Понятия материального и идеального шпора
26 ВОПРОС. Сознание как философская проблема: происхождение, сущности, природа идеального.
Сознание как философская проблема. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.
В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).
Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) считал, что сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм (от греч. pan – все, psuche – душа) также признает всеобщую одушевленность природы (К. Циолковский). С точки зрения диалектического и современного материализма сознание - это функция мозга, отражение внешнего мира.
Неотделимость сознания от материи не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – это субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Образ иглы не колет, образ ножа не режет, образ воды не утоляет жажду. Материя, ее виды, уровни – материальный прообраз, сознание – это идеальный образ, идеальная копия материального. Уже это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль так же, как почки – мочу, печень – желчь, желудок – желудочный сок (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно.
Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.
1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.
2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.
3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.
4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.
Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда.
Материя неоднородна по своему строению, уровню организации. Следовательно, можно сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Выделяют следующие фазы, ступени, уровни отражения.
I. Неорганическая материя. Ей присущи механическая, физическая, химическая формы отражения.
II. Органическая материя. Для этого уровня основными формами отражения являются раздражимость, чувствительность животных и психическое отражение высших животных. Основной чертой отражения на уровне органической материи является избирательность, т.е. способность живого реагировать в соответствии с потребностями организма.
III. Социальная материя. Этому уровню свойственны две формы отражения: чувственная (в виде ощущений, восприятий, представлений); теоретическая (в виде понятий, суждений, умозаключений).
Благодаря труду и членораздельной речи сформировалась вторая сигнальная система, имеющая место только у человека, только в обществе. Сознание и речь не просто сосуществуют, они образуют неразрывное единство: сознание отражает действительность, а речь обозначает и выражает сознание, мысли. Возникает социальный уровень материи и формируется высшая форма отражения – сознание, прежде всего теоретическое. Но социальному уровню материи свойственна также и чувственная форма отражения, имеющая место и у животных. Однако и здесь труд, общественно-историческая практика сказали свое слово: под их воздействием произошло качественное совершенствование органов чувств, а отсюда и чувственных образов.
Сознание социально не только с точки зрения генезиса, происхождения. Оно всегда имеет социальную сущность. Что это значит?
1. Сознание человека имеет биологический носитель, но у него нет генов наследственности, а потому оно биологически ненаследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную систему, но не имеет сознания, если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не появится.
2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание человека и групп людей объяснить также невозможно. Мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства людей в разные исторические эпохи очень отличаются. Причина этого кроется не в самом мозге, а в изменениях общественных условий жизни и деятельности людей.
3. Сама по себе физиологическая основа сознания не отвечает и на вопрос: почему в одну и ту же историческую эпоху в одном и том же обществе сознание людей разное? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально- экономических отношениях. Поэтому и существует сознание раба и рабовладельца, патриция и плебея, крепостного и феодала, бизнесмена и пенсионера.
4. Вступающее в жизнь человеческое существо лишь в том случае может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться в мире людей и созданных ими вещей. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивается мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам приобретает его.
5. Благодаря языку, неразрывно связанному с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческом прошлым. Именно социальная природа человека обеспечивает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, истории Родины, человечества и природы. А без этого нет сознания.
6. Социальная сущность сознания человека проявляется в том, что он сознательно воздействует на природу и собственное бытие.
Таким образом, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Нужно видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, четко представлять роль социального фактора в возникновении сознания и его формировании в различные исторические эпохи.
27 ВОПРОС. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.
Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.
28 ВОПРОС. Пространство, время.
Пространство и время являются условиями возможности чувственного восприятия вещей. В самом деле, мы не можем чувствовать что-либо, иначе как существующее в пространстве и времени, здесь и сейчас. Но принадлежат ли определения пространства и времени лишь нашим чувствам или же это реальные формы бытия вещей?
Среди философов, доказывавших объективную реальность пространства и времени, одни понимали пространство геометрически, как абсолютную пустоту, внутри которой совершается взаимодействие тел, а время как последовательность их перемещений в пространстве. Другие считали их собственными формами движения тел, из чего следовало, что свойства пространства и времени должны меняться в зависимости от характера движения. Эта, динамическая концепция, по-видимому, одержала верх в истории науки.
Пространство и время - это две прямо противоположных формы отношений между телами. Пространство есть внешнее отношение между двумя разными телами; время же есть внутреннее отношение между двумя разными состояниями одного и того же тела. Пространство есть отношение к иному, а время - отношение к самому себе. После возникновения теории относительности А. Эйнштейна пространство и время стали рассматриваться континуально, т.е. как неразрывное единство существования материальных тел.
29 ВОПРОС. Движение и развитие, диалектика.
30 ВОПРОС. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Сознание не является некой субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области как субъективной, так и объективной реальности.
Сам факт существования сознания является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от специфических свойств нашего сознания.
Объективное есть субстанция, не зависящая от нашего сознания.
Субъективное - это продукт нашего сознания - функция.
Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира?
Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанции. Дополнительно. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, ни от чего не зависящую, причину всего и вся, единство сущности и существования. Другими словами: субстанция- это внутреннее единство многообразие вещей.
Философские учения, объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая Дополнительно трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения в равной степени имеют фундаментальное философское обоснование. Не будет преувеличением утверждать, что сегодня восторжествовали плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции бытия, в соответствии с которыми мир не единообразен, а многообразен.
Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности – материальной и идеальной, а также их подвидов – объективной и субъективной. Философский материализм исходит из признания первичности материи.
Система философского материализма не представляет собой единого и цельного образования, а разделяется внутри себя на несколько теоретических направлений. Механические материалисты (Ньютон, Лаплас) односторонне трактовали материальность мира, считая материю неким косным и пассивным веществом, не способным к самостоятельному развитию, превращению и порождению новых форм из самой себя, но являющуюся полностью инертной и подчиненной строгим законам классической механики.
Близкие к ним вульгарные материалисты (Гоббс, Кабанис) предельно абсолютизировали материальность мира, объявляя, безусловно, материальными все его элементы, даже такие, как сознание, дух и разум. Английский философ Томас Гоббс отождествлял наш разум с телесными ощущениями. Противоположную позицию в вопросе о соотношении материи и сознания, телесного и духовного занимают представители диалектического материализма (К. Маркс, Ф.Энгельс). Они считают материю и сознание противоположными элементами единого Бытия, в котором материя выступает не только как первооснова всех вещей, явлений и процессов, но и является активным самопорождающим началом, способным к саморазвитию и самопорождению новых форм в силу своих внутренних источников развития. Сознание понимается ими как вторичный и производный от материи элемент, обладающий, однако, относительной самостоятельностью, активностью и творческой силой.
В противоположность материалистической трактовке мира сторонники философского идеализма утверждают, что исходной и первичной реальностью мироздания выступает идеальное начало, и именно оно определяет развитие мира, все его явления, процессы и состояния. Сторонники объективного идеализма (Пифагор, Платон, Гегель) подразумевали под таким идеальным началом некий Космический порядок, Мировой разум и Абсолютную идею мироздания, которая творит мир и руководит им. Религиозные философы и богословы. В качестве всеобщего идеального начала Бога – творца и устроителя мира. Во всех этих концепциях идеальное начало признавалось объективным и независимым от человека и его сознания. С точки же зрения субъективного идеализма,вся существующая реальность, по мнению сторонников субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Мах), есть не что иное, как порождение человеческого сознания, продукт познавательных возможностей субъекта. Таким образом материя, обладая таким важнейшим свойством, как отражаемость, обретает свою конкретную определенность только с появлением своей противоположности – сознания, которое возникает на базе способности все той же материи отражать саму себя. Противоречие и взаимодействие материального и идеального, объективного и субъективного в полном цикле взаимодействия системы мироздания и образует, собственно, само Бытие. Именно поэтому философское определение материи возможно только через соотнесение ее с сознанием.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:18, шпаргалка
Предмет и функции философии: исторические и современные трактовки
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Функции философии:
ШПОРА ПО ФИЛОСОФИИ.docx
22 Понятие материального и идеального в истории философии.
23 Материя как философская категория. Современная наука о строении материи.
24. Пространство и время в истории философии и современной картине мира. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени.
25 Особенности биологического и социального пространства-времени
Идея качественного многообразия пространственно-временных структур - важнейший компонент диалектико-материалистической концепции пространства и времени. Утверждая неразрывную связь пространства-времени с движущейся материей, эта концепция предполагает, что развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становление качественно специфических форм пространства и времени. Современная наука дает большой материал для разработки и конкретизации этой идеи. Три основных сферы материального мира - неживая природа, жизнь, общество - характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существуют особенности пространства- времени в мега-, макро- и микромире. В локальных областях макромира пространство-время характеризуется евклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. На микромир современная физика распространяет квантовые эффекты и пространство-время в нем становится дискретным. Появление живой природы также было связано с формированием специфического типа ее пространственно-временной организации. Возникает особое, биологическое пространство время, как бы вписанное во внешнее по отношению к нему пространство-время неживой природы. Пространственную организацию живых молекул характеризует асимметрия "левого" и "правого" в группировках атомов. Большинство органических молекул может существовать в двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же группировок атомов, что же касается живых систем, то в составляющих их молекулах имеются только "левосторонние" формы. Неравенство правизны и левизны проявляется не только на молекулярном уровне, но и на уровне организмов. Резкое проявление левизны в организации живого В.И. Вернадский оценивал как свидетельство особенностей биологического пространства. Он выдвигал гипотезу, согласно которой биосферу следует рассматривать как сложную композицию различных неевклидовых пространств организмов и локальных евклидовых пространств неорганических объектов, с которыми взаимодействуют эти организмы. Живая материя имеет специфику не только пространственной, но и временной организации. Приспособительная активность организмов во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Такие модели являются так называемыми биологическими часами. Живой организм путем иерархической организации системы биологических часов (от клетки до работы отдельных органов и системы органов) запускает такие реакции, которые обеспечат его приспособление к будущим событиям. Он как бы обгоняет время. Спрессовывая прошлое в своей внутренней пространственно-временной организации, он живет и настоящим и будущим одновременно. Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества. Освоенное человеком, "очеловеченное", и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношением человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения. Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов - все это социальные пространственные структуры. Историческое развитие меняет пространственную среду, и новые пространственные формы как бы наслаиваются на прежние, видоизменяя их. Специфика социального пространства тесно связана с со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Человек жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Идея направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Т.о. социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.
26. Диалектика как всеобщий метод системного познания бытия.
Диалектика (греч. веду беседу)– учение о наиболее общих законах развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. Выступает в единстве двух сторон –субъективной и объективной. Субъективная Д. развертывется в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная Д. – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека. Объективная Д. – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека. Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Понятие Д. возникло в древней Греции и
первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов. Вершиной в развити немарксистской диалектити стала идеалистическая диалектика Гегеля. Он открыл законы диалектики. Истинно научное ( понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Они построили
диалектику на основе материалистического принципа. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики).
27. Закон взаимосвязи количественных и качественных измерений.
Понятие материя, материальное прошло несколько этапов в своем историческом развитии.
Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь, земля. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости (в работах французских материалистов XVIII столетия - Ламетри, Гельвеция, Гольбаха)
Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи (с точки зрения теории познания, противопоставления субъекта и объекта, сознания и материи). Сформировалось в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в 19 - 20вв. (немецкий идеализм, марксистская философия).
Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического (ценностное) представления о материи. Зародилось примерно в середине 20 столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству - "объективной реальности, существующей помимо человеческого сознания и данная ему в ощущении". Данное представление видело в материи систему многих атрибутов (свойств, качеств). Истоки такой концепции можно обнаружить еще в философии Спинозы, где материи были присущи такие вечные свойства, как протяженность и мышление (свойства единой субстанции).
В материалистической философии материя определяется как субстанция (от лат. substantia - то, что лежит в основании), основа всех вещей и явлений в мире. К числу универсальных свойств материи относят ее несотворимость и неуничтожимость, вечность ее существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи присуще движение как всякое изменение вообще (физическое, химическое, биологическое, социальное движения материи).
С понятием материального неразрывно связно понятие идеального (так как они определяются как правило друг через друга, нельзя представить сознание вне носителя, содержания, и материю - вне ее отражения).К. Маркс следующим образом определяет идеальное: "Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Идеальными образами называются потому, что они, хотя по содержанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т.д. Идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет.
Идеальное - субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности: чувственные и мысленные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.
Возникнув на высоком уровне организации живой материи, идеальное первоначально выступает в форме чувств, образа мира, который служит необходимым фактором регуляции поведения. Благодаря преобразовательной деятельности людей, благодаря созданным ею продуктам - орудиям труда, искусству, религии, науке, нравственности, праву - развиваются различные формы идеального - формируются умственные образы, схемы и операции, складывается богатство ценностей и идеалов.
Основной вопрос философии (с точки зрения марксистской философии, диалектического материализма) - вопрос об отношении идеального и материального, материи и сознания, мышления и бытия. Философы соответственно делятся на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос - лагерь материализма (берет начало от Демокрита) и лагерь идеализма (восходит к Платону). Материалистическое решение основного вопроса философии говорит о первичности материального перед идеальным, идеалисты считают первичным духовное, сознательное, разумное. С этим связан и другой вопрос - вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на тех, кто признает и тех, кто отрицает (агностики, субъективные идеалисты - Юм, Кант) принципиальную познаваемость мира.
С точки зрения диалектического материализма, от характера решения основного вопроса философии, в конечном счете зависит рассмотрение не только всех без исключения проблем самой философии, но и мировоззренческих проблем любой конкретной науки, а также практических. вопросов политики, проблем морали, искусства, воспитания, юридической практики.
Идеализм принимает духовное за основополагающий (первичный) принцип бытия и мышления, тем самым абсолютизируя идеальное, отъединяя его от объективной действительности, исторического процесса и реальной деятельности людей. В различных системах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей - "идей" как прообразов всех вещей (объективный идеализм Платоновского типа); как особая субстанция наряду с материальной (дуализм Декартовского типа); как деятельность абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм Гегелевского типа); как особый мир ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология) или научных идей и теорий (плюрализм в учении о "третьем мире" Карла Поппера: мир физических объектов, мир состояний сознания, мир объективного содержания мышления - научных идей, произведений искусства, как три мира действительности).
6. 1. Понятие материи
Материя до конца XIX века отожествлялась с веществом, т. е. с тем, что имеет массу и протяжение. Открытия в физике на рубеже XIX – XX вв. обнаружили невещественные состояния материи (радиактивное излучение и др.), и отождествление материи с веществом оказалось неверным. Материи присущи такие состояния, как плазма, различные силовые поля (электромагнезим, гравитация и др). Чтобы верно определить материю, ее не следует отождествлять с ее конкретными состояниями: материя = вещество + поле + плазма и др. Ибо в таком случае будет определен не род материи, а его конкретнй вид или их неполная совокупность. Например, неверно определять человека через понятия мужчины и женщины. Так же ошибочно определение мышления путем перечисления его видов – мышления художественного, научного и др. Вначале надо определить понятие человека вообще, мышление вообще. Чтобы верно определить понятие материи, надо материю сопоставить с нематерией, с тем, что материей не является. Только при таком условии станет ясной особенность материи вообще. Идеальное, сознание как раз не являются материей. В. И. Ленин дает логически правильное определение: материя есть объективная реальность, которая дается человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями, но существует независимо от них. В этом определении дана такая всеобщая характеристика материи, которой не грозят будущие открытия новых, неизвестных ранее состояний материи. Во-вторых, данное определение фиксирует то, что материя непосредственно дается субъекту в его ощущениях. Ощущения всегда возникают лишь при контакте с материальной реальностью. В-третьих, материя отражается в ощущениях, но существуетнезависимо от них. Более того, материя есть объективная реальность, т. е. такая реальность, которая существует вне и независимо от сознания вообще, не только сознания людей, но и всякого сознания, духа и т. п. Иными словами, объективная реальность для своего бытия не нуждается в сознании. Например, силы гравитации элекромагнетизма и т.п. действуют независимо от того, осознаются они субъектом или нет. В. И. Ленин дал последовательное материалистическое понимание материи, которое разделяется представителями естествознания.
Понятие материи важно тем, что позволяет различать явления, существующие без содействия сознания субъекта (объективная реальность), и явления, существующие при посредстве сознания (субъективная реальность). Например, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения прежде чем сложится реально, должны пройти через сознание и обрести идеальное бытие.
6. 2. Понятие идеального
Для философского понимания идеального важнейшим является объективно-предметная форма, воссозданная в субъективной деятельности и отнесенная субъектом к ее объективному носителю. Поскольку форма вещи существует на нейтральном для себя материале, в действиях субъекта, то она полностью теряет свою прежнюю материальность. Действительная вода может замерзать или кипеть, а идея воды не может ни того, ни другого. В первом случае предметная форма (Н – О – Н), т.е. связь между двумя атомами водорода и одним атомом кислорода, существует на своем естественном субстрате, а во втором случае эта же связь, как пленница, отъединена от этого субстрата и локализована в другом, мыслящем теле. Природные образования (живое тело и др.) потому удивительно пластичны, что природный материал и его форма едины.
Как же форма внешнего предмета превращается в идею? На этот вопрос первым весьма основательно ответил Б. Спиноза ( ). Его учение об идеях прекрасно изложено в работе Э. В. Ильенкова [ ]. Поясним это учение на примере. Допустим, слепой человек ладонями ощупывает форму большого металлического шара, а затем воспроизводит эту форму из глины. В нашем примере шар обрел три позиции: (1) первоначальный шар – (2) форма шара в теле человека – (3) шар из глины. Рассмотрим вторую позицию – форма шара отъединилась от металлического материала и существует в теле человека. То, что это так, доказывается тем, что человек воссоздал форму в ином материале (глина). Как же существует форма шара в теле человека? Только со стороны формы, а не материи. Во-вторых, сама эта форма существует как деятельный способ воссоздания формы шара вообще – из глины ли или из песка, бумаги, рисунка, или даже в виде канонического уравнения шара средствами аналитической геометрии. Шар вообще – это алгоритм воссоздания формы шара, не важно в каком материале. Деятельный способ воссоздания шара осуществляется, конечно, материальным телом, человеком. И тем не менее форма шара циркулирует в мыслящем теле исключительно идеально именно потому, что она не содержит ни грамма вещества ни того тела, от которого она отъединена, ни самого мыслящего тела.
Согласно Спинозе, формы внешних тел пересаживаются в мыслящую голову в актах реальной деятельности с предметами. И чем более активна и разносторонняя такая деятельность, чем более различными способами владеет мыслящее тело, оперируя с реальными вещами, тем в большей мере оно владеет идеями различных вещей. Спиноза – первый автор деятельностной концепции мышления, Такая концепция стала фундаментом всей последующей психологии и философии.
Идеальное существует в мыслящем теле не как застывшая структура, но как деятельный способ моделирования форм, как уже существующих, так и возможных. Более того, идеальный образ субъект может вынести во внешний план восприятия и представить его в пространстве – в виде текста, рисунка, чертежа, картины; может вывести его на экран монитора и работать с таким образом как с чем-то внешним, как это делают дизайнеры, проектируя новые формы предметной среды или природного ландшафта. Субъект не сращивается с идеальным содержанием, ставит его перед собой, совершенствует, чтобы затем воплотить его в природном материале (космический корабль), в материале человеческих отношений (экономические, правовые, политические, и иные технологии, государственное устройство) или в материале психики (психолого-педагогические, логические технологии, методы духовного труда вообще).
1. 3. Идеальное и материальное в деятельности человека
Можно отметить две схемы функционирования идеального: (1) материальное → идеальное → материальное′; (2) идеальное → материальное → идеальное′ . Схема 1 отражает обусловленность идеального содержания общественным жизненным процессом в целом. Например, направление научных исследований связаны с решением государственных задач, тех проблем, которые порождены интересами народа. Политическая идеология больших социальных групп обусловлена их местом в системе общественного производства, их отношением к собственности, их доходами, реальным жизненными положением и не менее реальными интересами и целями. Схема 2 отражает процесс духовного производства идеального продукта: в решении жизненных проблем специалисты духовного труда разрабатывают технологии реализации тех или иных целей, обновляют нормы права и т.п. В рамках 2 схемы возникает иллюзия того, что идеальное первично вообще, и что представители духовного труда решают судьбу народа. Такая видимость возникает, как правило, в силу общественного разделения труда.
Понятие идеального является основополагающим для понимания сознания и всех его форм – науки, искусства, морали, религии, правосознания, философии, идеологии; для понимания соотношений между объективной реальностью и наукой, между экономикой и правом и др.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит отличие объективной реальности от реальности субъективной? Приведите примеры.
2. Почему логически не правильно определять материю через ее конкретные состояния?
3. Какова роль идеального в деятельности людей? Приведите примеры.
Тема 5. Социальная природа сознания.
1. Генезис сознания из совместной деятельности и общения
2. Стадии в развитии сознания: чувственное сознание, самосознание, дух.
3. Уровни и формы осознания реальности человеком
5. 1. Генезис сознания из совместной деятельности и общения
Итак, можно схематически представить исходную ячейку зарождения сознания: общее дело – общение – обобщение – общие значения – язык – материальное кодирование общих значений в голове индивида – совместное знание – сознание.
Сознание есть социально-психическая форма функционирования идеального; или, конкретнее, сознание есть психика, организованная социально важными и общими значениями, которые возникают в совместной деятельности и общении и которые необходимы для регуляции этих процессов. Такие значениянаправляют, согласовывают и регулируют совместную деятельность и общение. Более того, в системе общих значений социальность представлена в обобщенном и концентрированном виде. Теперь, чтобы войти в общество людей, необходимо в первую очередь усвоить такие значения путем усвоения языка. Воистину, вначале было слово!
Общее дело расширяется по своему составу по мере развития производства людьми своей собственной жизни. Разделение труда, иных социальных функций порождает различные социальные группы людей. Общение тоже обретает иной масштаб и превращается в общественные отношения. В общении индивид представляет самого себя. В общественных отношениях он выступает как представитель той или иной социальной группы (рабочий, крестьянин, художник, политик и т. д.). В общественных отношениях индивид расширяет круг общения. Поэтому обобщаются в большей степени значения, необходимые для обслуживания общественных отношений. Именно общественные отношения утверждают в психике людей предельно общие, всеобщие значения.
Конкретизируем размышление о сознании. В антропогенезе действия индивидов раздваиваются на качественно различные виды: на действия материальные, направленные на деятельное преобразование предмета, и на действия коммуникативные, обращенные к другим индивидам для передачи значений, будь то жест или звуковой комплекс. Коммуникативные действия материальны лишь по форме, ноидеальны по содержанию. Например, ударом кулака можно материально изменить предмет. Но кулак, как жест угрозы, материально ничего не изменяет, а отсылает собой к возможным будущим действиям, т. е. передает значение. С дифференциацией материальных действий в процессе разделения труда дифференцируются и коммуникативные действия. Трудовые операции преобразуются в символические общие действия с классами предметов – в логические операции, система которых становится особым процессом – мышлением. Мышление возникает из материальных технологических действий, сознание же непосредственно возникает из коммуникативных действий, из общения и общественных отношений. Представим генезис мышления и сознания в виде схемы:
Мышление и сознание – не одно и тоже. Люди мыслят, часто не осознавая того, как они это делают. Прошли тысячелетия прежде, чем были осознаны процессы мышления Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, И. Кантом, И. Г. Фихте, Гегелем и др. Осознать явление, значит отстраниться от него и взглянуть на него со стороны, включить его в систему социально важных значений, в контекст накопленного социального общего опыта. Осознание – более сложная процедура, оно связано со степенью социализации человека, с социальной зрелостью.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы
Читайте также: