Социальный характер детской игры шпора
Как уже говорилось выше, игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К. Д. Ушинский.
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Таким образом, игра начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
3. Характеристика игровой деятельности
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она:
- удовлетворяет его основные потребности (стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, в общении);
- в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение);
- игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
4. Игра как средство воспитания
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Значение игры для развития дошкольника:
у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового;
происходит разностороннее развитие ребенка;
обогащается кругозор ребенка, развиваются образные формы познания (образное мышление, воображение), интересы, речь;
дети усваивают нормы поведения, правила взаимоотношений;
развиваются творческие способности.
5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская.
игрой высказывал А.С. Макаренко.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой.
Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности (с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями).
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь взрослых.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Классификация детских игр…………………………………………………..4
2. Социальный характер детской игры…………………………………………6
3. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольника…………………….7
4. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе……………11
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………………. 15
педагогика реферат.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра дошкольных методик и педагогики
Игра как ведущая деятельность ребенка
Выполнил студент
Группа _______Н-ZДПП081__________
имя, отчество
Оценка ______________________
подпись________________
1. Классификация детских игр…………………………………………………..4
2. Социальный характер детской игры……………………… …………………6
3. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольника…………………….7
4. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе……………11
Список используемой литературы……………………………………………. 15
Игра — жизненная лаборатория детства.
С. Т. Шацкий
1. Классификация детских игр
П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.
2. Социальный характер детской игры
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
3. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольника
Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. В игровой деятельности зарождаются новые мотивы и потребности. Игра – это способ вхождения детей в мир взрослых людей, некая репетиция взрослой жизни для ребенка, которая закладывает прочный фундамент его дальнейшей успешности, готовит к учению и труду.
Игра имеет то же значение для ребенка, что для взрослого – профессиональная и трудовая деятельность. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу (А.С.Макаренко).
Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника. Предметы, которые ребенок использует в вымышленном пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни, именно они становятся опорой для мышления. Постепенно ребенок перестает опираться на предметы-заместители и начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра стимулирует развитие образного мышления. Благодаря тому, что в игре ребенок берет себе разные социальные роли, у него развивается важнейшая мыслительная способность – видеть игровой предмет с разных сторон, становиться на разные точки зрения, представлять другой взгляд, отличный от своего личного.
Игра в истории человечества.
В современной теории 2 теории
Игра-деятельность, обусловленная игра-деятельность, обусловленная
Биологическими причинами социальными причинами
Т.е. современная теория базируется на положении об историческом происхождении игры. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игы.
1. Первобытнообщинный строй – игры не было, т.к. в силу примитивности труд дети принимали участие в работе взрослых (рыбалка, сбор плодов, кореньев).
2. Переход к охоте, скотоводству – усложнение труда, в котором ребенок не мог участвовать. Поэтому стали изготавливать игрушки для упражнений в трудовых действиях (лук, копье, аркан) как модели орудий труда.
3. Возникновение ремесел, развитие техники, сложных орудий – игрушки стали образами орудий труда (напоминали образом но не функциями, с помощью которых можно изображать труд, следовательно возникает ролевая игра (так как участие в реальной жизни взрослых невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит поведение, взаимоотношения взрослых. Взрослые же способствуют распределению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которая передается из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.
Социальный характер игры.
1) Игра имеет социальное назначение – т.е. служит средством передачи культурных приобретений из рода в род, подготавливает детей к труду. Это посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. В игре находят отражение различные сферы деятельности человека: труд, взаимоотношения между людьми, т.е. игра служит усвоению жизненного опыта.
2) Социальна по содержанию, т.е. отражает окружающую ребенка социальную среду. В разные исторические периоды дети отражают наиболее важные события, факты. В 60-е годы дети играли в космонавтов, в 90-е кукла Барби или изображают Бетменов и черепашек Ниндзя, телепузиков и покемонов.
3) Социальна по способам ее осуществления, т.е. игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предмет-заместитель, строить сюжет, подчиняться правилам), только затем ребенок переносит приобретенный опыт на другие ситуации.
4) В процессе игры развиваются и формируются социальные навыки (происходит социальное развитие ребенка) – способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми, подчиняться требованиям детского общества и др.- то есть качества общественности (по Усовой). Усова отметила наличие нескольких ступеней в объединении детей в игре.
2) Возникают первые игровые объединения по месту игры, по привлекательности действия, по интересу к содержанию и т.д. (например, вместе в п/и).
3) Объединение на основе дружбы и симпатии друг к другу. Складывается оценочное отношение друг к друг, общие требования к участникам игровой группы.
Характеристика игровой деятельности.
Игра – ведущий вид деятельности
В игре находят выражение основные потребности ребенка: - стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; - потребность в познании окружающего мира; - потребность в активных движениях; - потребность в общении (складываются игровые группы, объединение детей по общим интересам, симпатиям, учатся взаимодействовать). | В игре зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (обучение, труд). То есть в игре ребенок овладевает компонентами трудовой и учебной деятельности. - учится ставить цель; - планировать; - добиваться результата; - оценивать себя и других. В игре вырабатывается усилие мысли, произвольность поведения, культура деятельности и др. | Игра способствует психическому развитию ребенка. - развитие памяти; - развитие мышления и речи; развитие воображения. Переносить функции с одного предмета на другой, условная ситуация. |
Особенности игры дошкольников (специфические черты).
1) Свобода и самостоятельность игры (проявляется)
а) в выборе игры или ее содержания;
б) в добровольном объединении детей друг с другом;
в) в свободе вхождения и выхода из игры.
Взрослый руководит игрой – создает условия для их существования и развития, но для игры характерна:
г) саморегуляция действий, поступков и поведения играющих;
д) их выполнение добровольно (в интересах существования игры, так как нарушение правил ведет к распаду игры.
2)Творческий характер игры. Проявляется:
а) в построении сюжета, отборе содержания, выделении ролей, игровой обстановки;
б) выборе способов действий, их вариативности;
в) в отборе выразительных средств.
3) Эмоциональная насыщенность игры.
а) Дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями (заботу, нежность мамы, ответственность доктора);
б) Получают удовольствие от достижения успеха;
в) Переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами.
евгения михальченко
Игра в истории человечества
В этой главе своей работы я хочу выявить социально-культурные функции игровой деятельности и их влияние на формирование личности. В данной работе использованы работы авторов, которые, как кажется,близки друг другу в одном общем подходе: они признают, что – игра это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку ступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок ступить не может. Материал,использованный в данной работе основан на классических исследованиях основоположников современной психологической и педагогической наук: Л. С. Выготского, А. Н. Леоньтева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Г. В. Н. Д. Ушинского и др., позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей.
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, в неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.
Большинство современных ученных объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда.
Игра имеет многовековую историю, и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусств. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т. п. Труд, охота, война, с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявления ловкости, смекалки, силы, пробуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, в историиобщества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимости для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.).
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству,земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и пр. взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которые ребенок овладевал необходимыми навыками, так, как игрушки были их моделями (из маленького лука можно было попасть в цель, маленькой мотыгой – рыхлить землю).
Наконец, с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, ноне функциями (игрушечное ружье, игрушка-соха). Другими словами игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремлению к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведения, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.
В ходе социально-экономического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанной многовековой историей человечества.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Из истории праздников на Руси В жизни человека всегда происходит чередования будней и праздников. Слово праздник заимствованно из старославянского языка и буквально означает.
Стекло-древнейшее изобретение человечества На Русь этот дорогой материал попал из Византии. В Киево-Печерской лавре археологи раскопали мастерские стеклоделов, относящиеся к 11 веку.
Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Ведущие педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.
Игровая деятельность для ребенка является ведущей , и помощь ему в рамках игры будет наиболее подходящей и эффективной. Одними из первых стали использовать игру, как средство разрешения внутренних конфликтов психоаналитики в рамках психотерапии (З.Фрейд, М Кляйн, А.Фрейд ). Начались дискуссии между различными психологическими школами: Дж.Морено (американский психолог, основатель метода психодрамы), Д.Леви (облегченная психотерапия), М Ловенфельд (методика мироздания с использованием миниатюрных игрушек), Д.Б Эльконин ( теория игровой деятельности), А.И.Захаров (игра как средство рациональной и суггестивной психотерапии)…
Основные споры были по форме игры (директивная или недирективная), степень участия психолога (психолог играет пассивную роль наблюдателя, роль партнера, соучастника в игре или руководителя), по ее содержанию (игра отражает символизированные вытесненные конфликты, или реальные жизненные отношения). А цели уже ставились в зависимости от психологической парадигмы: бихевиористы обучали с помощью игры различным поведенческим паттернам поведения, психодраматисты перестраивали взаимоотношения клиента в малой социальной группе и приспосабливали его к ней, аналитики вскрывали внутренние конфликты и вели их к разрешению, расширяя сознание ребенка. Д.Б.Эльконин отмечал, что игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит его к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Сегодня психологи в своей работе объединяют цели, формы и содержание игровой терапии. А.И.Захаров , например, говорил о том, что на разных этапах работы с клиентом требуются разные подходы ( сменяют друг друга спонтанность игры и ее директивность, содержание ролевых игр меняется от терапевтически-направленных до обучающих и т.д.).
Игра как метод может использоваться одновременно и в качестве диагностики, коррекции поведенческой сферы, разрешения эмоциональных внутриличностных конфликтов.
О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Об историческом происхождении игры впервые говорил Г.В.Плеханов в "Письмах без адреса". Д.Б.Эльконин эту мысль развил в работе "Основные вопросы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с изменением положения ребенка в обществе.
. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр- творческих, носит конкретный, исторический характер.
. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях.
. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе.
Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и наличие биологических факторов. И.П.Павлов доказал, что человеку присущи от рождения потребность в движениях, активности, и безотчетное стремление к пониманию, ориентировочно-исследовательский рефлекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врожденны свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышления на основе II сигнальной системы существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность, а следовательно игру.
Дата добавления: 2014-12-23 ; просмотров: 51 | Нарушение авторских прав
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать
На границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.
Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:
· усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;
· постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);
· роль - средство реализации сюжета.
Выделенные Д.Б. Элькониным уровни развития игры являются ступенями ее развития.
1 уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами. Например, кормление кукол или детей мамой - воспитательницей. Дети играют с взрослыми, играют рядом или по одиночке. Самостоятельная игра - кратковременна.
2 уровень. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Роль обозначается словом, действия разворачиваются более полно и последовательно. Число действий увеличивается. Возникает первое взаимодействие между участниками игры. Основные сюжеты бытовые. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребенка). Дети часто используют одни и те же любимые игрушки.
3 уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Роли часто обозначены и названы до начала игры. Появляется краткая ролевая речь, обращение к партнеру по игре.
Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых.
4 уровень. Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. Роли четко определены до начала игры. В соответствие с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры.
Читайте также: