Рокуэлл кент весенняя лихорадка
Дикие предки с 22 марта
Мультфильм Ника Парка, четырехкратного обладателя премии «Оскар,— о футбольном поединке людей каменного века с людьми века бронзового. В противостоянии двух цивилизаций можно увидеть сатиру на современную политическую реальность, прочитать намеки на "Брексит" и даже на грядущий чемпионат мира по футболу, но главным героем, объектом и субъектом высказывания Ника Парка становится кабан, за которого постановщик воет и мычит всю дорогу.
Фото: Kiran West
Анна Каренина Большой театр, Историческая сцена 23, 24, 27 и 28 марта, 19.00 24 марта, 12.00 25 марта 14.00
79-летний Джон Ноймайер, глава Гамбургского балета и живой классик, поставил двухактный балет на музыку Чайковского и Шнитке — гораздо более радикальный, чем нашумевший фильм с Кирой Найтли. Оговорившись, что его спектакль лишь вдохновлен романом Толстого, хореограф перенес действие в наши дни. Каренин стал кандидатом в президенты, Левин — американским фермером, работающим в поле под музыку Кэта Стивенса (Юсуфа Ислама), Кити приедет к нему на тракторе с младенцем на руках. Представитель золотой молодежи Вронский оказался спортсменом, но предпочитает не скачки, а лакросс. Поездов в спектакле не будет, но привокзальный мужик останется — он станет главным персонажем кошмаров Анны, которая погибнет не под колесами, а от безумного одиночества. Заглавную роль на московской премьере исполнит Светлана Захарова, Вронским будет ее постоянный партнер Денис Родькин. Спектакль, мировая премьера которого состоялась в июле прошлого года в Гамбурге, является копродукцией Гамбургского балета, Большого театра и Национального балета Канады. Он поставлен в Москве при поддержке Андрея Костина. Партнер постановки — ювелирный дом Cartier.
Фото: Ира Полярная
Синяя синяя птица Театр наций 23 марта, 19.00; 24-27 марта, 13.00 и 18.00
На время весенних каникул Театр наций полностью отдает большую сцену под свою хитовую "семейную" премьеру "Синяя синяя птица", поставленную режиссером и хореографом Олегом Глушковым по мотивам пьесы Метерлинка. В версии Театра наций главная героиня, девочка Матильда, переживает массу встреч и приключений с фантастическими существами, которых постановочная группа нашла вовсе не у Метерлинка — а, кажется, во всем мировом детском репертуаре. Так что если бы спектакль назывался "Приключения Алисы в Стране чудес", то и это название вполне подошло бы — чудес, причем очень ярких и технически изощренных, здесь такое изобилие, что хватает и на детей, и на взрослых: от говорящего гигантского мороженого до электрических кошек, летающих над залом дронов и двухметровых живых пингвинов в фойе. Короче, сказка.
О молодой петербургской певице Тосе Чайкиной говорят как о самом перспективном артисте и продюсере из города на Неве. Бывшая участница группы SunSay сейчас задействована сразу в нескольких проектах и пишет песни не останавливаясь. Выступление в клубе "Море внутри" в парке "Сокольники" станет первым московским концертом Тоси Чайкиной с собственной группой. Формальный повод для встречи — новый сингл "Песни морю". На самом деле это возможность увидеть артиста, о котором скоро будут говорить все.
Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ
LP Crocus City Hall 25 марта, 19.00
Лаура Перголицци — американка, писавшая песни для Кристины Агилеры, Шер, Рианны и Риты Оры, но катастрофически провалившая собственную исполнительскую карьеру на родине. Зато ей феноменально повезло с публикой в странах Средиземноморского региона, а затем и с постсоветскими территориями. В ее голосе слышат отголоски великих итальянцев Робертино Лоретти и Риты Павоне. Ее имидж — полная противоположность стандартам поп-индустрии. Ее личная жизнь — повод для бесконечных пересудов. Но главное — это песни. Она смогла выйти за рамки образа "героини одного хита" и прописаться на радиоволнах сразу с несколькими синглами из грандиозного альбома "Lost On You".
Фото: Сourtesy of The Leiden Collection
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции ГМИИ имени Пушкина 28 марта — 22 июля
Коллекция супругов Томаса и Дафны Каплан считается одним из самых важных частных собраний искусства голландского золотого века. В Москву привезут 82 работы, в том числе дюжину картин Рембрандта, среди которых — "Минерва", ранние аллегории чувств, "Портрет мужчины в красном", "Девушка в расшитой золотом накидке" и "Автопортрет с затененными глазами", два портрета Франса Халса, по одной картине Вермеера Делфтского ("Девушка за верджинелом") и Кареля Фабрициуса ("Явление ангела Агари"), а также множество полотен лейденских мастеров "тонкой живописи", учителя Рембрандта Питера Ластмана, рембрандтовских учеников и других малых голландцев. В отличие от Лувра, где Лейденская коллекция побывала год назад, в ГМИИ покажут расширенную в три раза версию гастрольной выставки.
Фото: предоставлено пресс-службой музея
ДНК театра. К 140-летию ГИТИСа Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре 28 марта — 8 апреля
Драматургию выставки-перформанса, поставленной театральным художником Алексеем Трегубовым, диктует "Трактирщица" Карло Гольдони, поскольку считается, что именно на репетиции этой комедии в стенах старейшего в России театрального института встретились основатели Московского художественного театра Станиславский и Немирович-Данченко. "ДНК театра" — это восемь залов-лабораторий, каждый из которых представляет какой-нибудь факультет ГИТИСа: режиссерский, актерский, сценографический, эстрадный, балетмейстерский, музыкального театра, театроведческий и продюсерский — все они поочередно будут на газах зрителей репетировать фрагменты "Трактирщицы" и по вечерам показывать публике получившиеся студенческие этюды. Кроме этого 12-дневного мастер-класса в музее пройдут встречи с театрами, вышедшими из стен ГИТИСа: от "Мастерской Петра Фоменко" до "Студии театрального искусства" под руководством Сергея Женовача, от "Геликон-оперы" до "Квартета И".
Вечер к 150-летию Максима Горького МХТ им. А.П. Чехова 28 марта, 19.00
Как бы ни относиться к "отцу социалистического реализма", но драматургом Горький был выдающимся — а Московский художественный театр был во всех отношениях главным театром в его жизни. К 150-летию Максима Горького МХТ покажет спектакль-вечер, сделанный в очень специальном юбилейном жанре: пьеса, написанная известным новодрамовским автором Михаилом Дурненковым, состоит из документальных, архивных текстов, на сцене — вся труппа МХТ, режиссер-постановщик — Виктор Рыжаков, спектакль пройдет только один раз. Последним таким юбилейным вечером-посвящением на мхатовской сцене была постановка Кирилла Серебренникова "Вне системы", подготовленная к 150-летию Станиславского,— и этот спектакль пятилетней давности московские театралы отлично помнят до сих пор.
Первому игроку приготовиться с 29 марта
Фантастический фильм Стивена Спилберга по одноименному бестселлеру Эрнеста Клайна. В 2045 году человечество играет в компьютерную многопользовательскую игру "ОАЗИС", и уже несколько лет герои пытаются найти ключи, спрятанные в виртуальном мире ее покойным создателем,— тот, кто найдет их, получит все его состояние. Героям-охотникам противостоит злобная интернет-корпорация, а еще все они — знатоки культуры 1980-х, потому что создатель "ОАЗИСа" был буквально на ней помешан и все его подсказки так или иначе связаны с этой эпохой. Именно это соотношение прошлого и будущего больше всего привлекло читателей в романе, где, разумеется, было множество отсылок и к творчеству Стивена Спилберга — и, разумеется, из сценария все они тактично вырезаны.
X Ambassadors — американская группа из Итаки, следующая в фарватере Imagine Dragons в прямом и переносном смысле. Будучи изначально парнями даже еще более альтернативными и вообще остервенелыми, они, как и их коллеги из Лас-Вегаса, со временем сместились к более радиоформатному и коммерческому звучанию. X Ambassadors и Imagine Dragons часто встречались на гастрольных маршрутах, а лидер Imagine Dragons Дэн Рейнольдс даже написал им песню. После появления трека "Jungle", записанного в 2014 году совместно с Jamie N Commons, стало очевидно, что стадионные концерты по всему миру для X Ambassadors — вопрос времени. В Россию они едут на волне популярности трека "Home", записанного для фильма "Яркость" вместе с Биби Рексой и Machine Gun Kelly.
Триллер, основанный на реальных событиях: в 1976 году террористы захватили самолет, летевший из Тель-Авива в Париж. Об операции по освобождению пассажиров этого рейса уже сняли не одно кино, но продюсер и один из режиссеров сериала "Наркос" Жозе Падилья из любого сюжета способен сделать бешеную компьютерную стрелялку, как это случилось с "Элитным отрядом" в 2008 году ("Золотой медведь" Берлинале). "Операция "Шаровая молния"" была в конкурсе Берлина в этом году, но осталась без наград.
Я сражаюсь с великанами с 29 марта
Фильм датчанина Андерса Вальтера Хансена, основанный на одноименном инди-комиксе,— можно сказать, "женская версия" фильма "Голос монстра", который выходил в наш прокат год назад. Героиня — девочка-подросток, и она очень воинственно настроена к живущим в лесу великанам, которых кроме нее никто не видит (а великаны, конечно же, хотят разрушить мир людей). В обоих фильмах чудовища и мир, в котором они живут,— отражение реального мира подростка, где враги не столь очевидны и потому их не победить волшебным топором.
Не в себе с 29 марта
Задействуя новейшие технологии (фильм целиком снят на iPhone), Стивен Содерберг продолжает восстанавливать каноны и честь жанрового кино. На этот раз репутацию триллера с ненадежным рассказчиком. Формальное мастерство Содерберга, умение контролировать ожидания и реакции аудитории от первого до последнего кадра таковы, что жанр в самом деле наполняется не просто энергией, но и новыми смыслами — история девушки, пришедшей к психотерапевту за антидепрессантами, а оказавшейся запертой в психиатрическом стационаре, оборачивается яростной критикой американских медицинской и страховой индустрий и констатацией ужасов современного цифрового мира, сталкером в котором так или иначе является каждый.
ВМаяковский Музей-мастерская А.С. Голубкиной 29 марта — 15 декабря
В своеобразный прокат выходит фильм Александра Шейна "ВМаяковский" — внутри двухэтажного особняка в центре Москвы выстроен кинозал на 30 мест, а до просмотра полнометражного байопика о Владимире Маяковском, который можно будет увидеть только здесь, зрителей ждет часовое путешествие по одному из шести специальных маршрутов экспозиции, куда вошли предметы, запахи, объекты, несколько фильмов и даже специальная газета, которая выпускается в рамках проекта.
Фото: предоставлено пресс-службой музея
Когда год назад открылась ретроспектива Валерия Айзенберга в Московском музее современного искусства, все с изумлением узнали, что она, оказывается, была сделана к 70-летию этого вечного молодого ньювейвера. Весна, конечно, не дает покоя всем, но особенно беспокоит молодых — вечно молодой художник Айзенберг вспоминает о первой молодости 1970-х и первой художнической влюбленности в картину Рокуэлла Кента "Весенняя лихорадка". Из истории первой наивной любви к наивной картине, где среди прерий скачут двое влюбленных, гнедая и белая, получился целый роман в живописи, графике, видео и прозе.
Рокуэлл Кент
Рокуэлл Кент
автор
Аляска. Вид с Лисьего острова зимой
Рокуэлл Кент
автор
Ирландское побережье. Донегал
Рокуэлл Кент
автор
Ноябрь в северной Гренландии
Рокуэлл Кент
автор
Собаки во фиорде Кангердлуарссук
Рокуэлл Кент
автор
Фиорд в северной Гренландии. Осень
Рокуэлл Кент
автор
Каяки. Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Конец мая. Северная Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Салли верхом на лошади. Асгор
Рокуэлл Кент
автор
Луга и горы. Асгор
Рокуэлл Кент
автор
Овечья страна. Огненная земля
Рокуэлл Кент
автор
Рыбачья деревня, вечер. Мэн
Рокуэлл Кент
автор
Прибытие почты
Рокуэлл Кент
автор
Зимний день. Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Замерзший фиорд. Северная Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Мэнский туман. Монхэган
Рокуэлл Кент
автор
Голубой день. Мэн, Монхэган
Рокуэлл Кент
автор
Возвращение охотников. Северная Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Портрет ребенка (Моя дочь Клара)
Рокуэлл Кент
автор
Красный вечер. закат. Вид из Асгора
Рокуэлл Кент
автор
Фиорд Кангердлуарссук. Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Эскимос в каяке. Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Солнце над морем. Мэн, Монхэган
Рокуэлл Кент
автор
Стремнины на реке Осейбл. Адирондак
Рокуэлл Кент
автор
Художник в Гренландии
Рокуэлл Кент
автор
Смерть оленя. Адирондак
Рокуэлл Кент
автор
Погребальная процессия. Западная Гренландия
Рокуэлл Кент
автор
Адирондакская ферма. Зима
Большая Советская Энциклопедия (КЕ)
Кеба'ия, Кабайяк, женская одежда, распространённая в большинстве районов Индонезии, — распашная приталенная кофточка с длинными узкими рукавами и застёжкой на груди. Есть два фасона: кебайя пендек (короткая К.) — кофта длиной немного ниже талии, и кебайя панджанг (длинная К.) — кофта до колен.
Лит.: Swane L., Christen KÆbke, Kbh., 1948.
Ке'блавик (Keflavik), город в Исландии, рыболовецкий порт в заливе Факсафлоуи, к Ю.-З. от столицы Рейкьявик. 5,7 тыс. жителей (1970). Рыбоперерабатывающие предприятия. Поблизости находится крупный аэропорт, обслуживающий международные трансатлантические воздушные линии.
Ке'бнекайсе (Kebnekaise), вершина на С. Скандинавских гор, самая высокая в Швеции. Высота 2123 м. Сложена габбро, кварцевыми сиенитами. Несколько обособленных ледников. Станция Стокгольмского университета по исследованию проблем высокогорий (исследования вещественного, радиационного баланса ледников и пр.). Туризм.
Соч.: Obras completas, v. 1—2, Madrid, 1958—60; в рус. пер.— Избранное. [Вступ. ст. З. Плавскина], Л., 1971.
Лит.: Кржевский Б. А., Ф. Кеведо о Московской Руси XVII в., в его кн.: Статьи о зарубежной литературе, М.—Л., 1960; Lirá О., Visión política de Quevedo, Madrid, 1948; Bellini G., Quevedo satírico. Mil., [1961].
Кеворков Степан Агабекович
Соч.: Горный марш, в кн.: Сценарии национальных фильмов, М., 1939 (совм. с Н. П. Абрамовым).
Лит.: Максимов М., Лично известен, М., 1958; Ризаев С., Армянская художественная кинематография, Ер., 1963.
Ке'гель, кегль (нем. Kegel), размер типографского шрифта, включающий высоту буквы (очка) и так называемые заплечики — свободные пространства над и под очком, образующие промежутки между строками текста в отпечатанной книге, газете и т.п. (см. Литера). К. измеряется типографскими пунктами (пункт равен 0,376 мм) или квадратами (48 пунктов). В СССР применяются шрифты следующих К.: 5; 6 (нонпарель); 7; 8 (петит); 9 (боргес); 10 (корпус); 12 (цицеро); 14; 16; 20; 24; 28 и 36 пунктов, а также 1; 1 1 /4; 1 1 /2; 2; 2 1 /2; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12 и 15 квадратов. Основной текст статей БСЭ (3-го изд.) набран шрифтом К. 7 (специально созданная так называемая кудряшёвская энциклопедическая гарнитура).
Кегичёвка, посёлок городского типа, центр Кегичёвского района Харьковской обл. УССР. Железнодорожная станция. Заводы: строительных изделий, маслодельный, хлебный. Инкубаторная станция.
Ке'гли (от нем. Kegel — кегля), игра, цель которой — сбить меньшим количеством шаров, пускаемых руками (обычно по деревянному настилу), большее число деревянных или пластмассовых фигур — кеглей, расставленных на площадке в определённом порядке и на известном расстоянии (как правило, 15—20 м) от исходного рубежа. Родиной К. считают Германию, где эта игра была известна уже в 17—18 вв. В 19—20 вв. К. получили распространение во многих странах не только как игра-развлечение, но и как один из популярных видов спортивных игр. В 1971 Международная федерация кегельного спорта (основана в 1923) объединяла около 50 национальных федераций, в том числе свыше 20 стран Европы и до 20 — Америки; в К. играли около 40 млн. Человек. Наибольшее развитие спортивные К. получили в США, Великобритании, ГДР, ЧССР, Франции, ФРГ, Японии и др., где проводятся национальные чемпионаты по К. В странах, культивирующих К., имеется значительное количество специальных сооружений, залов — кегельбанов для игры и соревнований, оборудованных автоматизированными дорожками для пуска шаров, сигнально-счётными приборами. Спортивные К. в США и др. странах называются боулинг.
Ке'гумс, посёлок городского типа в Огрском районе Латвийской ССР. Расположен на правом берегу р. Даугава (Западная Двина), в 46 км выше Риги. Железнодорожная станция на линии Москва — Рига. Кегумская ГЭС (68 тыс. квт). Рыбоводный завод.
Ке'да, посёлок городского типа, центр Кедского района Аджарской АССР (Грузинская ССР). Расположен в долине р. Аджарисцкали (приток р. Чорох), в 41 км к В. от Батуми. Чайная фабрика, молочный и лесопильный заводы. С. х. техникум. Краеведческий музей.
Кедабе'к, посёлок городского типа, центр Кедабекского района Азербайджанской ССР. Расположен в предгорьях Малого Кавказа, в 51 км от железнодорожной станции Долляр (на линии Баку — Тбилиси). Близ К. — маслосырозавод; добыча медных руд.
Кент Рокуэлл
Рокуэлл Кент (1882-1971) — американский художник, писатель, общественный деятель. Учился в Колумбийском университете. Учителя живописи — Уильям Чейз, Кеннет Миллер, Эббот Тейер.
Много советских друзей было у этого художника, и не только соратников по профессии,— он считал своим огромным другом весь советский народ, а нашу страну называл своей второй родиной, своим домом.
Нам, всем троим Кукрыниксам, посчастливилось познакомиться и подружиться с этим талантливым художником, интересным человеком, проявившим себя смелым борцом за мир, до конца своей жизни интересовавшимся нашей страной, ее людьми, их достижениями.
Я тоже принимал участие в таких вечерах. Зрителей и участников бывало всегда много.
В плетеных креслах под южными деревьями сидели двое — миловидная стройная женщина и худощавый мужчина с гладко стриженной головой, седыми усиками, в светлой рубашке и отглаженных брюках. Темные живые глаза его поминутно меняли выражение, то весело прищуривались, то удивленно расширялись. Он иногда смеялся и незаметно для себя повторял движения выступающих. Нас познакомили. Это оказался Рокуэлл Кент…
Мы знали искусство этого художника. Строгие, спокойные формы гор в пейзажах на гравюрах и в картинах, груды белоснежных облаков, далекие пространства, леса, реки, солнце, дома и люди Америки. Природа Ньюфаундленда, Гренландии, Северной Аляски, и всюду люди труда — простые американцы. Человек и земля. Мир на земле. Об этом рассказывают картины и книги, написанные и иллюстрированные тоже простым американцем — художником и писателем Рокуэллом Кентом.
Невероятная любовь к жизни, молодость души человека без возраста, способного на большую дружбу. Чувство юмора в сочетании иногда с почти юношеским озорством. А ведь ему было тогда далеко за семьдесят.
Дружба его была искренней и прочной. Среди друзей Кента были многие советские художники, в том числе ленинградцы А. Мыльников , Алексей Соколов, москвичи Д. Шмаринов, О. Верейский , В. Горяев , искусствоведы В, Кеменов, А. Чегодаев и многие другие. С большинством из них он вел переписку, посылал им свои книги, альбомы, репродукции с живописи, графики, делал это щедро и а ответ с радостью получал из СССР книги по изоискусству, монографии наших художников.
Не один раз он вместе с женой Салли посещал Советский Союз и, возвращаясь в Америку, увозил с собой массу впечатлений от увиденного и от встреч. У себя на родине он смело и честно выступал перед многочисленными аудиториями американцев с живыми, взволнованными рассказами и лекциями о правде жизни наших людей.
Вот что он писал в 1958 году:
«Впечатления, полученные нами в Вашей стране, оказались столь богатыми, что мы просто не смогли не поделиться ими с другими людьми. Начав выступать с лекциями, мы объездили всю Америку, вплоть до тихоокеанского побережья. Мир и дружба — я воспринимаю эти понятия с горячим личным чувством и, должно быть, также вкладывал в свои выступления личную симпатию к русскому народу. Во всяком случае (думаю это вас позабавит) в Сан-Франциско, где в переполненном зале я выступал со сзоим сообщением, все встали и стоя аплодировали мне, когда председатель собрания сказал, что назначает меня следующим президентом Америки.
Салли верхом на лошади.
Погребальная процессия. Гренландия.
Собаки в фиорде Кангердлуарссук.
Адирондакская ферма. зима.
Солнце над морем.
Весенняя лихорадка. Беркширские холмы в Массачусетсе. Фрагмент.
Хочу еще привести выдержки из писем Кента. Думается, они больше скажут об этом человеке, о его душе, чем любые пространные рассуждения.
1961 год. «Начну с сообщения о том, что, несмотря на нравственное нездоровье, распространяющееся по всей нашей стране, мы с Салли находимся в добром здравии физически и морально, оттого что мы не следуем примеру множества американцев, которые роют ямы в подвалах, устраивая там себе жилища на случай войны, хотя если и впредь дела в Америке пойдут так, как сейчас, я и сам, может быть, окажусь в некоем убежище за гранитными стенами, то есть буду посажен в тюрьму за поддержку такого предосудительного дела, как укрепление мира. Неофашистское движение в Америке достигает устрашающих размеров, и при его связях с Пентагоном вполне можно ожидать фашистский путч. А я тем временем продолжаю как общественное лицо делать то, что в моих силах, во имя мира, хотя сейчас это всего лишь выражение солидарности с теми, кто активно выступает в этой области. Как частное лицо я высказываюсь средствами своей живописи.
В конце ноября 1962 года, в период работы над пейзажем, изображавшим дом, в котором в 1905 году в течение полугода жил М. Горький, Рокуэлл Кент тяжело заболел. Несмотря на это, неутомимый художник оставался жизненно активным человеком. Он писал:
«Особенно бесило меня — да и нас обоих,— что инсульт случился со мной в дни карибского кризиса и я был, конечно, не способен ни к каким действиям ни во время кризиса, ни в последующие несколько недель. Вполне естественно, что, находясь в уединении и вынужденном бездействии, мы принялись за чтение русской литературы, обращаясь мыслями к тем людям, которые стали нам дороже всех других людей во всем мире: друзьям из Советского Союза.
Мы, Кукрыниксы, послали в 1963 году Р. Кенту альбом репродукций с наших политических плакатов и карикатур на антифашистские темы, созданных в основном s период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. В ответном письме Кент писал нам:
8 связи с организованной в Советском Союзе выставкой американской живописи и графики в нашей переписке возник вопрос об абстракционизме. О нем Р. Кент высказал свое мнение таким образом:
«Абстрактное искусство глубоко отвратительно. Безусловно, оно создано на потребу буржуазного рынка и всегда будет находиться за пределами искусства, которое нужно народу. Но снова, по моему мнению, реалистическое искусство не появится у нас до тех пор, пока народ не получит уверенности в правоте своего суждения и пока не появится правительство, выражающее интересы народа и со всей полнотой осознающее глубокую важность искусства для народа. Абстрактным художникам нечего сказать, но именно эта пустота и есть легкий путь к большому бизнесу.
Оправившись после тяжелой болезни, длившейся долгое время, неутомимый художник со своей супругой вновь приезжают в Советский Союз и предпринимают интересное путешествие по Волге, о котором давно мечтали оба. Вместе с Кентами на пароходе плывут и художник Я. Д. Ромас с женой и сыном.
Открыто возмущаясь преступной агрессией Пентагона против Вьетнама и вспоминая работы советских художников, клеймивших нападение американской военщины на эту страну, Кент писал нам: «Как нужны сейчас Америке кисть и перо, сердце и ум, как у вас, чтобы выразить негодование всех честных американцев по поводу творимого во Вьетнаме насилия. Живя в этой раздираемой противоречиями стране, мы с Салли находим великое для себя утешение в том, что ваша страна, ставшая нам второй родиной,— это мирная земля, которую мы надеемся еще раз навестить, земля, народ которой — наш друг. Для нас это так прекрасно!
Какова была политическая обстановка в то время у него на родине, можно судить из нескольких строк в одном из последних его писем:
«Сейчас мы опять дома,— лето в этом году такое неровное: сильная жара сменяется необычно холодными днями, так что мы то наслаждаемся погодой, то едва терпим ее.
Исполнилось сто лет со дня рождения художника Рокуэлла Кента.
В наше время крайнего напряжения международной обстановки на всей земле, зная о многочисленных демонстрациях людей в различных странах, особенно в Америке, гневно протестующих против подготовки к ядерной войне, с уважением вспоминаешь имя этого мужественного американца, активного борца за мир, большого друга Советского Союза.
Мы встретились с ним впервые четверть века назад — в самом начале второй мировой войны. Разумеется, я много знал о нем еще до этой поры — знал по его картинам, книгам, по его разносторонней деятельности, направленной на защиту и утверждение человеческого достоинства.
Адирондакская осень
Каяки.
Гренландцы.
Пролив Адмиралтейства. Огненная Земля.
Художник в Гренландии. 1932 год.
Старый человек, старая лошадь, старый сарай, старый мир. 1957 год.
Гора Ассинибойн. Канадские скалистые горы. 1952 год.
Начало ноября. Северная Гренландия. 1932 год.
Перефразируя Шекспира, можно сказать о жизни и труде Рокуэлла Кента, что годы не иссушат его свежести, обыденность не сотрет его бесконечного разнообразия.
Автобиография Кента была опубликована, когда Рокуэллу исполнилось семьдесят три года. Сейчас он пришел к своему 85-летию. Но сегодня он нисколько не старше, чем в те дни, когда писал эту книгу, он остается неувядаемо молодым! И в то же время он полон зрелой мудрости — это один из людей искусства, которые возвещают человечеству его будущее, его надежды.
Рокуэлл Кент, конечно, не новичок в деле борьбы за мир. Он был одним из тех американцев, которые еще в начале 30-х годов выступали с предостережением по поводу угрозы фашизма. Он одним из первых у нас осудил политику холодной войны. Мне вспоминается характерный эпизод, относящийся к 1949 году. Я получил телеграмму от Фредерика Жолио-Кюри, Луи Арагона и Ильи Эренбурга, в которой они просили меня содействовать формированию делегации на Всемирный конгресс сторонников мира в Париже.
Выполняя эту просьбу, я натолкнулся на довольно прохладное отношение некоторых американских прогрессивных деятелей к самой идее Парижского конгресса. Один из них даже спросил меня:
— А зачем нам связываться с этими заграничными сторонниками мира? Наше движение за мир должно быть чисто американским.
Я пошел к Рокуэллу Кенту.
— Вот те на!— воскликнул он.— Как же может появиться у нас действенное движение за мир, если оно так или иначе не сомкнётся с таким же движением во всех странах!
И он охотно согласился войти в состав американской делегации на Парижский конгресс, а вскоре был избран членом Всемирного Совета Мира.
В следующем году Рокуэлл и я были в Стокгольме и вошли в комиссию, разрабатывавшую известное Стокгольмское воззвание. Когда мы вернулись в США, государственный департамент, в нарушение закона, в неслыханно вызывающей форме объявил нам, что мы лишаемся заграничных паспортов. Прошло восемь лет, пока их вновь получили мы, а также еще некоторые американские граждане. Это произошло в результате долгой, непримиримой и упорной борьбы Рокуэлла Кента в различных американских судебных инстанциях, борьбы, увенчанием которой явилось известное решение Верховного суда США.
Если в начале 20-х годов Рокуэлл Кент встал на защиту Сакко и Ванцетти, то в 50-х он боролся за спасение жизни супругов Розенберг. В этом видна твердая последовательность, как бы цепь активных действий на сознательно избранном поприще. Во время большого кризиса он поддерживал стачки боевых рабочих профсоюзов и столь же естественно стал пламенным поборником помощи мужественным испанским республиканцам. Где бы ни рушился демократический закон или свершалась вопиющая несправедливость, голос Рокуэлла неизменно звучал в защиту свободы и права.
Одна из дорог, ведущих к миру,— это движение за дружбу между народами Соединенных Штатов и народами Советского Союза. Рокуэлл Кент, естественно, стал одним из руководитепей зтого движения.
Еще не так давно возглавляемый Рокуэллом Национальный совет американо-советской дружбы подвергался преследованиям, в том числе со стороны правительственных органов. Сейчас программа культурного обмена между США и СССР представляет часть официальной политики Соединенных Штатов. И все большее число американцев убеждается в том, что мирное существование обеих стран — одна из больших надежд человечества.
В последние годы Рокуэлл Кент часто бывал гостем Советского Союза. И ни один американец не сделал так много, как он, чтобы показать советскому народу красоту и суть настоящей Америки. Зимой 1957/58 года больше миллиона советских граждан посетили выставку произведений Рокуэлла Кента в Москве, Ленинграде и других городах. Сам художник, все еще лишенный тогда заграничного паспорта, не мог присутствовать на этом празднике своего мастерства. Спустя три года Рокуэлл Кент принес в дар советскому народу большую коллекцию работ, отражающих разные этапы его художнической биографии,— 80 живописных полотен, более 800 рисунков и других произведений графики, а также ряд книг и рукописей.
Сейчас работы Рокуэлла Кента украшают лучшие советские музеи. Кинофильмы и телевизионные передачи донесли его творчество до миллионов советских людей — мужчин и женщин, стариков и детей. Широкие массы читателей ознакомились с прекрасно переведенными его книгами. Можно ли мысленно оценить, как много все это принесло для лучшего взаимного понимания наших двух народов?
Как хотелось бы, чтобы в нашей собственной стране так же широко люди узнали о замечательном жизненном подвиге Рокуэлла Кента! В письме Рокуэллу к Новому году я писал:
Трудно выразить чувства, вызываемые в человеке Рокуэллом Кентом, в прозаической статье. Я позволю себе поэтому в дни, когда передовые люди мира отмечают его 85-летие, привести несколько строк из стихотворения, которое я написал десять лет назад, по случаю его 75-летия:
Спасибо, Рокуэлл, вам
За то, что вы есть вы!
Что вам неведомо уменье гнуть колени,
Являть покорность и вилять улыбкой,
Рассчитанно хитрить и тонко лгать,
Тому, кто платит, и тому, кто грабит.
Спасибо вам за колдовство резца и кисти,
И ищущую мысль, и сердца теплоту,
Что раскрывают тайны красоты земли
И сокровенные богатства человека,
За то, что краски ваши говорят на языке,
Понятном фермеру, молотобойцу
И матери, несущей на руках дитя.
Я вас благодарю за ненависть к темницам,
К цепям, руинам войн, голодной нищете,
За то, что сами вы — живой укор неправде
И гневный вызов тем, кто сеет страх и смерть…
Певцу лесов, суровых скал и льдов,
Приятелю дроздов, лисиц, ручьев звенящих
Я руку жму от имени моих детей,
От всех детей Земли, кому нужна защита,
От всех, кого в мечте вы бережно ведете
Навстречу солнцу мира и любви.
Читайте также: