Принципы гуманистической педагогики шпора
Реализация цели и задач воспитания вызывает необходимость соблюдения научного подхода к организации воспитательного процесса, то есть учета объективных закономерностей его течения, взаимодействия системы факторов, его детерминирующих.
Научный подход к процессу формирования личности проявляется в том, что действие общих закономерностей развития личности опосредуется влиянием конкретно-исторических условий жизнедеятельности данного общества в целом и каждого из его членов в частности. Конкретно-исторический подход помогает определять и формировать наиболее актуальные на данном этапе развития украинского общества задачи воспитания.
Главной закономерностью гуманистического воспитательного процесса является ориентация на развитие личности. При этом чем больше будет гармония соціумності и самости личности, тем более свободно и творчески она проявит себя в реализации культурно-гуманистической функции.
Развитие личности в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой зависит от уровня освоения базовой культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания воспитания. Он требует выделения в содержании воспитания ядра - системы ценностей, которая составляет его воспитательный потенциал.
Культура развивает личность только в том случае, если она активизирует личность, побуждает ее к деятельности. Деятельность личности является механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Проявляя целенаправленную активность, индивид вкладывает свои чувства, собственный труд, энергию, конкретное действие в "конструирование" этих новообразований, что придает особое значение воспитанию, реализации деятельностного подхода.
Развитие личности приобретает оптимальный характер, если воспитанник выступает субъектом воспитательного процесса. Эта закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностно ориентированный подход ставит в центр воспитательного процесса интересы ребенка, его потребности и возможности, права отдельного индивида, его суверенитет независимо от индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы воспитанник видел в себе такую личность, как и в людях, которые его окружают. При таком подходе каждый человек воспринимается педагогами и учениками как самостоятельная ценность, а не как средство достижения собственных целей.
Личностно ориентированный подход осуществляется только при условии включения в процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника личностного опыта последнего (чувств, переживаний, эмоций, знаний, взвешенных действий и поступков), то есть при условии персонализации воспитательной взаимодействия. Если же педагогическое взаимодействие строго детерминируется распределением ролей, сделанным воспитателем или определенному сценарию воспитательного мероприятия (деперсоналізована взаимодействие воспитателя и воспитанника), равноправное сотрудничество, партнерство, субъект-субъектные отношения в воспитательном процессе невозможны. А следовательно, невозможно гармоничное развитие личности. Данная закономерность лежит в основе диалогического подхода.
Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Эта закономерность требует реализации индивидуально-творческого подхода.
Общие закономерности гуманистического воспитания обусловливают принципы воспитательного процесса (принципы воспитания). Напомним, что принципы (лат. principium - первоначало) -это основные требования к деятельности педагога, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель в построении воспитательного процесса: определении его содержания, форм организации совместной деятельности, методов, средств и т.д.
Главнейшими принципами гуманистического воспитания ученика являются:
1. Принцип непрерывного общего развития личности. Этот принцип является ведущим, потому что все другие принципы, в основе которых лежит закономерность - ориентация на развитие
личности, - подчиняется ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его реализации. Воспитание реализует гармоничное развитие личности, если оно ориентировано на "зону ближайшего развития" (Л.С.Виготський). Такая ориентация требует постановки задач воспитания, которые обеспечивают объективно необходимые базисные качества для развития личности в определенном возрастном периоде.
2. Принцип культуросообразности воспитания. Принцип определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, в которой воспитывается ученик, а также отношение между воспитанием и учеником как человеком культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ученику должна определяться, исходя из понимания его как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и самореализации своих творческих задатков и способностей.
3. Принцип включения личности в деятельность требует реального включения воспитанника в деятельность. Эффективное овладение общечеловеческими, общенациональными и региональными ценностями культуры осуществляется путем организации разнообразной продуктивной деятельности, значимой для личности, в которой каждый воспитанник может реализовать себя как неповторимая личность.
4. Принцип природосообразности воспитания. В его основе лежит учет многогранной природы ребенка: физиологических, психологических, возрастных, генетических, национальных, региональных и других особенностей. Частичное учета этих особенностей или пренебрежение ими приводит к загубленных талантов, недоразвитых задатков и способностей, затормозившихся психических процессов. Реализация принципа требует учета целостной природы ребенка.
5. Принцип индивидуально-личностного воспитания. Принцип означает признание каждого ребенка активным субъектом воспитательного процесса. Согласно этому принципу
законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение
ребенка выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие - высшим показателем его эффективности. Индивидуально-личностное воспитание исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей цілісності. ее становление предполагает творческий поиск вариантов воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.
Поиск путей реализации этого принципа позволяет преодолеть отношение к ученику как "винтика" воспитательной системы, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы жизнетворчества, самоопределения личности.
6. Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания.
Принцип направлен на создание условий для получения каждым воспитанником смысла своей жизнедеятельности. Личностные смыслы, по О.М.Леонтьєвим, выражающие страстность индивидуального сознания, ее особую субъектность.
Человек связан с реальностью объективного мира с помощью значений (предметов, явлений, событий), а с реальностью собственной индивидуальной жизни - смыслом. Личностный смысл - это значение, опосредованное мотивом. К смислоутворюючих мотивам относятся мотивы, которые влияют на выбор жизненной позиции, мировоззрения, профессии и другие "смысловые единицы жизни". Становление целостной системы личностных смыслов и является процессом становления личности (О.М.Леонтьєв).
Роль воспитания заключается в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которого они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем. Поэтому организация воспитательного процесса в школе должна быть такой, чтобы каждый ребенок в совместной деятельности приобретала собственные ценности, собственные смыслы.
7. Принцип диалогического (полісуб'єктного) подхода. Этот принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект - субъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества и партнерства возможен гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
При этом он использует систему форм сотрудничества, которую внедряет в определенной последовательности: от помощи воспитаннику в решении проблем в определенной саморегуляции в различных видах деятельности.
8. Принцип индивидуально-творческого подхода. Он предусматривает создание условий для творческого развития личности в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Принцип требует выявления (диагностически) творческих возможностей воспитанников, создание условий для самореализации и самоутверждения личности в соответствующих видах деятельности, развития творческих способностей.
9. Принцип комплексности предусматривает установление в воспитании тесного взаимодействия и сочетания учебного и воспитательного процессов, усилий самых различных институтов - семьи, школы, общественных союзов, детских, молодежных самодеятельных объединений, религиозных организаций, всех причастных к воспитанию и самовоспитанию.
10. Принцип преемственности и непрерывности означает прохождение ряда этапов, в течение которых постепенно усложняются и разнообразятся содержание и направления развития
тех образований, которые в целом составляют целостную систему характеристик личности. Начинаясь с первых лет жизни ребенка, процесс воспитания является непрерывным, бесконечным, он длится на протяжении всей сознательной жизни человека.
Принципы воспитания опираются на воспитательный процесс. Поскольку воспитательный процесс является системой, то и принципы, которые отражают его общие закономерности, тоже является системой. Существовало и существует много систем воспитания. Поэтому характер, некоторые требования принципов, а иногда и сами принципы меняются.
Принципы применяются не изолированно, не поочередно, а одновременно, комплексно. Среди принципов нет главных и второстепенных, они все равнозначны. Одинаковое внимание ко всем принципам предупреждает возможные нарушения протекания воспитательного процесса.
Принципы воспитания не является советом, рекомендацией. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое нарушение принципов не просто снижает эффективность воспитательного процесса, а подрывает его основы. Например, воспитатель, который грубо и умышленно нарушает принцип гуманизма, уважения к личности, может даже привлекаться к судебной ответственности.
В то же время принципы не являются готовыми рецептами, руководствуясь которыми воспитатель может достичь высоких результатов. Успех практической реализации принципов зависит от специальных знаний, опыта, мастерства, личности педагога.
- 1
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 37
К.Д. Ушинский указывал, что лучше дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурных. А.С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.
67. Принципы воспитания
Принципы – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением – закономерность, за закономерностью – основания жизни. С помощью педагога дети проходят школу добра, но это не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу.
К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.
Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
68. Гуманистическая педагогика
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50–60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.
Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, каков он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков он есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, инструменты, материалы.
Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия
Метод воспитания – это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.
Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.
Лучшие электронные книги в формате fb2
Во время инфекционной пандемии коронавируса coid19 наш сервис принесёт вам максимальную пользу. Онлайн чтение является безконтактным способом почерпнуть дополнительную информацию в условиях самоизоляции и карантана.
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, - найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.
www.humanism.ru
- Главная
- Новости
- Программные документы
- Манифест 2000
- Заявления
- Видео
- Здравый смысл
- РГО
- Труды В.А. Кувакина
- В.А. Кувакин. Неизвестность
- В.А. Кувакин. Твой рай и ад.
- В.А. Кувакин. Стать собой
- В.А. Кувакин. Религиозная философия в России
- Дискуссии
- Центр исследований
- Центр образования
- Правила
- Программа
- Курсы
- Основы гуманизма
- Статус гуманизма
- Гуманистические ценности
- Квазиценности
- Антиценности
- Гуманистическая психология
- Гуманистическая педагогика
- Практическое мышление
- Спецкурсы
- Гуманизм и критическое мышление
- Русская философия и культура
- Семинары
- Институт гуманистических исследований
- РГО-пресс
- Гуманистические сайты
- Гуманистические школы
- Современный гуманизм
- Библиотека
- П. Куртц. Запретный плод
- Об атеизме, религии и светском гуманизме
- П.Куртц. Искушение потусторонним.
- Ф.В. Цанн-кай-си. Исторические формы бытия философии.
- Дмитрий Крылов
- Анна Кудишина. Экзистенциализм и гуманизм в России.
- Видеотека
Лекция 4. Основные принципы гуманистической педагогики
Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности. Предполагалось, что теоретическое знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные (смысложизненные) ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее. (Не нужны никакие эксперименты для понимания того, что, если ежедневно глядеть в экран телевизора по 10 – 15 часов, то можно в итоге превратиться если не в пациента психлечебницы, то в весьма ограниченного человека с неадекватным восприятием действительности.)
Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.
С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.
В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т.п.
Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов (1) объективности, непредвзятости и научности, (2) саморегуляции и самодетерминации и (3) предлагающего объяснения.
Достижение объективности, непредвзятости и научности – это психологически и практически трудная процедура очищения педагогического процесса от идеологизмов, внушения, вольного или невольного навязывания учащимся определенной системы религиозных, атеистических, нигилистических или иных взглядов, а также политических убеждений, порой столь трудно отделимых от простой трансляции (сообщения) информации. Это очищение не бывает полным, поскольку и педагог никогда не бывает совершенно свободным от пристрастий, и сама атмосфера воспитательного процесса в большей или меньшей степени насыщена идеологизированными подходами и эмоциями.
Минимальным требованием очищения является искренняя и сознательная готовность педагога дистанцироваться от каких-либо политических и религиозных идеологий, соблюдение духа демократического законодательства относительно свободы совести и убеждений. Этически и граждански правильным будет воздержание от оценочных – порицающих или одобряющих – политических или идеологических суждений по поводу изучаемого материала,[1] либо сведение их к минимуму, а все-таки лучше – к нулю. Если же такие оценки невольно даются (тут можно заметить, что полное безучастие сделало бы изложение материала непонятным), то педагог обязан пояснить, что это его личное, не обязательное для всех остальных мнение. Таким же корректным должно быть изучение политико-идеологических или конфессиональных феноменов. Оно должно быть предельно объективным, научным, эмоционально нейтральным и свободным от субъективистских интерпретаций.
Саморегуляция и самодетерминация – перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т.д., т.е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т.е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т.е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики – пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.
Предлагающее объяснение – сложная и ответственная составляющая педагогического процесса. Речь идет о разъяснении учащимся оснований, правомерности, моральной и психологической корректности именно такого метода и процедур обучения, о которых здесь говорится. Вы не можете уклониться от трудного ответа на простой вопрос обучаемого: почему я должен предпочесть, принять, согласиться с предлагаемыми мне (в данном случае гуманистической педагогикой) идеями и технологиями обучения и самообучения? Зачем мне все это нужно?
Все возможные варианты ответа на эти вопросы должны удовлетворять как минимум следующему: они не должны ущемлять свободу человека и оскорблять его убеждений или веры. Здесь действуют общие принципы этики гуманизма. Ответы на всевозможные зачем? должны даваться в духе уважения и доброжелательности, в форме предложения свободно принять, так сказать, попробовать и испытать методы работы с собой.
Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола.
еобходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.
Три выделенных здесь аспекта педагогического процесса можно отнести к методологическим и вместе с тем к метамировоззренческим (идущим как бы поверх всякого мировоззрения), поскольку они носят общечеловеческий характер.
Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.
Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.
Педагогика, открывающая максимально широкое поле свободы и не закрепощающая процесс воспитания жесткими нормами, недирективна: ее главная задача – оказать личности помощь в приобщении к подлинным человеческим ценностям, помочь прояснить ее высшие потребности. Она учит человека свободе, творчеству, самостоятельности и ответственности. Она не ограничивает сферу свободного выбора учащегося и отказывается его вести к какой-то конкретной цели, идее, образу мыслей или идеалу, поскольку уважает свободу его самоопределения, мышления и совести. Это способствует созданию нужного – раскованного, свободного, творческого и ответственного – эмоционально-интеллектуального климата для успешного воспитания.
Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие и инфантилизм. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы. Она берет на себя задачу помочь человеку преодолеть страх и вместе с тем выработать мужество и резистентность (стойкость и сопротивляемость) по отношению к возможности того, что смысл и ценность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: государства, партий, корпораций, идеологий, церкви и т.д. По отношению к самой гуманистической педагогике эти опасения, надо полагать, излишни, так как гуманистическая педагогика ориентирована на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и идеологически нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого учащегося.
Что дает такой подход к образованию? Он учит не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется фундаментальное право личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, не препятствуя другим в реализации такой же возможности. Будучи во многом синонимичным идеям равенства и свободы, принцип самоопределения личности выглядит более конкретным и жизненным. Он помогает каждому занять свое уникальное место в жизни, снять напряженность в отношениях между столь несхожими друг с другом людьми.
Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться свободными и ответственными в своем личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.
Гуманистическая педагогика – это педагогика постпросветительская, сформировавшаяся с учетом исторического опыта XIX и XX веков, когда выявилась ограниченность абстрактного рационализма и неполноценность авторитарного похода к процессу воспитания. Как справедливо замечает Пол Куртц, авторитарная модель едва ли дотягивает до зрелого уровня морального педагога и ученика, так как бездумное и догматическое следование внушенному этическому кодексу не обеспечивает адекватного морального поведения в конкретных ситуациях. Соблюдаемые под страхом наказания или в результате внушения моральные правила отнюдь не гарантируют, что подлинные цели поступков будут действительно нравственны. Вряд ли возможен настоящий моральный рост личности, пока она находится в плену навязанных, но не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, именно воспитанный в жесткой, авторитарной атмосфере человек, как показали исследования Э. Фромма, в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления.
Идеал гуманистической педагогики не объективируется, не задается каким-то конкретным и стационарным образом, он – свободная, физически, психически, нравственно и интеллектуально здоровая личность. Эта педагогика предлагает развивать в молодежи, прежде всего, такие качества, которые помогут ей ориентироваться в насущных задачах, осознать и занять свое место в современном мире, прожить яркую, радостную и полноценную жизнь.
Трудно дать полный список этих качеств, но несомненно, что к ним относятся: жизнелюбие и жизнерадостность (жизнеутверждающая установка), самоуважение, самодисциплина, сознательность, независимость, благоразумие и забота о здоровье, креативность, эстетический вкус…
Все эти добродетели общепризнаны. Они касаются как отношений с другими людьми, так и к самому себе. Они характеризуют человека, способного нести ответственность за последствия своего выбора.
Гуманистическая педагогика – это педагогика высокого самосознания. Она призвана обучать искусству мышления и прививать уважение к разуму; она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей – мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; она берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, т.е. научно ориентированного, философского и нравственного взгляда на мир.
Вопросы к лекции
1. Каковы общие и специфические цели гуманистической педагогики?
2. Почему в гуманистической педагогике должно сохраняться единство требований к педагогу и целей воспитания?
3. Каким образом и на каких принципах должна созидаться гармония между педагогом и учащимся?
Вопросы для размышления
Почему гуманистическую педагогику называют неопросветительской?
Почему общечеловеческие принципы педагогической парадигмы современного гуманизма так непросто реализовать в системе народного образования?
Примечания
[1] Речь, разумеется, не идет о воздержании от оценок откровенно человеконенавистнических, фашистских, тоталитаристских и расистских идей, а также уголовно наказуемых деяний.
[2] Куртц П. Запретный плод. – М.: Гнозис, 1993. – С. 160.
[3] Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. – М., 1992, С. 174.
Читайте также: