В деревне волчанка москаленского района живет цыган
Сохранить мой поиск
Показать на карте
Покупайте уникальную 3-х комнатную квартиру с качественным ремонтом, м. Сходненская, 10 мин. пешком, ул. Туристская д.12, корп.1, расположена на 11-м этаже 17 этажного панельного дома (серия П-44Т), 2013 года постройки, общей площадью 74.6 кв.м, жилой 43 кв.м, комнаты изолированные 17.8-14.2-11кв.м, просторная кухня с эркером 12.9 кв.м. со встроенной кухней и бытовой техникой, просторный холл-14.6 кв.м. со встроенными шкафами, санузел раздельный, ламинат, полы с подогревом, две просторные застекленные лоджии, окна на две стороны, стеклопакеты, ламинат, потолок 2.7, отличная планировка. Квартира после качественного ремонта, в отличном состоянии, заезжай и живи. Чистый подъезд. Зеленый двор с детскими и спортивными площадками, развитая инфраструктура: школы, сады, поликлиники, магазины. Собственность 2015 г, ипотека возможна. Цена: 17.450 миллиона рублей.
Один собственник! Удобное транспортное сообщение до трех ст. метро: Бабушкинская, Медведково, Отрадное. Остановка рядом с домом. Глубокая скошенная лоджия Окна все во двор(очень тихо).Изолированные комнаты . Пластиковые окна REHAU. Есть возможность делать любую перепланировку(все межкомнатные стены НЕ несущие) .Рядом парковая зона отдыха вдоль реки ,пруд.Очень зелёный район. В шаговой доступности 4 школы! НИКТО НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН! Свободная продажа( БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ ) Кв-ра юридически и физически (НИКТО НЕ ПРОЖИВАЕТ) свободна.Требует косметического ремонта.(кроме натяжного потолка в большой комнате. Он новый) АГЕНТСТВА И ПОСРЕДНИКОВ ПРОШУ НЕ БЕСПОКОИТЬ. Только реальный покупатель.Документы к сделке на руках.Банки, МФЦ, Росреестр- всё работает в штатном режиме. Срочно.
Продается просторная и солнечная 3х комнатная квартира в отличном состоянии и хорошем районе. Современный ремонт с мебелью и техникой – полностью готова к проживанию.
Уважаемые риелторы и посредники спасибо за заботу, юрист на сделку имеется, рекламу даем сами - справимся без Вас!
Преимущества
• Подходит под ипотеку
• 1 собственник более 3 лет по ДКП
• Оснащена мебелью и техникой – заезжай и живи!
• Уникальное расположение: окна выходят на 3 стороны и все во двор.
• В 2х комнатах по 2 окна, всего 6 оконных блоков
• Дизайнерский ремонт (есть проект) и фото ремонта
• Тепло – стены кирпичные полметра, отличные батареи и в окна не дует
• Солнечный свет через грушевые деревья (так что не жарко) и птички поют
• Всегда есть парковка
• Удобное транспортное расположение и развитая инфраструктура
Планировка
• Общая площадь 71,7м
• 3й этаж кирпичного дома
• Дом нестандартной интересной планировки с ЖБ перекрытиями
• 3 изолированные комнаты: 12м-18м-18м
• Кухня 8м
• Совмещенный санузел
• Потолки 2,8м натяжные
• 2 балкона с остеклением и освещением
• В доме нет мусоропровода и не воняет
Расположение и инфраструктура
• Рядом 3 станции метро (Крымская, Нагорная, Академическая)
• В шаговой доступности изобилие маршрутов наземного транспорта
• Транспортное расположение: Удобные выезды на ТТК, Севастопольский, Ленинский проспекты и Варшавское шоссе
• 10 минут прогулочным шагом до 2х крупных ТЦ с гипермаркетами, кино и кафе
• Рядом все необходимые магазины: магнолия, вкусвил, красное и белое, пятерочка
• Около дома тропа здоровья, парк, спортивные и детские площадки
• Горнолыжный комплекс КАНТ практически виден из окна ;)
• Во дворе всегда есть парковка
• Вблизи Управа и ОВД, в соседнем доме опорный пункт ОВО – безопасность и порядок
Внутренне оснащение
• Охрана, видеонаблюдение и разводка всех проводов в одну точку
• Серьезная входная дверь (140кг) с правильными замками
• Напольное покрытие пробка – тепло ходить босиком, стены - обои под покраску
• В коридоре и в гостиной шкаф купе, оружейный сейф на 5 ед.
• Электрика Schneider, автоматы диффы и электросчетчик ABB, реле напряжения
• Избыточное количество розеток, в том числе в оконных откосах и на балконах
• Проходные выключатели по всех комнатах и коридоре
• Окна с взломостойкой гарнитурой и детскими замками на каждом окне
• Интернет оптоволокно с wi-fi роутером 500 Мбит, разводка 2 UTP на телевизор, разводка под спутниковую тарелку и внешнее видеонаблюдение
• Кухня: эргономичное размещение, фасад эмаль двух цветов, столешница и подоконник искусственный камень, посудомойка, освещение 400вт
• Санузел: смесители и душевая стойка с термостатом Hansgrohe, разводка воды Rehay, проточный водонагреватель, фильтры и система защиты от протечек
• Кондиционеры в комнатах
• Домовой сказал, что останется!
По Милости Божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. Открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. В нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – Вера Православная. Но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.
По моей просьбе Малахов Василий Филлипович опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 г. исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы Леонов Степан.
По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще на Ильин день.
Долженко Иван Григорьевич 1937 года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва была услышана Богом, и шел дождь.
Для того, чтобы убедиться, что нам указали верно место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли мы обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили, и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились с просьбой к Владыке Тихону рассмотреть вопрос о перезахоронении.
Благодаря вмешательству Владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.
Перезахоронение возглавил благочинный Центрального областного благочиния протоиерей Василий Бирюков.
Люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда.
В Парке с. Довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в с. Волчанка в этот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершеных убийств, появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет, прожитых в тяжких условиях безбожия, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.
А на место захоронения убиенных священнослужителей в с. Довольное стали приезжать паломники.
В этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.
Повесть–хроника В. И. Дергая осталась неопубликованной и, видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.
До этого нам неизвестно было, когда произошло убийство священнослужителей. Здесь ответ дан: в 1919 г. Кто совершил и руководил этим? Здесь указаны фамилии этих людей. Есть и точное число убитых – сначала 9 священников, потом еще 9. Арестовали больше, но некоторых – отпустили, и причина описана.
Восстановлены страницы истории церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (с. Комарье) 1906—1932гг.
Архив Доволенского района располагает документами, которые содержат подробные списки крестьян, раскулаченных и высланных из района. Имеется учет задержанных (Доволенским РУМ) в 1932—1933г., сбежавших с постоянного места расселения высланных крестьян–кулаков 2 категории.
Среди них – священник с. Комарьинского Иван Хажий. К его личным документам приложены 2 удостоверения, выданные Архиепископом Новосибирским Никифором в декабре 1929 г. В одном из них благословение Архиепископа.
14 мая 2010 г. состоялась встреча, уже с участием Благочинного — протоиерея Василия Бирюкова. Получено благословение на строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Комарье, а началом послужит открытие прихода, оборудование помещения, которое уже ведется. Такое решение было принято всеми участниками этой встречи.
В Доволенском районе было 11 церквей. Они были все разрушены в 20 веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события свое время и свой урок. Если забудем и не будем каяться — все может повториться.
Вопросов остается много, но исследовательская работа в этом направлении, совместно с Доволенским историко-краеведческим музеем, будет продолжена.
С этих волнующих сердце строк Н. Дмитриева я начинаю рассказ о судьбе маленькой глухой деревеньки с пугающим названием Волчанка, затерявшейся среди бескрайних сибирских просторов.
Сегодня, как и многие другие маленькие села России, Волчанка переживает не самые лучшие времена.
Что- то непонятное и губительное происходит с нашими селами. Душа впадает в отчаяние. Может быть, это внутреннее чутье и подстегивает людей не ради корысти, а по совести, удержать развал, сохранить в селе хотя бы остатки того добра, что создавали прадеды и деды, пришедшие в этот край кто откуда. Не думали они о бизнесе. Скорее, думали о нас. И просто хотели жить.
Массовое заселение данной территории происходило в 1870-х и в начале 1880 годов, после чего село получило название Волчанка. Эта территория была наиболее благоприятным местом для первых переселенцев. Здесь протекала река, в бесконечных лесах водилось много дичи, хватало земли и для пашни. Река Баган была в то время довольно крупной и считалась единственным путем сообщения с другими селами.
Первыми переселенцами были Гурьевы, Важенины, Субботины, Чебаковы, Нефедьевы, которые селились преимущественно на берегу реки.
Первые жители завозили скот и разводили его в большом количестве. Скот держали по 25-30 голов, у некоторых было по 12-13 коров, благо пастбищ хватало на всех! В то время на деньги, собранные с населения с. Волчанки и окружающих сел, здесь была построена приходская церковь. Население в основном было неграмотное, только несколько человек (церковнослужители, купцы, кулаки) имели небольшое образование (1-2 класса). Первая школа была открыта в 1911 году. Это была церковно – приходская 3-х классная начальная школа, учителя которой строго обходились с учениками и больше всего заботились о том, чтобы те хорошо знали молитвы и не пропускали церковных служб. Однако среди них был учитель Статейкин Александр Петрович, который знакомил ребятишек с географической картой, глобусом, старался дать им новые настоящие знания.
Часто в Волчанку приезжал брат сельского священника Павла Харизаменова, который тайно вел среди жителей беседы на антирелигиозные тайны.
ПЕРЕМЕНЫ В СИБИРИ
Революционные взгляды у отдельных волчанцев рождались под влиянием тех, кто служил в армии. Вернувшиеся солдаты разъясняли жителям программу РСДРП. Народ постепенно стал становиться на их сторону. Они объединились в группу большевиков, насчитывающую 32 человека. Среди них Токарев Е.И., Королев П.И., Учайкин Е.Д., Королев Н.И., Кобелев И.С., Чебакова С.Ф. и многие другие. После революции ими был поставлен вопрос о выборах Совета депутатов трудящихся (Совдепа). Его председателем был избран большевик Астапов Тихон Кириллович. Но просуществовал Совдеп недолго. Сибирь была захвачена Колчаком, и он был разогнан. Несмотря на это, большевики не прекращали работу среди населения. Летом 1918 в селе Черный Дол состоялось совещание большевиков, на котором принято решение готовить восстание.
В июле 1919 г. из с. Шагалки и с. Плеханово прибыл отряд партизан под руководством Игнатцова Я. и Кудрявцева П.И.. Был создан военно-революционный партизанский штаб, комиссаром которого назначен Токарев Е.И., начальником штаба – Королев П.И.. Затем в Волчанке был созван съезд всех командиров и комиссаров партизанских отрядов, для объединения партизанских сил. На нем было принято решение о создании военно-революционного девятого Каргатского партизанского полка со штабом в селе Волчанка. После этого штаб установил связь с подпольщиками города Новониколаевска. В ноябре колчаковцы были разбиты под Омском. При переезде по мосту через реку Баган в селе установлен памятник партизанам, погибшим в боях за восстановление Советской власти в с. Волчанке и других окружающих сел. В могиле похоронены: Учайкин Кузьма Дмитриевич (год рождения- 1891, командир партизанского отряда. Убит в бою под Кукуем 16.10.1919 года.); Данилин Тимофей Никитич (год рождения- 1879, начальник оперативного отряда военно-революционного штаба.); Леонов Максим Григорьевич (год рождения- 1898, заместитель начальника оперативного отряда. Данилин Т.Н. и Леонов М.Г. были убиты, 23.10.1919 года в штабе выстрелом из винтовки.); Сазонов Митрофан Никитич (партизан. Был расстрелян колчаковцами 26.10.1919 году.); Фамилию 5-го партизана, похороненного в братской могиле, не установили, (предполагают, что это житель с. Мохнатый Лог.) А после разгрома колчаковцев в Волчанке был избран волревком и комитет бедноты, председателем которых были выбраны Чебунин И.Н. и Ананьев Ф.В.. В январе 1921 года на собрании большевиков была создана партийная ячейка, в марте – комсомольская, состоящая из 8 комсомольцев.
ТОЗы, КОЛХОЗЫ, СОВХОЗЫ…
С 1936 года в с. Волчанка работала МТС (Машинно-Тракторная Станция). Первым её директором был Шишкин Е.И..
В зону действия этой МТС входили колхозы, расположенные на территории сел Волчанки, Плеханово, Шагалки, Баклушей, Ильинки, Суздалки.
Волчанцы с оптимизмом смотрели в будущее. Но вероломное нападение фашисткой Германии на нашу страну круто изменило жизнь в селе.
На зеленой лужайке, против конторы, народу собралось мало. Посередине стоял стол, покрытый красным полотном, с одной стороны его стояли несколько мужиков, совсем мало женщин да ребятишки.
К столу подошел председатель колхоза Сергей Крикунов, с ним незнакомый человек в зеленой гимнастерке под ремень из райцентра. Председатель открыл собрание, но назвал его не собранием, а митингом, и предоставил слово незнакомцу в зеленой гимнастерке.
- Товарищи! Сегодня ночью без объявления войны на Советский Союз напала фашистская Германия, но наша героическая Красная Армия даст решительный отпор агрессорам…
Началась мобилизация в армию, призвали всех молодых и здоровых мужиков, в деревне остались только мужики- инвалиды, старики, женщины и дети. Из колхоза по приказу из военкомата забрали лучших фондовых лошадей, брички, ходки, сбрую. Вскоре пошли похоронки.
Всего в годы Великой Отечественной войны погибло 309 жителей.
Пропало без вести – 166 человек.
В 1958 МТС была реорганизована в РТС, а в апреле 1959 года она была переведена из Волчанки в Довольное. Эта реорганизация и перевод отрицательно отразились на деревне, потому что повлекли за собой массовый отъезд из села специалистов ИТР, квалифицированных рабочих и их семей.
Но и на этом преобразования не закончились: в следующем 1960 году колхоз становится совхозом. В то время на территории с. Волчанки было создано 5-ое отделение Баклушевского совхоза, потому что в связи с укрупнением, это село стало относиться к Баклушевскому сельскому Совету. Управляющим был Данилов Н.Т.. Отделение имело хорошо развитый автомобильный и тракторный парк: 14 гусеничных, 13 колесных тракторов, 10 грузовых автомобилей, 5 бензовозов, 6 силосоуборочных машин, 10 хлебоуборочных комбайнов.
В эти годы активно развивалось производство сельскохозяйственных, строительных материалов (работал Кирпичный завод), строились новые дома, построены новая школа, Дом культуры, детский сад, животноводческие комплексы. Росла техническая оснащенность хозяйства тракторами, комбайнами, грузовыми автомобилями.
В период реформ (80-90-е годы) жизнь людей нашего села ухудшилась. Мы не были готовы к рыночным отношениям.
ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА
Во все времена славилось наше село тружениками, умельцами.
Районная газета писала о героическом труде животноводов, механизаторов:
- Хороших результатов добивались наши хлеборобы и комбайнеры:
Лукинов А.С.; Долженко И.Г.; Крикуненко А.С.; Малахов И.В..
- Лучшими доярками в нашем хозяйстве являлись:
Герт М.Н.; Арсенова Е.М.; Шустова Н.Ф.; Чебакова М.В.; Яшуткина Л.
- В сфере скотоводства лидировали:
Ермаков И.В.; Яшуткин П.Я.; Чмутов П.К..
Шокорев В.Е.; Ирыскин Н.С.
- Уважаемые учителя нашего села :
Губин П.А.; Губина Д.И.; Черныш Ф.Н.; Крикунова Т.Г.; Малахова А.Е.; Ермишкин В.М.
Гордимся мы нашим местным поэтом Якушенко А.С., который воссоздает историю родного края в своем литературном творчестве.
Конечно, сегодня тяжело моей Волчанке, но я уверена, пока живут в селе такие люди, не исчезнет моя малая Родина. И может быть, мы все вместе сумеем дописать её историю, сумеем уберечь и благоразумно распорядиться возделанной непосильным трудом землей, доставшейся нам в наследство.
И как молитву, я повторяю строки Н. Дмитриева:
Не исчезай, мое село, -
Прижмись стогами на лугу
и не забудь в осенней хмари:
В одном бесценном экземпляре.
Руководитель: Крикуненко Нина Николаевна, преподаватель
Только после того, как жители умирающей деревни Старо-Лузино Москаленского района объявили трехдневную голодовку, местные власти вспомнили о бедах сельчан. Последние уже несколько лет обходятся без чистой воды - используют для питья жидкость из бывшего септика, неделями не могут выбраться в "цивилизацию" из-за разбитых дорог и отсутствия рейсовых автобусов. Чиновники зачастили в отдаленную глубинку, но пока только с обещаниями о лучшей жизни.
Все, кто встречался нам на пути в Богом забытую деревню, на вопрос "как туда доехать?" лишь с удивлением ухмылялись: "На "легковушке" туда можете и не добраться, только на тракторе или на своих двоих - 20 км по бездорожью. Ливней давно не было, авось и повезет".
Повезло. Но исключительно по той причине, что за пару дней до нашего визита в Старо-Лузино полуметровые ухабы на дороге сровнял грейдер - первое и пока единственное, что удалось сделать местным властям для "лучшей жизни" сельчан.
Никаких дорожных знаков, указывающих на месторасположение деревни, мы не встретили. Поэтому сбились с пути и несколько километров проехали совсем не в ту сторону. Наконец, после часа езды на краю поля, заросшего бурьяном, показались строения деревни. У околицы молодой мужчина разбирал рыболовные сети.
- Работы в селе нет, так и выживаем за счет рыбалки на небольшом озерце, что за огородами, да скотинки, - рассказал нам отец семейства Беловых. - Телят, свиней, кур держим только для себя. Продавать невыгодно. Супруга, правда, работает в местном фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) за две тысячи рублей в месяц. Давно бы переехали куда-нибудь, да финансов таких не имеем. Дом ведь у нас никто не купит.
"Пьем из канализации. "
В Старо-Лузино мало что напоминает о былом сравнительном благополучии. Деревня заросла сорняком. Из 80 жилых дворов сегодня осталось только тринадцать. Дом многодетной семьи Шаниных когда-то находился в центре деревни. Теперь он стоит на окраине: соседние хаты опустели несколько лет назад.
- Вы посмотрите, какую воду мы пьем - из канализации! Она вонючая, даже после кипячения у нее затхлый запах! - возмущается Светлана Шанина, мать девятерых детей, инвалид, проработавшая в некогда перспективном колхозе много лет дояркой. - Врачи наших детей проверяют, удивляются, почему они еще здоровенькие. Так ведь закаленные уже!
По словам старолузинцев, воду они набирают из цистерны, зарытой в земле. Когда-то сюда сливались помои из столовой бывшей школы. От двухэтажного здания учебного учреждения сегодня остались лишь стены. А выгребную яму, находящуюся в подвале школы, давно облюбовали лягушки. Для питья, готовки, стирки сельчане также используют дождевую воду. Но и та, постояв в ржавых бочках, быстро "зацветает".
- Нам предлагали возить воду за деньги - по 12 рублей за 10 литров, - говорят местные жители. - Мы отказались. Дорого. Насколько этой воды семье хватит? Обед сварить да несколько раз попить.
Сотовой связи в поселке также нет. Хотя некоторые старолузинцы умудряются дозваниваться до родных, забравшись на здание бывшей школы, вернее на то, что от него осталось. Из благ цивилизации в деревню лишь электричество поступает без перебоев.
Прививка "за свой счет"
Некоторые селяне уже и не помнят, когда в последний раз выбирались на "большую землю". В слякотную пору проселочную дорогу постоянно размывает дождем, зимой - задувает снегом.
- У меня маленький ребенок заболел 8 марта, судороги начались, - рассказывает Олеся Шанина, жительница села. - С трудом дозвонилась к врачам из соседней деревни Красное знамя, объяснила, что малыш в тяжелом состоянии. А они отказались приехать - праздник же! Побежала к старосте нашему, Дмитричу. Он вызвал "неотложку" с Москаленок. Медики с района мигом до нас добрались. Подавайте, говорят, на недобросовестного терапевта в суд. Ведь ваш ребенок мог умереть.
Молодой маме Олесе и ее шестилетнему чаду необходимо поставить прививки. Врачи из Красного знамени предупредили их об этом и потребовали приехать на прием. Однако, по словам женщины, чтобы добраться до ближайшего села, необходимо нанять машину за триста рублей или заплатить за бензин врачам.
- Я не намерена этого делать, - говорит Олеся. - Выезжать в отдаленные деревни и делать прививки - прямая обязанность сельских врачей. Бензин им выделяет районная администрация, только почему-то горючего постоянно не хватает.
Четыре класса. Четыре ученика
Когда-то в Старо-Лузино было несколько магазинов. Теперь нет ни одного. Продуктами сельчан периодически снабжает местный почтальон - Игорь Плахотнюк. У него есть свой личный транспорт - старенькая "Нива". На ней и выбирается в "цивилизацию", когда дорога не размыта. Привозит пенсию и кое-что из съестного.
- Машина уже на ладан дышит, - вздыхает почтальон. - С такими дорогами и джип недолго протянет.
Осенью сельчане закупают продукты впрок. Мешками берут муку, сахар, соль, чтобы на всю зиму хватило. По сугробам до магазина не добраться.
- Я свою пенсию почти и не вижу, только расписываюсь, что получила, - рассказывает Светлана Шанина. - На три тысячи Игорь покупает мне макароны мешками по 5 кг, печенье, лимонад. Как увижу, что он с района приехал, беру костыли в руки и "бегу" к нему. Он хохочет, говорит, ты что, меня караулишь? А как иначе, у меня восемь маленьких внучат. Они же ничего хорошего не видят. Жаль мне малышей.
Детишек в деревне мы повстречали немало. Только у дороги играло со старым резиновым баллоном от колеса с десяток карапузов. Четверо ребят ходят в местную начальную школу. Она располагается в одной части двухквартирного дома по соседству с ФАПом. Мы подоспели к тому моменту, когда школу готовили к приезду районной комиссии. В единственной классной комнате было все готово к проверке: до блеска натерты все три парты, покрашен пол, ровненькими рядами расставлены учебники.
- Нас заверяют, что начальную школу не закроют, - говорит Лидия Плахотнюк, учитель и заведующая учреждением. - Если не сдержат обещания, то ребятишки наверняка останутся неграмотными. Тех детей, что постарше, возят в Красное знамя. Но в ненастную погоду, когда дороги нет, за ними никто не приезжает.
В войну хуже было?
Из старожилов в Старо-Лузино осталось несколько престарелых пенсионеров. Их домишки заметны издалека: деревянные, с резными ставнями, тонущие в зелени. Супруги Беляевы живут в деревне с рождения. 79-летняя Руфина Никитична проработала в колхозе 30 лет дояркой, 72-летний Геннадий Иванович 42 года был скотником.
- Чего нам унывать? Мы еще не то пережили, - замечает Геннадий Иванович. - По сравнению с голодом в военные годы, все остальные проблемы кажутся обычной суетой. Люди выживали за счет того, что Бог пошлет. Весной и летом траву ели. Вкуснее дикого лука тогда, казалось, ничего не было. А уборочная начнется, так горсть зерна обязательно урвешь - получишь по заслугам, конечно, если заметят. Зато какой румянец на лице появлялся от такой пищи!
Беляевы уверяют, что живут хорошо. Пенсии - 6 тысяч на двоих - им хватает с лихвой. У престарелых сельчан своя корова, куры. Главное, говорят, что свет в доме есть, телевизор работает и радио. Они-то еще помнят, как в 30-е годы сидели при лучине или керосинке.
Валентина Брагина, одинокая пенсионерка, живущая по соседству с Беляевыми, оптимизма односельчан не разделяет.
- Обидно, ведь мы всю жизнь проработали в колхозе, - говорит она. - А когда старость пришла, про нас забыли, словно и не было нас никогда.
"Мы и без голодовки скоро помрем"
В Старо-Лузино несколько маленьких улочек, но названия получили всего две из них и то не так давно - Центральная и Северная. Последняя почему-то располагается на южной стороне поселка. Номера на домах также появились совсем недавно. Так что у многих старолузинцев в графе "место регистрации" стоит лишь название деревни.
- Документов на квартиры мы не имеем, только ордера, - говорит Игорь Плахотнюк. - Делали запрос в администрацию, нам ответили, что и там их нет. Поэтому, даже если бы и появились покупатели нашего жилья, продать мы его все равно не смогли бы.
В следующем году деревне Старо-Лузино исполнится 215 лет. По словам Василия Плахотнюка, местного старосты, имеющего историческое образование, поселение является одним из старейших в районе.
- До революции в нашей деревне проходили крупные ярмарки, купцы приезжали аж с Тамбова, - рассказывает он. - Здесь была своя маслобойка, больница, даже своя тюрьма с жандармами, церковь имелась. Жизнь кипела.
Василий Дмитриевич утверждает, что старолузинская разруха началась, как ни странно, не в период перестройки, а всего лет 5-6 назад, когда председатель бывшего колхоза, а ныне директор сельхозкооператива перевез более-менее трудоспособных рабочих в соседнюю деревню. Об остальных сельчанах заботиться стало некому.
- Это Варшавское гетто! Мы так и писали губернатору: "Помогите уничтожить Варшавское гетто", - говорит староста. - Я сам, еще будучи депутатом райсовета, не раз посылал запросы в различные ведомства с тем, чтобы хоть как-то сдвинуть с места вопрос строительства дороги. Все без толку. Вот и решились на отчаянный шаг - на сельском сходе объявили трехдневную голодовку. Пока предупредительную. Естественно, беременных женщин и детей в это дело впутывать не стали. Но, с другой стороны, мы с такой жизнью и без голодовки скоро помрем.
О своих проблемах и намерении отказаться от пищи деревенские жители написали в прокуратуру, районным и областным властям, уведомление отправили даже президенту. И тут-то началась кутерьма.
- Как отослали бумагу о начале голодовки за нашими подписями, так сюда столько начальства повалило, замучили, - говорит Геннадий Беляев. - Подписывайте, говорят, какое-то опровержение. Все у вас будет: и вода, и рейсовый автобус. Ну, мы поверили, расписались с бабкой.
По словам Олеси Шаниной, власти приехали не с пустыми руками, привезли газовые баллоны.
- И на этом спасибо, - говорит женщина. - Мы ведь летом в основном готовим на печурке, что в бане стоит. Уже, говорите, дорогу разровняли? Так это мертвому припарка. Чуть дождь пойдет, весь труд насмарку!
Старолузинцы настроены решительно. Если власти их обманут и не исполнят обещания, то 10 сентября сельчане снова готовы начать голодовку. На этот раз бессрочную.
В Горелово в самодельных бараках жили почти 30 детей вместе с 16 взрослыми. Детей забрали в приют, а взрослые куда-то исчезли, поскольку зарабатывать для них попрошайничеством стало некому.
OK-inform решил посмотреть, как жили цыганские дети в поселке Горелово, а заодно пообщаться с их родителями. Нас предупреждали, что люли – так называются цыгане Средней Азии, которые промышляют попрошайничеством, – закрыты для общения с посторонними. Но мы решили попробовать…
Первым делом надо было найти, где живут эти люли. Как говорили нам в приюте, домами для почти 30 детей и 16 взрослых были самодельные бараки на пустующем участке. За помощью мы обратились в придорожный продуктовый магазин.
Так мы решили отправиться на улицу Дачную. По дороге нам встретилась пенсионерка.
- А Вы не знаете, где здесь цыгане живут, которые попрошайничеством занимаются? – спрашиваем у нее.
- Те, у которых детей забрали? О них еще в новостях говорили? Не знаю, где они живут, они ведь приезжие. Года 3-4 по поселку скитаются. Сначала в небольшом домишке на улице Ломоносова жили целым табором, но потом этот дом сгорел. Тогда они на соседний заброшенный участок переселились, сколотили себе хибарки… Но оттуда их выгнали соседи, потому что грязь и вонь были страшные, да и подворовывали они по округе. Но из Горелова цыгане не уехали, просто переселились на новое место. Вроде бы, как раз на Дачной улице. Там, говорят, какая-то богатая цыганка им разрешила построить бараки на своем участке, – сказала Зинаида Михайловна.
Теперь ориентиром для нас стал дом с участком, заставленным хибарами. OK-inform долго бродил по Дачной улице. Днем в будний день в Горелово людей почти и не встретить. А те, что встречались, конкретного адреса назвать не могли.
- А что вы имеете против цыган? – спросил нас потрепанного вида мужик, который набирал воду из колонки. – Среди них много хороших людей. Я вот сам саратовский, судьба меня в большой город занесла, пропал бы, если бы не цыгане. Они меня приютили, а я на них работаю – за скотиной ухаживаю.
- А мы ищем цыган, у которых детей забрали, потому что они в ужасных условиях живут…
- Про таких не слыхал, – сказал мужик. – Я ведь по поселку и не гуляю вовсе, работы много, вы у кого-то другого поспрашивайте.
- Только давайте договоримся – вы меня фотографировать не будете и, если что, я вам ничего не говорила, – попросила местная жительница. – Достало это цыганье!
Когда мы приблизились к одной из построек и решили заглянуть в ее малюсенькое окошко, нас остановил стук по стеклу окна большого дома. Обернувшись, мы увидели разъяренную женщину в платке.
- Что вам здесь надо! Идите прочь! – кричала она истерическим голосом. Когда мы представились журналистами и попросили ответить на пару вопросов, женщина еще сильнее завопила. Чернобровая дама открыла дверь дома и завопила так, чтобы слышала вся улица, какие мы нехорошие, и что нечего здесь выискивать. Пришлось ретироваться.
По дороге обратно решили заехать в Храм Святой Троицы в Красном Селе. Нам говорили, что цыгане частенько там стоят на паперти. Может, хоть здесь их встретим, подумали мы. Но в этот день нам не очень-то везло.
- Раньше цыгане постоянно у входа в Храм милостыню просили, – сказала нам свечница. – А в церковь заходили погреться. Они ведь детей своих использовали. Спекулировали на чувстве жалости к ним. Потому что на улице мороз, и как тут не подать ребятенку, одетому не по погоде? А как детей в приют забрали, к нашему Храму ходить перестали. Работать некому стало, наверно…
Читайте также: