Психология как наука предмет и задачи психологии шпоры
Издание: Психология и педагогика. Завтра экзамен
Предмет, задачи и особенности психологии как науки
Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует.
Предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой — своеобразные объекты: личность, группа, деятельность и поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.
Задачами любой науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.
Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Вопрос 1. Что составляет предмет и задачи психологии как науки?
Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности. Психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.
Из вышеприведенного определения видно, что психика присуща не только человеку, следовательно, в психологии всегда учитывается общность психики животных и человека. Психика многообразна в своих формах и проявлениях.
Психика человека, во-первых, включает в себя все сознательное , т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления и воображение, память и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда.
Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
- изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
- анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
- исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
- содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).
Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.
Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.
Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.
Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.
Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершенствовать их в интересах развития всего общества.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.
Вопрос 3. Чем отличается психология от других наук?
Психология значительно отличается от других наук.
Во-первых, она является одной из самых сложных наук , так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм, известный в природе. Да и сами психологические явления очень многообразны (среди них присутствуют и психические процессы, и психические состояния, и психические свойства и т. д.) и многогранны (например различают и индивидуально-личностные, и социально-психологические, и политико-психологические, и национально-психологические, и т. п. феномены), а большинство законов психики и закономерностей проявления психологических явлений до сих пор не изучено. Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.
Во-вторых, в психологической науке присутствует слияние предмета и объекта. Объясняется это тем, что человек с помощью психики (сознания) сначала познает окружающий его объективный мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. Слияние предмета и объекта в психологии часто бывает неоднозначным (например, тот или иной человек не обязательно ведет себя так, как ему диктуют объективные обстоятельства его жизни и деятельности). Оно почти всегда имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить (например, в одно и то же время люди выступают представителями разных общностей — национальных, региональных, конфессиональных и т. д., и вынуждены вести себя так, как того требует та группа, в которой они в настоящее время находятся).
В-третьих, знание и учет психологических явлений и процессов имеют уникальные практические следствия , которые состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний и объективно, и субъективно очень часто имеют гораздо большее значение для людей, поскольку, с одной стороны, что может быть важнее для людей, чем осмыслить причины всех проблем человечества — психику и сознание его самого? С другой стороны, первоначально познав сущность и содержание психики и сознания людей, закономерности их проявления и функционирования, впоследствии гораздо легче осмысливать и правильно интерпретировать и их поведение, и деятельность, и общение, и взаимопонимание.
В-четвертых, психология и ее исследования чрезвычайно перспективны . Это обусловлено постоянно возрастающей ролью и значением психики и сознания людей. Можно с большой степенью ответственности считать, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации. Об этом же свидетельствуют и события, происходящие в наступившем новом тысячелетии. С одной стороны, например, в настоящее время присутствует стремление людей к объединению, отказу от старых границ, которые их разъединяли, а с другой — хорошо видно, что население большинства государств земного шара психологически к этому еще не готово. Хотя технически объединиться не так и трудно.
Вопрос 4. Что представляет собой содержание психики?
Содержание психики определяется реальной действительностью, которая отражается в этом содержании в виде психических процессов, состояний, образований, свойств и социально-психологических явлений.
1. Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности и длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
В целом психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные результаты (например, чувства, образы, мыслительные операции и т. д.).
Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:
- познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь);
- эмоциональные (эмоции и чувства);
- волевые (воля).
3. Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и саморазвития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
4. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?) и способности (что может человек?). Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени.
5. Социально-психологические явления — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и т. д.).
Психические процессы, состояния, свойства и образования человека и социально-психологические явления выделяются только для целей изучения. В действительности же все они все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.
Представления о психологических явлениях и процессах могут носить разный характер.
С одной стороны, человек как сознательное существо отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Все это житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обычно присущи следующие основные отличительные характеристики:
- конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
- интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;
- ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;
- опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;
- ограниченность в материалах, свидетельствующая о том, что человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.
- обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;
- рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;
- неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;
- опора на эксперимент, когда научные психологические знания исследуются в различных условиях;
- слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных экспериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях. Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию — совершенствовать представления о человеческой психике. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная — их систематизирует.
[Шпаргалка (жаргон - шпора) — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить].
III этап. В 20-х годах 20 века происходит смена предмета ;. В США возникает бихевиоризм и предметом становится поведение. Основной метод – эксперимент. Центральная проблема – проблема научения. Суть бихевиоризма выразил Уотсон формулой S;R (стимул-реакция), это соотношение стало единицей поведения. Поведение – это система реакций, нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Основные задачи сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т.е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и по характеру реакции определить вызвавший ее стимул.
Законы поведения универсальны и предполагали, что всевозможные навыки (двигательные, поведенческие) формируются путем многократного механического повторения одного и того же действия. Бихевиористы не отвергали сознание, но, в силу того, что нет методов, его нельзя изучать.
Впоследствии возникли: бихевиоризм и
социобихевиоризм.
Бихевиоризм.IV этап. В 10-20 гг. 20 в. возникают различные психологические школы и направления, которые имеют свой специфический предмет изучения и свои методы.
Психоанализ.
Фрейд. Предмет изучения – взаимосвязь между бессознательным и сознанием. Основные методы:
- методы свободных ассоциаций
- анализ сновидений
- ассоциативный эксперимент
- анализ ошибочных действий (анализ забывания намерений, имен, описки, оговорки и т.д.)
Фрейд – создатель теории бессознательного, описал структуру психики, состоящую из трех компонентов:1. Сознание
2. Предсознание (латентные знания человека, т.е. те знания, которыми он владеет, но которые в данный момент не присутствуют в сознании, но при необходимости могут легко актуализировать в сознании).
3. Бессознательное (бессознательные влечения и инстинкты сексуального и агрессивного характера, они энергетически очень мощные, в целом определяют поведение человека практически не переходят в сферу сознания в результате работы защитных механизмов).
Фрейд выделил 3 компонента в структуре личности:
- Ид—-Оно (сосредоточение сексуальных и агрессивных инстинктов, которые стремятся к удовлетворению вне зависимости от внешних обстоятельств), оно является врожденным, ничего не знает о реальности и существует по принципу удовольствия.
- Эго—-Я (формируется у человека, когда он сталкивается с первыми запретами), оно стремиться обеспечить самосохранение, существует по принципу реальности.
- Супер-Эго—Сверх-Я (включает в себя моральные установки, ценности), условно является совестью человека. Развивается позже.Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
Сознание и его характеристики
Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание - это общественный продукт.
Характеристики сознания.
1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе. 2. Вторая характеристика сознания - отчетливое различение Я и "Не-Я". Человек выделившийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков.
3. Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей.
4. Четвертая характеристика - включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений.
В целом сознание характеризуется
1. Активностью (избирательностью),
2. интенциональностью (направленностью на предмет),
3. мотивационно-ценностным характером.
4. Различными уровнями ясности.
Генезис сознания Гиппенрейтер
Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека - подчиненность ее исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности.
Производительный труд стал возможным благодаря использованию орудий. Поэтому орудийная деятельность животных рассматривается как одна из биологических предпосылок антропогенеза. Животные, однако, не могут изготавливать орудия с помощью другого орудия. Изготовление орудий с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности - труда. Изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания. Оно предполагало разделение труда, т.е. установление социальных отношений на основе небиологической по своему содержанию деятельности. Наконец, оно означало материализацию опыта трудовых операций (в форме орудий) с возможностью хранения этого опыта и передачи его последующим поколениям.
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Первоначально сознание возникло как нечто обеспечивающее биологическую адаптацию. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отделеннности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В этом определении Леонтьева подчеркивается "объективность", т.е. человеческая беспристрастность, сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву.
Классики марксизма неоднократно высказывали мысль, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Эти положения получили развитие в трудах Выготского и Леонтьева. По Леонтьеву, всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, поэтому толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда.
Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе такие операции представляются биологически бессмысленными. Эти операции имеют ввиду промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие. Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла. Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом, между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмет.
В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь, чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т.е. открыть для себя его смысл. Смысл, по определению Леонтьева, и есть отражение отношения цели к мотиву.
Для успешного выполнения действия необходимо развитие "беспристрастного" типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание объективных устойчивых свойств этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания - речи и языка. В слове стали фиксироваться результаты познания.
Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей человек стал носителем общественного сознания (сознание - совместное знание). Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию", и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания. Речь сначала появляется для воздействия на себе подобных, и только потом она обращается на себя и становится регулятором собственного поведения.
Леонтьев придерживается позиции К. Маркса о сущности сознания. Маркс говорил о том, что сознание есть продукт общественно-исторических отношений, в которые вступают люди, и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В процессах, порождаемых этими отношениями, происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека в форме сознания. Леонтьев пишет, что сознание есть "открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. И вслед за Марксом, Леонтьев говорит, что сознание есть специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, она может пониматься только как продукт отношений и опосредований, возникающих в ходе становления и развития общества.
Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же, по-прежнему, остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится так же и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действии и операций, протекающих в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится так же сознанием-деятельностью. Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической многомерностью.
По Выготскому, компонентами сознания являются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: - биодинамические свойства движений, опыт действий, - чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
- Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия. - Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:
1) отражательная, 2) порождающая (творчески - креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Два подхода к пониманию сознания: 1. Сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Сознание рассматривалось как общее "бескачественное" условие существования психики (Юнг сознание - сцена, освещенная прожектором) - сложности конкретного экспериментального исследования , 2. Отождествление сознания с какой-либо психической функцией (внимание или мышления) - исследуется отдельная функция.
На уровне сознания основные психические процессы обретают новые, по сравнению с психикой животных, характеристики. Познавательные процессы становятся произвольными, опосредованными и осознанными (возникает произвольное внимание, осмысленное восприятие, произвольное и опосредованное запоминание, словесно-логическое мышление и т.д.). потребностно-мотивационная сфера так же теряет присущий животным непосредственно-побудительный характер, соотносясь с культурно-выработанными ценностями и средствами, возникают социогенные потребности - духовные, творческие, эстетические и др. Именно с уровнем сознания соотносится воля. Преображается эмоционально-чувствительная сфера, определенные эмоции обретают характер социально-обусловленных ценностей, формируются высшие чувства.
Читайте также: