Суставную гимнастику для детей разработал песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци – крупнейший педагог-гуманист, реформатор и демократ времен буржуазной революции в Швейцарии и Франции, представитель передовой интеллигенции того периода. Более полувека своей жизни он отдал народному просвещению.
Биография
Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе (Швейцария), в семье врача. Отец мальчика умер рано. Именно поэтому воспитанием Иоганна занималась мать вместе с преданной служанкой – простой крестьянкой. Обе женщины мужественно и самоотверженно боролись с нуждой. И это оказало на мальчика неизгладимое впечатление. Повлияло на его будущие взгляды и тяжелое положение крестьян, которое он видел, находясь в деревне у деда.
Начальное образование Песталоцци получил в немецкой школе, а среднее – в латинской. Знакомство с убогой программой и низкий уровень профессионализма учителей вызывали у молодого человека крайне негативные эмоции.
Окончив среднюю школу, Песталоцци стал студентом коллегиума Каролинума. В этом высшем учебном заведении он окончил младшие курсы по филологическому и философскому направлению.
В 1774 г. Иоганн организовал в Нейгофе приют для бездомных детей и сирот. Средства на содержание этого заведения зарабатывали сами дети. Однако мысль о том, что за счет этого источника можно было содержать приют, уже изначально являлась утопией. В 1780 г. его пришлось закрыть из-за отсутствия средств.
В течение 18 последующих лет Песталоцци посвятил себя литературной работе. В 1799 г. он вновь открыл приют. В этом заведении, которое располагалось в швейцарском городе Станце, содержалось 80 детей от 5 до 10 лет. Однако и этот приют просуществовал совсем недолго. Уже спустя несколько месяцев его закрыли. В связи с начавшимися военными действиями помещение было отдано под лазарет.
Вскоре Песталоцци стал работать учителем, а несколько позже организовал собственный институт, где вместе со своими сотрудниками продолжил опыты упрощенного обучения, начатые им в Станце. Вскоре он создал учебное заведение, которое имело огромный успех. Однако Песталоцци все же не был удовлетворен своей работой, ведь в эту школу ходили не крестьянские дети, а сыновья зажиточных людей, которые готовились к поступлению в университет. В 1825 г. Песталоцци закрыл свой институт, который просуществовал 20 лет. Спустя два года, на 82-м году жизни, великий педагог скончался.
Научные труды
Сущность идей Песталоцци
Вся жизнь великого педагога-демократа прошла в экономически отсталой Швейцарии, которую считали крестьянской страной. Все это не могло не отразиться на мировоззрении Песталоцци. Повлияло его видение мира и на разработанные им педагогические взгляды.
Согласно теории Песталоцци, все положительные задатки, которые есть у человека, необходимо развивать в максимальной степени. Искусство воспитателя педагог сравнивает с искусством садовода. Ребенка уже сама природа наделила определенной силой, которую следует лишь развить, укрепить и направить в нужное русло, устранив негативные внешние препятствия и влияния, способные нарушить естественное движение развития.
Согласно педагогическим идеям Песталоцци, центром воспитания детей служит формирование личности и нравственного облика человека. Целью такой работы является гармоническое и всестороннее развитие всех способностей и природных сил человека. При этом педагогу нельзя подавлять процесс естественного развития личности. Он лишь должен направлять подрастающего человека по правильному пути и не допускать оказания на него негативного влияния, способного отклонить ребенка в сторону.
Сущность воспитания, как понимает его Песталоцци, заключена в согласии с природой. Однако целенаправленное обучение необходимо каждому ребенку. Ведь если он будет предоставлен сам себе, то развитие пойдет стихийно и не позволит достичь необходимого уровня гармоничного развития личности, который необходим человеку как члену общества.
Теория элементарного образования
Данная концепция является центральной в педагогической практике учителя-демократа. Согласно теории элементарного образования Песталоцци, воспитательный процесс должен быть начат с наиболее простых элементов, а уж затем постепенно направляться к тому, что считается более сложным. При этом в обучении необходимо использовать различные направления.
Это трудовое и физическое, эстетическое и нравственное воспитание, а также умственное образование. Различные стороны воспитательного процесса необходимо воплощать во взаимодействии. Это и позволит человеку развиваться гармонично.
Использование труда
В своих трудах Песталоцци подробно описал все методы и средства процесса обучения. При этом значительное внимание он уделил труду. Именно он, по мнению педагога-демократа, является важнейшим средством процесса воспитания человека. Подобная деятельность способствует развитию не только физических сил, но и ума. Помимо этого, трудовое воспитание ребенка формирует в нем нравственность. У работающего человека создается убеждение в огромном значении совместной деятельности для сплочения людей в общественный союз.
Наиболее ценным направлением деятельности Песталоцци является его стремление к созданию такой школы, которая была бы неразрывно связана с потребностями и жизнью народных масс и способствовала развитию духовных сил детей рабочих и крестьян. А этим ученикам крайне необходимы трудовые знания и умения.
Судя по этому произведению, становится понятно, что Песталоцци отводил народной школе значительную роль в подготовке детей трудящихся к предстоящей деятельности. Но одновременно с этим он постоянно подчеркивал мысль о необходимости достижения высшей цели воспитания, состоящей в формировании личности.
В качестве одной из педагогических идей Песталоцци выступало расширение учебного плана начальной школы. Учитель-реформатор ввел в процесс обучения освоение навыков письма и чтения, измерения и счета, пение, рисование и гимнастику, а также получение некоторых знаний из области истории и географии. Этим Песталоцци значительно расширил границы общего образования, которое существовало в народной школе того периода, ведь в этих заведениях детей обучали лишь элементам чтения и законам божьим.
Введение в учебный план элементов искусства и общенаучных знаний, общественно полезного труда и физического воспитания способствовало подготовке более знающего и культурного труженика.
Будучи пропагандистом и организатором трудовой школы и человеком, тесно связанным с реальной жизнью, Песталоцци был категорически против схоластического словесного обучения. Оно не позволяло детям получить те навыки и знания, которые были им необходимы в жизни.
Физическое воспитание
Основой данного направления обучения великий педагог считал естественное стремление детей к движению, которое и заставляет их быть непоседливыми, играть, всегда действовать и за все хвататься. При этом физическое воспитание по Песталоцци - это то, что способствует развитию волевых качеств, чувств и ума учеников. Игра для детей обеспечивает движение суставов. Причем учитель-демократ считал, что закладывать основы физического воспитания ребенка необходимо еще в семье. Естественная домашняя гимнастика детьми здесь выполняется с помощью матери. Именно она помогает своему чаду вначале стоять на ножках, а после делать первые шаги. После того как ребенок научится самостоятельно делать все движения, на которые способно тело человека, он начнет принимать участие в домашнем труде.
Вся последующая школьная гимнастическая система Песталоцци была построена на основе самых простых упражнений. При их выполнении подразумевались движения, аналогичные тем, которые совершаются людьми, когда они, например, пьют или поднимают тяжести, то есть делают обыденные вещи.
По мнению Песталоцци, применение системы таких последовательно проводимых упражнений позволяет развить ребенка физически. При этом такие занятия подготовят детей к труду и сформируют у них необходимые умения.
Большое место при реализации физического воспитания Песталоцци отводит выполнению военных игр, строевых занятий и упражнений. Все эти занятия в его институте тесно сочетались с экскурсиями по Швейцарии, туристическими походами и спортивными играми.
Нравственное воспитание
Педагогические идеи Песталоцци были направлены и на развитие у учеников деятельной любви к окружающим их людям. Самый простой элемент данного направления учитель-демократ видел в любви ребенка к матери. Это чувство возникает у детей на основе их естественных физических потребностей. Мать, заботящаяся о своем дитя, порождает у него любовь и благодарность к ней, что перерастает в тесные духовные связи. Все это, по мнению Песталоцци, возможно и в педагогике. И в том случае, когда школа будет построена на любви учителя к своим ученикам, она сможет успешно проводить их нравственное воспитание.
Задача педагога при этом состоит в постепенном переносе естественно возникшего чувства ребенка – любви к матери, на людей, находящихся в его окружении. Вначале это должны быть отец, сестры, братья, а после и все остальные. В результате ребенок распространит свою любовь в целом на человечество и ощутит, что он является членом общества.
По мнению Песталоцци, нравственность можно выработать у детей благодаря постоянно выполняемым делам, которые приносят пользу другим. Причем основы этого воспитания закладываются в семье. Дальнейшее развитие нравственности должно быть осуществлено в школе. Но сделать это может только то образовательное заведение, в котором имеет место отеческая любовь учителя к детям.
При поступлении в школу ребенок значительно расширяет круг своих социальных отношений. Задачей учителя при этом является их правильная организация, основывающаяся на деятельной любви детей ко всем тем, с кем они общаются.
В трудах по педагогике Песталоцци высказывал убеждение в том, что нравственное поведение ребенка невозможно сформировать путем нравоучений. Сделать это можно лишь благодаря развитию моральных чувств. Он указывал на большое значение для детей нравственных поступков, требующих выдержки и самообладания, что позволяет сформировать волю молодого человека.
Наиболее ценными сторонами теории элементарного образования Песталоцци в отношении нравственного воспитания является указание на неразрывную его связь с физическим развитием. Помимо этого, великой заслугой учителя-реформатора явилось и требование к выработке нравственного поведения без использования моральных проповедей, а с направлением детей на совершение хороших поступков.
Религиозное воспитание
Нравственность Песталоцци тесно связывал с верой. Однако при этом он вовсе не имел в виду обрядовую религию, которую подвергал критике. Он говорил о той естественной божьей силе, которая позволяет человеку любить всех людей. Ведь согласно внутренней религии, их можно рассматривать в качестве братьев и сестер, то есть детей одного отца.
Развитие органов чувств
Педагогические идеи Песталоцци содержательны и богаты. Основываясь на необходимости гармоничного развития личности, они тесно связывают два таких элемента, как нравственное воспитание и умственное образование. При этом учитель-реформатор выдвигает требование о наличии воспитывающего обучения.
Идеи Песталоцци, касающиеся умственного образования, определены в разработанной им гносеологической концепции. Ее основой является утверждение о том, что любой процесс познания непременно начинается с чувственного восприятия, которое в дальнейшем перерабатывается сознанием человека с помощью априорных идей.
Песталоцци также полагал, что любое обучение должно осуществляться с применением наблюдений и опытов, поднимаясь до обобщений и выводов. Результатом такой практики становится получение ребенком зрительных, слуховых и прочих ощущений, побуждающих мыслить и творить.
Те представления о внешнем мире, которые человек получает благодаря органам чувств, вначале бывают неотчетливыми и неясными. Задача учителя состоит в их упорядочивании и доведении до конкретных понятий.
Песталоцци подвергал критике школы, которые существовали в тот период. Ведь в них господствовали механические запоминания и догматизм, что притупляло мышление учеников. Среди его идей было построение обучения на основе знаний об особенностях умственного развития ребенка. Исходных моментом для этого Песталоцци считал восприятие детьми внешнего мира посредством органов чувств. При этом он указывал на то, что созерцание человеком природы является фундаментом обучения, так как служит основой, на которой строится человеческое познание.
Принцип природосообразности
Учитель-демократ представлял обучение в виде искусства, которое призвано оказать помощь человеку в его естественном стремлении к развитию. И в этом заключен его принцип природосообразного образования.
В понимании данного вопроса Песталоцци сделал значительный шаг вперед. Ведь до него подобная идея была выдвинута Коменским, но тот пытался ответить на вопрос природосообразности обучения, подбирая аналогии с явлениями природы, порой механически перенося на процесс получения знаний те выводы, которые были сделаны им при наблюдении мира животных и растений. Песталоцци подошел к решению этой проблемы с иной стороны. Природосообразность обучения он видел в раскрытии естественных сил самого ребенка, а также его психологических особенностей. Это в конечном итоге позволяет решить общие задачи педагога, состоящие в воспитании гармонически развитой личности.
Подобная идея, которая возникла еще до написания трудов Песталоцци и была озвучена другими авторами, стала предметом серьезного спора, который возник между сторонниками формального и материального образования.
Основная задача обучения учителем-демократом была высказана исходя из теории формального обучения. Она, по его мнению, состоит в пробуждении способности мыслить и росте духовных сил. Пути познавательных процессов у учеников Песталоцци видел в постоянном движении от смутных и беспорядочных впечатлений, получаемых органами чувств, до ясных представлений и четких понятий. Он был уверен в том, что все обучение должно строиться на конкретных наблюдениях из жизни, а не на словах, которые пусты и бессодержательны.
Песталоцци рассматривал наглядность как исходное начало, дающее толчок развитию духовных сил ребенка, и как то, что позволяет в дальнейшем работать мысли. Он предложил использовать наблюдение в различных областях познания. Это и привело к применению наглядности в изучении счета и языка, а также всех остальных учебных предметов, которая стала средством для развития мышления.
Песталоцци указывал на то, что педагогу необходимо научить учеников наблюдать, со временем расширяя границы их познания. Но при этом задачей школы является формирование у детей правильного понимания предметов окружающего мира. А это, по мнению реформатора, возможно при использовании таких элементарных средств обучения, как слово, число и форма. На них и должно быть построено первоначальное обучение детей, которые должны в первую очередь говорить, считать и измерять.
Песталоцци была разработана методика первоначального обучения. С ее помощью дети познавали измерение, счет и родной язык. Данная методика была настолько упрощена ее автором, что позволяло пользоваться ею любой матери-крестьянке, которая начинала заниматься со своим ребенком.
Преподавание географии
Некоторые идеи Песталоцци касались и изучения нашей планеты. Здесь он направляет детей от близкого к далекому. Так, после наблюдений той местности, которая находилась возле них, ученики переходили к более сложным понятиям.
При знакомстве с участком земли возле школы или со своей деревней дети могли приобрести начальные географические представления. И только позже эти знания постепенно расширялись. В результате ученики получали сведения о всей планете.
По мнению Песталоцци, соединение начальных понятий естествознания с изучением родных мест было весьма полезным для учеников. Он рекомендовал свою методику, по которой дети должны были при использовании глины лепить знакомые им рельефы, а уж после переходить к изучению карт.
Заключение
В процессе своей профессиональной деятельности Песталоцци были разработаны частные методики и общие основы начального образования. Однако им не был правильно решен вопрос о единстве развития умственных сил учащихся и процесса получения знаний. Порой он переоценивал роль механических упражнений и придерживался направлений формального образования.
Тем не менее идея о развивающем школьном обучении, которую выдвинул Песталоцци, сыграла решающую роль в дальнейшем развитии передовой педагогической практики и теории. Несомненной заслугой учителя-реформатора стала и его мысль о повышении уровня умственных способностей детей для подготовки их к осмысленной деятельности.
И.Г. Песталоцци внес существенный вклад в развитие теории и практики воспитания и обучения, развитие гуманной педагогики.
На русском языке книга вышла в 1806 г. [7].
Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, то есть осуществляется в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.
Песталоцци ищет и находит такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать природные силы ребенка. Метод Песталоцци оформлен им в стройную теорию элементарного образования. Она названа элементарной, так как требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным.
Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).
1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;
2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;
3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.
Песталоцци тесно связывал умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требования воспитывающего обучения. Прогрессивной является постановка вопроса о двухсторонности обучения: оно: 1) способствует накоплению знаний; 2) развивает умственные способности.
Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.
Программа воспитания
Цель воспитания – развитие нравственной личности, формирование человечности.
Трудовое воспитание – вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.
Умственное воспитание – формирование умения считать, измерять и владеть словом. Простейшие элементы знания – число, форма, слово.
Физическое воспитание – развитие заложенных природой физических сил и соответствующих навыков. Простейший элемент – движение суставов.
Нравственное воспитание – формирование человечности, народности, мудрости, трудолюбия, покорности, смирения. Средства – упражнения в поступках, метод воздействия на живые впечатления детей. Простейший элемент – любовь ребенка к матери.
Цель и сущность воспитания – развить все природные силы и способности человека.
Песталоцци вошел в историю педагогики и как один из продолжателей и последователей идей Я.А. Коменского, основоположников методики первоначального обучения. Созданная им методика первоначального обучения способствовала развитию массовой народной школы.
Основные даты жизни и деятельности
1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.
1769—1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.
1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.
1800—1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.
1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.
Основные работы
Фридрих Фрёбель – создатель детского сада
Возросшее внимание к образованию всех слоев населения, противоречия и проблемы педагогической практики находили отражение в педагогической мысли. С одной стороны, педагогическое мышление базировалось на широком использовании педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци. С другой стороны, оно часто сочеталось с крайней схематичностью теоретических построений, с оправданием авторитарных принципов и методов обучения. Несмотря на эти противоречия, западноевропейская педагогическая мысль ХIХ века оставила в истории педагогики значительный след. Это связано, прежде всего, с именами выдающихся немецких педагогов – Фридриха Фрёбеля и Фридриха Адольфа Дистервега .
Фридрих Фрёбель (1782-1852) немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци, вошедший в историю как создатель оригинальной системы общественного дошкольного воспитания, организатор дошкольных учреждений нового типа – детских садов, получивших широкое распространение во всём мире.
Фрёбель также подчёркивал, что человек по своей сути творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.
Ф. Фрёбель поставил своей целью философское обоснование явлений педагогического процесса. Вёл обширную просветительскую, общественно-педагогическую деятельность, был замечательным воспитателем детей в организованных им школьных и дошкольных учреждениях. Ученик и последователь Песталоцци, он шёл самостоятельным путём, развивая его идеи о наглядности, элементарном образовании.
Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра — зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, — средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним — окружающей средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал — так называемые дары Фрёбеля.
В основу своей педагогической теории Фрёбель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов и творческой самодеятельности – в речи, в играх, в строительстве, изобразительной, трудовой деятельности; понимание познания как процесса пробуждения дремлющих внутренних сил путём сенсорного опыта, движений.
Цель воспитания – развитие природных способностей ребёнка.
Таким образом, Фрёбель представил впервые в истории дошкольной педагогики целостную систему общественного дошкольного воспитания детей и способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.
Основные даты жизни и деятельности:
21 апреля 1782 г. — Фридрих Фрёбельродился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт.
1792 г. — его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался мало способным.
В 1797 г. — поступил в учение к лесничему в Нейгаузе.
С 1799 г. — слушал в Иене лекции по естественным наукам и математике, но покинул университет.
13 ноября 1816 г. — открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе.
В 1852 г. — Фридрих Фрёбельумер.
Основные работы:
Ф.А. Дистервег – выдающийся немецкий педагог-демократ,
| | следующая лекция ==> | |
Педагогика естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо | | | Учитель немецких учителей |
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 9235 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей педагогики того времени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х годах XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика. Наиболее известными руководителями гимнастики в филантропинах были Фит (1763—1836 гг.) и Гутс-Мутс (1759—1839 гг.). Они применяли все известные физические упражнения. В трехтомном труде Фит изложил теоретические и практические сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психической деятельности. Фит привел ряд ценных методических указаний, не потерявших значения до настоящего времени (о последовательности упражнений, постепенном переходе от легкого к трудному, об активности учеников, об интересе к занятиям, учете индивидуальных особенностей и др.).
Создание национальных систем гимнастикиотносится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи. В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики: гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);
атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);
Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776—1839 гг ) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из передовых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за одной. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России.
Гимнастика в дореволюционной России.Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка.
Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В потешных, позже ставших гвардейскими (Семеновский и Преображенский), полках, созданных Петром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др.
А. В. Суворов (1730—1800 гг.) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Кутузов.
Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830—1915 гг.). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии. В специальном наставлении по физической подготовке для армии и флота принимал участие П. Ф. Лесгафт, что сыграло положительную роль в научном обосновании направления и в том, что оно просуществовало длительное время без изменения. Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнастических снарядах, и с 1910 г. в основу физической подготовки была положена Сокольская система гимнастики.
Заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.
В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно связано с развитием спорта и международных спортивных связей, образованием в 1881 г. Международной федерации гимнастики (ФИЖ).
В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике.
В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране.
В 1928году возобновились Первенства страны по спортивной гимнастике и в том или ином виде проводятся ежегодно по настоящее время.
Проводится I Всесоюзная Спартакиада (1928) и первенство РККА по гимнастике в 1930 г.
В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио.
Важным средством агитации и пропаганды гимнастики среди населения были массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве на Красной площади, в Ленинграде и столицах союзных республик, а также соревнования различных масштабов. В программу соревнований были включены прикладные упражнения.
Однако долгое время отечественная гимнастика находилась в изоляции от мирового гимнастического движения. Но уже в1937 г. наши гимнасты приняли впервые участие в международных соревнованиях Рабочей олимпиаде в Антверпене и победили в командном первенстве среди мужчин и женщин.
С 1939 г. стало проводиться личное первенство страны по многоборью и в отдельных видах гимнастики, что содействовало значительному росту мастерства.
Начало Великой отечественной войны остановило развитие спортивной гимнастики, однако с 1943 г. возобновляются соревнования на первенство страны, а после 1945 г. секции спортивной гимнастики создаются в большинстве учебных заведений, в коллективах фабрик и заводов, организуются детские спортивные школы, создается массовое движение любителей гимнастики. Проведение соревнований различных уровней, в том числе и Первенства СССР способствовало воспитанию талантливой молодежи, которая с успехом выступала на различных международных встречах и официальных соревнованиях.
В 1949 г. гимнасты нашей страны вступили в международную федерацию гимнастики.
Появление наших гимнастов на международной арене произвело шоковый эффект в гимнастическом мире. Советские гимнасты выиграли абсолютное и командное первенство, как среди мужчин, так и среди женщин, завоевав в общей сложности 9 золотых медалей.
Начиная с 1952 года в олимпийских играх приняли участие 64 российских гимнаста,48 из них носят звание чемпиона олимпийских игр, а 6 - наиболее почетное звание абсолютного чемпиона олимпийских игр. Двукратными абсолютными чемпионами мира являются Людмила Турищева (1970, 1974) .Дмитрий Билозерчев (1983,1987) и Юрий Королев (1981, 1986) .
Анализируя долгий путь, пройденный отечественной гимнастикой, нельзя сказать, что ее развитие было ровным и безоблачным. На пути к мировой гимнастической славе были взлеты и падения, кризисы, конфликты. Так, например, после 8 лет безусловного первенства на мировой арене в 1960 г. на Римской олимпиаде мужская сборная уступила командное первенство японским гимнастам и затем 19 лет находилась в положении догоняющего. Международные достижения наших гимнасток и гимнастов на протяжении многих десятков лет - феномен, не имеющий аналогов мировом спортивном сообществе. Высокий авторитет отечественной гимнастики подтверждается выбором российских представителей в руководящие органы международных гимнастических организаций.
В России проведены Чемпионаты мира по спортивной Гимнастике (195891981 Москва) гимнастические турниры XXII ОИ (1980, Москва), Универсиада, Игры Доброй воли (1986 Москва, 1994 С. -Петербург) 25 крупных международных турниров (с 1972 г. в Москве и С.- Петербурге) Чемпионаты Европы среди юношей (1991 Челябинск).
После распада СССР российская гимнастика попала в весьма сложное положение. В составе сборной СНГ на ОИ в Барселоне (1992) было всего двое россиян (А. Немов и Е. Груднева). Сразу после Барселоны российских гимнастов перестали приглашать на крупные международные турниры, тем самым, игнорируя Россию как великую гимнастическую державу. Возникли серьезные проблемы практически со всеми видами обеспечения подготовки российских гимнастов (финансовым, материальным, техническим, научно-методическим, медико-биологическим, кадровым и информационным). Начался, нерегулируемый отток ведущих тренеров и гимнастов за рубеж.
В силу экономических трудностей в России снизились объем и интенсивность научных исследований по гимнастике, в то время как в развитых странах они возрастают, поскольку растет и популярность гимнастики. Увеличивается число гимнастических клубов и секций. Например, по данным опроса общественного мнения американских телевизионных компаний, женская спортивная гимнастика на Играх в Атланте (1996) была по популярности в США спортом номер один, что подтверждается посещаемостью и реакцией зрителей на этих соревнованиях. Однако со всеми этими бедами российская гимнастика начала постепенно справляться. На ОИ в Атланте (1996) российские гимнасты завоевали 3 золотые,2. серебряные и 3 бронзовые медали. Чемпионами ОИ стали Алексей Немов Светлана Хоркина. С учетом резко обострившейся конкуренции такие результаты являются несомненным успехом сборной России по гимнастике, дебютировавшей на ОИ в качестве самостоятельной национальной сборной.
Таким образом, гимнастика одних из средств и методов воспитания народа в нашей стране широко применялась в допризывной подготовке мужчин в период Великой отечественной войны. В настоящее время с ее помощью решаются оздоровительные, образовательно-воспитательные и прикладные задачи.
История гимнастики это специфический опыт многих народов и поколений.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Читайте также: