Средневековая философия мусульманского востока шпора
Если развитие европейской средневековой философии проходило на фоне христианства и служило обоснованию его идеологии, то в другом культурном регионе - ближневосточном и среднеазиатском - становление философии происходило параллельно с возникновением и развитием ислама. Философия мусульманского Востока также была целиком сосредоточена на выработке и шлифовке основополагающих догматов ислама, прежде всего догмата о предопределении.
Основные представители мусульманской философии
* Абу Али Ибн-Сина (Авиценна).
мутазилитский (араб. "му'тазила" - "обособившиеся")
В мутазилизме атрибуты Бога разделялись на "атрибуты самости" (ифт аз-зт) и "атрибуты действия" (ифт ал-фи'л): первые не имеют противоположности (например, живой, знающий), вторые зависят от совершаемого Богом действия и могут быть противоположными . Особое значение придавалось четырем атрибутам: знанию, могуществу, воле и жизни. Именно они объясняют возникновение мира. Божественные атрибуты понимались в мутазилизме как конфигурация действие - действующее - претерпевающее, например, божественный атрибут "знание" указывает на наличие "знания" у божественной самости, на то, что Бог является "познающим" и что имеются "известные" ему вещи
Вкладом мутазилитов в развитие философской проблематики была постановка вопроса о том, каким образом вещь наличествует до своего пространственно-временного "существования" (вуджд). Хотя общепринятой была точка зрения о том, что творение Богом вещей означает их "возникновение" (удс) из "небытия" ('адам), в результате чего они и начинают существовать, мутазилиты выдвинули концепцию, согласно которой вещи "утверждены" (сбита) как вещи до своего существования. Понятие "утвержденность" позволяет говорить о вещи как таковой независимо от ее существования и несуществования, не мысля в ней никаких содержательных характеристик. Мутазилитами же была высказана противоположная позиция, отождествлявшая утвержденность и существование, которой было суждено возобладать среди ашаритов. Дискуссия относительно тождества утвержденности и существования составила одну из линий развития арабской философской традиции, а такие ее центральные категории, как самостные "возможность" (имкн) и "необходимость" (арра), развитые в арабском перипатетизме (см. ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ), служат фактически разработкой понятия утвержденности (предшествующей существованию).
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ, одно из направлений средневековой арабо-исламской философии. Основные представители -ал-Кинд (800-879), ал-Фараби Ибн Сина (Авиценна) Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198). В качестве самоназвания фигурировали философы, аристотелики, перипатетики. Арабоязычный перипатетизм опирался на наследие античной мысли, прежде всего на Аристотеля и неоплатоников. С этой школой связано широкое распространение аристотелевской логики, причем за пределами философии отдельные ее элементы были восприняты филологией и в фикхе (религиозно-правовой мысли). Некоторые положения аристотелевской силлогистики были развиты, а ряд неточностей исправлен.
СУФИЗМ - мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Суфизм создал и свою философию, в которой поднимались фундаментальные вопросы, стоявшие перед классической арабской философской мыслью: каким образом Первоначало универсума, Бог, может быть понят строго как единственный и вместе с тем порождающий все многообразие мира; каково место человека в мире и его отношение к Богу и божественному; каковы его возможности и границы познания и действия. Суфизм как философское течение опирался на многообразие опыта, накопленного предшествующими четырьмя школами классической арабской философии (калам, арабский перипатетизм, исмаилизм и ишракизм), использовал сложившийся к тому времени категориальный аппарат философского мышления, ставший результатом как развития собственной традиции, так и в значительной мере усвоения античного наследия. Философия суфизма пользовалась ощутимым влиянием в период позднего Средневековья, сохранив его фактически до нашего времени.
ИБН СИНА (Авиценна) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - 'Книга исцеления', 'Книга указаний и наставлений' и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины 'Канон врачебной науки' (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий)
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 245 ;
Рассмотрение особенностей средневековой философии мусульманского востока. Характеристика мутазилизма и его вклад в развитие философской проблематики мусульманского востока. Арабоязычний перипатетизм и его особенности. Суфизм как философское течение.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.10.2011 |
Размер файла | 8,3 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Если развитие европейской средневековой философии проходило на фоне христианства и служило обоснованию его идеологии, то в другом культурном регионе - ближневосточном и среднеазиатском - становление философии происходило параллельно с возникновением и развитием ислама. Философия мусульманского Востока также была целиком сосредоточена на выработке и шлифовке основополагающих догматов ислама, прежде всего догмата о предопределении.
Теоретические корни мусульманской философии
* Античная философская традиция.
* Примитивные арабские этико-правовые нормы.
Основные представители мусульманской философии
* Абу Али Ибн-Сина (Авиценна).
мутазилитский (араб. "му'тазила" - "обособившиеся")
В мутазилизме атрибуты Бога разделялись на "атрибуты самости" (ифт аз-зт) и "атрибуты действия" (ифт ал-фи'л): первые не имеют противоположности (например, живой, знающий), вторые зависят от совершаемого Богом действия и могут быть противоположными (например, оживляющий - умерщвляющий). В целом такая позиция сохранилась и в ашаритском каламе. Особое значение придавалось четырем атрибутам: знанию, могуществу, воле и жизни. Именно они объясняют возникновение мира: Бог знает вещи, способен их произвести и хочет этого, а значение атрибута "жизнь" объясняется устойчивым представлением о том, что действовать может только живое. Влияние этого представления выразилось в формировании сложных теорий, которые объясняют сам факт очевидного наличия действия при отсутствии живого деятеля (например, когда камень падает или катится по склону).
Божественные атрибуты понимались в мутазилизме как конфигурация действие - действующее - претерпевающее, например, божественный атрибут "знание" указывает на наличие "знания" у божественной самости, на то, что Бог является "познающим" и что имеются "известные" ему вещи. Проблема, вытекающая из такого понимания, заключается в следующем. "Известные" Богу вещи не совпадают с "подвластными" ему вещами (например, Бог знает о невозможном, но не может произвести невозможное), а оба этих класса - с "желанными" (Бог не желает плохого, хотя знает о нем и способен его произвести), и то же может быть сказано относительно других атрибутов. При этом субъект этих атрибутов, божественная самость (зт), остается одной и той же. Каким образом это тождество самости, одной из составляющих божественных атрибутов, может быть сохранено при различии других составляющих этих атрибутов? Трудность разрешения проблемы тождества и различия при такой ее постановке привела к возникновению многочисленных конкурирующих теорий в мутазилизме, а после длительных обсуждений - к догматизации проблемы в ашаризме, где был выдвинут принцип понимания атрибутов би-л кайф ("без вопроса „как?""), означающий запрет на их исследование.
Другим вкладом мутазилитов в развитие философской проблематики была постановка вопроса о том, каким образом вещь наличествует до своего пространственно-временного "существования" (вуджд). Хотя общепринятой была точка зрения о том, что творение Богом вещей означает их "возникновение" (удс) из "небытия" ('адам), в результате чего они и начинают существовать, мутазилиты выдвинули концепцию, согласно которой вещи "утверждены" (сбита) как вещи до своего существования. Понятие "утвержденность" позволяет говорить о вещи как таковой независимо от ее существования и несуществования, не мысля в ней никаких содержательных характеристик. Как существование, так и несуществование считались в арабской философии атрибутами вещи, дополнительными в отношении нее самой и зависящими от чего-то другого, в отличие от утвержденности, которая не привносит ничего дополнительного в понятие вещи. Мутазилитами же была высказана противоположная позиция, отождествлявшая утвержденность и существование, которой было суждено возобладать среди ашаритов. Дискуссия относительно тождества утвержденности и существования составила одну из линий развития арабской философской традиции, а такие ее центральные категории, как самостные "возможность" (имкн) и "необходимость" (арра), развитые в арабском перипатетизме (см. ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ), служат фактически разработкой понятия утвержденности (предшествующей существованию).
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ, одно из направлений средневековой арабо-исламской философии. Основные представители -ал-Кинд (800-879), ал-Фрб (870-950), Ибн Сн (Авиценна 980-1037), Ибн уфайл (1110-1185), Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198). В качестве самоназвания фигурировали фалсифа ("философы"), арислиййн ("аристотелики") и машш'н ("перипатетики") - транслитерации и калька с греческого, а также арабское укам' ("мудрецы"). Арабоязычный перипатетизм опирался на наследие античной мысли, прежде всего на Аристотеля и неоплатоников. С этой школой связано широкое распространение аристотелевской логики (учения о понятии, суждении, силлогистика, о категориях, о противоречиях и противоположности), причем за пределами философии отдельные ее элементы были восприняты филологией и в фикхе (религиозно-правовой мысли). Некоторые положения аристотелевской силлогистики были развиты, а ряд неточностей исправлен. Обращение к античности включало также сферы политики, этики, поэтики и риторики. В качестве комментаторов античного наследия арабоязычные перипатетики были известны в Западной Европе и оказали существенное влияние на развитие поздней средневековой философии. философия средневековый мусульманский восток
СУФИЗМ (араб. "тааввуф") мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова "шерсть" (власяница аскетов), или "скамья" (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-асана ал-Бар, З-н-Нна ал-Мир (8-9 в.), ал-Харрза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Аб Йазда ал-Бисм (ум. 875), Аб Манра ал-аллджа (казнен 922), Аб ал-сима ал-ушайр (986-1072) и др. В суфизме обычно различают умеренное и крайнее течения. Своеобразную "легализацию" умеренного суфизма связывают, как правило, с именем амд ад-Дна ал-азл (1058-1111), мыслителя, принадлежавшего к ашаритской школе калама и высказывавшего симпатии к суфийскому пути познания Бога как достижению истинного знания. Ярким представителем крайнего суфизма можно считать ал-аллджа с его знаменитой формулой 'ан-л-а ("Я - Истина"), отождествляющей "Я" мистика с Богом. Хотя у представителей строгого правоверия, смыкающихся с фундаментализмом, в том числе и современных, суфизм всегда вызывал подозрение, если не открытую вражду, это течение оставалось и остается весьма популярным и охватывает самые широкие слои мусульман.
Суфизм создал и свою философию, в которой поднимались фундаментальные вопросы, стоявшие перед классической арабской философской мыслью: каким образом Первоначало универсума, Бог, может быть понят строго как единственный и вместе с тем порождающий все многообразие мира; каково место человека в мире и его отношение к Богу и божественному; каковы его возможности и границы познания и действия. Суфизм как философское течение опирался на многообразие опыта, накопленного предшествующими четырьмя школами классической арабской философии (калам, арабский перипатетизм, исмаилизм и ишракизм), использовал сложившийся к тому времени категориальный аппарат философского мышления, ставший результатом как развития собственной традиции, так и в значительной мере усвоения античного наследия. Философия суфизма пользовалась ощутимым влиянием в период позднего Средневековья, сохранив его фактически до нашего времени.
Размещено на Allbest.ru
Философско-религиозная мысль Средневековья, поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, самосовершенствование человека. Характеристика религиозно-философских воззрений Августина и Фомы Аквинского, средневековой философии мусульманского Востока.
контрольная работа [21,8 K], добавлен 13.05.2010
Осмысление космологических проблем и личностного бытия человека. Философские учения Запада в эпоху древнего мира. Проблемы "вселенского человека" и общечеловеческих ценностей. Духовная цивилизация Востока и Запада. Особенности философии Востока.
лекция [13,5 K], добавлен 13.06.2011
Процесс зарождения и становления западного и восточного типов философского знания в древности. Специфические особенности философии Запада и Востока древнего периода. Общечеловеческие ценности и закономерности философской науки Запада и Востока.
реферат [30,8 K], добавлен 22.04.2011
Круг проблем философии и ее роль и место в жизни общества. Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы. Специфика философской мысли Древнего Востока. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Немецкая классическая философия.
курс лекций [233,5 K], добавлен 04.04.2012
Основные отличительные черты философии Древнего Востока. Особенности ее отношения к мифологическим традициям. Анализ идеологии Упанишад и Буддизма и понятия просветления. Определение смысла жизни низших слоев общества в индуизме. Описание китайской школы.
реферат [15,3 K], добавлен 20.01.2016
Философия - одна из древних и увлекательнейших областей человеческого знания и духовной культуры. Ее нередко представляют себе как некое абстрактное знание, которое оторвано от реальной жизни. Философия древнего Востока. Становление античной философии.
контрольная работа [34,8 K], добавлен 16.02.2010
Отрицание объективности противопоставления Востока и Запада в историософии Н.Я. Данилевского. Роль мусульманства в данном процессе. Особенности взаимодействия культур Востока и Запада в философии Н. Бердяева.
реферат [37,5 K], добавлен 30.11.2003
Переход от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Эпоха "брожения умов" в Индии и "борющихся царств" в Китае. Бытие и небытие и их сущность. Человек в философии и культуре Древнего Востока. Предфилософия Вед и Упанишад.
реферат [31,9 K], добавлен 12.01.2011
Основные особенности средневековой философии. Схоластика как школьное движение в период западнохристианского средневековья. Анализ принципов христианского монотеизма. Откровение как фундамент теории познания. Факторы развития арабского перипатетизма.
контрольная работа [24,4 K], добавлен 28.11.2012
Арабская философия достаточно разнородна и создавалась на арабском и на персидском языке. Предпосылки формирования средневековой арабской философии - способствование ислама и контакты с Европой. Известные мыслители и ученые философии Ближнего Востока.
реферат [18,3 K], добавлен 13.04.2008
Средневековая исламская философия
Средневековая исламская философия датируется IX– XIV вв. Ислам – одна из немногих религий, которая призывает к познанию законов Вселенной, в Коране говорится, что поиск знаний – это обязанность верующего [1] . Основатель ислама, пророк Мухаммед, а также приближенные к нему теологи философией не занимались, но не были и ее противниками. В исламском государстве – Арабский халифат – философия достигла больших успехов, на основе исламского мировоззрения сформировалось несколько религиозно-философских и мистических школ. Исламская теология – калам – использовала категориальный аппарат античной философии, а вовсе не стремилась искоренить любое влияние античности, как это делала христианская теология в первые века существования христианства. Многие произведения античных философов, и в частности Аристотеля, были в IX в. переведены сначала на сирийский, а потом на арабский язык и только два-три века спустя заново открыты в Европе.
Мутазилизм – первая крупная школа исламской философии появилась в первой половине IX в. Учение мутазилитов складывалось в спорах с христианами, иудеями, зороастрийцами. Мутазилиты считали сомнение первым условием познания и на этом основании отрицали слепое следование авторитетам и традиции. Они опирались на взгляды Демокрита, Эпикура, Эмпедокла и других античных философов, но размышляли о других проблемах: о сущности и атрибутах Бога, об извечности или сотворенности Корана, о свободе и предопределении.
Атрибутами Бога мутазилиты считали знание, могущество, жизнь, волю, зрение, слух и речь, однако отрицали, что их следует понимать по аналогии с человеческими свойствами. Представители этой философской школы были сторонниками свободы воли и обосновывали ее моральными аргументами. Так, если Бог справедлив, то он может творить по отношению к своим созданиям только то, что справедливо, он не может быть источником зла и несправедливости. Причина зла и несправедливости – воля человека, поскольку он может совершать и добрые, и злые поступки. Учение мутазилитов о свободе воли противостоит официальному исламскому вероучению о всеобщей предопределенности. Не разделяли они и официальное положение ислама об извечности и несотворенности Корана [1] . Мутазилиты подвергали рациональному анализу и обоснованию почти все положения ислама, и все, что противоречило доводам разума, ими отвергалось. Школа мутазилитов представляла собой вариант философского рационализма в исламе, одновременно с оппонированием официальному вероучению они противостояли и мистическим трактовкам ислама.
Еще в VIII в. в исламе сложилось мощное мистическое течение – суфизм, на его формирование сильное влияние оказал античный неоплатонизм. Слово "суфизм" происходит от слова "суф", что переводится с арабского как "шерстяная одежда". Суфий – тот, кто носит грубый плащ из шерсти. Суфии утверждали призрачность окружающего мира, проповедовали бедность, отказ от всего мирского и стойкое перенесение страданий. Приверженцы суфизма считают, что обычные мирские люди несовершенны, и это мешает им увидеть подлинную реальность. Необходимо очистить ум, а страсти и инстинкты подчинить нравственности. Суфии утверждали, что высшая цель жизни – соединение с Богом, а путь к этому – экстаз. Путь к Богу состоит из ощущения собственного несовершенства и стремления к совершенству, преданности и внимания, постоянно сосредоточенного на Боге.
Суфии относились к шариату [1] только как к первому шагу на духовном пути, следующий шаг – обучение под руководством совершенного духовного наставника, и только потом – достижение истины. Суфии считали, что мало лицезреть Бога, нужно раствориться в нем. В отличие от мутазилитов, которые обосновывали ислам с помощью доводов разума и логики, суфии сосредоточились на внутреннем осознании религиозных истин. В X и XI вв. популярность суфизма сильно возросла, а сто окончательное утверждение в философском статусе произошло в конце XI и в начале XII в.
В средневековой арабской философии были фигуры, которые стояли вне основных школ. Крупнейшим философом арабского средневековья является Аль-Кинди (IX в.), его называли "философом всех арабов". Аль-Кинди был близок к мутазилитам, но построил свою философскую систему, основанную на строгом мышлении и принципах причинности. Аль-Кинди считал, что в силу всеобщей причинной связи осмысление до конца любой вещи позволяет, как в зеркале, увидеть всю вселенную. Аль-Кинди использовал учение Аристотеля о четырех причинах для обоснования существования Аллаха. Аллах, по мнению Аль-Кинди, – это действующая и целевая причина всего.
Младший современник Аль-Кинди философ Аль-Фараби (IX–X вв.) занимался обоснованием различных наук, его называли "вторым учителем", первым считался Аристотель. Аль-Фараби отстаивал превосходство философского знания над другими видами знания. Он говорил, что философия подходит к истине ближе всего, поскольку опирается на рациональные доказательства и логику. Государством тоже должны управлять философы, тогда государство становится "добродетельным городом", население которого живет по закону справедливости и где каждый исполняет отведенную ему роль. Основанием мира Аль-Фараби считал Первоначало, из которого в процессе эманации, т.е. истечения, появляются сначала Мировой разум, затем Мировая душа, первая материя и так далее, завершая конкретными вещами. Мир вещей достигает вершины своего развития в человеке с его разумной душой. В этой части учение Аль-Фараби опирается на неоплатонизм. Философ писал обширные комментарии к трудам и Аристотеля, и Платона, считая, что в их учениях гораздо больше общего, чем различий.
Средневековую исламскую философию невозможно представить без знаменитого философа и врача Авиценны (X в.), полное его имя Абу Али ал-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Авиценна утверждал вечность материи и считал ее причиной всех вещей, материя "принимает" формы из деятельного разума, он же порождает и человеческие души. Особенной известностью пользуется фундаментальный труд Авиценны "Канон врачебной науки", в котором он обобщил основные медицинские знания той эпохи и изложил свои философские идеи.
Своего высшего развития исламская философия достигла в творчестве Аверроэса (Ибн Рушд) (XII в.). Аверроэс считал, что Бог не творил мир, материальный мир так же вечен, как и Бог. Философ утверждал, что материя – это возможность, из которой возникают различные формы, и этот процесс бесконечен. Аверроэс разграничил философию, которая доступна только образованным, и религию, доступную всем. Ибн Рушд показал, что философия и религия сходны в предмете суждений, они обе сосредоточены на Боге, но рассуждают о нем по-разному. Богословы не вправе заниматься философией, но и философские идеи не следует особенно разглашать, потому что это может лишить людей религиозных и нравственных убеждений. Позже эта идея Аверроэса послужила основанием концепции двойственной истины.
Средневековая исламская философия оказала заметное влияние на европейскую философию того времени. Европейские философы заимствовали многие положения мусульманской философии, более того, именно исламские философы познакомили Европу с трудами Аристотеля.
Цель лекции: При изучении данной темы необходимо рассмотреть своеобразие средневековой арабо-тюркоязычной философии и проблематику на разных этапах ее развития, специфику исламской культуры и рационалистической традиции, универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии.
План лекции
1. Исламская культура и рационалистическая традиция философии.
2. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.
3. Мистицизм философии Аль-Газали
Арабская философия достаточно разнородна и создавалась не только на арабском, но и на персидском языке. Формирование средневековой арабской философии было связано, по меньшей мере, с двумя предпосылками.
Отличительной чертой арабской философии является то, что она в меньшей степени, чем философия европейская, интересовалась абстрактными вопросами. Мышление арабов всегда было более конкретно, тогда как европейцы склонны к абстрактным рассуждениям. Но также, нельзя сказать, что арабский мир или Восток вообще никогда не стремился к познанию мира посредством построения теорий.
В отличии от Западного Средневековья на Востоке, в мусульманском мире, особенно в VII-X вв. происходит расцвет философии и таких наук, как алгебра, тригонометрия, астрономия, оптика, химия, география, зоология, ботаника, медицина, психология и т.д.
Большой вклад в развитии специальных наук внесли такие ученые, как Аль-Хорезми, Аль Бируни, Ибн-Сина, Омар Хайями др. Например, Бируни одним из первых выдвинул гипотезу о вращательном движении Земли вокруг своей оси, обосновал идеи существования множества миров и т.д.
Философы и ученые Востока оказали влияние на формирование мировоззрения западной философии и науки. Через мусульманский Восток и Запад познакомился с наследием античной культуры; западный мир узнал обАль-Фараби, Баласагуни, Кашгари и др.
Родоначальниками исламской философии являются Аль-Кинди и Аль-Фараби.
В основе восточного перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие антические учения, в частности политическая теория Платона. Толкования Аристотеля восточным перипатетиками открывали возможность для атеистической и даже материалистической концепций. Так, положение о двойственной истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорические толкования догматов ислама.
Решая задачу возникновения мира и человека из Бога, он считал, душа человека есть сущность, полностью отличающаяся от тела, не зависит от него. Однако деятельность тела невозможна без направляющей деятельности души. Человеческая душа (интеллект) стремится познать сущность Бога. Познание невозможно без опоры на чувства. Но с помощью чувств сущность познать невозможно. Это может только разум. Разум от тела не зависит. Он пассивен. Он обобщает чувственные данные. Разум абсолютно не зависит от телесности и материальности. Он – чистая форма, способная и постижению того, что находится вне его, он действует и постигает духовно-космические формы, высшую из них – Бога.
Онтологическая и гносеологическая идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековьяИбн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божественного провидения.
В XII веке центр философской мысли перемещается на Запад мусульманского мира - в Испанию. Своей вершины андалусская, а вместе с ней и вся средневековая арабская философия достигает в творчестве Иби Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоятельное философское учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божественному разуму, который воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории средневековой философии сыграла разработка Ибн Рушдомконцепции двойственной истины.
Таким образом, мутазилиты, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой - расчистили почву для зарождения чисто философского свободомыслия перипатетиков.
Вторую жизнь арабская философия обрела в Европе - в деятельности аверроистов и других борцов против официальной идеологии католицизма.
Известные мыслители и ученые средневековой философии
Для арабского мира характерен более конкретный подход к мирозданию.
Арабские ученые разработали самостоятельную концепцию разума. Под разумом они понимали не только способность человека, но и все продукты культуры, язык и т.д., т.е. рассматривали его в смысле, близком к современному понятию ноосферы. С их точки зрения, разум обладает следующими свойствами:
1. Разум божественный как одно из выражений всемогущества и всезнания бога, в философии аналогичный творческому, активному началу и законосообразности мира (мировой разум), отличается от разума человеческого, подобного божественному, но лишь подобного, а, следовательно, несовершенного, ущербного.
2. Человеческийразум может быть потенциальным, то есть существующим как способность, предрасположенность к мышлению (например, у ребенка), и актуальным, то есть уже реализовавшимся, действующим.
3. Разум рассматривается как приобретенный - сформированный через обучение, систему умозаключений, опыт и т.д., и неприобретенный, идентичный непосредственной интуиции.
В средневековой арабской философии существовал религиозный мистицизм,представленный в первую очередь суфизмом. В основе этой доктрины лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от материального мира.
Трактат Газали содержит основные идеи суфийской системы: идею мистической близости к Богу; идею тарика - пути к этой близости, на котором отмечены "стоянки", символизирующие определенные качества; идею суфийских идеалов терпения, бедности, аскетизма, любви и т. п. Сделав религию объектом чувств и эмоций, Газали пытается "оживить" суннитскийтрадиционализм, отставший от требований новой жизни, поэтому он и назвал свой труд "Воскрешение наук о вере". Газали был первым крупным мыслителем ислама, у которого сомнение в самой возможности знать истину о мире получило законченное философское выражение в его системе взглядов. Газали считает сомнение путем к постижению истины.По этим причинам, некоторые исследователи Газали называют его предшественником всего философского скептицизма. Причинную связь явлений Газали отрицает и в "Воскрешении наук о вере". По утверждению Газали, творец и причина каждого из названных явлений - Аллах. Он создал такой порядок, при котором одно явление может происходить только при наличии другого.
Вопросы для самоконтроля:
1. Калам – схоластическая идеология мусульман.
2. Перипатететизм аль – Кинди, аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн-Рушда.
3. Аль Газали и мистико – теологические итоги философского развития на арабо–язычном Востоке.
4. Мутазилиты – теологи мусульманства.
5. Мутакаллимы – философы мусульманского креационизма и фатализма.
6. Суфизм – религиозно-философское течение ислама.
7. Взгляды Ходжа Ахмета Яссауи.
8. Философия Юсуфа Баласагуни.
9. Почему Калам является схоластической теологией мусульман?
10. Какое течение в исламе является мистическо – религиозным?
11. Суть философии Аль-Фараби?
12. Каким является научно – философское творчество Ибн Сины?
13. Какую роль сыграл Аль-Газали в теологическом развитии арабо – язычной философии?
14. Вклад Ибн Рушда в философию.
Литература:
1. Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы 2000.
2. Антология мировой философии. В 4тт. М., 1963-1966.
3. История философии в кратком изложении. М., 1995
4. Касымжанов А.Х., Портреты: Штрихи к истории Степи. Алматы 1995
5. Основы философии / Учебное пособие. Алматы, 2000.
6. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1999.
7. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV - начало XX века. Алматы, 1996.
Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 9159 | Нарушение авторского права страницы
Читайте также: