Я концепция личности шпора
§ 7.2. Я-КОНЦЕПЦИЯ
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане с другими, как лучшего или худшего. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит важное место.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя – завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является мнение о завышенной самооценке подростков-делинквентов, да и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.
1. Снижение самоуважения и часто как следствие – социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
На рассматриваемую проблему и создавшееся противоречие можно взглянуть и с иных концептуальных позиций. Можно полагать, что главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потребности даже рассматривается автором концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье в качестве мощного фактора, дистресса. В связи с этим он подчеркивал, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров делает труд изнурительным и вредным. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши в не меньшей степени, чем для взрослых, но даже в большей, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого переживания его.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей – потребность в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка является адекватной самооценке или даже превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе. Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценностей является характерной чертой групп подростков-делинквентов.
Однако описанный путь снятия противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. И это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей.
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
второе высшее образование "психология" в формате MBA предмет: Общая психология Конспект лекций (2011) Читает: Пальм Галина Аркадьевна Лекция №5 (9-10) |
Тема 5. Психология личности
5.1. Определение личности в психологии.
5.2. Структура личности
5.3. Направленность и самосознание
5.1. Определение личности в психологии
Три периода в истории исследования личности
философско– литературный (от работ древних мыслителей до начала ХІХ века);
клинический – в начале ХІХ в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи–психиатры. Вплоть до начала ХХв. эти два направления – единственные попытки проникновения в сущность человека;
экспериментальный период – в начале ХХ в. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кэттелом
Еще в 1937г. Г.Оллпорт насчитал 49 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Сегодня, естественно, таких определений намного больше.
Человек одновременно представляет собой и биологическое существо, и социальное, он является и субъектом природы, и субъектом общественных отношений. Исходя из этого, для понимания специфики личности необходимо разграничение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность". Наиболее четко такое разделение осуществил в своих работах Леонтьев.
Индивид - это понятие, которое характеризует человека как биологическое существо, индивид - это представитель вида, который отличается от других его представителей. Индивидами мы рождаемся, личностями мы становимся, индивидуальность отстаивают.
Индивидуально-биологическое существо - это нормально развитый взрослый человек, больной человек, Homo Sapiens, представитель человеческого вида.
Субъект деятельности - активный в обществе человек.
Личность - это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, личность - понятие социальное, она производится той совокупностью общественных отношений, в которые человек входит по мере своего развития. Личность - совокупность изменяющихся, индивидуальных свойств, качеств и характеристик, приобретаемых человеком в ходе развития в связи с включенностью его в деятельность и общение. Личность - это индивидуальность.
Индивидуальность - совокупность свойств и особенностей, характерных для данного человека, которые отличают ее от других индивидов и личностей. Это понятие биосоциальное, поскольку мы отличаемся друг от друга разнообразными проявлениями, одними из которых являются характеристики индивида (цвет глаз, телосложение и т.д.), другие же характеризуют личность (система ценностей, структура самосознания, представление о смысле жизни). Это степень выделенности человека от общества, уникальность, все, что отличает одного от другого.
Сегодня понятие индивидуальность имеет немного иное значение. Если термин личность характеризует, прежде всего, деятельное изображение человека в глазах других, то понятие индивидуальность отражает внутреннюю самостоятельную сущность человека. Индивидуальность - это самоопределение и обособленность личности, ее выделение среди других. Такое оформление собственной уникальности и неповторимости допускает осознание, отрефлексированность человека собственной жизни, внутренний диалог с самим собой.
Итак, личностями мы становимся. Таким образом, личность - это человек, который достиг определенного уровня психического развития, прошел определенный путь, приобретая на этом пути разные особенности и качества. Какие факты собственной жизни, какие свои характеристики мы могли бы привести как аргументы, если бы нам вдруг пришлось доказывать кому-то, что мы - личность? Наверняка, мы говорили бы о том, что у нас есть свои взгляды и убеждения, свое отношение к миру, своя система оценок и моральных требований, что мы умеем владеть собой, делать выбор между разными вариантами собственного поведения.
Все это, безусловно, правильно. Поэтому можно согласиться с определением, которое принадлежит современному русскому психологу Б.С. Братусю:
"Стать личностью - это,
во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего, межличностную моральную позицию,
во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность,
в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами всей своей жизни".
"Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других" (И.Сарнофф)
"Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению" (Д.Бирн)
"Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения" (Краткий психологический словарь, 1985)
"Личность – субъект и объект общественных отношений" (А.Г.Ковалев)
"Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем" (К.К.Платонов)
В зарубежной психологии понятие "личность" сводится к понятию "индивидуальность",
в отечественной психологии личность понимается прежде всего как некоторая характеристика человека, которая не является врожденной, а приобретается в ходе развития, в связи с включенностью в деятельность и общение.
Для зарубежных определений личности характерно перечисление различных особенностей личности (свойств, потребностей, самосознания и т.п.) как рядоположенных, в отечественной же психологии они рассматриваются как определенная иерархия, задаваемая местом человека в системе общественных отношений.
Человек становится личностью, когда он начинает заявлять о себе, когда появляется "Я", когда появляется самомотивация, самосознание, самоорганизационные моменты, самовоспитание, когда человек начинает осознавать себя в обществе.
5.2. Структура личности
Структура личности - это индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других.
Описание структуры личности, т.е.основных ее составляющих и характера взаимодействия между ними является ядром всех теорий личности. Даже там, где автор специально не ставит перед собой такого задания, имплицитно присутствует его представление об этом "ядре".
Классическим вариантом решения вопроса о структуре личности является структура, описанная З.Фрейдом. По его мнению, личность состоит из трех основных частей: Ид, Эго и Супер-Эго.
Ид - это первичная, центральная, основная структура личности. Она содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, все инстинкты, а также весь психический материал, непринятый сознанием (вытесненный из сознания).
Поскольку инстинкты и вытесненный материал имеют значительную энергию, Ид представляет собой резервуар такой энергии для всей личности. К Ид нельзя применить законы логики, оно подчиняется не принципу реальности, а принципу удовольствия, основной цикл поведения: напряжение - снятие напряжения (удовольствие).
Эго - это часть психического аппарата и структура личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается с Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Эго обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности, его главное задание - самосохранение. Если Ид реагирует на потребности, то Эго - на возможности их удовлетворения, поскольку подчиняется принципу реальности.
Супер-Эго - структура, которая развивается с Эго. Супер-Эго служит как судья или цензор деятельности Эго. Это хранилище моральных принципов, норм, распоряжений. Супер-Эго ребенка развивается по модели Супер-Эго его родителей, наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций и ценностей, которые переживают время, которые передаются таким способом от поколения к поколению.
Между тремя подсистемами личности существует тесное и постоянное взаимодействие, конечное цель которого - поддерживать или возобновлять в случае нарушения принятый уровень динамического равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Энергия, которая используется для действия этой системы, возникает в Ид. Эго, которое появляется из Ид, выступает посредником между сигналами Ид, Супер-Эго и требованиями внешней реальности. Супер-Эго, которое появляется из Эго, действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Эго. Супер-Эго устанавливает грани подвижности Эго. Ид- полностью бессознательное, Эго и Супер-Эго - частично.
Наиболее полно охватить понятие "структура личности", можно, используя подход, предложенный С.Л.Рубинштейном: "Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть , что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека. Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности."
К трем основным вопросам, названным Рубинштейном можно добавить еще два. Во-первых, это вопрос: что человек думает о самом себе , как к себе относиться? Поведение человека во многом определяется его представлением о себе, именно от общей Я-концепции (представления о себе) и отношения человека к себе будет зависеть и то, к чему человек стремится, и то, что закрепилось как стержневые особенности поведения. Во-вторых, для психологического описания личности необходимо ответить на вопрос: какими средствами она владеет для осуществления намерений и возможностей? Это вопрос о ступени развития разных психических процессов (ощущение, восприятие, памяти, мышления, речи, воображения). Как известно, общая логика развития идет от непроизвольных к произвольным, он непосредственных к посредственным процессам. Много характеристик психических процессов издавна включаются в перечень личностных черт (сообразительность, наблюдательность, разговорчивость, богатство - бедность воображения и т.д.).
Итак, структура личности - это совокупность отдельных компонентов (подструктур), каждый из которых определяет специфический уровень поведения человека, имеет свои особенности и функции, может быть понят и адекватно описан только в рамках общей целостности человека. Содержание подструктур и их количество зависят от общей теоретической позиции автора концепции, от его взгляда на природу человека.
5.3. Направленность и самосознание
Важнейшими подструктурами личности являются направленность и самосознание.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно не зависящих от имеющейся ситуации. Она характеризуется интересами, наклонностями, убеждениями, в которых отображается мировоззрение человека.
Мотивы - побудительная причина действий и поступков человека, они могут быть осознаваемыми или нет. К осознаваемым мотивам принадлежат идеалы, убеждения, интересы, стремления человека, неосознаваемые мотивы - это установки и влечения.
Направленность характеризуют два взаимозависимых момента:
а)предметное содержание, поскольку это всегда направленность на что-то
б)напряжение, которое при этом возникает
С точки зрения содержания направленность может быть:
-коллективистская (альтруистическая)
-индивидуалистическая (эгоистическая)
Карен Хорни выделяла 3 типа людей:
1) Ориентированы от людей (пытаются уйти в себя от общения)
2) Направленность к людям (на установление контакта)
3) Направленность против людей (асоциальное, разрушительное поведение)
Кроме содержания, т.е.того, какие именно убеждения, взгляды, интересы образуют направленность, она имеет определенную широту, интенсивность, стойкость, действенность.
Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях в поведении личности, потому что мотивы, которые определяют человеческую деятельность сами, в свою очередь, определяются ее целями и заданиями.
Самосознание – упорядоченная совокупность представлений и знаний, оценок и установок человека, относящихся к собственной личности.
Самосознание часто отождествляют с Я-концепцией.
Я-концепция - совокупность всех представлений индивида о себе и их оценка. Описательная составляющая часть Я-концепции - образ Я, отношение к себе - самооценка или принятие себя. Это позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, поскольку на основании Я-образа и самооценки развиваются конкретные поведенческие реакции.
Главная функция самосознания - сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков, и дать возможность понять, каким он является на самом деле, оценить себя. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности.
Обогащая с возрастом оценку других, человек постепенно обогащает и собственное самосознание. Огромную роль в этом процессе играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: физических, психических, моральных и самооценка , которая формируется на этом основании.
Самооценка - суждение человека о мере наличия у него тех или иных качеств, особенностей в соотношении их с определенным эталоном, образцом. Самооценка - проявление оценочного отношения человека к себе, основной структурный компонент самосознания личности.
Самооценка формируется на основе самопознания, которое происходит путем:
1) анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих одногодок, с общепринятыми нормами.
2) самонаблюдение своих состояний, мыслей и чувств
3) осознание отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, ее поведения, деятельности.
На основании взаимодействия самооценки и Я-концепции возникает установка (готовность к определенному поведению). Установка определяет реальное поведение.
При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и изменяется весь стиль поведения.
Заниженная самооценка выявляется в повышенном требовании к себе, постоянной боязни негативной мысли о себе, повышенной ранимости. Это побуждает сокращать контакты с окружающими людьми. Низкая самооценка разрушает в человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и позитивную оценку он воспринимает как временные и случайные. Большинство проблем кажутся неразрешимыми и их решение переноситься в план воображения. Недооценка своей полезности снижает социальную активность, инициативность. Низкий уровень притязаний, недооценка себя, боится мнения окружающих.
Высокая самооценка выявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка на слишком высокая, она может позитивно влиять на самочувствие, поскольку порождает стойкость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мысли окружающих для него не имеют абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если уровень притязаний выше возможностей, душевное равновесие невозможно. Уровень притязаний – стремление достичь цели такого уровня сложности, на который человек считает себя способным. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его возможности. Уверенный в себе человек, завышен уровень притязаний.
Нередко люди становятся несчастными через сформированное в детстве преувеличенное представление о собственной значимости.
И завышенная и заниженная самооценка приводят к нарушениям психического равновесия. Крайние случаи квалифицируюся как психические отклонения - психастения и паранойя.
Адекватная самооценка соответствует ситуации. В случае успеха - притязания увеличиваются, в случае неудачи - снижаются.
Самооценка и уровень притязаний
Я-образы.
А.Налчаджан "Личность в своих сновидениях", предлагает выделять 9 возможных Я-образов
1) Я-телесное (представление о своем теле)
2) Настоящее Я (какой я на самом деле, каким кажусь в действительности в настоящий момент)
3) Динамическое Я (тип личности, которым поставили цель стать)
4) Фантастическое Я (то, каким бы вы были, если бы все было возможно)
5) Идеальное Я (представление о том, каким я должен быть)
6) Будущее или возможное Я (определяет состояние, возникшее, вследствие общения и т.д.)
7) Идеализированное Я (каким нам приятно видеть себя сейчас)
8) Представляемое Я (персона, то, как мы себя представляем окружающим)
9) Фальшивое Я (искаженное представление человека о себе)
Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию Я-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на себя других (рефлексия) и т. д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.
Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.
Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле.
Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.
Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.
Я-концепция, как система установок относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют “Образом Я”. Составляющими “Образа Я” являются: Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.
Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом (“очкарик”, “толстяк”, “тощий” и т. д.). Причем, важнейшим источником формирования физического образа Я наряду с половым отождествлением (а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность Я-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.
Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д. Это представление человека о своих возможностях в целом (“Я все могу”, “Я многое могу”, “Я ничего не могу”).
Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях.
Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики, как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в образ Я.
В классической концепции У. Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.
Самооценка = успех / уровень притязаний.
Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.
Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.
Влияние Я-концепции на отношения к другим людям и поведение человека великолепно демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна, люди могут считать себя “в порядке”, т. е. позитивно относиться к себе, или “не в порядке”, т. е. негативно относиться к себе, и аналогично – “в порядке” или “не в порядке” – оценивать других. Четыре крайних жизненных позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок можно описать следующим образом:
1. Я в порядке – Вы в порядке, т. е. люди позитивно относятся к себе, удовлетворены собой и положительно относятся к другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, уважительно относятся к другим, доверяют людям.
2. Я в порядке – Вы не в порядке.Положительно относясь к себе, имея неадекватно высокую самооценку, “раздутое самомнение”, они выглядят надменными, преувеличивают свою роль в группе, стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении эти люди очень утомляют. Следует отметить, что люди, имеющие неадекватную, завышенную самооценку, плохо знают и понимают себя и, как правило, неадекватно оценивают других, а нередко проецируют на них свои недостатки.
3. Я не в порядке – Вы в порядке. Как правило, так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, недостатках, неудачах, поэтому неуверенные, негативно относящиеся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и поэтому готовы подчиняться.
4. Я не в порядке – Вы не в порядке.Люди этого типа, будучи не уверенными в себе, свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных. Их пессимизм негативно отражается как на деятельности, так и на общении, взаимоотношениях с людьми.
Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.
Читайте также: