античных авторов присутствует понимание Закона, преобразующего Хаос в Космос. Полис, в их представлении, выступает отражением космического порядка. Так, в учении Пифагора содержится мысль о законе космической гармонии, определяющем порядок для всего сущего.
Сократ. Яростным защитником идеи компетентного правления и господства законов в организации полисной жизни был Сократ. Он утверждал, что править должны знающие люди - философы, а само правление представляет собой искусство, к которому предрасположены лишь отдельные "лучшие" люди, благодаря своему рождению, воспитанию и обучению. Его критика демократии имела под собой реальное основание: иррациональность принимаемых афинскими гражданами решений часто приводила к нестабильности политической жизни. К другим известным идеям Сократа относится его требование соблюдения законов. Он разделил законы на божественные, независимые от воли людей, и человеческие. И те, и другие законы требуют повиновения, так как законное и справедливое - одно и то же. Сократ собственной смертью показал пример законопослушности. Приговоренный к смерти афинским демосом (народом), он отказался от предложенного ему плана побега, ссылаясь на то, что общество может погибнуть, если судебные решения не будут иметь никакой силы.
Платон. Дальнейшее развитие античной политической мысли связано с именем знаменитого философа Платона. Впервые политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы". Древнегреческий философ продолжил уже наметившуюся традицию обоснования идеальной формы государства. Отметим, что античная политическая мысль отождествляла общество и государство. Подобный подход сохранится вплоть до эпохи Нового времени. Другая проблема, которую затронул Платон, - смена государственных форм.
По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив его телу или душе человека.
· Трем частям души человека - разумной, яростной и вожделеющей - должны соответствовать три сословия:
o правители, достоинством которых является мудрость;
o воины, которых от других отличает храбрость;
o производители (ремесленники, торговцы, земледельцы, актеры), для которых характерно желание насытить свой желудок и эмоции.
Подобное выделение сословий определяется необходимостью разделения труда, ибо каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархично. Высшим сословием являются правители, так как они, обладая мудростью, способны обеспечить общее благо. Низшее положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о примешивании богом к каждому сословию определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Справедливость как принцип совершенного государства заключается в том, что каждое сословие занимается свои делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.
Другая черта идеального государства - аристократическое правление, при котором правят только разумные люди. Способность постичь мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присуща философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в упразднении какой-либо собственности и семьи для сословий правителей и воинов. Государство остается идеальным до тех пор, пока каждое сословие занимается своим делом, в чем и выражается, по мысли Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подвластных, необоснованные претензии других сословий (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к разложению идеального государства и к его последовательной замене более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованное в форме монархии (царской власти) либо в форме аристократии (правления философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию (власть немногих, которую Платон понимает как плутократию - господство богатых). Чрезмерное имущественное неравенство вызывает возмущение народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется наихудшим государством - тиранией. Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, видимо, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решения народа не всегда были мудры, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Наконец, Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократу. Аргументируя свое отношение к демократии, философ высказывает проницательную мысль об опасности чрезмерной свободы, ибо из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз. Многие диктаторские режимы возникали из кризисов, спровоцированных состоянием анархии и распадом сложившихся форм взаимоотношений между людьми, доминированием в настроениях людей идеи ничем не ограниченной свободы.
· Отметим, что и великие революции прошлого, вдохновленные демократической идеей в конечном счете заканчивались диктатурами:
o якобинская диктатура и империя Наполеона во Франции;
o диктатура Кромвеля в Англии;
o диктатура большевиков в России.
В то же время в проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма: приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии женщин, считая, что достойнейшие из них могут стать правителями.
Аристотель. Большой вклад в развитие политической мысли внес Аристотель. Его можно назвать "отцом" использования сравнительного метода в политологии. Вместе с учениками он проанализировал 158 конкретных видов государственного устройства и создал классификацию государственных форм, которая в течение последующих веков считалась классической. Он использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на то, сколько властвуют: один, немногие, большинство. Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, базирующиеся на этих принципах, Аристотель признал правильными и соответственно те из них, где правители нарушают законы и заботятся только о собственных интересах, - неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но Аристотель внес существенные изменения в схему своего учителя. Хорошая власть одного - это монархия, извращением которой является тирания. Власть немногих, основанная на добродетели и воспитании, - аристократия - "правительство, сформированное из самых лучших людей". Ее искажением является олигархия - власть, основанная на богатстве и устранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию, или конституцию - правление большинства, признающего закон. Ей противопоставляется демократия, где во власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние Аристотеля на последующую политическую мысль было значительным, и его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени. Но сам Аристотель дифференцированно подходил к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически властвуют демагоги. В то же время его трактовка политии как правления большинства на основе закона в определенной степени соответствует современному представлению о демократии. Именно эта форма государства выступает политическим идеалом для Стагирита. Он был сторонником следования принципу "правильной меры" - нахождения во всем "золотой середины". В организации полисной жизни искомая величина ему виделась именно в политии, представляющей собой сочетание олигархического и демократического элементов. Полития - это своеобразный компромисс между благосостоянием и равенством.
Многие идеи Аристотеля противоположны позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане хранится известная картина Рафаэля "Афинская школа". Великий художник отразил на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон указывает вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, представляющая собой отражение идей. Оба мира, согласно мыслителю, соединяются с помощью мировой души. Аристотель, напротив, указывает вниз. Он считал, что земную жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это относится и к политической жизни. Учитель и ученик разошлись и по вопросу о наилучшем социально-экономическом строе полиса. Аристотель критиковал идею Платона об упразднении частной собственности и семьи как противоречащую природе человека. В то же время он предупреждал об опасности чрезмерного имущественного расслоения в обществе, чреватого общественной нестабильностью и бунтами бедных против богатых. Выход из этого положения ему виделся не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании зажиточного среднего слоя. Именно в политии, где, по его мысли, преобладают люди среднего достатка - люди не бедные, но и не слишком богатые, - достигаются общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о "среднем элементе" опередила свое время и нашла продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов.
Марк Туллий Цицерон. Древнеримская политическая мысль продолжила греческую традицию обоснования наиболее правильной формы правления, но уже с учетом новой политико-правовой практики. В 509 г. до н.э. в Риме утверждается республиканская форма правления. Виднейшим представителем политической мысли этого периода и защитником республиканского правления был знаменитый римский оратор и политик - Марк Туллий Цицерон. Он определял республику как "дело", "достояние народа", подчеркивая, что сам народ есть объединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Обращаясь к проблеме правильно устроенного государства, он отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающей в себе одновременно царский (монархический), аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, он видел аналог подобного правления в Римской республике, в частности в распределении властных полномочий между магистрами и, прежде всего, консулами, отвечающими за общую политику и командующими армией (царское начало), сенатом (аристократическое начало), народным собранием и народными трибунами (демократическое начало). В идеях Цицерона о правовом объединении граждан республики и правовой регламентации государственной деятельности, о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".
Читайте также: