Развитие социологии в беларуси и россии шпора
После смерти И. Сталина и последовавшей “оттепели” 50-60 годов начинается возрождение социологии как в целом в Союзе, так и в Беларуси. Вновь оживляется интерес к социологической проблематике.
Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 года вышло постановление ЦК КПБ “Об организации конкретно-социологических исследований в республике”, в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. В 1968 году в составе академического института философии и права был создан сектор конкретных социологических исследований, который возглавил профессор Т.П. Давидюк. В 1978 году в этом же институте проблемы социологических исследований, преобразованный в 1989 году в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 году в рамках национальной академии Института социологии. С момента создания институт возглавлял профессор, академик Е.М. Бабосов, под руководством которого проведено большое количество конкретных социологических исследований, издан ряд фундаментальных работ. В частности, следует указать трехтомный коллективный труд об основных тенденциях изменения социальной структуры белорусского общества. Большой интерес представляют социологический анализ труда и экономики, осуществленный в монографиях профессора Г.Н. Соколовой и анализ социально-демократической сферы в работах С.А. Шавеля и А.А. Ракова.
Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в сеть высших учебных заведений. С конца 60-х годов в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, который на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х – начале 70-х годов такие группы были созданы в Институте народного хозяйства, в Белорусском Политехническом институте, Институте культуры и ряде других столичных и областных вузов.
В 1968 году в Белорусском госуниверситете была создана проблемная социологическая научно-исследовательская лаборатория. Первым ее руководителем был профессор И.Н. Лущицкий, затем доцент С.И. Деришев и профессора Ю.Г. Юркевич, Г.П. Давидюк, С.Д. Ларптенок. Начав со штата в четыре человека, лаборатория выросла в крупное научное подразделение, сыгравшее важную роль в возрождении социологической мысли Беларуси. Вначале лаборатория действовала в рамках кафедры истории философии, а затем – в 1971 году, когда в Белгосуниверситете была создана кафедра философии гуманитарных факультетов, которую возглавил профессор Г.П. Давидюк, она вошла в состав этой кафедры. Эти два подразделения – кафедра и лаборатория – и стали базой, на основе которой возрождалась социология как вузовская дисциплина.
Лаборатория проводила конкретно-социологические исследования на многих предприятиях Беларуси (изучались проблемы эффективности воспитательной работы, студенческой молодежи, молодой семьи, трудовых коллективов, социального планирования, совершенствования методов управления). Руководители промышленных предприятий стали прислушиваться к голосу социологов, не без волнения ожидая результатов социологических исследований, когда очевидными становились недоработки управления. Так конкретная социология все шире входила в жизнь белорусского общества.
Социология в России — это часть общемировой социологии. История развития российской социологии связана со сложными катаклизмами. Ее появление было обусловлено рядом предпосылок (научных, экономических, политических и т.д.) как мирового масштаба, так и ее своеобразных, национальных, свойственных только для России. К сожалению, до революции социология в нашей стране так и не стала академической дисциплиной и была в чрезвычайно малой степени институционализирована.
В XX столетии окончательно оформилась и самоутвердилась социологическая наука. Кризис существующей философии, концепций цивилизационного прогресса, расшатанность всех обычных норм и жизненных устоев выявили полный тупик наличных общественных учений. Все старые – или, вернее, недавние прежние – устои и формы бытия гибнут, жизнь беспощадно отметает их, изобличая если не их ложность, то их относительность; и отныне нельзя уже построить своей жизни на отношении к ним.
Разрушение прежних ценностей, стесненность судеб многих поколений, переоценка истории, хаос, трагический поиск выхода, который позволил бы нейтрализовать выплеснувшиеся потоки всеразрушающего нигилизма, – все это востребовало новую науку об общественном прогрессе.
Смысл всех этих драматических блужданий – не только опровержение кумиров старого гуманизма, но и вызревание в глубинах человеческого духа способности по-новому воспринять доступные нам откровения вечной и истинной жизни.
В конце XIX столетия шли жаркие споры о предмете, границах, методах, теоретической и практической ценности новой науки, не успевшей отмежеваться, как следует, с одной стороны, от биологии, а с другой – от психологии, и продолжавшей нескончаемые дискуссии с философами. Традиционно считается, что на формирование социальной, а затем и социологической мысли в Беларуси в XIX в. большое влияние оказали представители русской социологической мысли в процессе противоборства славянофильства и русофильства (Н.Я.Данилевский, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев) с западничеством (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), а также французские просветители – Монтескье, Вольтер, Дидро, английские экономисты – Смит, Рикардо и немецкий романтик Шеллинг.
Западничество, приспосабливаясь к настроениям российского общества, постепенно трансформировалось в направлении от общего теоретизирования (30-е гг. – П.Я.Чаадаев) к гуманистическим концепциям (40-е гг. – В.Г.Белинский) и далее – к народничеству
(60-е гг. – А.И.Герцен).
Известно, что социологическая мысль в России развивалась как часть европейской науки. Выдающиеся представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.И.Мечников, Н.К.Михайловский и др.) оказали существенное влияние на становление самостоятельной науки об обществе в Беларуси. При этом активно использовались наработки западных социологов – О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера и др.
Однако российская социология XIX – начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Преобладающей ориентацией был субъективизм. П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский. Н.И.Кареев считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им активно развивать этические проблемы социологии.
Популярность в обществе гуманистических идеалов при озабоченности исторической перспективой страны содействовала внедрению марксистских идей. В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад.
Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств.
Наряду с развитием теории серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В.И.Тодорского – по проблемам социальных изменений, Е.О.Кабо – по изучению домашнего быта рабочего класса, А.И.Колодной – по проблемам молодежи и др.
Перечисленные выше особенности развития социологической мысли в России были во многом характерны и для Беларуси, которая до революции 1917 г. была составной частью унитарного государст-
ва – Российской империи. В послереволюционный период в развитии социологической науки в Беларуси четко просматриваются три этапа. Первый этап охватывает период с начала 20-х до середины 30-х годов.
Первые институционализированные формы социологии возникли в Беларуси при создании Белорусского государственного университета (1921г.), когда была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Уже в 1923 г. был опубликован первый в республике курс по социологии 3 . Для студентов читались лекции по общей социологии, проблемам экономики и труда, государства и права, истории культуры, семьи и брака. В годы становления новой науки заметными были работы профессора В.И.Пичеты (первого ректора университета), В.Н.Ивановского, С.З.Каценбогена.
В январе 1922 г. был создан Институт белорусской культуры, впоследствии преобразованный в Белорусскую академию наук
(1929 г.). В этом институте социологические исследования приобрели значительно большую масштабность, системность и теоретическую глубину. Стараниями Е.Ф.Карского, С.М.Некрашевича, В.М.Игнатов-
ского (первый президент Белорусской академии наук), М.В.Довнар-Запольского и др. проводились исследования социально-экономических и социокультурных проблем развития белорусской науки, динамики социальной структуры Беларуси, социологии села, семьи, религии, образования и воспитания, молодежи.
В 1930 г. специальная экспедиция БАН обследовала 50 колхозов. В ее выводах отмечалось, что ростки нового в быту крестьянина объясняются коренным переворотом в системе сельского производства, отсюда берут свое начало внедрение новых обычаев и празднование революционных праздников, повышение грамотности и культуры сельского населения.
К середине 30-х годов в республике сложилось два ведущих центра социологических исследований – в Инбелкульте (затем в Академии наук) и в Белгосуниверситете. Очевидно, что прикладная социология 20-30-х гг. еще не была собственно наукой. Часто интересный и обширный фактический материал, подтвержденный эмпирическими исследованиями, терял свою значимость из-за отсутствия глубоких теоретических выводов. Многие труды носили исключительно описательный характер. Кроме того, невысок был уровень математической обработки полученной информации. Чтобы привести материал в систему, требовались годы, наличие специалистов, большие средства, а результаты по прошествии времени теряли свою актуальность.
Социология в тот период либо переплеталась с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготела к работам общего социально-философского плана, что в принципе подчеркивало сложность становления новой дисциплины, недостаточную разработанность ее научного аппарата, незавершенность процесса размежевания с другими гуманитарными дисциплинами. Вместе с тем, за полтора десятилетия был получен ценнейший опыт эмпирических социологических исследований, их теоретического осмысления, подготовлены национальные кадры социологов-профессионалов.
В конце 30-х годов социология, как никакая другая научная дисциплина общественного цикла, разделила судьбу страны, в которой было и героическое, и трагическое. На белорусскую интеллигенцию обрушились репрессии, затем последовал разрушительный вал Великой Отечественной войны, что надолго вывело эту отрасль научного знания из реальной жизни.
Усложнение социальных проблем, потребность в реальном прогнозировании научно-технического прогресса, изучении общественного мнения, со все большей настоятельностью, требовали восстановления и развития социологической науки на качественно новой методологической и теоретической основе.
Тогда же на крупных предприятиях республики начали широко практиковаться исследования хоздоговорного типа по проблемам научного управления социальными процессами, социальной психологии, социологии труда, идейно-нравственного воспитания трудящихся, социалистического соревнования.
Признанием достижений отечественной социологической мысли стало учреждение в сентябре 1976 г. Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преобразованной впоследствии (в 1994 г.) в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию.
Институт проводит широкий спектр исследований. Это динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и демографических процессов; структура рынка труда и динамики безработицы, освоение новых технологий, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике; социодинамика культуры в ее сопряженности с процессами усвоения духовных ценностей и норм этнонациональными, социально-профессиональными и социально-демографическими, религиозными группами; поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, конфликтов и катастроф, включая Чернобыльскую катастрофу; социально-психологические характеристики личности и трудовых коллективов, социальной активности различных групп населения республики; отслеживание и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов общественного развития в условиях становления независимости Республики Беларусь и усиления ее сотрудничества с сопредельными государствами; основные тенденции развития науки как специфической отрасли, связанной с генерированием нового знания.
Осуществленные институтом исследования по социологии конфликтов и катастроф, экономической социологии, социологии религии выполнены на мировом уровне социологической науки, о чем свидетельствуют Государственная премия БССР, публикации и рецензии в социологических журналах Англии. США, Германии, Польши.
Установлены тесные связи с Центром социальных исследований Берлина (ФРГ), где совместно разработана уникальная технология проведения электоральных исследований, рейтинговых предпочтений. С учеными голландского университета в г. Утрехте исследуются проблемы межнациональных отношений в странах Восточной Европы и др. вопросы современных социальных изменений.
В последнее десятилетие социология бурно развивалась вширь, используя при этом, часто некритически, западный опыт. Между тем, следует со всей ответственностью сказать, что категории и средства исследования, сформировавшиеся в рамках западной социологии, не универсальны и часто непригодны для анализа незападных форм социальной реальности, в особенности, в ее кризисных, дестабилизированных формах.
Современная белорусская социологическая школа развивает целый ряд обеспеченных специалистами высокого профессионального уровня направлений: проблемы социальных изменений, трансформации личности, разработки теории катастроф, социологии конфликтов (Е.М.Бабосов); социологии трансформационных процессов, социологии власти (А.Н.Данилов); социологии семьи (С.Д.Лаптенок); проблемы западной социологической мысли (И.И.Антонович); история и методология социологии (А.Н.Елсуков, С.В.Лапина, Л.Г.Титаренко); экономическая социология и социология труда (Г.Н.Соколова); социальная теория и методология социологических исследований (С.А.Шавель, А.В.Рубанов); социология образования (А.И.Левко, В.А.Клименко); политическая социология (И.В.Котляров, АЛ.Вардаматский); социология науки (Г.А.Несветайлов); социология коммуникаций (О.Т.Манаев); методология и методика оперативных социологических исследований (Д.Г.Ротман), социология отклоняющегося поведения (Н.А.Барановский), социология культуры (С.В.Лапина, Э.К.Дорошевич, В.И.Русецкая), социология управления (С.В. Лапина), социология свободного времени (А.Б.Мискевич, Г.М.Евелькин), социология управления (Е.М.Бабосов, Лапина С.В.) и др.
Социологическая наука получила развитие в регионах Беларуси (Н.Е.Лихачев, Ю.М.Бубнов, В.В.Коклюхин, А.Г.Злотников, А.П.Касьяненко, В.В.Кириенко, А.А.Скикевич, Н.И.Глушонок и др.). В настоящее время она преподается во всех вузах страны.
В числе событий уходящего века, которыми во многом определяется лицо современного мира и которые оказывают все возрастающее влияние на проблематику социологической науки, мы называем Конференцию ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Мы попытались проанализировать критерии оптимальной модели социально-экономического развития по материалам этого всемирного форума. В совокупности эти критерии прочерчивают образ совершенно новой цивилизации, которая основывается на равноправии народов, ставит в центр перемен новые формы взаимодействия населения, потребления и технологии, указывает на недостаточность критериев прибыли при оценках эффективности экономического и социального развития, подтверждает принципы коллективизма, общинности. Задача состоит в том, чтобы выработать модель социального и культурного жизнедействия, которая бы отвечала одновременно всем критериям, объективно установленным на конференции в Рио-де-Жанейро. Практика настоятельным образом требует сегодня более серьезного осмысления когда-то отвергнутой (как неперспективной) теории социальной антропологии. Современное осмысление научного знания о человеке и воссоздание на этой основе целостного образа его жизни в ладу с природой. Достижение понимания обществом сути предназначения человека и цивилизации - вот что будет, на наш взгляд, стержнем развития социологической науки Беларуси в ХХІ веке.[1]
Развитие социологии в Беларуси с середины 60-х годов так же как и советской социологии в целом, носило, в основном, прикладную ориентацию. Долгое время место теоретической социологии занимал исторический материализм как социология марксизма-ленинизма. В начале 80-х годов за белорусской социологией был признан официальный статус не только на прикладном, эмпирическом, но и на фундаментальном, теоретическом уровне. С этого же времени социология в Беларуси приобретает более определенные институциональные формы. В настоящее время в республике создана многоступенчатая система подготовки высококвалифицированных социологических кадров (социологическое отделение факультета философии и социальных наук БГУ, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям). В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям.
Контрольные вопросы к теме №2
(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)
1. Биологическое направление в социологии, его основные представители.
2. Марксистская социология, основные положения социально-исторического детерминизма.
3. Психологическое направление в социологии.
4. М.Ковалевский – основатель социодемографии.
5. Э.Дюркгейм и его школа.
7. Основные черты современной социологической теории (функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм, этнометодология).
8. Характеристики ведущих теоретико-методологических концепций (социально-исторического детерминизма, социальных фактов, социальных дефиниций и социального поведения).
9. Особенности становления социологии в дореволюционной России.
10. Основные направления русской социологии в ХIХ веке.
11. Характер развития советской социологии: опыт, проблемы, достижения.
12. Развитие социологии в Беларуси.
13. Социология в ХХ веке. Плюрализм современной социологии.
Литература
Основная:
1. Богданов А.А. Из психологии общества. СПб., 1906.
2. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. Пб., 1921.
3. Давидюк Г.П. Введение в прикладную социологию. Мн.,1975.
4. Иванов В.Н. Социология сегодня. М., 1989.
5. История социологии. Мн., 1993.
6. Каценбоген С.З. Что такое марксизм? Философские и социологические основания. Мн., 1925.
7. Лапина С.В., Титаренко Л.Г. Социологическая теория: история и современность. Мн., 1994.
8. Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990.
9. Рабочая книга социолога. М., 1983.
10. Социологический словарь. Мн., 1991.
Дополнительная:
1. Лавров П.Л. Философия и социология //Избр. произведения: В 2-х т. М., 1965.
2. Оранский С.А. Основные вопросы марксистской социологии. М., 1929.
3. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994.
4. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
5. Сорокин П. Границы и предмет социологии/ Новые идеи в социологии. СПб., 1913.
6. Социологический справочник. Киев, 1990.
7. Социология в СССР. М., 1966.
8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
С утверждением белорусской нации, белорусской государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности религиозных и общественных деятелей. Нельзя не учитывать геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.Традиционно считается, что на формирование социальной, а затем и социологической мысли в Беларуси в XIX в. большое влияние оказали представители русской социологической мысли в процессе противоборства славянофильства и русофильства (Н.Я.Данилевский, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев) с западничеством (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), а также французские просветители - Монтескье, Вольтер, Дидро, английские экономисты — Смит, Рикардо и немецкий романтик Шеллинг.
Известно, что социологическая мысль в России развивалась как часть европейской науки. Выдающиеся представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.И.Мечников, Н.К.Михайловский и др.) оказали существенное влияние на становление самостоятельной науки об обществе в Беларуси. При этом активно использовались наработки западных социологов — О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера и др.
значимым для социологии в Беларуси оказалось открытые Белорусского Государственного Университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета (первый ректор университета), С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии (Труды?БГУ, Мн. 1923, № 4-5). Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 году Института, Беларуси, которую возглавил В.М. Игнатовский. В этот период были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.М. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василевский, А.А, Гаваровский, С.М, Ривес).
В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Советском Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Обрушившиеся в этот период на белорусскую интеллигенцию репрессии уничтожили ее наиболее квалифицированное ядро. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских обществоведов.
На фоне изменения отношения к социологии в Советском Союзе оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 года вышло постановление ЦК КПБ “Об организации конкретно-социологических исследований в республике”, в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в сеть высших учебных заведений. С конца 60-х годов в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, который на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
1. Эмпирические исследования в 20-30 годах
Одной из форм существования социологии в Беларуси в этот период стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры.
Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 в Академию наук БССР. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики ее социальной структуры (В.И. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи, религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гайваронский, С.М. Ривес). Целый ряд работ по социологии, опубликованных в 1920-е, получил широкую известность как в республике, так и за ее пределами (Вольфсон С.Я. "Социология брака и семьи".
В конце 1920-х - начале 1930-х был проведен ряд крупных выборочных опросов, посвященных изучению религиозности и антирелигиозных установок населения.
2. Развитие социологических исследований в 60-80 годах
Разрушительный вал Великой Отечественной войны, дважды прокатившийся по Беларуси, довершил процесс искоренения национальной культуры, в том числе и ее научных достижений, особенно в сфере общественных наук. Обществоведение становится притягательным для разного рода карьеристов. Лишь после смерти И. Сталина и последовавшей “оттепели” 50-60 годов начинается возрождение социологии как в целом в Союзе, так и в Беларуси. Вновь оживляется интерес к социологической проблематике
Повышение интереса к социальной проблематике и особенно к конкретно-социологическим исследованиям было характерно для специалистов всех стран социализма. На фоне изменения отношения к социологии в Советском Союзе оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. С конца 60-х годов в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, который на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х - начале 70-х годов такие группы были созданы в Институте народного хозяйства, в Белорусском Политехническом институте.
3. Основные направления современной социологической мысли Беларуси ( 90-е годы)
В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии (А.Н. Елсуков) в БГУ. В Академии наук БССР в этом же году создается Республиканский центр социологических исследований.
Институт выполнил исследования по следующим направлениям: динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и демографических процессов, структура рынка труда и динамики безработицы, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике, основные тенденции развития науки, социодинамика культуры, поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, анализ и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов в Республике Беларусь и развитие международных связей и сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Подготовлено новое поколение учебников и учебных пособий по социологическим дисциплинам: "История социологии" (1993, 1997), "Социология" (1998, 2000), "Оперативные социологические исследования" (1998) и монографии: А.Н. Данилов "Переходное общество: проблемы системной трансформации", А.И. Левко "Социальные проблемы образования. История и современность" . На протяжении ХХ в. социология претерпела значительные изменения, менялось общество - изменялась и наука его изучения
9. Общество как социально-экономичная и социокультурная система.
По М. Веберу, общество – это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
При всем многообразии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:
• экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;
• политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;
• духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;
• социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.
Все сферы жизнедеятельности общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами.
Итак, общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
Рассмотрим отличительные признаки общества.
1. Социальность - выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей.
2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.
4. Существование в социальном пространстве и социальном времени.
5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей.
6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов.
7. Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения.
8. Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:
• социальные институты; • социальные общности; • социальные группы, классы, слои;• социальные организации; • человеческие индивиды.
Типология обществ
Тип общества - это совокупность устойчивых при знаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы проходило.
Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:
1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.
2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.
3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.
Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:
1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.
2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.
3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.
В середине ХХ в. американский антрополог У.Голдшмидт предложил обобщенную модель базовых типов общества:
1. кочевые общества охотников и собирателей;
2. оседлые общества охотников и собирателей;
3. огороднические (раннеземледельческие) общества;
4. скотоводческие общества;
5. аграрные общества;
6. индустриальные общества[2].
11. Социальные общества
Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и индивидов по отношению к социальному коллективу, то есть всему обществу, и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются. Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является участие одних и тех же людей в ряде коллективов. одной из значительных проблем интеграции, стоящих перед социальным сообществом, является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему самому и к другим различным коллективам.
Непосредственной проблемой для большинства индивидов является проблема выбора и уравновешивания своих обязательств в случаях конфликта конкурирующих между собой лояльностей. Например, нормальный взрослый мужчина в обществах современного типа одновременно является работником и членом семьи. И хотя требования, предъявляемые этими двумя ролями, часто находятся в конфликте, большинство мужчин жизненно заинтересованы в сохранении лояльности обеим ролям.
Социальное сообщество представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга (дифференцированы). К тому же каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает лишь несколько человек, и из многих локальных сообществ.
С целью управления лояльностями существует так называемая система норм социального общества – стратификационная шкала – шкала признаваемого престижа входящих в это сообщество в качестве его членов коллективов, отдельных лиц, а также статусов и ролей, распространенных в этом сообществе.
Читайте также: