Заметки по этнографии родительства по и кону шпора
РПА "ОТЦЫ И ДЕТИ"
Выдержки из статьи в книге И. С. Кона " Социологическая психология ", 1999
ЭТНОГРАФИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
Родительство как социокультурный феномен
Написать всеобщую историю материнской любви так же трудно, вернее, невозможно, как и историю половой любви, – эти понятия не просто эволюционируют, а наполняются в разных обществах качественно различным содержанием. Характерна в этом смысле полемика, вызванная книгой французской исследовательницы Элизабет Бадинтер. Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (XVII-XX вв.), Бадинтер пришла к "убеждению, что материнский инстинкт – это миф. Мы не обнаружили никакого всеобщего и необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от матери, от ее истории и от Истории. Материнская любовь – не объективная данность, а нечто сверхнормативное ("en plus")".
Небезразличны для понимания специфики материнского и отцовского стиля отношений и такие предположительно врожденные черты, как повышенная эмоциональная чувствительность женщин, их предрасположенность быстрее реагировать на звуки и лица, тогда как мужчины отличаются лучшим пространственным восприятием, хорошим двигательным контролем, остротой зрения и более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности.
Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за новорожденными; активный контакт отца с ребенком обычно начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года, а то и позже. С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и т. п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, это чаще происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родильных домах за рубежом отцы даже присутствуют при родах. Сказывается не только привычка, но и ответный эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины весьма чувствительны.
С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье – величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. "Общество без отцов" означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т. п.
Отрицательное влияние развода на детей может быть существенно уменьшено с помощью таких мер, как:
– социально и психологически удовлетворительное функционирование того родителя, на попечении которого остаются дети;
– хорошие взаимоотношения между родителями после развода;
– адекватное, открытое и честное объяснение детям обоими родителями причин и ожидаемых последствий развода;
– поддержание положительного образа обоих родителей;
– возможность для ребенка обсуждать ситуацию и связанные с нею проблемы со сверстниками;
– взгляд на брак как на состояние, которое может быть прервано, и понимание развода как вызова и поиска новых возможностей.
Конечно, лучше, чтобы семья не разрушалась. Но коль скоро от ученых сие не зависит, они стараются уменьшить отрицательные последствия развода, повысив его культуру, и такая стратегия, предполагающая понимание и терпимость, действительно улучшает социальный статус и психологическое состояние как разведенных супругов, так и их детей.
1. Понятие родства в культуре: кровное о социальное родство. Образ семьи.
2. Истоки и роль материнства в процессе инкультурации.
4. Наставничество в традиционной культуре детства (кормильцы, кумовство, аталычество).
Литература и источники
*Асатрян, Г.С. Обряды детства и воспитание детей в традиционной культуре персов / Г. С. Асатрян // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии / Ред. колл. И. С. Кон, А. М. Решетов, М. Н. Серебрякова. - М.: Наука, 1983. - С. 68-88.
*Безносова, Л. Н. Роль отца в современной семье глазами детей / Л. Н. Безносова, О. Н. Булдакова // Женщины и общество: Вопросы теории, методологии и социальных исследований. - Ижевск, 1998. - С. 99-101.
*Бутинов, Н. А. Детство на островах Адмиралтейства / Н. А. Бутинов // Этнография детства. Традиционные методы воспитания у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. - М.: Наука, 1992. - С. 56-84.
Бутинов, Н.А. К вопросу о концепции родства/ Н.А.Бутинов// Этнографическое обозрение. – 1990. – №3
*Бутовская, М. Л. Биология пола, культурные и полоролевые стереотипы поведения у детей / М. Л. Бутовская // Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. / Отв. ред. В. А. Тишков. - М., 1997. – С. 324-330.
Бутовская, М.Л. Родительский фаворитизм и особенности формирования стилей поведения у детей в зависимости от периодов рождения: биосоциальные аспекты/ М.Л.Бутовская// Этнографическое обозрение. – 2001. – №6
*Ганцкая, О. А. Проблемы современной семьи в России и ближнем зарубежье / О. А. Ганцкая, М. Я. Устинова // Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. / Отв. ред. В. А. Тишков. - М., 1997. – С. 178-187.
Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. – М.: Искусство, 1990. – С. 248-264.
Долгов, В.В. Детство в контексте древнерусской культуры XI-III вв.: отношение к ребёнку, способы воспитания, стадии взросления/ В.В.Долгов// Этнографическое обозрение. – 2006. – №5
*Зидер, Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.) / Пер. с нем. Л. А. Овчинцевой / Р. Зидер. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 27-36; 82-86;89-91; 111-115.
*Зонов, И. М. Образы феминности и маскулинности в традиционной удмуртской семье / И. М. Зонов // Женщины и общество: Вопросы теории, методологии и социальных исследований. - Ижевск, 1998. - С. 45-47; 104-107.
Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. - М.: Медицина, 1988. – 336 с.
Кон, И. С. Заметки по этнографии родительства: [Исследование семьи как продукта культуры] / И. С. Кон // Семья и школа. - 1988. - №2.
*Кон, И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в меняющемся мире / И. С. Кон // Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. - СПб.: Алетейя, 2001. – С. 583-604.
Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 292-296.
Никитина, Г. А. Народная педагогика удмуртов / Г. А. Никитина.- Ижевск: Удмуртия, 1997. – 136 с.
*Петров, И. Н. О психофизиологических особенностях мужского и женского начал / И. Н. Петров // Женщины и общество: Вопросы теории, методологии и социальных исследований. - Ижевск, 1998. - С. 101-103.
*Поносов, Ф. Н. Роль женского начала в становлении бытия человека / Ф. Н. Поносов, В. К. Трофимов // Женщины в меняющемся мире: История и современность. - Ижевск, 1996. - С. 71-74.
Садохин, А. П. Этнология: Учебный словарь / А. П. Садохин. - М.: Гардарика, 2002. – 208 с.
Семёнова, М. Быт и верования древних славян / М. Семёнова. - СПб.: Азбука-Терра, 2001. – 560 с.: ил.
Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/ Т.Г.Стефаненко.- М.: Аспект Пресс, 2003. – Глава 7.
Трэверс, П. Мэри Поппинс: Сказочная повесть / Пер. с англ. Б. Заходера / П. Трэверс. – Ставрополь: Каисса, 1992. – 416 с.: ил.
Фрейд, З. Основной инстинкт / Сост. П. С. Гуревич / З. Фрейд. – М.: Олимп,1997. – 656 с.
Фрейд, З. Психоаналитические этюды / Сост. Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского / З. Фрейд. – Минск: Попурри, 1997. – 606 с.
Фрейд, З. Тотем и табу / Пер. с нем. / З. Фрейд. - М., 1998. – 422 с.
Цэрэнханд, Г. Некоторые обычаи избегания у монголов/ Г.Цэрэнханд// Этнографическое обозрение. – 1991. – №5
Чеснов, Я. В. Женский путь из природы в культуру // Чеснов, Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие / Я. В. Чеснов. - М.: Гардарика, 1998. – С. 297-317.
Щепанская Т. Б. Мир и миф материнства (Очерки женских традиций и фольклор) / Т. Б. Щепанская // Этнографическое обозрение. – 1994. - №5.
Эпштейн, М. Н. Отцовство: метафизический дневник / М. Н. Эпштейн. – СПб.: Алетейя, 2003. – 248 с.
Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Запись, составление, нотации и фотографии Г. М. Науменко. – М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998. – С. 12-26.
Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры.
Вопросы по теории этнологии и этнографии.docx
Вопросы по теории этнологии и этнографии.
1. Предмет этнологии.
В процессе антропогенеза происходит формирование Ойкумены, которая постепенно приобретает свойства и характер нового планетарного качества – ноосферы, т.е. сферы человеческого разума, уже существенно выходящей за пределы биосферы, но обладающей таким воздействием на мировые процессы, которое сопоставимо с влиянием геологических процессов.
Но это развитие неравномерно в силу региональных и социально-групповых проявлений. Индивидуальные способы самореализации социальной жизни – этносы.
Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы.
Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры.
1) этногенез и расселение народов, их этнонимия (эндоэтнонимы и экзоэтнонимы), этнические территории и этнические границы;
2) социальные группы (этническая социология);
3) демографические процессы (динамика численности народов)
4) этнические и этнографические (не имеющие особого самосознания) группы
5) культура этносов
Современное направление в этнологии (постмодернизм):
– изучение той или иной культуры извне/изнутри
– усиление прикладного направления в этнологии
– отстаивание прав меньшинств
*Этнография – метод, заключающийся в полевом изучении народа, собирании мат. базы
Этнология – теоретическое обоснование полученных данных
2. Концепция этноса в отечественной этнологии.
В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют.
Биологическая концепция этноса: (С.М. Широкогоров, Л.Н. Гумилев)
– восходит к традициям социал-дарвинизма
– По Широкогорову этнос – биологическое единство людей (этнос = раса)
– Гумилёв рассматривал историю как постоянную цепь этногенезов, начатую т.н. пассионариями
Дуалистическая концепция этноса: (Ю.В. Бромлей)
– ЭСО (этносоциальный организм) – этнос в широком смысле, сочетание этнических элементов и условий их складывания и функционирования; ЭСО 3-х типов: племя, народность и нация
Информационная концепция этноса: (Чебоксаров)
– в границах устойчивых соц. общностей (этносов) информационные потоки интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами
Компонентная концепция этноса: (Пименов)
– Этнос – исторически возникшая эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной структурой
– Человек, принадлежащий к этносу – этнофор
1. Демографическая структура и самовоспроизведение (D)
2. Экономическая деятельность (для производства энергетических ресурсов) (E)
3. Социальная жизнь (S)
4. Культура в узком смысле этого слова (материальная: жилища, утварь, одежда, пища. Духовная: обычаи, традиции, религия (C)
5. Наличие коммуникации (языка) (L)
3. Типы и разновидности этнических процессов.
Этнос – постоянно движущаяся общность. Этнические процессы – изменения параметров этносов во времени. Это главное содержание этнической истории человечества. Этнические процессы имеют иерархию, т.е. могут идти одновременно на разных уровнях, иногда даже в противоположных направлениях.
Формирование этносов – Этногенез.
Существуют три основных исторических типа этногенеза:
1. Палеоэтногенез – формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.
2. Мезоэтногенез – возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.
3. Неогенез – этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.
Выделяются два типа этнических процессов:
1) эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:
· языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);
2) трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса. Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса – его самосознания.
Типы этнографических процессов:
1. Миграции и насильственные географические смещения
(депортации, в т. ч. расселение чересполосицей)
2. Консолидация (взаимодействие существенно различающихся по языку и культуре общностей, ведущее к появлению у них общих черт в культуре. В некотором роде противостоит консолидации интеграция (слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность) и дифференция (разделение) этносов.
3. Аккультурация (освоение культуры одного этноса другим)
4. Ассимиляция (полная утрата этнохарактеристик и расстворение одного этноса в другом)
5. Этноэволюционные процессы (формирование наций, увеличение информационных потоков внутри этноса + самостоятельное изменение языка, культуры и пр).
+ прочие процессы межэтнических взаимодействий
5. Лингвистическая классификация народов мира.
Основана на методах сравнительно- исторического языкознания (компаративистика) и установления генетического родства между языками.
1) Индоевропейская семья
а) Славянская группа подгруппы:
– восточнославянская (RUS, UKR, BEL)
– западнославянская (POL, SLV, CZH)
– южнославянская (SLO, CRO, SRB, MAK, BLG)
б) Балтийская группа (LT,LV)
в) Германская группа (GER, AVT, UK, NED, US, ISL, SWE, NOR, DEN)
г) Кельтская группа (IRL, гэлы, уэльсцы, бретонцы)
д) Романская группа (IT, SWZ, FR, SP, MEX, BRZ, MLD, ROM)
е) Иранская группа (белуджи, персы, таджики, афганцы, осетины)
ж) Индоарийская группа (бенгальцы, непальцы, цыгане, ведды, мальдивцы)
+ отдельные группы: ALB, GRE, ARM, Нуристанцы
2) Картвельская семья (грузины)
3) Дравидийская семья (народы IND: Тамилы, Мавры и т.д.)
4) Уральско-юкагирская семья
а) Финно-угорская группа (HUNG, FIN, EST, карелы, ижорцы, коми-пермяки)
б) Самодийская группа (ненцы, энцы)
5) Алтайская семья
а) Тюркская группа (TRK, AZB, туркмены, татары, ногайцы, якуты, узбеки)
б) Монгольская группа (монголы КНР, калмыки, калмыки, буряты, моголы) + Тунгусо-манчжурская группа
6) Корейская семья (группа Алтайской семьи)
7) Японская семья (группа Алтайской семьи)
8) Эскимоссо-алеутская семья
9) AFRAZ (Семито-хамитская) семья
а) Семитская группа (подгруппы):
– североцентральная (арамейские (ассирийский) и ханаанейские (евреи) языки)
– южноцентральная (арабы – метаэтническя общность)
– эфиосемитская (SUD, ETHP)
б) Берберская группа.
в) Кушитская группа.
г) Чадская группа.
10) Нило-сахарская семья
а) Восточносуданская группа (нубийцы, масаи и др.)
б) Центральносуданская группа (бонго, пигмеи и др.)
11) Северокавказская семья
а) Абхазо-адыгская группа (абхазы, адыгейцы, кабардины, черкесы)
б) Нахско-дагестанская группа (лезгины, чеченцы, ингуши)
12) Сино-тибетская семья
а) Китайская группа
б) Тибето-бирманская группа
+ восточно- и западно-гималайские группы
13) AUSAZ семья (мон, ва, мнонг, куй, булан и др.)
14) Австронезийская семья (малайцы, яванцы, мори, лалаки и др.)
15) Австралийская семья (аборигены: мабунаг, питжантжатжара и др.)
16) Североамериканская (апачи, навахи, ирокезы, майя)
17) Центральноамериканская семья (ацтеки и др.)
18) Чукото-камчатская семья (чукчи, коряки, ительмены)
4. Антропологический состав населения мира.
Для этнографии наиболее существенным является раздел этнической антропологии. Расы – биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с общим происхождением и определенной областью обитания.
Оглавление
Глава I. Детство в зеркале исторических наук
Этнография детства и психологическая антропология
От истории педагогики к истории детства
В поисках теоретического синтеза
Глава II. Возраст и возрастные категории
Интуиция и понятие возраста
Жизненный путь индивида
Возрастная стратификация общества
Возрастной символизм культуры
Смена поколений и преемственность культуры
Глава III. Нормативный канон человека и стиль социализации
Индивидуальные различия и соционормативнаякультура
Социализация детей в изменяющемся мире
Глава IV. Половая социализация
Половой диморфизм и половая стратификация
Половой символизм и стереотипы маскулинности / фемининности
Особенности социализации мальчиков и девочек
Глава V. Этнография родительства
Родительство как социокультурный феномен
Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения
Родительское влияние и личность ребенка
Предисловие
. Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.
Г. К- Лихтенберг. Афоризмы
Разумеется, перечисленные сюжеты не исчерпывают проблематику сравнительно-исторического изучения детства, да и они обсуждаются далеко не полностью.
Во-первых, из рассмотрения исключены почти все проблемы подросткового и юношеского возраста, которым я надеюсь посвятить в дальнейшем специальную книгу.
Во-вторых, существуют региональные ограничения. Насколько позволяли доступные мне литературные источники, я старался опираться главным образом на сведения о народах Востока (зарубежной Азии, Африки, Океании), сравнивая их с западноевропейскими и американскими данными; особенности русского детства нужно изучать специально и гораздо более основательно, чем делалось до сих пор.
В-третьих, в силу историко-этнографической ориентации книги меня больше всего привлекали данные об архаических и раннеклассовых, докапиталистических обществах, а также кросскультурные исследования, которые до сих пор не принимались во внимание советскими учеными.
В-четвертых, анализируя преимущественно эмпирические исследования, я был вынужден оставить в стороне глобальные, философские концепции детства, воспитания, преемственности поколений и т. д., которые требуют основательного специального рассмотрения.
В-пятых, имея в виду потребности текущих и будущих эмпирических исследований, я стремился прежде всего расчленять, уточнять и дифференцировать подлежащие изучению вопросы, что, конечно, не исключает необходимости их обобщения и укрупнения.
Предлагаемая вниманию читателей книга тесно связана с моими предшествующими работами по исторической социологии и психологии личности, этнопсихологии, психологии юношеского возраста, методологии общественных наук и междисциплинарной сексологии. Многие ее темы так или иначе ставились в журнальных статьях, докладах на различных конференциях и т. п. Теперь эти материалы существенно дополнены и переработаны.
На кого рассчитана книга? В первую очередь она адресована этнографам и историкам, изучающим закономерности развития и воспитания детей у народов мира на разных стадиях исторического развития. Им же предназначена библиографическая информация о важнейших исследованиях и обзорных трудах общего характера. Но обсуждаемые в книге вопросы представляют также общекультурный интерес.
Какие социальные факторы определяют положение детей и нормативные образы детства в истории культуры? Как связана периодизация жизненного пути с системой священных чисел? Было ли древнее воспитание успешнее современного или это только ностальгическая ретроспективная иллюзия? Являются ли половые различия в поведении мальчиков и девочек врожденными или формируются под влиянием соответствующего воспитания? Можно ли считать материнскую любовь инстинктивной или она появляется только на определенном этапе исторического развития и каком именно? Верно ли, что современные отцы занимаются воспитанием детей меньше, чем прошлые поколения мужчин? Действительно ли телесные наказания несовместимы с развитием у ребенка самостоятельности и чувства собственного достоинства? Эти и подобные вопросы волнуют сегодня не только специалистов.
Поэтому я надеюсь, что, несмотря на концептуальную сложность некоторых разделов (особенно второй главы), эта книга заинтересует кроме этнографов и историков также социологов, психологов, педагогов и вообще людей, которые, независимо от своей профессии, задумываются над проблемами воспитания и не боятся сменить привычные и простые стереотипы на беспокойные, трудные, но увлекательные самой своей нерешенностью вопросы.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Игорь Семёнович Кон (21 мая 1928 года, Ленинград, СССР — 27 апреля 2011 года, Москва) — советский и российский социолог, антрополог, философ.
Кандидат исторических наук, кандидат философских наук, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, почётный профессор Корнелльского университета и университета Суррея.
Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского Педагогического института имени А.И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена) и две аспирантуры, по новой истории и по философии.
Работал в Вологодском пединституте (1950-1952), Ленинградском химико-фармацевтическом институте (ныне Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия) (1953-1956), Ленинградском Государственном Университете (1956-1967), Институте философии АН СССР (1967-1968), Институте конкретных социальных исследований АН СССР (ныне Институт социологии Российской академии наук (1968-1972), Институте общественных наук (1972-1974). С 1975 года — главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Занимался исследовательской и преподавательской работой в ряде ведущих университетов США и Европы.
Является автором более чем 60 книг и 300 статей, его работы переведены на множество иностранных языков. И.С. Кон — основатель ряда новых направлений в российском обществоведении.
Книги (27)
Книга известного российского ученого-обществоведа И.С.Кона представляет собой род интеллектуальной автобиографии.
Игорь Кон всю жизнь работал на стыке разных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии. С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин, как история социологии, социология личности, психология юношеского возраста, этнография детства, сексология.
Некоторые его книги ломали привычные представления и становились бестселлерами. Свободно, занимательно, порою весьма самокритично Кон рассказывает о себе и своем времени: как формировались его научные интересы, что побуждало его переходить от одних проблем и дисциплин к другим, насколько свободным был этот выбор и как его личные интересы пересекались с проблемами общества.
В этой книге, опираясь на многочисленные мировые и отечественные антропологические, социологические, исторические, психолого-педагогические, сексологические и иные научные исследования, автор попытался представить общую картину телесных наказаний детей как социокультурного явления.
Каков их социальный и педагогический смысл, насколько они эффективны и почему вдруг эти почтенные тысячелетние практики вышли из моды? Или только кажется, что вышли? Задача этой книги, как сформулировал ее сам И.С.Кон, - помочь читателям, прежде всего педагогам и родителям, осмысленно, а не догматически сформировать собственную жизненную позицию по этим непростым вопросам.
Соавтор: Вишневский А.Г.
В сборнике представлены статьи, посвященные проблемам исторической демографии и соответствующие тематике, указанной в названии сборника.
Хронологические рамки (XVIII-XX вв.) установлены исходя из особой важности этого периода, когда назревали и начинались те огромные перемены, которые привели принципиально к новой демографической ситуации, как в отдельных странах, так и во всем мире.
Любое суждение подразумевает какой-то более или менее определенный вопрос. Но когда речь заходит об очень общих вещах, содержание вопроса сплошь и рядом не уточняется, Люди спорят, какое определение является правильным, не замечая, что говорят о разных вещах, пытаются ответить на разные вопросы.
Опираясь на обширную научную литературу, автор прослеживает становление современной сексологии как междисциплинарной области знания, раскрывает биологические, социально-культурные, историко-этнографические и психологические закономерности сексуального поведения, особенности женской и мужской сексуальности, её возрастные и индивидуально-типологические вариации и т. д.
В книге использованы и материалы сексопатологии, особенно по формированию половой идентичности и сексуальной ориентации.
Настоящая книга - действительно сексология для всех. В живой и доступной форме она дает знания о сексуальности, необходимые каждому, кто не хочет действовать вслепую и старается сочетать удовольствие и безопасность.
В отличие от многих других популярных изданий эта книга основана на тщательно проверенных новейших научных данных. Это особенно важно для учителей и родителей, которых подростковая сексуальность часто сталкивает с трудными вопросами.
Во все времена дружба имела высокую моральную и социальную ценность. В чем особенность и нравственный смысл этой формы человеческих привязанностей?
Отчего зависят глубина и прочность дружбы? Как исторически менялись ее идеалы и критерии? Чем отличается юношеская дружба от дружбы взрослых людей и как она соотносится с другими человеческими привязанностями?
Книга подготовлена в Отделе теории и истории социологии Института социологических исследований АН СССР авторским коллективом под руководством доктора философских наук профессора И.С. Кона. Главы первая, пятая, седьмая, введение и заключение написаны И.С. Коном, главы вторая, десятая и двенадцатая Е.В. Осиповой, третья И.С. Коном, четвертая А.Б. Гофманом и А.Д. Ковалевым, шестая М.С. Ковалевой, восьмая и девятая Л.Г. Иониным, одиннадцатая П.П. Гайденко.
Именной указатель составлен М.С. Ковалевой. Научно-вспомогательная работа выполнена М.С. Ковалевой.
Игорь Кон всю жизнь работал на стыке разных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии. С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин, как история социологии, социология личности, психология юношеского возраста, этнография детства, сексология. Некоторые его книги ломали привычные представления и становились бестселлерами.
Эта книга известного психолога и социолога И.С. Кона уникальна.
В ней обобщаются современные данные об однополой любви не только с позиций биологии и медицины, но и с точки зрения общественных и гуманитарных наук и психологии.
Автор подробно рассматривает различные теории гомосексуальности, историю и этнографию однополых отношений у народов мира, психологические особенности однополой любви и эротики, проблемы однополых браков и т.д. Подробно освещается история и положение инаколюбящих в современной России.
В книге проанализированы интересные исторические факты, касающиеся жизни многих известных и талантливых людей; без умолчаний, откровенно рассмотрены сегодняшние проблемы однополой любви в биологическом, психологическом, юридическом, гуманитарном аспектах.
Сходства и различия мужской и женской сексуальности - один из самых трудных вопросов сексологии. В нем сливается множество весьма разнородных проблем: анатомо-физиологические особенности, сексуальные реакции, сексуальное поведение и, наконец, сексуальные сценарии (мотивация, эротическое воображение, нравственно-эстетические ценности и т.д.).
Имя Игоря Кона широко известно. Его многочисленные книги вызывают неизменный интерес у читателей.
Книга построена на богатейшем изобразительном материале: в ней более 400 иллюстраций — от изображений эпохи палеолита, произведений мировой живописи и скульптуры до современной фотографии и даже рекламы. Изображения африканских вождей и китайских воинов, ольмекские статуэтки из Южной Америки и культовые фигурки папуасов поражают необычностью и выразительностью.
Гармоничные пропорции греческих скульптур, сдержанность образов средневековья, раскрепощение плоти эпохи Возрождения, спортивно-мускулистое тело, культивируемое милитаристскими идеологиями ХХ века, отражая идеалы своего времени, сменяют другу друга и остаются жить в изобразительном искусстве Гойя.
В настоящее время во всем мире много говорят о кризисе маскулинности и о том, что происходит с мужчинами.
Слова о феминизации мужчин, ослаблении отцовства и т.п. буквально не сходят со страниц массовых изданий. Однако зачастую теоретические споры не основываются на тщательном изучении фактов, а судьба России рассматривается так, будто она существует сама по себе, отдельно от остального человечества. В этой книге известный российский социолог И.С. Кон пытается прежде всего корректно сформулировать возникшие проблемы. Что значит кризис маскулинности? Как и почему меняются наши представления о маскулинности? Какие глобальные вызовы стоят перед современными мужчинами, способны ли они с ними справиться и как эти общие проблемы решаются в России?
Книга основана на результатах новейших мировых социологических, психологических и антропологических исследований. В ней нет технических деталей, но она рассчитана на вдумчивое чтение и самостоятельное размышление и может быть использована в качестве пособия по социологии, гендерным исследованиям, социальной антропологии и психологии.
Социально-педагогический анализ.
Книга известного социолога и психолога академика И.С.Кона, ведущего специалиста по юношеской психологии и по социологии сексуальности дает систематическое, основанное на новейших научных данных, сравнение основных тенденций развития подростковой и юношеской сексуальности в странах Западной Европы и в России за последние полвека.
Книга также содержит статьи по психологии подростковой и юношеской сексуальности, истории русской сексуально-эротической культуры и о мировых тенденциях сексуального поведения и ценностей в современную эпоху. Книга адресована социологам, психологам, педагогам, врачам, демографам, работникам культуры и социальным работникам, а также родителям и всем тем, кого интересуют проблемы современной молодежи в России и за рубежом.
В центре внимания автора — основные закономерности и свойства юношеской психологии с точки зрения формирования личности.
В книге показано, что становление личности молодого человека зависит от социальной среды, характера деятельности и от индивидуально-типологических особенностей юношей и девушек. Юность рассматривается автором как стадия жизненного пути и как этап социализации личности.
В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические вопросы этнографии и антропологии детства.
Раскрываются понятия, касающиеся проблем пола и процессов социализации мальчиков и девочек, показываются особенности социализации детей в современных условиях. Анализируются социокультурный феномен родительства, а также конкретные воспитательные практики.
В пособии впервые представлен полный отечественный университетский курс сексологии, базирующийся на новейших мировых научных данных. Рассмотрены основные понятия этой науки, современные подходы к сложным проблемам сексуальной жизни людей разных возрастов.
Изложение теории органично увязано с освещением практических знаний и умений, необходимых для здоровой сексуальной жизни. Наряду с отечественными и зарубежными научными исследованиями и социальной статистикой использованы произведения художественной литературы и изобразительного искусства.
Статьи словаря раскрывают основные понятия и положения марксистско-ленинской этики, сущность и принципы коммунистической нравственности и коммунистического воспитания, характеризуют важнейшие моменты истории этической мысли, взгляды мыслителей прошлого и современности.
Четвертое издание словаря доработано, в него включены новые термины, в том числе по проблематике, затронутой в партийных документах последних лет, материал статей обновлен, уточнен и приведен в соответствие с современным уровнем развития этической науки.
Книга избранных трудов видного ученого содержит его публикации по проблемам психологии, социологии, этнографии и культурологии.
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.
Кон И.С. — известный советский социолог, доктор философских наук, профессор Ленинградского университета, автор многих книг и статей.
В настоящей работе он подробно анализирует понятие личности, прослеживает основные этапы ее формирования у отдельного человека, а также проблему отчуждения и др.
Основанное на большом фактическом материале, издание предназначено для преподавателей общественных наук, пропагандистов, для всех, кто интересуется философией и социологией.
Книга ученого И.С. Кона представляет собой одну из первых в советской литературе попыток дать критический очерк основных направлений современной буржуазной философии истории.
Анализируя многочисленные работы буржуазных историков и философов (английских, американских, французских, немецких, итальянских, испанских и др.), автор обстоятельно разбирает и дает критическую оценку современным идеалистическим концепциям исторического процесса и исторического знания.
В очередном сборнике статей, посвященном традиционной педагогике, анализируются методы воспитания детей у аборигенов Австралии, маори Новой Зеландии, у некоторых народов Меланезии и Индонезии.
Комментарии читателей
Инкогнито / 16.03.2013 Включайте мозг, уважаемые.
Если бы И.С.Кон был откровенным дураком, научный мир никогда не признал его, как выдающегося ученого.
Так что, хватит демонстрировать недалекость и латентные особенности сексуальной ориентации.
Читайте также: