Сломанные кости в mortal kombat
Наши эксперты:
Дмитрий Гаркави — заведующий отделением амбулаторной реабилитации Сеченовского университета
Андрей Абрамов — руководитель группы физической реабилитации центра спортивной травматологии и реабилитации ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, спортивный врач, травматолог-ортопед
Материал содержит сцены, кадры, и текстовые описания, не предназначенные для несовершеннолетних и впечатлительных лиц.
Слышали ли вы о серии Mortal Kombat? Доводилось ли вам в неё играть?
Дмитрий Гаркави: Да, конечно! Культовый цикл, миллионы фанатов и я — один из них! Очень жду выхода одиннадцатой части.
Последней частью для меня стала Deadly Alliance на PS2. Я был неотразим, играя за Фрост и Бо Рай Чо. Естественно, видел все фильмы, мультики и веб-сериал. Он был крут! Там у Рейдена синяя кровь. Мы в медицинском университете решили, что она такая из-за меди — мощнейшего электропроводника. Жду перезапуска. MKX и MK11 смотрю на турнирах и через стримы.
Наши спикеры: Дмитрий Гаркави (слева), Андрей Абрамов (справа)
Как вам фаталити в целом? Жуть, баловство или всё вместе? Можете не стесняться в выражениях.
Дмитрий: Я по специальности травматолог-ортопед, повидал немало фарша, работая в отделении ургентной травмы. Реалистичность прорисовки анатомических структур довольно хорошая, выглядит очень красиво.
Что касается жути или баловства. Тут, конечно, баловство. Я считаю, что в современном быстром мире через подобные произведения выходит агрессия. Так что да, баловство.
Обсудим конкретные моменты. Вот Кано лбом дубасит жертву до состояния кровавого месива — он сам-то выживет после такого? По идее, у него должны быть те ещё травмы.
Дмитрий: Ну, во-первых, он киборг! У него в лицо встроена металлическая панель с лазером (с лазером, Карл!). А если долго лупить железкой по лицу — лицо превратится в нечто похожее на то, что в ролике. Хотя так эпично череп не разлетится, конечно. Но иначе это было бы не фаталити, а какой-то хоррор с гиперреализмом.
Андрей: Жить будет, если бить именно лобной костью. Желательно в область носа и лицевого скелета, туда, где орбиты и верхние челюсти с гайморовыми пазухами. Их можно сломать лбом. А вот если бахнуть лоб в лоб — будет тяжко, тут и до черепно-мозговой травмы недалеко. В такую кашу разбить голову вряд ли получится. Вопрос в другом — вдруг Кано помогает лицевой имплант?
А вот X-Ray Кэсси из MKX, где она буквально взрывает мужским персонажам, простите, яйца . Это вообще реально? Какие последствия для жертвы?
Дмитрий: Такого быть не может. Но при тупой травме случаются разрывы яичка, необходимо хирургическое вмешательство вплоть до удаления повреждённого органа. Удар такой силы сопровождается тошнотой, рвотой и, возможно, потерей сознания пострадавшего. Отдалённые последствия: бесплодие и импотенция. Иногда с подобными травмами связывают возникновение рака репродуктивных органов.
Короче говоря, после такого вряд ли разорвутся сразу оба яичка. Но даже разрыв одного приведёт к полной потере боеспособности противника.
К слову, меня всегда интересовал вопрос: по какому органу в MKX дубасят Чужого [смеётся]? Женщины, кстати, испытывают ту же боль, что и мужчины при атаке в пах. Удар по клитору с такой силой — не самое приятное ощущение. Да и последствия тоже довольно серьёзные.
Андрей: Взорвать яйца кулаком — это, конечно, преувеличение. Но крик вполне реален, это очень больно. Последствия будут разными: от потери фертильности из-за внутренних гематом яичек и разрыва семявыводящих протоков до смерти из-за разрыва сосудов и кровотечения. Яички вообще крайне подвижны, и когда будешь бить, как Кэсси, скорее всего сломаешь руку о кости таза.
Джонни Кейдж апперкотом отрывает головы . Правдоподобно ли это? Какой должна быть сила удара? Случалось ли вам лицезреть нечто такое? Например, после строительного инцидента либо ДТП.
Дмитрий: Нет, никто не обладает такой силой. Ни в оригинале, ни в МК11, где Джонни сносит голову после нескольких дублей. Это нереалистично. Даже оторвать челюсть с одной стороны первым же ударом кулака — нереально абсолютно. Не скажу, какая для отрыва головы человеку нужна сила, но на производстве, строительстве или при ДТП такое возможно гипотетически. Однако тут речь скорее про отрезание, а не отрыв в полном смысле слова. Минно-взрывная травма при попадании осколка в лицо способна вызвать отрыв челюсти, но опять же это, вероятнее всего, отрезание.
Андрей: Вариант из МК11, конечно, реалистичнее классики, но всё равно фантастичен. Загвоздка не в том, чтобы сломать челюсть, — это не проблема. А вот содрать столько мягких тканей не получится. Кулак — не пила, максимум можно рассчитывать на ушибленные раны. Чтобы оторвать голову, нужна крайне высокая энергетика. Видел такой случай: мотоциклист на скорости больше 100 км/ч попадает в ДТП. Лобовое столкновение, водитель байка без шлема и голову отрывает от удара об асфальт. Следовательно, добавь разработчики зелёный след к фаталити — было бы правдоподобнее.
А просто убить одной зуботычиной, без расчленёнки? В оригинале 1992 года имелись и довольно приземлённые трюки: Лю Кан делал акробатический приём, а потом добивал оппонента апперкотом . Может ли тело от такого удара буквально взлететь? Ведь в истории файтингов MK хватает фаталити, где человека сбрасывают в пропасть с помощью апперкотов .
Дмитрий: Угробить человека одним ударом, к сожалению, можно. Врачи знают достаточно примеров, да и в СМИ не раз обсуждались эти случаи. Один мощный хук по голове способен вызвать фатальные последствия: либо гибель, либо инвалидность. Это надо понимать, когда ввязываешься в драку. Но не будем о грустном.
Что касается сбрасываний в пропасть: человек не способен улететь от апперкота. Упасть навзничь может, а отлететь или взлететь — нет. Но без этих мелких допущений играть не столь интересно [улыбается].
Андрей: Одним ударом убить нетрудно: достаточно попасть в область, которая обладает наличием важного центра регуляции. Ударить в область шеи и повредить шейный позвонок, спинной мозг. Или попасть в продолговатый мозг и получить кровоизлияние в него. Это неминуемо приведёт к смерти, ведь там центры дыхания и сердечной деятельности. То, что показано в МК1, — бред, а вот некоторые X-Ray смертельны. Однако после них персонаж поднимается и готов опять драться.
Можно ли пробить кулаком грудную клетку, как это делает Кано ? А если ногой и с разбега, подобно Кэсси в MK11 ? Доводилось ли вам встречать похожие травмы?
Дмитрий: Нет, человеку такое не под силу. Ни рукой, ни ногой, ни головой. С разбега тоже не выйдет. Сломать рёбра — да, конечно. При сильном ударе в грудину можно теоретически вызвать остановку сердца. Но пробить — нет.
Попробуйте дома взять рёбра свиные, зафиксируйте их как-нибудь и постарайтесь пробить их насквозь рукой или ногой. Уверяю, ничего не выйдет.
Травмы грудной клетки встречаются часто. Например, непристёгнутый водитель при ДТП получает сильнейший удар грудью о рулевое колесо. Может получить переломы рёбер, грудины, ушиб сердца, разрыв лёгкого и прочее, но через тело руль не пройдёт.
Андрей: Теоретически нет, рукой не выйдет — динамическая прочность кулака и конечности ниже, чем площадь грудной клетки. Это значит, что Кано должен сломать свою кисть. Причём от силы зависела бы область перелома. С Кэсси другая история: она принимает интересную геометрическую позу и у неё появляется доставшееся от отца зелёное ускорение — тут теоретически есть нечто правдоподобное [улыбается].
Убить ударом головы о землю реально. Но способна ли кожа так слезать ? А вот ещё один эпизод с Джонни Кейджем… Разве можно столь ровно разорвать или разрезать грудину ?
Дмитрий: Попробуйте порвать тушу свиньи на рынке — вряд ли удастся. Так ровно разорвать нельзя, даже если сил хватит. А разрезать получится разве что циркулярной пилой.
На втором видео кожа буквально отклеивается от лица — такого быть не может, конечно [улыбается]. Если же возить человека лицом об асфальт достаточно долго, то кожа протрётся. Правда, только в местах контакта. О землю тереть придётся значительно дольше, ведь она мягче.
Андрей: Нет, такое под силу лишь Джонни. А что до слезания кожи… Да, может, и слезет. Но не так идеально: сила высокая, мягкие ткани размозжены, а кости остались целы — бредятина. Лицо превратилось бы в кровавую кашу.
Глядя на многие добивания, хочется спросить: а насколько человеческое тело прочное? Оно будто сделано из желе, судя по фаталити. Или как мясо без костей. Убийцы пальцы себе не сломают?
Дмитрий: Наше тело достаточно прочное. Организм умеет восстанавливать огромное количество повреждений, но, к сожалению, не все. А вот сломанные пальцы и кисти рук в драке при ударе о чью-то голову — частая история в травмпунктах. Видел один раз пациента, который сломал себе большеберцовую кость о лоб соперника. Тот получил сотрясение мозга, но без серьёзных последствий. Повезло.
Андрей: О желе задумываешься, когда персонажи используют сверхспособности или оружие. В остальном реализма хватает, хотя иногда кажется, что надо бы чуть-чуть доработать [улыбается].
Много в серии и смертельных атак, связанных с холодным оружием . Судя по логике авторов, достаточно одного взмаха клинком, чтобы отсечь руку, голову, ногу, да что угодно. Насколько это реалистично? Попадались ли вам реальные случаи подобных ампутаций?
Дмитрий: Я видел отрубленные топором пальцы, кисти рук, иногда даже стопы. И да, порой достаточно единственного удара. Голову тоже можно отсечь одним махом. А вот разрезать череп вместе с содержимым, как апельсинку, не выйдет. Кость сломается, она не режется. Отсечь получится по линии суставов — вспомните как курицу или индейку разделывают. А трубчатые кости слишком прочные.
Андрей: Возможно. Гильотину помните? Отлично отсекала головы! Ну и катаны Хаттори Ханзо — спросите у Тарантино — режут отлично. Другой вопрос: почему Скорпион бьёт мечом и хит-поинтов отнимают меньше, чем от удара по яйцам, а Кенши разрубает в фаталити своим клинком на ура? Ох уж эти игровые условности [улыбается].
В одном из добиваний Кэсси взмахом железной дубины сносит челюсть противнику . Возможно ли подобное, причём именно с таким исходом?
Дмитрий: Никогда не встречал провисания челюсти в результате удара. Надо понимать, что для такого эффекта нужно разорвать кожу, несколько мышц и капсулу височно-нижнечелюстного сустава. Звучит не очень правдоподобно, хотя я не исключаю такой вероятности на 100%.
Андрей: Более-менее реально, однако важен объём мягких тканей — Кэсси сносит их все до кости. Это фантастика. Если бы оставались куски, было бы ужасающе.
Насколько повреждения из Mortal Kombat в целом похожи на то, с чем вам приходится сталкиваться после массовых драк, стычек футбольных фанатов, просто избиений? Или люди такие увечья нанести не способны?
Дмитрий: Чтобы всё сразу — не встречал. Это больше на результат ДТП похоже. А по отдельности — видел. Люди бывают очень жестоки, однако невозможно случайно наградить соперника открытым переломом нижней конечности. Это надо целенаправленно ломать, с предельной жестокостью. Оторванные уши, лоскуты кожи на лице — вполне правдоподобно. Про ссадины и говорить нечего.
Андрей: [Разглядывает этот концепт-арт.] Рвано-ушибленные раны. Да, их можно нанести в драке, особенно когда правила боя отсутствуют совершенно.
Дмитрий: Если не говорить о реалистичности нанесения травм, а просто о детализации анатомических структур, то для игры она выше всяких похвал. Придраться можно, но очень сложно и не особо хочется [улыбается]. Отлетающие в сторону костные обломки выглядят красиво, но в реальности этого не будет: кости скреплены мышцами и связками, да и кожу никто не отменял.
Использовать такое для своих студентов я бы не стал. Есть чудесное ПО от компании 3D4Medical, где детализация анатомии на несколько порядков выше. По нему учатся в США и Европе, и на нашей кафедре мы внедрили его в учебный процесс в прошлом году.
Андрей: Очень реалистично прорисованы — факт. И идея крутая. Реализм хромает в энергетике. То, что показано, должно было произойти из-за более высокой энергетики травмы. Плюс практически все X-Ray — смертельные. После такого не встают.
А теперь слегка шовинистический вопрос. Мужские и женские бойцы наносят удары, одинаковые по степени урона. В файтинге это смотрится естественно. Но в жизни-то, по идее, не так. Могут ли физически тренированные женщины наносить такой урон, как в игре?
Дмитрий: В медицине нет такого разделения. Нам не важно, кто нанёс повреждения, нам надо вылечить пациента. Мы не заостряем внимание на том, мужчина или женщина избили подопечного. Девушки по природе своей слабее физически, но последствия того или иного удара зависят не столько от силы, сколько от точки приложения и скорости. Я пару раз видел парней-бодибилдеров, которых сильно избили тощие пацаны. Гора мышц не гарантирует победу в поединке.
Андрей: Женщина априори создана чуть слабее мужчины. Но может спокойно быть такой же или сильнее — вопрос тренировки. Видел ли я, как нос ломала мужику девушка? Видел. Она ещё потом стала чемпионкой мира по муай-тай.
Mortal Kombat любили в девяностые, любят и сейчас. В том числе подростки, которые — как минимум в нашем детстве — регулярно отрабатывали приёмы из файтинга в жизни. Скажите, сталкивались ли вы с последствиями таких юношеских тренировок? И если сталкивались, насколько всё было плохо по части травм?
Дмитрий: Уже давно общественность разделилась: одни считают жестокость в играх мерзостью, которая толкает людей на чудовищные преступления, — и требуют запрета. Другие уверены, что маньяки были и до появления файтингов. Я больше склоняюсь к последним, хотя и считаю возрастной рейтинг необходимой мерой.
Но не стоит забывать, что все боевики построены на насилии. Я вырос на фильмах с Арнольдом Шварценеггером, Дольфом Лундгреном, Сильвестром Сталлоне. И не считаю, что это повлияло на меня плохо.
Профессия моя жестокости не подразумевает, хотя и воспитывает определённый цинизм со щепоткой чёрного юмора.
Дети всегда подражают взрослым. Если мы, взрослые, не можем дать юношам пример для подражания, не занимаемся с ними, не увлекаем их, то они идут по пути наименьшего сопротивления — начинают подражать героям боевиков и видеоигр. Конечно, тут не обходится без травм, но чаще всего они несерьёзные. Хотя история знает массу печальных примеров такого подражания, в том числе со смертельным исходом.
Андрей: Никогда такого не видел и сам не повторял, когда рубился в Mortal Kombat в детстве. Мы только имитировали, воображение включали. Счастливое детство!
Подобно Mortal Kombat 10, Крипта новой части заполнена сокровищами и сундуками, которые могут быть разблокированы. Внутри есть практически все – от расходников до бруталити, от снаряжения и предметов кастомизации до фаталити. Тем не менее, большинство сундуков и сокровищ необходимо разблокировать при помощи различных ресурсов:
— Для большинства простых сундуков с сокровищами требуется определенное количество монет. Некоторые могут требовать лишь 1000, в то время как для разблокировки других понадобятся 15 000 или больше. Более специфические сундуки могут иметь огромную стоимость разблокировки.
— Для специальных огненных сундуков и сундуков Шао Кана понадобятся от 100 до 250 сердец.
— Хранилища душ – зеленые объекты, для разблокировки которых требуется по 100 фрагментов душ. Есть также несколько зеленых аур, с которыми можно взаимодействовать, чтобы манипулировать временем, избавляться от обломков и других объектов. В некоторых случаях нужны осколки, в других они не требуются.
Важно. Прежде чем начать, крайне важно разобраться в том, как работают эти сундуки и сокровища. Многие из них содержат рандомную добычу и имеют разные условия для разблокировки (стоимость в монетах). Один игрок может найти сундук в определенном месте, открыть его за 5000 монет и получить фаталити, в то время как другой найдет там же сундук за 10 000 монет, содержащий совершенно иную награду.
Поскольку большая часть Крипты была рандомизирована, нет никакого способа точно предсказать, что будет лежать внутри сундука. Из этого правила есть несколько исключений: обычные сундуки при входе во дворец, сундуки Шао Кана и другие, найденные после решения головоломок. Все они, по-видимому, имеют одинаковую награду и стоимость разблокировки.
Когда начнете свое путешествие по Крипте, то ваш персонаж, именуемый путешественником, прибудет на остров Шан Цзуна, чтобы войти в Крипту. Сам Шан Цзун, кажется, поприветствует вас и предложит открыть сундуки, чтобы отыскать различные сокровища прежде, чем покинуть данное место.
Управление перейдет к вам. Перемещаться по Крипте нужно будет в режиме от третьего лица, что очень непохоже на остальную часть файтинга. Вы можете передвигаться так, как захотите, изучать сундуки, открывать их, ускоряться и осматривать текущий инвентарь. В меню паузы есть карта уже обнаруженных частей острова.
На скриншоте ниже показано расположение обычных сундуков (желтые), скрытых, которые можно увидеть при помощи повязки Кенши (синие), молота Шао Кана и стен, которые могут быть с его помощью разрушены.
Здесь не будет сражений, но вы столкнетесь с ловушками, которые нужно обойти, или определенные моменты, где ваш персонаж может мгновенно погибнуть. Впрочем, смерть в Крипте не имеет каких-либо негативных последствий. Путешествие по Крипте – это не банальный поиск местоположения и средств для разблокировки сундуков. Вы будете решать различные головоломки, искать ключевые предметы, открывающие путь к остальным частям острова.
Ознакомьтесь со скриншотом выше, на котором указано расположение сундуков:
1. Плата не требуется / 9545, -29 / 50 000 монет, 100 сердец.
2. Плата не требуется / 9562, 404 / 50 000 монет, 100 сердец.
3. 3000 монет для разблокировки / 10217, 549 / Арты Джейд х3.
4. 5000 монет / 7911, 1017 / Плазменные смертельные ракеты х5, ядро метеорита х3.
5. 8000 монет / 7943, -459 / Шарм Затерры х3, Эфирные доспехи х3.
6. 6000 монет / 7122, 386 / рецепты Эфирных доспехов, Сущности Эдемской магии, медной пластины, элемента Порядка.
7. 3000 монет / 7228, -482 / Арты Кано х2, 50 фрагментов душ.
8. 5000 монет / 6494, 164 / Хоппер, дрон Кэсси Кейдж.
9. 10 000 монет / 6467, -467 / Винтовка Эррона Блека (Деморализатор), ключ скелета.
10. 10 000 монет / 5584, 383 / Щит Кабала (секретной оружие Кано), 25 сердец.
11. 8000 монет / 5678, 790 / Аварийный передатчик Текунина х3, 5000 монет.
12. 4000 монет / 5655, -544 / Арты Китаны х3.
13. 12 000 монет / 3914, 976 / Бруталити Скорпиона, Арт Скорпиона.
В самом начале обязательно откройте два сундука по обе стороны от вас, в середине комнаты. Эти сундуки – единственные, для разблокировки которых не нужны монеты, и они наградят вас по 50 000 монет и 100 сердец каждый. Вы также можете потратить 3000 монет, чтобы открыть сундук рядом с входной дверью. Внутри будут три арта для Джейд.
Когда сделаете это, то откроется дверь, ведущая к остальной части входной зоны дворца. Это, кажется, единственная область острова Шан Цзун, где внутри видимых сундуков расположены одинаковые предметы, перечисленные выше.
В конце входа во дворец находится большой стол с могучим светящимся молотом. Подберите его, чтобы получить оружие – боевой молот Шао Кана. Это то оружие, которое вы можете использовать в Крипте для решения головоломок и уничтожения различных объектов. Вы сможете примените молот, чтобы разбивать разные предметы – горшки, вазы, скелетов, собирая в небольших количествах монеты. Молот необходим для разрушения слабых стен и разблокировки новых областей.
Вы можете использовать боевой молот, разбив дно больших закрытых ворот, чтобы войти в центральный двор, или применить его на стену слева от того места, где вы его обнаружили. Это позволит разрушить слабую стену, чтобы пройти на территорию Мертвых лесов.
Ознакомьтесь со скриншотом выше. Вот описание всех обозначенных сундуков:
1. Требуется 250 сердец для разблокировки / 3482, -1161 / Бруталити, маска, скин, посох и другие предметы для Джейд.
2. 250 сердец / 8065, -4913 / рандомные предметы.
3. 15 000 монет / 8512, -5304 / скин и дополнение для Саб-Зиро.
4. 100 сердец / 7119, -3851 / рандомные предметы.
5. 3000 фрагментов душ, 250 000 монет / 6083, -1759 / скины для Скорпиона, Саб-Зиро, Нуб Сайбота, Китаны, Джейд, ключ для башни времени.
6. Затопленный сундук за 3000 фрагментов душ и 250 000 монет / 6083, -1759 / скины для Скорпиона, Саб-Зиро, Нуб Сайбота, Китаны, Джейд, ключ для Башни времени.
На скриншоте ниже показано расположение обычных сундуков (желтые), хранилищ душ (зеленые), скрытых сундуков, которые видны только с повязкой Кенши (синие), сундуков Шао Кана (красные), пылающих сундуков (оранжевые), разрушаемых стен и одного затопленного сундука.
Войдя в Мертвый лес, вы обнаружите новый тип открываемых сокровищ – Шпиль душ. Эти зеленые объекты могут быть найдены отдельно или на трупах, разбросанных по локации, и для открытия каждого требуются 100 фрагментов душ. В отличие от обычных сундуков они не различаются по цене, но имеют разную добычу. Тем не менее, вы не можете с ними взаимодействовать: даже если у вас будут фрагменты душ, чтобы разблокировать объекты, понадобится специальный ключевой предмет, спрятанный в Крипте.
Когда доберетесь до перекрестка, поднимитесь по тропе, чтобы отыскать пылающий сундук, с которым вы также еще не можете взаимодействовать (пока не потушите). К сожалению, вам не достает нужного предмета, поэтому пока что запомните данное место (а также расположение подобного пылающего черепа около беседка в правом верхнем углу лесов).
Пройдя вниз по тропе, вы обнаружите путь к короткой лестнице, ведущей к одному из сундуков Шао Кана. Эти сундуки украшены внушительным красным шлемом Шао Кана. Для начала его нужно уничтожить, ударив найденным молотом, а затем появится возможность разблокировать открыть их в обмен на 250 сердец.
Наконец, в верхней части Мертвых лесов вы найдете головоломку в форме вращающегося столба, в котором по три стороны натянуты несовпадающие части – голова, туловище и ноги. Вам нужно нажать на рычаги так, чтобы собрать труп киборга или демона. Собрав скелет, вы попадете в ловушку, которая убьет путешественника.
Передвижение левого рычага вращает все точки опоры, в то время как средний меняет местами две средние секции, а правый – нижние.
Чтобы быстро решить головоломку, дважды поверните левый рычаг, затем – один раз средний, после чего – один раз правый. Это позволит собрать труп скелета. После того как вы возродитесь, нужно будет нажать на левый рычаг, поменяв все части скелета на труп демона из Внешнего Мира. Это откроет ближайшие ворота с сундуком сокровищ. Затем смените труп демона на части тела киборга, чтобы открыть другие ворота с сундуком Шао Кана.
Осмотрев Мертвые леса, вернитесь ко входу во дворец и примените боевой молот, чтобы открыть большие ворота и пройти во двор. Это огромная территория имеет еще два набор больших ворот и несколько стендов, заполненных давно умершими монахами и сундуками с сокровищами.
На скриншоте ниже показано расположение обычных (желтые) и невидимых (синие) сундуков, сундука Шао Кана, разрушаемых стен, гонга и дверей, которые открываются либо при помощи гонга, либо с помощью самоцвета.
В восточной стороне вы можете найти главный гостиный уголок с одним из тронов Шао Цзуна и сломанным гонгом. Там же будут другие сундуки. По обе стороны от этого трона есть слабые стены, которые можно разрушить, чтобы попасть в секретные области за двором.
Вы также можете найти одно из хранилищ времени Кроники. Имея в инвентаре двигатель Кроники, вы сможете потратить монеты на то, чтобы пополнить запасы ранее открытых сундуков и собрать новую добычу. Учтите, что это касается лишь тех сундуков, внутри которых были расходники и подобные предметы. Сундуки с уникальными предметами не будут обновлены. За каждый сундук вы заплатите 2000 монет.
В задней части внутреннего двора, дальше разбитых стен можно обнаружить меньшую открытую площадку с большим числом сундуков, в том числе одним, принадлежащим Шао Кану. Он находится у задней стены смотровой площадки. Там же есть большой гонг, окруженный огнем. Ударьте по нему с помощью молота, чтобы открыть большие ворота, ведущие на юг к Кузнице. За это вы также получите 25 000 монет.
Когда войдете в область Кузницы, Шан Цзун объяснит, что можно использовать предметы, найденные в Крипте, для их комбинирования и формирования новых ингредиентов. Последние используются для создания расходников. Тем не менее, без изученного рецепта будет сложно самостоятельно создать предмет.
Каждый предмет Кузницы имеет свою стоимость: обычно это скромная сумма (в монетах, фрагментах душ или сердцах). Вам нужно будет заплатить общую стоимость трех предметов, чтобы получить формируемый ими расходник. К счастью, если выберите неправильные предметы и попытаетесь их объединить, вы не потеряете ресурсы за провальную попытку. Есть также некоторые более редкие предметы Кузницы, крафт которых намного дороже.
Тропа на юг ведет над Ямой. Вы найдете запертую дверь, которая открывается ключом скелета. Этот путь позволит добраться до Шпилей Души (рекомендуем пока что сохранять любые ключи от скелета, найденные в Крипте). Там же есть сломанный мост, к которому пока нет доступа. Чтобы пройти по нему, вам понадобится особый артефакт и множество фрагментов душ.
Когда пересечете деревянные мосты к западу от Кузницы, идите вдоль каменной стены, чтобы обнаружить небольшую нишу с запертой дверью Дракона. Эту особенную дверь можно открыть при помощи амулета Дракона, которого у вас пока что нет.
На скриншоте ниже показано расположение обычных (желтые) и пылающего (оранжевый) сундуков, сундука Шао Кана (красный), хранилищ душ (зеленые), пылающего черепа, двери под амулет Дракона.
На другом конце деревянного моста вы обнаружите небольшой внутренний двор, в конце которого лежит гигантская золотая статуя. Это храм накандан, который используется для того, чтобы отдать дань уважения богам. Для этого вы будете жертвовать монеты в обмен на уникальные награды (по 1000 монет).
Сначала пройдите по дороге на юг, в нижний двор, чтобы найти тропинку, ведущую к закрытым воротам и спускающуюся вправо. Следуйте вниз по лестнице и оглянитесь назад, чтобы найти другую головоломку: три рычага расположены перед четырьмя панелями, которые образуют неправильный логотип Дракона.
Чтобы решить эту загадку, все, что нужно сделать – потянуть за левый рычаг, выставив правильную левую нижнюю панель, и повернуть верхнюю левую панель. Дважды потяните правый рычаг. Решение головоломки наградит вас 3000 монетами и 100 фрагментов душ, открыв ворота вверху лестницы, которые ведут в двор у пещеры с деревянным мостом. Его пока что нельзя пересечь.
Если продолжите двигаться по тропе от головоломки с символом Дракона, то сможете пройти по деревянным платформам и найти горный хребет под перевалом, который пересекли ранее. Здесь вы обнаружите еще один сундук Шао Кана, а также пылающий сундук, который пока что нельзя открыть. Вы можете заметить пылающий череп и другие сундуки под горным перевалом. Они пока что вне досягаемости!
Вернитесь обратно в храм и отправляйтесь на север, чтобы добраться до храма воина, на котором изображены статуи многих главных героев игры – Скорпиона, Джонни Кейджа, Кано, Горо, Лю Кана и Сони Блейд.
На скриншоте ниже показано расположение обычных сундуков (желтые), хранилищ душ (зеленые), скрытых (синие) и пылающего (оранжевый) сундуков, пылающего черепа (синий), сундука Шао Кана, двух дверей, которые открываются при ударе в гонг, разрушаемых невидимых стен, двери, для которой нужен рог Мотаро, шипов для головы, самоцвета и цепей, которые видны только при использовании повязки.
Когда приблизитесь, то сверху свалится большой кусок метеорита, уничтожив половину статуи Рейдена. Разбейте метеорит с помощью молота Шао Кана, чтобы получить самоцвет живых.
Что касается разбитой статуи Рейдена, то вы можете к ней подойти (рядом есть сундуки) и понять, что с объектом можно взаимодействовать. Сделать это можно будет при наличии нужного предмета. Вы должны пройти все учебные пособия башен времени, чтобы получить амулет защитника Земного Мира. Когда у вас будет данная вещь, то вернитесь к статуе Рейдена и поместите амулет у основания скульптуры, чтобы вернуть ее былое величие. Вы получите расколотый посох Рейдена – еще один ключевой предмет, который вам необходим.
Напротив статуй воинов есть еще больше постаментов. На всех изображены лица героев Mortal Kombat 11. У каждого есть шип, который можно использовать для прокалывания головы. Но для начала нужно найти эту голову.
Чтобы получить голову, вам нужно будет выполнить 50 фаталити или бруталити за конкретного персонажа в Башне времени. Таким образом, на это придется потратить много времени. Каждая голова, насаженная на пику, открывает соответствующий сундук и дверь у входа во дворец к трону Шан Цзуна.
Тропа вправо ведет обратно во двор, который заблокирован воротами, а также к другой запертой двери, ведущий в додзе. Что касается тропы на север, то она заканчивается зловещими вратами, требующими пропавший рог Мотаро.
Отправляйтесь вниз, под храм воина, на запад, чтобы обнаружить несколько интересных вещей. Две светящиеся зеленые груды щебня находятся на противоположных концах лестницы, создавая едва слышимую мелодию. Пока с ними нельзя взаимодействовать. Рядом расположен еще один большой гонг. Ударьте по нему, чтобы открыть ворота обратно во двор. Вы также получите 25 000 монет.
За гонгом расположено разрушенное здание, в котором находится еще один сундук Шао Кана. Ворота разрушены, и только у одного из четырех столбов, окружающих их, есть цепь. Пока что вы ее не можете притянуть, но обязательно запомните данное место.
Пройдите мимо здания, чтобы отыскать ступени вниз, где есть три гигантские статуи и рычаг. Две статуи имеют ворота, блокирующие доступ к сундуку, а третья удерживает большую металлическую клетку с телами монахов. Вы можете потянуть за рычаг, чтобы опустить клетку, но у вас пока нет предмета для взаимодействия с ней.
С самоцветом на руках и открытой дорогой следуйте обратно в центральный двор. Спустя определенные промежутки времени вы будете слышать звук, исходящий со двора. Ближайший вулкан начал извергать гигантские камни, которые будут падать в различные части двора. Вы можете разбивать их при помощи молота, чтобы получать случайную награду. Это могут быть монеты, сердца или фрагменты душ. Иногда попадаются предметы для Кузницы, материалы и даже средства кастомизации персонажей. Как правило, камни падают каждые четыре минуты (или около того), что равняется 7-10 минутам внутриигрового времени в Крипте.
Вы также начнете находить большие сундуки с шарами, которые могут появляться в любом месте Крипты при каждом входе в режим. Это хранилища Кроники. Их активация обойдется вам в 5000 монет, а в качестве награды путешественник будет получать четыре случайных предмета – обычно предметы кастомизации или расходники. Пройдите через двор, где звонили в гонг, и следуйте в левую сторону, чтобы отыскать дверь. Поместите в нее самоцвет жизни, чтобы открыть путь дальше Вы также получите 5000 монет.
Внутри садов есть несколько разветвленных тропинок. Одна находится справа внизу, другая – слева, ведет в беседку с пылающим сундуком, а третья – внизу справа, ведет к сундуку Шао Кана. На левой стене Сада вы можете отыскать слабую деревянную преграду, которую можно разрушить. Так вы попадете в убежище. Здесь есть пылающий череп (в северной стороне), спрятанный за сундуками. Вы также можете обнаружить несколько запертых ворот, которые открываются рычагом между ними. За это вы получите 1000 монет и 100 фрагментов душ.
Внутри убежища вы можете обнаружить один из сундуков Шао Кана и расколотый рог Мотаро – ключевой предмет, который нужен вам для разблокировки гигантской двери за храмом воина.
Чтобы покинуть эту область, осмотрите нижнюю часть и найдите небольшую тропу, ведущую в коридор с другим рычагом. Используйте его, чтобы открыть ворота обратно к входу во дворец. Это действие позволит вам заработать 1000 монет и 100 фрагментов душ.
Читайте также: