Стоицизм в философии шпора
35. Философия стоицизма
Стоицизм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из г. Китиона, живший в конце IV – начале III века до н. э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др.
Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, все порождающей, во всем распространенной субстанции – разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала – деятельный разум (Логос, Бог) и разум пассивный (бескачественная субстанция, материя).
Главной частью учения стоиков была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривалась как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу – основное назначение человека.
Добродетель – это воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, приговоренным к смерти и т. д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он сможет освободиться от мирских желаний.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМА Этапы средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика апостольского периода (до середины II в.); апологетического периода (до IV в.) с заявкой на то, что истинная философия — это христианская религия; зрелого
§ 1. Социальная философия и философия истории Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были
Философия[6] Ницше включает в философию два средства выражения — афоризм и стихотворение; формы, сами по себе подразумевающие новую концепцию философии, новый образ и мыслителя, и мысли. Идеалу познания, поискам истинного он противопоставляет толкование и оценку.
ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 8 февраля 2006 года, РГГУ Есенинская аудиторияПЛАН ЛЕКЦИИ(0) Философия и философствование. Политика как специфический предмет нескольких научных и квазинаучных дисциплин (например, политологии). Политика как неспецифический предмет
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это
3. Специфика стоицизма а) То, что душа и тело отождествляются у стоиков, это понятно. И что душа остается при этом руководящим началом, это тоже понятно. Но о различии души и тела, так же, как и об их тождестве, часто говорилось и раньше стоиков. Однако интересно, что у Платона
ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ
Стоицизм – это древнее философское течение, являющееся своеобразной данью добродетели, учащей всех и каждого ответственности, порядку и нравственности. Эти догмы возникли во времена позднего эллинизма и просуществовали несколько столетий. Свою суть, основы и название стоицизм получил в Греции, однако довольно быстро стал популярным в Риме. Невозможно кратко рассказать, что такое стоицизм. Поэтому более широко рассмотрим данное понятие, опираясь на учения и труды древних мудрецов.
- Стоицизм: Описание и зарождение
- Периоды стоицизма
- На чем основана философия стоицизма?
- Логика
- Физика
- Этика
- Обобщим информацию
- Развитие Древнего стоицизма
- Средний этап стоицизма
- Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма
- Особенность римского развития стоицизма
- Соединение с христианством
- Стоицизм сегодня
- Заключение
Стоицизм: Описание и зарождение
Приблизительной датой основания стоицизма считают IV век до н. э. Именно в то время в Портике Стоа Пойкиле произошло первое выступление Зенона Китийского, исполнявшего роль учителя, который рассказывал всем желающим о своих размышлениях и открытиях в сфере философии. Таким образом, он стал основателем нового течения, которое со временем быстро обросло другими стереотипами и догмами.
Если рассматривать в целом, то в философии стоицизм – это непоколебимость, мужественность, стойкость и твердость ко всем испытаниям в жизни. Можно уверенно говорить, что образ настоящего стоика, каким он должен был выглядеть в представлении античных философов, плотно укоренился в подсознании европейского общества. Этот термин всегда определяет человека несентиментального, выносливого, тех людей, которые испытывают чувство долга перед окружающими и самим собой. Также необходимо заметить, что стоицизм – это отвержение каких-либо эмоций, поскольку именно эмоции мешают человеку принимать правильные решения и здраво мыслить.
Периоды стоицизма
В данном вопросе научные мнения расходятся. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют нулевой период. Существует мнение, что мудрецы в Стоа Пойкиле, имевшие на жизнь именно стоические взгляды, собирались еще за несколько веков до рождения основателя данной школы, но, увы, их имена были утеряны.
- Первый период – Древняя Стоя. Продолжался с IV по II век до н. э. Его основным действующим лицом, естественно, был основатель стоик философ – Зенон Китийский. Вместе с ним выступали Хрисипп и Клеанф из Сол. Данный этап стоицизма считается исключительно греческим, поскольку за пределы этого государства учения пока никуда не выходили. После смерти основателей его делом начали заниматься ученики, среди которых можно отметить Антипатра, Кратета Малльского, Диогена Вавилонского и т. д.
- Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Просуществовал со II по I век до н. э. Основными действующими лицами этого времени являлись Панетий Родосский и Посидоний. Именно они начали перевозить в Рим свои учения и знания. Развивать течение продолжали их ученики – Афинодор, Диодот, Дардан и т. д.
- Поздняя Стоя. Продолжалась с I по II век н. э. Данное время также называют Римский стоицизм, поскольку именно в этой стране уже продолжалось развитие этой школы. Основными представителями третьего периода являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.
На чем основана философия стоицизма?
- Логика.
- Физика.
- Этика.
Именно такая периодичность.
У стоиков логика заключалась в сугубо теоретических предположениях, каждое из них должно было быть верным. Причем нужно сразу отметить, что их было невозможно сопоставить, поскольку каждое последующее предположение противоречит правильности предыдущего.
Пройти данный этап учения нужно по причине того, что, как говорил Хрисипп, это изменяет материальное состояние души. Итак, рассмотрим кратко несколько логических выводов стоицизма:
- Если есть А, то есть и В. А существует, соответственно, существует и В.
- Вместе А и В не существуют. А, соответственно, мы имеем, что В не может существовать.
- Есть или А, или В. Причем В отсутствует. Соответственно, существует А.
Стоики в аспекте этики сравнимы с космополитами. Стоики считали, что любой человек – это гражданин вселенной, и любой человек равен перед Богом. То есть женщины и мужчины, греки и варвары, рабы и хозяева находятся на одной планке. Стоицизм в античной философии учит всех людей быть добрыми, заставляет совершенствоваться и саморазвиваться, направляет на путь истинный. Причем какие-либо отступления от правил, совершение грехов или предание страстям являются низшим поступком. Если говорить вкратце, то смысл этики стоицизма состоит в том, что любой человек является одним из многих элементов общего замысла. И тех людей, которые с этим согласны, судьба за собой ведет, а те, кто свое назначение опровергает, судьба тащит.
Теперь, когда мы разобрали все части, из которых состоит стоицизм, вкратце его охарактеризуем. Жить надо не причиняя вреда самому себе и окружающим, в согласии с природой. Необходимо плыть по течению, подчиняться своему року, поскольку на все существует своя причина. Причем нужно оставаться мужественным, сильным и беспристрастным. Человек обязан быть постоянно готов победить любое препятствие, чтобы быть лучшим и полезным для вселенной и для Господа.
Также характеристика стоицизма заключается в его аффектах, которых насчитывается четыре:
- Удовольствие.
- Отвращение.
- Вожделение.
- Страх.
Развитие Древнего стоицизма
Средний этап стоицизма
На пороге смены эпох, когда Греция была колонией властного и могучего Рима, учения стоицизма стали достоянием этого государства. В свою очередь, римляне предпочитали дело слову, поэтому это течение в философии перестала носить сугубо теоретический характер.
Со временем все знания, которые приобрели греки, начали использоваться на практике. Именно фразами греческих философов мотивировали практически всех воинов армии Рима.
Их цитаты являлись поддержкой и опорой для людей, потерявшихся в жизни. Помимо этого, спустя годы стоицизм так сильно прижился в обществе, что со временем начали стираться грани (но не полностью) между полами, а также между хозяевами и рабами. То есть, общество в Риме стало более образованным, рассудительным и гуманным.
Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма
В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?
Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения. Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти. То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.
Соединение с христианством
На начальных этапах существования христианство находило своих приверженцев совершенно не в каждом уголке нашей планеты. Продолжительное время люди не могли отказаться от традиций своих предков, от древних верований. Нередко они объединялись с христианством (дуализм), эта же тенденция была и в Риме. С самого первого столетия нашей эры в стране в больших масштабах распространяется стоицизм. На единстве с природой и апатии жители Рама были просто помешаны, но довольно быстро их взгляды начинают изменяться под воздействием новой религии. Продолжительное время римляне не признавали христианства. Шло время, и основы данных теологических учений начали друг друга дополнять.
Нужно отметить, что христианство в то время являлось самой молодой религией, которой был необходим некоторый базис, и это обеспечил стоицизм. Сегодня можно четко проследить данную взаимосвязь. Так как в обоих учениях нам говорится о том, что нельзя предаваться страху, злу, порокам, нельзя быть пристрастным. И стоицизм, и христианство – это учения о силе, о знаниях, о доброте, а также о том, что неисповедимы пути Господни, и любой из нас обязан быть покорным Высшему Создателю.
Стоицизм сегодня
В современном мире встретить типичного стоика почти невозможно. Античные догмы учения изучают или ученные, вплотную этим занимающиеся, или теологи, причем в основном приверженцы восточных религий (у них больше общего с учениями стоицизма). Любой из нас в определенной мере сможет почерпнуть некоторые знания из Библии. Ради справедливости нужно заметить, что основное количество заповедей основаны на римской теологии.
Но в некоторых случаях современных людей все же называют стоиками. Это случается в случае, когда человек становится фаталистом, полностью сдается, утрачивает всякую веру в свои возможности и самого себя. Эти люди – типичные апаты, как должное принимающие всякий жизненный поворот, любую находку или потерю. Если случается что-то ужасное, то они толком не огорчаются и не радуются жизни.
Заключение
В философии стоицизм – это огромная наука, существующая множество столетий и давшая начало множествам учениям и знаниям, которые появились в Средние века. Стоики были убеждены, что Вселенная материальна, и любая ее частичка, любой элемент имеет свое предназначение и судьбу. Поэтому ни в коем разе нельзя противиться происходящим событиям. Все, что происходит, имеет свои причины, и люди, которые живут в гармонии с природой, будут достойной частью Вселенной. Те же, кто всему этому противится, будут несчастны. Так как судьба их, так или иначе, предначертана, и от нее никуда не деться.
Вас выбросило на берег в тысячах километров от дома без денег и припасов. Подобная неурядица многих приведет в отчаяние и они будут проклинать судьбу. Но для Зенона Китийского такое событие стало началом работы всей жизни и его наследием. В бытность богатый торговец, он потерял все при кораблекрушении в Афинах около 300 года до нашей эры. Шатаясь без дела, он заглянул в книжный магазин и увлекся там чтением трудов Сократа. Объединившись с другими выдающимися философами города, он продолжил изучение и научные изыскания. Когда Зенон сам начал обучать студентов, он положил начало философии, известной как стоицизм, чье учение о добродетели, терпимости и самоконтроле продолжает вдохновлять поколения мыслителей и лидеров. Слово стоицизм происходит от Стоа Пойкиле, расписной общественной колоннады, где Зенон и его последователи собирались для общения. Сегодня, мы неформально используем слово стоик для обозначения человека, который сохраняет спокойствие под внешним давлением и избегает эмоциональных крайностей. Хотя это определение отражает важные аспекты стоицизма, изначальная философия предполагала нечто большее, чем просто мироощущение. Стоики верили, что все вокруг нас происходит благодаря переплетению причин и следствий, находя отражение в рациональной структуре вселенной, которую они называли логос. И хотя мы не всегда можем контролировать происходящее вокруг, мы можем контролировать свое восприятие происходящего. Вместо грез об идеальном обществе, стоики старались воспринимать мир таким, как он есть, и при этом занимались саморазвитием, делая упор на четырех важнейших достоинствах: практической мудрости - способности логически и обоснованно управлять запутанными ситуациями, сохраняя спокойствие; сдержанности - тренировке самоконтроля и умеренности во всех сферах жизни; справедливости - относясь к другим без предубеждений, даже если они не правы; и храбрости - не только в экстремальных условиях, но и решая повседневные задачи целостно и со светлой головой. Как писал Сенека, один из самых известных древнеримских стоиков, “Порою, даже жизнь есть проявлением мужества” И хотя стоицизм концентрируется на развитии личности, он не является философией эгоцентризма. В то время, когда согласно римскому праву рабы рассматривались как собственность, Сенека призывал к гуманному обращению с ними, и подчеркивал, что, в конечном счете, все мы - люди. Точно так же, стоицизм не поддерживал пассивности. Основная идея заключается в том, что только те, кто развил в себе добродетель и самоконтроль могут изменить других к лучшему. Так совпало, что одним из самых известных писателей стоицизма был один из величайших римских императоров. На протяжении своего 19-летнего правления, стоицизм придавал Марку Аврелию решимости править Империей во время двух крупных войн, и при этом справляться с утратой многих собственных детей. Спустя столетия, дневники Марка будут направлять и придавать спокойствие Нельсону Манделе, во время его 27-летнего заточения, когда он боролся с расовым неравенством в Южной Африке. После своего освобождения и окончательной победы, Мандела подчеркнул значение мира и смирения. Он верил, что хотя прошлые ущемления невозможно исправить, его народ сможет преодолеть их в настоящем и способен построить лучшее, более справедливое будущее. Стоицизм был активной школой философии в Греции и Риме на протяжении нескольких веков. И хотя он прекратил свое существование как формальная организация, его влияние заметно по сей день. Христианские теологи, такие, как Фома Аквинский, почитали и принимали его отношение к добродетелям. А понятие Атараксия, характерное стоицизму, имеет много общего с буддийской концепцией Нирваны. Одним из наиболее влиятельных стоиков был философ Эпиктет, автор слов “страдание является следствием не событий, происходящих в наших жизнях, но того, как мы относимся к ним”. Сказанное сильно резонирует с современной психологией и движением самопомощи. К примеру, Рационально-эмоционально-поведенческая терапия, которая фокусируется на поведении самоуничижения, с которым люди воспринимают собственные жизненные обстоятельства. Существует также логотерапия Виктора Франкла. Учитывая опыт Франкла, как узника концентрационного лагеря, логотерапия основывается на том принципе стоицизма, что мы можем наполнить свои жизни смыслом благодаря усилиям воли. Даже в самых суровых обстоятельствах.
Периодизация
Зенон – основатель стоицизма, как философского течения, попытался объединить физику, этику и логику. Первое выступление относят к 5 веку до н.э. Зенон выступал как учитель, разделяя с другими идеи и философские размышления.
Выделяются несколько периодов Стои:
- Ранняя, или Древняя – период с 5 по 2 века до н.э. Главной фигурой выступал основатель Зенон Китийский. Но он был не единственным выступавшим. Среди них – Клеанф и Хрисипп. Древняя Стоя зовется греческой, поскольку учение не выходило из страны. Когда умерли наставники, их дело перешло ученикам. Среди них: Диоген Вавилонский, Кратет Малльский.
- Следующий период – Стоический Платонизм. Он просуществовал около столетия в 1 в до н.э. Посейдоний вместе с Панетием Родосским вышли за пределы Греции в Рим, став популярными.
- Эпоха Римского Стоицизма, или Поздней Стои. В Риме пошло дальнейшие развитие учения. Самые именитые представители этого периода времени – Сенека, Марк Аврелий Эпиктет.
Принципы учения
Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.
Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.
Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.
Учение стоиков базируется на трех науках:
- Физике;
- Этике;
- Логике.
Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.
Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:
- человеческого тела;
- богов;
- пределов;
- пространства;
- пустоты;
- начала.
Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.
Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.
Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.
Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:
- Субстанции – сущность из которой все формируется.
- Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
- Состояния – переменные свойства вещей
- Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.
В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.
Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:
- Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
- Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
- Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
- Добродетель – познание о добре и зле.
- Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
- Игнорирование законов, призванных служить злу.
- Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
- Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
- Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
- Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.
Стоики придерживались двух основных принципов:
- Материального, как основы.
- Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.
Задачи
Стоики, философии которых в единстве с природой ставили перед собой следующие задачи:
- Воспитать человека, имеющего внутреннюю свободу и силу не зависеть от внешних факторов.
- Сделать человека сильным духовно, чтобы он смог противостоять мировому Хаосу.
- Научить людей жить согласно совести.
- Воспитать терпимость к вере окружающих и научить любить их.
- Привить чувство юмора.
- Научить использовать теорию школы на практике.
Философы
Рассмотрим основные принципы философии главных представителей Стои, как философского направления.
Философ, логик и мыслитель Марк Аврелий:
- Уважение и почитание Бога.
- Бог – высшее начало мира, духовная сила, проникающая в каждую часть мира, и объединяющая его.
- Происходящее – промысел Божий.
- Успех в государственных делах достижение счастья и успеха, Марк Аврелий объясняет сотрудничеством с Высшими, Божественными силами.
- Внешний мир не подвластен человеку. Он управляет только внутренним миром.
- Причина человеческого счастья в соответствии внутреннего мира внешнему.
- Душа и тело – раздельны.
- Люди не должны сопротивляться тому, что происходит, а доверять судьбе, следовать ей.
- Жизнь людей коротка, нужно использовать ее возможности.
- Пессимистическое восприятие мира.
Учение Сенеки заключалось в следующем:
- Проповедовал добродетель.
- Участие в государственных и общественных делах не так важно, как сосредоточение на собственной жизни.
- Еще одна отличительная черта Сенеки – приветствие покоя и созерцания.
- Сенека считал, что лучше жить незаметно, с точки зрения общества и государства, но так, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
- Предвидел прогресс в развитии культуры и техники, считая, что возможности человека безграничны.
- Уделял особое место философам и мудрецам в управлении различными сферами человеческой жизни, презирая необразованность простых людей.
- Нравственный идеал и счастливая жизнь с позиции Сенеки – высшее человеческое благо.
- Философия это не просто отдельная система, а руководство по управлению государством, обществом и процессами.
Принципы стоицизма сегодня
Сегодня, под определением стоиков понимают негативный смысл. Это люди, которые скрывают чувства. Концепция учения в строгости, но основной смысл не только в ней. Три принципа мыслителей того времени, помогут получать радость и стать счастливым:
Стоицизм в философии – наука строгости и долга, давшая начало другим наукам. Она учит, что вся Вселенная – живая и у каждой клетки есть место и предназначение.
Философия Стоицизма оказала влияние на формирование ранней христианской веры.
Стоицизм — философская школа, основоположником которой был Зенон из Китиона. Идеал стоиков — это мудрец, невозмутимый, свободный от страстей и мужественно принимающий все удары жизни.
Этика — плод философии
В целом Зенон восхищался воззрениями киников, но некоторые их взгляды казались ему слишком радикальными. К примеру, он считал, что отрицание семьи и государства — это неправильно. Человек живет в обществе, это для него естественно, и он должен соблюдать установленные законы и правила. Но Зенон, а вслед за ним и другие стоики отрицательно относились к рабству. Все люди от природы равны, человек может быть возвышен над себе подобными только за счет личных качеств, считали они.
Свое философское учение Зенон делил на три части: логику, физику и этику. Он сравнивал философию с садом, где логика — это ограда, физика — деревья, а этика, самая ценная часть знания, — плоды на этих деревьях. В чем же заключались этические взгляды стоиков? Цель жизни, считали они, — достигнуть гармонии с космическим законом, который является добродетелью. Любой добрый и нравственный поступок увеличивает общее благо, любое аморальное действие его разрушает.
Ход мировых событий и личных судеб предрешен заранее, человек практически ничего не может изменить. Единственное, что ему остается, — сохранять мужество, спокойствие и невозмутимость, то есть достичь состояния блага внутри себя. В этом случае внешние события не будут иметь значения. Достижению блага мешают четыре эмоции: страх, удовольствие, вожделение и отвращение. Их нужно избегать, руководствуясь разумом.
Вселенная с точки зрения стоиков
Стоики раннего периода во главе с Зеноном в своих взглядах на природу продолжали античные традиции. Они считали, что космос — это живое разумное тело сферической формы, которое находится в бесконечной пустоте. Все части мироздания, от самых мелких атомов до крупных образований, объединены в систему, где царят порядок и гармония.
Так же как любое живое существо, космос проходит все стадии развития: рождение, рост и смерть, утверждали стоики. Но так как в природе все циклично, то после смерти следует новое рождение, и все повторяется. Так происходит бесконечное количество раз.
Как же стоики представляли себе каждое новое рождение Вселенной?
Зарождение происходит от взаимодействия традиционных четырех элементов (огонь, вода, земля, воздух) и созидательной силы пневмы. Пневма — это душа мира, которая пронизывает все его части. А Логос — это закон, по которому развивается Вселенная. В человеческой жизни он называется судьбой.
Стоики считали, что присутствие в этом мире зла оправданно. Так как все состоит из противоположностей, а добро существует, то и зло неизбежно должно существовать. С другой стороны, то, что человеку кажется злом, для Вселенной в целом может оказаться благом (например, землетрясение или ураган). И, наконец, зло нужно для того, чтобы, преодолевая его, человек совершенствовал свою душу.
Римский стоицизм
Философ и поэт Сенека, живший в начале I века, считается первым в Риме представителем стоиков. Его философия отличалась религиозностью, Логос он считал божеством, которое властвует абсолютно над всем в мире. Идеалом личности для Сенеки, как и для других стоиков, был Сократ, покорно и мужественно принявший свою судьбу и смерть. Кончина самого Сенеки во многом была такой же: по приказу императора Нерона, который опасался его влияния, философ покончил с собой, вскрыв вены.
Эпиктет, основавший в Риме школу последователей стоицизма, считал, что цель философии — понимание того, что в силах человека, а чего он сделать не может и поэтому должен подчиниться судьбе. Внешний мир человеку неподвластен, но зато над внутренним он — полный хозяин. Что же это значит? Человек не может по своему желанию менять события, но может и должен менять свое отношение к ним.
Римский император Марк Аврелий был стоиком позднейшего периода, он внес свои дополнения в философию этой школы. Так, кроме души и тела Марк Аврелий обнаруживает в человеке еще и третье начало — разум. Его он считает главенствующим, так как разум создает импульсы, двигающие человеческую жизнь по тому или иному пути. Наивысшее состояние, которого может достичь разум, — это мудрое бесстрастие, идеал стоиков.
Читайте также: