Снимки на костях в ссср
Сначала западная музыка пришла в СССР на граммофонных пластинках, привезенных из-за границы. Но таких пластинок было крайне мало, и по мере того как в тридцатые годы Советский Союз все больше отгораживался от западного мира, их становилось еще меньше. Что-то изменилось сразу после войны, когда дошедшие до Германии солдаты и офицеры привезли с собой, среди всевозможных трофеев, еще и граммофонные пластинки. Но это по-прежнему была капля в море: людей, посмотревших “Серенаду Солнечной долины” и захотевших слушать подобную музыку, в СССР было гораздо больше, чем привезенных из Европы пластинок. И тогда в СССР появляется уникальный музыкальный носитель: пластинки, сделанные из старых рентгеновских снимков. Их называли записями на “костях”, на “ребрах”, просто “ребрами” или даже “скелетом моей бабушки”.
Такие “пластинки” скрипели, шипели, но хоть в каком-то виде позволяли услышать западную музыку в ситуации, когда в СССР настоящие европейские и американские пластинки не продавались, а привезенные из-за границы были большой редкостью.
Это были самые настоящие рентгеновские снимки: на них были видны грудные клетки, позвоночники, суставы. В середине делалась маленькая круглая дырка, края слегка закруглялись ножницами – и такую пластинку можно был слушать на обычном патефоне(граммофоне). Почему для изготовления гибких пластинок выбрали именно рентгеновские снимки? Рентгенограммы были самым дешевым и доступным материалом. Их можно было дешево купить, а то и получить бесплатно в поликлиниках и больницах.
Начиная с первых послевоенных лет в крупных городах СССР – особенно в Москве и Ленинграде – создается целая “индустрия” по изготовлению и продаже пластинок на “костях”.
Несколько лет индустрия музыки на “костях” существовала, избегая репрессий со стороны властей, но в середине пятидесятых расплата наконец наступила, и многие изготовители пластинок на рентгенограммах отправились в лагеря. Но некоторые продолжали заниматься их изготовлением.
И только к концу пятидесятых, когда появившиеся в продаже катушечные магнитофоны стали наконец общедоступными, пластинки на “костях” ушли в небытие.
Но сам факт существования подпольной “индустрии”, выпускающей пластинки на “ребрах” и тиражирующей таким образом практически любую музыку, значил достаточно много. Тиражирование записей, недоступных в советских магазинах, продолжалось с помощью магнитофонов все шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы, пока исполнители не получили возможность легально тиражировать свои записи на пластинках и компакт-дисках.
Пружинный привод при полном заводе протягивает 4,5 м кинопленки.
Частота съемки 12, 16, 24, 32, 48 и 64 кадр/с, покадровая съемка, счетчик метража, показывающий количество отснятой кинопленки, а также большой набор различных принадлежностей значительно расширяют возможности киноаппарата.
Телевизоры нового поколения ''Темп-6'' и ''Темп-7'' воплотили в себе все последние достижения отечественной и зарубежной телевизионной техники начала шестидесятых. Они ни в чём не уступали лучшим зарубежным образцам, а по многим параметрам и превосходили их. Оба телевизора — созданы в конструкторским бюро Московского радиозавода, под руководством главного конструктора Д. С. Хейфеца. Обе модели представляют собой 17 ламповые 12 канальные телевизионные приёмники. Отличие в применённых кинескопах и внешнем оформлении.
В телевизоре ''Темп-7'' за счёт большего футляра и улучшенной акустической системы, где один громкоговоритель расположен в нижней части футляра, а другой сбоку диапазон воспроизводимых звуковых частот равен 80. 8000 Гц, у телевизора ''Темп-6'' он равен 100. 7000 Гц здесь в АС также работают два громкоговорителя, но они находятся на передней панели. Номинальная выходная мощность канала звука обоих моделей 1 Вт.
С левой стороны от кнопочного переключателя расположен указатель номера включенного телевизионного канала, а с правой стороны — шкала настройки на УКВ ЧМ станции.
Под откидывающейся крышкой расположены ручки регулировки четкости, контрастности, регулировки громкости частоты строк и частоты кадров. В схеме аппарата предусмотрены: автоматическая быстродействующая регулировка усиления, автоматическая регулировка яркости, автоматическая регулировка размера изображения по вертикали и горизонтали, инерционная система синхронизации и помехоустойчивый селектор.
Габариты ТВ ''Темп-6'' — 444х562х338 мм. Вес 28 кг.
Габариты телевизора ''Темп-7'' 544х610х442 мм. Вес 43 кг.
Потребляемая мощность, при приёме ТВ — 175 вт, при приёме радио 60 вт.
Телевизоры успешно экспортировались во многие страны Европы и Америки.
В кадре Сердюков Геннадий Федорович, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, респ. Хакасия.
Фото и видео съемка проводилась в Городском черногорском музее, г. Черногорск, респ. Хакасия
И з книги А. Юрчака Это было навсегда, пока не закончилось. Позднее советское поколение . 2014. С. 356-369
Существуют разные мнения о том, кто и где изобрел домашнюю звукозапись на рентгеновских пластинках. Скорее всего, в 1950-х годах схожие, но не идентичные способы такого копирования музыки возникли в нескольких местах страны более-менее одновременно. Произошло это, очевидно, там, где имелся доступ к оригинальным западным грампластинкам (через моряков, ходивших в заграничные плавания, или западных туристов), был широкий спрос среди местного населения на самодельные копии западной музыки и имелись технические знания и оборудование на базе радиотехнических вузов и НИИ, необходимые для изобретения нужной технологии копирования. Эти три условия ставили города типа Москвы, Ленинграда или Риги в особое положение. Рентгениздат сначала возник именно там. Такой сценарий тем более вероятен, если учесть, что прототипы подобных любительских пластинок существовали в разных странах и раньше и идеи о том, как создать нужную любительскую технологию, могли просочиться в СССР из-за рубежа. Фредрик Старр, например, упоминает аналогичную технологию домашнего копирования звукозаписей, возникшую в США в конце Второй мировой войны или сразу после нее*.
[ Прим .: * См.: Disc Bootleggers Are Waxing Fat on Stolen Goods // Down Beat, June 16, 1950, 10. Цит. no: Starr 1994. ]
Отрывки из фильма "Тени на тротуарах", 1960
Магнитофикация
Критерий, по которому та или иная музыка, записанная на магнитофон, характеризовалась государством как приемлемая или неприемлемая, был вновь сформулирован достаточно амбивалентно и непоследовательно, что открывало возможность для противоположных интерпретаций одной и той же музыки. Согласно этому амбивалентному критерию, как и прежде, хорошую зарубежную музыку связывали с культурой простого трудового народа, а плохую, с буржуазной культурой общества потребления. В 1961 году композитор П. Кантор разделил эти два типа магнитофонной музыки так:
[ Прим .: * Британский рок-н-ролл, ставший популярным в СССР чуть позже и не раз подвергавшийся критике со стороны государства, тоже напрямую заимствовал из народной английской и кельтской музыки и американского блюза. ]
Барды шестидесятых годов нашего века имеют на вооружении магнитную пленку. В этом есть. известная опасность — легкость распространения. . Многие из этих песен вызывают в нас чувство стыда и горькой обиды, наносят большой урон воспитанию молодежи*.
[ Прим .: * Народное хозяйство СССР в 1970 г.: 251; Народное хозяйство СССР в 1985 г.: 169. ** Всесоюзная перепись населения 1989 года. 1990. *** Вайль и Генис 2001: 133. ]
[ Прим .: * Чередниченко 1994: 225.]
Зарубежные виниловые пластинки попадали в СССР по различным каналам, особо важную роль в которых играли города с морскими портами — Ленинград, Рига, Одесса, Владивосток и другие. Советские моряки торговых судов и круизных лайнеров для иностранных туристов привозили пластинки значительными партиями из зарубежных плаваний и перепродавали их коллекционерам и посредникам музыкального черного рынка. Далее пластинки расходились по большим городам и копировались на магнитофонах. Магнитофонные записи переписывались вновь и вновь, расходясь все шире. Качество звука при многоразовой перезаписи хромало, но зато определенный набор западного рока распространялся десятками и сотнями тысяч копий по всей стране.
Довольно широкий выбор записей не ограничивался лишь большими городами. В большинстве небольших городов СССР имелись свои коллекционеры и распространялся широкий набор западных альбомов. Виктор М., 1959 года рождения, родился и вырос в Смоленске. Здесь, в возрасте 13 лет, в 1972 году, он увлекся западным роком. Каждое воскресенье, вспоминает Виктор,
[ Прим .: * Авторское интервью с Виктором М., Санкт-Петербург, 2001 год.]
Большинство пластинок попадало в Смоленск из Риги, куда их привозили советские моряки и западные туристы. В 1974 году, в возрасте 15 лет, Виктор сам начал ездить в Ригу за пластинками:
[ Прим .: * Там же. ** Цит. по: Cushman 1995: 97, 208. *** Там же. ]
Итак, попытки запретить или ограничить распространение западной музыки в пределах СССР были крайне непоследовательными; критика этого феномена была сформулирована неясно и чаще была направлена на нелегальную практику купли-продажи, а не на саму музыкальную эстетику западного рока (более того, как мы увидим ниже, подчас государство само способствовало популяризации этой эстетики). В результате распространение этой музыки по всей стране не только не сокращалось, но, напротив, постоянно нарастало, и, что еще важнее, само увлечение этой музыкой стало восприниматься большинством советских граждан, особенно молодым поколением, как вполне нормальное и не имеющее непосредственного отношения к таким понятиям государственной критики, как спекуляция, черный рынок, преклонение перед буржуазными ценностями, тунеядец. Как показывают примеры, приведенные ниже, многими это увлечение даже могло восприниматься как часть образа вполне сознательного советского человека.
Дневник русской француженки
Эти фотографии казни наших бойцов гитлеровцами стали ключом к разгадке тайны их гибели, помогли найти могилу героев. История свежая, отыскали кости красноармейцев только в июле 2013года.
Уникальный случай произошел в Заполярье – на Кольском полуострове поисковики нашли останки двух красноармейцев. На место, где лежали останки, следопытов вывели архивные снимки времен войны.
Эти волнующие до слез фотографии казни советских бойцов были сделаны в 1941-м году. Снимки расстрела попали в Россию в девяностые – норвежцы передали соседям-мурманчанам исторические книги о войне в Заполярье. По их словам, фотографии были получены от немецкого ветерана, который сам был свидетелем казни русских бойцов.
Подполковник Дмитрий Дулич, мурманский краевед, попытался выяснить обстоятельства гибели изображеных на снимках солдат. В мемуарах бывших немецких горных стрелков он нашёл описание казни. - Был конец июня 1941-го, немцы только что перешли границу на этом участке фронта, - рассказывает Дмитрий Владимирович. - На высоте 122 наши бойцы захватили вражескую разведгруппу и убили на глазах наблюдавших за этим в бинокли немцев. Спасся только один, прыгнув в озеро со скалы.
Ночью горные стрелки штурмом взяли высоту. Сопротивление красноармейцев было яростным – в том бою рота егерей под командованием обер-лейтенанта Роде потеряла больше людей, чем за всю Польскую кампанию. Оставшихся в живых бойцов немцы растреляли, устроив перед этим самосуд. По приказу командира один из горных стрелков снимал происходящее, а другой вёл протокол. Красноармейцев казнили за то, что они ненавидели врага, были яростнее и храбрее.
Судя по мемуарам и снимкам, пленные знали, что пощады им не будет. Но держались мужественно - и в позе, и во взгляде видно презрение к врагу. “Русские прекрасно понимали, за что их расстреляют, - вспоминал ветеран немецкого горнострелкового корпуса. - После всего этого наш командир отправил все записи и фотоплёнку в штаб.”
Мурманские поисковики Александр Поручиков и Николай Грищенко вскоре после этой военной игры под камнями отыскали останки этих двух бойцов. - Их кости лежали на глубине примерно тридцати сантиметров, под мхом, - говорит Дмитрий Дулич. – Всё, как было описано в мемуарах – бойцы сами вырыли себе могилы прямо на месте расстрела. А нашли их ровно через 72 года после того боя – ну как тут не поверить в судьбу!
Поиск Имена двух героев-мучеников оставались неизвестными более семи десятилетий. Но обстоятельства их гибели бесстрастно зафиксировал фотообъектив. Вот она, правда войны – ни пропагандистского вранья, ни лживого пафоса.
Что чувствовали наши бойцы перед расстрелом? Наверняка они хотели жить, ведь они были так молоды. Может быть, немцы помиловали бы их, если бы красноармейцы встали на колени, умоляя сохранить жизнь. Но русские солдаты не пожелали спастись ценой унижения и предательства. Честь для них была дороже жизни - поэтому Советская Армия и выиграли ту войну. Своей храбростью казненные врагами герои победили смерть.
Она стала для них не позором - славой. Эти двое бойцов - победители, потому что оказались сильнее духом и храбрее врага. Попытки отыскать останки растрелянных предпринимались и раньше. Высота 122 обозначена на карте, к ней не очень сложно добраться.
Но именно военная реконструкция, та игра, которую часто считают забавой, помогла точно соориентироваться на местности, отыскать по пейзажу на старом снимке место растрела! Камни на старом снимке стали ключом, они совпали в точке растрела с видимым на фото силуэтом скал, словно пазлы в детской игре.
Под слоем мха были найдены кости двух солдат, ремни, фрагменты одежды, профсоюзный билет. А в кармане шинели – великая удача! – среди довоенных монет лежал черный пенальчик. В такие “смертные медальоны” бойцы Красной Армии вкладывали записки со своими личными данными.
Надписи на бумаге расплылись, но их удалось прочесть. Оказалось, что бойца звали Сергей Макарович Корольков, 1912 года рождения. Он появился на свет в деревне Хмелище Сереженского района на Псковщине, был женат.
Его супругу звали Екатерина Лукинична Королькова, она жила в деревне Ноздрино того же района. Мурманским поисковикам удалось отыскать в архивах более подробную информацию о Сергее Королькове. Он призван в армию 22 июня 1941-го года в Кировске, в первый же день войны. Значит, пошел на фронт добровольцем.
Похоже, профсоюзный билет работника горной промышленности, найденный в могиле, тоже его. В 1940-м у Королькова родилась дочь. Уволен 23 июля 1941-го года в связи с уходом в РККА. Погибшим красноармеец Корольков значится с 30 июня 1941 года. Поисковики нашли дочь солдата - она с внуками живет в Тверской области. Наконец-то Нина Сергеевна узнает, как и где погиб её отец.
Личность второго бойца пока не установлена – по знакам на гимнастерке ясно, что это был младший командир. Но поисковики надеются, что после архивных поисков станет известно и его имя. Граница Подполковник Дмитрий Дулич служит на Северном Флоте с 1996-го года, попал сюда сразу после училища. Влюблён в Заполярье и историю боев в тех местах знает не только по книгам.
В тундре и сопках до сих пор видна линия обороны – она помечена не только огневыми точками, россыпями гильз, но и костями солдат. Хребет Муста-Тунтури, в предгорье которого найдены останки бойцов, означает “Чёрная Тундра”.
Для фашистов она действительно стала черной. На этих заполярных рубежах есть участки, где захватчики за всю Великую Отечественную не смогли перейти государственную границу. Отборные части гитлеровских горных стрелков были остановлены тут в 1941-м и не смогли прорваться к Мурманску.
Помните знаменитую военную песню: “Прощайте, скалистые горы”? Она написана поэтом Николаем Букиным именно в этих местах, на полуострове Рыбачий. Есть на хребте Муста-Тунтури святое место - высота 115,6. Она имеет собственное имя – “Погранзнак А-36”.
Сложенный из камня обелиск стоял на нейтральной полосе, между позициями фашистов и наших войск. Немцы стремились разрушить его, паля из пушек и минометов. А советские бойцы каждый раз восстанавливали, рискуя жизнью. - Вот так воевали и умирали наши деды, - произносит на прощание Дулич. - Такой народ не сломить!
Наша история одна из самых бескровных историй в Европе. У нас даже музея пыток нет
Санкт-Петербург построен на костях – один из самых распространенных мифов в российской истории
В прямом эфире радио КП профессор Игорь Чубайс и радиоведущий Михаил Антонов обсуждают, почему кому-то выгодно сказку и ложь про самих себя распространять.
Антонов:
Чубайс:
- Здравствуйте! Знаете, мифов много. Есть мифы большие, есть маленькие. Можно отдельно говорить, почему они возникали. Почему оказывалось кому-то выгодно сказку и ложь про самих себя распространять. Некоторые мифы уже давно разоблачены. Но отчасти присутствуют.
Скажем, миф о потемкин ских деревнях. О том, что когда Екатерина поехала в Крым смотреть, как Потемкин обустраивает новую территорию, то были картины соответствующие нарисованы, которые имитировали деревни. Никаких потемкинских деревень не было. Известно, кто это придумал. Это работа дипломата одного из немецких княжеств, который работал в Петербурге , у которого была огромная зависть к успехам страны. И который так реагировал. Но это описано.
Есть мифы, которые менее известны, которые еще не разрушены полностью. Например, миф о том, что Санкт-Петербург весь строился на костях, что там, по западным источникам, которые у нас часто цитируют, называют цифры от 80 до 300 тысяч человек погибло. Русских строителей. Не только русских, кстати. Там и шведы работали, плененные Петром Первым под Полтавой . И несколько тысяч пленных шведов участвовали в строительстве города. Недавно опубликована работа научной сотрудницы Эрмитажа Екатерины Андреевой , которая является историком, кандидатом исторических наук. И она, опираясь не на пересказы чьи-то, предположения, а на конкретные документы, собрав все свидетельства и хроники, сколько завезено рабочих в этом году, сколько в этом, какого типа и квалификации. Сколько болело, умерло и так далее. Я скажу сразу. Ложь, что Питер строился на костях. В ходе строительства, а всего там участвовало примерно 200 тысяч человек, погибло в результате всех этих работ не более 8 процентов строителей. Она получила эти выводы. С 1603 по 1712 год от 6 до 8 процентов, это от 13 до 17 с половиной тысяч человек погибло. Это, конечно…
Антонов:
Чубайс:
- Это не на костях. Потому что стройки, особенно стройки восемнадцатого – девятнадцатого веков, они всегда сопровождаются… Даже строительство БАМа в СССР – это тяжелая нагрузка на людей. Не двести, не восемьдесят тысяч…
Антонов:
- Я понимаю. Разница в цифрах существенна.
Чубайс:
- На порядки. И говорить, что Питер построен на костях, это ложь. Кстати…
Антонов:
- Я, конечно, понимаю, можно терминологию товарища Сталина взять: смерть одного человека – трагедия, смерть тысячи – статистика, но…
Чубайс:
- Она показывает, откуда взялась эта сказка. Есть некоторые основания, чтобы так предполагать. Дело в том, что там были поселения, на этом месте. Как город Санкт-Петербург – это новация, это гений Петра. Но поселения в этих местах были и раньше. И там, кстати, были шведские поселения. Там, где Матвиенко собиралась строить газостреб, там стали выполнять земляные работы, и нашли кости.
Антонов:
- Газостреб – это башня Охта-центра.
Чубайс:
- Да. Нашли косточки. Это шведы. Шведские захоронения, которые жили там раньше, до того, как эта территория отошла в состав России. И эти захоронения были найдены. И возникло такое ощущение, что это строители города, и вот их кости. И это не так.
Известно много деталей. Скажем, Петр не просто созерцал, как строился город, он все время это держал на контроле. И главный источник заболеваний – это цинга и дизентерия. И поэтому он сделал очень много, чтобы с этими болезнями бороться. И в первый год строительства погибших было больше намного, чем во второй, третий и далее. В частности, Петр специально закупал рыбий жир, они создали такой тип водки, куда хвою настаивали и другие растения. И люди это употребляли. Это помогало поддерживать уровень витаминов в организме и так далее.
Это просто ложь. И особенно обидно, что ложь про самих себя.
Конечно, в советское время выгодно было распространять миф, что город строился на костях. Почему нам дальше не продолжить это?
Можно привести и другие мифы. Например, часто пишут о том, что… Вы, кстати, вспоминали. Николай Палкин , Николай Кровавый… Вся наша история, она такая ужасная, кровавая, жестокая, что просто хуже нигде нет. Я берусь утверждать прямо противоположное. Не просто немножко иначе, а прямо противоположное! Наша история одна из самых бескровных историй в Европе . Когда вы приезжаете на Запад нашего континента, то в большинстве городов есть музеи пыток. Там было принято проводить такие пытки, когда россиянин первый раз приходит туда, то немножко оторопь охватывает. Что же они вытворяли! У нас нет музея пыток. Уже в 1800 году Александр Первый запретил телесные наказания в стране. И это сегодня мы читаем про то, что творится в полиции, в милиции.
Телесные пытки были запрещены Александром Первым. Я могу назвать и другие цифры. Говорят, декабристов повесили… И часто идет такая тяжелая ирония… Повесить не могли. Они сорвались.
Антонов:
- Кстати, в июле это все произошло.
Чубайс:
- Почему они сорвались? Почему было пять повешено и трое, насколько я помню, сорвались. Да потому что донесли императору… Есть хроника. Он плакал и рыдал. Ему было тяжело это перенести.
Антонов:
- Что же он не помиловал по русскому обычаю?
Чубайс:
- Он не мог помиловать. Он сплошь и рядом миловал. В России вообще не было смертной казни. Поэтому они и сорвались. Никогда не вешали. Не было такой практики. Это было совершенно экстраординарное событие. И толком не умели этого делать.
Антонов:
Чубайс:
- Из Царь-пушки один раз стреляли. Сожженным прахом Пугачева .
Антонов:
- Да. Да и лже-Дмитрия по ветру из пушки…
Чубайс:
- Я сейчас, конечно, говорю уже по девятнадцатый век. Потому что говорить о более ранних временах, там были просто другие правила. Если сравнивать Россию с Европой, опять-таки… В Англии , например, Кромвель был правителем. Он уничтожил три четверти ирландцев. Физически. Их расстреляли, казнили. Разрубили и так далее. Или во времена Ивана Грозного . Страшный тиран, палач. Но при Иване Грозном… Ему приписывают гибель трех тысяч человек. Но не десятков и миллионов. И в то время, когда Грозный боролся таким образом за власть, причем, он же как бы исчез из русской истории. Это в советское и постсоветское время на все время вспоминали Грозного, а в России эта фигура была абсолютно забыта, потому что она не достойна упоминания, хотя он, вообще-то, взял Казань . Но тогда, когда Грозный совершал свои зверства, сестра польского короля Стефана Батори, она венгерка, она заставляли ванны наполнять кровью девственниц, потому что считалось, что это продлевает молодость и жизнь. И это было нормально.
С 1825 года, после казни декабристов до 1905 года, за 80 лет в России по политическим мотивам было казнено 17 человек. Это одна из самых мягких историй, когда вот этот протест, когда декабристы вышли на площадь, протестовали, потом пятеро было казнено… Кстати, Николай Первый дочку Рылеева на свои деньги давал ей высшее образование. Она училась. Продолжала учебу.
Император – это человек, который может наказать. Но он не может убить. Это экстраординарная ситуация. Император, это его подданные, это дети его. Он о них думал, заботился. И посол английский в Санкт-Петербурге после казни декабристов писал, что если бы подобный протест, политическая выходка произошла бы в Лондоне или в Париже , то тысячи голов слетели бы с гильотины! А русский царь пятерых казнил. Причем, многих он просто помиловал, многие были наказаны…
Антонов:
- Петрашевцы знаменитые, куда и Федор Михайлович Достоевский входил. И их же, собственно, на казнь вывели. И тут император их помиловал. Это тоже доброта?
Чубайс:
- Дело в том, что смертная казнь выносилась иногда. Но сплошь и рядом следовало помилование.
После 1905-го года количество узников, преступлений и политическая ситуация очень сильно изменилась. Хотя она изменилась совсем не так, как в Советском Союзе, но вот эти все оценки и подходы не подходят. Потому что было после первой русской революции. Но заслуга Столыпина заключалась в том, что он смог обуздать вот этот террор. В ходе первой русской революции каждая седьмая усадьба, пятнадцать процентов усадеб было сожжено. Но не 80, не 60, а 15. И после этого власти начали действовать. Террор был невероятный в стране. И историки пишут, что количество поездов, которые взрывали террористы, было несопоставимо с тем количеством поездов, которые взрывали белорусские партизаны во время Великой Отечественной войны.
Антонов:
- Мне в последнее время попалась книга Ольги Александровны Аросевой . Она издала дневники своего отца. Революционера Александра Аросева, которого расстреляли в 37-м году вместе с Антоновым - Овсеенко . И Аросев фактически до ареста своего дружил с товарищем Скрябиным . Он же товарищ Молотов . И они, как вспоминала Ольга, и как он сам писал в своих дневниках, периодически с Вячей, так Молотова называл Аросев, они собирались и с радостью и смехом вспоминали сидения в камерах, ссылки и эксы . Эксы – это нападения, когда деньги изымались и иногда с трупами, с перестрелками. Такое ощущение, что для этих взрослых людей это было приключением.
Чубайс:
И, может, из мифов последнюю вещь назову. Я хочу подчеркнуть, что та Россия, которая была по 17-го года и советское государство – это совершенно разные государства. Поэтому нет единой линейки, которой можно было бы все это изменить. Вот говорят, что Россия… Известно, что Россия – это страна чиновников. Это всегда было засилье чиновничества. И всегда был беспредел и коррупция.
Антонов:
Чубайс:
- Я просто назову цифры, которые сегодня никем не оспариваются. Эти цифры приводят многие наши политологи. На 1000 жителей к началу двадцатого века в России чиновников было в три-четыре раза меньше, чем на 1000 жителей в Италии , в Австро- Венгрии , в Пруссии и так далее. И никакого беспредела чиновничьего, конечно, не было. Чиновничий беспредел начался после 17-го года. И это совсем другая история.
А если коротко, я подвел бы такое резюме. В той России, в тысячелетней России, в исторической России, конечно, были ошибки. Были недостатки и просчеты. Но в целом это была абсолютно нормальная страна, которая мало чем отличалась от других европейских государств. А для меня, как для россиянина, она была одной из самых успешных. Могу сказать, почему. Не просто я вот такой фанатик той России. Потому что наши предки собирали земли и за пятьсот лет собрали самое большое в мире государство. Все к этому стремились. К нам сюда приперлись и шведы, и поляки, и французы, и татаро-монголы, и кто здесь только не был! А самое государство создали мы. А с конца девятнадцатого века, когда количественный рост остановился и прекратился, он больше был не нужен, начался качественный рост. И в этом соревновании Россия опять выходила на первое место в мире.
Повторяю, Россия была совершенно нормальной страной. Успешной. И Советский Союз, хотя там были отдельные достижения, в целом это было квазигосударство. Очень болезненное и обреченное изначально. Это государство должно было рухнуть. И оно рухнуло. Огромная разница между исторической Россией и Советским Союзом. И нам сегодня надо стремиться продолжать российский маршрут, не возвращаться в СССР, не бежать за Западом. В России надо жить по-российски. По российским правилам. А что это за правила? Мы об этом будем говорить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Миф четвертый: о кровавости русской истории
Так, друзья — сегодня будет очередной пост с фотоснимками реальной жизни в СССР 1970-80-х годов — той самой эпохи, которую поклонники совка называют "золотым веком" — мол, и последствия разрушительной войны уже преодолели, но и проклятый Горбачёв ещё не дотянулся своими руками и не начал развал страны — жили честно зато бедно, смеялись больше, чем сейчас, а ключи от входных дверей всегда хранили под ковриком.
Несколько слов о том — кто, как и зачем снимал эти кадры. Большинство снимков, которые я вам сегодня покажу, сделаны советским фотографом по имени Георгий Пинхасов. Георгий родился в Москве в 1952 году, и увлёкся фотоделом ещё в школе. После окончания школы Георгий поступил во ВГИК, после окончания которого работал на киностудии "Мосфильм", а также в качестве независимого фотографа. Оценив высокий класс работ Георгия Пинхасова, его приглашает Тарковский в качестве фотографа для работы над фильмом "Сталкер", а ещё Георгий Пинхасов — единственный советский и российский фотограф, который был принят в легендарное фото-агенство Magnum.
Тут ещё нужно сказать, что "официальные" уличные фотографы в СССР снимали обычно стереотипные постановки — памятник Ленину, центальные проспекты и гостиницы, всякие там парады и так далее — снимать же бытовые зарисовки считалось чем-то почти неприличным. Именно поэтому так мало сохранилось кадров реальной советской жизни. Георгий же снимал совсем другое — всё то, что происходит вокруг. Это занятие было небезопасным — такие фотографы периодически попадали в милицию за "подозрительное поведение" — подозрительным был любой человек с фотоаппаратом, который фотографировал не парады и не Ленина. Как грустно шутили фотографы тех лет — "у нас куда ни повернёшь объектив, так обязательно упрёшься либо в государственную тайну, либо в очернительство".
Все бытовые снимки Георгия Пинхасова в СССР были запрещены — и только после 1991 года стали появляться на выставках, а сегодня я покажу их и вам. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
02. Советский магазин, фотоснимок называется "мясо привезли". Собственно, уже одна эта фотография показывает отношение к людям и к торговле продуктами при "социализме" — мясо попросту свалили из фургона на какие-то грязные картонки, и рубят топором прямо на земле. Разумеется, всё это пойдёт потом "на зал" — то есть, простым покупателям из народа. Заведующие магазином и продавцы давно отложили для себя более-менее приличные кусочки, а в продажу пойдут вот эти мёрзлые кости, рубленные топором прямо на земле.
03. Работы по прокладке какой-то траншеи. Экскаватор, махенизация — нет, не слышали. Зачем вам экскаватор, если у вас Гагарин в космос полетел? Вы что, Гагарина не уважаете, что ли? Или экскаватор вам важнее, чем ракета? А ещё обратите внимание, что на заднем плане тяжёлым кайлом машет женщина — в СССР, как известно, существовало "равноправие полов", которое заключалось главным образом в том, что женщин могли привлекать к тяжёлым работам наравне с мужчинами.
04. "Консультант". Просто очень тоскливый снимок с атмосферой безысходности. Нет, не зря Георгия Пинхасова приняли в Magnum)
05. Врачи и родня тащат больную бабушку. Нормальные носилки? Нет, не слышали. Зачем вам носилки, если у вас есть самая большая в мире атомная бомба, а? Правительство вам такой подарок сделало, а вы ещё какие-то носилки хотите!
06. Вокзал. Нищий (судя по всему, психически нездоровый) просит на коленях милостыню. Таких кадров вы никогда не увидите в официозной советской прессе — ведь как известно, в СССР все люди были богатыми, здоровыми и сплошь спортсменами. А беспризорных сумасшедших вроде Иосифа Бродского в СССР тоже как известно не было — их всех быстро сажали в сумасшедшие дома.
07. Ещё вокзал. Просто мрачный снимок с какой-то горой сумок и чемоданов, которую пихает носильщик.
08. И это вокзал. Здесь обращает на себя то, насколько бедно (и часто не по размеру) одеты все люди на фото, а ещё нужно добавить, что практически у всех людей в СССР в возрасте 55+ оставалось мало своих зубов — от тяжёлой работы, некачественного питания и плохой экологии в городах.
09. Пейзажи Родины с Леонидом Ильичом на стенах, в брежневские годы такие граффити встречались достаточно часто. Обратите внимание, как заботливо художник нарисовал все пять звёзд Героя СССР на груди у Брежнева — как известно, этот Гениалиссимус был единственным на Земле Пятикраным Героем СССР, и по совместительству ещё носителем примерно сотни медалей и орденов. И что, вы ещё не хотите жить под руководством столь достойного человека? Жалкие, ничтожные люди.
10. Доминошная лавочка в одном из дворов, которую на этот раз оккупировали картёжники. Как там пелось в известной песне — "молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт". "Почёт" заключался в возможности кое-как существовать на мизерную пенсию, а из развлечений у стариков были, в основном, посиделки на лавочках у подъезда, алкоголь да вот такие игры.
11. Для детей во дворах были тоже созданы все условия — вот такие кривые и скрипучие качели. Из своего детства я помню только одни нормальные качели — их сделал в семидесятые годы один дядечка для своей дочки, а после катал на них и внучку. Качели были классными — с подшипниками, никогда не скрипели. А всё "государственное" было вот таким скрипучим говном, как на фото.
12. Парады, кстати, Георгий Пинхасов тоже снимал — вот только делал это по-своему. На этом снимке Георгия советский парад выглядит вовсе не как что-то торжественное, а как некое мрачное шествие людей в форме.
13. Тепеь моё любимое — советские алкоголики. Вот просто гениальный кадр, сделанный скорее всего на каком-то рынке, судя по сачкам в бутылке — дядьки продают что-то вроде мотыля для рыбалки. Алкаши, не стесняясь, пьют прямо на рабочем месте — на столе стоит початая бутылка и гранёный стакан, мужики уже хлебнули горячительного и начали выяснять отношения. Никакой милиции нет — алкашей, как правило, забирали в отделение только в крайнем случае, а так к алкашне в СССР было весьма толерантное отношение.
14. И вот тоже замечательный снимок — алконавты начинают драку прямо у дверей магазина. Надо сказать, что в СССР существовал целый пласт "магазинной пьяни" — которые то ли по причине бедности, то ли по причине жесточайшего контроля семейного бюджета женой постоянно околачивались у дверей магазина, с тоской побитой собаки заглядывая в глаза проходящих покупателей, стреляя мелочь "на поправить здоровье" и периодически устраивая вот такие драки с коллегами. Драка, кстати, чаще всего заканчивалась всеобщим примирением и грандиозной попойкой.
Кстати, такого магазинного алкаша гениально изобразил Борислав Брондуков в фильмах "Афоня" и "Сто грамм для храбрости".
15. Ещё один алкоголик — совсем молодой парень, одетый кстати в модные "шузы" на каблуках, допился до положения риз и съехал спиной по побелке на пол, где и отдыхает. Антуража снимку добавляют кривые перила и обшарпанные стены подъезда.
16. И ещё один очень фактурный алкаш — который судя по внешнему виду, убежал в пьяном состоянии с какой-то стройки.
17. А это — разбор какого-то конфликта на советской коммунальной кухне — на той самой, где люди жили "дружно зато бедно" и клали ключи друг другу под коврик. Если в разбор конфликта подключили милицию — то скорее всего произошло что-то серьёзное — поножовщина либо крупная кража. А ещё обратите внимание на внешний вид "счастливых советских граждан" — женщины в СССР уже к 60 годам превращались в бесформенное нечто.
18. Иногда советские алкоголики попадали в милицию — где к ним было примерно такое отношение. Одна женщина уже лежит на полу, вторую советский мент пинками загоняет в "обезъянник". Старший по званию цинично курит сигаретку, молча одобряя такие методы.
19. И напоследок немного пейзажей. Остановка общественного транспорта. Просьба обратить внимание на внешний вид и форму одежды советских женщин, а также на лежащее поперёк тротуара пьяное тело — народ вокруг не особо обращает на него внимание, словно так оно и должно быть.
20. Советская инфраструктура. Те самые ужасные советские панельные кварталы, где простой парень Женя Алкашин нашёл своё простое человеческое счастье.
Ну как вам фото, что скажете? Хотели бы вернуться в такой СССР?
Читайте также: