Право в системе регулирования общественных отношений шпора
Нормативное регулирование общественных отношений
Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.
Право и мораль
В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:
- нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
- универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
- общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.
Различие между нормами права и морали:
- по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
- по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
- по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
- по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.
Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.
Право и обычаи
Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.
Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.
Право и религиозные нормы
Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного). В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.
Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.
Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы – это правила поведения, устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия; это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, которые складываются между членами и участниками данных организаций.
Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волю участников общественных объединений, компетенцию, объем прав и обязанностей их членов и т.д. Общие черты норм права и норм общественных организаций состоят в том, что они содержат четкие, детализированные правила поведения, закреплены в специальных актах и представляют собой систему норм. Корпоративные нормы схожи с правовыми нормами тем, что они имеют обязательный характер, обладают фиксированным набором средств защиты.
Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности различных организаций. Корпоративные нормы общественных организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами. В этом случае они приобретают значение нормативного правового акта. При возникновении правовых коллизий, безусловно, корпоративные нормы не могут ни в каком случае иметь приоритета перед правовыми нормами.
Социальные и технические нормы
Система социальных норм представляет собой правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, обычные, корпоративные нормы и др. Социальные нормы – это правила социально значимого поведения людей.
I. Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, выражающая объективную потребность общества в упорядочении его отношений.
Социальные регуляторы, поскольку являются таковыми, обладают свойством нормативности, т.е. способностью предписывать определенное поведение субъектам общественной жизни, попадающим в типичные, предусмотренные общей социальной нормой, обстоятельства.
II. Среди социальных норм различают:
• технические нормы, складывающиеся на основе физических закономерностей, правила воздействия человека на природу в процессе производственной деятельности (правила возведения зданий, обработки земли, оформления документов и т.п.);
• обычай - правило, сложившееся в результате многократного повторения, существующее в силу механической привычки и представляющее стереотипизированное поведение человека (обычай И.Канта выходить на прогулку ровно в 19 часов; необычное поведение - один раз в жизни он опоздал - вызывает удивление);
• традиция - социальная норма, элемент культурного наследия народа, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся длительный период времени (традиция античных греков проводить олимпийские игры, прекращать военные действия на этот период и т.п.; нарушение традиции - вызывает наказание);
• нравственность - социальные нормы, объективно сложившиеся в данной культуре, и получившие идейное обоснование в виде этических позиций, идеалов, ценностей, нравов и норм человеческих отношений (повсеместное служение женщин в лазаретах их примеру императрицы и великих княжон в период первой мировой войны);
• религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии (десять заповедей Моисея у христиан или у мусульман нормы шариата);
• корпоративные нормы - правила внутриорганизационного характера, установленные общественными объединениями и закрепленные в их уставах (правила участия в конкурсе П.И.Чайковского, регламент проведения соревнований, устав профсоюза);
III. Общие черты социальных норм:
• соответствуют достигнутому обществом уровню культуры и социальной организации;
• возникли в обществе в процессе его исторического развития и функционирования;
• зависят от времени, места, условий, обстоятельств;
• направлены на поддержание общественного порядка, обеспечение дисциплины, безопасности, организацию хозяйства, социальных связей;
• отражают общественные потребности и интересы, неотделимы от людей как их носителей;
• имеют руководящее значение для практической деятельности людей контролируют, регламентируют формы их социального взаимодействия;
• являются эталоном (стандартом) поведения для оценки конкретных поступков адресатов;
• являются категорическим императивом, властным велением общества, предъявляемым к субъекту;
• служат ориентиром в выборе социального одобряемого поведения, определяя границы должного и возможного;
• сопряжены с волевыми поступками людей, их сознательными действиями на основе свободного выбора;
• носят общий характер, рассчитаны на неограниченное число типичных случаев, обращены к самому широкому кругу субъектов, действуют непрерывно и неопределенно долго;
• взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, выполняют регулятивную (нормативную), оценочную, воспитательную, информационную (трансляционную), коммуникативную, ориентационную, политическую и другие функции.
• право есть государственный регулятор общественных отношений;
• связано с государством (государство творит, санкционирует, контролирует, систематизирует, толкует, гарантирует право);
• обеспечивается государственным принуждением в случае неисполнения;
• регулирует самые важные общественные отношения, прежде всего хозяйственные связи, собственность, финансы;
• отличается формальной определенностью;
• имеет свойства фиктивности, системности, структурности;
• в объективном смысле официально закреплено в виде прав и обязанностей людей;
• регламентирует действия субъектов исключительно с помощью трех способов: предписания, дозволения и запрета;
• осуществляется в виде четко определенных форм: соблюдения, исполнения, использования, применение права;
• обладает всеобщностью, универсальностью, постоянностью и непрерывностью действия;
• выражает волю и интересы законодателя;
• отражает достигнутый уровень общей и правовой культуры;
• один из наиболее сложных, дорогостоящих, затратных, но и гарантированных регуляторов;
• в субъективном смысле представляет собой меру свободы человека - ее социально-правовые притязания (естественные права) и официально признанные возможности;
• интеллектуально-волевой потенциал (требования) выше, чем у других социальных норм.
Кроме того, право отличается от других регуляторов более высокой социальной ценностью.
V. Социальная ценность - это его способность (предоставлять возможности, служить целью и средством) удовлетворять социально справедливые потребности и интересы субъектов правовой жизни и выступать силой, противостоящей произволу.
Социальная ценность права проявляется в том, что:
• право выступает в целом более эффективным, чем другие социальные инструменты регулирования общественных отношений;
• право предоставляется, в общем, более надежным средством охраны интересов граждан; с правом связывают возможность выразить общую волю граждан (поданных);
• в праве люди видят масштаб меры свободы личности;
• с правом соотносят представления о добре и справедливости, сложившиеся в обществе;
• право стабилизирует общественные отношения, сохраняя незыблемость правовых принципов, неизменность своей сущности, постоянство важнейших категорий, определенность институтов и процессов;
• право обладает свойством динамизма и поэтому может активно способствовать включению нового в правовую сферу или выведения из нее неприемлемого, социально вредного;
• право как цивилизационный феномен, аккумулирует достижения культуры, заимствует позитивные положения различных народов, обеспечивает преемственность современного законодательства с предшествующими правовыми системами;
• право, будучи тесно связанным с государством, в силу их общей социальной природы и назначения, повышает результативность государственного управления, одновременно корректирует и смягчает его властное, политическое воздействие на общество;
• право есть источник необходимой и полезной людям информации;
• право в принципе сочетает в себе искусство добра и справедливости и науку, поэтому выступает фактором социального прогресса;
• в праве есть элементы рационализма и целесообразности, заключенные в законодательстве (позитивное право) и, одновременно, в праве есть элементы божественного, ибо оно затрагивает внутренний мир человека, его свободную волю, идеалы (естественное право);
• право является гарантом безопасности (личной, экономической, экологической и т.д.), основой социальной стабильности, порядка и дисциплины;
• право выступает интеграционным фактором, стимулирует социальное единения и сплоченность народов внутри страны и на международной арене;
• право отвергает войну, силовой диктат и насилие, служит воспитанию людей на гуманных началах сотрудничества и взаимопомощи;
• право защищает имущественные интересы граждан, их собственность, повышая в условиях рынка деловую активность, предпринимательскую деятельность людей;
• право пресекает антиобщественные проявления, устраняет угрозу причинения какого-либо ущерба интересам граждан.
Чем больше проявляются указанные свойства права, тем выше его социальная ценность.
VI. Принцип права (ratio juris) - исходные нормативно-правовые идеи, определяющие все - материальную, процессуальную и духовную стороны права.
Принципы права имеют не меньшее значение, чем отмеченные выше его признаки, но очевидно отличие между ними:
признаки права принципы права
Принципы права разнообразны:
- общие (конституционные) принципы;
- принципы право-реализации (разбираются в соответствующих разделах).
В узком смысле источник права - то, чем руководствуется юридическая практика или способ выражения (оформления) права. Наиболее распространенные виды источников (форм) права:
- правовой обычай (consuetude, mos, usus) - правило поведения, исторически сложившееся путем его многократного повторения, которому государство придало императивное значение;
- нормативно-правовой акт (actus, tabula) - властное предписание государственного органа (должностного лица), содержащее нормы права;
- юридический прецедент (exemplum) - решение судебного (административного) органа по конкретному юридическому делу, приобретающее общеобязательное значение;
- нормативный договор - соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные правовые нормы.
Могут встречаться и иные источники (формы) права:
- акт референдума - документ (закон), принимаемый всенародным голосованием по важнейшим вопросам жизни государства; содержащий общеобразовательные юридические нормы;
- правовая доктрина - положение научных разработок в области юриспруденции, которым придается общеобязательное значение;
- общие принципы права - универсальные правовые идеи, признаваемые (мировым) сообществом в качестве юридического императива в материальном и процессуальном праве.
VIII. Высокая социальная роль права обеспечивается inter aliа его четкими функциями.
Функция права - законодательно регламентированное, объективно необходимое, основное направление результативного правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его социальное назначение.
• правовое воздействие - многообразные формы и способы идейно-мотивационного, регулятивно-охранительного, информационно-воспитательного влияния права на сознание и поведение людей.
Правовое воздействие - результативно, если выражается в реальном правопорядке и безопасности прочной законности и дисциплине, эффективном управлении, правомерных поступках людей в высоком уровне их правосознания и правовой культуры.
Признаки, характеризующие функции права:
• функция права - это проявление его сущности в действии;
• функция права - это такое направление его воздействия, в котором общество испытывает настоятельную необходимость;
• функция права направлена на решение важнейших задач, стоящих перед страной и достижение целей социального развития;
• функция права динамически сочетает движение, изменение со стабильностью, устойчивостью важнейших социальных связей и отношений;
• функция права отличается постоянством (проявление консервативных начал права), на тех или иных исторических этапах, но механизм, формы ее осуществления изменяются в соответствии с потребностями практики;
• функции права осуществляются на разных уровнях - государством, государственными органами, наделенными для этого соответствующей компетенцией, должностными лицами.
Виды функций права:
• в зависимости от места в системе функций:
-общеправовые (свойственны всем отраслям права);
-межотраслевые (свойственны двум и более, но не всем отраслям права);
-отраслевые (присущи только одной конкретной отрасли права);
• по своей сфере действия:
-политическая и т.п. функции права;
• по механизму реализации:
• по своему назначению:
-регулятивная - главное направление правового воздействия состоит в установлении общих правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права, в целях закрепления и развития позитивных общественных отношений;
-охранительная - главное направление правового воздействия нацелено на защиту позитивных и пресечение негативных общественных отношений, путем применения к правонарушителям правовых санкций;
-информационная - направление правового воздействия связано с сообщением субъектам правовой жизни сведений, необходимых для деятельности в рамках правового поля;
-воспитательная - направление правового воздействия связано с выработкой у адресатов позитивных правовых установок и ориентации.
Право и его основные функции
Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшим средством регулирования являются социальные регуляторы: нормы права, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.
Хотя обряды, традиции, обычаи и иные неправовые социальные нормы до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, их возможности ограничены. Развитие цивилизации, появление избыточного продукта и частной собственности, социального и имущественного неравенства потребовали более действенных социальных норм. Таким нормативным регулятором стало право.
В юридической области термин "право" имеет несколько значений, однако среди них можно выделить одно определение, которое синтезирует основные характеристики этого сложного, многопланового общественного явления. Право — совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в осуществлении и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
Полноценное представление о праве, его природе можно получить, раскрыв его сущность, содержание и социальное предназначение в обществе. Сущность любого права заключается в тех его внутренних, закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития. Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию (внутренней субстанции) права, так и к его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части, и показывают:
- а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие;
- б) чью организованную волю они выражают;
- в) кем такая воля официально формируется;
- г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.
Неразрывность цепи этих свойств права объективно предопределена самой логикой происхождения и существования права, которое появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытнообщинного строя потребовалось создание новых общеобязательных и обеспеченных государством норм. Реальный механизм всякого правообразования был и остается таким, что определенные процессы в жизнедеятельности общества предстают как объективные потребности, осознание которых сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. Па этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возводится в ранг правовых норм, права.
Под сущностью права понимают обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную официально в виде правовых норм.
Таким образом, общая воля, выраженная в правовых нормах, предстает как результат согласования, сочетания интересов различных субъектов. При таком понимании сущность права может интерпретироваться как единство противоречивых сторон: классового и общечеловеческого интересов, конкретное соотношение которых зависит от условий исторической эпохи; личного и общественного, ибо еще В. С. Соловьев писал, что "сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага".
Органическим продолжением сущности права является мобильное содержание права, находящееся в единстве с сущностью. Если под сущностью права понимаются самые главные качества, определяющие его природу, то под содержанием — конкретное выражение сущности предмета, проявляющееся во всех его элементах, взаимодействующих друг с другом, а также и с окружающей средой: общественными условиями, в которых действует право. Сущностные свойства права разворачиваются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с сущностными раскрывают единую природу права.
Содержание права складывается из всех его внутренних элементов, из единства всех компонентов. В содержании права сущность права представлена не в зеркальном виде, а трансформирована таким образом, что отдельные ее стороны (моменты) расчленены, выделены и перегруппированы по новым закономерным свойствам, носящим уже другой, а именно содержательный, характер. Содержание права как конкретизированная обогащенная его сущность вбирает в себя процессы, связанные с его воздействием на общественные отношения.
Следовательно, можно сделать вывод, что если сущностью права является выраженная в нем государственная воля, обусловленная всей реальной жизнью общества, то содержанием — нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования публичной властью правил поведения возвести волю общества во всеобщий ранг невозможно. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.
Как и многим другим социальным нормам, праву в содержательном плане свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных внешних отличий от одноименных свойств остальных социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.
"Государственная доминанта" права не свидетельствует о его подчиненности государству или о несовместимости его содержания с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами личности. И. А. Ильин писал: "Основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и смысловое закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей, в качестве авторитетного связующего веления. Положительное право есть целесообразная форма поддержания естественного права" [1] .
Рассмотренные выше сущностные и содержательные характеристики права, вытекающие из представления о праве как социально-нормативном регуляторе, обладающем рядом черт и особенностей, позволяет сформулировать и понятие права.
В содержательном плане право — система формально-определенных, общеобязательных, установленных или санкционированных государством и им обеспеченных правил поведения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование тех или иных общественных отношений.
В приведенной формулировке выделены следующие содержательные признаки права:
- а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи нормативно-правовых актов и других юридических источников;
- б) формальная определенность этих норм, т.е. их обозначенность в словесно-документальном виде;
- в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает в смоделированную ими ситуацию;
- г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;
- д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществимость.
Право, с одной стороны, содержит указание на цель и задачи правового регулирования, с другой — само служит специфическим орудием их достижения. Та специфическая служебная роль, которая присуща праву и отличает его от других социальных регуляторов, рассматривается как его социальное предназначение. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов.
Цель современного права носит многоаспектный характер, так как правовые нормы направлены и на закрепление определенных масштабов поведения людей, их общностей и образований, и на обеспечение измеряемого общественными идеалами состояния регулируемых общественных отношений и ценностных ориентации, внутренних потребностей, установок их участников, и на создание надежного мерила при оценке их поведения. Благодаря такой многоаспектность право служит одновременно и модульно-информационным средством, и регулятором общественных отношений, и средством положительного идеологического воздействия на сознание и психологию людей, их воспитание, и мерилом правомерности поведения субъектов права.
Функции права нужно рассматривать как проявление его сущности, как "свечение" этой сущности в общественных отношениях. Сущность права, разворачиваясь в непосредственном содержании, решающим образом сказывается прежде всего на собственной цели, затем на назначении, а через них — на функциях.
Функции права можно интерпретировать как основные направления его прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые сущностью, целью и назначением права в обществе.
Первое из таких направлений заключается в модульно-информационном воздействии, которому соответствует модульно-информационная функция права. Она выражается: в описании образа намечаемой законодателем цели тех или иных правовых норм;
- — указании на типичные образцы жизненных ситуаций, при которых упорядочиваемые общественные отношения возникают, изменяются и прекращаются;
- — обозначении общих правил (масштабов) поведения участников этих отношений;
- — обобщенной дозировке юридических средств, призванных обеспечить выполнение таких правил;
- — определении необходимых случаев того субъектного состава, на который распространяются устанавливаемые нормы права.
Эта функция имеет важное значение: она, во-первых, усиливает в российском праве свойство государственной нормативности; во-вторых, прямо ориентирует правотворческие органы на то, чтобы в форме обнародования или иным способом правовое нормы своевременно сообщались возможным участникам регулируемых общественных отношений, правоприменительным учреждениям и т.д. Без такого модульно-информационного элемента функционирование права немыслимо.
Модулированная в правовых нормах программа должна во всех своих частях воплощаться в жизнь, реализовываться в реальных действиях реальных лиц. Этому предназначению соответствует вторая, регулятивная функция права.
Регулятивная функция осуществляется путем властного воздействия на складывающиеся в обществе отношения, направления внешнего поведения их участников по общеобязательным эталонам (правилам, масштабам), обозначенным законодателем. Она ограничена строго этой сферой, так как любой индивид подвластен законодателю лишь постольку, поскольку он проявляет себя, совершает те или иные поступки, вступает в область действительного.
Властное воздействие в одних случаях выражается в закреплении определенных отношений, в других — в запрещении, вытеснении их путем запретов или в ограничении, в третьих — в стимулировании, в четвертых — в упорядочении взаимных прав и обязанностей соответствующих лиц и т.д. Здесь речь идет о разных формах его проявления, зависящих в первую очередь от особенностей предмета и метода правового регулирования. Вот почему представляется неоправданным мнение, что наряду с регулятивной имеется охранительная функция права.
Регулятивная функция права носит, безусловно, сложный, многогранный характер. В ее рамках различают охранительную, ограничительную, поощрительную, обязывающую и тому подобные формы государственного воздействия на упорядочиваемые общественные отношения. Но все это — отдельные разновидности одной и той же регулятивной функции права, выделяемые в ходе реализации по средствам, способам и приемам оказываемого воздействия. В таком подходе не содержится никакой недооценки охранительных задач права, однако подчеркивается, что последним и охрана, и содействие развитию, и вытеснение определенных общественных отношений достигается именно путем их регулирования.
Единая регулятивная функция права призвана обеспечить оптимальное сочетание статики и динамики упорядочиваемых общественных отношений в том русле, которое очерчено законодателем. Даже когда правовая норма, казалось, укрепляет регулируемое общественное отношение, она не умерщвляет, не останавливает его движения, но создает простор для определенных изменений в заданном направлении. Наглядным примером служат нормы Конституции РФ, которые, последовательно закрепляя достигнутое состояние регулируемых общественных отношений, способствовали и продолжают содействовать их развитию и совершенствованию.
Следующим магистральным направлением действия права является воспитательное, идеологическое воздействие на сознание, психологию участников общественных отношений с тем, чтобы постепенно поднять их состояние до общественных идеалов.
Цель и назначение права, как указывалось выше, проявляются не только в регулировании непосредственно самих объективных общественных отношений, но и в благотворном влиянии на ценностные ориентации, внутренние потребности, установки их участников. Они неизбежно обусловливают относительно самостоятельные направления воздействия права на свой предмет, каждое из которых характеризуется особенностями и содержания, и сферы приложения.
Сферой идеологического воздействия служит только сознание, психология людей. Это воздействие осуществляется путем информирования граждан об общеобязательных образцах поведения в тех или иных общественных отношениях, разъяснения мотивов и целей установления государством таких масштабов, убеждения в их необходимости, справедливости и социальной ценности, предупреждения о возможных последствиях отклонения от них и т.д. В отличие от регулирования идеологическое воздействие не является властным, ибо законы, которые ". делают главным критерием нс действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это не что иное, как позитивные санкции беззакония" (К. Маркс), что совершенно недопустимо.
Нормы российского права выполняют и оценочную функцию, так как устанавливаемые ими образцы и правила поведения служат своеобразными мерилами дозволенности и приемлемости действий субъектов права, их правомерности или неправомерности. Оценка полезности или, напротив, ущербности поведенческих актов в юридически значимых сферах и процессах основывается в первую очередь на этих нормах. То же самое можно сказать об оценке тех мер государственного принуждения или поощрения, которые в необходимых случаях применяются в рамках обеспечительных правоотношений.
Все функции права не только взаимосвязаны, но и взаимно переплетены. В современных условиях любая информация об общественных явлениях не отделена, например, от идеологии, ибо не может быть идеологически индифферентной. Сознание и внешнее поведение личности тоже взаимообусловлены. Тем не менее, разграничение указанных выше функций права имеет существенное познавательное и практическое значение. В любой области жизни общества воздействие права па общественные отношения и на их участников идет именно по основным каналам, которые олицетворяются этими функциями.
Читайте также: