Сознание сущность генезис структура шпора
Сознание – четвертая и высшая из известных нам форм отражения.
1. Сознание – способность идеального воспроизведения действительности.
2. Сознание – субъективный образ объективного мира.
3. Сознание – целеполагающая, целенаправленная деятельность по познанию и преобразованию мира.
Понимание сознания в философии и в психологии не совпадает. В философии сознание трактуется более широко, через оппозицию к материи. А в психологии – более узко, здесь антиподом сознания выступает не материя, а бессознательное. Поэтому в философии сознание -- высшая форма отражения, связанная с мозгом и социальной организацией жизнедеятельности людей, состоящая в способности к идеальному воспроизведению действительности. В психологии же сознание -- способность осознавать себя и окружающий мир, отдавать отчет в своих действиях.
Сознание тесно связано с социальной природой человека, с его биологической организацией, в частности, с головным мозгом как главным органом сознания, а также с языком. Применительно к последнему говорят, что сознание реализуется, прежде всего, посредством языка.
В целом, важнейшими свойствами сознания являются бытийность, активность, интенциональность, рефлексивность, вербальность. В бытийном плане сознание выступает особой сферой бытия – субъективной реальностью, в рефлексивном – как способность обращаться к самому себе, делать себя и весь мир объектом анализа и исследования. Интенциональность – предметность сознания, его направленность на тот или иной предмет. Вербальность – неразрывная связь сознания и языка.
В отечественной традиции в структуре сознания традиционно выделяют несколько уровней: когнитивный (знания, образы), чувственно-эмоциональный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой.
Когнитивныйуровень включает в себя не только знания, но также основные познавательные способности: память, внимание и мышление.
Внимание– это сосредоточенность субъекта на объекте. Память – способность к воспроизведению и хранению информации. Мышление – способность оперировать образами и идеальными конструкциями (понятиями).
Чувственно-эмоциональныйуровень представлен соответственно чувствами и эмоциями. Эмоции – более широкое понятие, тогда как чувства можно трактовать как устойчивые, длительные эмоции, т.е. как разновидность эмоций. Эмоции и чувства суть выразители отношения человека к миру и самому себе: к другим людям, к природным и социальным явлениям, собственным мыслям и поступкам.
Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы (от лат. movere – толкать, приводить в движение) как побудители человеческой активности, а также волюкак способность управлять собственным поведением, побуждать себя к активности, преодолевать препятствия. Воля – это способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы.
Ценностно-смысловая сферанадстраивается над мотивационно-волевой, по сути дополняет её, и включает в себя цели нашей деятельности (высшие мотивы) и ценностные ориентации личности. Цели – это то, к чему человек стремится, в совокупности они составляют образ желаемого будущего. Ценностные ориентации или просто ценности – это то, что человеку небезразлично, что он ценит, чем дорожит.
Принято выделять три основных типа отношения сознания к миру: познание, практику и ценностное отношение. Познание – это способность адекватно отражать окружающий мир, открывать законы и закономерности, лежащие в основе явлений. Практика – это предметно-чувственная деятельность по познанию и преобразованию мира. Ценностное отношение связано с системой присущих обществу эстетических, моральных, правовых и иных норм и ценностей.
Как уже отмечалось выше, самосознание – это осознание себя, своей личности вместе с ее достоинствами и недостатками, собственных мыслей и чувств, т.е. самосознание – это сознание направленное внутрь себя, на самого себя.
Сознание относится к тем редким феноменам, которые возникают дважды. Первый раз сознание возникает в филогенезе, то есть в истории человеческого рода, при переходе от животной жизни к культурному существованию. Второй раз сознание появляется в жизни отдельного индивида, появляется в онтогенезе ребенка в ходе его воспитания.
Основной механизм возникновения сознания в онтогенезе ребенка – это перекачка внешнего во внутреннее, то есть интериоризация. Она осуществляется на основе таких врожденных механизмов, как подражание и идентификация со взрослыми.
Для возникновения сознания в онтогенезе необходимо наличие двух факторов: здорового человеческого организма (тела) и социальной среды (общения с людьми). Именно поэтому говорят, что сознание носит двойственную, биосоциальную природу!
Что касается формирования сознания в филогенезе, то вопрос этот до сих пор не решен, открыт. При решении этой проблемы речь идет обычно о факторах, способствовавших формированию сознания. К ним обычно относят труд, язык, общение, социальную организацию приматов (стадный образ жизни). Некоторые исследователи добавляют к ним также рисуночную деятельность, позволившую древним людям перейти от образного к абстрактному мышлению (рисунок выступает как медиатор, промежуточное звено между конкретным предметом и абстрактным понятием). Однако пока не ясно, как эти факторы взаимодействовали, также точно не известно, когда именно появляется сознание: то ли при переходе от питекантропа к кроманьонцу (Хомо сапиенсу), что случилось 150-200 тысяч лет назад, то ли позднее, при переходе от варварства к цивилизованности, то есть около 5 тысяч лет назад.
Тем не менее, ясно, что главный механизм генезиса сознания в филогенезе – механизм прогрессирующей адаптации к изменяющимся условиям среды: каждое изменение экологической среды обитания приводило к мобилизации потенциальных умственных способностей особей гоминид.
В отечественной науке долгие годы проводилась мысль, что сознание по своей природе идеально, т.е. не имеет никакого субстрата, но при этом связано с мозгом как органом сознания. Однако в свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение. При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля, становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Сознание – это высшая форма отражения, присущая только человеку, представляющая собой способность к идеальному воспроизведению действительности, к целеполагающей деятельности по познанию и преобразованию мира.
2. В структуре сознания выделяют четыре уровня: когнитивный (знания, мышление, память, внимание), эмоционально-чувственный (чувства, эмоции, аффекты), мотивационно-волевой (мотивы, воля), ценностно-смысловой (цели деятельности и ценностные ориентации).
Проблема генезиса сознания получила детальную разработку в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии марксизма предпосылкамистановления сознания выступают:
· эволюция свойства отражения, присущего всей материи;
· развитие зачаточного интеллекта животных;
· переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;
· развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.
Отражение — всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.
Основные формы отражения:
· отражение в неживой природе;
· биологическое отражение (раздражимость, возбудимость, психика, сознание).
Сознание — высшая форма отражения, функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), заключающаяся в способности отражать действительность в форме идеальных образов.
Отличие сознания человека от психики животных:
1) целеполагание(способность прогнозировать свою деятельность);
2) абстрактное мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии);
3) самосознание(возможность выделения себя из внешней среды);
4) язык(вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям).
Структура сознания:
Сознание человека не сводится к интеллектуальномуотражению мира и эмоциональномупереживанию отраженного.
Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля— сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках.
Направленность психических процессов (как познавательных, так и эмоционально-волевых) выражается во внимании.
Сознание человека также невозможно представить себе без памяти— способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.
Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессознательно.
Уровни бессознательного:
1) неосознанный психический контроль за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением элементарных нужд и потребностей тела (обеспечивает большую скорость и точность операций, высвобождает сферу сознания для решения творческих операций);
2) процессы и состояния, до определенной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее их осознания, различные переживания: тревожные, болезненные впечатления);
3) некоторые процессы художественной, научной, философской и прочей интуиции.
Структура психики человека по З. Фрейду:
Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) выделила в индивидуальной психике наличие архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека.
Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм)вслед за немецкой классической философией, выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием общественное сознание, поставила вопрос об их социокультурной детерминации.
Виды сознания:
· групповое и т. д.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность и обратно воздействующих на нее. Являясь продуктом исторического развития, оно играет роль культурных оснований личности.
Индивидуальное сознание — неповторимый духовный мир конкретного человека.
Типы сознания:
· обыденное сознание (возникает в процессе повседневной практики стихийно, является эмпирическим отражением внешней стороны действительности, направлено по получение непосредственной пользы, это несистематизированное знание, не подвергающееся рефлексии);
· теоретическое сознание (отражает существенные связи и закономерности действительности, оно систематизировано, направлено на выяснение истины, хранится и передается в знаковой форме).
Уровни общественного сознания:
Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений.
Психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею.
Идеология— система взглядов, идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся программы деятельности.
Идеология не возникает стихийно, это дело политиков, экономистов, юристов, историков, философов, деятелей науки и искусства.
В сознании идеология утверждается с помощью средств информации, системы образования и воспитания.
Формы общественного сознания:
· классические (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное);
· новые(экономическое, экологическое, демографическое, историческое и др.).
Любая форма общественного сознания действует в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень ее выраженности зависит от развитости объектов, отражаемых данным сознанием.
Основные функции сознания:
1) познавательная(сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности, осуществлять акты самопознания);
2) целеполагающая(ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде);
3) регулятивная (регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью);
4) креативная(определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования).
Социокультурная размерность сознания. Язык и мышление
По своему генезису, т.е. происхождению сознание связано с различными формами отражения материи. Отражение представляет собой взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные свойства и признаки. Простейшие формы отражения встречаются уже в неживой природе. Например, отпечатки растения или животного в доисторическую эпоху в горных породах, оставленный человеком след на снегу или мокром песке, изображение человека в зеркале и т.д.
Отражение в живой природе носит активный характер и включает в себе три формы:
раздражимость ( реакция живого организма на воздействие извне, в которой проявляется в зародышевой форме определённая изберательность, активность, целесообразность и активность действия).
чувственность ( проявление способности к ощущению и отражению отдельных свойств объекта – цвета, запаха, вкуса, объема, формы, твёрдости, мягкости и т.д.).
психику ( высшая форма отражения действительности в виде идеальных образов посредством ощущений, восприятий и представлений).
В современной философской литературе в структуре сознания выделяется четыре основных аспекта :
* Первый аспект структуры сознания связан с предметно – чувствительной деятельность человека, на основе которой формируется первичные знания о внешнем мире посредством ощущений, восприятий и представлений.
* Второй аспект адекватен рациональному мышлению и ориентирован на постижение сущностных сторон действительности. в виде понятий, суждений и умозаключений.
* Третий аспект структуры сознания соотносим с его эмоциональной компонентной , т.е. личностными, субъективно – психологическими переживаниями человека.
* Четвертый аспект структуры сознания связан с ценностно – мотивационной компонентой. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности.
В соответствии со структурой сознания можно выделить следующие его функции:
- когнитивную, описывающую механизм воспроизведения и познания действительности;
- аксиологическую, конкретизирующую иерархию ценностных ориентаций с определением их смыслов и значений;
- регулятивную. выявляющую связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания.
Социокультурная размерность сознания предполагает его формирование и развитие на основе определённых социокультурных оснований .Язык и мышление диалектически взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Вместе с тем эти понятия и отличаются между собой. Язык материален, а мышление идеально ; язык обозначает предметы , а сознание их отражает. В отличие от мышления язык консервативен и в меньшей степени подвержен различным инновациям и изменениям.
23. Образы человека в классической и неклассической философии. Основные модели антропосоциогенеза
Классическая философия рассматривает человека как свободного и разумного, способного кардинально переделать природу, общество и себя. Проблема человека рассматривается в контексте больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.). Общественное сознание и сознание и разум отдельного человека понимаются как независимые и автономные структуры. Для неклассической философии характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний. В неклассической философии выдвигается целый ряд смелых и новых идей. Это, во-первых, изучение жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, движение к пониманию человека как жестко детерминированного экономикой, политикой, религией и т.п. Человек оказывается объектом манипуляции. В-третьих, отрицается абсолютная рациональность человека, признается невозможность свести его к разуму.
Антропогенез-происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества – социогенеза. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. К биологическим изменениям относят: 1. Прямохождение; 2. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем; 3. Высокоразвитый мозг. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь.
Исторически первой моделью антропогенеза является креационистскаяконцепция, которая рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога. Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, который утверждает, что человек произошел от высших приматов в процессе эволюции. Развитие и закрепление в морфологии человека гоменидной триады привело к возникновению новой формы адаптации – трудовой деятельности. Труд становится сущностной характеристикой человека. Труд не только сформировал человека, но и стал источником человеческой социальности и культуры. Игровая концепция антропогенеза, автор Й. Хейзинге, рассматривает становление архаичного общества через игру. Игра, освобождая человека от гнета повседневности, одновременно подчиняет его своим правилам, ритму, пространству. Согласно психоаналитической концепции антропогенеза, автор З. Фрейд, возникновение культуры и человека связано с появлением тотема и табу, которые оформляются в первобытной орде после убийства сыновьями отца и возникновения у них чувства вины. Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, ядром которой является язык. Язык определяет границы и свойства действительности и самого человека.
24. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
(продолжительность – 30 минут)
Сознание – четвертая и высшая из известных нам форм отражения.
Сознание – способность идеального воспроизведения действительности.
Сознание – субъективный образ объективного мира.
Сознание – целеполагающая, целенаправленная деятельность по познанию и преобразованию мира.
Понимание сознания в философии и в психологии не совпадает. В философии сознание трактуется более широко, через оппозицию к материи. А в психологии – более узко, здесь антиподом сознания выступает не материя, а бессознательное. Поэтому в философии сознание -- высшая форма отражения, связанная с мозгом и социальной организацией жизнедеятельности людей, состоящая в способности к идеальному воспроизведению действительности. В психологии же сознание -- способность осознавать себя и окружающий мир, отдавать отчет в своих действиях. Но и здесь и там подчеркивается активный, деятельностный характер сознания.
В психологии сознание рассматривается как единство трех феноменов:
1) чувства собственного существования;
2) чувства присутствия в данном месте и в настоящий момент;
3) идентификации себя в мире (различения себя и мира).
Одновременное наличие этих феноменов говорит о том, что человек находится в сознании.
Другим понятием, характеризующим сознанием, его синонимом является рефлексия – размышление о чем-либо, поэтому сознание – это также рефлексивная (мыслительная) деятельность.
Сознание тесно связано с социальной природой человека, с его биологической организацией, в частности, с головным мозгом как главным органом сознания, а также с языком. Применительно к последнему говорят, что сознание реализуется, прежде всего, посредством языка . Вопрос о том, возможно ли сознание без языка до сих пор является дискуссионным. Благодаря языку сознание объективируется, выражает себя, открывает себя миру, прежде всего, другим людям. В ходе общения люди могут обмениваться содержаниями своих сознаний, а главным средством общения выступает именно язык.
В целом, важнейшими свойствами сознания являются бытийность, активность, интенциональность, рефлексивность, вербальность. В бытийном плане сознание выступает особой сферой бытия – субъективной реальностью, в рефлексивном – как способность обращаться к самому себе, делать себя и весь мир объектом анализа и исследования. Интенциональность – предметность сознания, его направленность на тот или иной предмет. Вербальность – неразрывная связь сознания и языка.
Структура сознания
В отечественной традиции в структуре сознания традиционно выделяют несколько уровней: когнитивный (знания, образы), чувственно-эмоциональный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой.
Когнитивный уровень включает в себя не только знания, но также основные познавательные способности: память, внимание и мышление.
Внимание – это сосредоточенность субъекта на объекте. Память – способность к воспроизведению и хранению информации. Мышление – способность оперировать образами и идеальными конструкциями (понятиями).
Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы (от лат. movere – толкать, приводить в движение) как побудители человеческой активности, а также волю как способность управлять собственным поведением, побуждать себя к активности, преодолевать препятствия. Воля – это способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы. Воля наиболее близка к нашему Я. Итальянский психолог 20-го века Роберто Ассаджиоли определяет наше Я – как центр воли и чистого самосознания. Действительно, именно наше Я принимает решение, что делать, а чего не делать, например, пораньше встать и подготовиться к семинару или же подольше поспать и прийти на занятия плохо подготовленным.
Ценностно-смысловая сфера надстраивается над мотивационно-волевой, по сути дополняет её, и включает в себя цели нашей деятельности (высшие мотивы) и ценностные ориентации личности. Цели – это то, к чему человек стремится, в совокупности они составляют образ желаемого будущего, что человек хотел бы иметь, чего достичь, в чем реализоваться. Ценностные ориентации или просто ценности – это то, что человеку небезразлично, что он ценит, чем дорожит. К ценностям можно отнести и Деньги, и Свободу, и Здоровье, и Любовь, и Истину, и Карьеру, и Семью, ну, и многое другое. Хотя высших, смысложизненных ценностей немного, не больше 20-30.
Но кроме высших, смысложизненных ценностей, есть и те, что можно назвать ситуативными, второстепенными. Например, наличие в вагоне электрички мягких сидений или в столовой – салфеток вряд ли так уж важно для большинства людей, но, тем не менее, и не совсем безразлично – все же приятнее ехать на мягком сиденье, чем на жестком, эстетичнее и гигиеничнее пользоваться салфетками, чем рукавом собственной рубашки.
Кроме отмеченных четырех уровней сознания, некоторые исследователи выделяют еще и пятый. Так, .А. Лекторский, В.П. Зинченко, Е.М. Велихов выделяют биодинамическую ткань сознания, состоящую из умений и навыков, то есть практических способностей, закрепленных как в сознании, так и в подсознании. Умения сущностно не отличаются от навыков, навык – это умение, ставшее привычным, доведенное до высокой степени совершенства. Например, плавать умеет большинство взрослых, но далеко не все из них умеют плавать хорошо, т.е. обладают навыками хорошего пловца.
Типы отношения сознания к миру
Принято выделять три основных типа отношения сознания к миру: познание, практику и ценностное отношение . Познание – это способность адекватно отражать окружающий мир, открывать законы и закономерности, лежащие в основе явлений. Практика – это предметно-чувственная деятельность по познанию и преобразованию мира. Практика носит целенаправленный, организованный характер именно потому, что управляется сознанием человека и общества. Ценностное отношение связано с системой присущих обществу эстетических, моральных, правовых и иных норм и ценностей. Оценивая произведения искусства как прекрасные или безобразные, поступки как добрые или злые, справедливые или неправые, мы тем самым выражаем отношение к миру, занимаем по отношению к нему ту или иную позицию, и этим радикально отличаемся от животных.
Самосознание
Как уже отмечалось выше, самосознание – это осознание себя, своей личности вместе с ее достоинствами и недостатками, собственных мыслей и чувств, т.е. самосознание – это сознание направленное внутрь себя, на самого себя.
В свою очередь, Я-концепция неоднородна и включает в себя как минимум четыре компонента-составляющих:
Я-реальное – это то, что человек думает о себе сейчас.
Я-идеальное – это то, каким человек хотел бы стать.
Я-воспоминание – это то, каким человек видит себя в прошлом.
Я-зеркальное – это то, что человек думает о том, как его воспринимают другие люди.
По мнению Роджерса, рассогласование между Я-концепциями негативно сказывается на душевном здоровье личности, особенно, если это разрыв между Я-реальным и Я-идеальным.
Происхождение (генезис) сознания
Сознание относится к тем редким феноменам, которые возникают дважды. Первый раз сознание возникает в филогенезе, то есть в истории человеческого рода, при переходе от животной жизни к культурному существованию. Второй раз сознание появляется в жизни отдельного индивида, появляется в онтогенезе ребенка в ходе его воспитания, социализации. Ясно, что второй процесс изучен лучше, чем первый.
Основной механизм возникновения сознания в онтогенезе ребенка – это перекачка внешнего во внутреннее, то есть интериоризация. Она осуществляется на основе таких врожденных механизмов, как подражание и идентификация со взрослыми. Почему ребенок подражает взрослым – вопрос открытый, ясно лишь то, что подражание носит врожденный, инстинктивный характер, но вот когда и почему появился этот инстинкт – точно неизвестно.
Для возникновения сознания в онтогенезе необходимо наличие двух факторов: здорового человеческого организма (тела) и социальной среды (общения с людьми). Здоровыми должны быть прежде всего нервная система, головной мозг и органы чувств. Если мозг поражен болезнью, то сознание может не возникнуть или оказаться дефективным, неполноценным. Таково сознание имбецилов, а вот у идиотов (самая тяжелая степень олигофрении) сознание вообще не возникает, они порой не способны ходить, не говоря про то, чтобы владеть речью, есть ложкой, ухаживать за собой.
Но никакой самый здоровый мозг не станет органом сознания, если его владелец не будет помещен в социум, если не будет общаться с себе подобными. Случаи с детьми, воспитывавшимися животными (обезьянами, волками), ярко демонстрируют, что в такой среде сознание у детей не возникает.
Таким образом, здоровый мозг и социальное окружение – это два необходимых и достаточных фактора для формирования сознания в онтогенезе ребенка. Именно поэтому говорят, что сознание носит двойственную, биосоциальную природу!
Что касается формирования сознания в филогенезе, то вопрос этот до сих пор не решен, открыт. При решении этой проблемы речь идет обычно о факторах, способствовавших формированию сознания. К ним обычно относят труд, язык, общение, социальную организацию приматов (стадный образ жизни). Некоторые исследователи добавляют к ним также рисуночную деятельность, позволившую древним людям перейти от образного к абстрактному мышлению (рисунок выступает как медиатор, промежуточное звено между конкретным предметом и абстрактным понятием). Однако пока не ясно, как эти факторы взаимодействовали, также точно не известно, когда именно появляется сознание: то ли при переходе от питекантропа к кроманьонцу (Хомо сапиенсу), что случилось 150-200 тысяч лет назад, то ли позднее, при переходе от варварства к цивилизованности, то есть около 5 тысяч лет назад.
Природа сознания
В отечественной науке долгие годы проводилась мысль, что сознание по своей природе идеально, т.е. не имеет никакого субстрата, но при этом связано с мозгом как органом сознания.
Однако в свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение. При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля, становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями.
ИПВ аналогично гравитационному и электромагнитному полям. Носителями информационного взаимодействия выступают частицы, называемые либо сапионами, либо психионами. Эти частицы способны проникать сквозь все препятствия (как нейтрино), распространяться и перемещаться с огромной скоростью (возможно, близкой к бесконечной, т.е. как гравитоны), лишены массы покоя (как фотоны).
Что касается мозга человека, то он при таком подходе рассматривается не просто как система управления физическим телом человека, но и как канал, орган связи между сознанием человека и Информационным полем Вселенной. В то же время наши мысли и чувства начинаются рассматриваться не как нечто сугубо идеально, а как материальное, и носителем их выступает уже не мозг и не только мозг, но также торсионные поля или особые частицы сознания – психионы или сапионы.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Сознание – это высшая форма отражения, присущая только человеку, представляющая собой способность к идеальному воспроизведению действительности, к целеполагающей деятельности по познанию и преобразованию мира.
2. В структуре сознания выделяют четыре уровня: когнитивный (знания, мышление, память, внимание), эмоционально-чувственный (чувства, эмоции, аффекты), мотивационно-волевой (мотивы, воля), ценностно-смысловой (цели деятельности и ценностные ориентации).
3. сознание обладает двойственной, биосоциальной природой – для его возникновения необходимы и биологические (здоровый мозг), и социальные (общение с людьми) факторы.
4. Сознание возникает дважды: сначала в филогенезе человечества, затем в онтогенезе ребенка у каждого индивида.
5. С позиции современной науки сознание материально и несуверенно, ибо подключено к Информационному полю Вселенной, из которого может черпать разнообразную информацию, в том числе и о будущем состоянии мира.
Читайте также: