Познание как творчество шпора
Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.
Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г .
Субъект познания –это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания –это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.
Если в "первозданной" природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышление - это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме.
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности - творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п.
Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального - того, чего раньше не было. В этом процессе "задействованы" все таланты и способности познающего субъекта - его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. - в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания - умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.
В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители.
Таким образом, творческое познание - это всегда непрерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика - мысленное прогнозирование будущего. Тем самым творчество (в том числе в познавательной своей форме) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Оно специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности - создающего новые по замыслу материальные, культурные, духовные ценности. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой.
В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:
1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.
48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
Познание – это всегда творчество, т. е. постоянное создание чего-то нового, ранее не существовавшего в знаниях. Главным критерием (показателем) творчества является новизна и значение полученных результатов для всего общества. Творчество требует больших умственных и физических усилий, часто гражданского мужества и самопожертвования.
Большое значение в процессе познания, особенно в процессе творческого познания, имеют такие явления, как воображение, воля, интуиция и др., которые составляют иррациональную сторону познания.
Особую роль в познании играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без явных для сознания человека, логических рассуждений и доказательств. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний. Это своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления происходят неосознанно, а истина достигается как бы сама по себе. Но на самом деле интуиция основывается на сумме всех знаний человека. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители – Р. Декарт, А. Бергсон, А. Пуанкаре и др.
Воображение – способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез невозможны без воображения, очень тесно связанного с интуицией.
Воля – способность к постановке, выбору цели и ее достижение. Постоянная постановка проблем и стремление к их решению – двигательный механизм человеческого познания.
Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
Однако познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается заблуждениями. Заблуждение – это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление о том, что Земля покоится на трех китах, в науке имеются попытки воплотить на практике идею вечного двигателя. Не следует отождествлять заблуждение с недомыслием и глупостью человека. Очень часто в заблуждении присутствует доля истины.
Заблуждение разнообразно в своих проявлениях, существует как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Заблуждение часто свидетельствует о неразвитости и ограниченности практики, социальных, технических, научных возможностей человечества. Заблуждение не следует путать с ложью. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.
Философские представления об истине прошли долгий путь в своем развитии и существуют в виде нескольких концепций.
Классическая концепция истиныдо сих пор является наиболее признанной. Она берет свое начало с эпохи Античности, и наиболее четко ее сформулировал Аристотель. В рамках классической концепции истина определяется как совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Действительность в данном случае понимается очень широко – это не только внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастическая, сказочная, мифологическая и т. д. Проверяется соответствие наших знаний действительности практикой, которая и выступает критерием истины.
Рассматриваемая концепция характеризует истину по следующим параметрам:
1. С точки зрения содержания говорят об объективности и субъективностиистины. Объективная истина – это истина, обусловленная, порожденная внешним миром, это знания о мире, полностью соответствующие этому миру. Субъективная истина – это узкая точка зрения одного человека или группы людей (чье-либо мнение), не претендующая на всеобщность и объективность.
3. С точки зрения соответствия истины реальной действительности говорят о конкретности истины. Конкретность истины означает, что нет истины, применимой всегда, везде и во все времена, истина всегда рождена при данной эпохе и ее обстоятельствах; что конкретная истина стремится отразить и учесть все стороны и связи предмета.
С течением времени классическая концепция истины выявила достаточно много недостатков. В современной философии существует достаточно много альтернативных подходов к интерпретации истины.
Прагматическая концепция истины. Истина есть такое знание, которое полезно для человеческого действия.
Экзистенциальная концепция истины. Истина есть форма психического состояния человека.
Конвенциальная концепция истины.Истина есть соглашение (конвенция) ученых, обусловленное соображениями целесообразности, экономии, простоты и т. д.
Плюралистическая концепция истины.В настоящее время получила широкое распространение концепция плюрализма (множественности) истин. Эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же предмете или же явлении. Каждая из них в чем-то верна, отражает то или иное качество объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.
Познание и понимание.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
— высокий уровень обобщения знаний;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Основными принципами научного познания являются:
-Принцип причинности: принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи.
-Принцип истинности: Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.
- Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени
Выделяют два уровня научного познания: *эмпирический *теоретический Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1016 ;
- Студенческие новости
- Новости ЕГЭ
- О шпаргалках и экзаменах
- О профессиях
- Обучение за рубежом
- Видеокалейдоскоп
Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
Правила поступления во французский вуз
Обучение филологии заграницей
Выбор страны для овладения высшим образованием
Испанские общежития для студентов
33. Творчество и познание
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Виды и функции творчества
Вид творчества Функция (цель) Объект (результат)
Художественное творчество Создание новых эмоций Произведения (искусства)
Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения
Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы
Спортивное творчество Создание[достижение] новых результатов Сила, Скорость, Выносливость
Творческое воображение, фантазия — необходимые средства развития способности человека изменять, преобразовывать мир. С их помощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.
Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности.
Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.
На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Творчество - это процесс решения сложных задач, принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.
Важнейшим из механизмов познания как творчества является интуиция. Интуиция - это познавательная способность, которая позволяет установить истину непосредственно, минуя логические процедуры рассуждения, обоснования, доказательства.
Мы получаем и используем гораздо большее количество информации, чем в состоянии осознать. Современные науки считают, что в процессе интуитивного постижения задействованы все формы познавательной деятельности (чувственные образы, логические рассуждения и др.), однако в данном случае они не осознаются, представлены в свернутом, сжатом виде, что обуславливает необычайную быстроту, мгновенность интуитивных озарений.
Интуиция соединяет в себе рационально-логические и чувственно-иррациональные моменты познания. В структуре интуитивного акта выделяют этапы: а) инкубационный период, предполагающий накопление в сознании образов, идей, абстракций; б) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации; в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходимо решить; г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения.
Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве и т. п. Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Известные открытия были сделаны посредством интуиции: закон Архимеда, закон всемирного тяготения Ньютона. Идея периодической таблицы химических элементов озарила Менделеева во сне. Пуанкаре нашел важное математическое доказательство во время прогулки по берегу озера.
Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи.
Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно предчувствуется.
Интуиция и воображение могут подводить. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения логикой. Это залог движения к истине. Цель познания - истина. А представлений о ней также много.
Классическое (традиционное) понимание истины идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Эта теория получила название корреспондентской.
Корреспондентская теория истины является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она уязвима из-за того, что многие ситуации и процессы слишком сложны, текучи и не поддаются прямому наблюдению для сопоставления утверждений с действительностью, а полный перевод теоретических положений на язык наблюдений часто невозможен. Недостаточно глубоким было решение проблемы критерия истины, так как истинное знание оказалось многообразным по формам, зависящим от характера познаваемой действительности, характера субъекта и выбранных познавательных средств (инструментов и форм познавательной деятельности). Стремясь обойти эти трудности, Гегель утверждал, что истина заключается в самом развитии, в его движении.
Возникшие проблемы стимулировали развитие теории познания в двух направлениях: 1) усовершенствовать и развить классическую теорию и 2) предложить другую, неклассическую теорию истины.
В первом направлении движется диалектико-материалистическая концепция истины, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной; в) учение о конкретности истины.
Объективная истина - это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, она надисторична. Абсолютная истина - это точная констатация фактов; окончательное знание о каком-то аспекте действительности, содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания и, наконец, недостижимый идеал полного, законченного знания о мире.
Диалектико-материалистическая концепция предложила в качестве критерия истины категорию общественно-исторической практики. Истина - не просто то, что наблюдается нами, а то, что проверяется и подтверждается многократно в деятельности людей в процессе общественного развития.
В рамках второго направления, критически оценивающего классическую концепцию истины, были обоснованы ее неклассические альтернативы.
- 1. Когерентная (от лат. cohaerentia -- связь) концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и др.) возникла в связи с тем, что многие научные идеи (например, математические абстракции) очень трудно сравнивать с действительностью. Согласно этой концепции, утверждение считается истинным, если оно получено по строгим логическим правилам из других предложений, ранее признанных истинными, т. Е. не противоречит истине.
- 2. Прагматическая (от греч. pragma -- дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, П. Бриджмен и др.). В ней мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и которых добивается человек в практической деятельности.
- 3. Конвенционалистская (от лат. conventio -- соглашение) концепция истины (Ж. Пуанкаре, К. Айдукевич и др.). В ней истина понимается как продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории.
- 4. Плюралистическая - концепция множественности истин. Исходя из объективной сложности познаваемого предмета, множественности его свойств, связей и т.д., эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же явлении. Каждая из них частично верно отражает предмет и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.
Истина выражает не только результат верного постижения действительности в сознании человека, но и способ реализации его целей на основе оценочного отношения к объектам бытия.
Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в субъективной форме. С точки зрения объективного содержания знания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. По, Гегелю, истина - это объективность, тождественная понятию, истина -- это понятие (образ, теория), в котором наиболее полно выражен постигаемый объект с учетом возможностей субъекта.
Познание выступает как длительный исторически обусловленный процесс. Например, в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. На самом деле светила Солнечной системы движутся. В учении Коперника утверждалось, что центром планетарной системы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Доля объективного содержания знания возросла. Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам. Современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает.
Истинным считается знание, которое сохраняет свое значение, не опровергаясь, но совершенствуясь и конкретизируясь, обогащаясь новыми фактами, новым содержанием, в ходе развития науки. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной. Например, механика И. Ньютона не отрицается окончательно теорией относительности А. Эйнштейна, она вошла в состав этой теории как ее частный случай. Вместе с тем, теория относительности показала границы, конкретные условия, в которых классическая механика работает.
Истинны элементарные знания, которые носят постоянный характер. Например, 2 х 2 = 4. Истиной полагается некий гносеологический идеал конечной истины (в конечной инстанции). Это непостижимая истина о Боге, например. Истиной являются некие фактические знания об отдельных процессах и явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению, как то, что день сменяет ночь, луна имеет четыре фазы.
Помимо эмпирических (опыт, практика) и рациональных (логические, теоретические), имеются еще и такие критерии истины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания. Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий.
Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соответствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, - считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине.
Итак, суть познания составляет адекватное отражение действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. В процессе познания доминирует творчество, а в результате познания - образе - зафиксировано отображение изучаемого объекта.
- 1. Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В.Ильин. - М., 1993.
- 2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. - М., 2005.
- 3. Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.
- 4. Познание в социальном контексте. - М., 1994.
- 5. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. - СПб., 1999.
- 6. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б.Рассел. - Киев, 1997.
- 7. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М., 1998.
- 8. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С.Степин. - М., 1992.
- 9. Филатов В.П. Наука и мир человека / В.П. Филатов. - М., 1990.
- 10. Фролов, И. Т. Этика науки / И.Т.Фролов, Б.Г.Юдин. - М., 1986.
- 11. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - Киев, 1996.
- 12. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
Читайте также: