Психология современной семьи шпоры бгпу
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная психология".
семейная психология.docx
Изучая проблемы равного брака, мы получим достаточно точное описание современного института семьи, сумеем объяснить тот кризис, в который угодил весь современный цивилизованный мир, а вслед за ним и все мы.
Итак, речь пойдет о браке, в котором встречаются мужчина и женщина, обладающие принципиально различными подходами к организации внешней стороны бытия, но зато с одинаковым типом мышления, одним стилем ведения дел. Отсюда вытекает главная стратегическая линия брака — минимальный интерес к бытовым вопросам, с одной стороны, и налаживание эмоциональных, интеллектуальных, деловых контактов — с другой. Все, что было так важно в патриархальном браке, — порядок, разделение труда на мужской и женский, четкий режим дня, наличие многочисленной домашней утвари, огромные запасы провианта и т. д. и т. п., все это теперь не так уж важно, все это мешает, отвлекает от главного — постоянного напряженного выяснения отношений.
Для любого другого брака мощное и нелицеприятное выяснение отношений было бы губительно, но в равном браке оно не приводит к ухудшению, а сплошь и рядом даже полезно. Можно ругаться, можно ссориться, хотя лучше всего, конечно, просто обсуждать различные проблемы, а еще лучше — обсуждать подробности какого-нибудь совместного дела, скажем бизнеса или политических мероприятий. У большинства удачливых современных политиков брак именно равный. Помогает равному браку обстановка обоюдной заряженности супругов на внешние дела, в ущерб внутреннему благоустройству семейной жизни.
Еще недавно мы и помыслить не могли о том, чтобы выйти из стереотипов патриархального брака. В семье Должен быть глава, он же кормилец и добытчик. Должен быть налажен быт, свое, домашнее, и дешевле, и вкуснее, и полезнее. Ну и наконец, что за семья без детей. Равный брак не только подвергает эти стереотипы сомнению, но попросту отрицает их.
Начнем с того, что зарплаты мужа стало не хватать на возросшие потребности семьи, жене пришлось идти работать. Потом (или одновременно) вполне привычным стало женское высшее образование. Никого уже не удивляет тот факт, что женщины все чаще имеют более престижную и высокооплачиваемую работу, чем мужчин Неизбежным в такой ситуации стало снижение интереса к рождению и воспитанию детей, перепоручение их на разных этапах воспитания яслям, детсадам, школам, бабушкам, нянюшкам, прочим третьим лишним. Все описываемые трансформации и есть переход от патриархального брака к равному. Неналаженность и запущенность быта компенсируется более высокими доходами семьи, где оба супруга находятся при деле. Нет своих могучих запасов, зато есть возможность купить готовое, сходить в ресторан, нанять кого-то, в конце концов. Высвобождается огромное количество времени, физических и психологических сил для деловой и творческой активности мужа и жены.
Ну а что же дети? Казалось бы, на детях все эти трансформации никак не должны отражаться. Однако это глубоко не так. В равном браке разрушается тот самый детский мир, без которого невозможно вырастить психологически уравновешенного ребенка. От постоянных споров, изменений, нововведений мир теряет четкие очертания. Не установившаяся еще психика ребенка ищет опоры и не может ее найти, все зыбко, все плывет, ребенку трудно фиксировать свое движение, свои изменения, не имея точки отсчета. Раньше времени инициируется интеллектуальная сфера ребенка, что может радовать родителей, но на деле это вредно, как и все, что происходит раньше времени. Ребенок должен научиться ходить, бегать, говорить, а лишь потом думать, анализировать, сомневаться.
И наконец, самое главное — в равном браке рано или поздно возникает дилемма: или брак, или дети. Как бы сознательно родители ни хотели уделить внимание детям, они все равно начинают чувствовать, что дети мешают им, отвлекают от дел, не дают общаться мужу женой, а жене с мужем. В патриархальном браке дет
усиливают взаимную любовь родителей, улучшают отношения между ними и от этого становятся еще лучше. В равном браке дети очень рано начинают понимать, что мешают родителям, и, таким образом, происходит обратный резонанс: поиски душевного контакта происходят на стороне — у бабушки, в детсаду, у воспитателя, учителя и т. д., вплоть до дурной компании.
Другой очень важный аспект состоит в равенстве супругов. Равная зарплата, равная степень участия в хозяйстве, равный авторитет в решении семейных проблем — все это радует защитников прав человека, но безумно огорчает защитников прав детей. Дело в том, что равный брак делает женщину много мужественнее, а мужчину мягче, слабее, безответственнее. В результате мать не может дать детям нужного количества ласки, нежности, тепла, а отец не гарантирует семье необходимой защиты, не является энергетическим щитом, отчего теряется одно из главных условий существования нормальной семьи — ощущение некой своей территории. Грубо говоря, в равном браке слишком сильны сквозняки, слишком тонки стены, слишком мало тепла.
Воспитание в семье, где различить отца и мать можно лишь по одежде, в итоге принесет вполне ожидаемые результаты — слишком сильные девочки и слишком слабые мальчики. Так начинается цепная реакция постепенного размыва половых различий, постепенного разрушения семьи как места рождения и воспитания детей.
забыть о патриархальном браке и жить в браке равном, но! по его уже ущербным законам. А именно: рожать не более одного ребенка, создавать все более совершенные детские учреждения, а главное — планировать каждый день в воспитании собственного чада (хотя бы до 7 лет) заранее и очень тщательно.
Романтическая, возвышенная любовь не является препятствием в воспитании детей. Однако идеалы равного брака ведут супругов не к романтической любви, к любви интеллектуальной, соревновательной, в которой максимальное значение приобретает секс, сексуальное творчество. Такая любовь уводит от проблем детей, вергает самоценность воспитания подрастающего поколения. В равном браке главная ценность — это отношения между мужем и женой. Отсюда вывод — если вдруг ушла любовь или просто супруги надоели друг другу, то нужно немедленно расходиться, что было невозможно в рамках стереотипов патриархального брака (это подтверждали и законы того времени). Так что наступление эпохи равных браков автоматически подразумевает резкое увеличение разводов и, соответственно, снижение интереса к детям.
4 вопросТрадиционные и современные функции семьи как социального института
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. "Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет" [Соловьев Н. Я., 1977]. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе.
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения -удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в нашем обществе уже не выполняет такой функции, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.
Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.).
ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ шнейдер
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.
Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
За годы экономических реформ наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.
2) Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.
В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.
Шпаргалка Шпаргалка по "Семейной психологии"
11.ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ
В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.
При исследовании супружеской пары (брачного союза), обратившейся в психологическую консультацию, необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.
15.ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИя
20. Проблемы психологического анализа предразводной ситуации супругов.
С психологической точки зрения развод - это изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. Поддерживающие факторы - морально-психологическая и отчасти экономическая заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. Факторы, разрушающие брак, – проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатия, раздражение, ненависть. Кроме них существуют внешние факторы, которые также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера).
Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, в которой присутствует психологический анализ предразводной ситуации и терапевтические методы помощи его участникам на следующих стадиях:
Эмоциональный развод – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх, отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.
Время размышлений и отчаяния перед разводом. Сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На когнитивно-поведенческом уровне характерно отрицание существующей ситуации, отступление физическое и эмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапе терапевт может предложить супружескую терапию для обоих партнеров, терапию в ситуацию развода или какой-либо вариант групповой терапии.
Проблемы предразводной ситуации:
- предразводная ситуация представляет собой критическое острое переживание, которое развивается в течение относительно продолжительного времени;
- наблюдаются негативные реакции в социальном окружении. В дальнейшем это может привести к критическому обострению и без того напряженной ситуации. Поддержка и понимание друзей и родственников существенно облегчают процесс развода.
- очевидна потеря привычных социальных отношений. После первоначального сочувствия и услужливой поддержки контакты с близкими людьми зачастую ослабевают, постепенно разрушается привычный порядок жизни. Теряются хорошие знакомые, уходят в сторону родственники прежнего супруга, осложняются взаимоотношения с преобладающей частью членов семьи.
- возможны глубокие эмоциональные кризисы у тех, кто во время супружества почти не поддерживал собственных независимых отношений с друзьями, подругами. Потеря социальных отношений рождает чувство одиночества, которое в свою очередь может привести к драматической эскалации проблем и конфликтов.
- возникают проблемы и трудности с родственниками при изменении социального положения и перераспределении социальных ролей, а также в ситуации эмоциональных конфликтов и многосторонней зависимости родственные связи могут стать контролирующими, нормативно регулирующими и ограничительными. Если попытки решить свои проблемы, изменить структуру повседневной жизни, найти новые ориентиры в жизни не отвечают ожиданиям и ценностям родственников, они подвергаются санкциям и давлению.
- почти все родители при разводе не понимают, критикуют, упрекают или прямо обвиняют своих детей в несостоятельности. Родственники часто относятся к желанию развестись, как к капризу, несмотря на очевидные, разрушительные для обоих супругов конфликты. Их вмешательство становится дополнительной нагрузкой в переживании процесса развода и нередко осложняет его, особенно для женщины.
- те, кто кроме родственных не имели других доверительных отношений, испытывают значительные трудности в преодолении всех стадий развода. Более общительные, имеющие широкий круг друзей, знакомых, значительно легче выходят из этой сложной ситуации.
Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние десятилетия XX в. Политические и экономические перемены в России способствовали тому, что общественное мнение стало более лояльным к разным моделям совместной жизни и семьи; появилась возможность образования более сложной семейной структуры за счет повторного брака одного или двух партнеров.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по "Семейная психология"
Семейная система психологически хар-ся такими св-ми как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность).
! вопросы семейная психология.doc
01 Психология семьи .doc
02 эволюция брачсем отношений.doc
03 нетрадиционные формы брака.doc
04 Кризис совр семьи и нарушения ее развития.doc
05 Хар-ка семьи как социального института и как системы .doc
5. Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи. Традиционно семья это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак.
Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы. Типы семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеют право иметь нескольких жен или мужей. (В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт культуры возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Ф-ии. Основная ф-я семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.
социальные функции:
а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая— поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи,
в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.
В настоящее время имеются достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции институционального и группового подхода для социологического изучения семьи как социальной системы (М.С. Мацковский). Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика системного подхода, т.е. выявление компонентов внешних и внутренних связей, целей функционирования, функций.
Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:
- несоответствие функционирования семьи общественным потребностям
- противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы
- падение престижа традиционного брака.
Семья рассматривается как система , обладающая определенной структурой и свойствами также (Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф.) Как и всякую систему, ее характеризует следующий ряд признаков:
- взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;
- холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от изначальных индивидуальных характеристик;
- структурная организация, основными параметрами которой являются: иерархичность, или соподчиненность элементов структуры; наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды; сплоченность; ролевая структура семьи;
- специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные; прерывистые, непрерывные);
- динамичность, или способность развиваться;
- способность к самоорганизации: наличие внутрисемейных сил, позволяющих семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не разрушаться;
- диалектика гомеостаза и развития.
Сложность анализа семьи как системы заключается в необходимости учитывать тот факт, что любая система является частью других, более крупных систем и находится с ними в непосредственном взаимодействии и взаимовлиянии. Несмотря на то, что в данном пособии в фокусе анализа находится нук-леарная семья, с целью формирования максимально полных представлений о ее жизнедеятельности, необходимых для определения наиболее адекватной стратегии психологической помощи, на наш взгляд, следует учитывать различные уровни функционирования семейной системы. Исследователями были выделены четыре уровня семейного функционирования — индивидуальный, микросистемный, макросистемный, мегасистемный, —учет которых позволяет обеспечить множественность перспектив при работе с семьей.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".
Предмет и задачи психологии семьи.doc
Партнерский стиль (демократический, авторитетный, кооперация), сочетающие в себе высокий уровень контроля и теплые отношения между родителями и ребенком, а также принятие ребенка таким, какой он есть. Родители принимают растущую автономию детей. Они открыты к общению с ребенком, прислушиваются к его мыслям и пожеланиям в разумных пределах. Положительным является то, что в коллективе, такая личность стремится в любых видах деятельности занимать лидерские позиции, будет уверенной в себе.
Детскоцентрированный стиль (гиперопека, "кумир семьи", симбиоз,"отношения двух","ребенок, который заменяет мужа","гиперсоциализирующее воспитание") - чрезмерная опека, мелочный контроль, тщательное наблюдение за ребенком. Родители, которые так поступают в большинстве случаев имеют повышенный уровень тревожности и различные страхи, они постоянно имеют ощущения, что с ребенком должно что-то случиться. Хотя гиперопека базируется якобы на любви, такой тип общения имеет негативные последствия - личность растет несамостоятельной, нерешительной, часто в коллективах такую личность игнорируют, не замечают.
Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе. Такой стиль общения разрушает психику ребенка. Лишение любви, заботы и внимания, с другой стороны, постоянный контроль, упреки и насилия формируют агрессивно настроенную, апатичную, неуверенную личность. Используют этот стиль родители, которые, возможно, тоже воспитывались авторитарными личностями, имеющими определенные психические расстройства, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Нейтрально-отрицающий стиль (индифферентный, игнорируя, "неприятие, эмоциональное отторжение", безнадзорность, "ребенок бремя для матери", "мать с разбитой судьбой", "семья, которая вынуждена бороться за социальное и экономическое выживание") сочетает в себе низкий уровень контроля и холодные отношения. В основе этих стилей лежат пренебрежение ребенка, отвержение индивидуальных особенностей, отсутствие заинтересованности его жизнью. Родители не проявляют заинтересованности в воспитании собственных детей, не устанавливают для них никаких ограничений. Они закрыты для общения из-за того, что они заинтересованы только собственными проблемами. Сочетание этих критериев особенно негативно влияет на психику ребенка, поскольку он не имеет уверенности, нужности, защищенности в жизни. Той любви, которой лишили его родители, личности, будет не хватать всю жизнь, и ребенок будет искать ее в других людях, очень хорошо, если эти люди будут хорошими и авторитетными. В обратном случае ребенок может склоняться к разрушительному типу поведения. Следует отметить, что жесткий и нейтрально отрицающий стили детско-родительского взаимодействия имеют разрушительное влияние на личность. Наибольший вред для развития личности оказывает непоследовательность и несогласованность стиля родительского взаимодействия. Непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, также ребенку трудно понять, какого именно поведения ждут от него родители. Сложные и многогранные отношения в паре "мать-ребенок", особенно, когда семья является неполной. Согласно взглядам Ф. Хорвата, "материнская любовь воспитывает чувствительность, внимание к людям, умение сострадать и помогать им, быть надежным и верным человеком; благодаря матери у ребенка развивается способность любить, зарождаются источники альтруизма, положительных духовных наклонностей". Тип родительского воспитания имеет существенное влияние на развитие психики, в частности на развитие личности. В психологической литературе понятие "стиль родительского отношения", "тип семейного воспитания", "родительская позиция" очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности и стилей семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекции. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К личности ребенка проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часто физическая заброшенность и не ухоженность. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенной, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и пустяковом контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя гиперпротекция, что потакает. Так называют воспитания "кумира семьи". Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и сопротивлении на свою силу. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Этот стиль воспитания оказывает наиболее негативное влияние на развитие личности. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующей ее возраста. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или стариками. Кроме этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: преимущество женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
1. одобряющих - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Что отторгает с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его жизни.
4. Симбиотически-авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения: "принятие-отторжение", "кооперация" (социальная желательность), "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник" (инфантилизация- инвалидизация). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.
По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушка и дедушка могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д.
Семья выполняет следующие функции:
- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
- эмоциональная функция - удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке)
- функция духoвнoгo общения - совместное проведение досуга (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека)
- функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членaмы семьи и др..
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в ее эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В детстве и в раннем детстве семья играет решающую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается основным, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологической пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемой ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостатка внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
23. Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения.
Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь, как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (3.Фрейд, А.Адлер, Д. Винникотт, И.С.Кон, Г.Г.Филиппова). Существуют два социальных института родительства - материнство и отцовство[1].
Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляя естественную природную характеристику женщины, и не нуждается в дальнейших объяснениях. Родительское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Известно, что именно мать является первичным и основным близким взрослым, предоставляющим ребенку заботу и защиту (caregiving) на протяжении всей человеческой истории. Обоснованием такой уникальной позиции матери в реализации функции родительского ухода и воспитания является то обстоятельство, что матери, в отличие от отцов, наиболее адекватно могут реализовать свою репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком.
Это обусловлено полной уверенностью матери в своем родительском статусе, более коротким, по сравнению с мужчинами, репродуктивным периодом в онтогенетическом цикле, более длительном интервале между рождением детей и большими энергетическими затратами для ребенка на протяжении периода беременности и родов. Д.Боулби говорит о сохранении материнского инстинкта в процессе эволюции в силу его особого значения для сохранения человеческого рода. Важную роль в "запуске" материнского поведения (ухода и заботы о младенце) играют гормоны, связанные с беременностью и лактацией, в частности окситоцин. Так, например, высокий уровень окситоцина связан с глобальными изменениями, подготавливающими уход за младенцем, включая большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и монотонии, сопровождающей деятельность ухода. Существует предположение о существовании критического периода - периода импринтинга в формировании материнской любви и привязанности к младенцу, когда определенные "ключевые раздражители" запускают врожденную программу ухода, заботы и привязанности. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к формированию надежной позитивно-эмоциональной связи с приемными детьми.
Формирование материнского эмоционального принятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в период беременности. Известно, что у женщин, которые в период беременности осуществляют общение с ребенком - думают о нем, разговаривают с ним - эмоциональная связь с ребенком формируется быстрее.
В концепции Э.Фромма материнская и отцовская любовь рассматриваются как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказывающие различное влияние на развитие ребенка.
Отец, согласно Э.Фромму, выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины, санкций. Исследования показывают, что подростки скорее согласны принимать наказания со стороны отца, а не матери. Если наказывает мать, это воспринимается как эмоциональное отвержение, проявление нелюбви и враждебности.
Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская любовь, их интериоризация и синтез обеспечивают формирование духовно здоровой зрелой личности. Искажения материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребенка. Э.Фромм приводит следующие примеры сценариев развития ребенка при искажении и инверсии ролей отца и матери. Так, сочетание любящей и чрезмерно властной матери и слабого и зависимого отца приводит к формированию излишней зависимости от матери,потребность в опеке и заботе, отсутствию дисциплины, автономии, ответственности, причем особенно губительно это сказывается на мальчике. Недостаток материнской любви приводит к центрации на матери и жажде безусловной материнской любви. В этом случае в собственной супружеской жизни человек будет стремиться быть любимым, но не любить самому.
Читайте также:
- Операция удаление грыжи цементирование
- Паховая грыжа при раке
- Грыжа жжение внизу живота
- Ревитоника упражнения для мышц лица
- Рожистое воспаление при лимфостазе верхних конечностей