Чум и ненецкому автономному округу
В Ненецком автономном округе решили создать новую марку — "Сделано в НАО". Благодаря новому бренду художники, ремесленники и даже фермеры региона смогут объединяться и более организованно продвигать свою продукцию на российском и зарубежном рынках.
Мастерская прямо в лесу
Валерий Гударев вот уже почти десять лет делает традиционные ненецкие бубны из шкур оленей. Его мастерская находится прямо в лесу, в чуме, недалеко от столицы Ненецкого автономного округа Нарьян-Мара. Чтобы добраться до нее, мы встречаемся в центре города и выезжаем на машине Валерия, по дороге он немного рассказывает о себе и своем деле.
"Я сам коми (финно-угорский народ, коренное население Республики Коми — прим. ТАСС). Родился на востоке Ненецкого округа, работал в основном водителем, дальнобойщиком, автокрановщиком. Потом кураж прошел водительский, и я понял: надо что-то менять в жизни. Был у нас такой Коля Шаман, у него были бубны, он их использовал как расходник — где-то отсыреет, где-то покосится. Я стал их по его просьбе ремонтировать, потом у него вышла накладка — заказывать дорого и долго, и я начал для него бубны делать", — рассказывает Гударев.
Постепенно слава о новом мастере стала расходиться — пошли заказы от любителей традиционной культуры, туристов и даже кинематографистов. Так увлечение стало работой, которая начала приносить доход. Самую грязную работу — обработку и выделку шкур — он делает в чуме, а сами бубны изготавливает дома. У чума нас встречают собаки мастера. Рядом натянуты веревки, на которых висят десятки оленьих шкур.
При выборе шкуры, объясняет мастер, важно оценить — не "битая" ли она, то есть не кусали ли оленя оводы и не остались ли на коже отверстия, которых на бубне, конечно, быть не должно. Из одной шкуры выходит один большой бубен или около десятка маленьких, которые покупают в основном туристы — как сувенир.
"Самое главное — за лето приготовить оленью кожу, сейчас шкуры висят и отбеливаются, — поясняет Гударев. — Солнце — самый лучший отбеливатель. Потом несу замачивать в озеро, чтобы волос сошел, хотя, конечно, все равно остается то, что приходится дощипывать вручную. После обработки шкура кладется в морозильник, как заготовка, пока не потребуется".
Когда Гударев получает заказ, он размораживает кожу в течение нескольких часов и сырую надевает на обечайку — специальный обод. Обечайка делается из фанеры, потому что смолянистая древесина лесотундры при высыхании ведет себя непредсказуемо, а это может испортить бубен.
К ободу крепятся восемнадцать дужек — девять больших и девять маленьких. Они придают бубну форму, похожую на солнце. Звук будущего инструмента будет зависеть от толщины обечайки, а также от выбранной шкуры.
"Шкура оленя неоднородная, самые толстые места — это шея и кожа по хребтине. Звучание бубна зависит от того, какая часть натянута на него, в разных местах одного инструмента звук может отличаться", — говорит Гударев.
Бубны Гударева были на Олимпиаде в Сочи 2014 года, их заказывают нефтяники, московские певцы, артисты, депутаты, правоохранители. Работы мастера есть в Америке, Турции, Норвегии.
"Берут бубны хорошо айтишники. К примеру, приезжали москвичи, занимались программным обеспечением — толковые ребята, года два-три приезжали и покупали бубны. Они говорят: между бубном и компьютером существует связь. Если не идут дела, код не пишется или зависло что, лучше отвлекись на пять минут, покамлать. Не знаю, байка это или нет, но они мне так рассказывали", — улыбается мастер.
Но Гударев, конечно, мечтает наладить массовый сбыт продукции, и вот как раз это ему пока не удалось. Из-за этого иногда он делает по 200 бубнов в месяц, а иногда заказов нет неделями. Так что он очень надеется на продвижение под новым брендом "Сделано в НАО".
"Для чего этот бренд — "Сделано в НАО"? Чтобы нашу продукцию как-то продвинуть, популяризировать. Что ты один, в частном порядке сделаешь? А вот когда масса народа, когда заинтересованный коллектив, тогда уже пойдет дело", — уверен он.
Пимы и малица: тепло тундры
Продолжают древнее ремесло по изготовлению бубнов в округе не только в чуме Гударева.
В поселке Красное, в 30 км от Нарьян-Мара, работает Центр народных художественных промыслов и ремесел — небольшое семейное предприятие, которым руководит Лилия Тайбарей.
"Это у нас по роду идет — у нас прадед был шаманом. Как-то наш знакомый из Москвы спросил меня: а ты внучка Длинноволосого Ивана? Я отвечаю, что да, а он сказал, что узнал по нашему бубну, его форма передается из поколения в поколение", — рассказала Тайбарей, когда мы встретились в большом кирпичном доме, стоящем на одной из улиц поселка.
Однако бубны здесь делают не так часто, основное производство — одежда и обувь из оленьих шкур. В основном здесь шьют малицы, традиционную ненецкую мужскую одежду с капюшоном, пимы и бурки, так называют традиционную ненецкую обувь. Всего в каталоге семейного предприятия около 30 наименований. Только что здесь закончили большой заказ на шерстяные нюки — теплое покрытие для чумов.
"Шьем мы с детства, обучаем с пяти лет — у меня бабушка шила, прабабушка и прапрабабушка. Моя мама, к примеру, узнает вещи, которые шила моя бабушка. В девяностые годы это нам очень помогло, мы шили бурки, повседневную обувь, выменивали на продукты, иногда продавали, в конце девяностых у нас дорожники охотно покупали обувь. В 2000-х начали работать официально, сначала дома, потом нам привезли вахтовый балок старый, шили там, а потом папа, он у меня оленевод и строитель, сделал проект, год шло строительство, и в 2015 году въехали сюда", — говорит Тайбарей.
Первым делом, когда шкуры попадают к ним, семья Тайбарей их сортирует. Мастера стараются использовать все части оленя без отходов. Те части шкуры, что имеют ворс потолще и подлиннее, идут на нюки, из тех, где волос покороче, шьется одежда. А на обувь идет камус — шкура с ног оленя.
"Был период, когда люди меняли традиционную одежду на гагачью куртку, к примеру. Потом сравнили и поняли, что ничего лучше малицы нет. Да что там, в этом году был человек, русский, не ненец, который совершает поездки в дальние деревни на востоке. Сшили ему малицу, а он высокий такой, потом говорит, мол, представляете, не чувствую ветра", — рассказывает Тайбарей.
При обработке шерсти для одежды не используют никакой химии — только вода и опилки. Сложный рисунок составляется подбором цветного меха, без красителей. Это привлекает не только оленеводов, работающих в тундре, но и туристов, в том числе и из-за рубежа.
"К примеру, малицу нам заказывали из Латвии, женщина и мужчина, говорят, будут зимой у себя по площади ходить, хотя зимы у них по нашим меркам нехолодные. Из Норвегии недавно заказали восемь пар домашних тапочек — консул Норвегии брал себе. Приезжали женщины из Англии и Австралии — одна взяла себе тапочки, вторая — папку для бумаг из оленьей кожи, третья — меховое ожерелье с жемчугом", — вспоминает Тайбарей.
Сегодня, говорит мастерица, раскройкой занимается в основном ее мать. У нее самой практически не остается времени — все уходит на рекламу, продвижение в интернете, обработку заказов. Частично, надеются в Красном, эти функции может взять на себя единый бренд.
Оленья вырезка и чипсы
Сейчас в бренд "Сделано в НАО" входят не только мастера традиционных ремесел, но и пищевые предприятия. Под одним брендом собраны производители шоколада и мармелада с добавлением северных ягод, а также предприниматели, специализирующиеся на мясопереработке. Одно из них — Сельскохозяйственный производственный кооператив ЕРВ. Свою историю он ведет с 1992 года. Изначально участники кооператива имели 3,5 тыс. голов оленей, мясо которых они сдавали на местный завод.
Теперь предприятие имеет более 10 тыс. оленей и само делает мясную продукцию в новом небольшом цеху на окраине Нарьян-Мара. Хотя предприятие сравнительно небольшое — здесь перерабатывается около 65 тонн мяса в год, — оно делает 53 наименования продуктов: от колбасок для шашлыков до консервов.
"У нас вырезка идет в рестораны Архангельска. Это серьезная вещь, которая стоит серьезные деньги. Очень хорошо идут чипсы из оленины — это сыровяленая продукция, которая считается самой вкусной и полезной, поскольку ее не варят, не жарят. Но для нее нужно очень качественное мясо, высший сорт, желательно теленка", — рассказал ТАСС председатель СПК ЕРВ Петр Хабаров.
Хабаров в колхозе с самого начала — родился в Ненецком автономном округе, здесь же и вырос, затем учился в Ленинграде. Вернулся и начал работать в оленеводческом колхозе, а затем начинал это сравнительно небольшое дело. По его словам, для предприятия общий бренд НАО — это прежде всего продвижение продукции.
"Мы подходим к тому, чтобы производить продукцию небольшую по объему, но очень качественную, чтобы она пользовалась огромным спросом", — сказал Хабаров, имея в виду известность не только в регионе, но и за его пределами.
Работы над тем, чтобы предложить линейку северных деликатесов, идут не только в области мясопереработки. Сейчас предприятие строит цех по обработке редкой северной рыбы, которую члены колхоза ловят в водоемах региона. Уже сейчас они добывают 27 тонн рыбы в год.
Бренд "Сделано в НАО"
В настоящее время власти региона формируют не только бренд "Сделано в НАО", но и одноименную интернет-площадку. Об этом ТАСС рассказала Ирина Тихомирова, руководитель регионального Центра развития бизнеса, которая занималась созданием бренда.
"Мы постоянно сталкивались с тем, что НАО в принципе никто не узнает и все путают с ЯНАО. Мы решили сделать свой бренд, чтобы продвигать не только свою продукцию, но и регион в целом, чтобы мы стали узнаваемыми", — рассказала Тихомирова.
По ее словам, сейчас под одним брендом объединились уже 25 производителей. Предприниматели выбирают различные варианты продвижения и масштабирования бизнеса. Для этого существует несколько видов поддержки: участие в выставках и ярмарках, реклама на ТВ, публикации в СМИ, брендирование продукции, разработка концепций продвижения продуктов.
"Мы хотим на примере наших предпринимателей показать, что на самом деле это может быть прибыльный бизнес. Так как регион маленький, только личным примером можно вдохновить других тоже заняться бизнесом — человек видит, что у другого происходит, и тоже решает заняться бизнесом", — пояснила Тихомирова.
Константин Крылов
Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. В мире проживает около 45 000 ненцев и все они населяют территории Российской Федерации.
Народ поделен на две группы: лесных и тундровых. Вторая группа представляет большинство, лесных всего 1500 человек.
Где живут
Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.
Название
Ненецкий язык принадлежит к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:
- лесной, отличается разнообразным фонетическим составом, из-за чего языковой контакт с носителями второго диалекта весьма затруднен. Делится на различные говоры;
- тундровый, делится на восточные и западные говоры, носители которых хорошо понимают друг друга.
Религия
Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:
- добрые помогали людям в различных делах;
- злые насылали на человека болезни и несчастья.
На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.
В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.
Олени дают народу мясо и жир для питания. Часто оленину засаливают и хранят долгое время. Такое мясо едят сырым, коптят, вялят. Ненцы в свежем виде употребляют в пищу почки, печень, кровь оленей. Изысканной пищей считается для них язык, часть желудка сычуг, сердце. Чтобы выживать в суровых условиях, народ употребляет кровь и мясо в сыром виде, эти продукты не только утоляют голод и жажду, но и насыщают организм полезными веществами, витаминами В2 и С, которых в мясе оленя содержится немалое количество. Поэтому ненцы никогда не болеют цингой.
Деликатесом считаются молодые рога оленя — панты. Их хрящи наполнены кровеносными сосудами. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен). Из рыбы делают колотушку — сильно замороженную рыбу, которую разбивают целиком об стол.
Едят, кроме оленины, говядину, свинину, морских зверей, пресноводную рыбу, которую тушат или варят. Очень любят ненцы жареную на закрытом огне оленину. Это блюдо похоже на шашлык, только не маринованный. Строганину делают из сига, печени и оленьего мяса. Ненцы готовят суп с мукой, тушеное мясо с макаронными изделиями, блины с кровью. На гарнир обычно едят рис, макароны, овощи бывают в рационе довольно редко. Любимый напиток народа — чай, пьют морсы, компоты. Напитки готовят из ягод: морошки и черники. Варят кисель из ягодного сока с крахмалом. Хлеб предпочитают из ржаной муки.
Характер
Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов.
Внешность
Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного. Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета. Одежду украшают вышивкой и орнаментом.
Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца.
Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.
Жизнь
Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.
Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.
Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя. Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.
Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:
- Вануйта, включает роды: Вэнго, Соль-Вануйта, Вануйта, Луца-Вануйта, Сабы, Яр, Соплии Япти, Яптик;
- Харючи, включают роды: Нгано-Харючи, Харючи, Нгадср, Сюхуней, Ладукай.
Жилище
С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.
В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.
Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.
Культура
Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:
В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.
Традиции
Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.
Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.
К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.
Добро пожаловать в Ненецкий автономный округ!
Ненецкий округ
Что посмотреть
Туры
Полезности
Перед поездкой
О центре
Главная / Ненецкий округ / Культура и традиции / Коренные народы
Ненецкий автономный округ исторически является исконной территорией проживания ненцев — коренного малочисленного народа Севера, относящегося к тундровой группе. За долгие тысячелетия ненцы создали яркую и самобытную культуру, максимально приспособленную к суровым природным условиям Арктики.
Само название ненэць — "человек", ненэй ненэцъ — "настоящий человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII века.
У народа есть свой язык — ненецкий — относящийся к уральской языковой семье.
Стойбище (автор фотографии — Матвей Чупров)
Ненцы — исконные оленеводы! Часть оленеводов до сих пор ведут традиционный кочевой образ жизни, перемещаясь со стадами оленей по устоявшимся маршрутам — летом на север, а зимой на юг. Кочевой образ жизни повлиял на формирование многих элементов традиционной культуры — переносное жилище (чум), оленья упряжка и нарты, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, приспособленная к свирепым климатическим условиям. Можно сказать без преувеличения, что олень — основа жизни многих северных народов, в том числе ненцев!
Нарты (автор фотографии — Николас Мингассон)
Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарты — сани, в которые запрягают оленей, изготавливаются из ели или березы. Для ненцев характерна упряжка "веером", т. е. олени располагаются рядом (от 2 до 6–7). Нарты различаются в зависимости от их назначения и бывают легковые или грузовые. Всеми видами нарт ненцы пользуются в течение всего года.
Чум (автор фотографии — Евгений Шаталов)
Традиционное жилище ненцев — чум. Чум состоит из 25–40 (иногда до 50) еловых шестов, которые устанавливаются в форме конуса. Чем больше шестов, тем вместительнее чум и богаче семья. Зимнее покрытие для чума — нюк — шьется из оленьих шкур с подрезанной шерстью, летнее шилось из специально выделанной бересты (снятую бересту варили в течение суток в котлах, после чего складывали в два–три слоя и сшивали в большие полотнища). В настоящее время в качестве летнего покрытия используется брезент.
Внутри чума (автор фотографии — Николас Мингассон)
В центре чума находится очаг. В прошлом роль очага выполнял железный лист, на котором раскладывался костер. Сейчас вместо него используют металлические печи. В верхней части чума остается отверстие для выхода дыма, которое в случае дождя можно закрыть. Пространство справа и слева от очага служит жилой частью чума. По обеим сторонам очага раскладываются широкие доски — пол, за ними расстилаются циновки, сплетенные из болотной травы, хвойных ветвей или ивовых прутьев. Циновки покрываются оленьими шкурами — постелями, причем справа от входа обычно располагаются гости, слева — хозяева. Поселение ненецких оленеводов — стойбище — состоит из нескольких чумов. Для ненцев чум — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир!
Традиционная женская одежда
Традиционная мужская одежда (автор фотографии — Матвей Чупров)
За долгие века жизни в суровых северных условиях ненцы научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза. Одежда ненцев делиться на мужскую и женскую.
Традиционную одежду шьют из оленьих шкур. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды богато украшают меховой аппликацией, плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя.
В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном и пришитыми рукавицами — глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги (пимы) из камуса мехом наружу и чулки (либт) мехом внутрь. Для предохранения от сырости поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясывают ремнем, украшенным медными бляхами. В холодную погоду поверх малицы надевают совик — одежду с капюшоном, по крою схожую с малицей, но сшитую мехом наружу.
Женская одежда, в отличие от мужской, распашная. Шьется из оленьих шкур, с воротниками из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. Женские головные уборы имеют местные различия. Женская обувь отличается от мужской кроем.
Ненецкий малыш (автор фотографии — Матвей Чупров)
Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шьют одежду наподобие комбинезона.
В качестве летней одежды используют поношенную зимнюю без подклада, а так же суконные паницы (ной паны, нояца), по покрою схожие с зимней одеждой.
Автор фотографии — Николас Мингассон
Помимо оленеводства ненцы занимаются охотой (зимой) и рыболовством (летом). Территория расселения ненцев богата ценными пушными зверьками (песец, лисица, горностай, росомаха), породами рыб (пелядь, нельма, чир). Добывают куропаток и гусей.
Традиционная кухня ненцев представлена разными видами оленины, от вяленой и копченой до таких экзотических блюд, как сырое мясо и кровь оленя, а также речной и морской рыбой в сыром и вареном виде.
Шаман (автор фотографии — Алексей Бажуков)
Мировоззрение ненцев представляет собой сочетание древних анимистических взглядов на природу (трехчленное деление мира, духи природы) с возникшим позднее шаманизмом, когда появилась фигура шамана — посредника между людьми и духами. Шаманами нередко становились по наследству, как правило, по мужской линии. К шаману обращались в случае болезни, "неурожая" песцов в тундре, плохого улова рыбы.
Ненцы поклонялись богам в специальных святилищах. Они создавали идолов из камня или дерева, приносили им жертвы. Священных мест, в которых проводились такие обряды, было много, но центральное ненецкое святилище находилось на острове Вайгач. Сюда приходили на поклонение ненцы даже из самых дальних тундр, в том числе из–за Урала. Менее крупные святилища находились на пути кочевий, ненцы приносили там жертвы два раза в год — перегоняя оленей с летних пастбищ на зимние и обратно.
Ненцы — это люди, которые живут по суровым, но справедливым законам тундры, при этом, сохраняя свою яркую и оригинальную национальную культуру!
Календарь событий
Попав в Ненецкий автономный округ, вы окунетесь в затерянный мир, сохранивший свой уникальный колорит. Самыми привлекательными для туристов местами в НАО являются Тиманский кряж с его минералами и скалами выветривания, остров Вайгач — ненецкое святилище, и удивительной красоты ландшафты со скалистыми обрывами, каменными россыпями, обширными болотами, чистыми озерами и реками, красивейшими водопадами.
Читайте также: