Скептицизм в философии шпора
Скептицизм (от греч — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.
Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой.
Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других - к воинствующему невежеству и аморализму.
Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема.
Согласно учению Пиррона, философ - человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.
Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:
1. из чего состоят вещи;
2. как следует к ним относиться;
3. какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.
Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.
Усилия скептиков Пиррона, Энесидема и Агриппины, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло и остановить его никаким их предостережениям не удалось.
19. Стоицизм: основные идеи и представители.
Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков. Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский.
Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов:
· ранняя стоя. (III - II вв. до н.э.), представители - Зенон, Клеанф, Хриссип и др.;
· средняя стоя (II -I вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний;
· поздняя стоя (I в. до н.э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
К характерным чертам стоической философии также относятся:
- призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
- признание добродели высшим благом, а порока - единственным злом;
- определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
- призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
- оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
- восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
- высокий эстетизм в мыслях и поступках;
- осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
- признание стремления к счастью высшей целью человека.
20. Философия позднего эллинизма – неоплатонизм.
Наиболее оригинальной частью системы воззрения Плотина является учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному – экстазу.
Идеи Плотина были развиты Проклом (ок. 410-485) , который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь, по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
- Мировые религии
- Предмет философии
- Функции философии
- Философия Сократа
- Основной вопрос философии
Этапы и идеи античной философии
В конце VI в. до н. э. усиливаются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. Перед лицом бесчисленных социальных бед, политических потрясений, войн, нарастающей политической неустойчивости и незащищенности населения, его социальной дифференциации, которые усилились с распадом державы Александра Македонского, этот кризис нашел свое выражение в духовной жизни, вообще, и отразился на развитии философии, в частности.
Глубокие изменения в понимании целей и задач философии нашли выражение в четырех своих течениях:
Взгляды представителей этих течений рассматриваются во многих историко-философских трудах.
Особенность античной философии эпохи, начавшейся с распадом державы Александра Македонского, заключается в том, что интерес ее представителей постепенно перемещается от традиционных для древнегреческой классики научных проблем к вопросам устройства человека в мире, т. е. к вопросам этики. Философствование, уменьшая опору на науку, все более и более утрачивает защищенность со стороны усиливающегося давления на него мистики. Особенно заметной экспансия языческо-античного и религиозного мистицизма становится в императорском Риме. Удивительно здесь то, что угасание интереса к некоторым традиционным философским проблемам шло одновременно с расцветом некоторых прикладных наук и интенсивной изобретательской деятельностью.
В области этики философам эпохи эллинизма и в следующие за ней времена удалось достичь значительных высот. Это позволяет в целом оценивать философию данной эпохи как значительный шаг на пути ее развития.
Знакомство с античной философией показывает, что философия — это, по существу, первая осознанная форма деятельности человека на том этапе его развития, когда начинают формироваться культурные сообщества людей. Разнообразие, глубину и масштабность философских исканий, во многом определивших дальнейшее развитие человеческой цивилизации, можно, по-видимому, объяснить следующими факторами. Во-первых, разработка идей о сущности мира, мироздания в целом, отношении природы и познания, имела жизненно важное значение для становления культурного человека. Важно было разобраться в том мире, который окружал человека, в той общественной сфере, в которой он жил, с тем, чтобы определить, осмыслить целесообразность и смысл человеческой жизни, найти наиболее приемлемые формы общественных отношений и своего существования. Сама человеческая жизнь, общественное существование людей с необходимостью ставили перед мыслителями эти вопросы, и поиск ответов на них в значительной степени предопределял смысл человеческого существования и его дальнейшее развитие. Во-вторых, философия — важная сфера умственной деятельности человека. Заниматься ею было наиболее престижно, и талантливые люди стремились быть философами. Все это в совокупности способствовало притоку в философию самых способных умов того времени. Третьим условием, обеспечившим взлет философской мысли, стала относительная свобода деятельности философов. Четвертым фактором и, возможно, решающим, было отсутствие единого политического, социального или религиозного мировоззрения, которые силой или же своей творческой мощью подавляли бы философские воззрения античных мыслителей. Как известно, религиозная жизнь того времени характеризовалась язычеством, многобожием, т. е. господствовал политеизм. Все перечисленные факторы обеспечивали, на наш взгляд, небывалый взлет античной философии и ее огромное влияние на последующее развитие всех сфер человеческой деятельности.
Символом кинизма стал другой киник — Диоген Синопский (ок. 400 — ок. 325 до н. э.), современник Александра Македонского. Усилия Диогена были направлены на выявление истинного предназначения человека. Соответствовать своему предназначению означает отринуть все предубеждения, капризы, общественные предрасудки и стереотипы. По мнению Диогена человек всегда имеет всё, что необходимо для его жизни. Свободен лишь тот, кто свободен от большего числа потребностей. Поэтому, с точки зрения киника Диогена, все науки — физика, астрономия, математика, философия одинаково бесполезны для человека, ищущего своё истинное предназначение. По мнению Диогена, способом, ведущим к добродетели, является аскеза — тренировка души и тела, состоящая в постоянной готовности противостоять невзгодам судьбы. Самодостаточность, апатия и безразличие являются идеалами кинического образа жизни.
По мнению другого киника, Кратета (III век до н.э.) человек должен быть аполитичным. Для киника нет истинной родины, говорил Кратет. Таким образом, мы видим, что, несмотря на радикальное расхождение своих школ, киники и киренаики сходятся в тотальном космополитизме. Древнегреческий полис начинает разлагаться изнутри, подтачивая самосознание своих граждан, индивидуализируя их жизнь. Поскольку кинизм, по сути, сводил человека к его животному состоянию, философская школа не просуществовала долго, тем более, что кинизм практически отрицал необходимость каких-либо наук, а, следовательно, и своей философии.
Философия эпикуреизма была первой из философских школ эллинизма — эпохи распада греческой идентичности, начавшейся после завоевательных походов на Восток Александра Македонского. Основателем эпикуреизма был Эпикур (341 — 270 г. до н.э). Философские результаты творчества эпикуреизма стали следующие положения: реальность поддается осмыслению силами человеческого разума; счастье человека состоит в избавлении от страдания и беспокойства; для достижения счастья человеку нет необходимости ни в чем, кроме себя самого; человек автаркичен (самодостаточен), ему излишни государство, богатство и Боги. Эпикур одним из первых провозгласил равенство всех людей: рабов, варваров и греков. В доказательство этого тезиса школа Эпикура открыла двери всем, ранее не допускавшихся к просвещению: безродным, рабам, женщинам. Философия Эпикура делила всё знание на три части: логику, физику и этику.
Логика изучает каноны, согласно которым человек познает мир. Физика изучает строение бытия. Этика раскрывает тайны счастья и целей жизни человека. Эпикур считал, что чувства человека не ошибаются. Ощущения объективны и истинны, так как они адекватно отражают мир. Он считал, что от вещей проистекают их подобия, которые и ощущаются нашими чувствами. Таким образом, чувства — это пассивные приемники объективных образов вещей.
Физика Эпикура, по его словам, необходима лишь как основание этики. Основы физики Эпикура можно представить так: реальность вечна, так как ничто не рождается из ничего; вся реальность образована из двух составляющих: тел и пустоты; реальность бесконечна в протяжении (пространство) и количестве тел, её составляющих; тела бывают простыми (далее неделимыми атомами) и сложными (составными).
Этика Эпикура реформировала этику гедонизма. Эпикур понимает наслаждение как покой — предельную границу счастья. Истинное удовольствие по Эпикуру, состоит в отсутствии телесного страдания, в невозмутимости души. Если последовательно проводить рассуждения Эпикура, то счастье состоит не в испытании физического удовольствия, а в суждениях разума об умеренности удовольствий.
- естественные и необходимые удовольствия;
- естественные, но не необходимые;
- удовольствия не естественные и не необходимые.
При этом он считает, что объективно достижимыми являются удовольствия естественные и необходимые. Относительно политической жизни Эпикур считает, что она принципиально неестественна, т.к. ведет к нескончаемым волнениям, препятствует достижению личного счастья. Таким образом, Эпикура можно считать, наряду с киниками и киренаиками ещё одним источником античного космополитизма.
Основателем философии стоицизма стал Зенон Китионский (332 — 262 до н.э.). Школа называлась так потому, что Зенон читал свои лекции в расписном портике (стое). Так называется крытаягалерея, перекрытие которой опирается наколонны.
Зенон принимает разделение общего философского знания на три части: логику, физику и этику. Образом соотношения этих частей у Зенона становится фруктовый сад. Ограда сада — логика, деревья в саду — физика, фрукты, то, ради чего высаживается сад — этика.
Целью логики, согласно стоицизму, является отработка критериев истины. Ощущения являются основой человеческого познания. В результате ощущения возникает представление. От представлений мы переходим к понятиям, которые, как считают стоики, присущи самой человеческой природе.
Этика стоицизма является наиболее интересной и оригинальной частью её философии. Как и для эпикурейцев, так и для стоиков целью жизни является достижение счастья. Для стоиков достижение счастья состоит в следовании природе. Основные принципы этики стоики дедуцировали из общего для всего живущего принципа стремления к жизни. Жить в соответствии с природой означает жить так, чтобы обеспечивать рост и развитие присущих человеку качеств, в частности, разумного начала. Поскольку естественным принципом живого является инстинкт сохранения бытия, постольку благом для стоиков является то, что сохраняет росту и сохранности бытия. Всё, что относится к телесному бытию, стоики считают морально безразличным. Из этого тезиса стоики делают вывод о необходимости безразличного отношения человека к событиям, происходящим в обществе. Счастье не зависит от внешних событий, считали стоики, следовательно, человек, захваченный физическими пытками и болезнями и социальными потрясениями, может быть счастливым. Стоики считали, что большинство людей не способны к моральному поведению. Они связывали это с тем, что рациональное поведение формируется вместе с изучением философии, постичь которую способен не каждый человек. Поэтому стоики предлагали понятие долга как доступное для понимания и выполнения многим людям. Поскольку все люди способны достичь добродетели, постольку стоики отвергали деление по сословиям, рабство, объявляя свободу не социальным, а интеллектуальным понятием. Свободен, согласно стоикам, мудрец, а рабом является невежда, т.к. он находится во власти своего заблуждения. Заблуждения проистекают из-за страстей, которые являются следствием слабого разума. Мудрец способен сдерживать страсти, не допускать их появления в своем сердце. Это состояние является состоянием апатии. Мудрец в стоической философии должен в пределе апатии стремиться к анестезии, при которой страсть постепенно исчезает. Идеальным состоянием ума для стоиков является чистое, холодное рассуждение, в котором нет места ни порокам, ни симпатиям, ни жалости.
Пиррон считал, что для обеспечения себе счастья, человек должен ответить на три вопроса:
- каковы вещи по природе;
- каково должно быть наше отношение к ним;
- каковы они будут и как надо себя вести.
Пиррон отвечал на эти вопросы следующим образом:
- Во-первых, все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны, так как представляются видимостью, следовательно, невозможно отделить истину ото лжи.
- Во-вторых, необходимо жить, не склоняясь к какому-либо мнению, т.е. жить без мнений, воздерживаться от суждений о вещах. Второй тезис, возможно, был заимствован скептиками у стоиков, так как и у них есть принцип воздержания от суждений.
- В-третьих, счастье обеспечивается апатией и непоколебимостью. Пиррон говорит об афасии (молчании) близкой к атараксии, проистекающих из состояния внутреннего покоя. Сам Пиррон являл собой пример невозмутимости и индифферентизма. При этом Пиррон настаивал на том, что целью человека является не абсолютное небытия человека, а в понимании божественности человеческой природы, лишенной веса вещей.
У Единого, т.о. существуют два рода активности:
- активность, исходящая из Единого, благодаря которой оно становится началом всего;
- активность свободного творения самого себя.
В философии Плотина Единое представляет собой первую ипостась бытия. Второй ипостасью философии Плотина является Нус или Дух. Это высшее интеллектуальное начало, содержащее в себе весь платоновский мир идей. Дух (нус) оформляет активность Единого. Нус является ещё и причиной двойственности бытия и мышления. Поскольку Нус является формой Единого, постольку можно предположить, что именно Нус является воплощением идеи Красоты — сущностной формы вещей. Третьей ипостасью бытия является Душа, которая проистекает из Духа (Нуса). Специфика Души заключается не в чистом мышлении, а в обеспечении всего живого жизнью, в его упорядочивании. Поскольку Душа дает жизнь, то она, согласно Плотину, является началом всего движения. Душа иерархична. Существует высшая чистая Душа и Душа, понимаемая как креативная сила. Третьей ступенью иерархии Души являются партикулярные души, которые одушевляют конкретные живые тела. Материя, согласно Плотину, является чистой противоположностью Единому, заключающемуся в потери материей потенции становления. Материя, т.о. является небытием, т.к. она испытывает дефицит позитивного, она зло в смысле негативности потенции.
- Философский скептицизм
- Критика скептицизма
- История развития
- Научный скептицизм
- Обыденное понятие
Философский скептицизм
Критика скептицизма
Критики скептицизма используют против него его же принцип: если восприятие человека субъективно, то и его сомнение в этом восприятии субъективно. Проще говоря, если скептики требуют доказательств, то где доказательство того, что эти доказательства необходимы? Получается замкнутый круг, раз принцип, требующий доказательств, сам требует доказательства.
Отсюда следует, что абсолютный скептицизм практически невозможен. На деле в философии больше распространён так называемый умеренный скептицизм, который подразумевает в основном строгие требования к фактам и сдержанность в отношении новых идей, теорий и гипотез. Некоторые скептики полагают, что достоверное знание всё же существует, просто у людей в настоящий момент отсутствует возможность его получить. Такой подход лелеет надежду на то, что в будущем будет больше возможностей перейти от субъективного познания к объективному.
История развития
Впервые скептицизм как течение зарождается в Древней Греции. Представителями этого направления были многие известные философы: Пиррон, Гераклит, Секст Эмпирик и другие. Идеи скептицизма во многом разделял и Сократ.
Именно греки первыми столкнулись с проблемой субъективного познания, основанного на индивидуальном восприятии человеческих существ. Взаимное опровержение различных теорий друг другом, религиозные сомнения, различия нравственных норм в разных странах привели греков к замкнутому кругу, где:
- любой факт или истина основывается на других фактах или истинах;
- исходный факт или истину определить невозможно;
- выбор произвольной исходной точки требует обоснования выбора этой исходной точки.
В качестве решения проблемы кругового доказательства древние эллины предлагали либо отказ от суждений в принципе, либо смягчение требований к истине. Первый принцип препятствует накоплению знаний в любой форме. Второй вариант предполагает, что даже в условиях субъективного восприятия реальности сохраняется необходимость действия, а значит, скептицизм должен скорее служить критерием разумного поведения, способствовать выбору наиболее выгодной стратегии поведения.
Так, античный скептицизм предлагал соблюдать законы и правила страны или города, в котором человек живёт, прислушиваться к собственному телу, удовлетворять физические потребности, заниматься наукой, опираясь на проверенные факты. Этот подход лёг в основу античной медицины и способствовал накоплению проверенных опытом знаний. Схожим образом скептицизм развивался и в философии других стран, например, в древней Индии и древнем Китае, а также на среднем Востоке.
В период Средневековья скептицизм не был распространённой научной концепцией, так как господствовавшие в Европе религиозные убеждения были основаны на вере, а не на сомнении. Однако уже во времена Возрождения он вновь набирает силу в рамках критики теологических догматов. Эпохе Возрождения свойственны сомнения в предлагаемых церковью постулатах, базирующихся на слепой вере, не требующей доказательств. Именно тогда авторитет веры и традиции сменился авторитетом разума и рационализма. Таким образом, скептицизм способствовал развитию научного подхода, стимулировал исследование природных и общественных явлений.
Однако замкнутый круг скептицизма проявился и в философии Возрождения, а также в философии Нового времени. Требования к разумному обоснованию любого явления или теории возвращают на исходную позицию: не существует изначального факта, который не нужно было бы подтверждать другими фактами. Эту мысль высказывали в своих произведениях такие философы, как Декарт, Вольтер и Дидро. Подобные противоречия привели к тому, что в философии начали ставить под сомнение не только возможность познания истины (агностицизм), но и само существование объективного мира (солипсизм).
Проблема кругового доказательства в философии существует до сих пор – пройдя все этапы от софизма и цинизма до позитивизма, неопозитивизма и иррационализма, она стала постоянным компонентом философского знания вообще.
Научный скептицизм
Следует различать философский и научный скептицизм. Задача последнего – обеспечивать надёжность знания. Он подвергает сомнению все теории, не имеющие подтверждений, полученных эмпирическим, то есть опытным путём. Этот подход опирается на следующие инструменты и принципы:
необходимость экспериментальных доказательств;- необходимость повторного воспроизведения результатов эксперимента;
- критическое мышление;
- дедуктивная логика.
Научным скептицизмом также называют общественное движение, которое борется с псевдонаучными течениями типа гомеопатии, астрологии, парапсихологии, уфологии и так далее. Это движение впервые появилось в Соединённых Штатах в 70-х годах ХХ века в период активного интереса к паранормальным явлениям. Так как подобные явления обычно невозможно подтвердить экспериментально либо воспроизвести в контролируемых условиях, скептики от науки отвергают их реальное существование.
Обыденное понятие
Отчасти на скептицизме основывается познание мира детьми – они не могут верить всему на слово, ведь нужно на деле убедиться, что вода мокрая, снег холодный, огонь обжигает, а если ходить без шапки в холодную погоду, то можно простудиться.
Скептицизмом также называют принцип, который заставляет людей воздерживаться от категоричных высказываний, а также общее состояние неуверенности или сомнения в чём-либо. Это понятие могут даже путать с пессимизмом – ведь именно пессимисты не готовы слепо верить в хороший исход любой затеи.
Скептицизм в философии – отдельное направление. Представитель течения – тот человек, что способен рассматривать под другим углом то, во что верит абсолютное большинство людей. Здравое сомнение, критика, анализ и трезвые выводы – такими можно считать постулаты философов – скептиков. Когда зародилось течение, кто был его ярким адептом расскажем в этой статье.
Понятие скептицизма
Скептики акцентировали внимание на факте, что человеческое познание относительно и философ не имеет права отстаивать свои догматы как единственно правильные. На тот момент, учение сыграло огромную роль, активно борясь с догматизмом.
Любопытно! Скептицизм можно считать колыбелью диалектики познания – которое позже стало классическим в немецкой философии, символом учений легендарного Георга Фридриха Гегеля.
Со временем появились и негативные последствия:
- плюрализм социальных норм общества (их стали ставить под сомнения, отвергать);
- пренебрежение отдельными человеческими ценностями;
- угода, выгода во имя личной выгоды.
В итоге, скептицизм оказался по природе понятием противоречивым: кто-то начал углубленно искать истину, а иные сделали идеалом тотальное невежество и даже аморальное поведение.
История зарождения: нирвана от Пиррона
Учение философии скептицизма зародилось в Античные времена. Прародителем направления считают Пиррона с острова Пелопоннес, города Элида. Датой возникновения можно считать конец 4 века до нашей эры (либо первые десять лет 3-его). Что стало предтечей новой философии? Есть версия, что на воззрения философа повлияли элидские диалектики – Демокрит и Анаксарх. Но больше похоже на то, что свое влияние на разум философа оказали индийские аскеты, сектанты: Перрон побывал в походе с Александром Македонским в Азию и был глубоко потрясен образом жизни и мышлением индусов.
Скептицизм называли в Греции пирронизмом. И первое, к чему призывала философия – избегать решительных высказываний, не делать окончательных выводов. Пиррон призывал остановиться, осмотреться, подумать, а потом уже обобщать. Окончательной целью пирронизма было достичь то, что сегодня принято называть нирваной. Как это ни парадоксально звучит.
Вдохновленный индийскими аскетами, Пиррон призывал всех достичь атараксии путем отказа от земных страданий. Он учил воздерживаться от любого рода суждений. Атараксия для философов – полный отказ от суждений. Такое состояние – высшая степень блаженства.
Со временем, его теорию пересматривали, вносили свои коррективы, трактовали на свой манер. Но сам ученый до последних дней в нее верил. Он достойно и стоически переносил нападки оппонентов, и вошел в историю философии как человек сильный духом.
Античные последователи
Секст Эмприк – врач и последователь
Отличительные черты работ Эмпирика:
- тесные взаимосвязи с медициной;
- выдвижение скептицизма в отдельное направление, причем смешивать его и сравнивать с другими течениями, философ считал недопустимым;
- энциклопедический характер подачи всей информации: философ излагал мысли весьма подробно, не обходил стороной ни одну деталь.
Новое рождение скептицизма
Так случилось, что на несколько веков направление было забыто (по крайней мере ярких философов в это время в истории не зафиксировано). Переосмысление философия получила лишь в Средние Века, а новый виток развития – в эпохе Возрождения (Новом времени).
Самые яркие представители:
- М. Монтень
- П. Бейль
- Д. Юм
- Ф. Санчес
Самой яркой была философия Мишеля Монтеня. С одной стороны, его скептицизм был результатом горького жизненного опыта, потери веры в людей. Но с другой, Монтень, подобно Пиррону, призывал искать счастье, убеждал отказываться от эгоистичных убеждений и гордости. Эгоизм – главная мотивация всех решений и поступков людей. Отказавшись от него и гордыни, легко стать уравновешенным и счастливым, постигнув смысл жизни.
На чем основана критика скептицизма
Но если знание и уверенность не разделимы, откуда это известно самим скептикам? – возражали им оппоненты. Это логическое противоречие дало шанс широко критиковать течение, оспаривая его как вид.
Именно скептицизм многие называют одной из причин распространения христианства по всему миру. Последователи философии скептиков первыми поставили под сомнение истинность веры в древних богов, чем дали благодатную почву для зарождения новой, более мощной религии.
Киники (цинники) (Антисфен-основатель, Диоген Синопский, Кратет) — цель обоснование жизни вне связи с обществом; паразитизм, аскетизм, отсутствие патриотизма. Презирали все общественные установления. Попирали все нормы нравственности, политические права. Счастье – в полной свободе от всего. Киник живет исходя из своих естественных потребностей, и живет, как считает нужным. Диоген Синопский — считал окупанты дают мат. блага для достижения предательства, при этом предатель терял уважение окружающих и себя, чтобы не сдаваться надо привыкнуть жить плохо; Диоген защищал души людей, не защищенных физически, далее развито и вытекло в непризнание любой этики. Выдвинул лозунг “без общины, без дома, без отечества”; вывел понятие “гражданини мира” (космополит). Далее ценнизм превратили в изощренное издевательство над человеком. Современный ценнизм — видение всех мотивов человека и использование их в своих целях.
Киренаики — гедонисты (теория наслаждений)- Киренская школа основана Аристиппом из Кирены — учеником Сократа — проблема счастья как наслождения; цель жизни-наслаждение, богатство-средство для наслаждения. Гегелис-“философ смерти”- очернил жизнь; абсолютная свобода слова — абсолютная не свобода тех о ком говорят; привел людей к самоубийствам; был запрещен властями; представил свойства человека как недостатки, на что указал Спиноза — это свойства, а недостатки.
Стоики Это направление философии прошло три этапа в своем развитии, начавшись в III в. до н. э. и закончившись в VI в. н. э. Основатели этого учения собирались у живописного портика (стой) и поэтому учение именуется стоицизмом. Основатель Зенон Китийский, Эпиктет, Марк Аврелий. Идея — освобождение от влияния внешнего мира самосовершенствованием, мудростью; неучастие в жизни государства; оправдание самоубийства как протеста против зла несправедливости. Этика считалась у них ядром философского знания. Считали природу разумной, так как ее сотворил Бог, отсюда и человек должен поступать рационально, разумно. А это предполагает сочетание телесного и рационального существа человека, согласования поступков с природой, которая одна только и ведет нас к добродетели. Есть четыре вида добродетели:
Благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Зло противоположно добродетели и выражается в неразумности, необузданности, трусости и несправедливости. Критерием оценки является инстинкт самосохранения (здоровье, выносливость и пр.)
Стоики пропагандировали идею долга человека, согласованную с природой. Только мудрецы живут согласно разуму, а глупцы подчинены желаниям и инстинкту. Стоики призывали жить спокойно, терпеливо сносить удары судьбы и страдания, стремиться к безразличию.
Сенека, например, достижение свободы расценивал как подчинение необходимости и, чтобы освободиться от судьбы, власти рока предлагал сбросить бремя тела, которое есть тюрьма для души.
Марк Аврелий утверждал, что все подчинено року, божественной необходимости, а все человеческое есть дым, ничто. Только духовный фактор объединяет людей, высшими моральными ценностями должны быть благочестие и простота.
Идеи стоиков во многом способствовали возникновению христианских догм и нашли свое отражение в этой религии.
Эпикурейцы — логотерапивтическая роль философии; идеал-мудрец; ненадо боятся смерти когда живы ее нет когда умерли нас нет. Эпикур поправил киренаиков — счастье не наслаждение, а отстутствие страдания: физического, всихического, социального; для счастья надо укреплять здоровье, психику и повышать интеллект. Считал, что в основе человеческого поведения лежит самодвижение, обладающее многопричеинностью, и гарантирующее достижение свободы через преодоление необходимости. Счастье человека — в получении удовольствия. Однако удовлетворение телесных потребностей должно умиротворять душу, обеспечивать равновесность внутреннего состояния человека. Поэтому требуется жить разумно, умеренно и справедливо, достигать наслаждения духа через длительное обучение и упражнения. Избавление от зла
Это мировоззрение исчерпало все возможности мифологии и явилось закатом античной философии, уступив место религиозной философии средневековья.
Патристика — объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель религиозной философии;был атеистом, спорил с священиками ЮАР; как человек живет такой и он; какие переспективы так и действует человек; видно то что готов видеть; детей можно спасти любовью; сравнивал дух. горизонт человека с духовным космосом; загляни в свою душу и увидишь бога; под богом видел все бытие сразу; чтоб увидеть горизонт людей надо видеть свой дух. горизонт, в 20 веке Хайдегер в “Герменевтике” дух. горизонт становится таковым если способен откликнутся на дух. горизонт других людей; под градом божим он видел людей, видящих других людей, выдвинул парадокс времени:будщее-ожидание, прошлое воспоминание.
Говоря о сущности человека, мы констатируем присутствие в нем двух начал: природного, биологического, и социального. Однако их взаимодействие очень многосторонне. Абсолютизировать одно из них, значит впасть либо в вульгарное социологизированис, либо в биологиаа-торство.
Современные философские концепции предполагают разумное сочетание биологической и социальной природы человека. Иррационалистическая трактовка человеческой природы – определяющие факторы: биологические, иррациональные, неосознаваемые им решения, являются движущими силами его поведения.
Пр. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Бергсон.
Человек – игрушка жизненных сил и влечений.
Фрейд: человек не хозяин в собственном доме, им руководят инстинкт познания и секса.
В этой связи глубоко научное толкование природы человека дает концепция психоанализа З. Фрейда. В природе человека, как утверждает З. Фрейд сознательное и подсознание (инстинкт) живут по своим собственным законам и не порождаются бытием. Так, психика подчиняется реальности и наслаждению, что чревато и творческими взлетами и разрушением. Сознание же блокирует инстинкты, подсознание. В этом противоречии пульсирует множество мотивов поведения человека. Формы выражения подсознательного: сновидения, шутки, продукты художественного творчества и пр. В подсознательном наиболее сильными влечениями являются Эрос и Тантос. Иначе говоря, человека манит любовь, авторитет, риск, самосохранение. Созидательное и разрушительное (смерть) живут одновременно и, по Фрейду, создают культуру.
Философия антропологии, философия социобиологии – на 70% человеком руководят его биологические чувства.
Пр. Шеленг, Гегель.
Шеленг: человек был, есть и всегда останется живым.
Социологическая концепция понимания природы человека: человек – существо общественное, продукт общества.
Пр. Аристотель, Вольтер, Руссо.
Руссо: чтобы воспитать новую личность необходимо изменить общественные условия.
Маркс, Энгельс – человек – биосоциальное существо (биологическое начало последовательно заменяется социальными ценностями).
Немецкая классическая философия.
Гегель: развитие творческих качеств – главная концепция человека.
Камю, Ясперс: человек единственное существо на земле, у которого существование предшествует сущности.
Основная цель человеческого бытия – стать независимым от обстоятельств, развиваться и не стоять на месте.
Человек – это будущее человека, то что ему еще предстоит достигнуть.
Эта концепция выдвигает духовно-ментальные ценности: комплекс основ, создающих его неповторимым (отбираются человеком самостоятельно, чтобы отличаться от других).
Читайте также: