Символизм кратко для шпор
Определение символизма
Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.
Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.
Символизм в искусстве
Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.
Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.
Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).
В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.
Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.
Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.
Особенности символизма
Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.
В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:
- оккультизм;
- религиозная мистика;
- мир снов;
- извращение;
- эротика;
- меланхолия;
- патология;
- зло;
- декаданс;
- смерть.
Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.
Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).
Русский символизм
В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.
В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.
В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.
"Старшие символисты" — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.
"Младосимволисты" ("младшие символисты") — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).
Представители символизма
Примеры русских писателей и поэтов-символистов:
- К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
- В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
- Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
- И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
- А. А. Блок (1880 — 1921);
- А. Белый (1880 — 1934).
Примеры иностранных поэтов-символистов:
- Поль Верлен (1844 — 1896);
- Артюр Рембо (1854 — 1891);
- Стефан Малларме (1842 — 1898);
- Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).
- Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
- Эдвард Мунк (1863 — 1944);
- Гюстав Моро (1826 — 1898);
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
- Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
- Джеймс Энсор (1860 — 1949);
- Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
- Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
- Макс Клингер (1857 — 1920);
- Лайош Гулачи (1882 — 1932);
- Арнольд Бёклин (1827 —1901);
- Франц фон Штук (1863 — 1928);
- Поль Гоген (1848 — 1903);
- Одилон Редон (1840 — 1916);
- Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
- Яцек Мальчевский (1854 — 1929).
Символисты серебряного века
Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает "золотому веку" (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:
Старшие символисты (ещё их называют "декаденты") — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:
- Д. Мережковский;
- З. Гиппиус;
- К. Бальмонт;
- В. Брюсов;
- Ф. Сологуб;
- А. Добролюбов;
- Н. Минский;
Младшие символисты ("младосимволисты") — младшее поколение символистов начала XX века.
- А. Блок;
- А. Белый;
- С. Соловьёв;
- Вяч. Ив. Иванов;
- И. Анненский;
- Ю. Балтрушайтис.
Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:
- М. Врубель;
- B. Бopиcoв-Mycaтoв;
- художественное объединение "Гoлyбaя poзa" (например, П. Кузнецов);
- художественное объединение "Mиp искусства" (например, К. Петров-Водкин).
Символизм в живописи
После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.
Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.
Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.
Символизм в музыке
Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.
Он превращал аккорды в символы. Таким стал "прометеев" аккорд или "прометеевский" аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.
Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.
Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.
История символизма
Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений "Цветы зла" ("Les Fleurs du mal"). Таким образом, направление началось с литературы.
Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.
Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.
Жан Мореас не только впервые использовал название "символизм", но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).
Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.
В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.
В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.
После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.
Акмеизм, футуризм и имажинизм
Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.
Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.
Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.
Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.
- анархические мотивы;
- применение метафоры для построения литературного образа;
- использование шокирующих литературных приёмов;
- сопоставлением несхожего ("ресницы стучат как копыта").
Определения
- Литературное направление — комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывался в творчестве многих писателей в определённый исторический период. У литературного направления есть философская основа (что писатели изображают в рамках данного направления) и эстетические приёмы (как именно освещаются характерные для литературного направления процессы).
- Классицизм — литературное направление, имевшее значительное воспитательное значение: в его основе лежало представление о долге, равенстве и справедливости, уважение к идее государственности.
- Сентиментализм — литературное направление, утверждавшее главенство чувства над разумом. Одно из открытий сентиментализма — чувство превыше сословий и в равной степени доступно и знати, и простолюдинам.
- Романтизм — литературное направление, утверждающее ценность личности и, как правило, изображающее сильные характеры, борьбу личности против природы или против государства.
- Реализм — литературное направление, правдиво изображающее действительность во всём её многообразии. Для реализма характерна типизация — изображение типичных явлений действительности в индивидуальных характерах.
- Модернизм — литературное направление, в рамках которого автор изображает не действительность, а восприятие этой действительности героем. Внутри русского модернизма принято выделять символизм, акмеизм и футуризм.
- Символизм — нереалистическое модернистское направление, стремящееся изобразить нефизические сущности (идеи) с помощью символов.
- Акмеизм — модернистское направление, противостоящее символизму и утверждавшее важность предметного мира и точность каждого слова, описывающего его.
- Футуризм — модернистское направление, ориентированное на новаторство в области формы.
- Постмодернизм — литературное направление, основывающееся на игре с текстом. Реализуется путём цитирования литературных источников и культурных фактов.
Объяснение и примеры
Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.
Направление
Период
Смысловое наполнение
Представители
Акцент на разуме (просвещение, государственность)
Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Конец XVIII — начало XIX в.
Акцент на чувствах (любовь, природа)
Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского
Первая половина XIX в.
Страдания и одиночество главного героя
Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев
Вторая половина XIX — настоящее время
Правдивое отображение типичных явлений действительности
Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын
Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий
А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский
Конец XX в. — XXI в.
Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам
Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин
- Уход от прямолинейности классицизма.
- Субъективность как основа миропонимания.
- Культ чувства.
- Культ природы.
- Культ врождённой душевной чистоты, неиспорченности.
- Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.
- Внимание к душевному миру человека.
- Превосходство чувства над разумом.
Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.
Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.
Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.
- Плюрализм (допустимость множества справедливых мнений).
- Неопределённость (отсутствие правил в искусстве).
- Интертекстуальность (цитирование уже существующих литературных произведений с вплетением этих цитат в текст нового творения).
- Игра (творчество служит развлечением и для автора, и для читателя).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?
Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.
Части первая и вторая.
Часть I
Словарь Литературоведческих Терминов., Москва, 1988:
Акмеизм - литературное течение в русской поэзии второго десятилетия двадцатого века. Акмеизм выделился из символизма. Акмеизм проповедовал ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, не обращались, как в символизме, к "таинственным мирам". Название Акмеизм шло от греческого "akme" - "острие, высшая точка", что указывало на стремление Акмеизма к особому точному образу.
К Акмеизму принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам,
А. Ахматова и др.
Однако реальность, к которой настойчиво стремился Акмеизм., ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости Акмеизма отметил в своей статье "Без божества, без вдохновенья" Александр Блок.
Символ (от греч. symvol - условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. Символ - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах "Вакхической песни" Пушкина "Да здравствует солнце, да скроется тьма" солнце выступает как символ счастья, радости, разума. Буревестник у Горького - символ, предвещающий революционную бурю. Заключая в себе переносное значение, Символ близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).
Индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, Символ Прекрасной Дамы у Блока. Символизм - это литературное направление (течение) конца ХIX - начала ХХ века. Символизм сложился во Франции уже в 70 -80-е годы ХIX века. Символ для символистов - это общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.
Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимающие прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, автор поэтического сборника "Города-спруны", немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы "Потонувший колокол", бельгийский драматург М. Метерлинг, создатель драмы "Синяя птица".
В России Символизм сформировался в 1890-1900-е годы (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия Символизм определял лицо многих журналов ("Весы", "Золотое Руно", "Аполлон"). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты - А. Блок, В. Брюсов, А. Белый - постепенно отходили от Символизма.
В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма " Двенадцать" А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.
Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.
Материалы для журнала "Мастерство и Вдохновение"
---------------------------------------------------------
Футуризм ( от лат. futurum - будущее). 1. Как литературное течение возникло в 1909 году в Италии (во главе с Маринетти), выступившие с проповедью формалистических новшеств в поэзии (отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр.).
Возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи - кубофутуризм представлено прежде всего в творчестве И. Северянина (эгофутуризм), В. Маяковского, В. Хлебникова, братьев Бурлюков, В. Каменского.
Дополнительные материалы о Футуризме:
*Послушайте! Ведь если звезды зажигаются!* -
Взгляд на творчество поэта Владимира Маяковского.
Раннее творчество Маяковского удивит любого читателя. Большинство поэм его не переведены. Версия перевода "Послушайте", представленная в данной публикации, является самой лучшей среди всех вариантов перевода этого стихотворения. Ритмика и музыка перевода by Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein поразила всех литературоведов в мире. Эта версия наиболее точно передаёт индивидуальность поэта.
Творчество Владимира Маяковского стартовало в 1912 на Московском бульваре. Стихи родились в непринуждённой беседе с Давидом Бурлюком, студентом и другом поэта. Давид Бурлюк представил молодого Владимира Маяковского своим друзьям. Бурлюка считают *отцом Русского футуризма*. В это время в искусстве развивались течения кубизма в живописи и футуризма в поэзии. Гуро, Ларионов, Каменский, Гончарова, Татлин, Малевич публиковали всевозможные литературные иллюстрации,организовывали художественные выставки, публичные лекции и дебаты с целью нести новое искусство в жизнь.Кубо-Футуризм был освоен московскими футуристами в 1913 году, они нашли связь между футуризмом в поэзии и кубизмом в живописи.
В тот же 1913 году футурист Крученых (Kruchenykh) описал процесс так: "Футуризм в живописи использует части плоскости - диагональные секции и геометрические формы, особое освещение; поэты-футуристы работают с измельченными словами, частями слов, половинками слов, и создают новые словесные комбинации". Поэзию Маяковского можно описать как *словесную живопись*, стихи его читаются как *кубизм в искусстве*. B это время он также активно работает в области рисунка, участвует в художественных выставках Ларионова в 1913 году. Примерно в том же году Маяковский и Татлин выпустили ссерию иллюстрированных брошюр. Второй типичный футуризм в творчестве поэта Маяковского - это урбанизм. Он писал стихи на городскую тематику, социальные, связанные с непосредственной жизнью людей, используя футуристический метод повествования: части слов, словесные комбинации, неологизмы. Ранние поэмы также характеризуются любовью поэта Маяковского к революции.
Любовь к четырём женщинам, самой любимой и дорогой из которых, всё-таки, была Лилечка Брик, разрыв с любимой, одиночество, революционные взгляды, предательство друзей, недоверие Сталина - всё это явилось слоённым пирогом из многих причин, из-за которых поэт совершил четыре попытки самоубийства. После революции тон поэзии Владимира Маяковского становится наиболее драматичным. Маяковский поставил несколько фильмов в этот период :
фильм "Молодая девушка и хулиган" сохранился. Наиболее примечательным стихотворением Маяковского явилось: "Послушайте", переведённое почти на все языки мира. В нём отразилась боль и страсть поэта, его духовность, вера в гуманность и доброту, в красоту сердца человеческого. Разрешите представить Вам наилучший из переводов этого стихотворения великими мастерами литературного перевода Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein.
*
перевод: Maria Enzensberger
with Elaine Feinstein
Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means that someone wants them to be,
that someone deems those speckles of spit
. magnificent.
And overwrought,
in the swirls of afternoon dust,
he bursts in on God,
afraid he might be already late.
In tears,
he kisses God's sinewy hand
and begs him to guarantee
that there will definitely a star.
He swears
he won't be able to stand
. the starless ordeal.
Later,
he wanders around, worried,
but outwardly calm.
And to someone else, he says:
"Now,
it's all right.
You are no longer afraid,
are you?"
Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means it is essential
that every evening
at least one star should ascend
over the crest of the building.
В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.
Определение понятия
Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.
Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.
Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.
Основные признаки
Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:
- тайный смысл произведения передается с помощью символов;
- основу составляют философские работы и мистицизм;
- появляется собственная мифология;
- образцом служит литература великих классиков;
- особое внимание уделялось ритму стихотворений;
- мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.
Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.
Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.
Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.
Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.
Черты направления
Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:
- двоемирие;
- появление звукописи в поэзии;
- отражение реальности символами;
- постижение действительности с помощью мистики;
- религиозные искания;
- поэтика многоплановости и содержания;
- отрицание реального мира.
Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.
Новая школа
Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.
Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.
Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:
- старшие поэты;
- младшие символисты.
Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.
Яркие представители
Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.
Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:
- В. Брюсов;
- Ф. Сологуб;
- Д. Мережковский;
- З. Гиппиус;
- К. Бальмонт.
Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.
Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.
В стихах открылись новые темы:
- урбанизм;
- антиурбанизм;
- смерть.
Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.
Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.
Ритмика и тропы произведений
Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.
Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.
Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.
Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.
Читайте также: