Учение аристотеля о бытии шпора
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — величайший философ и энциклопедист Древне Греции. Родился он в полисе Стагире, неподалеку от Македонии и поэтому его иногда называют Стагиритом. Он учился в Академии Платона, был воспитателем будущего полководца Александра Македонского и основал свою философскую школу Ликей ( по имени находящегося рядом храма Аполлона Ликейского). Аристотель автор: Органон, Физика, Механика, Метафизика, Риторика, Политика, О душе, Афинская полития.
Философия понятийная. Философия Аристотеля делится на:
1) теоритическую-проблемы бытия, происхождения всего сущего, причины явлений;
2) практическую деятельность человека, устройство государства;
3) поэтическая, логика.
Понятие обладает разной степенью общности. Философское понятие – всеобщее. Сущности умопостигаемы, вечны, бесконечны, совершенны. Результат постижения сущности – понятие. Постижение сущности – только через чувство. Занимался учением о бытие: един реальный мир, природа в ней – существующее и сущностное. Природа – результат ранних уровней природы. Все реально состоит из материи, сущность – это форма, материя– неподвижна, инертна, форма – активна. Из материального возникает что-либо если присоединится форма.
Виды движения в мире: 1) рост (уменьшение); 2) качественные изменения; 3) возникновение (уничтожение); 3) механические перемены. Все в мире имеет причинную обусловленность. Типы причинных связей: 1) материя – свойства предметов зависят от материала; 2) целевая – все существующее для реализации целей; 3) формальная – сущность предмета; 4) действующая. Душа человека состоит из трех частей: растительная (питательная), чувствующая, интеллектуальная (бессмертная).
Аристотель выделял шесть форм государства: монархию, аристократию, политию, тиранию, олигархию и демократию, Но только три первых являются правильными. Лучшая форма — полития, которая сочетает умеренную демократию и личное достоинство аристократии.
Аристотель дал глубокое толкование этическим проблемам. Он выводил основы нравственности из общественных отношений. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Причем первое всегда имеет сознательное начало и целенаправленность на достижение справедливости, которая соответствует принятым законам.
В основе теории познания находится эмпиризм, наши ощущения, с помощью которых мы познаем только форму, но не материальный субстрат. Ощущения дают нам знание только единичного, но не общего. Оно же постигается только разумом, наукой, логикой.. Знание законов мышления Аристотель называл мудростью. Поэтому он по нраву является основателем формальной логики.
Диалектику Аристотель называл средством разрешения противоречий в рамках единичного, на уровне же сущностей действует не диалектика, а логика (аналитика).
Идеи Аристотеля оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философии и актуальны и в наши дни.
Гераклит наоборот характеризовал бытиё текучим, изменяемым, «в одну реку нельзя войти дважды. Здесь субстанция—Огонь, у Фалеса—вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр—опейрон, Демократ — атомы.
Платон. Сущность бытия – пребывание в нем вечных сверхчувственных, неизменных идей, в противоположность применяемым материальным вещам.
Философия материализма. Мир состоит из материальных веществ (молекулы, атомы).
Философия марксизма. Бытие – материальная часть мира.
Философия идеализма. В основе бытия – идеальные ценности.
Философия экзистенциализма. Бытие – внутренний мир человеческого бытия.
В Новое время бытие иногда рассматривалось как развитие чистой мысли или как автономное, независимое существование человека и его способности изменить мир, как выполнение человеком посреднической роли между Абсолютом и миром. В XX веке под сомнение была поставлена роль человеческого разума, высокие ценности Добра, Истины, Красоты, на смену им был выдвинут мир повседневности, обыденщины, непредвиденной сиюминутности.
Ныне утвердилась точка зрения, согласно которой мир рассматривается как определенная целостность, в которой взаимосвязаны все процессы и явления природы, общества, человека и его внутреннего мира
Однако все модели бытия дают универсальную картину мира. Основные модели бытия:
1) – Тейяр де Шарден – осуществил попытку объединить религиозную модель мира с научными и философскими взглядами.
В мире есть единый центр (исходная точка и конечный результат) – точка омега – энергетический центр, который имеет возможность оказывать духовное влияние. Это центр обладает радиальной энергией – энергией одухотворения.
Вселенная –– Преджизнь –––– Жизнь ––– Сверхжизнь ––– Ноосфера –––– Слияние человека (ноосферы) с точкой омега.
Он считает ведущей силой развития человека точку омега, которая обладает силой одухотворения и воздействует на все происходящие явления посредством радиальной энергии.
Она оказывает воздействие на единство и взаимосвязь всех единиц бытия.
Эволюющее значение в эволюции – появление человека, а вместе с ним и мыслящего пласта земли.
Дальнейшее развитие возможно на основе религиозно-духовных начал.
2). Гипотеза большого взрыва вселенной (А. Азимов, Новиков-Зельдович).
Вселенная возникла 18 млрд. лет назад в результате первичного взрыва единого вещества. Взрыв очень похож на сам процесс эволюции (сначала – легкие элементы, затем средние). Процессы образования новых звезд, галактик, черных дыр дают основания предположить, что вселенная находится в постоянном обновлении.
Все известные нам космические и земные процессы подчиняются единым фундаментальным физическим константам, которые представляют собой закон, управляющие не только мировыми процессами, но и ведущие к определенным результатам. Появление жизни, человека, человечества, цивилизации является естественным результатом действия физических констант.
Устойчивую взаимосвязь всех частей мира подтверждает эксперимент Энштейна (Энштейн, Подольский, Розен). Согласно ему, если взять две элементарные частицы (с противоположными зарядами)и поменять заряд одной – вторая автоматически меняет его на противоположный.
Аналогичные результаты происходят и при значительных удалениях их друг от друга (Москва – Нью-Йорк).
3). Учение Н. Гартмана (критическая онтология).
Вселенная должна рассматриваться как единое целостное образование, в которой следует различать структурные элементы: идеальный мир, реальный мир, познание.
Результат и правильное понимание мира возможно, лишь объединив три начала. Задача познания состоит в том, чтобы выявить идеальные эталоны и поэтапно вводить их в реальную жизнь.
Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.
Основы философии Аристотеля
Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.
Составляющие философии Аристотеля
Учение философа делится на 4 части:
- теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
- практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
- поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
- логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.
В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.
Понятие метафизики
Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.
Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.
Аристотель о физике
По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.
Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.
Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.
Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.
Что такое душа
Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.
Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.
Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.
Философ о природе
Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.
Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.
Аристотель об этике
Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.
Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.
Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.
Аристотель о политике
Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.
Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.
Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.
В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:
1)становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;
2)классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;
3)философия эпохи эллинизма – В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.
Ранняя античная философия.
Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества.
Анаксимандр, последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная – апейрон. Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели. Апейрон не поддается чувственному восприятию, поэтому, в отличие от Фалеса, который считал, что знание о мире должно сводиться только к чувственному познанию, Анаксимандр утверждал, что знание должно выходить за рамки непосредственного наблюдения, нуждается в рациональном объяснении мира. Все изменения в мире, по мнению Анаксимандра, происходят из борьбы теплого и холодного, примером чему является смена времен года (первые наивно-диалектические представления).
Анаксимен. Первоосновой бытия он считал воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни. Все многообразие стихий он объясняет степенью сгущения воздуха. Воздух, по мнению Анаксимена, является источником и тела, и души, и всего Космоса, и даже боги сотворены из воздуха (а не, наоборот, воздух – богами).
Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил.
Элейская (г.Элеи) – VI – V вв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты считаются родоначальниками рационализма. Они впервые стали анализировать мир человеческого мышления. Процесс познания они представляли как переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания обособленно друг от друга, считали, что чувства не могут дать истинного знания, истина открывается лишь разуму.
4.Атомистический материализм Демокрита.
В V в. до н.э. возникает новая форма материализма – атомистический материализм, наиболее ярким представителем которого является Демокрит.
Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.
Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания.
Значение учения Демокрита:
-во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;
-во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.
5.Классический период античной философии. Сократ.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Он считал, что лучшая форма философствования – это живая беседа в форме диалога (письменность он называл мертвым знанием, говорил, что не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы).
6.Философия Платона.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.
Платон говорит о существовании двух миров:
1) мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств;
2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом.
Важное место в философии Платона занимает проблема человека. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – только тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей.
Платон делит души людей на три разновидности в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа разумная (разум), воинственная (воля), страждущая (вожделение). Обладатели разумной души – мудрецы, философы. Их функция – познание истины, написание законов и управление государством. Душа воинственная принадлежит воинам, стражникам. Их функция – охранять государство и обеспечивать соблюдение законов. Третий тип души – страждущая – стремится к материальным, чувственным благам. Этой душой обладают крестьяне, торговцы, ремесленники, функция которых – обеспечение материальных потребностей людей. Таким образом, Платон предложил структуру идеального государства , где три сословия в зависимости от типа души выполняют присущие только им функции.
7.Учение Аристотеля.
По Аристотелю, любой живой организм состоит из тела (материя) и души (форма). Душа – это принцип единства организма, энергия его движения. Аристотель выделяет три вида души:
1) вегетативная (растительная), ее основные функции – рождение, питание, рост;
2) чувственная – ощущения и движение;
3) разумная – мышление, познание, выбор.
8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления.
Стоицизм.Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).Стоики развивали представление о всеобщей предопределенности. Жизнь – это цепь необходимых причин, ничего нельзя изменить.Счастье человека – в свободе от страстей, в спокойствии духа. Главные добродетели – умеренность, благоразумие, мужество и справедливость.
Неоплатонизм. Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии. В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин. В основе учения неоплатонизма – 4 категории:-Единое (Бог), -Ум; -Мировая Душа, Космос. Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного. Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.
Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима), ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля.
(форма и материя соединяются с помощью движении)Движение –это мера пепрерывного времени, бытия,любого процесса. Движение миру задает Бог-он Основной двигатель мира, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Он неподвижен, иначе мир был бы конечен, на нем не срабатывает закон детерминизма. Бог – вне материального мира, он не материя, тогда он – чистый дух, а дух по А. – форма, значит Бог – абсолютная форма, следовательно, наше мышление – поток чистой формы, именно поэтому мышление принимает форму этого предмета, и для него познавать – постигать форму вне меня.Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: 1) вегетативный - душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), 2) чувственный, преобладающий в душах животных, 3) разумный или разум присущий лишь человеку. Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Процесс познания начинается с восприятия, в результате ощущений мы воспринимаем, а ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела (или телесности), но разум, разумная душа не связана с телесностью, она вечна.
Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта т.е все предметы существуют объективно, независимо от того вижу я или нет, чувствую или нет, тот или иной предмет все равно существует. Основным первым уровнем познания он считает чувственное познание, т.е через ощущение(индивидуальное восприятие,знание) и восприятие, затем при помощи разума мы перерабатываем информацию- это есть работа с образами.
У чел-ка сложное отношение со средой. Мы живем в мире вещей и идей, котор сами себе создаем. Кроме того идеи нужны для самого человека. А язык – это способ мышления, развитие мышления, то с помощью чего мы образуем понятия. Мир человека создан самим человеком, только движущая сила духа дана Богом, все остальное это выбор развития себя. Человек либо разумное сущ-во либо нет.
Учение об идеях Платона.( 4в.д.н.э.)
Суть теории Платона это вопрос о бытии. По его убеждению этот мир существует в 3х мирах:1)высший – мир чистых идей –Эйдосов, там нет тела, материи, это мир чистого духа. Мир Эйдосов –мир вечного существования.
Пограничный мир- мир человека, где соединяется смертное тело человека и его бессмертная душа. Наш мир конечный, смертный, мир временного бытия.
Низший – мир воплощенных идей, мир материи, где все вещи конечны. Смертны,все временное. Мир вещей неповторим это значит что и каждая идея неповторима.
Платон считает, что чувственного восприятия недостаточно для познания истины, оно представляет нам вещи не такими, какими они есть “на самом деле”, а такими, какими они кажутся нам (или нашим органам чувств).
Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей (Мир эйдосов, который существует вне времени и пространства) т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего. Идеи, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона.
Идея, или эйдос, - это та сущность предмета, которую мы познаем непосредственно, без помощи органов чувств, т.е. умом. Например: Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола.
У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. По Платону, души существуют вечно (и в ту, и в другую сторону), души существовали до рождения, и будут жить после смерти. Души до рождения обитали в мире идей, видели эти идеи и познавали их сразу, непосредственно, целиком. При рождении человека души, попадая в тела, забывают все те знания, которые они имели до рождения, но идеи в себе все же хранят и, встречаясь с предметами, души начинают припоминать то знание, которое имели до рождения, т.е. до воплощения в тело.
Поэтому и возникает в нас знание о мире. Когда человек видит незнакомый ему предмет, то он сразу вспоминает идею этого предмета и сразу делает вывод о том, что это за предмет - что это стул, а не стол, что это дерево, а не камень, что это человек, а не животное.
Предмет существует потому, что он причастен своей идее. Весь чувственный мир, по Платону, состоит из материи и идей. Материя без идеи есть небытие. Реальным, истинным, подлинным бытием обладает лишь идея.И мир идей, в котором существуют идеи всех предметов, понятий и явлений, т.е. и того, что не относится к предметам (идея любви, движения, покоя и т.д.), гораздо более многообразен, чем мир материальный. Этот мир идей является истинным бытием, и предметы существуют потому, что они причастны к миру идей. ,
В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:
1)становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;
2)классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;
3)философия эпохи эллинизма – В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.
Ранняя античная философия.
Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества.
Анаксимандр, последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная – апейрон. Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели. Апейрон не поддается чувственному восприятию, поэтому, в отличие от Фалеса, который считал, что знание о мире должно сводиться только к чувственному познанию, Анаксимандр утверждал, что знание должно выходить за рамки непосредственного наблюдения, нуждается в рациональном объяснении мира. Все изменения в мире, по мнению Анаксимандра, происходят из борьбы теплого и холодного, примером чему является смена времен года (первые наивно-диалектические представления).
Анаксимен. Первоосновой бытия он считал воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни. Все многообразие стихий он объясняет степенью сгущения воздуха. Воздух, по мнению Анаксимена, является источником и тела, и души, и всего Космоса, и даже боги сотворены из воздуха (а не, наоборот, воздух – богами).
Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил.
Элейская (г.Элеи) – VI – V вв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты считаются родоначальниками рационализма. Они впервые стали анализировать мир человеческого мышления. Процесс познания они представляли как переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания обособленно друг от друга, считали, что чувства не могут дать истинного знания, истина открывается лишь разуму.
4.Атомистический материализм Демокрита.
В V в. до н.э. возникает новая форма материализма – атомистический материализм, наиболее ярким представителем которого является Демокрит.
Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.
Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания.
Значение учения Демокрита:
-во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;
-во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.
5.Классический период античной философии. Сократ.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Он считал, что лучшая форма философствования – это живая беседа в форме диалога (письменность он называл мертвым знанием, говорил, что не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы).
6.Философия Платона.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.
Платон говорит о существовании двух миров:
1) мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств;
2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом.
Важное место в философии Платона занимает проблема человека. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – только тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей.
Платон делит души людей на три разновидности в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа разумная (разум), воинственная (воля), страждущая (вожделение). Обладатели разумной души – мудрецы, философы. Их функция – познание истины, написание законов и управление государством. Душа воинственная принадлежит воинам, стражникам. Их функция – охранять государство и обеспечивать соблюдение законов. Третий тип души – страждущая – стремится к материальным, чувственным благам. Этой душой обладают крестьяне, торговцы, ремесленники, функция которых – обеспечение материальных потребностей людей. Таким образом, Платон предложил структуру идеального государства , где три сословия в зависимости от типа души выполняют присущие только им функции.
7.Учение Аристотеля.
По Аристотелю, любой живой организм состоит из тела (материя) и души (форма). Душа – это принцип единства организма, энергия его движения. Аристотель выделяет три вида души:
1) вегетативная (растительная), ее основные функции – рождение, питание, рост;
2) чувственная – ощущения и движение;
3) разумная – мышление, познание, выбор.
8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления.
Стоицизм.Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).Стоики развивали представление о всеобщей предопределенности. Жизнь – это цепь необходимых причин, ничего нельзя изменить.Счастье человека – в свободе от страстей, в спокойствии духа. Главные добродетели – умеренность, благоразумие, мужество и справедливость.
Неоплатонизм. Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии. В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин. В основе учения неоплатонизма – 4 категории:-Единое (Бог), -Ум; -Мировая Душа, Космос. Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного. Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.
Читайте также: