Развитие идеи правового государства шпора
Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"
shpori.doc
50. Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.
Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Множество признаков: максимальное обеспечение прав и свобод человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо. Идея зародилась давно, древние философы задумывались над государством, которое осуществляет свою деятельность на основе закона и гармоничным сочетанием права и государственной власти. По их мнению справедливой государственностью была власть, которая признавала право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период перехода от феодализма к капитализму возникли новые подходы к проблеме – это правовая организация государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей равенство всех перед законом посредством права. Макиавелли видел идеальное государство в форме республики с возможностью свободного пользования имуществом для всех и обеспечение безопасности для каждого. В период буржуазных революций в понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро и Джефферсон, один из авторов Декларации независимости США, в которой, кстати, провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Кант Разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек и личность. Маркс рассматривал государство и право исходя из классовой сущности и по его теории государство исчезнет вместе с исчезновением классов в результате диктатуры пролетариата. Его идея сводилась к тому, что свобода состоит в том, чтобы претворить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, ему подчиняющийся. Большинство теорий сходится в одном – в правовом гос-ве законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В русской политико-правовой мысли идеи правового государства были озвучены в трудах Шершеневича (господство права в управлении), Гессена и Котляревского.
51. Принципы правового государства.
К общеправовым принципам относят: 1) справедливость; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом; 3) гуманизм; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:
1. Принцип разделения властей.
3. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
4. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.
5. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек, она может принадлежать группе лиц.
К признакам правового государства следует относить: 1) верховенство закона во всех сферах общественной жизни, 2) реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития (невмешательство государства), 3) взаимная ответственность государства и личности.
52. Проблемы становления правового государства в России.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно- правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное.
53. Соотношение общества и государства.
Государство - это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная организация, обладающая публичной властью, со специальным аппаратом управления и принуждения, которая осуществляет руководство обществом в интересах либо народа в целом, либо класса, либо какой то социальной группы. Государство как политическая организация существующая и функционирующая в обществе обладает следующими признаками. 1-ый - государство определенная организация, т.е. объединение людей (не единственная организация существующая в обществе). 2-ой - государство политическая организация, которая носит политический характер и тесно с ней связана. Государство не единственная организация в обществе, в обществе могут действовать и другие политические организации. 3-ий - государство всеобъемлющая организация, она в отличие от других политических организаций, охватывает население всей страны. Люди, проживающие на территории государства его члены становятся гражданами или подданными. 4-ый - государство это территориальная организация, она объединяет людей не по родственным связям как род или племя, а по признаку территорий. 5-ый - государство это суверенная организация, так как суверенитет это свойство государственной власти, выражаются в её верховенстве как внутри её так и за её пределами. Стоит над всеми другими организациями. Государство в своей деятельности не зависимо от других организаций и стран. 6-ой - государство как организация обладает публичной (общественной властью), специальным аппаратом управления и принуждения.
54. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
Гражданское общество – свободное, демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и закону, общегуманным идеалам, обеспечивающее свободу творчества и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Отражает собой срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей создать модель идеального общественного устройства. Формирование всегда увязывалось с проблемами совершенства государства, возвышения роли права и закона. Древний мир – идея государства (эйдоса).
1) Гражданское общ-во — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения.
2) Гражданское общ-во - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными гос-ми и общ-ми орг-ми, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.
3) Гражданское общ-во есть сложноструктурированная плюралистическая сис-ма. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общ-ва характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общ-ой сис-мы, появляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общ-ой и гос-ой). В социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общ-ых образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
4) Гражданское общ-во - это саморазвивающаяся и самоуправляемая сис-ма. Индивиды, объединяясь в различные орг-ии, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы. Гражданское общ-во имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от гос-ва.
5) Гражданское общ-во - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общ-ва о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей гос-ой власти.
55. Идеи формирования гражданского общества в России: концепция и реальность.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
56. Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень.
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие:
1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят ест характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.
Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.
Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.
Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или органа). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия.
Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII–XX веков, включает:
• установление реальных гарантий прав и свобод личности;
• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства;
• осуществление высшего конституционного контроля.
Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.
В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.
Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Ведя речь об идее правового государства как о вполне определенной системе требований к политическому идеалу, необходимо отграничивать историю формирования этой системы от истории политико-правовой мысли в целом и от истории наиболее развитых, передовых и прогрессивных (в современном понимании) направлений философии права, так как не все они вели к концепции правового государства.
При всех противоположных, широких и суженных прочтениях содержания идеи о правовом государстве главной философско-правовой проблемой становится соотношение и приоритеты в связи категорий "право — государство — закон", а главным политико-правовым требованием — установление тех или иных границ роли и деятельности государственной организации в обществе с соответствующими гарантиями.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени мыслите- лей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран.
Так, в знаменитых диалогах под названием "Государство", "Политик", "Законы" и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью, неизбежна "близкая гибель государства": "Соответственно там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях".
Тирания, неизбежно приходящая, но мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, "где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги" [1] .
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах Аристотеля. Он стоял на позициях защитника прав индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке "естественной любви к самому себе" и в отличие от Платона рассматривал государство как продукт естественного развития, как высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (в виде семьи, селения и др.).
Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем [2] .
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Марка Тулия Цицерона, а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи Римской империи.
"Что такое государство? Чьим достоянием оно является?" — спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом, есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость [3] .
Разумеется, до полного завершения процесса созидания самого здания под названием "теория правового государства" было еще очень далеко. Предстояло пройти еще огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Но тем не менее начало, причем обнадеживающее, было положено.
Как считают современные исследователи, идея о правовом государстве как постулат о положении пределов государственной власти могла родиться в Средние века только как идея о правовой монархии, существование которой вытекало и из доводов разума, и из видов общества. Параллельно история мысли должна была сформировать хотя бы минимальную антиэтатистскую устремленность в поиске политического идеала и вместе с тем хотя бы зародыш отвлеченного субъективного права индивида, вытекающего из человеческого его естества.
Такая совокупность рациональных предпосылок не формируется в истории философии права ранее эпохи позднего Средневековья — к XIII в. Именно в это время три политико-правовых учения обосновали должные пределы и самой государственной организации, и ее властвования.
Эти пределы были предписаны естественными правами человека в его природном бытии, едиными и присущими каждому (Ф. Аквинский), общими для всего мира началами права и свободы, ценностями, опять-таки в корне определенными природой человеческого бытия, единство следования которым только и может обеспечить универсальное единство политического установления всего земного мира, которое в свою очередь только и может даровать столь желаемый подлинный гражданский мир (А. Данте), и началом моральной автономии человека, реализующей собственный его духовный выбор и предназначение к высшему состоянию (М. Лютер) [4] .
Очень многое было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих веков, особенно XVIII—XIX вв. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Радищев, А. Герцен и др. [5]
Однако основанием концепции право-государственного устройства стала философия великого немецкого ученого И. Канта, который, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников, создал целостное учение о правовом государстве.
Он полагал, что источником развития общественно-исторического процесса как совокупности всех известных действующих государств, а не одного, отдельно взятого государства, является социальный антагонизм. Разрешение противоречия между социальной природой человека и его эгоистическими интересами, обеспечение реального равноправия всех его членов, по мнению И. Канта, становится возможным лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества.
Как видим, сам термин "правовое государство" Кант еще не применял. Ближайшей предпосылкой такой конструкции стало "всеобщее правовое гражданское общество", где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, что народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.
Квинтэссенцию предложенной Кантом теории право-государственного устройства принято видеть в общем требовании "правовых законов" и в частности, в одном из итоговых постулатов "Учения о праве": "Государство есть соединение некоего сомножества людей под правовыми законами". Как видно, основное здесь — содержание понятие "правовые законы", которые обеспечивают должный порядок в государстве. "Итак, вот всеобщий правовой закон: действуй вовне так, чтобы свободное употребление твоего произвола могло вместе сосуществовать со свободой каждого другого как общий закон". Поэтому право есть сущность условий, под каковыми произвол одного может вместе объединиться, по всеобщему закону свободы, с произволом другого. Не право к политике, "но, напротив, политика всегда должна применяться к праву" [6] .
Таким образом, право понималось Кантом как единство трех элементов — естественного и позитивного права, а также справедливости. В основе естественного права лежит категорический императив — действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть правилом для всех. Право имеет место там, где люди могут свободно следовать этому императиву, не встречая каких-либо препятствий со стороны других лиц и государства. Все, что ограничивает произвол одного человека по отношению к другому, в соответствии с изложенным императивом и является подлинным правом.
Проведение категорического императива в жизнь обеспечивается позитивным правом, устанавливаемым и закрепляемым государством. В условиях правового гражданского состояния государство призвано служить личности, охранять ее от любого произвола, в том числе и от произвола государственных органов.
Изложенная задача успешно решается в случаях, когда источником власти выступает народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
Правовое государство должно создавать необходимые условия для реализации правового императива. Его реальное проявление становится возможным лишь в обществе, обеспечивающем с помощью государства равноправие всех его членов, а также свободу всех и каждого. При этом свобода понимается как право лица подчиняться только тем законам, на которые это лицо дало согласие [7] .
Собственно понимание правового государства как особого состояния государственного устройства утвердилось в германской литературе государственного права в первой половине XIX в. Термин "государство права" (Rechtstaat) впервые упоминается в 1813 г. в книге К. Т. Велькера "Конечные основания права, государства и наказания"; во всяком случае, до этого подобный термин не употреблялся. Однако, по Велькеру, "Rechtstaat" — это некоторое историческое состояние общества во взаимоотношениях с государственной властью, а не определенная система требований к политико-государственному установлению.
На так называемой третьей стадии человеческой истории, "в возрасте мужества" и с развитием разума, возникает "государство права" (учитывая понимание Велькера, такой перевод будет точнее), основанное на разуме и свободе воли; и этот новый нравственный порядок отражается в ценностях права. Таким образом, данное понятие, по Велькеру, не имело того содержания, которым оно было наполнено в будущем [8] .
Концептуальные положения теории правового государства, ее основы были предложены другим крупным немецким государствоведом и видным государственным деятелем Робертом фон Молем в работах, опубликованных в 1832—1834 гг. Принципы этого правового государства в общем виде мыслились следующим образом: "Коренное начало правового государства состоит в том, чтобы свято охранять всякое право — и в особенности не отдельных лиц, а совокупности"; свобода гражданина есть основание правового государства. "Государство должно действовать единственно в том случае, когда достижению разумного, законом дозволенного и общеполезного предприятия преграждают путь внешние препятствия, совершенное или целесообразное и действительное удаление которых для частных лиц невозможно" [9] .
Еще одно учение о правовом государстве связано с акцентирование христианской политической философией Фридриха Юлиуса Шталя. Это учение нередко рассматривают как единственно подлинное и плодотворное. Для этого есть основания: Шталь вернулся к определению государственности и, главное, форме ее установлений, следуя критерию, изначально не приемлющему двусмысленного толкования, — верховному божественному порядку.
По Шталю, государство тогда формируется как правовое, когда оно представляет божественный порядок, а его установления выражают нравственные идеи, опять же отвечающие высшему смыслу мироустройства. Из этого следовало важнейшее из рассуждений, которыми Шталю обязана философия конструкций правовой государственности: государство не имеет абсолютной власти на земле, а напротив, имеет точные границы; если же и идет речь о неограниченности государства (о его суверенитете), то только формальной, материально же полномочия власти и ее осуществление не идут далее должных пределов. Исходя из такового понимания, Шталь вполне определенно идентифицировал свое "государство божественного права" с конституционной монархией [10] .
Идея формирования особой правовой государственности, подчиненной сформулированным Кантом, Молем и Шталем принципам, далеко не равно положительно была воспринята германской правовой наукой того времени. Специалисты в области государствоведения и философии права, продолжающие традиции Гегеля, высказывали сомнение не только в осуществимости, но и в целесообразности конструирования правовой государственности.
Одним из категоричных критиков идеи тогда выступил И. К. Блунчли. Отмечая, что мысль о право-государственном устройстве по вполне понятным причинам должна была получить распространение в массе людей, "ищущих защиты против раздробленности власти и произвола", он заключал: "Государство не может быть ни исключительно правовым, ни исключительно полицейским.
Одностороннее развитие правового государства превратило бы его в простое учреждение для отправления правосудия, в котором законодательная власть устанавливала бы общие начала права, суд прилагал и охранял бы его в отдельных случаях, а правительству оставалась бы только деятельность судейского слуги или жандарма" [11] .
Если превалирование полицейского начала в деятельности государства ведет к пренебрежению интересами личности, то превалирование правового начала — к поглощению государственного права частным, к снятию с государства социально-духовных и социально-благотворительных забот и др. [12] .
Позиция И. Блунчли заслуживает внимания по трем основаниям. Во- первых, она свидетельствует о том, что далеко не все научное творчество в государствоведении непременно направлялось по пути конструирования правового государства, даже тогда, когда эта идея получила некоторое признание. Во-вторых, с самого начала в идее правового государства видели именно доминирование прав и статуса индивида и умаление роли государства. В-третьих, она засвидетельствовала несомненное нарастание научных и политических позиций идеи правового государства, которую необходимо было разбирать и опровергать, пытаясь найти собственные слабости и методологическую несовершенность.
Со времени вхождения идеи о правовом государстве в правовую науку России нельзя сказать определенно. По-видимому, это происходило на рубеже 1860—1870-х гг. Изданные тогда переводы германских классических работ по государственному праву (Р. Моля, И. Блунчли) едва ли не впервые дали примеры употребления термина "правовое государство", да и переводился он по-разному: "правомерное государство", "юридическое государство". Позднее словосочетание "правовое государство" стало общепринятым. Причем идея о правовом государстве по своему существу представлялась русскому государство ведению не заслуживающей особого внимания, поскольку в России тогда главенствовала политико-правовая теория Гегеля.
Теория правового государства оказалась востребованнной в российской правовой науке в атмосфере общественно-политических дискуссий, сопровождающих канун, а затем свершение и конец первой русской революции,
о государственном переустройстве на конституционно-парламентской основе.
В России правовое государство рассматривалось как альтернатива диктатуре, которая могла прийти на смену слабеющему самодержавию. В. М. Гессен писал: "Правовым. называем государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственной и судебной функций, связано и ограничено правом, стоит над правом, а не вне и над ним" [13] . Как отмечал Н. И. Палиенко, правовое государство ". предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан к государственной власти" [14] .
Философские основы в понимании идеала правового государства применительно к российской правовой науке заложил П. И. Новгородцев, который признавал наличие твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны [15] .
Завершая анализ истории формирования и развития концепции правового государства, следует указать, что в XX в. она получила признание и у политиков и была претворена в реальной жизни. В частности, все политические режимы, которые были присущи Германии в XX столетии, неизменно присваивали себе статус правового государства. Соблазна присвоить себе такой статус не избежал даже фашистский режим Гитлера. В настоящее время идеи правового государства прямо или косвенно признаются конституциями Германии, Франции, Австрии, Болгарии, Греции и некоторых других государств.
Как известно, развитие нашей страны после октября 1917 г. не было связано с реализацией идеи правового государства. Появление в 1988 г. в официальной советской политико-государственной доктрине положений о правовом государстве было неожиданным.
Однако за прошедшее время концепция правового государства перешла не только в ранг конституционного принципа, но и в плоскость практической реализации. Правда, процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, протекает весьма медленно и противоречиво [16] .. Пока еще не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства.
Читайте также: