Все о морали шпора
Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Главное в морали — это представления о добре и зле.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: Единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.
ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:
Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
Во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
В-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
В-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
В-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ данных явлений заключаются в следующем.
1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством. Нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.
3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения.
4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т. д.
6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон.
7. Право и мораль различаются По сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т. д.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ. Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины.
Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль.
ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.
Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т. д.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Определение и характерные черты
Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.
Нормы морали имеют свои отличительные признаки:
- Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
- Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
- Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.
Концепции появления морали
Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:
Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:
- вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
- естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
- позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.
Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.
Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.
Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.
Нормы и принципы морали
Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):
- Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
- Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
- Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
- Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
- Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
- Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
- Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.
Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:
Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.
Назначение морали
Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:
Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.
Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.
Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.
Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.
Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.
Значение морали в человеческом обществе
Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.
Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.
В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:
- нравственная деятельность;
- моральное сознание;
- нравственные отношения.
Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.
Специфика морали как социального явления.
Мораль- система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Другое определение:
мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла.
Проблема специфики морали связана с ее специфическими особенностями:
всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность. ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ХАРАКТЕР МОРАЛИ означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. ВНЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. ИМПЕРАТИВНОСТЬ — состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового.
Среди множества выполняемых моралью ФУНКЦИЙ основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.
ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОРАЛИ, конечно, РЕГУЛЯТИВНАЯ. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция морали в известной степени производна от оценочной. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.
Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ МОРАЛИ.
Биоэтика – современная форма морали медика. Фармацевтическая биоэтика.
Вторая половина XX века характеризовалась высокими темпами научно-технического прогресса, С этим периодом связан новый этап развития профессиональной этики в медицине и фармации – этап биоэтики.
Биоэтика – это опыт философского, этического осмысления т.н. проблемных ситуаций, в основном возникших в клинической практике за последние 30 лет. Речь идет о комплексе проблем, связанных:
В настоящее время происходит беспрецедентное наводнение лекарственного рынка новыми ЛС. Часть ЛС имеет сомнительное происхождение, а их метаболизм сопровождается образованием реакционно-активных соединений с непредсказуемыми последствиями, создающими реальную угрозу жизни и здоровью современного и будущих поколений человечества.
К тяжелым последствиям может привести употребление некачественных ЛС, удельный вес которых имеет тенденцию к росту, а контрольно-разрешительная система не может в полной мере гарантировать защиту потребителя от негативных последствий использования небезопасных и некачественных ЛС.
В этой ситуации начинает сформировываться новое направление в биоэтике – фармацевтическая этика.
Фармацевтическая биоэтика ( ФБ) изучает моральные, правовые, социальные, экологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, регистрации, производстве, доведении до потребителя и использовании лекарственных препаратов, других фармацевтических и парафармацевтических товаров, а также при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг с целью сохранения здоровья людей, их физической и психической неприкосновенности, защиты человеческого достоинства и повышения качества жизни.
Этические правила должны соблюдать и при создании фармакологических средств и при клинических испытаниях, работниками контрольно-разрешительных и надзорных систем, при производстве фармацевтических и парафармацевтических товаров, контроля качества и доведении этих товаров до потребителей.
В настоящее время международное сообщество выработало эффективную систему общественного и государственного контроля над соблюдением прав и интересов субъектов исследований и этичностью клинических исследований (КИ).
Основным звеном этой системы является деятельность Комитетов по этике (ЭК). При каждом ЛПУ необходимо создать такой ЭК. Он должен рассматривать любые КИ, которые проводятся в данном учреждении и объектом которых является человек, независимо от того, испытывается ли новое ЛС или новый метод лечения, новая комбинация уже зарегистрированных ЛС.
В состав ЭК должно входить необходимое число лиц, обладающих необходимым суммарным опытом и квалификацией для экспертной оценки научных, медицинских и этических аспектов планируемого исследования.
Для обеспечения полноценной работы ЭК должен разработать, документально оформить и соблюдать стандартные процедуры.
В 1997 году при Российской медицинской ассоциации создан Национальный этический комитет (НЭК), который уже имеет достаточный опыт по одобрению протоколов международных мультицентровых клинических испытаний (ММКИ). НЭК проводит методическую работу по вопросам организации и функционирования ЭК.
Правило информированного согласия, правдивости и конфиденциальности и их проявление в деятельности фармацевта.
Основные этические принципы, которые можно использовать для осмысления и разрешения острейших моральных проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом в области здравоохранения: принцип "не навреди", принцип "делай благо", принцип уважения автономии пациента, принцип справедливости.
Теперь мы дополним эти основополагающие принципы этическими нормами, которые играют особо важную роль в регуляции взаимоотношений медика и пациента и которые мы будем именовать правилами. Правила носят более частный характер, чем принципы. Это - правила правдивости, конфиденциальности и информированного согласия.
Быть правдивым прежде всего означает сообщать собеседнику то, что, с точки зрения самого сообщающего, соответствует действительности. Подчеркнем, что речь в данном случае идет не о том, каково реальное положение дел, а именно о том, как его воспринимает информирующий. Правдивость является необходимым условием нормального общения и социального
взаимодействия. Ложь разрушает согласованность, скоординированность взаимодействий
между людьми. Представьте себе ситуацию, когда, придя в аптеку, вы усомнитесь в том, что
аптекарь считает себя обязанным называть вещи (медикаменты) своими именами.
Естественно, вы не сможете считать, что у вас существуют нормальные социальные
отношения с людьми, ответственными за то, чтобы этикетка "аспирин" не попала на баночку с
мышьяком. Вряд ли найдется специалист в области этики или врач, который стал бы отрицать
важность правила правдивости. Однако существуют большие разногласия относительно того,
насколько неукоснительно должно следовать этому принципу. Кант был неумолим - всегда и
везде! В медицине преобладает иная точка зрения, согласно которой нецелесообразно
говорить правду, если она может повредить самочувствию пациента, вызвать у него
негативные эмоции, депрессию и т.п. Взаимодействие не может быть равноправным, если одна из сторон умышленно скрывает (возможно, и из благих побуждений) жизненно важную для другой стороны информацию, превращая тем самым партнера из субъекта социального отношения в предмет манипуляции. Поэтому новый закон об охране здоровья граждан, принятый в 1993 году, гарантирует право пациента на правдивую информацию о диагнозе, прогнозе и методах лечения.
Если правило правдивости обеспечивает открытость партнеров по социальному
взаимодействию - врача и пациента, то правило конфиденциальности призвано предохранить
эту ячейку общества от несанкционированного непосредственными участниками вторжения
извне. Та информация о пациенте, которую он передает врачу или сам врач получает в
результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого
пациента. В форме понятия "врачебная тайна " правило конфиденциальности зафиксировано во
многих этических кодексах, начиная уже с клятвы Гиппократа. В "Основах законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан" конфиденциальности посвящена статья
61 "Врачебная тайна". Использование термина "врачебная" оправдано традицией, но неточно
по существу дела, так как речь идет об обязательствах не только врачей, но и любых других
медицинских и фармацевтических работников, а также и должностных лиц, которым
медицинская информация передана в соответствии с законом.
Предметом конфиденциальности являются диагноз заболевания, данные о состоянии
здоровья, прогноз и все те сведения, которые врач получает в результате обследования или
при выслушивании жалоб пациента. Конфиденциальной должна быть и немедицинская
информация о пациенте или его близких, ставшая известной врачу в процессе выполнения им
служебных обязанностей. Законодательством строго определен достаточно узкий круг
ситуаций, при которых медицинский работник вправе передать известную ему информацию
третьим лицам. Речь идет прежде всего о тех случаях, когда пациент не способен
самостоятельно выразить свою волю из-за нарушения сознания или по причине
несовершеннолетия.
Конфиденциальность в отношениях между профессионалом и клиентом (врачом
и пациентом) желательна, поскольку она является подтверждением и защитой
другой, более фундаментальной ценности - неприкосновенность частной жизни.
Правило конфиденциальности является условием защиты социального статуса
пациента. Мы живем в несовершенном мире, в котором достаточно часто
для человека, что будет значительно ограничивать возможности его социального самоутверждения.
Правило конфиденциальности вместе с тем защищает и экономические интересы пациентов. Информация о том, что человек болен раком, даже в той его форме, при которой возможно практическое выздоровление, может резко ограничить возможности продвижения по службе или занятия выборных должностей.
Конфиденциальность отношений между профессионалами и клиентами
необходима для обеспечения откровенности их общения. Пациент, обнажаясь и
телесно и душевно перед врачом, должен быть убежден, что это не приведет к нежелательным последствиям.
Оттого, насколько эффективно врачи способны обеспечивать
конфиденциальность информации о своих пациентах, непосредственно зависит их престиж, имидж в глазах общества и их популярность.
Эффективно защищая конфиденциальность, медицинские работники обеспечивают доверие в отношениях с пациентами.
Значение соблюдения правила конфиденциальности для реализации права пациента на автономию – эффективный контроль за тем, что и как происходит в его жизни.
Правило информированного согласия
Правило информированного согласия призвано обеспечить уважительное отношение к
пациентам или испытуемым в биомедицинских экспериментах как к личностям, а также, разумеется, минимизировать угрозу их здоровью, социально-психологическому благополучию и моральным ценностям вследствие недобросовестных или безответственных действий специалистов. Применение правила информированного согласия обеспечивает активное участие пациента в выборе методов лечения, оптимальных не только с медицинской точки зрения, но и с точки зрения жизненных ценностей самого человека. Согласно этому правилу, любое медицинское вмешательство (в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого в биомедицинское исследование) должно как обязательное условие включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных неприятных ощущениях (тошнота, рвота, боль, зуд и т.д.), риске для жизни, физического и/или социопсихологического благополучия. Необходимо также информировать пациента о наличии альтернативных методов лечения и их сравнительной эффективности. Существенным элементом информирования должна быть информация о правах пациентов и испытуемых в данном лечебно-профилактическом или
научно-исследовательском учреждении и способах их защиты в тех случая, когда они так или
Каковы цели применения в медицинской практике и биомедицинских исследованиях правила информированного согласия? Согласно Бичампу и Чилдресу, их три:
1. Обеспечить уважительное отношение к пациенту или испытуемому в
биомедицинском исследовании как к автономной личности, которая вправе
осуществлять свободный выбор и контролировать все процедуры или действия,
осуществляемые в процессе лечения или научного исследования с его телом.
2. Минимизировать возможность морального или материального ущерба, который
может быть причинен пациенту вследствие недобросовестного лечения или
3. Создать условия, способствующие повышению чувства ответственности
медицинских работников и исследователей за моральное и физическое
благополучие пациентов и испытуемых.
4.Этический кодекс фармацевтического работника России является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения и конкретно каждого гражданина всеми товарами аптечного ассортимента, в первую очередь лекарственными средствами, а также оказание научно-консультативных услуг по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами. Этический кодекс имеет цепью обеспечить переход России к правовому государству и рынку потребителя в сфере фармацевтической помощи. Он определяет отношения между фармацевтическими работниками и обществом, пациентом, медицинским работником и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинства и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий. Основой Этического кодекса являются Закон Российской Федерации о здравоохранении, Закон о защите прав потребителей и пациентов, Закон о рекламе. Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, а также документы Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения и другие документы, относящиеся к этическим аспектам фармацевтического бизнеса.
5.Биоэтика о защите прав потребителей фарм. помощи
ГОс защита, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, а также органы местного управления, общественные организации потребителей.
Каковы характерные признаки морали? Понятие морали – это целая система норм и правил, которыми регулируется поведение человека, происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.
Как формируется мораль?
По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все сферы общественной жизни. Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.
Признаки морали
Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:
- Всеобщность – требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
- Добровольный характер – поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
- Всеохватывающий характер – мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.
Функции морали
Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.
Еще одна важная функция морали – воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.
Какая наука изучает мораль?
Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии – этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.
Основными проблемами этики являются следующие:
- определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
- относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
- поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.
В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как профессиональная этика, что включает в себя ответственность за определенную деятельность.
Как формировалась мораль в историческом контексте?
На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению нравственных поступков и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:
- Табу – жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
- Обычаи – повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
- Моральные правила – идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.
В заключение
Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.
Читайте также: