Трахома в чувашии послевоенные годы
БУ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница" Минздрава Чувашии имеет славную историю. Открытие учреждения состоялось в 1981 году. Название медицинского учреждения неоднократно менялось в соответствии с тем, как офтальмологи республики справлялись с поставленными перед ними задачами по ликвидации трахомы и переходом к решению новых проблем лечения глазных болезней. Больница, бережно храня свои традиции, создала свою школу и воспитала не одно поколение врачей-офтальмологов. Сегодня она возглавляет всю глазную службу республики, по праву считается признанной кузницей медицинских кадров. На ее базе усовершенствуется квалификация врачей и обучаются студенты медицинского факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, студенты медицинского колледжа.
Больница оснащена новейшей аппаратурой, позволяющей выполнять самые сложные операции от близорукости, катаракты, глаукомы и других болезней. Современная клиника - это не только прогрессивная технология лечения. Не менее важны для больного уют, комфорт, культура обслуживания. Клиника расчитана на 200 коек, находится в пятнадцати минутах езды от центра города.
В 1922 г. открылись 3 окулистических пункта в Чебоксарской, Цивильской и Ядринской больницах. В Ядрине было открыто глазное отделение на 10 коек.
В 1926 г. Цивильске открывается первая глазная лечебница.
Открытая в 1927 году в Канаше глазная больница стала не только центром оказания глазной хирургической и консервативной помощи, но и научным центром по разработке мет одов и путей ликвидации трахомы.
В 1927 году на втором Чувашском республиканском съезде работников здравоохранения было принято решение о создании организационно-методического центра – трахоматозного института Наркомздрава Чувашской АССР.
В 1928 году было создано трахоматозное общество для организации повсеместной борьбы с трахомой.
К 1950 году по ЧАССР было 26 глазных отделений (350 коек), глазных пунктов - 21, глазных лечебниц - 2, детских трахоматозных пунктов -10 (100 коек), трахоматозных пунктов 539, врачей - окулистов 34, трахоматозных сестер и фельдшеров – 539.
С 1941 по 1950 гг. директором Чувашского трахоматозного института была Шульпенкова А.З., заслуженный врач РСФСР и ЧАССР, кандидат медицинских наук. С 1950 по 1957 директором был Шишкин П.А., кандидат медицинских наук.
1951-1960 годы – это годы ликвидации трахомы в Чувашской АССР, как массового глазного заболевания. Число коек доведено до 721. Созданием временных глазных коек их число доведено до 2 тыс.
Большой вклад в развитие офтальмологической службы внесли главные врачи, возглавлявшие Республиканскую глазную больницу в довоенные и послевоенные годы, которые вписали прекрасную страницу в нашу историю и заложили фундамент традиций, без которых больница не могла состояться.
В 1965 году Чувашский филиал HИИ глазных болезней им. Гельмгольца реорганизован в трахоматозный диспансер. Перед офтальмологической службой Чувашии встали новые задачи: развитие микрохирургии глаза, современных методов лечения катаракты, глаукомы, близорукости, освоение методик пересадки роговицы, лазерных методов лечения.
Офтальмологическая служба Чувашии за короткий период подготовила высококвалифицированные кадры микрохирургов, создала новую материально – техническую базу. Трахоматозный диспансер был реорганизован в Республиканскую клиническую глазную больницу, в 1981 году было построено и введено в действие новое здание на 220 коек.
В 1986 году в Чебоксарах был построен первый филиал МHТК "Микрохирургия глаза" в СССР, самый современный офтальмологический центр, не имеющий аналогов в мире.
Офтальмологическая служба в Чувашии за 85 лет (с 1926 по 2011 гг.) справилась с поставленными перед ней задачами, решила сложнейшую работу: ликвидации трахомы в республике и вышла на самый современный мировой технологический уровень. Сегодня в Чувашию приезжают лечить глаза не только жители России, но и пациенты из зарубежных стран. Офтальмологическая служба в Чувашии за 85 лет превратилась в одну из самых передовых в регионе и в Российской Федерации.
Трахома – хроническое инфекционное заболевание глаз, которое поражает тонкую прозрачную оболочку (конъюнктиву) и роговицу, вызывает гноение, воспаление и при несвоевременном лечении приводит к слепоте. Болезнь быстро распространяется через руки, предметы быта, одежду. В условиях низкого уровня гигиены в России конца XIX века трахомой глаз были заражены сотни тысяч человек, в основном представители бедных слоев населения.
Ахми грязным рукавом потер кровоточивые глаза.
ФОТО: палаты для больных трахомой (1930-е годы)
По словам ученой, нельзя исключать и заражение половым путем, так как возбудители трахомы – хламидии являются также причиной возникновения венерологического заболевания хламидиоза. Хламидии поражают дыхательную, сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, мочеполовую системы, органы зрения. Инфекцию, приводящую к трахоме, открыл в 1907 году чешский ученый Провачек.
Откуда и как проникла трахома?
В Европе трахома впервые возникла во времена Наполеона. Французские солдаты узнают об этой болезни после похода в Египет. Таким образом, трахому из Египта в Европу привозят военные, затем она распространяется среди простого населения.
Также есть информация, что на территории России трахома возникла в XII – XIII веках. Войска Чингисхана, проходя через Среднюю Азию, заразились трахомой, затем на российской территории оставили очаги инфекции от низовьев Волги до Камы и Оки. Поэтому до революции эта инфекция особенно часто встречалась в регионах Волги и Камы. Особенно много случаев заболевания было зафиксировано среди татар, удмуртов, чувашей, мари. Также очаги трахомы были на юге Украины, Крыму, Северном Кавказе. В 1913 году число больных трахомой доходило до миллиона человек.
По словам ученой, специалистами КГМУ были изучены исторические справки, архивные данные, документы, отчеты статистики, которые говорят о том, что самый высокий показатель заболеваемости трахомой был зафиксирован в Казанской губернии.
ФОТО: Альфия Нугуманова с найденным в Москве паспортом Емилиана Адамюка.
Первый в России трахоматозный институт был основан в Казани
14 ноября 1922 года в Казани было основано первое в России научное медицинское учреждение для борьбы с трахомой. Как рассказала специалист Республиканского медицинского информационного центра Оксана Корнева, основу для создания трахоматозного института в Казани заложил известный ученый, профессор, заведующий кафедрой глазных заболеваний медицинского факультета Казанского университета Емилиан Адамюк (1839 – 1906).
Профессор Адамюк обращался к руководству университета и Земское управление с просьбой создать самостоятельную клинику по лечению трахомы, так как видел, что день за днем число страдающих от этой болезни увеличивается. Таким образом, в 1922 году был образован Трахоматозный институт имени Емилиана Адамюка.
ФОТО: курсы подготовки медсестер для лечения больных трахомой (1926 год)
Как рассказала Оксана Корнева, деятельность трахоматозного института не ограничивалась лечением трахомы, уделялось внимание и другим проблемам и глазным заболеваниям. А в годы Великой Отечественной войны все силы были отданы лечению раненых. Многие сотрудники института, врачи были призваны в действующую армию, а оставшиеся в тылу становились консультантами в казанских эвакогоспиталях и проводили операции.
Победа над трахомой
Трахома начала отступать в послевоенные годы. По словам Альфии Нугумановой, свой весомый вклад в борьбу с опасной болезнью внесли такие известные доктора, как Агабабов, Мурзин.
НА ФОТО: экспонаты музея
По словам Оксаны Корневой, в 1964 году было заявлено о полной победе над трахомой на территории ТАССР. В связи с этим Министерством здравоохранения республики был издан Указ о преобразовании трахоматозного института в Республиканскую офтальмологическую клинику.
Дальнейшая деятельность Казанской офтальмологической школы
В 60-е годы прошлого столетия у больницы появились новые направления деятельности и была основана Казанская глаукомическая школа.
Считается, что ее основали Вургафт и Нестерев. Они изучают фотогенез глаукомы, методы ее лечения, выходят много трудов, посвященных этой болезни. Внедряются новые инструменты по лечению глаукомы. На кафедре ГИДУВа под руководством профессора Вургафта были организованы обучающие циклы для врачей. Врачи со всей страны стремились пройти этот цикл в Казани. Главное новшество того времени: профессор Вургафт вручал каждому врачу специальный кейс с набором диагностических инструментов. Эти инструменты по его заказу изготавливались на Казанском заводе медицинских инструментов.
Позже в Казани начинают проводить микрохирургические операции. 1980-е годы считаются годом начала лечения микрохирургией в Казанской офтальмологической больнице.
На открытие музея приехали потомки Адамюка
Открытие музея Казанской офтальмологической школы было приурочено к 180-летию со дня рождения Емилиана Адамюка. В музее представлены бывшие в использовании у медиков в течение последнего века инструменты для диагностики и лечения глазных болезней. Например, манометр для измерения глазного давления – изобретение профессора Емилиана Адамюка. Кроме того, здесь можно увидеть научные труды ученого, образцы линз для очков, ручной офтальмоскоп, тонометрические наборы и многое другое.
ФОТО: экспонаты музея
В Казань на открытие музея приехали правнуки Емилиана Адамюка, которые привезли сохранившиеся личные вещи своего предка. Правнуки признаются, что много лет не знали о своем выдающемся родственнике и о сохранившихся после него семейных реликвиях. Роланду и Барбаре Клосс из Австрии узнать о своих корнях помог Владимир Чибисов из Москвы. Именно он обнаружил личные вещи Адамюка, когда-то переданные его матери на хранение потомками профессора.
ФОТО: слева направо: Владимир Чибисов, Барбара Клосс, Роланд Клосс
Обнаружение дальних предков в России для Роланда стало большой неожиданностью.
Некоторые исторические экспонаты, рассказывающие о роде Адамюков, он передал музею Казанского государственного медицинского университета и музею Казанской офтальмологической школы.
24 июня 1920 года было принято постановление ВЦИК и СНК “Об Автономной Чувашской области”. За время, прошедшее с тех пор, Чувашия не только стала индустриально-аграрной республикой, она укрепилась духовно, взрастила многочисленную интеллигенцию, высококвалифицированный рабочий класс. Расцвели чувашская художественная литература, профессиональные музыкальное, театральное и изобразительное искусства, наука. Улучшилось благосостояние народа.
Достижения Чувашии отмечены высокими государственными наградами. На знамени республики в 1935 году появился орден Ленина, накануне 50-летнего юбилея образования Чувашской автономии — орден Октябрьской Революции, а еще через два года, в 1972-м, — орден Дружбы народов.
Сельское хозяйство
На территории Чувашии после Октябрьской революции 1917 года стали возникать объединения крестьян для совместного ведения сельскохозяйственного производства: товарищества по обработке земли, сельскохозяйственные коммуны, артели. К 10 марта 1930 года 52 проц. населенных пунктов полностью перешли в колхозы.
В послевоенные годы государство пришло на помощь Чувашии: в 1949 году республике были отправлены 200 тракторов, 100 грузовых автомобилей, другая техника и минеральные удобрения.
В 1960-1985 годах ХХ века продолжалось укрупнение колхозов и совхозов.
В начале ХХI века в Чувашии начала реализовываться новая аграрная политика. Новации в производстве, организационные меры и оптимальное финансирование позволили приостановить общий спад производства и добиться его повышения.
Промышленность
В годы первых пятилеток созданы новые отрасли: химическая, фосфоритная, домостроение. Общее число промышленных предприятий в Чувашии дошло до 371.
В тяжелейших условиях войны в республике построены и сданы в эксплуатацию 93 промышленных предприятия. В 1946-1959 годах на территории Чувашии появились Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат, заводы тракторных запасных частей, электроисполнительных механизмов, “Электроприбор” и “Электроавтомат”, “Чувашкабель”, “Энергозапчасть”. Значительно расширился электроаппаратный завод.
Быстрыми темпами развивалось машиностроение: вступили в строй заводы “Химтекстильмаш”, “Дормаш”, ремонтно-механический, электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий, гидролизный. Вводились предприятия легкой и пищевой промышленности. Широко развернулось жилищное строительство. Большим событием в жизни чувашского народа стало возведение Чебоксарской ГЭС, завода по производству мощных тракторов, химкомбината. В 1960 году начал строиться Новочебоксарск.
В условиях перестройки в Чувашии продолжалось интенсивное промышленное строительство. Однако свыше 90 проц. предприятий были союзного или союзно-республиканского (РСФСР) подчинения. Стали рушиться прежние связи, крупные предприятия сокращали производство.
Стабилизация и последующий подъем в экономике Чувашии стали наблюдаться в конце 1990-х. В 2005 году промышленный комплекс обеспечивал около 30 проц. создаваемого валового регионального продукта, давал более 50 проц. налоговых поступлений в бюджетную систему. На долю чувашских производителей приходилось 27 проц. общероссийского выпуска бульдозеров, 20 проц. постельного белья, 15 — трикотажных изделий, 11 — резиновой обуви, 8 — радиаторов.
К заметным результатам привели строительство жилья, дорог, газификация. Развитие инженерной инфраструктуры получило продолжение в республиканской целевой программе “Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 гг.”. С 1993 года начались экономические преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. В республике, одной из первых в России, был завершен важный этап реформы — разделение функций заказчиков и подрядчиков по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг.
Образование
Несмотря на экономические трудности и хозяйственную разруху, уже в годы гражданской войны в Чувашии приступили к ликвидации неграмотности.
По переписи 1920 г. грамотные среди чувашей составляли 17,2 проц., а по переписи 1939?го она возросла на 80,2 проц.
В сентябре 1927 г. Совнарком ЧАССР принял постановление о частичном введении всеобщего начального обучения для детей восьмилетнего возраста, а 10 июня 1930 г. ЦИК и СНК РСФСР — об открытии педагогического института в Чувашской АССР.
Крупным событием в жизни республики явилось открытие 1 сентября 1967 г. Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.
За восьмую пятилетку (1966-1970 гг.) высшими учебными заведениями республики были подготовлены 5,6 тысячи специалистов для народного хозяйства, средними специальными учебными заведениями — 21 тысяча.
В 1996 году принята президентская программа “Новая школа”. В результате появились новые формы обучения, стал реализовываться ряд международных программ.
На рубеже XX?XXI веков дальнейшее развитие получила наука, учреждена Академия наук Чувашской Республики, Чувашская национальная академия, создана Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики.
Здравоохранение
В дореволюционной Чувашии были 19 больниц с 486 больничными койками, 14 фельдшерских пунктов, в которых работали 40 врачей.
После образования Чувашской автономии улучшалось медицинское обслуживание населения. Резко сократилась заболеваемость туберкулезом, ликвидирована трахома.
В послевоенный период росла сеть учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта. Внедрялся диспансерный метод лечения. К 1985 году в республике работали 125 больничных учреждений, в которых были 17,8 тысяч больничных коек, 177 амбулаторно-поликлинических учреждений, 677 фельдшерских пунктов, 97 детских поликлиник, женских и детских консультаций.
Во второй половине 1990-х введены в эксплуатацию перинатальный, кардиохирургический, диагностический, эндокринологический центры, медицинские центры гемодиализа и трансплантации донорской почки, позднее — Федеральный центр травматологии и эндопротезирования. Был сформирован институт врача общей практики (семейного врача).
Укреплению здоровья населения способствовало развитие физической культуры и спорта. К концу ХХ века в республике имелись свыше 2 тыс. игровых полей, 437 спортивно-гимнастических залов, в 1544 коллективах физкультуры занимались 454 тыс. человек. И сегодня в Чувашии уделяется первостепенное внимание пропаганде здорового образа жизни, строятся стадионы, возводятся дома спорта.
Культура
В 1918 г. появился первый чувашский театр. Позднее открылись Театр юного зрителя и четыре колхозных театра. В 1932 г. вошла в строй Чувашская радиовещательная станция. В начале 1933 года в Чебоксарах пущен в эксплуатацию звуковой кинотеатр “Родина”, в 1961-м создана телестудия.
3 мая 1960 года коллектив Чувашского музыкального театра показал зрителям первую национальную оперу “Шывармань”, а в 1967 г. на его сцене поставили первый чувашский балет “Сарпиге”.
В 1990-е годы общая численность клубов в республике достигла 946.
Чувашия обогатилась значимыми фестивалями. Особое место занял Всероссийский “Родники Поволжья”, стали традиционными Международный им. М.Михайлова и Международный балетный, Чебоксарский кинофестиваль, получил признание республиканский конкурс театрального искусства “Узорчатый занавес”.
На новый уровень развития вышло библиотечное дело. В 2003 году Президентом Н.Федоровым был подписан Указ “О создании сельских модельных библиотек”.
Развивалось музейное дело. Открылись музей космонавтики, геологии, воинской славы, “Бичурин и современность”, имени М.Сеспеля.
Происходил процесс возрождения и восстановления исторических центров в городах республики, памятников истории, культуры и архитектуры. Появились монумент, посвященный матери, Чебоксарский залив с фонтанами, здания банков, новые микрорайоны, началось возведение “Нового города”.
Политика
В октябре 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете республики и Закон “О языках в Чувашской Республике”, объявивший чувашский и русский языки государственными. В том же году Чувашская АССР была преобразована в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику, а в 1992 году в Чувашскую Республику.
В декабре 1993 г. в ЧР проведены выборы Президента Чувашии. Им стал Николай Васильевич Федоров. Республика имеет свой законодательный орган — Государственный Совет. Согласно Конституции у Чувашии есть государственные герб, флаг и гимн.
19 ноября 1993 года принят закон об основах организации местного самоуправления в Чувашской Республике. В сентябре-октябре 1996 года — уставы муниципальных образований. В начале ХХI века реформирование местного самоуправления вышло на новый уровень. Отправной точкой послужил ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Итогом реформ стало построение модели президентской республики, переход к рыночным механизмам в экономике, изменение общественного сознания в сторону усиления гражданской позиции.
Материал для публикации предоставлен Чувашским национальным музеем.
Чувашская Республика является той срединной российской землей, где издревле в мире и согласии сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. Здесь стабильная политическая ситуация. Республика отличается выгодным географическим положением, располагаясь в среднем течении реки Волга, в центре европейской части России.
Первые люди на территории современной Чувашии появились около 80 тыс. лет назад, в межледниковый период. Археологами вдоль рек Чувашии открыты стоянки мезолита и неолита. Древние предки чувашей (из тюркоязычных племен хунну) пришли из Центральной Азии, в IX в. они образовали государство Волжская Булгария. В результате смешения с местным финно-угорским населением к концу XV в. сформировалась чувашская народность с синкретизированной культурой суваро-болгарского и финно-угорского компонентов.
Поселение городского типа на месте современных Чебоксар возникло на рубеже XIII-XIV веков. Установлено, что на большой карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 года и на третьей карте атласа Каталинского 1375 года на месте Чебоксар нарисовано изображение города без указания названия. На карте 1459 года, составленной Фра-Мауро для португальского короля Альфонса V на основании более ранних карт, на месте Чебоксар помещен город Веда-Суар (чув. Вата Савар; то есть "Средний Сувар").
По традиции официальную дату образования города принято определять по его первому упоминанию в письменных источниках. В русских летописях под 1469 годом рассказывается, что русская военная флотилия в ночь с 19 на 20 мая провела "на Чебоксари". После вхождения Чувашии в состав Русского государства в 1551 году в Чебоксарах были размещены русские полки. 23-24 июля 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по пути в Казань остановился в Чебоксарах и по поручению Ивана IV, в присутствии чебоксарских воевод и горожан, освятил место и окропил границы будущего кремля. На месте будущего кафедрального Введенского собора была установлена полотняная церковь. В том же году деревянный город-крепость был возведен. К 1574 году вдоль реки Чебоксарки, вплоть до Владимирской горки, разместилась нерусская слобода, в которой жили принявшие крещение служилые чуваши, называвшиеся теперь служилыми новокрещенами. Большинство коренных жителей города - чувашей - было переселено в деревню Шебашкар, расположенную в 12 верстах западнее города.
В XVI-XVII веках территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в начале XVIII века она была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 года вошла в Казанскую и Симбирскую губернии. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс в Среднем Поволжье в XVI-XIX веков.
В развитии просвещения среди чувашей большая заслуга принадлежит инспектору чувашских школ Казанского учебного округа И.Я.Яковлеву (1848-1930), который основал в 1868 году Симбирскую чувашскую учительскую школу, подготовившую за время своего существования около тысячи учителей. Он разработал алфавит и на основе русской графики создал новую чувашскую письменность. На рубеже XIX-XX веков чуваши консолидировались в нацию. В 1906 году вышла первая чувашская газета "Хыпар" ("Вести"), демократическая по своему содержанию.
24 июня 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР была образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 года постановлением президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. Первые годы существования автономной области, а затем и республики были отмечены значительными трудностями и испытаниями. Их пик приходится на 1921 год, отмеченный в Чувашии страшным голодом и восстанием крестьян, жестоко подавленным.
Вплоть до 30-х годов шло укрепление национальной государственности, имелись чувашские секции и отделы в центральных партийных, государственных, культурных учреждениях. В местах компактного расселения чувашей в других республиках и областях издавались журналы и газеты на чувашском языке, готовились педагогические кадры, функционировали чувашские театры и т.п. В то же время в 30-е годы в СССР активно завершалось становление административно-командной системы управления, и Чувашия стала ее составляющим элементом, где не только вся экономика, но и граждане были подчинены государству. Сторонники иных взглядов жестоко преследовались. Сегодня известно, что в Чувашии с конца 20-х годов по 1953 год было репрессировано более 14 тыс. человек. Как и во многих республиках, большинство потерпевших обвинялось в буржуазно-националистических действиях.
В годы Великой Отечественной войны Чувашия отправила на фронт 208 тысяч человек, половина из которых не вернулись домой. Мужество и героизм 54-х тысяч человек отмечены орденами и медалями, 85 жителей республики получили звание Героя Советского Союза, 13 человек стали полными кавалерами ордена Славы. На чувашской земле родилось более 50-ти выдающихся полководцев, генералов армии и адмиралов флота. Всенародной известностью пользуется полководец Василий Иванович Чапаев. Сегодня традиции героических дедов и отцов продолжают молодые люди. Чувашия гордится семью Героями России.
В период войны из западных и центральных районов страны в Чувашию было перебазировано более 20 промышленных предприятий. За напряженный труд в тылу Чувашия трижды получала переходящее Красное Знамя ГКО. В послевоенные десятилетия темпы прироста промышленного производства в республике опережали общесоюзные. В 50-60-е годы Чувашия из аграрно-индустриальной стала индустриально-аграрной республикой. В советские годы на её территории были построены многочисленные промышленные гиганты - агрегатный и тракторный заводы, хлопчатобумажный и химический комбинаты, гидроэлектростанция волжского каскада. Они придали жизни республики новый импульс и сегодня, несмотря на все сложности российской экономики, продолжают работать.
В 1970 году было начато строительство Чебоксарской ГЭС. 1972 год ознаменован началом строительства Чебоксарского завода промышленных тракторов – самого крупного в России.
В декабре 1993 года в Чувашской Республике впервые проведены выборы Президента, победу на них одержал Н.В. Федоров, который 29 августа 2005 года на очередной XXVI сессии по представлению Президента Российской Федерации В.В. Путина Государственным Советом Чувашской Республики был наделен полномочиями Президента Чувашии на четвертый срок.
24 июня 1995 года был учрежден День Чувашской государственности и состоялось его первое празднование.
В ноябре 2000 года Государственным Советом Чувашской Республики принята Конституция Чувашской Республики.
В XXI веке определилась модель развития Чувашской Республики. Это совершенствование экономики и социальной жизни путем развития интеллектуального ресурса и новых технологий, создания конкурентных чувашских товаров и их продвижения на российский и мировой рынки, интеграции чувашского народа в мировой культурный процесс. За перестроечные годы экономика республики научилась быть ответственной и самостоятельной. Республика научилась не просто выживать, но и стратегически развиваться. Создана устойчивая платформа для будущего роста. Войдя в XXI век, Чувашия имеет запас прочности, сформированный в конце XX века. В республику вкладывают инвестиции российские и международные партнеры. Это очень высокая оценка деятельности и народа Чувашии, и ее Правительства. Республика реально стала конкурентоспособной и привлекательной во многих отношениях.
Чуваши — уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей которой владеет чувашским языком — единственным живым из исчезнувшей булгарской группы. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, однако и современной истории чуваши подарили многое. Как минимум, родину символу революции Василию Ивановичу Чапаеву.
Где живут
Более половины представителей чувашской народности — 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа. Республика граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской Республики — город Чебоксары.
За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на Украине — порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители народности проживают в Узбекистане и Казахстане.
На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:
- Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона, имеют местные названия тури́ или вирья́л.
- Средненизовые чуваши. Их локация — северо-восток Республики, диалектное наименование ана́т енчи́.
- Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском языке имеют название анатри́.
Численность
Чуваши — пятая по численности народность в России: порядка 1 4000 000, по данным переписи 2010 года. Из них более 814 тысяч человек живет на территории Чувашской Республики. Порядка 400 тысяч чувашей находится в соседних регионах: Башкортостане — 107,5 тыс., Татарстане — 116,3 тыс., Самарской — 84,1 тыс. и Ульяновской — 95 тыс., областях.
Стоит отметить, что численность чувашей к 2010 году снизилась на 14% по сравнению с переписью 2002 года. Отрицательная динамика привела этот показатель на уровень 1995 года, что этнографами воспринимается как отрицательный результат ассимиляции.
Название
До X века язык сувазских племен существовал на основе древней рунической письменности. В X-XV веках, во время тесного соседства с мусульманскими племенами и Казанским ханством, алфавит был заменен на арабский. Однако звучание языка и определение местных диалектов в этот период становилось все более самобытным. Это позволило к XVI столетию сформировать аутентичный, так называемый, среднебулгарский язык.
С 1740 года началась новая страница в истории чувашского языка. В этот период в регионе начали появляться христианские проповедники и священники из числа местного населения. Это привело к созданию в 1769-1871 годах нового варианта письменности на основе кириллицы. Основой литературного языка послужили диалекты низовых чувашей. Окончательно алфавит оформился к 1949 году, и состоит из 37 букв: из них 33 знака русского алфавита и 4 дополнительных кириллических символа.
Всего в чувашском языке выделяется три диалекта:
Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2010 года, на чувашском языке говорит более 1 миллиона граждан России.
История
Предками современных чувашей было кочевое племя савиров, или суваров, обитавшее в Западном Прикаспии со II века нашей эры. В VI столетии началась его миграция на Северный Кавказ, где часть его сформировала гуннское царство, а часть была разгромлена и вытеснена в Закавказье. В VIII-IX веках потомки суваров обосновались в Среднем Поволжье, где вошли в состав волжских булгар. В этот период происходит значительное объединение культуры, религии, традиции и обычаев народов.
Кроме того, исследователи отмечают значительное влияние на язык, предметы материальной и духовной культуры древних земледельцев Передней Азии. Считается, что южные племена, мигрировавшие во время великого переселения народов, частично осели в Поволжье и ассимилировались с болгаро-суварскими народами.
Однако, уже в конце IX столетия предки чувашей отделились от Булгарского царства и мигрировали дальше на север из-за неприятия ислама. Окончательное формирование чувашской народности закончилось только в XVI столетии, когда произошла ассимиляция суваров, татар из соседнего Казанского царства и русских.
Во времена владычества Казанского ханства чуваши входили в его состав, однако держались обособленно и независимо, несмотря на необходимость платить дань. Вскоре, после взятия Казани Иваном Грозным чуваши приняли власть Российского государства, однако на протяжении всей истории отстаивали свои права. Так, они участвовали в восстаниях Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, выступали против произвола чиновников в 1571-1573 гг., 1609-1610 гг., 1634 г. Подобное своеволие доставляло проблемы государству, поэтому вплоть до XIX века в регионе действовал запрет на кузнечное ремесло с целью пресечения производства оружия.
Внешность
На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:
- монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт — 63,5%
- европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) — 21,1%
- чистый монголоидный тип — 10,3%
- сублапоноидный тип или волго-камская раса с мягко выраженными признаками монголоидов — 5,1%
- североевропейская — 24%
- славянская R1a1 — 18%
- угро-финская N — 18%
- западноевропейская R1b — 12%
- доставшаяся от хазар еврейская J — 6%
Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение.
Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:
- средний рост у мужчин и невысокий у женщин;
- жесткие волосы, которые от природы редко имеют завиток;
- более темный оттенок кожи и цвет глаз у представителей европеоидного типа;
- короткий, чуть вдавленный нос;
- наличие эпикантуса (характерная складка в уголке глаз) у представителей смешанного и монголоидного типов;
- форма глаз миндалевидная, чуть раскосая;
- широкое лицо;
- выступающие скулы.
Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.
В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.
Жилище
Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных — традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.
Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.
Семейный уклад
Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.
Мужчины и женщины
Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.
Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.
Жизнь
Сегодня, как и на протяжении всей истории, главную роль в жизни чувашей продолжает играть сельское хозяйство. С древних времен народ активно занимался земледелием, используя системы трехполья или подсечно-огневого типа. Основными культурами были пшеница, рожь, овес, полба, горох, гречиха.
Для создания тканей выращивали лен и коноплю, а для производства пива — хмель и солод. Чуваши во все времена славились как отличные пивовары: в каждой семье есть собственный рецепт пива. Для праздников производили более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производили их из пшеницы.
Животноводство было не столь популярным, поскольку в регионе не хватало пригодных кормовых угодий. В домашних хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей — бортничество. Наряду с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши во все времена занимались огородничеством, сажали репу, свеклу, лук, бобовые, фруктовые деревья, позже — картофель. Из ремесел ярко процветала резьба по дереву, плетение корзин и мебели, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Больших успехов добились чуваши в деревообрабатывающих кустарных занятиях: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.
Религия
Сегодня больше половины чувашей формально исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения приверженцев традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам суннитского типа.
В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу — царство зла, а вверху — божества и духи умерших во младенчестве.
Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами — злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.
Традиции
После христианизации общества языческие праздники соотносились с православными. Больше всего обрядовых празднований приходилось на весенний период и было связано с аграрными работами. Так, праздник зимнего равноденствия Сурхури знаменовал приближение весны и увеличение солнечного дня. Затем шел аналог Масленицы, праздник солнца Саварни, после несколько дней отмечали Манкун, совпадавший с православной Радоницей. Он длился несколько дней во время которых совершались жертвоприношения солнцу и проводились обряды почитания предков. Месяц поминовения был и в декабре: в культуре считалось, что духи предков могут насылать проклятия и благословления, поэтому их задабривали регулярно на протяжении всего года.
Известные чуваши
Один из самых знаменитых уроженцев Чувашии, родившийся близ Чебоксар, знаменитый Василий Иванович Чапаев. Он стал настоящим символом революции и героем национального фольклора: о нем не только снимают фильмы, но и придумывают остроумные анекдоты о русской смекалке.
Из Чувашии был и Андриян Николаев — третий советский гражданин, покоривший космос. Из его личных достижений — работа на орбите без скафандра впервые в мировой истории.
Чуваши обладают богатым историческим и культурным прошлым, которое смогли сохранить до наших дней. Соединение древних верований, обычаев и традиций, приверженность родному языку помогают сохранить аутентичность и передать накопленные знания новым поколениям.
Видео
Читайте также: