Радостное сердце благотворно как лекарство а пораженный дух иссушает кости
Что такое унылый дух, и почему он сушит кости?
Уныние, как разновидность греха, – это скорбное, стесненное состояние человеческого сердца, обусловленное воздействием на него различных неблагоприятных факторов.
Синонимы этого слова: отчаяние, скука, грусть, печаль, кручина, меланхолия, хандра.
В Православии уныние считается 8 смертным грехом .
Уныние, как грех, не исходит от нашего Создателя, но, как и другие подобные негативные чувства, берет начало из преисподней.
Чувству уныния подвержены практически все люди, но одержимы этим духом становятся, в основном, те, кто склонен к чувству жалости самого себя, повышенной ранимости, обидчивости, самоосуждения, постоянного индульгирования на самом себе, завышенной самооценки. С такими людьми тяжело общаться. Они во всем видят повод со стороны других людей как бы обидеть посильней, укорить, принизить. Греховность уныния ставит свою печать на лицо такого человека, своеобразное клише, которое формирует его духовный мир со всеми вытекающими из этого последствиями. Каковы мысли в сердце человека, таков и он.
Библия, часто упоминая о сердце, подразумевает дух человека.
Внимательно исследуя Священное Писание, мы можем увидеть, что дух человека состоит из трех составляющих: совесть, интуиция, способность воспринимать голос Божий.
Душа также имеет три составляющие: ум, чувства, воля.
Тело же является носителем духа и души.
Иными словами, человек – это дух, вмещающий душу, и помещенный в тело.
Уныние, как одна из разновидностей греха, проникает в душу, приживается там, далее распространяется, как вирусная инфекция, за свои пределы и поражает дух человека, что крайне негативно сказывается на его духовном и физическом здоровье.
Прит.17:22 "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости."
Как известно, кости человека содержат костный мозг, в котором созревают клетки крови и иммунной системы, крайне необходимые для правильного функционирования всего организма. Недостаток этого вещества приводит к тяжким заболеваниям. Понаблюдайте внимательно за человеком, живущим постоянно в унынии, грусти, печали, депрессии. Многое расскажут о нем его походка, речь, жестикуляция, цвет лица, взгляд, манера общения.
Внешние признаки унылого духа
- Апатия
- Бессонница или повышенная сонливость
- Отсутствие аппетита или наоборот - переедание
- нарушение работы кишечника повышенная утомляемость
- снижение сексуальных потребностей
Прит.15:13 Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Последнее время медики все больше и больше приходят к выводу о непосредственном влиянии духовного и душевного состояния человека на его физическое здоровье.
Как уберечь себя от духа уныния ?
Обратимся к авторитету Слова Божьего.
Пс.41:6 "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего."
Псалмопевец обращается с вопросом к своей душе. Он не прячется от проблемы, не закрывает на нее глаза, а вслух ставит вопрос душе: "что унываешь и что смущаешься?"
1 Душевную проблему нельзя игнорировать. Ей нельзя позволить распространиться в наш дух. Ей надо взглянуть в глаза, разобраться с ней: откуда ветер дует, каковы причины ее возникновения.
2 Приказать своей душе, то есть принять волевое решение, возложить упование на своего Создателя, имеющего для человека выход из любой ситуации. Но это еще не все. Надо также принять решение, неважно, в каком состоянии ты находишься, тут же начать славить Бога и Спасителя своего. Поверьте, мрак в душе мигом рассеется, и в свете Его любви откроется вам выход из любой тупиковой ситуации. Не позволяйте духу уныния доминировать над вами.
Гал.6:9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
В послании к Галатам Апостол Павел богодухновенно повелевает делать добро окружающим людям, в первую очередь своим по вере, и притом, не унывать. Почему? Да потому, что грех уныния может свести на нет все старания человека в его добром делании и не принести плодов. Ослабеть мы можем, если будем позволять духу уныния доминировать над нами. Надо всегда контролировать свои мысли, исследовать их, откуда они, кто их хозяин?
Иак.1:17 "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…"
Из этого места Писания видим, что все лучшее, все совершенное, все доброе приходит к человеку от Бога. Это для нас, как ориентир для фильтрации наших мыслей. Все, что не от Бога, а это скорбь, теснота, мучение, уныние и прочее, необходимо отдать Отцу Небесному в молитве о духовной поддержке. Очень хорошо, если за вас помолятся утвержденные в Боге верующие.
Вот примерная молитва для освобождения от духа уныния.
Господи, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Ты видишь сердце мое. Оно пленено духом уныния. Я признаюсь Тебе, что согрешил, когда допустил этот нечистый дух в свое сердце. Я не могу, Боже, сам избавиться от него. Очисти меня, Боже. Освяти Духом Своим. Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, дух уныния, оставь меня, уйти прочь. Я дитя Божье, и тебе нет части во мне. Господь Иисус заплатил за меня своей кровью, пролитой на Голгофе. Я искуплен от рабства греху и свободен. Во имя Иисуса. Аминь.
Произнеся эту молитву от чистого сердца, верьте, что Бог услышал вас и решение вашей проблемы уже имеется. Начните действовать по вере: независимо от ситуации в вашей жизни, доверьтесь полностью Богу, прославляйте Его, читайте Библию, делайте добро людям. Найдите себе какое-нибудь служение при поместной церкви, которую посещаете. И увидите: придет как заря, свобода в вашу жизнь, и радость, как утренние лучи солнца, согреет вас, и растают как пар, как густой туман, все ваши прежние проблемы. Пусть Бог благословит вас и даст вам мир. Аминь.
Посмотри обязательно видеоролик!
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email
Всего доброго. С уважением, Вячеслав Ерогов
Притчи Соломона
Глава 16.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
10 В устах царя - слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
11 Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме.
12 Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
14 Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
15 В светлом взоре царя - жизнь, и благоволение его - как облако с поздним дождем.
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].
31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.
Глава 17.
1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.] 7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.
8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21 Родил кто глупого,- себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.
25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
Я по образованию медик, поэтому для меня все просто было: анализы, диагностика, постановка диагноза и назначение лечения. Но в отношении себя столкнулась с необъяснимым явлением: никакое лечение не помогало мне решить проблемы со здоровьем. Повышение давления и потери сознания постоянно сопровождали меня. Никакие препараты не помогали.
Чуть позже я сопоставила факты и обратила внимание, что беспокойство и волнение приводили к повышению давлении и обмороку. Но для меня, как и для многих людей, очень трудно было связать мое плохое самочувствие со своим душевным состоянием. Я не считала свою болезнь причиной моих духовных проблем. Долгое время наблюдая за причиной и следствием, пришла к выводу, что душа и тело, психика и соматика, — это единая система, где всё между собой переплетено и тесно связано.
В своей медицинской практике, мне никогда не приходилось видеть сияющего от радости невозрожденного человека, который лежит при смерти. В болезни сложно носить маску благополучия. В тоже время, болезни вызваны страданиями души. На сегодняшний день врачи отмечают, что причины болезней кроются не только в нарушениях физиологии организма, но напрямую зависят от духовного состояния человека.
Например, гипертоническая болезнь или ишемическая болезнь сердца зависят от подавляемых переживаний. Именно поэтому мужчины намного чаще страдают этими болезнями, им более свойственно скрывать и подавлять свои эмоции.
Глубоко размышляя о своем состоянии, я заметила, что, живя с гипертонической болезнью, часто подавляла и скрывала свои эмоции, будучи движима страхом. Я не позволяла себе показать другим слабости и страдания, а порой они были очень сильны. Я не позволяла людям и Богу помочь мне в моих трудностях, разделить переживания и заботы. И это постепенно снедало меня, не давало передыху, сказывалось на физическом здоровье. Постоянная усталость, раздражительность, рассеянное внимание, головные боли выхолащивали меня. Мое душевное состояние усугубляло болезнь.
Головные и желудочные боли — лучшая отговорка, когда тебе чего-то очень не хочется делать. Разоблачая себя, я увидела, что могу симулировать их специально или неосознанно. Мой организм понимает: если я дам сигнал, что болит голова или живот, я освобожу себя от неприятных переживаний. Даже самая банальная простуда может быть связана с внутренним миром. Я заметила по себе, что намного чаще болею простудами, когда устала или подавлена.
Врачи вывели основные причины психосоматических заболеваний (которые появились на фоне психологического неблагополучия):
1. Хронический стресс, эмоциональные перенапряжения.
2. Длительное влияние сильных эмоций (обида, злость, гнев или страх).
3. Подавленные эмоции.
Проанализировав себя, я увидела, что ухудшение моего заболевания связано со всеми пунктами и протекание болезни могло быть намного легче. Я постаралась проследить есть ли связь внутренних переживаний с обмороками и повышенным давлением, но физиологических объяснений, почему я теряю сознание на фоне высокого давления, не обнаружила.
У многих людей давление поднимается, но они не теряют сознание и не попадают в реанимацию. Во всех ухудшениях моего здоровья можно проследить, что было внутреннее переживание, не резкое, а постепенное (и потому сложно было проследить связь с болезнью). Были также и хорошие времена, когда я была свободна от постоянного чувства вины, обид, гнева, переживаний, от внутренних терзаний, самобичевания. Мир с Богом согревал мое сердце, и в эти периоды у меня не было проблем со здоровьем. Давление не повышалось по 3–4 года, я не теряла сознание и совершенно не пила таблеток.
Это указывает на наличие связи духовного здоровья с физическим. На протяжении душепопечения с Божьей помощью получилось увидеть несколько провоцирующих факторов, которые усугубляли течение болезни:
1. Неисповеданный грех, а точнее сказать глубокое чувство вины за грехи, которые я не исповедовала перед Богом.
2. Подавление всякого рода эмоций (гнев, раздражение, боль, горечь, радость и многих других). Я не позволяла себе на людях плакать. Постоянно подавляла свое недовольство и обиду в себе — все это я переживала внутри, чтобы никто не видел меня слабой и беспомощной — для меня это смерти подобно.
3. Я не принимала и считала для себя унизительным просить о помощи у людей, а сама не могла справиться с трудностями и испытаниями. Видя свою неспособность справиться самостоятельно, я все равно не обращалась за помощью, а начинала заниматься самокопанием и самобичеванием за то, что не могла дотянуться до тех стандартов, которые сама же и выдумала.
4. Я пыталась найти покой и удовлетворение в разных сферах: учебе, работе, внешности, греховных развлечениях, но в конечном счете разбивалась, даже достигая поставленных целей, потому что не обретала того, чего так желала: счастья, комфорта и удовлетворенности. Я погружалась в мучения от страхов, что никогда не буду счастлива, и вины за все, что делала против воли Бога. Тоска, словно серая туча, накрывала и душила меня.
5. Зная свою необходимость в Боге, я всячески убегала от Него, подобно Ионе. Был период, когда я не хотела принимать обстоятельства, которые Бог посылал в мою жизнь. Бунтуя против Него, я даже некоторое время не ходила в церковь, не молилась и не читала Библию. Я заставляла себя верить, что без Бога буду счастлива.
6. Я скрывала проблемы со здоровьем от друзей и родных, да и сама отказывалась верить в то, что больна, и этим лишь усугубляла течение болезни, нагружая себя сверх меры и отказываясь от лекарств. Или, наоборот, впадала в панику, что мое здоровье не вернуть и подвергала себя ненужным обследованиям, пила массу лекарств, которые лишь приносили вред.
Оглядываясь назад, мне ужасно стыдно смотреть на свою жизнь, на те поступки, которые я совершила, и даже на то, что совершаю сейчас. Как снова не впасть в отчаяние и не пытаться искать себе оправдание, но найти свое спокойствие и счастье? Бог, работая с моим сердцем, дает понять, что мое настоящие счастье, спокойствие и комфорт — только в Нем, в Его объятьях. Все мои грехи, проступки, война против Бога уже выкуплены очень дорогой ценой — кровью Иисуса Христа, который умер за меня. И все этого совершенно незаслуженно. Господь, несмотря на всю мою мерзость, все равно проявляет Свою благодать и любовь через людей, которые заботятся и помогают мне, даже если я это совершенно не ценю. Я увидела нужду и огромное благословение в том, что можно раскрывать свое сердце (через эмоции и переживания) перед другими, признавать свои слабости и несостоятельность, просить помощь у Бога и друзей в борьбе с собой. Я увидела, что это не смерть (как мне казалось), но огромное счастье. Это приносит боль, но через эту боль я обретаю исцеление. Это и есть милость Божья. Мое сердце крайне испорчено, и я прошу Бога освещать его Своим светом, менять его так, как угодно Ему, и надеюсь, что это начало пути моего изменения в образ Христа.
Какая бы ни была причина болезни (физическая или эмоциональная), если человек с Богом и имеет счастье в Нем, то любая болезнь будет переноситься легко. Она не будет усугублена ложными страхами, неоправданными надеждами, чувством вины, потому что Бог над всем, в том числе и над болезнями. Он знает, как помочь и облегчить! Только в Нем — наша надежда, утешение и облегчение.
Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.
1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.
Притч.17:1 . Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
Притч.17:2 . Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
Притч.17:3 . Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь.
Притч.17:4 . Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
Притч.17:5 . Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
Притч.17:6 . Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.–
Притч.17 :6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.]
Притч.17:7 . Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.
Притч.17:8 . Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
Притч.17:9 . Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ).
Притч.17:10 . На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
Притч.17:11 . Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
Притч.17:12 . Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
Притч.17:13 . Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Притч.17:14 . Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
Притч.17:15 . Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.
Притч.17:16 . К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.–
Притч.17 :16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
Притч.17:17 . Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
Притч.17:18 . Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
Притч.17:19 . Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
Притч.17:20 . Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).
Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 .
Притч.17:21 . Родил кто глупого, – себе на гóре, и отец глупого не порадуется.
Притч.17:22 . Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
Притч.17:23 . Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
Притч.17:24 . Мудрость – пред лицем у разумного, а глаза глупца – на конце земли.
Притч.17:25 . Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.
Притч.17:26 . Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети – или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10.1, 15.26, 23.24 ). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15.13 ). Ст. 23 – о подкупе в суде (ср. Притч 21.14 ). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4.25 ) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10.1 . Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.
Притч.17:27 . Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
Притч.17:28 . И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10.19 (сн. Иак 1.19 ). Мысль ст. 27 о том, что молчание – верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, – встречается напр., в Иов 13.5 .
Источник: Профессор Киевской Духовной Академии, магистр богословия, священник А. А. Глаголев.
Читайте также: