Структурно-функциональный анализ т парсонса шпора
Ответ: Толкотт Парсонс (1902-1979) сын пастора из Новой Англии - американский социолог, один из ведущих профессоров социологического факультета Гарвардского университета США, основатель школы структурного функционализма с множеством учеников и последователей. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и социального действия. Он внес большой вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении. Окончив Гарвардский университет и хорошо освоив традиции американской социологии, Парсонс продолжает учебу в Европе. Он учился в конце 20-30-х годов в лондонской школе экономики, затем в Германии в Гейдельбергском университете защитил диссертацию о взглядах М.Вебера на капитализм. Парсонс уже в этот период хорошо знал работы М.Вебера, Э.Дюркгейма, В.Парето и в своей творчестве широко применял их. Он также широко использовал современные системные, кибернетические и символико-семиотические представления. В 1937 г. выходит в свет его первая книга "Структура социального действия", в 1951 г. он издает свою вторую и главную книгу "Социальная система". В 1953 г. Совместно с Р.Бейлзом и Э.Шилзом Парсонс издает "Рабочие тетради по теории действия", где изложены основы функционирования социальных систем. С тех пор он издал множество книг, статей, рефератов, в которых развивались и углублялись идеи, изложенные в вышеуказанных трех крупных трудах.
Структурно-функциональный анализ - системное исследование социальных процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических, культурных отношений. Важной функцией научной теории по Парсонсу являются описание и анализ. Описание - это основная категория эмпирической системы. Личность, социальная система и система культуры представляют объект социологического анализа. Главная побудительная причина всех научных усилий Парсонса - найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т.Парсонса - категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
-- Приспособление к окружающей среде (адаптация);
-- Формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
-- Поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
-- Обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца).
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания - политика, функцию интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации (семья, школа, церковь и т.д.).
Окончательно структуру социального действия определяют:
-- Система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;
-- Принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;
-- Существующие средства и условия.
Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы:
-- Подсистема A (adaptation) - обеспечивает непрерывность структуры, изменение в системе и в отношении с внешним миром.
-- Подсистема G (goalattamment) - определяет цели системы и средства для их достижения.
-- Подсистема L (latent pattern maintenance)- действует в направлении сохранения структуры системы и преодолевает возникающие противоречия и напряженность
-- Подсистема I (integration) - осуществляет интеграцию системообразующих единиц.
Подсистемы | Функции |
Социальная общность | Интеграция (I) |
Система ценностей | Сохранение структуры и преодоление напряженности (L) |
Политическая система | Осуществление цели (G) общественность |
Экономика | Приспособление (A) |
Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).
Парсонс различает три типа общества:
-- Примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
-- Промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
-- Современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.
Но концепция общественного развития в структурно-функциональном анализе недостаточно подробно проработана поскольку Т.Парсонс считал, что "общая теория процессов изменения социальных систем невозможна при настоящем состоянии знаний".
Роберт Кинг Мертон (родился в 1910 г.). Особое влияние на его работу Мертона оказали труды Э.Дюркгейма и его понимание теории и практики.
В теории Парсонса речь шла о создании всеобъемлящей универсальной теории, напротив Мертону важно не создать теорию, а соединить структурно-функциональный анализ и эмпирические соц.исследования. Следовательно, "большой теории" он противопоставляет "теорию среднего уровня", как альтернативу. Эти теории среднего уровня представляют собой понятийные конструкции, которые еще можно проверить и обосновать эмпирически. Мертон стремясь преодолеть ограниченность структурно-функционального анализа сформулировал собственную парадигму:
1. Сосредоточил внимание на теоретических и эмпирических возможностях функционального подхода.
2. Более тонкого объяснение социальных и социально-психологических явлений.
Функциональные аналитики повсеместно применяют три взаимосвязанных постулата применения функциональных теорий (применение с ограничениями, как показал Мертон).
-- Стандартизованные виды деятельности или элементы культуры являются функциональными для всей социальной и культурной системы. В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональны для одной группы и дисфункциональны для других. Принятие данного постулата без каких-либо ограничений таит в себе опасность нивелирования ситуации (уравнивание, нарушение) по идеологическим и каким-либо другим соображениям.
-- Все социальные и культурные элементы выполняют социальную функцию. Можно предположить, что любое явление культуры или социальной структуры имеет свои функции. Однако он опрометчиво заявляет, что любое такое явление должны быть функциональными (все решается в процессе исследования).
Он выдвигает два связанных между собой и различных утверждения:
-- он предполагал, что существуют определенные незаменимые функции, если они не будут выполняться, то общество (группа, индивид) прекратит свое существование.
-- предполагает, что те или иные культурные или социальные формы явлений необходимы для выполнения определенных функций. Исходя из этого Мертон формулирует теорему функционального анализа:
Точно так же как одно и тоже явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может выполняться по-разному.
Таким образом, Мертон приходит к пониманию функциональных альтернатив, функциональных эквивалентов или функциональных заменителей.
Особое внимание в рамках функционального анализа Мертон обращает внимание на разделение функций: на явные и латентные (скрытые)- это разделение введено, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации, социального поведения с его объективными последствиями.
-- Явные функции - относятся к объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации определенной социальной единицы (индивиды, группа, сообщество, социальная или культурная система)
-- Латентные функции - к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка.
Различие явных и латентных функций можно считать четвертым постулатом функционализма.
Таким образом, Р.Мертон пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода создает теорию социальных изменений путем введения понятия "дисфункция", т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой, нормативной модели. Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменения средним уровнем - уровнем конкретной социальной системы. Идея соц.изменений вызвала к жизни необходимость поиска причинно следственных связей, и самыми различными социологами были предприняты попытки найти их.
Эти условия, необходимые для работы любой такой системы, относятся не только к социальной системе как таковой, но и к ее членам. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они могли выжить. Она должна располагать также определенными средствами распределения материальных ресурсов. Далее любая система должна выработать какой-то процесс социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам.
Каждое общество в дополнение к специфическим нормам имеет определенные, присущие только ему ценности. При отсутствии таких ценностей маловероятно, что отдельные деятели смогут успешно интернализировать потребность подчинения нормам. Фундаментальные ценности должна стать частью личности.
Вместе с тем каждая система должна иметь определенную организацию видов деятельности и институциональные средства, чтобы успешно справляться с нарушениями этой организации теми или иными формами принуждения или побуждения. И наконец, общественные институты должны быть относительно совместимы друг с другом.
Поиски функциональных предпосылок не только социальных систем вообще, но и отдельных типов социальных систем направлены на то, чтобы облегчить их сравнение и повысить точность анализа их жизни. Однако функциональные требования Парсонса как критерий выделения системы и ее элементов слишком абстрактны и не обладают достаточной избирательностью, чтобы эффективно отличать системный объект от несистемного.
Понятие структуры у Парсонса охватывает те устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним окружением. Поскольку эти отношения меняются, необходимо ввести систему динамических процессов и механизмов между требованиями, вытекающими из условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации.
Этот динамический аспект берет на себя функциональная часть анализа. Функциональные категории, по словам Парсонса, имеют с упорядоченными способами приспособительного взаимодействия между установившимися образцами действия, образующими данную структуру, и данными свойствами окружающих систем.
На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом двух процессов:
1) тенденция социальной системы к самосохранению;
2) ее тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Действия системы в среде, которая сама представляет собой ряд систем, анализируются исходя из функциональных предпосылок, требований для выживания и развития системы.
Организация видов деятельности внутри системы складывается в результате структурных реакций системы на эти требования, выражающие ее связь со средой. Поэтому в анализе взаимодействий социальной системы важно исследовать область ее взаимообменов с другими системами.
Часть теоретического анализа процесса структурного изменения в социальной системе проводилась по модели, производной от четырех -функциональной парадигмы[4, 121]. Она была определена как модель, предназначенная для описания одной из стадий в прогрессивном структурном изменении внутри системы действительности, и особенно социальной системы. Отправным пунктом здесь служила концепция дифференциации – процесс, который, по-видимому, дает достаточно оснований обратить внимание на элемент раздвоения, то есть разделения прежней структурной единицы на две функционально и потому качественно отличные единицы.
Парсонс рассматривал подсистему как составную часть более общей системы действительности, другой составляющей которой является культурная подсистема, личностная подсистема и поведенческие организмы, - все это абстракции, аналитически вычлененные из реального потока социальных взаимодействий. Эти три подсистемы трактуются по отношению к социальной подсистеме как компоненты ее окружающей среды. Такое толкование необычно, особенно в том, что касается представлений о личных свойствах индивидов. Ни социальная, ни личностная подсистемы не являют собой нечто реально существующее.
Различие четырех указанных подсистем носит функциональный характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих любым системам действительности, - это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации.
Первичная интегративная проблема любой системы действительности состоит в координации составляющих ее элементов, прежде всего человеческих индивидов, хотя в определенных целях в качестве субъектов действительности можно рассматривать и коллективы. Инткгративная функция приписывает здесь преимущество социальной системе.
За культурной системой закрепляется в основном функция сохранения и воспроизводства образца, равно как и его творческое преобразование, если в социальной системе не первом месте стоят проблемы социального взаимодействия, то культурная система складывается вокруг комплекса символических значений–кодов, на основе которых они структурированы, особых сочетаний символов.
Личности индивида отводится главным образом исполнение целедостиженческой функции. Личностная система – исполнитель процесса действительности , воплощающий культурные принципы и предписания. На уровне вознаграждения, в смысле мотивации, главной целью действительности является обеспечение личных потребностей или удовлетворение личности.
Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, как сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы. Все эти взаимосвязи представлены в таблице [4, с.231]:
Действительность
подсистема | преимущественная функция |
социальная | интеграция |
культурная | воспроизводство образца |
личностная | целедостижение |
поведенческий оргнизм | адаптация |
Именно благодаря зонам взаимопроникновения может осуществляться процесс взаимообмена между системами. Это особенно верно в отношении уровней символических значений и обобщенных мотивов. Чтобы быть способными к символической коммуникации, индивиды должны располагать общими для них культурно-организационными кодами (например, языком), которые одновременно интегрированы и в систему, и в социальное взаимодействие. Чтобы личность могла пользоваться хранящейся в центральной нервной системе информацией, поведенческий организм должен иметь механизмы мобилизации и поиска, который посредством интерпретации обслуживает мотивации, организованные на личностном уровне.
Структуру социальной системы можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальной системы функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представление о желаемом типе социальной системы, которая регулируется процессом принятия субъектами действительности обязательств. Нормы, основная функция которых интегрировать социальные системы, конкретно и специализировано применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностных систем, но и содержат конкретные способы ориентации на действительность в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат к числу тех структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая функция. Отбрасывая малочисленные случаи, крайне неустойчивых групповых систем, таких, как толпа, Парсонс считает коллективом только такие, которые отвечают двум критериям:
1) они должны иметь определенный статус членства, так что в целом может быть произведено четкое различие членов и не членов данного коллектива ;
2) внутри коллектива должна быть дифференциация его членов по статусам и функциям, так что от некоторых членов ожидается, что они будут делать что-то определенное, то – чего не ожидают от других.
Роль – это такой статусный компонент , который в первую очередь выполняет статусную функцию. С ее помощью определяется класс индивида, который посредством взаимных ожиданий включается в тот или иной коллектив. Поэтому роли охватывают основные зоны взаимопроникновения социальных систем и личности индивида. Какая-то отдельно взятая роль, однако, никогда не станет отличительной конкретного индивида. Отец является особенным отцом только для своих детей, а с точки зрения ролевой структуры своего общества он всего лишь один из категории отцов. Одновременно он также участвует во множестве других видов взаимодействий.
Общественная жизнь понимается структурными функционалистами как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для анализа этих действий недостаточно указать систему, в которой они происходят. Необходимо еще найти устойчивые элементы в этой системе, аспекты относительно стабильного в абсолютно подвижном. Это и есть структура. Операции этой структуры суть ее функции. Но поскольку функционирование структуры может носить стабильный характер, само разделение на структуры и функции становится относительным, то, что, с одной точки зрения, выступает как структура, с другой – есть функция, и наоборот. Перечисление требований, выполнение которых нужно для выживания системы, ведет к суммированию их в понятиях функциональной (и структурной) необходимости, в более обобщенной форме –функциональный императив.
Любая социальная система должна справляться с четырьмя комплексами проблем:
Ø проблемой рациональной организации и распределения своих ресурсов определенными способами, чтобы достичь целей системы;
Ø проблемой определения основных целей и поддержания процесса их достижения;
Ø проблемой сохранения солидарности;
Ø проблемой поддержания мотиваций деятелей при исполнении социальных ролей.
В отечественной и зарубежной критике называют следующие главные порокифункционализма, свидетельствующие о глубоком консерватизме этой системы взглядов: переоценку нормативного элемента в общественной жизни и приуменьшение значения в ней противоречий и конфликтов, подчеркивание общественного согласия, гармонической природы социальных систем. Хотя с тех пор как впервые были высказаны эти критические замечания, функционализм проделал значительную эволюцию, общая консервативная его ориентация сохранилась.
Список использованной литературы
1) Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология. М., 1965.
2) Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Л., 1964.
3) История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
4) Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 270 с.
5) Посконин В.В. Социально-политическая теория Т.Парсонса: Методологический аспект./ Удм. Гос. Ун-т – Ижевск, 1994. – 154 с.
6) Энциклопедический словарь. Под общ. Ред. Академика РАН Г.В.Осипова. – 1995.
Эти условия, необходимые для работы любой такой системы, относятся не только к социальной системе как таковой, но и к ее членам. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они могли выжить. Она должна располагать также определенными средствами распределения материальных ресурсов. Далее любая система должна выработать какой-то процесс социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам.
Каждое общество в дополнение к специфическим нормам имеет определенные, присущие только ему ценности. При отсутствии таких ценностей маловероятно, что отдельные деятели смогут успешно интернализировать потребность подчинения нормам. Фундаментальные ценности должна стать частью личности.
Вместе с тем каждая система должна иметь определенную организацию видов деятельности и институциональные средства, чтобы успешно справляться с нарушениями этой организации теми или иными формами принуждения или побуждения. И наконец, общественные институты должны быть относительно совместимы друг с другом.
Поиски функциональных предпосылок не только социальных систем вообще, но и отдельных типов социальных систем направлены на то, чтобы облегчить их сравнение и повысить точность анализа их жизни. Однако функциональные требования Парсонса как критерий выделения системы и ее элементов слишком абстрактны и не обладают достаточной избирательностью, чтобы эффективно отличать системный объект от несистемного.
На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом двух процессов:
1) тенденция социальной системы к самосохранению;
2) ее тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Действия системы в среде, которая сама представляет собой ряд систем, анализируются исходя из функциональных предпосылок, требований для выживания и развития системы.
Часть теоретического анализа процесса структурного изменения в социальной системе проводилась по модели, производной от четырех -функциональной парадигмы. Она была определена как модель, предназначенная для описания одной из стадий в прогрессивном структурном изменении внутри системы действительности, и особенно социальной системы. Отправным пунктом здесь служила концепция дифференциации – процесс, который, по-видимому, дает достаточно оснований обратить внимание на элемент раздвоения, то есть разделения прежней структурной единицы на две функционально и потому качественно отличные единицы.
Парсонс рассматривал подсистему как составную часть более общей системы действительности, другой составляющей которой является культурная подсистема, личностная подсистема и поведенческие организмы, - все это абстракции, аналитически вычлененные из реального потока социальных взаимодействий. Эти три подсистемы трактуются по отношению к социальной подсистеме как компоненты ее окружающей среды. Такое толкование необычно, особенно в том, что касается представлений о личных свойствах индивидов. Ни социальная, ни личностная подсистемы не являют собой нечто реально существующее.
Различие четырех указанных подсистем носит функциональный характер. Оно проводится на основе четырех первичных функций, присущих любым системам действительности, - это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации.
За культурной системой закрепляется в основном функция сохранения и воспроизводства образца, равно как и его творческое преобразование, если в социальной системе не первом месте стоят проблемы социального взаимодействия, то культурная система складывается вокруг комплекса символических значений–кодов, на основе которых они структурированы, особых сочетаний символов.
Личности индивида отводится главным образом исполнение целедостиженческой функции. Личностная система – исполнитель процесса действительности, воплощающий культурные принципы и предписания. На уровне вознаграждения, в смысле мотивации, главной целью действительности является обеспечение личных потребностей или удовлетворение личности. Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, как сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса
Эти условия, необходимые для работы любой такой системы, относятся не только к социальной системе как таковой, но и к ее членам. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они могли выжить. Она должна располагать также определенными средствами распределения материальных ресурсов.
Далее любая система должна выработать какой-то процесс социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам. Каждое общество в дополнение к специфическим нормам имеет определенные, присущие только ему ценности. При отсутствии таких ценностей маловероятно, что отдельные деятели смогут успешно интернализировать потребность подчинения нормам.
Фундаментальные ценности должны стать частью личности. Вместе с тем каждая система должна иметь определенную организацию видов деятельности и институциональные средства, чтобы успешно справляться с нарушениями этой организации теми или иными формами принуждения или побуждения.
И наконец, общественные институты должны быть относительно совместимы друг с другом. Поиски функциональных предпосылок не только социальных систем вообще, но и отдельных типов социальных систем направлены на то, чтобы облегчить их сравнение и повысить точность анализа их жизни.
Однако функциональные требования Парсонса как критерий выделения системы и ее элементов слишком абстрактны и не обладают достаточной избирательностью, чтобы эффективно отличать системный объект от несистемного.
Английский социолог Коэн перечисляет главные из них.
Во-вторых -- указывает на существование взаимности в ней: поведение каждого индивида не случайно и беспорядочно, но отвечает взаимностью или дополняет поведение других.
В-третьих -- улавливает элемент предсказуемости и повторяемости в общественной жизни: люди могут действовать социально только в том случае, если они знают, чего ожидают друг от друга.
В-четвертых -- может означать определенную согласованность, непротиворечивость компонентов социальной жизни, и, наконец, в-пятых, устойчивость, более или менее длительное сохранение ее форм.
Понятие структуры у Парсонса охватывает те устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним окружением. Поскольку эти отношения меняются, необходимо ввести систему динамических процессов и механизмов между требованиями, вытекающими из условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации.
Этот динамический аспект берет на себя функциональная часть анализа. Функциональные категории, по словам Парсонса, имеют дело с упорядоченными способами приспособительного взаимодействия между установившимися образцами действия, образующими данную структуру, и данными свойствами окружающих систем.
На самом общем, безлично-абстрактном уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом двух процессов:
- 1) тенденция социальной системы к самосохранению и
- 2) ее тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде (гомеостатистическое равновесие). Действия системы в среде, которая сама представляет собой ряд систем, анализируются исходя из функциональных предпосылок, требований для выживания и равновесия системы.
Организация видов деятельности внутри системы складывается в результате структурных реакций системы на эти требования, выражающие ее связь со средой. Поэтому в анализе взаимодействий социальной системы важно исследовать область ее взаимообменов с другими системами.
Синтез Парсонсом представлений о социальном действии, взаимодействии и социальной системе В западной социологии сегодня заметно стремление смягчить противостояние методологического индивидуализма и холизма, соответственно сблизить теоретико-действенный и системный подходы.
В связи с этим ставится задача представить свойства социальных структур как стандартные формы социального действия и взаимодействия.
Наиболее известная попытка такого рода синтеза -- общая теория действия Т. Парсонса, где исследуются также коллективные субъекты действия и различаются три уровня анализа социального действия: социальная система, культура и личность.
Исходя в начале анализа только из природы человеческого действия, всегда направленного к достижению цели, Парсонс выделяет три класса элементов и мотиваций действия: когнитивный (идеи и информация об объектах, относящихся к целедостижению), катектический (эмоциональное отношение к объектам целедостижения в связи с потребностями деятеля) и оценочный (альтернативы выбора).
Эмпирически и операционально ориентированные подходы рассматривали понятие социального взаимодействия как первый шаг к понятию социальной системы, а диадическое взаимодействие -- как наиболее простую форму этой системы.
В этом русле движется мысль Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, в системе любого социального взаимодействия аналитически различаются по крайней мере четыре аспекта:
Устойчивость однажды возникших норм обеспечивается различными механизмами поддержки: потребностью в предсказуемости действий, жаждой одобрения, санкциями и т. п. Данная схема характеризует природу общественных отношений и в более обширных социальных системах, образующих целую иерархию относительно замкнутых систем взаимодействия. Как видно, эти отношения в основном представляют собой множество нормативно согласованных ожиданий взаимных социальных действий.
В идеальном приближении все общество оказывается совокупностью социальных статусов и ролей.
Внутренняя согласованность (функциональная интеграция) социальных систем, т. е. сосуществование и взаимоподдержка различных сфер деятельности внутри них, главным образом оказывается ненамеренным результатом длительного социального взаимодействия. Изменение тоже является результатом его условий и процессов.
Чем выше частота непосредственного социального взаимодействия, как это бывает в малых группах и обществах, тем более интегрирована система. Чем опосредованнее оно в современных обществах, тем выше вероятность изменения. социология общество парсонс
По его мнению, социальные системы можно охарактеризовать типом решения этих дилемм, который в них преобладает. Парсонс предполагает, что деятели должны решить дилеммы, как ориентироваться по отношению друг к другу, прежде чем начнется взаимодействие.
Что для этого надо?
Во-первых, деятель должен сделать выбор между эмоциональностью и эмоциональной нейтральностью, т. е. между непосредственностью и опосредованностью удовлетворения от достижения цели.
Пятая дилемма -- ориентация на себя или ориентация на коллектив по интересам, вовлеченным в действие.
Парсонс не утверждает, что эти дилеммы исчерпывают все возможности ориентации во взаимодействии.
Критика же ставит под вопрос саму истинность их и полезность в качестве структурообразующих переменных. Парсоновская схема структурных переменных не обладает универсальной значимостью еще и потому, что система вообще может не выдавать некоторых решений (альтернатива неопределенности), а деятели могут нарушать решения системы. И тем не менее в системных построениях Парсонса структурные переменные играют важную роль, так как с их помощью он описывает основополагающие элементы социальных систем -- их главные ценностные системы.
Например, основную систему ценностей современного бюрократизированного общества, которое у Парсонса, как правило, обозначает капиталистическое общество западного типа, он характеризует ориентацией на универсализм, качество исполнения (или достижительность в отличие от аскриптивности), специфичность и эмоциональную нейтральность.
Читайте также: