Возникновение и развитие марксистской философии шпора
Известно, что марксизм представляет собой сложное и многогранное учение, которое унаследовало все лучшее, что было достигнуто предшественниками в понимании общественных явлений и их осмыслении. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей, интересы которых выражает и защищает эта теория.
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения порабощенного человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей.
Марксизм включает три основные составные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм.
Философия К.Маркса (1818--1883) и Ф.Энгельса (I820--1895) является наследницей многих высших достижений философской мысли их предшественников, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями XVIII—XIX вв., Г.Гегелем и Л.Фейербахом.
История развития философии показывает, что новые философские идеи и теории возникают не случайно, а на основе тех изменений, которые происходят в жизни общества. С появлением новых социально-экономических преобразований в обществе, с изменением условий классовой борьбы возникает потребность в новых мировоззренческих идеях и философских теориях. Объективные причины лежат и в основе возникновения марксистской философии. Она была создана в результате изучения и преобразования всей предшествующей философской мысли и прежде всего материализма. Марксизму пришлось преодолеть его существенные недостатки. Какие же это недостатки?
Во-первых, домарксистские материалисты во многих вопросах были непоследовательны. Подходя к пониманию природы с материалистических позиций, они оставались идеалистами, как только речь исходила об общественных процессах. Такая ошибка была обусловлена неразвитостью самих общественных отношений, материального производства, разобщенностью отдельных стран и народов.
Во-вторых, материализм прошлого был метафизическим и механистическим. Его представители рассматривали предметы и явления них обособленности друг относительно друга, как неизменные в своей сущности, лишенные внутренних противоречий.
В-третьих, существенным недостатком материализма прошлого была его созерцательность. Жизнь общества не рассматривалась как практическая, преобразующая деятельность людей. Философы не понимали необходимости постоянной связи теории и практики как для развития любой науки, так и для решения самих философских проблем. Они не видели той силы, которая должна изменить и изменяла мир. Отсюда и столь типичное для них преувеличение роли теоретиков, политиков, философов в общественной жизни, недооценка роли широких народных масс.
Не следует, разумеется, думать, будто домарксистские философы лишь пассивно взирали на мир из окон своих кабинетов и совершенно не заботились о его преобразовании. Французские материалисты, например, искренне стремились к искоренению пороков феодального общества: бесправия, нищеты, жестокости, паразитизма и т.д. Их философские труды зачастую конфисковывались и сжигались на кострах, а сами они подвергались преследованиям. Однако эти мыслители полагали, что достаточно разъяснить людям их заблуждения, избавить их от религиозных и других предрассудков, научив читать и писать, и человечество пойдет по другому пути.
Марксизм мог возникнуть только при определенных социально-политических условиях. Он имеет глубокие корни в общественном развитии, ему предшествовали фундаментальные изменения в материальной жизни людей. Чем же подготовлены эти условия возникновения марксизма? Прежде всего, развитием капиталистического строя, обострением внутренне присущих ему противоречий, борьбой пролетариата против буржуазии. Здесь важно иметь в виду такие факторы:
1) превращение буржуазии и пролетариата после победы буржуазных революций в открытых классовых врагов;
2) образование единого мирового рынка в силу развития капитализма. Путешествия, торговля, международные связи свидетельствовали, что в мире страны и народы находятся на различных уровнях развития: одни в условиях первобытного строя, другие уже почти на уровне рабовладения (скрытого или явного), третьи — в условиях феодализма, в отдельных странах победили буржуазные революции. Следовательно, человечество находится в движении, развитии, стремится от низших форм к высшим и делает это через борьбу, революции. Естественно возникал вопрос: "К чему же движется новое, буржуазное общество, ведь ему было далеко до всеобщего равенства и благоденствия?";
3) очевидность решающей роли материального производства в жизни общества в результате промышленной революции, вытеснявшей идеализм из понимания исторического процесса;
4) порочность лозунгов буржуазии, которые она выдвигала в период буржуазных революций. Этими лозунгами были: "Свобода!", "Равенство!", "Братство!". После победы революций лозунги правящим силам пришлось корректировать ("Свобода!" — для кого? от чего? зачем? "Равенство" — кого с кем? Видимо, для тех, у кого одинаковые капиталы).
Рабочее движение 30—40-х гг. XIX в. обусловило решительный поворот в понимании истории, наглядно показало, что классовая борьба между буржуазией и пролетариатом выступила на первый план в истории наиболее развитых стран Европы. Оно разоблачило несостоятельность утверждений идеологов буржуазии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии, всеобщем благополучии в капиталистическом обществе. Громадный рост производительных сил капитализма и накопление общественного богатства не улучшало положения трудящихся, а вело к поляризации общества. В руках буржуазии накапливалось богатство, в среде пролетариата утвердилась нищета. Если идеологи буржуазии XVII—XVIII вв. изображали будущее человечества как царства свободы, разума, равенства и справедливости, то капиталистическая действительность XIX в. разоблачала эти социальные иллюзии.
У общества возникла потребность научно объяснить факты растущей борьбы между пролетариатом и буржуазией, подвергнуть всю историю новому исследованию и дать ясный ответ на вопросы: каковы судьбы человечества и какие силы общества сыграют решающую роль в будущем? какова роль пролетариата, потрясшего капиталистический мир?
Научно обоснованный ответ на эти вопросы и дает марксистское учение об обществе.
В 19 веке в Европе получило развитие творчество классиков немецкого идеализма: Фихте, Шеллинга, Гегеля.
Последний из них основывается на признании разумности мира. Зло и несовершенство мира должны и могут быть преодолены, ибо неразумие преодолевается разумом. Это не только реалистическая, но и оптимистическая философия, однако, к середине века, она была подвержена критике со стороны материализма (Фейербах, Маркс). По Фейербаху универсальным предметом философии должен быть не дух, не природа, а человек – в единстве совей духовной и телесной сущности.
Однако, Фейербах был первым материалистическим критиком немецкого идеализма. По этому пути пошли К. Маркс и Ф. Энгельс – основатели марксизма. Марксизм – идейная философия, которая назрела, как необходимость. Основная цель – изменить мир с помощью марксистского духовного оружия, причем применять его должны не верхи, а низы – пролетариат. Появление марксизма связывают с европейской революцией 1848г.
Диалектика Гегеля была поставлена Марксом и Энгельсом на материалистическую основу. Открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина способствовали формированию марксистского положения о материальном единстве мира, формах движения материи и их взаимосвязях. Было доказано, что с каждым великим открытием в естествознании материализм меняет форму. Маркс и Энгельс, отвергая притязания натурфилософии считать себя наукой наук, разработали материалистическую диалектику. В ней они выделяли субъективную диалектику, свойственную сознанию, мышлению и объективную диалектику, присущую природе. Предметом диалектического материализма является изучение общих законов природы, общества и мышления. Главным законом диалектики Является закон единства и борьбы противоположностей. Наряду с этим существуют Законы превращения количественных изменений В Качественные И Отрицание отрицания.
Центральной философской идеей марксизма является материалистическое понимание истории. Оно не отвергает роли идей в жизни общества и идейных факторов общественного развития (нравственных, научных, религиозных).
Развитие же общества – процесс естественноисторический, то есть строго проходящий по определенным фазам. К. Маркс вывел положения учения о коммунизме, который должен стать началом истории, свободной от антагонизмов между людьми и природой. Богатство такого общество уже определяется не товарами, не рабочим временем, а временем свободным от материального производства. Да и сам человек выходит из сферы производства, оставляя за собой контрольные и регулирующие функции. Все жизненное время становится свободным и используется для всестороннего развития личности, для высших видов творчества. Как видно, материализм Маркса не подчиняет духовные ценности материальным. Духовная жизнь выше материальной, но она требует материальной основы.
Маркс и Энгельс разработали диалектико-материалистическую теорию познания, согласно которой первичным является несотворенное материальное бытие, а мир познаваем. Но сам процесс познания противоречив, в нем взаимодействуют абсолютная и относительная истины. Но абсолютная истина это не полнейшее познание всего сущего, так как мир безграничен и постоянно меняющаяся, а лишь признание объективного характера истины. А познание — это переход от одной относительной истины к другой, более совершенной, но тоже не окончательной. И дело здесь не в безграничном релятивизме, а в противоречивости и единстве абсолютного и относительного начала. Критерием истины являются общественно-историческая практика, или материальная, чувственно-предметная, целеполага-ющая деятельность общественного человека. Особенностью философии марксизма является единство диалектики, диалектического мышления и теории познания.
Марксистская философия обосновала и исторический материализм, материалистическое понимание истории. Основой общественных связей были признаны материальные, производственные отношения. Проходя через сознание людей, они становятся идеологическими. Поскольку труд является основой существования человека, постольку важно не допускать отчуждения человека от труда, орудий труда и средств производства. Но это возможно только при замене частной собственности общественной. Иначе говоря, производительные силы должны соответствовать производственным отношениям. Диалектика взаимоотношения этих двух начал — внутренний источник самодвижения социального организма общества, причина смены общественно-экономических формаций. Они, в свою очередь, знаменуют периодизацию истории и смену эпох Развитие общества — естественно-исторический процесс, в котором взаимодействуют необходимость и случайность, субъективный фактор (личность, партия и т. д.), элементы надстройки (право, религия, философия, мораль).
В современных условиях свободного развития философии обозначилась тенденция некомпетентной критики марксизма, его философии, отрицания его позитивных начал. Между тем, многие положения марксистской философии имеют непреходящее начало и способствуют развитию современной научной мысли.
Георг Вильгельм Гегель (1770-1831) — величайший философ Нового времени. Он был противником кантовского агностицизма и априоризма, взглядов Фихте и Шеллинга. Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. Особенности:
1. Философия имеет тоже значение, что и религия. Их значение заключается в определении и познании абсолюта (или Бог лежит в основе мира).
2. Философия трактуется как самопознание, саморефлексия мира (осуществляется в понятийной форме).
Философская система Гегеля делится на : 1) логику, 2) философию природы, 3)философию духа. Исходным пунктом философии Гегель считал тождество сознания и бытия, их подчиненность одним и тем же законам. В учении о логике Гегель развивает диалектику, но на идеалистической основе. В основе всего существующего заложена абсолютная идея, проходящая несколько ступеней развития от абстрактного к конкретному. Анализируя соотношение бытия и небытия, Гегель формулирует категории диалектики: борьба противоположностей, отрицание отрицания и другие. Он также дает учение о понятии, как начале всякой жизни.
Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Проявление в ней абсолютной идеи происходит в механике, физике, органике. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс.
Актуальное значение приобретает деятельность человека, его целенаправленная практика. В ней проявляется, прежде всего, позиция человека, его конкретная деятельность. В практике сочетается объектив-нос и субъективное начало. В практике человек обнаруживает объективность природы, ее изначальную заданность, предопределенность, которая не всегда поддается изменению. Субъективная же сторона проявляется в способности человека, в уровне его мастерства, знания, опыта, цс-леполагания, т. е. творческой деятельности человека. Решающее значение имеет социально-историческая практика, формами которой могут быть материально-производственная деятельность, научный эксперимент, научно-творческая, техническая деятельность.
Черты личности закладываются еще в утробный период развития человека, отношения матери со своим плодом, так называемая прс-натальная общность. Затем эти черты развиваются и обогащаются в период взросления человека, его учебы, трудовой деятельности, освоения опыта других. Происходит социализация личности. В конечном итоге в личности просматриваются физические, социальные и духовные начала.
Достоинство личности напрямую зависит от соотношения се притязаний и успеха и выражается в формуле:
Социальные тины личности весьма различны. Это, во-первых, деятели, стремящиеся изменить мир; во-вторых, мыслители, созерцающие и размышляющие; в-третьих, люди чувств и эмоций, воспринимающие мир через сердце; и, в-четвертых, это гуманисты и подвижники, готовые служить другим людям, делать им добро. На поведение личности влияет множество внешних и’ внутренних факторов, и, конечно, время, уровень развития общества, его культура. Обращаясь к свободе выбора, подчеркнем, что этому слову давались самые различные трактовки, которые всегда увязывались с правами человека, понятиями справедливости, равенства, взаимоотношениями с окружающей действительностью.
Свобода воли в идеале связана с беспрепятственным внутренним самоопределением человека. Воля — это сознательное и свободное стремление человека к реализации своих целевых ценностных ориентации. Они, в свою очередь, могут быть очень разнообразными и во многом тоже объективно предопределены. Волевые качества человека закладываются отчасти генетически, отчасти зависят от окружающей среды и характера человека
Воля, когда она приоритетна, преобладает над другими проявлениями духовной жизни человека и игнорирует объективные условия, превращается в волюнтаризм.
В том случае, когда отсутствует альтернативность выбора и признается только роковая предопределенность, приходится иметь дело с фатализмом.
Духовные ценности исследует аксиология (теория ценностей), учитывающая моральные, эстетические, общечеловеческие, утилитарные и иные факторы. Причем спектр ценностных ориентации проявляется в материальной, социальной и духовной сфере жизнедеятельности человека. Сама свобода личности может обнаруживаться через конфликт личности с обществом, через бегство от общества, уход в самого себя или через адаптацию человека к миру, окружающей действительности. Наиболее оптимальным считается тот случай, когда интересы личности и общества совпадают.
Критически переработав философскую теорию Гегеля, классическую политэкономию А. Смита и Д. Рикардо и утопический социализм Р. Оуэна, А.К. Сен-Симона и Ш. Фурье, опираясь на материализм Л. Фейербаха, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм. Провозглашая тезис о примате материального над идеальным, К. Маркс конкретизирует его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей предстает, прежде всего, как проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к выводам о смене общественно-экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат. В результате должно быть построено социалистическое, а затем коммунистическое общество.
Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. При капитализме человек думает о том, как создать новую потребность для других и в том найти удовлетворение своей эгоистической потребности. Потребность в деньгах становится единственной действительной потребностью человека.
Только при социализме, по Марксу, человек сможет создать в обществе такие организации и такой способ производства, в котором человек сможет преодолеть отчуждение от своего продукта, труда, окружающих людей и от природы. Неотчужденный человек как цель социализма – это человек, который не господствует над природой, а выступает с ней в единстве.
К. Маркс разработал новое философское мировоззрение, основываясь на практическом характере жизни людей. Практика носит общественный характер, она возникает в процессе взаимодействия людей. Практика исторична, поскольку состоит в непрерывном преобразовании человеком мира и самого себя. Практика есть деятельность предметная. Все формы общественного сознания вплетены в практическую жизнь людей. Так материализм был распространен Марксом на область общественных явлений.
Немецкий философ ХХ века Эрих Фромм, оценивая философию марксизма, утверждал, что эта философия направлена на освобождение человека и человечества от старых символов и идолов, которые оно само же себе и создало, поэтому философия К. Маркса - это радикальный гуманизм.
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу в конце XIX столетия пришла немногочисленная группа теоретиков, которые не играли ведущих ролей в руководстве национальных партий своих стран, но были тесно связаны с их политической и идеологической жизнью. Среди них следует выделить: А. Лабриолу(1843-1904), Ф. Меринга(1846-1919), К. Каутского(1854-1938) и Г.В. Плеханова(1856-1918). Они стремились систематизировать диалектический и исторический материализм как всеобъемлющее учение о человеке и природе. Взгляды идейных наследников К. Маркса и Ф. Энгельса сформировались в период относительного затишья, когда в развитых промышленных странах шел экономический подъем. Открывалась напряженная эра стремительных научно-технических открытий.
Следующее поколение марксистов достигло зрелости в более бурной обстановке, когда европейский капитализм начал соскальзывать в пропасть первой мировой войны. Теоретиков этого набора было уже гораздо больше. Все без исключения ведущие представители этого нового поколения были выходцами из регионов, лежащих к востоку от Берлина: В.И. Ленин(Россия), Р. Люксембург(Германия), Л. Троцкий(Россия), Р. Гильфердинг(Вена), О. Бауэр(Вена), Н. Бухарин(Россия), Е. Преображенский(Россия) и др. Этому поколению теоретиков предстояло сыграть ведущую роль в руководстве соответствующими национальными рабочими партиями.
Их внимание было обращено на два новых направления:
1. Изменения капиталистического способа производства, порождающие монополизацию и империализм и требовавшие нового экономического анализа.
2. Построение системы марксистской политической теории классовой борьбы.
Первая мировая война вызвала раскол среди теоретиков марксизма по вопросу отношения к ней. Единство и реализм II Интернационала, взлелеянного Ф. Энгельсом, были уничтожены в течение одной недели. По Европе прокатилась волна революционного движения. И его апогеем стала Октябрьской революции в России. В 1919 г. был основан III Интернационал.
В России после смерти Ленина ряды партии были постепенно очищены от последних соратников Ленина. Сталинизм непроницаемым колпаком накрыл советскую культуру.
В 1929 г. произошел крупнейший кризис капитализма, вызвавший массовую безработицу и усиление классовой борьбы. В Европе началось свертывание парламентской демократии с тем, чтобы ликвидировать самостоятельные организации рабочего класса. В ряде стран установились фашистские диктатуры, которые предназначались для подавления малейших проявлений сопротивления и независимости на фоне усиления межимпериалистических противоречий. В этих политических условиях завершается классическая традиция в развитии марксизма.
Становление западного марксизма произошло в период до и после Второй мировой войны. Марксизм на Западе превратился в теорию, в своих важнейших аспектах совершенно отличную от предшествующего этапа. Произошла смена приоритетов, которая была обусловлена как сменой поколений, так и местом проживания и национальной принадлежностью представителей нового поколения: Д. Лукача, А. Грамши, А. Лефевра, Л. Альтюссера, Л. Колетти, К. Корша, Г. Дела Вольпеи др.
В 60-е годы ХХ в. во Франции в коммунистическом движении особой популярностью пользовались труды Луи Альтюссера. В Италии после освобождения от фашистской диктатуры стали быстро распространяться идеи марксизма, чему способствовала деятельность Гальвано Дела Вольпе.
Неспособность социалистической революции выйти за пределы России, её разложение внутри самой России, стали общим фоном становления всей теоретической традиции западного марксизма этого периода, особенно глубоким стал разрыв между теорией и практикой.
Противоречия внутри компартий усугублялись также тем длительным экономическим бумом, который существовал в странах Западной Европы в 50 – 60-е годы ХХ в. Всеобщий и значительный рост экономики, отмеченный в этот период, фактически ознаменовал новый этап в развитии способа производства, опровергая классические прогнозы о надвигающемся кризисе и ставя совершенно новые проблемы, требовавшие научного анализа.
Для развития западного марксизма характерно смещение интереса с экономики и политики в область философии и методологии науки. Влияние социологии М. Вебера, философии Б. Кроче и В. Дильтея привело в итоге в целом к враждебному отношению западной неомарксистской философии по отношению к естественным наукам, чего ранее в марксизме не наблюдалось. Под сомнение были поставлены поздние работы Ф. Энгельса, поскольку развитие естествознания опровергало некоторые выводы, которые в них были сделаны. Первую новую интерпретацию марксизма, сыгравшую существенную роль, представил Д. Лукач.
В марксистской философии Западной Европы стали преобладать работы по эпистемологии, эстетике и культурной надстройке в широком смысле слова. Темам исторического материализма, связанным с революционной борьбой пролетариата, сопутствовал последовательный пессимизм. Западный марксизм неизбежно становился все менее марксистским в той мере, в какой он был западным.
Саморазвитие в любом формате!
Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных отцов пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895). Теория марксизма включает в себя политэкономию, а также социально – политическую проблематику (научный коммунизм).
Появление марксизма было обосновано критикой идеалистической философии Гегеля, метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классика Канта, Фихте, Шеллинга. Маркс и Энгельс были изначально младогегелианцами, поэтому философия марксизма появилась, как левая форма ответвления гегелианского течения.
Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи превозносить действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то не может быть прямым отхождением материи, потому что направлено на ее изменение.
Понятие диалектического материализма, которое выступает в марксизме ключевым, отображает природу, как целое, где обьекты и явления взаимообусловлены между собой. Мир вокруг нас быстротечный и изменяемый – все течет и движется, что-то появляется и что-то исчезает, но эти события связаны между собой. Борьба и единство противоположностей – это закон, который отображает источник развития. Все явления и обьекты природы имеют противоположные основы в своей сути и только благодаря их вечной борьбе происходит такое таинство жизни, как развитие, движение вперед. Закон, который отображает механизм развития в полной мере – это переход количественных изменений в качественные. Постепенные количественные изменения, которые накапливаются в природе, переходят в резкий качественный скачек. Третьим законом диалектического материализма является отрицание отрицания. Каждый новый этап в своей сути отрицает пройденный ранее этап. Таким образом перед нами предстает направление развития. Впервые была предложена система восходящей, спиралевидной модели развития. Каждый предыдущий этап помнит и имеет в своем запасе качества предыдущего, но переходя на новый виток, дает нечто новое, не похожее, отрицающее уже полученное ранее.
Исторический материализм – толкование истории на марксистских начала – в полной мере отображает суть этих трех законов. Во-первых, история имеет цикличный процесс, а также человек выступает как субьект общественной деятельности. Труд формирует человека. Он помогает переходить ему на новую ступень развития, новый качественный этап, но в то же время и отдает самого человека от сути. Мы обосабливаем свое отношение к другим людям, к социальным группам, и таким образом осознаем себя, как личность, как человека трудового. Отчуждение трудового человека происходит в результате того, что он (человек) не властвует над теми товарами, которые являются результатом его трудового действия. Буржуа полностью поработили рабочий класс, поэтому, находясь в отчуждении, человек чувствует себя изгоем. Чтобы разрушить это отчуждение, человеку нужно работать ради результатов своего труда и получать от этого удовольствие. Таким образом, провозгласив первенство пролетарского (рабочего) класса, Маркс и Энгельс доносят идеи коммунистического общества, где пропадет надобность потреблять товары, а их появление и распространение будет естественным товарообменным путем, поэтому труд не будет довлеть над человеком, а будет его качественной характеристикой, формирующим фактором.
Скачать данный материал:
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
Классическая немецкая философия.
Проблема человека в философии просвещения.
Просвещение - общественное движение, представители которого стремились установить недостатки современного общества, изменить его нравы, политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения - идеалистические представления об определённости знания, объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общества - это те вопросы, которые в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка, которая является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо. Вольтер: выступал сторонником механики и физики Ньютона, признавал существование Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо - признавал бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма (направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым, поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).
Известно, что марксизм представляет собой сложное и многогранное учение, которое унаследовало все лучшее, что было достигнуто предшественниками в понимании общественных явлений и их осмыслении. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей, интересы которых выражает и защищает эта теория.
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения порабощенного человечества. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей.
Марксизм включает три основные составные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм.
Философия К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (I820-1895) является наследницей многих высших достижений философской мысли их предшественников, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями XVIII—XIX вв., Г. Гегелем и Л. Фейербахом.
История развития философии показывает, что новые философские идеи и теории возникают не случайно, а на основе тех изменений, которые происходят в жизни общества. С появлением новых социально-экономических преобразований в обществе, с изменением условий классовой борьбы возникает потребность в новых мировоззренческих идеях и философских теориях. Объективные причины лежат и в основе возникновения марксистской философии. Она была создана в результате изучения и преобразования всей предшествующей философской мысли и прежде всего материализма. Марксизму пришлось преодолеть его существенные недостатки. Какие же это недостатки?
Во-первых, домарксистские материалисты во многих вопросах были непоследовательны. Подходя к пониманию природы с материалистических позиций, они оставались идеалистами, как только речь исходила об общественных процессах. Такая ошибка была обусловлена неразвитостью самих общественных отношений, материального производства, разобщенностью отдельных стран и народов.
Во-вторых, материализм прошлого был метафизическим и механистическим. Его представители рассматривали предметы и явления них обособленности друг относительно друга, как неизменные в своей сущности, лишенные внутренних противоречий.
В-третьих, существенным недостатком материализма прошлого была его созерцательность. Жизнь общества не рассматривалась как практическая, преобразующая деятельность людей. Философы не понимали необходимости постоянной связи теории и практики как для развития любой науки, так и для решения самих философских проблем.
Сторонники диалектико-материалистической философии всегда цели, ведут и сегодня непримиримую борьбу с идеалистической философией, метафизикой и в науке и в жизни. Это важный стимул развитии философии в целом.
Основные, исходные принципы своей философии К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали в 40-е гг. XIX в. На протяжении полувека в борьбе с идеализмом и метафизикой они затем развивали основные направления созданной ими философии в "Капитале", "Нищете философии", "Святом семействе" и др. В 70—80-е гт, Ф. Энгельсом были написаны труды, в которых обобщены достижения в естествознании и обществоведении XIX в. ("Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии").
К. Маркс и Ф. Энгельс всесторонне разработали проблемы диалектического материализма и социальной философии, истории философии, философии естествознания, этики, эстетики, научного атеизма.
Отдельные положения и принципы марксистской философии были (Шииты такими марксистами, как Ф. Меринг, П. Лафарг, А. Лабриола, Г.П. Плеханов и др. Г.В. Плеханов большой вклад внес в развитие исторического материализма, вел борьбу против ревизионизма и оппортунизма, за чистоту марксистской теории. Он один из основателей российской социал-демократии.
Творческое развитие марксистской философии в XX в. прежде всего, связано с именем В.И. Ленина (1870—1924). Позитивное решение новых проблем, поставленных научно-техническим прогрессом и революционным движением нашей эпохи, в ленинских трудах неотделимо от борьбы с идейными противниками марксизма. Главное в ленинском подходе к общественным явлениям и процессам — органическое единство научной объективности и их оценки с позиций рабочего класса.
В.И. Ленин постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения К. Маркса, философии марксизма. "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, — писал он, — что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.4. С. 184). "Марксизм не догма, а руководство к действию" — считал он.
Важнейшие философские труды В.И Ленина: "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "О значении воинствующего материализма", "Государство и революция" и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также: