Теория зеркального я шпоры
Чарльз Хортон Кули (1864— 1929) — американский экономист, переориентировавшийся позднее на социологию и социальную психологию. Он считается одним из основателей социологии, приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, — ин-теракционизму.
Если образ, который мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-кон-цепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.
Концепция самого себя — по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют, на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром.
Человеческое общество, согласно Ч.Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми. Ни один человек, живущий в психологическом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком.
1.То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.
2.То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду, и она им нравится.
3.То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. Поскольку моя одежда нравится другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.
Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе — самосознание, самооценку и самочувствие, — за исключением того представления, какое можно себе вообразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу самооценку и наши социальные ценности.
Процесс социализации начинается с того, что ребенок научается понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.
Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особенностями. Индивиды взаимодействуют в них как уникальные и целостные существа.
Уникальность означает, что вопрос, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен другому. В соответствии с этим первым критерием первичных отношений, отношения между продавцом и покупателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наоборот. Они не уникальны, но взаимозаменимы. Однако ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны.
Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабочими и работодателем. Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или временно. Таков второй критерий первичных отношений.
В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.
Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества (ком-мьюнити). Они возникают исторически раньше вторичных, существовали всегда и существуют сейчас.
Вам предстоит еще раз побывать в роли судьи, оценивающего методы воспитания своих родителей, а если брать шире, то процесс социализации в целом. Автор теста Дэвид Льюис обобщил опыт тысяч семей прежде, чем составил социологический измеритель.
Ритуал перехода
Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией — ритуалом перехода. Он является элементом процесса социализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Примером такого ритуала служит инициация.
Инициация — обряд посвящения подростков во взрослые. У австралийских аборигенов он сводится к длительной изоляции юношей, тренировке в охоте и владении оружием, закалке и воспитанию выносливости, дисциплины и беспрекословного повиновения старшим, соблюдению обычаев, усвоению религиозных норм и обрядов, соблюдению посвятительной тайны.
Непосредственно в день инициации ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Он проходит испытание голодом и болью, чтобы укрепить силу духа. Первый обряд инициации, связанный с обрезанием, повышает социальный статус юноши и является важнейшим шагом на пути к зрелости. После обрезания ему надевают на голову отличительную повязку и дают новое имя. Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа. Обряд символизирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Теперь он может жениться, принимать участие в совете племени или рода как полноправный член сообщества.
Вопросы к тексту:
1. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он символизирует переход из одного возраста в другой. Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода?
2. Переход из одного возраста в другой часто регистрируется при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рождении, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет?
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы
Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.
Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.
Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.
Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.
"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.
Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.
Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений".
Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".
Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория “зеркального Я”. Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как “зеркала” его Я. “Я” (образ “Я”) – это центральное понятие целого ряда трактовок личности. “Я” – это самость, т.е. интегральная целостность, “одноличие”, “подлинность” индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.
У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я “социальное Я”, которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько “социальных Я”, сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.
Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивида всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди – это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.
Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. “Я” включает: 1) представление о том, “каким я кажусь другому человеку”, 2) представление о том, “как этот другой оценивает мой образ”, 3) вытекающее из этого специфическое “чувство Я” вроде гордости или унижения – “самоуважение”. Все это складывается в человеческое “чувство личной определенности” – “зеркальное Я”.
“Я” выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие “Я” в сущности является продуктом воображения.
Теория “зеркального Я” была развита Дж.Мидом, который ввел понятие “стадий” формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, “обобщенного другого” выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.
1)Учение о.Конта о трех стадиях развития общества.
"Закон трех стадий" определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Конт понимает основные этапы развития общества.
Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.
Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.
Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.
На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
Достигаемые статусы и роли.
Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус.
Изменения статуса индивида влечет за собой ряд последствий ( смену друзей, стиля жизни, места обучения, отдыха и др., которые не передаются как жизненный опыт родителей).
Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило трудны для обучения и часто конфликтны. ( Они могут привести как к расцвету личности, так и к ее полному уничтожению).
Неадекватная ролевая подготовка- источник ролевого напряжения. Традиционные общества имеют непрерывную возрастную цепочку непрерывной социализации. Жизнь взрослых, их профессиональная деятельность происходит на глазах у детей и позволяет им хорошо усвоить будущие роли.
Современное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, мало пригодным для последующих возрастных периодов. ( Примеры: миниатюра Райкина : “ здесь вам не школа, а институт, здесь вам не институт, а производство”. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли и слабой подготовкой к ее исполнению.
Источником ролевого напряжения является также несоответствие идеального образа будущей соц. роли и ее реального содержания (идеалистичность молодости).
Ролевые конфликты: бывают между ролями и внутри одной роли.
Часто две или более роли ( либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. (Обязанности жены и работницы; обязанности друга и начальника; обязанности должностного лица и родственника и др.).
Пример конфликта внутри одной роли- ( чиновник и взяточник; человек, живущий по двойным стандартам: нравственный политик и безнравственный человек).
Американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличие своего “Я” от других личностей.
По теории Кули, каждый человек, строит свое “Я”, основываясь на воспринятых реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
Человеческое “Я”, открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное “Я” Чарльза Кули.
Кули определил три стадии в построении зеркального “Я”:
1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2) наше восприятие мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения.
( Пример: всякий раз, когда вы подходите к группе людей, общающихся между собой , члены этой группы с вежливыми извинениями расходятся - как они относятся к вам? Или наоборот, как только вы появляетесь группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно обращаются с вами.)
Как отражение в зеркале дает образ физического “Я”, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального “Я”.
По мере взросления ребенка изменяется и его социальное зеркало. В детстве человек ориентирован на мнения близких людей, подрастая, ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей (т.е. с возрастом мы все больше ориентируемся на мнение компетентных специалистов.
Развиваясь личность оказывается не только более строгой в отборе лиц, оценивающих его, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. ( Если человек больше ориентируется на восхищенные мнения и избегает критики, то есть опасность сформировать искаженное зеркальное “Я”).
Недостаток теории Кули: теория не учитывает активности личности. Согласно этой теории личность развивается только благодаря мнению других, ограничиваясь избирательной ролью.
1.С.С.Фролов. Социология. М.Наука,1994г. Гл.3 Социальные роли и личности. стр. 66-79.
2.М.С. Комаров. Введение в социологию. М.Наука, 1994г. стр. 89-102
Вопросы для самопроверки:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Одним из исследователей самости (то есть понятий “я” (I) , “меня” (Me) , “мое” (mу) , “я сам” (myself) ) и автором концепции зеркального “Я” был Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) - один из основателей символического интеракционизма.
Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать “чувством моего (my-feeling) ” или “чувством присвоения (sense of appropriation) ” . Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы “я” или “мое” . Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.
Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать “мое” только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.
Из понятия самости следует концепция зеркального “Я” , имеющая очень большое значение в социологии.
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия “Я” через самого себя, мы также воспринимаем свое “Я” как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.
Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального “Я” . Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. “Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность” . В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих “микросоциологических” концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.
Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)
Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция “обобщенного другого” , в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида “обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “обобщенного другого” , как бы смотрит на себя со стороны.
Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы “принятия роли” и “исполнения роли” . Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе) . Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком) . Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет) , во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу) . Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года) , наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более) , в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется “обобщенный другой” . Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль “обобщенного другого” , индивид формирует свою концепцию Я.
Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение “Я” , таким образом, целиком социально.
История теоретической социологии. Т. 3
С. С. Фролов “Социология”
Ч. Кули “Социальная самость”
Д. Мид “Интернализированные другие и самость”
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.
Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)
Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.
Ролевая теория личности.
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. Значительное место среди этих подходов и моделей занимает ролевая теория личности. Эта теория описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль, выступающие в качестве поведенческой стороны социального статуса. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей.
Понятие социальной роли.
Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер ("социальный пол"), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций).
Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Структура социальной роли.
Характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Читайте также: