Власть в первобытном обществе и ее отличие от государственной власти шпоры
Власть в первобытнообщинном строе олицетворяла силу и волю рода или союза родов; источником и носителем власти был род; она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе общественной, то есть неотделенной от общества и политики. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной для эффективного принуждения за нарушения существующих правил поведения. Несложные отношения первобытнообщинного строя регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, которые вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Социальные нормы – это обязательные правила людей общественного характера в обществе. Обычаи догосударственного общества имели характер мононорм, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и обрядовыми правилами. Особое место занимала такое средство обеспечения обычаев как табу (запрет), благодаря которому поддерживалась дисциплина в обществе.
40.Социальные нормы в первобытных обществах и их отличия от норм права. Мононормы.В первобытном обществе человеком руководили в первую очередь инстинкты, в то время они мало чем отличались от животных. Инстинкты не зависят от сознания и воли живого существа. Инстинктивные правила передаются на генетическом уровне от поколения к поколению. По мере развития сознания инстинкты наших предков сменили социальные правила и нормы. Нормы социального общества возникли в связи с необходимостью регулирования поведения людей для достижения их эффективного взаимодействия и для решения общих задач. Благодаря установленным нормам, поступки человека уже не являлись результатом инстинктивных реакций на раздражители. Между возникшей ситуацией и импульсом находилась социальная норма, основанная на общих принципах общественной жизни. Нормы и правила социального общества сформировались для регулирования поведения людей в обществе. Социальные нормы первобытного общества – это моральные правила, обычаи, религиозные правила, магические и священные предписания.Мононорма — это норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера (существовала ранее в догосударственных обществах), Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужем и женой, взрослым ребенком рассматривалось одновременно как производственный обычай, как норма морали и как веление религии.
41 Современные социальные нормы - общее и особенноеСоциальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила, регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Классификация социальных норм: 1. По сферам действия (в зависимости от содержания жизни общества, в которых они действуют, с характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования): • политические • экономические • религиозные • экологические 2. По механизму (регулятивным особенностям): • нормы морали • нормы права • обычаи • корпоративные нормы
42 Соотношение права с другими социальными нормамиВозникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.
Их объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 29 | Нарушение авторских прав
- 1. Понятие и основные черты науки теории государства и права
- 2. Предмет теории государства и права
- 3. Метод теории государства и права
- 4. Логические приемы в методологии ТГП
- 5. Специальные и частные методы в познании права и государства
- 6. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
- 7. Теория государства и права в системе юридических наук
- 8. Функции теории государства и права
- 9. Общая характеристика теорий происхождения государства и права
- 10. Договорная теория происхождения государства
- 11. Историко-материалистическая теория
- 12. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- 13. Социальная организация первобытнообщинного строя
- 14. Современные трактовки происхождения государства
- 15. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства
- 16. Военная демократия как черта перехода к государству
- 17. Протогосударство
- 18. Особенности восточного пути образования государства
- 19. Европейский путь образования государства
- 20. Причины появления государства
- 21. Признаки зарождения государства
- 22. Понятие и признаки развитого государства
- 23. Историческая эволюция концепции сущности государства
- 24. Понятие и свойства государственной власти
- 25. Теоретические обоснования сущности государства
- 26. Формационный подход в типологии государства
- 27. Цивилизационный подход в типологии государства
- 28. Соотношение типа и формы государства
- 29. Монократическая форма государства
- 30. Поликратическая форма государства
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалки (А. В. Петренко, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
12. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
Догосударственное, или первобытное, общество заняло в истории человечества более тридцати тысячелетий и прошло в своем развитии период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда идет процесс разложения первобытнообщинного строя и его постепенной замены государством.
Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей – род и племя. Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Племя – более крупное и позднее общественное образование, возникающее с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин.
Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) – это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен – это объединения, возникавшие у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя.
В родовой общине как первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели так. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, состоявшее из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и получал свою долю. В любое время он мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов, а также жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже не обладали привилегиями. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине.
Специального аппарата управления или принуждения, власти, оторванной от общества, здесь еще нет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалки (А. В. Петренко, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.
Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.
Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.
Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.
Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.
На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.
Если первобытно - общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.
Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.
Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.
Специфика политической власти в следующем:
-Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
-Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
-Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;
-Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
5. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:
-общеобязательность (распространение на всех, находящихся на территории данного государства);
-формальность, формальная определенность (очень важны формы внешней объективации: законы, указы и т. д., которые придают содержанию правовой нормы четкость, определенность, что помогает избежать разночтений), то есть письменная форма;
-разграничение прав и обязанностей (в праве четко разграничиваются права и обязанности субъекта, нормам родовой организации это не присуще);
-обеспеченность государственным принуждением (право поддерживается силой государственного принуждения - создается специальный аппарат, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям).
Мононормы: понятие и общая характеристика. Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая. Особенности мононорм состояли в том, что они: а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей; б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом; в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом. Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.
6. (написано)Теологическая теория: теориягосподствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.
Теологическая теория призывает:
Достоинстваданной теории:
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостатоктеории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Патриархальная теория возникновения государства
К достоинствампатриархальной теорииможно отнести то, что она:
* способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостаткомтеорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
= в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
= монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье
Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв.
Теория общественного договораимела большое прогрессивноезначение:
= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
= сделан шаг к созданию гражданского общества;
= фактически выдвинут принцип народного суверенитета
власть производна от народа и принадлежит народу;
= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
= в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существеннымнедостаткомданной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
Теория насилия (Шан Ян и др.)
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
≈сбор дани дружинниками;
≈расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
≈огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
≈иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному
В пользутеории насилияговорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.
Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Недостаткомтеории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века.
Достоинствамиорганической теорииявляется следующее:
•восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
•признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
•оригинальность теории.
Недостаткамиорганической теорииявляется следующее:
• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
• сильное влияние дарвинизма;
• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным
Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
≈произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
≈возник прибавочный продукт;
≈в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
≈появились частная собственность и публичная власть.
≈для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.
Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.
Тема: Отличие государства от органов власти при первобытном строе
Тип: Курсовая работа | Размер: 30.59K | Скачано: 83 | Добавлен 14.03.18 в 19:51 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: Международный институт экономики и права
Год и город: Москва 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Управление и органы власти в настоящее время. 5
Глава 2. История органов власти в первобытном обществе. 13
2.1 Власть и религия в первобытном обществе. 13
2.2 Управление и нормы поведения в первобытном обществе. 15
Глава 3. Отличительные черты государства от первобытного строя. 20
Список используемых источников и литературы.. 24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вопрос о происхождении и сущности государства занимает одно из центральных мест в науке о политической организации общества. Правильное понимание того, как, в силу каких причин возникло государство, какова его природа, сущность, назначение, - непременное условие верного решения многих актуальных вопросов текущей политики. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. На пути решения проблемы происхождения государства и государственной власти ключевое значение приобретает сравнительный анализ власти в первобытном обществе и государстве.
Объектом настоящей работы является первобытное общество и государство.
Предметом работы является политическая власть в первобытном обществе и государстве.
Целью настоящей работы является изучение отличия государства от органов власти при первобытном строе.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:
Рассмотреть социальную организацию в первобытном обществе.
Дать характеристику общинной и родоплеменной организации в первобытном обществе.
Рассмотреть понятие и признаки государственной власти и ее отличие от власти в условиях первобытного строя.
Методологию настоящей работы составили общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, классификации, а также сравнительный и исторический методы.
Структура настоящей работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты и нормативные документы
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации опоправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // РГ, 1993. № 237. 25 декабря 1993 года.
Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
- Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
- Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. – Москва: Омега–Л, 2013. – 607 с.
- Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2012. – 369 с.
- Войтович, В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с.
- Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- Голощапов Р.В. Государственное управление: Учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2009.
- Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак.. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 c.
- Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2013. – 636 с.
- Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2015. – 239 с.
- Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. – Москва: Норма: Инфра–М, 2015. – 463 с.
- Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 311 c.
- Сурин, А.В. Основы управления. Государственное и муниципальное управление, антикризисное управление, управление персоналом, менеджмент / А.В. Сурин. - М.: КДУ, 2008. - 368 c.
- Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Иванов и др. – Москва: КноРус, 2013. – 381 с.
- Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2013. – 432 с.
- Теория государства и права: учебное пособие / В. И. Власов, Г. Б. Власова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 331 с.
- Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 370 с.
- Тихомиров, С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 320 c.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
В процессе развития первобытного общества создавались предпосылки для его преобразования. По мере совершенствования орудии труда люди приобретали новые производственные навыки, повышались производительность труда, становились разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Считается, что появление собственности, государства, правовых норм, связано с изменением, произошедшим в развитии экономики при переходе от присваивающей экономике к производящей (присваивающая экономика - собирательство, охота, рыболовство. производящая экономика - скотоводство и земледелие).
Характеристика присваивающей экономики:
- примитивный способ производства и примитивные орудия труда
- зависимость человека от природных условий
- коллективная собственность на средства производства
- уравнительное распределение материальных благ
Важную роль в переходе от первобытного способа производства к новому способу производства сыграло общественное разделение труда. По мнению Энгельса это предшествовало появлению государства.
Крупнейшие общественные разделения труда:
1. отделение скотоводства от земледелия;
2. отделение ремесла от земледелия;
3. обособление группы людей, занимающихся товарообменом, купцов.
Общественное разделение труда и совершенствование орудии труда повлекли рост производительности труда. Человек стал производить большее количество продукта, чем было необходимо, в результате чего появился избыточный продукт. Избыточный продукт накапливался у отдельных семей и им могли быть запасы товаров, обособленные участки земли. Появление избыточного продукта привело к появлению частной собственности.
Общество начало дифференцироваться по имущественному признаку, появились классы богатых и бедных, их интересы стали противоречить друг другу.
Таким образом, в данных экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной, следовательно, общество в силу его раскола на экономически равные группы объективно порождает такую организацию власти, которая с одной стороны должна поддерживать интересы имущих классов, а с другой стороны - сдерживать противоборство между ними и товарозависимой частью общества.
Такой организацией, выделившейся из общества стало государство. В основе появления государства лежат экономико-политические и социальные причины.
Экономико-политические причины:
- крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство и земледелие)
- углублённая специализация труда (скотоводство, земледелие, ремесло, товарообмен)
- появление частной собственности
- необходимость охраны и защиты частной собственности
- необходимость охраны границы территории, где находится производство и проживает население
- обеспечение постоянного управления обществом
Социальная причина - выполнение общих дел (строительство ирригационных сооружений в восточных государствах, строительство дорог, борьба со стихийными бедствиями)
ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.
По критерию власти:
- в первобытном обществе власть основывалась на родоплеменном устройстве общества, интересе всех членов рода, опиралась на силу авторитета её носителя и не имела территориального характера.
- в государстве власть распространяется на население, проживающее на его территории
По критерию организации общественной жизни:
- в первобытном обществе организация общественной жизни обеспечивалась самоуправлением
- в государстве для управления общественными делами создаётся публичная власть, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением
По критерию регуляции жизни:
- в первобытном обществе регуляция жизни обеспечивается социальными нормами
- в государстве регуляция жизни обеспечивается правовыми нормами
По критерию содержания государственного аппарата:
- в государстве на содержание государственного аппарата устанавливается система налогов и сборов
- в первобытном обществе их не было
По критерию государственного суверенитета
- независимость государства при решении внешних и внутренних вопросов государства
Читайте также: