За что моцарт был награжден орденом золотой шпоры
"Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!"
А.С. Пушкин
Маленький Вольфганг задремал, привалившись правым боком к стенке клавесина. Непонятно, как он не свалился с высокого табурета с подложенной, к тому же, пышной подушкой? - четырехлетнему человечку явно не хватало роста для такого взрослого занятия, как игра на клавишном инструменте.
Моцарту снился сон, и сон был волшебным, но понятным это стало не сразу. Откуда-то с потолка на крышку спрыгнул сверчок, крупный, чёрный, с зеленоватым отливом. Отвращения он не вызвал, наоборот: малыш с интересом разглядывал гостя с длинными усами и туловищем, похожим на концертный фрак, если немного прищурить глаза.
Сверчок подвигался взад-вперед по крышке, как бы проверяя её надежность, затем встал на задние лапки, извлек из складок фрака малюсенькую скрипочку, взмахнул смычком-соломинкой и заиграл. Что это была за музыка! В ней сочетались безмятежная радость и щемящая грусть, спокойствие и страстное стремление, отчаянье и надежда, отрешённость и нежность.
Никогда ещё не слышал Вольфганг такой прелестной мелодии. Проснулся он от прикосновения отцовской руки, и, когда отец относил его в спальню, мальчику показалось, что на полированной крышке клавесина лежит, оброненный сверчком, смычок-соломинка.
С той поры Моцарту открылись многие тайны музыки, он легко различал звучание нот и за час выучивал самые сложнейшие музыкальные пьесы. Что же касается техники игры на различных инструментах, то здесь он опередил всех известных виртуозов своего времени. И всё благодаря тому, что волшебная мелодия сверчка не исчезла из памяти, но осталась с Моцартом до конца его дней. Так гласит легенда. Но если обратиться к реальным фактам биографии Вольфганга Амадея Моцарта, они превзойдут, пожалуй, самый искусный вымысел, ибо настоящие сказки пишет сама жизнь.
Великий австрийский композитор родился в Зальцбурге 27 января 1756 года в семье вицекапельмейстера Леопольда Моцарта. С младенчества Вольфганга влекло к музыке. Он капризничал, если его уводили из дома, когда отец разучивал то или иное произведение. Мелодии буквально завораживали его, он мог часами сидеть у клавесина, вслушиваясь в игру отца или старшей сестры, пока однажды самостоятельно не проиграл, без малейшей ошибки, фрагмент понравившегося музыкального произведения. Моцарту было тогда три года.
В отличии от отца другого гения - Никколо Паганини, Леопольд Моцарт никогда не принуждал детей заниматься музыкой под страхом наказания. Учёба порой напоминала одну из детских забав, любовь к музыке была искренней.
В пять лет Вольфганг начал сочинять музыку, а в шесть совершил первую концертную поездку в Мюнхен и Вену. Был хорошо принят при дворе императора Франца I-го и Марии Терезии. Венская знать наперебой приглашала чудо-ребенка в свои гостинные и щедро оплачивала концерты.
С этого времени жизнь юного Моцарта - переезды из города в город, от княжества к княжеству. Он концертирует в Бельгии, Франции, Англии, Голландии, Швейцарии. В Париже публикуются его первые музыкальные произведения. В 14 лет он становится академиком Болонской музыкальной академии, а в 15 - академиком Веронской академии. В 16 лет Папа Римский вручает Вольфгангу орден Рыцаря Золотой шпоры - высшую награду, дающую право дворянства.
Если задаться целью определить гениальность Моцарта, раскрывшуюся в столь раннем возрасте, можно объяснить её весьма просто: ежедневное, ежечасное усвоение и шлифование музыкального материала, отличная память, не столько труд, сколько увлеченность, переходящая в жизнь в мире гармоничных звуков. Такое последовательное служение выбранному пути в искусстве до сих пор доступно лишь немногим.
Покоя музыкант больше уже не испытывал, его нервная система была напряжена так же, как и струны скрипки - утомительные концерты, ошеломляющая слава, происки завистников, незаслуженные обиды, посягательство на личную свободу, непонимание - вот пища для эмоционального накала его сочинений. Современный немецкий дирижер Бруно Вальтер объяснял музыкантам, как нужно исполнять произведения Моцарта: "Это надо играть весело, очень весело. Так весело, чтобы все плакали". Вот она, та мера жизненности, истинности музыки, когда путь между счастьем и трагедией настолько узок, что понять и пройти его могут лишь достойнейшие.
Имя Моцарта гремит по всему свету. Лучшие концертные залы столиц Европы открыты для него. К 20-ти годам он признанный всеми музыкант и композитор, автор опер и симфоний, множества пьес, но вся лёгкость и праздничность его музыки мало сказывается на утомленном и сосредоточенном лице. Красота, переданная от родителей, скрадывается усталостью.
И.В.Гёте называет Моцарта "недосягаемо совершенным в музыке", Ромен Роллан упоминает имена Моцарта и Гайдна, как двоих последних мастеров, в совершенстве отразивших ХVIII век.
"Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки", - пишет П. И. Чайковский.
Впереди ещё шестнадцать лет непрерывного творчества, годы успеха, невзгод,борьбы с нуждой, тяжелая болезнь на почве нервного и физического истощения, забвение после смерти на десятилетие.
Моцарта вспомнили при совершенно неожиданных обстоятельствах. В последние годы жизни давний приятель Моцарта, посредственный композитор, но более ловкий царедворец - Антонио Сальери, впав в состояние помешательства, стал заявлять всюду, что именно он был виновником смерти Моцарта. Взбудораженная этим приизнанием Вена тут же преукрасила и дополнила бред больного человека. Из архивов извлекались запылённые и пожелтевшие партитуры. Потрясённые злодеянием Сальери, жители Вены прониклись сочувствием к когда-то отвергнутому кумиру, выросшему и снискавшему славу великого музыканта у них на глазах. Так элемент детектива совершенно неожиданно вернул человечеству имя гения, поздние произведения которого не были приняты из-за "недостаточной весёлости". Однако подтверждений самооговору Сальери не было, - ни свидетелей преступления, ни могилы самого Моцарта. Время безжалостно стёрло все следы, способные пролить свет на роковую тайну.
Эпоха Средневековья часто описывается в романах как время отважных рыцарей и прекрасных дам, повествуется о крестовых войнах и разгуле инквизиции. Период Средневековья имеет яркую религиозную окраску, владычество Католической церкви в тот период было всеобъемлющим и бесспорным. К этому противоречивому периоду восходят первые упоминания об Ордене Золотой шпоры – папском рыцарском ордене. Точная дата его появления, автор дизайна и основатель процедуры награждения покрыты тайной.
Согласно утверждениям историков, чествование героев наградной шпорой берёт своё начало едва ли не с Константина Великого. Другие источники свидетельствуют о том, что награждения дворян орденом пошли со времен Карла I Анжуйского, после его победы над королём Сицилии Манфредом в 1266 году. Однако большинство учёных сходятся во мнении, что окончательный вид и возведение в статус официальной награды произошло в 1539 году с лёгкой руки Папы Пия IV.
Орден Золотой Шпоры
Жизнь ордена на протяжении веков
Папский орден занимает вторую по важности позицию в иерархии наград Ватикана. Первоначальный вид награды являл собой мальтийский крест из золота, покрытый белоснежной эмалью. Изображение шпоры помещалось между нижними лучами изделия. Ношение знака предписывалось на цепи. Утверждалось, что членами ордена становились только обеспеченные и именитые люди. Вручение данной награды давало ряд преимуществ, в числе которых было право узаконить детей, рождённых вне брака. До 19 века Орден Золотой милиции (старое название награды) жаловался за особые заслуги не только Папой Римским, но также его нунциями и королями Венгрии.
Решив упразднить практику награждения лицами, не являющимися высшим органом власти Католической церкви, Папа Григорий XVI в середине 19 века осуществил объединение Ордена Святого Сильвестра и Ордена Золотой милиции в единый наградной знак. От старого дизайна папской награды осталась только маленькая шпора.
Звезда ордена Золотой Шпоры и вариант ордена на цепи
Рыцари Ордена Золотой шпоры
Вручение наград часто происходит по политическим или экономическим мотивам. Данная участь, по утверждениям некоторых критиков, не обошла и Орден Золотой шпоры. Тем не менее, чеканка награды не производилась широкими партиями. Зачастую, со смертью своего владельца наградной знак неизвестным образом исчезал. Его исключительная редкость объясняет высокую стоимость наградного изделия.
За период до 1841 года его обладателями стали такие деятели искусства и науки как Баччо Бандинелли, Джорджо Вазари, Тициан, Орландо ди Лассо и 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт. С именем последнего связана поистине удивительная история: решив сделать сестре подарок, юный талант, прослушав в Ватикане один раз тщательно охраняемое редкое девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров, по памяти восстановил его партитуру. Папа Клеменс XIV был настолько поражён дарованием Моцарта, что счел допустимым и обязательным наградить юное дарование орденом.
Орден золотой шпоры на ленте
В более современной истории рыцарями Ордена Золотой шпоры становились известные политики и правители. Среди наиболее громких имён – Бенито Муссолини, Конрад Аденауэр, король Греции Павел I. В настоящее время награждения орденом не производятся и существует только один живущий рыцарь ордена — Жан Бенуа Гийом Робер Антуан Луи Мари Адольф Марк д’Авьяно, бывший правитель Люксембурга.
Жан Бенуа Гийом Робер Антуан Луи Мари Адольф Марк д’Авьяно —
единственный живой кавалер ордена Золотой Шпоры
Предлагаю вашему вниманию несколько забавных историй о величайшем австрийском композиторе и музыканте-виртуозе Вольфганге Амадее Моцарте.
Моцарт и вундеркинд
Моцарт в детские годы был музыкальным вундеркиндом. Об этом знают все. Но мало кто знает, что чудо-ребёнок Моцарт, когда повзрослел, питал непреодолимое отвращение к другим вундеркиндам.
Как-то раз ему пришлось слушать игру на фортепиано одного не по летам развитого мальчика. Великий композитор Моцарт слушал его игру, временами выражая явное нетерпение, и в заключение сказал молодому виртуозу: – Таланта у вас достаточно; работайте – и вы можете пойти далеко.
– Я бы желал сочинять, – скромно заметил мальчик. – Скажите мне, профессор, как это нужно начать.
– Прежде всего, вы должны много учиться, немного вырасти и тогда уже думать о сочинительстве, – ответил Моцарт.
– Да ведь вы сами сочиняли в пять лет! – возразил мальчишка.
– Это правда, – смеясь, согласился Моцарт, – только я ни у кого не спрашивал, как мне начинать.
Встреча юных гениев
Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, после выступления к нему подошёл мальчик постарше, лет четырнадцати. И сказал юному музыканту: - Ты так замечательно играешь! Мне никогда так не научиться.
- Да что ты! - удивился маленький Вольфганг. - Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты? Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову.
- Не знаю. Мне в голову приходят только стихи. – ответил собеседник.
Тут уже восхитился Моцарт: - Вот это да! Наверно, писать стихи очень трудно?
- Да нет, это совсем легко. Ты только попробуй. – воодушевлённо произнёс неизвестный юноша.
Собеседником гениального мальчика Моцарта был юный талант Гёте.
Моцарт и кошка
Как-то раз на одном из концертов на эстраду вдруг вышла… кошка.
Моцарт бросил играть на клавесине и со всех ног помчался к кисе. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным. На сердитый окрик отца мальчишка отвечал: - Ну, папочка, ещё чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдёт.
Моцарт снизошёл – пожелал жениться на принцессе
В октябре 1763 года (в возрасте семи лет) маленький виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт покорил австрийскую столицу Вену. Он дал в ней несколько концертов, на которых очаровал привередливую столичную публику. От его великолепной игры слушатели приходили в неистовый восторг. Вся венская аристократия только и говорила о юном гении. Рассказы о восхитительной игре Моцарта дошли до императрицы Марии Терезии, и отец Вольфганга получил приглашение выступить его сыну в Шёнбрунне – летней резиденции австрийского императорского двора. Естественно, Мария Терезия была восхищена игрой музыкального вундеркинда. После концерта она усадила Вольфганга себе на колени и даже позволила поцеловать себя в щёку. А затем произошёл забавный анекдот, над которым потом очень долго потешался весь королевский двор.
Юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, дочь императрицы, решила показать Моцарту роскошный фамильный дворец династии Габсбургов. В одном из залов мальчик поскользнулся на натёртом до зеркального блеска паркете и упал. Принцесса Мария-Антуанетта, которая была старше Моцарта всего на три месяца, помогла ему подняться. После чего Вольфганг обратился к очаровательной девочке: – Вы так добры ко мне. Вы славная, я хочу на Вас жениться, когда вырасту. И, пожалуй, я на вас всё-таки женюсь!
И юный кавалер ответил: - Из благодарности.
Вот всё-таки зря Габсбурги отвергли предложение руки и сердца талантливого музыканта и отдали Марию-Антуанетту замуж за француза Людовика XVI. Помните, чем закончилась жизнь этой королевской четы? Она закончилась гильотиной.
Желание академика Моцарта
Гениальный мальчик Вольфганг Моцарт свои самые первые музыкальные произведения сочинил, когда ему было всего 5 лет. Две коротенькие пьесы назывались Анданте До мажор и Аллегро До мажор. Малыш тогда ещё не умел писать, и поэтому все ноты за него внёс в тетрадь его отец – Леопольд Моцарт. Когда Вольфгангу исполнилось восемь лет, он написал свою первую симфонию ми-бемоль мажор.
Очень интересен и показателен один случай из детства Моцарта. Когда любящий отец закончил записывать ноты первого серьёзного концерта своего гениального малыша, он изумленно воскликнул: - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
- Какие глупости, папа! - возразил малолетний музыкант,- его может сыграть даже ребёнок. Например, я.
В те времена в Болонской филармонической академии существовало правило: не принимать в свои почётные ряды никого моложе двадцати шести лет. Но для удивительного вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта было сделано исключение. В 14 лет он стал самым молодым членом Болонской академии за всю её историю. А это, прошу заметить, очень авторитетное музыкально-образовательное учреждение Европы.
Так вот, когда счастливый отец Леопольд Моцарт поздравил своего отрока с этим событием, тот заявил: – Ну, теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я выйду на улицу, всего на полчасика, и просто погуляю?
Рыцарь Золотой шпоры
А ещё (мало кто об этом знает) 14-летний Моцарт стал самым молодым во всемирной истории кавалером ордена Золотой шпоры.
Эта, неизвестная для многих из нас награда, является весьма ценным католическим рыцарским орденом. Его жалует лично Папа Римский, причём исключительно по собственной инициативе. В наградной иерархии Святого Престола орден Золотой шпоры занимает вторую позицию после Верховного ордена Христа.
У вас наверняка возник вопрос – за что же юный музыкант Моцарт был удостоен столь высокой награды? А вот за что.
Вот так 14-летний мальчик и стал самым молодым рыцарем Святого Престола.
Как-то раз на одной из улиц Вены к композитору Моцарту обратился бедняк. Он просил милостыню. Но денег при себе у музыканта не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Там, сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному известному издателю.
Бедняк, не очень-то веря в успех, взял бумагу с нотами и отправился по указанному адресу. Издатель взглянул на менуэт и. дал нищему пять золотых монет. После чего сказал, что можно приносить подобные сочинения ещё.
Меня в этой истории интересует вот что: 1) как часто бедолага подкарауливал Моцарта на улицах Вены. и 2) после какого по счёту сердобольного менуэта великий музыкант стал оглядываться по сторонам?
Зато у меня есть Констанция!
Зарабатывая вполне приличные гонорары, Моцарт, как ни странно, вечно был вынужден занимать деньги. Получив за выступление на концерте одну тысячу гульденов (баснословную сумму по тем временам!), он уже через две недели сидел без денег. Один аристократический приятель Вольфганга, у которого тот попытался занять, с удивлением заметил: - У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей. Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?
- Но зато у меня есть жена Констанция! - весело напомнил Моцарт. - Она - мой фамильный замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей.
Замечательный красный бантик
И ещё одна интересная история о любимой женщине великого музыканта.
Однажды ясным летним вечером Вольфганг Моцарт и его жена Констанция вышли на прогулку. На главной улице Вены у известного модного магазина им повстречалась щегольская коляска, из которой выпорхнула восхитительно одетая девушка.
- Какая она нарядная! - воскликнула Констанция, - мне больше всего на свете нравится её пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут.
- Я очень рад, - отозвался гениальный муж, широко улыбаясь,- что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег.
Это не было скупердяйством или чрезмерной бережливостью. Несмотря на свою известность и связи в высшем обществе Моцарт был беден. Его расходы значительно превышали доходы. Что ж, как говорят французы C'est La Vie – такова жизнь.
Камень от Моцарта как ответная любезность
Каждый из нас в своей жизни разыгрывал друзей и близких пустопорожними сюрпризами: это когда упаковки слишком много, а сам подарок чересчур маленький, ну, или когда несколько коробочек входят одна в другую как матрёшки. Тот, кто так не шутил, наверняка мечтал об этом. В жизни великих людей приключались весьма затейливые розыгрыши, связанные со странными подарками. Вот один пример.
Так себе прикол, не правда ли!? Не стоило его даже вспоминать, если бы не остроумный ответ Моцарта.
Необычный розыгрыш Моцарта над Гайдном
Ещё одна, блестящая, да просто уникальная, шутка великого Моцарта.
Однажды композитор и музыкант-виртуоз Моцарт решил подшутить над своим товарищем – композитором Гайдном. Он сообщил приятелю следующее: - Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме. меня!
Тогда Йозеф Гайдн сел за клавесин, начал играть по рукописи, но вдруг неожиданно остановился.
Оказывается, Моцартом были написаны несколько нот в середине клавиатуры, в то время, как правая рука играла в верхнем регистре, а левая в басу. И тогда Гайдн воскликнул: – Никто в мире не сможет сыграть это только двумя руками! Тут нужна ещё одна - третья рука!
Моцарт, весьма довольный своим розыгрышем, рассмеялся, сел за клавир и. исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложные ноты посередине клавиатуры он взял. носом!
Аккорды вместо будильника для Моцарта
Моцарт очень любил поспать. И разбудить его было невероятно сложно. Его близкие люди придумали поднимать композитора с кровати одним очень оригинальным образом. Только один способ срабатывал безотказно: нужно было сыграть на клавире хотя бы один аккорд. Моцарт мгновенно просыпался, начинал импровизировать и развивать музыкальную тему дальше.
Спустя 250 лет его знаменитые мелодии, установленные в мобильные телефоны и смартфоны, будут будить миллионы людей по всему свету.
Продолжение следует…
- Свежие записи
- Архив
- Друзья
- Личная информация
- Memories
Орден Золотой шпоры
- биография,
- памятные даты
Март 2019 | ||||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
- :)
- cosi fan tutte
- glass harmonica
- kv
- kv 138
- kv 216
- kv 250
- kv 364
- kv 454
- kv 465
- kv 475
- kv453
- kv487
- kv498
- kv545
- rip
- Аберт
- Адажио и фуга до минор
- БЗК
- БММ_издательство
- Бастьен и Бастьенна
- Бах И.С.
- Бах К.Ф.Э.
- Большой театр
- Брамс
- Вена
- Верона
- Волшебная флейта
- Время_издательство
- Гайдн Й.Ф.
- Гендель
- Директор театра
- Дон Жуан
- Дрезден
- Зальцбург
- Идоменей
- Италия
- Квартеты
- Классика_ХХI_издательство
- Констанца
- Концерт для виолончели с оркестром
- Концерт для фортепиано
- Коронационная месса
- Кёхель
- Леопольд Моцарт
- Луций Сулла
- Львов
- МГК
- Маленькая ночная серенада
- Мессия
- Милосердие Тита
- Москва
- Моцарт
- Моцарт в Австрии
- Моцарт в Азербайджане
- Моцарт в Англии
- Моцарт в Астрахани
- Моцарт в Башкирии
- Моцарт в Белоруссии
- Моцарт в Бурятии
- Моцарт в Воронеже
- Моцарт в Германии
- Моцарт в Греции
- Моцарт в Израиле
- Моцарт в Италии
- Моцарт в Казахстане
- Моцарт в Кисловодске
- Моцарт в Красноярске
- Моцарт в Литве
- Моцарт в Магнитогорске
- Моцарт в Москве
- Моцарт в Новосибирске
- Моцарт в Омске
- Моцарт в Отрадном
- Моцарт в России
- Моцарт в Ростове
- Моцарт в США
- Моцарт в Санкт-Петербурге
- Моцарт в Украине
- Моцарт в Ульяновске
- Моцарт в Чехии
- Моцарт в Японии
- Моцарт во Франции
- Моцарт и Сальери
- Моцарт на Кубе
- Музыка - детям
- Наннерль
- Нижний Новгород
- Новая Опера
- Похищение из Сераля
- Прага
- Пражская симфония
- Радзинский
- Ревием
- Реквием
- Римский-Корсаков
- СПб
- Сальери
- Санкт-Петербург
- Свадьба Фигаро
- Свадьба Фигпро
- Святослав Рихтер
- Симфония № 41
- Симфония № 8
- Так поступают все
- Фантазия in D minor
- Филармония
- Филипс
- Франц Ксавер Моцарт
- Хаффнер
- Хаффнер-серенада
- Чайковский
- Шнитке
- Шуберт
- Эйнштейн
- автограф
- административное
- аранжировки
- ария
- балет
- барокко
- биография
- британские ученые
- вариации
- видео
- виолончель
- вокруг Музыки Моцарта
- вокруг музыки Моцарта
- вопрос
- вундеркинд
- выставки
- выступления
- детали
- джаз
- дивертисмент
- дирижер
- для детей
- документальный_фильм
- дуэт
- записи
- звукозапись
- интересные факты
- интерпретация
- исполнение
- исполнения
- исполнители
- история
- календарь
- кино
- клавесин
- клавир
- кларнет
- книги
- конкурс
- концерт
- концерт для кларнета
- концерт для скрипки с оркестром
- концерт для фагота
- концерт для фортепиано с оркестром
- концерт № 23
- либретто
- любимое
- маленький шедевр
- мероприятия
- месса
- мнение
- музыкальная жизнь
- не пей вина Гертруда
- новости
- ноты
- объявление
- опера
- оперы
- опрос
- оратория
- орган
- памятные даты
- перепост
- песни
- по мотивам
- поздравления
- полезные ссылки
- полемичное
- посвящается Моцарту
- постановка
- постановки
- праздничное
- премьера
- пресса
- радио
- реквием
- рецензии
- рецензия
- сhurch sonatas
- серенада
- симфония
- симфония для скрипки и альта
- симфония № 25
- симфония № 40
- скрипичная пьеса
- скрипка
- события
- современная акдемическая Музыка
- современники Моцарта
- соната для скрипки
- соната для флейты
- соната для фортепиано
- соседние вселенные
- справочное
- статьи
- стихи о Моцарте
- театр кукол
- театральное
- телепередача
- трактовка
- трио
- увертюра
- фестивальное
- философское
- фото
- фуга
- церковные сочинения
- цитата
- эпоха
- юмор
Моцарт - это универсальный гений. Говорить о Моцарте - это все равно, что говорить о боге.
Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!
Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их
Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.
Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.
Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. - М.: Классика-XXI, 2008.
Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.
Ирина Якушина,
"Вселенная Моцарта"
В.А. Моцарт - письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
"Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами - учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей".
Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль.
А.С.Пушкин,
"Моцарт и Сальери",
1830г.
О Моцарте нам известны две вещи: во-первых - его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.
Б.Тарасенко
"Тот самый Моцарт",
наши дни.
Самый трудный композитор? -
Моцарт!
"Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением."
Из газеты "Винер реалцайтунг"
от 11 июля 1786 года
"Мои дети покорили почти всех"
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль
Читайте также: