Раннее царство (XXXI XXIX в. в. до н.э.) Объединение Верхнего и Нижнего царств было революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной системы, без которой невозможно существование продуктивного и земледельческого хозяйств. На смену постоянным внутриегипетским войнам, ослаблявшим страну, пришло политическое единство. Объединение Египта было достигнуто в результате множественных воин между Верхним и Нижним царствами. Правитель Верхнего царства стал верхним царем всего Египта, в списках царских династий он назван Миной. Мина стал родоначальником общеегипетской династии. Мина, Менес - согласно Менефону (Менефон (IV-III вв. до н.э.) - египетский жрец, написавший на греческом языке "Историю Египта"), первый фараон Египта, считается родоначальником I династии египетских фараонов. Происходил из города Тинис и сначала управлял Верхним Египтом. Около 3000 г. до н.э. Мина задался целью объединить страну по берегам Нила под своей властью и начал войну с правителем Нижнего Египта. Неизвестно, сколько лет длилась эта война и с какими трудностями в ходе ее пришлось столкнуться Мине, но несомненно то, что он оказался более талантливым и энергичным полководцем, чем его противник. Ему удалось завоевать Дельту и объединить два египетских царства. Став правителем единого Египта, Мина принял тронное имя Гор-Аха ("Гор Боец"). Он решил перенести свою резиденцию из Тиниса ближе к Дельте. Вскоре им было выбрано и подходящее место для строительства нового города. Фараон распорядился перегородить русло Нила гигантской плотиной. Нильские воды были отведены в другое русло, старое же - засыпано землей. На освобожденном от воды месте начались строительные работы. Сначала возвели храм бога Птаха, который первое время служил крепостью. Впоследствии около этого храма появились другие святилища, дворец фараона и жилые кварталы. Так была заложена столица Египта, которая вошла в историю под названием Мемфис, но при Мине и его ближайших преемниках город назывался Меннофер ("Хорошее место"). Еще его называли "Белой стеной". Город имел удобное расположение - он находился на границе Верхнего и Нижнего Египта, и поэтому отсюда было весьма удобно управлять страной. Менефон указывает, что Мина правил в течение 62 лет. Кроме войны за объединение Египта он воевал с Нубией, границы которой в те времена доходили до первого нильского порога. В конце своего правления он совершил успешный поход в Ливию. Предание приписывает Мине введение законодательства в объединенном Египте. Однако введенные им законы изменили жизнь египтян к худшему. Ярким подтверждением этому является иероглифическая надпись на стеле, написанная неким Тнефахтом, который проклинал Мину за изменение простых нравов древних египтян. По одной из легенд, Мина погиб от зубов крокодила, когда кормил его мясом. Он был погребен в Нижнем Египте, недалеко от его родного города Тинис в большой кирпичной гробнице. При первой династии египтяне стали продвигаться на богатый медью Синайский полуостров. При второй династии опять становится неспокойным Нижний Египет, одной из главных задач становится окончательное воссоединение страны. При фараонах второй династии была успешно решена задача окончательного объединения в одно сильное централизованное государство.
Древнее царство Правление III-IV династии (XXVIII-XXI в.в. до н.э.) Объединение египетских номов в рамках одного государства и организация единого управления привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правителя. Все усилия были направлены на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы. Наблюдения за разливами Нила позволили не только получить стабильный и более высокий урожай, но и ввести в сельскохозяйственный оборот новые почвы (те, которые были засушены или заболочены). В Дельте получило развитие садоводчество. Продуктивное земледелие - основа египетской экономики и богатства египетского государства в период Древнего царства. Заметные успехи в трех отраслях: металлургии, обработке камня и гончарном деле, овладели техникой ковки и литья. В эпоху Древнего царства началось строительство грандиозных сооружений из камня. Рабы составляли основной класс египетского общества, судя по документам, рабов покупали и продавали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего царства эти источники были ограничены: завоевательные походы за пределы Нила были довольно редки, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью. Необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационального земледелия, в поддержании общественного порядка, привели к созданию хорошо организованного государственного аппарата, он состоял из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений общин) аппарата. Во главе центрального управления стоял царь. Фараон олицетворял мощь египетского государства, считался воплощением божества в образе человека. Ближайший помощник фараона был высший человек - чати, напоминающий средневекового визиря. Он был руководителем чиновничества, принадлежащим к разным ведомствам. Особенность центрального аппарата Египта в нерасчлененности придворных функций (носитель царских сандаль был вместе с тем командующим армией).
Период Древнего царства протекает в архитектурной конкуренции правителей, каждый из которых хотел увековечить свое пребывание в этом мире и превзойти в этом своих предшественников. Джосер совмещает культ солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Его погребальное сооружение в Саккаре предстает ступенчатой пирамидой. Сехемхет - закладывает погребальный комплекс со ступенчатой пирамидой, большей, чем пирамида Джосера, но не заканчивает его. Вдоль всех границ сооружаются стены с крепостями, 12 км длиной вдоль русла Нила, на уровне острова Филе. Санахт, соперничая со своими предшественниками, заложил, среди прочего, мавзолей, подобный мавзолею Джосера, но его гробница была просто установлена в месте, где потом вырос траурный храм Унаса. Хеопс назначает своих сыновей верховными жрецами Нехеба, священного города напротив Нехена, и Пе, священного города напротив Буто. Строит первую Великую пирамиду в Гизе, с некрополем вокруг нее, ставшей впоследствии одним из чудес света. Хафра продолжает централизацию власти политической и религиозной. Строит вторую Великую пирамиду в Гизе, с гигантским храмом-усыпальницей и гранитный храм в долине. Унас возводит пирамиду, украшая ее внутри "Текстами пирамид" и "Мудростью Птах-Хотепа", двумя важнейшими египетскими текстами, дошедшими до нас. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии древнейшего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей этой династии, а также - с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями - в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода. Помимо архитектуры этот период характеризуется ожесточенной борьбой за религиозную монополию между жрецами и фараонами. В зависимости от правителя, верховенство культа либо принадлежало жрецам, либо исполнялось самим фараоном. И в этом случае, подавленные жрецы накладывали проклятия, действие которых продолжается в гробницах и по сегодняшний день, являясь большой загадкой для ученых. Ограниченной частью государственного аппарата была армия, в то время она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженных луком, копьями и короткими мечами. Номовый аппарат управления копировал центральный орган и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих номовые династии. В ряде надписей встречаются термины "джаджат" и "кенбет", которые обозначают скорее всего советы, управляющие жизнью общин. Сложившаяся в эпоху древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть монарха (обожествленного), опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников определяется как монархия деспотичного типа, или древневосточная деспотия. После прекращения VI династии (середина XXIII в. до н.э.) власть мемфеских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов. Эпоха Древнего царства завершает период упадка и раздробленности Древнего Египта. Первый переходный период ознаменован мощными революциями, разного рода катаклизмами и вторжениями морских народов. Египет вступает в своего рода феодальный период, или средневековье. Первые династии этого периода продолжали править из Мемфиса, а IX и Х - из города, который греки назвали Гераклеополем.
Великая египетская держава в эпоху Нового царства. После изгнания гиксосов и восстановления египетской государственности начинается самый блестящий период древнеегипетской истории, период Нового царства, который продолжался около 5 столетий и охватывал правление XVIII-XX династий. Новое царство - это промежуток времени с 1650 по 1085 г. до н. э. Этот период с полной уверенностью можно назвать порой наивысшего государственного, экономического и культурного развития Древнего Египта. Небывалый расцвет производительных сил явился предпосылкой к тому, что царские постройки по затратам вложенных в них труда и средств не уступали наиболее крупным пирамидам, а произведения искусства даже превосходили достижения мастеров Древнего и Нового царств. Подъем Нового царства ознаменовался эпохой правления XVIII династии (приблизительно 1580-1310 годы до нашей эры). При фараоне Яхмосе I начали использовать боевые колесницы, что способствовало развитию войск. Известными нам представителями XVIII династии были следующие фараоны: Яхмос I; Аменхотеп I Тутмос I ; Тутмос II; царица Хатшепсут; Тутмос III; Аменхотеп II; Аменхотеп III; Тутмос IV; Аменхотеп IV ; Тутанхамон; Эйе; Хоремхеб. Именно в этот период было создано наиболее крупная по территории египетская держава, а древнеегипетская цивилизация достигла наибольших высот в своем развитии. Реформированная египетская армия по своему вооружению и организации была одной из самых лучших и многочисленных армий того времени. Опираясь на армию XVII династия проводила активную внешнюю политику и захватывала обширные территории. Энергичная внешняя политика XVII династии, создание огромной военной державы потребовали мобилизации всех материальных и людских ресурсов, но вместе с тем сами завоевания и ограбления завоеванных стран оказывали стимулирующее влияние на развитие египетской экономики и культуры. После полного изгнания гиксосов, Аменхотеп I создает Новое царство - наиболее известное из трех. Тутмос I и Тутмос II отвоевывают все потерянные земли и присоединяют новые к Царству Двойной Короны. Царица Хатшепсут правит от имени своего законного наследника Тутмоса III, стараясь даже внешне походить на мужчину. Ее правление было весьма плодотворным. Она посылает морские экспедиции в Пунт. По поводу этого факта среди исследователей существуют разногласия. Сейчас считается, что ее огромный флот обогнул Африку. Это предприятие скорее напоминает карательную экспедицию, нежели торговое посольство. Возможно, ее легкие и прочные суда разбили пиратов, наводнявших Красное и Аравийское моря. Полагают, что в ходе экспедиции были построены укрепленные порты для предотвращения набегов с моря, о которых слишком хорошо помнили в Египте. Это был первый морской флот Египта, о котором имеются сведения. Экспедиция доставила в Египет экзотических животных и редкие растения, такие, как босвелия, дающая ладан, которые потом культивировались в Египте. Фиванская теократия использовала эти растения вплоть до своего исчезновения. Наследником царицы стал выдающийся фараон Тутмос III, великий Посвященный, мудрец и воин-завоеватель, предпринявший семнадцать военных походов в Азию.
Фараоны Нового царства не строили пирамид. Их хоронили в подземных гробницах знаменитой на весь мир Долины царей, расположенной в западной части Фив, где только скалистая вершина нагорья Курна напоминала своей формой пирамиду. К настоящему времени обнаружены 62 такие гробницы. Но далеко не все они принадлежали представителям царских династий. Часть гробниц строилась для родственников фараона и сановников. Для захоронения цариц южнее была отведена особая долина, которая называлась Долиной цариц. Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон, стал великим вероотступником и покинул Фивы. По его приказу была построена новая столица в Тель-эль-Амарне, оказавшаяся, впрочем, недолговечной. Он выступал против Таинств, и Египет был втянут в религиозную войну, которая ослабила страну и оставила азиатские границы практически без защиты. Эхнатон был хорошим поэтом, но худшим из правителей. К этому времени в Египте было воздвигнуто более семидесяти пирамид. Считается, что этот фараон приказал разграбить и разрушить некоторые из них, чтобы лишить бессмертия их обитателей и предать забвению их имена, заключенные в картуши (это слово, обозначающее "кассета", является современным наименованием, данным им из-за их овальной формы, связанной с Ключом Жизни, в который были заключены эти имена). Эхнатон правил семнадцать лет и покончил с собой или же был отравлен ядом, подлитым в чашу с вином. Полководец Хоремхеб, получивший, как считается, царский скипетр из когтей Золотого Сокола, восстановил границы Египта, усмирил население, а также произвел ряд изменений в организации общества, которые способствовали всеобщему процветанию. После смерти он удостоился почестей фараона, но не оставил наследников и поэтому оказался последним в XVIII династии. Сети I, Рамсес II и Менептах представляли XIX династию. Сети I перестроил верхнюю часть инициатического святилища в Абидосе, считавшегося могилой Осириса, восстановил и расширил храм в Карнаке и многие другие архитектурные сооружения. Он неоднократно совершал военные походы с целью укрепления границ в Сирии. Рамсес II, который правил шестьдесят семь лет и прожил, как считают, около ста лет, совершил второй поход против могущественных уже в то время хеттов и отличился со своими дрессированными львами в великой битве колесниц при Кадеше. Он был запечатлен в Абу-Симбеле, и его как великого строителя восхваляли во всех храмах. Его главной женой была Нефертари, а наследником - Менептах, хранивший порядок в царстве и изгнавший некоторые кочевые народы. XX династия представлена от Рамсеса III до Рамсеса XI. Рамсес III продолжает труд по восстановлению державы. В первую же военную компанию кладет конец набегам "морских народов". Сикулы и этруски ретируются в далекую Италию, остальные - в Ливию. Оставшиеся на территории Египта ассимилируются или поступают наемниками в армию. Вводится всеобщий призыв для национальной обороны. Борясь против коррупции и предательства, распространившихся даже в гареме и среди визирей, великий фараон становится жертвой очередного покушения. Рамсес IV, как и шесть последующих фараонов (Рамсесов), приходят к власти в результате бесконечных дворцовых заговоров. Рамсес XI тщетно пытается противостоять неограниченной власти верховного жреца Амона, который став визирем, практически возглавил царство. Херихор ведёт активную общественно-политическая деятельность в Фивах. В эпоху Нового царства египетская экономика позволила получить много больше сельскохозяйственной и ремесленной продукции, чем в предыдущие времена. Страна располагала солидным запасом материальных ресурсов, внушительным экономическим потенциалом, на основании которого фараоны могли содержать огромную армию и в то же время строить дворцы и города. Были созданы возможности для дальнейшего развития культуры. Социальная обстановка в Египте в эпоху Нового царства была довольно противоречива: в период успехов, завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной, но внутри египетского общества всегда существовали открытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношение между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией. Создание огромной империи, включавшей множество завоеванных стран, усложнение хозяйственной жизни, в которую постоянно вмешивалось государство, сложность социальных взаимоотношений - все это поставило перед государственным аппаратом ряд новых задач и вызвало его существенную перестройку. Вследствии чего в эпоху Нового царства в Египте был создан обширный и мощный государственный аппарат, который обеспечивал управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества умело, защищая интересы господствующего класса. В исторических документах сообщается о волнениях и общественных смутах, отсутствии порядка в конце XIII- начале XII в. в. до н.э. В начале XI в. до н.э. после смерти Рамсеса XI (1085 г. до н.э.) XX династия прекратилась. Этим закончилась блестящая эпоха египетской истории - эпоха Нового царства.
Возникновение государства в Египте
Чтобы долина Нила превратилась в одну из плодороднейших стран мира, требовалось приложить немало усилий. Производство кремневых оружий в первобытном Египте достигло удивительного совершенства. Немало этому способствовали местные залежи отличного кремня.
Очень рано появились в Египте и медные орудия. Несмотря на то, что в самом Египте месторождения медной руды весьма незначительные, недалеко от долины Нила — на Синайском полуострове — находились богатейшие залежи меди. Разрабатывать их стали уже в самой глубокой древности.
По мере совершенствования орудий труда развивалось и общество. В конце концов развитие достигло такого уровня, при котором становилось возможным широкое хозяйственное использование могучей природной силы — реки. Людьми распределялась равномерно и своевременно избыточная влага по поверхности земли, устранялись безводье и заболоченность почвы.
В результате труда многих поколений страна была покрыта сетью перекрещивавшихся насыпей, которые отгораживали земледельческие участки. От Нила к этим участкам в высоких наносных берегах были прорыты протоки. Когда начиналось половодье, участки затоплялись. Когда же вода пропитывала почву, отстаивалась и отлагала ил, ее обратно спускали в реку.
По мере того как создавалась оросительная система, в первобытных родо-племенных общинах, переходивших к земледелию, становились возможными более производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх необходимых для прокормления самих работников. Это в свою очередь позволило некоторым людям — более богатым и сильным — присваивать большую часть произведений труда. Скорее всего, это были вожди племен и близкие к ним люди, которые со временем и завладели средствами производства.
Оходе этих событий в Нильской долине мы можем судить только предположительно, на основании данных, известных о жизни других народов.
Не вызывает сомнения тот факт, что в Египте подобный процесс происходил очень рано, поскольку для водоустройства и обработки илистой почвы и для получения с нее довольно высоких урожаев здесь было достаточно и самых незамысловатых орудий.
Как и в других странах, в Египте постепенно разрушалась родо-племенная общность. На месте первобытных общин появлялись общины земледельцев, которые были объединены соседством и совместным трудом по поддержанию орошения.
Несмотря на то, что письменные источники, сохранившиеся от различных периодов истории древнего Египта — а это литературные памятники, надписи на гробницах, храмах, царские надписи, документы крупных, в том числе царских, хозяйств, — еще не дают пока возможности проследить историю этой сельской общины, сохранившиеся данные позволяют предполагать ее существование на протяжении тысячелетий.
Именно трудом членов общины строились грандиозные оросительные и другие сооружения древнего Египта.
Общинные порядки в Египте разлагались медленно. Тем самым они тормозили развитие частнособственнических отношений, которые привели к возникновению рабовладельческого строя.
Точную дату возникновения государства в Нильской долине установить сегодня все еще очень трудно. Дело в том, что представляется очень проблематичным свести воедино свидетельства различных древних памятников — многие из них с трудом поддаются толкованию, с косвенными намеками позднейших письменных источников. Большое количество находок до нас дошло (к сожалению, и здесь еще очень много пробелов) от различных периодов — начиная от палеолита и до того периода медного века, при котором древнейшее государство в Египте уже образовалось.
Между каменным и развитым медным веками лежала длительная переходная пора, в которую медные орудия соперничали с каменными или начинали преобладать. Когда же повсеместно возобладали медные орудия, в Египте уже происходил процесс сложения государства.
Как установили ученые, во времена, которые предшествовали образованию объединенного государства, Египет распался на несколько десятков отдельных областей. По-гречески эти области назывались номами. В позднейшие времена они имели каждая по главному городу, а также своих местных богов.
В последующие периоды истории Египта номы не раз пытались обособиться.
В более поздние времена постоянно разграничивались две половины государства — верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе царя соединялись два властителя — верхнеегипетский и нижнеегипетский.
Это говорит о том, что в древности существовали в Египте два раздельных царства — Нижнее и Верхнее.
Судя по тем же обломкам древнегреческой летописи, перечисленным царям предшествовал, по всей вероятности, еще в IV тысячелетии до н. э. длинный ряд царей, владевших как областями Северного (Нижнего), так и Южного (Верхнего) Египта, для которых летопись не давала погодных записей.
Кроме того, в летописи также имеется перечень царей одной северной половины Египта, о которых уже в III тысячелетии ничего не знали, кроме их имен.
Сохранились и некоторые письменные источники от начального периода Египетского государства. Но они слишком немногословны, а также в силу древности языка, на котором написаны, и самой системы письменности зачастую малопонятны. Поэтому с историей египетского общества времени Раннего царства мы знакомы, к сожалению, только в общих чертах.
Увы, мы не знаем также, сколько времени продолжался ранний период в истории Египта. Во всяком случае, можно определенно сказать, что около 3000 г. до н. э. государство в долине Нила уже существовало.
Точное летоисчисление древнейшей египетской истории также невозможно за недостаточностью данных. Поэтому время зачастую обозначается не столько столетиями, сколько — условно — династиями.
Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300 г. до н. э. по-гречески свое сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов.
Принято историю древнеегипетского государства делить на несколько периодов — Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему царству относят I и II династии по списку Манефона. Кроме того, сюда же относят и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I династии, так как во времена их правления классовое общество и государство в Египте, скорее всего, уже сложились.
Обычно царей этого времени называют по отношению к манефоновским спискам династий додинастическими царями.
Древний Египет является одним из первых государств, которое возникло на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале IV тысячелетия до нашей эры.
Так как истоки Нила распложены достаточно далеко от Египта, египтяне ничего не знали о них. Однако именно Нил на протяжении тысячелетий оказывал огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. Весной, когда в Эфиопии начинает таять снег, а в Тропической Африке начинаются дожди, реки, которые питают Нил, вбирают в себя громадное количество избыточной воды. Эта вода несет мельчайшие частицы размытых горных пород, а также органические остатки буйной тропической растительности. Приблизительно в середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды постепенно затопляет весь Египет. Спад воды происходит с середины ноября, река снова входит в свои берега. Получается, что за эти четыре месяца Нил приносит органические и минеральные частицы, которые оседают на залитое пространство. Именно этот осадок и создавал постепенно почву Египта. Эта почва очень плодородная и легкая в обработке, она всегда являлась источником богатых урожаев, и грех было не поселиться здесь древним людям.
На месте теперешних пустынь когда-то давным-давно существовала саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. В этой саванне жили племена скотоводов. Долину Нила люди заселили уже тогда, когда их каменные орудия труда были достаточно совершенны. Произошло это в эпоху медно-каменного века. Чтобы обуздать реку Нил и управлять потоком воды в период наводнения, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий. В первой половине IV тысячелетия была создана бассейновая система орошения.
Происходит развитие египетской культуры. Появляются общественные организации — номы. Каждый такой ном имел свою хозяйственную территорию, в котором был административный центр. Последний представлял собой окруженный стенами город, место, где пребывали правители нома и его приближенные. Там же находился и храм местного божества. В Верхнем Египте каждый ном соседствовал со своими соседями, а в Нижнем Египте номы часто были изолированы друг от друга болотами. Согласно изображениям плоских сланцевых табличек, которые сохранились с тех времен, номы часто воевали между собой. На табличках изображены кровавые битвы, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец и коз. В результате такой борьбы в Верхнем и Нижнем Египте появляются крупные объединения номов. В результате во второй половине IV тысячелетия до нашей эры номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, а у царей Нижнеегипетского царства были короны красного цвета. Мало известно о борьбе за власть в Египте между двумя царствами, победу в которой одержал Верхний Египет.
Фараон в жизни египтян играл особую роль, он был богом на земле и богом после смерти.
За периодом строительства пирамид начинается время смут, власть фараонов ослабевает, Египет распадается на враждующие княжества. Страна вновь объединилась во времена Среднего царства, однако ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. Ослабленный Египет захватили азиатские племена — гиксосы. Однако фараоны XVIII династии сумели изгнать их и создать грандиозную державу, столицей которой были Фивы.
Во время правления царицы Хатшепсут закончилось возрождение Египта.
Во время правления в Египте фараона Рамсеса (Рамзеса) возрождается могущество Египта, строятся монументы.
К концу XX династии государство распалось на северную и южную части. Великая Египетская держава перестала существовать. Египет неоднократно оказывался под властью завоевателей. В конце концов, он попадает под власть Персии, которая вскоре пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Александра восприняли как освободителя от персидского владычества и короновали как египетского фараона. Египет вошел в состав его мировой державы. Александр Македонский основал на побережье новую торговую гавань, которую назвал Александрией.
После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска — Птолемею Лагу.
Последней правительницей в древней истории была царица Клеопатра VII.
В долине Нила великой африканской реки, именно здесь в этой таинственной стране фараонов сформировалась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособленный характер: и религия, и культура, и государство. Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не смог сорвать с него мистического покрывала таинственности. [3, с.17]
Название "Египет" греческого происхождения. Оно восходит к египетскому названию Хикупта (Ка-дом-Пта). Так называлось главное святилище в Мемфисе. Египтяне были первыми, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать месяцев по тридцать дней с прибавлением в конце года еще пяти дней сверх того. Это открытие они сделали на основе наблюдений за небесными светилами. Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда разливался Нил, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени - разлив, посев, жатва. Египтяне также первыми стали воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне. [7,c.27]
Современная наука считает Древний Египет одним из древнейших государств. Сами древние египтяне свою страну называли Кеми. Ее считали "житницей мира". Ежегодно разливавшийся Нил намывал глубокий слой черного плодородного ила. Отсюда еще одно название Древнего Египта - Кемет, т.е черный.[7, с.29]
Египетское государство сложилось к концу IV тыс. до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе со жрецами уже в первой половине IV тыс. до н. э.[11, с.16]
Египет стоял у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян легли в основу финикийского алфавита, из которого возникли азбука греков и римлян. Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины, геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике, сельском хозяйстве.
Древний Египет - одно из наиболее ранних государств, в которых достаточно полно представлены черты такого крупного и яркого истории явления, как восточная деспотия.
Среди ее наиболее характерных черт и особенностей рабовладельческого строя Древнего Египта отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие: наличие значительных остатков первобытно-общинного строя; существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью; сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству); существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и как следствие этого необходимостью применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли; сельская община осуществляла куплю-продажу земельных участков.
Некоторые из ученых считают, что народ этой страны, вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость не ограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавлена властью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишь изредка прерывалось возмущением народных масс.
Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности чиновников различных рангов. Причины стабильности этого государства на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.[11, с.17]
Политическая история Древнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Во второй половине 4 тысячелетия складываются первые государственные образования - номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с признаками деспотической власти над остальными номами.[8, с.20]
Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей -- "номов", т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство. Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их "рабами храма". Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет.
К концу IV тыс. до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
История Раннего царства известна довольно плохо. Египетское государство этого периода еще напоминает древний, достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Свободные крестьяне-общинники составляли основную массу населения. В период Раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Однако это единство было еще непрочным, и вся история Раннего царства пронизана борьбой между верхеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом. Во главе стоял царь. Его окружал многочисленный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Данный период характеризуется формированием государственного аппарата. Постоянное войско только формировалось, хотя государство вело многочисленные войны с соседними племенами.[4, с.20]
В период Раннего царства в Египте образовалось первое централизованное сильное рабовладельческое государство. Древнее царство отличается высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечила население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стояла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственной управлении. Особую роль в египетском обществе играли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием, поскольку считалось, что жрецы обладают необходимыми знаниями о загробном мире. Наиболее важные из этих знаний были записаны в "Книге мертвых", священной для египтян. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов. Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники. В эпоху Древнего царства рабов было еще мало, хотя существовал рабский рынок, людей покупали и продавали. Рабовладение было распространено не только в верхах общества, но и в средних слоях населения. Рабы использовались, как правило, для работы в домашнем хозяйстве. Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Египетская армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набиравшихся в войско на несколько месяцев и временно освобожденных от полевых работ. В этот период создаются важнейшие ведомства государства: военное, ведомство общественных работ, судебное, финансово-податное.
К концу эпохи Древнего царства власть фараонов стала ослабевать. Номинально вся земля страны считалась собственностью фараона. Реально же царские поместья уменьшались за счет дарений, раздаваемых в награду за придворную и другую службу. Упадок царской власти приводит к наступлению в Египте "смутного времени".[4, с.22]
В период Среднего царства египетское государство вновь централизуется, власть укрепляется на центральном и местном уровнях. Этому укреплению способствовала религиозная реформа правителей 12 династии, поставивших среди многих египетских богов одного - Амона-Ра, или Бога Солнца, - на первое место. Усиливается военная организация центральной власти. Хотя египетское общество по-прежнему еще не вступило в бронзовый век, социальный уклад меняется в направлении большей "приватизации": землю стали раздавать "слугам царя". Происходит жесткое закрепление основной массы населения по их наследственным профессиям: жрецы, воины, земледельцы, ремесленники, пастухи и др. Появляется рабство в хозяйствах частных лиц. Эволюцию египетского государства прервало вторжение кочевых племен-гиксосов - время их владычества получило название 2-го переходного периода (18-16 вв. до н.э.). [10, с.43]
Новое царство отмечено возвышением жречества и формированием теократической деспотии, управляемой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. Чатти становится первым и высшим администратором, управляющим из столичной канцелярии всем земельным фондом страны, всей системой водоснабжения. Он осуществляет верховный судебный надзор и организует контроль над всем податным населением. В этот период при фараоне Тутмосе 3 Египетское государство простирается от нильских порогов до Средиземного моря и до Северной Сирии на востоке. [5, с.77]
В период Позднего царства резче обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшалось положение ремесленников. Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники. Костяк местной знати, как и ранее, составляли монархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, хранитель сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи и т.д. Особое место занимали военноначальники. [4, с.25]
Таким образом, историки условно делят хронологию истории Древнего Египта па следующие периоды:
*Раннего царства (3200-2620 гг. до н. э.);
Древнего царства (около 2620-2280 гг. до н. э.);
Среднего царства (около 2134-1786 гг. до н.э.); * *Нового царства (около 1575-1087 гг. до н. э.);