Чум ненцев из картона
Описание презентации по отдельным слайдам:
Инструменты и материалы: Плотный гофрированный картон; Ножницы, циркуль, клей, карандаш, линейка; Ткань (брезент или сукно); Деревянные палочки длиной 30 см – 19 штук, нитки и иголки; Мех оленя или искусственный; Фольга цвета меди или бронзы.
Из картона вырезаем круг диаметром 30 см. Определим, где у чума будет вход. Отступив от края на 8 мм, с помощью циркуля, нарисуем круг. На круге карандашом нарисуем точки на равном расстоянии друг от друга (4 см). Там где будет вход в чум, оставим расстояние между точками 17 см. Острым концом циркуля слегка продавим нарисованные точки.
Приготовим наши шесты. Возьмем 2 палочки, это будут 2 основных шеста на которых держится весь чум. Основные шесты настоящего чума, на некотором расстоянии от верхнего конца имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке чума ставим их по обе стороны от настила (пола), на равном расстоянии от входа и противоположной стороны чума. Втыкаем острыми концами в картон и перекрещиваем несколько ниже веревочного кольца.
Затем продеваем другие шесты чума в веревочное кольцо. Для прочности острые концы шестов мажем клеем. Количество шестов должно соответствовать количеству дырок.
Покрышки чума Покрышки шьются примерно одинакового размера (несколько превышающего половину поверхности чума, их высота соответствует размеру шестов) и имеют форму усеченных секторов. Пришиваем к углам покрышек веревки, которыми они привязываются к шестам чума.
На остов чума натянем покрышки, начиная с левой стороны чума. Покрышку привязываем веревками, имеющимися на ее углах. Концы веревок привязываем у основания шестов. В верхней части чума остается не закрытое отверстие.
Берем правую покрышку и устанавливаем ее на нашем чуме. Правая покрышка должна закрыть вход в чум. Покрышку привязываем веревками, имеющимися на углах. Концы веревок тоже привязываем у основания шестов.
Вот и готов наш чум. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. Заселим его куклами в национальной одежде. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Взрослым – это для души. А для ребенка, чум, прежде всего, предмет для игры. Сделанная своими руками игрушка никогда не надоест. Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.
Выберите книгу со скидкой:
ЕГЭ-2020. Математика (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. Профильный уровень
350 руб. 121.00 руб.
Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 4 класс.
350 руб. 116.00 руб.
Повтори летом! Русский язык. Полезные и увлекательные задания. 3 класс
350 руб. 116.00 руб.
ЕГЭ. Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 205.00 руб.
ОГЭ-2019. Обществознание (60х84/8). 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ
350 руб. 222.00 руб.
Весь курс начальной школы в схемах и таблицах. Русский язык. 1-4-й классы
350 руб. 214.00 руб.
ОГЭ. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 189.00 руб.
Подарок умному малышу. Три первых учебника. Комплет из 3-х книг
350 руб. 533.00 руб.
Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. Все правила русского языка. 1 класс
350 руб. 116.00 руб.
Диагностические комплексные работы в начальной школе. 4 классе
350 руб. 105.00 руб.
Учим малыша писать. Рисуем, обводим, раскрашиваем
350 руб. 197.00 руб.
3000 примеров по математике (Внетабличное умножение и деление) 3-4 класс. + БОНУС
350 руб. 112.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
- Несговорова Галина ЮрьевнаНаписать 0 13.02.2016
Номер материала: ДВ-448859
-
13.02.2016 476
-
13.02.2016 771
-
13.02.2016 393
-
13.02.2016 283
-
13.02.2016 553
-
13.02.2016 410
-
13.02.2016 290
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Наверное не найти охотника, который не знает, что такое чум. Но мало кто знает, что из всех лесных жилищ, самым малопригодным для жилья был именно чум, до тех пор, пока уже в 19 веке вместо костра не стали ставить железную печку. А если в чуме обогрев идет от костра, то самая худая избушка с печкой покажется отелем.
Чум после зимы. Фото автора.
Но у чума есть одно и главное преимущество – минимум затрат времени и материалов на постройку. А если знать и применить небольшие хитрости, то и с костром жить в нем станет вполне комфортно. В любом случае, не сравнить с ночёвкой просто у костра – это не сон и не отдых, а перекантовка до утра, какой бы костер вы не соорудили.
В моём случае – это лесные гусиные болота, вокруг куропачьи места и ягодная горка, на которой всегда есть ягоды и медведи. Несколько лет я ходил туда весной, летом, осенью с возвратом в тот же день (что не очень легко) или с ночевкой у костра. Но когда мне одной весной пришлось ночевать там в снежной яме, тут я о чуме и вспомнил.
Как устроен настоящий чум, любой может посмотреть в интернете. Но я пошел своим, более простым путем.
Итак: берется всего четыре основных шеста, связываются на конце и устанавливаются. Диметр основания чума 3,5 метра, высота до перекрестия тоже 3,5 м.(это минимум). В верхней части укрепляете на 4-х гвоздях металлическое кольцо, диаметром примерно 75 см, - можно скрутить из проволоки, я нашел на старой лесной дороге стопор от колеса трёхоски (фото 1).
Позже, ниже я укрепил ещё одно кольцо, его видно на фото 3. И вот остальные шесты , которые короче основных, ставятся по кругу и вверху кладутся на это кольцо. Благодаря этому поверхность чума получается ровной и брезент ляжет ровно.
Чтобы они не двигались в стороны, всё скрепляется шпагатом (с перехлёстом). Я применил одножильную телефонную полёвку. Это также видно на фото 1. Всего получается 16 шестов. Для покрышки чума я взял старую армейскую палатку, приготовленную на выброс. Там, где это надо, брезент крепится гвоздиками с прокладкой из резины. Ничего я не кроил, крыл как само ляжет, но всеполучилось нормально.
Дыры в брезенте заклеил 88-м клеем. Как сделать вход – тут каждый сообразит и на фото это видно. Внутри сразу укрепил поперечный шест, на нём 2-3 веревочных петли и палки с сучком для котелков – двигаются вверх-вниз и вправо и лево (видно на фото 3 и 4).
Справа от входа оборудовал лежанку из чурок и досок – благо везде побывали геологи и на их старых стоянках много чего можно найти (фото 5).
Дымоход я первоначально сделал по размеру кольца, как видно на фото 3, но это работало довольно плохо и я дымоход переделал – опустил вниз сверху брезент, увеличил отверстие и сделал два перекидных клапана на коротких шестах (фото 8).
В зависимости от направления ветра, с наветренной стороны один клапан закрываешь. Чтобы (когда уходишь или на зиму) внутрь не попадал дождь, снег, сделал накидку на двух шестах из прорезиненного брезента (фото 6, 9).
Но всё дело в том, что когда вход в чум закрыт, от дыма спасения нет, только у самой земли. Если приоткрыть немного вход, то холодом тянет по всему чуму (в настоящих чумах ночью костер не жгли, а спали, зарывшись в оленьи шкуры или спальники). Для костра нужна тяга и я приспособил для этого раздвижную трубу диаметром 25см из прокладочного картона, перемотанного обыкновенным скотчем.
Сгореть эта труба не может, т.к. до костра она не доходит сантиметров 40, а необходимую тягу создает. Кладётся или от входа или через клапан с противоположной стороны, в зависимости от направления ветра. Трубу эту видно на фото 4. Вот после этого в чуме стало можно жить.
Из чего жечь костёр – ну сухарник понятно, но для ночи нужна сырая сосна или берёза и не так много, как кажется. Правда, тут вы нарушаете Лесной кодекс, но и чум строите не в Химкинском лесу. А по этому кодексу и сухостой и валежник трогать нельзя. Из инвентаря вам надо иметь в чуме топор и нормальную ножовку, простую, практически бросовую посуду, и то вы можете, уходя, все это спрятать.
Чумработница на Ямале — основа основ. Как правило, это не просто жена оленевода, а многодетная мама, ведущая все хозяйство в чуме. Все это уже само по себе — огромная работа. А женщина еще и помогает во всем мужу, и кочует с ним и своей большой семьей от стойбища к стойбищу.
При этом чумработниц до сих пор оформляют как "оленеводов третьего разряда", что не вполне соответствует их функциям и не гарантирует соблюдения прав. Корреспондент ТАСС провела день с чумработницей и узнала не только о том, как живут и трудятся женщины этой редкой профессии, но и как крадут ямальских невест, разрешено ли у ненцев многоженство и почему женщинам тундры очень нужна законодательная защита.
Чум теплый и светлый
Галина Матарас родилась в многодетной семье потомственных оленеводов и рыбаков, сегодня руководит региональной общественной организацией по содействию коренным малочисленным народам Севера "Минлей". Мы встретились в ее стойбище в двух километрах от Салехарда.
"Проходите просто так, обряд очищения сейчас не проводится, потому что зима сама убирает с человека всю скверну городскую. А вот в чум заходят по строгим правилам. Женщина берется за края покрытия чума (мы бы назвали это "дверь") и, повернувшись через левое или правое плечо, проскальзывает внутрь, чтоб тепло не выходило. Мужчина входит в чум взмахом покрытия через спину", — учит нас Галина.
Внутри светло — электричество подается от генератора — и гораздо теплее, чем ожидалось. Никаких обогревателей, только печка-буржуйка в центре и дрова. По полу уложены доски и оленьи шкуры, разуваться не надо. Дым уходит через трубу в верхнем отверстии, сквозь которое видно небо.
Нас приглашают за низенький стол около печки. Племянник Галины, Эдейко, заносит две задубевшие рыбины (щекур) — значит, будут угощать строганиной — и садится во главе стола. Племянница Галины, Татьяна, и подруга, Анна Дмитриевна, ставят деревянную посуду с большими кусками разваренной оленины, хлебом, в кружки наливают наваристый мясной бульон. Внукам Галины, Олегу и Веронике, 5 и 6 лет, они только проснулись, поэтому в трапезе участвовать не будут, но с интересом наблюдают за гостями заспанными глазенками.
"Женщина на центральные места не садится, пусть она даже крутой начальник. Почему так? Потому что мужчина главный", — объясняет хозяйка.
День чумработницы
Мужчина — добытчик и охотник, он выбирает место стоянки. Но в чуме все делает женщина: она управдом, повариха, врач, швея, учитель и экономист в одном лице, рассказывает за чаем Галина Матарас.
Чумработница так же, как и обычная домохозяйка, готовит, убирает, стирает, воспитывает детей, а еще выделывает шкуры, одевает всю семью. И все это в условиях арктической тундры и постоянной необходимости каслать (кочевать) за стадом оленей. В год около 120 перемещений, почти каждые два-три дня. Надо разбирать и снова ставить чум. Зимой на это требуется около часа. Муж, как правило, занят, и нужно рассчитывать только на себя.
"Женщина просыпается первой и весь день в движении. Утром топит печь, ставит чайник, разогревает еду, проверяет, просохла ли обувь и одежда. Обычный завтрак — чай, хлеб с маслом, сахар, отварная оленина или уха из рыбьих хребтов. Из оленины женщины умеют готовить котлеты, пельмени, супы, плов, пирожки", — делится Матарас.
На улице женщине надо сбить с чума налипший снег, набрать десятки ведер снега или льда, чтобы растопить их и получить воду, в почти пустынной тундре найти сухих веток, чтобы развести огонь.
"Вручную женщина шьет мужскую и женскую верхнюю одежду — малицы и ягушки, пимы — высокие меховые сапоги и нюк — изделие из оленьих шкур, которым накрывают чум, его нужно менять каждые два-три года. Вместо привычных ниток — скрученные волокна из спинной жилы оленя", — показывает Галина.
Моются ненцы прямо в чумах, но говорить на эту тему — табу. "Мы даже почти избежали ее при сьемках фильма "Белый ягель", — Галина выступила консультантом игровой кинокартины в 2014 году. — Бывает это редко — раз в неделю или в месяц, в остальном — текущая тундровая гигиена, своего рода искусство, личная гигиена и уход за детьми от женщины тундры требуют особых навыков".
"Если в городе человек помылся не вовремя, он пошел в баню и отпарился, у нас один раз проморгал — заболел", — рассказывает Галина. Допустить потницу, опрелости или воспаления матери ни в коем случае нельзя.
Увезу тебя я в тундру
Отношения здесь строятся тоже не так, как на Большой земле. Женихи обычно высматривают невест по весне на главном празднике коренных народов Крайнего Севера — Дне оленевода. Прямо во время него можно официально посвататься к девушке.
"Конечно, сейчас в этом деле не последнюю роль играет любовь. Но самая главная причина официального сватовства у ненцев — олени, нужно объединить богатства. Невесту выбирают из благополучной, крепкой семьи, чтобы не было болеющих родственников. Что касается "украденных", то в этом случае считается, что девушка сама пришла к парню, ее никогда не назовут женой, будут говорить с пренебрежением "это его женщина", пока она не родит третьего или пятого ребенка", — отмечает Галина.
Ненцы не играют свадьбы поздней осенью и зимой, потому что солнца нет и день короткий. А если на улице буран, то женитьбу и вовсе отменят, плохой это знак.
Выкуп невесты обязателен. В день свадьбы она ждет в родном чуме, родители крепко держат дверь изнутри и не пускают родственников жениха до тех пор, пока не получат от них достаточно подарков: платки, сукно, пушнину, бусы, украшения из серебра или бронзы. К золоту ненецкие девушки равнодушны. Если подарков мало, невесту могут спрятать в чуме, а вместо нее подсунуть переодетую старушку. Иногда такое проделывают и просто ради забавы.
"Пока сваты вырывают двери, в аргиш (олений обоз) усаживают маленькую девочку, и он носится вокруг чума как угорелый — один, три, семь кругов. И ни один олень не должен споткнуться, ничего не должно порваться, как этот аргиш промчится, такая и будет у дочери семейная жизнь. Невесту наряжают в белое, выводят из родительского чума, усаживают в нарты (деревянные сани) и накрывают с головой. Она уходит из этой семьи и не должна видеть обратный путь", — говорит Матарас.
Ямальские султаны
На следующее утро после свадьбы молодая жена встает раньше всех и растапливает печь. Огонь даст ей предсказание — примут ли ее в новой семье, будет ли она единственной женой.
"Важно, сразу огонь разгорелся или нет. Если потух — это дурной знак. И хорошо, если никто этого не заметил, ведь потом всю дальнейшую жизнь свекровь будет причитать: "Ага, в то утро у нее огонь не сразу разгорелся, поэтому у нее дети не такие и вообще все не то", — поясняет Галина.
Среднее количество детей в семье коренных ямальцев — пять или шесть. Рожают прямо в чуме, обычно помогает повитуха или сам муж. "Но есть единицы, кто бездетные. Тогда с согласия жены оленевод может взять себе вторую жену. Бывает и три жены, но тогда рядом ставится еще один чум. Мужчина может взять вторую жену еще и в том случае, если первая болезненная, а в чуме работы много", — добавляет она.
Молодые примерно год живут в чуме с родителями жениха, потом ставят свой. Если женщина овдовела, то ее выдают за младшего брата мужа. Одной в тундре, особенно с детьми, не выжить.
Хранительницы Севера
Галина Матарас первая публично озвучила идею включить "чумработницу" в классификатор рабочих профессий России, чтобы женщины тундры могли получать достойную зарплату и пенсию.
"Это было на 49-м слете оленеводов Ямальского района. Я выступала с трибуны и такие овации сорвала, у меня мурашки до сих пор, как вспомню. Тогда мы просили выйти с инициативой к президенту России Владимиру Путину, чтобы "чумработницу" включили в классификатор профессий, чтобы, как все, она имела социальные гарантии — отпуск, больничный, декрет", — вспоминает Галина.
На том самом слете в 2010 году Галина сказала, что чумработницы — не просто жены и матери, не просто труженицы, а хранительницы традиционного уклада жизни кочевых народов Севера. "Они делают то, что не сделает ни одна государственная программа. Кроме того, обыкновенная женщина в том же Екатеринбурге может найти себе подработку, пока у нее сил хватит, а у тундровички выбора нет. Она, как правило, многодетная мама, воспитывает юных граждан России, за это ведь ей можно давать хотя бы минимальную зарплату, коэффициенты, надбавки", — считает Матарас.
Ее идею поддержали власти региона и лично экс-губернатор ЯНАО, ныне министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин. Но пока решение по этой законодательной инициативе на федеральном уровне не принято.
Депутат Госдумы, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков говорит, что "полномочия по работе с этим перечнем профессий отданы Министерству труда и социальной защиты РФ", куда правительство Ямала и направило в установленном порядке документы для включения женщин в этот перечень. "Но пока они не включены. Просто надо к этому вопросу возвращаться, в плане работы он стоит", — отметил Ледков.
А пока женщины тундры продолжают ставить чумы, рожать детей, кочевать, хранить традиции Севера в надежде, что государство все-таки обратит на них внимание и защитит законом.
Коренное население Ненецкого АО ненцы. Издревле они вели кочевой образ жизни, занимаясь оленеводческим хозяйством и путешествуя по бескрайней тундре. В наши дни ничего не изменилось. Только в чумах ненцев появились сотовые телефоны, интернет и спутниковое телевидение, а вместо открытого очага по центру располагается буржуйка на дровах. Это обусловлено особенностью разведения и естественного выпаса оленьего стада: каждые 1−2 месяца приходится перемещаться, чтобы его прокормить.
Кочевые ненцы живут обособленно, но в целом плотно связаны с администрацией округа как с точки зрения бизнеса, так и в смысле образования своих детей. Ежегодно в конце августа вертолёт забирает всех учащихся а в конце декабря возвращает назад. Часто вместе с детьмя в посёлок улетают и женщины.
Не знаю, есть ли в городе специально построенный чум для туристов со значками, сувенирами и ненцами в национальной одежде. В колхозном чуме всё гораздо прозаичнее. Одежда ненца ватник и валенки. На экстренный случай есть одежда из оленьей шкуры. Это один из самых тёплых материалов унты, шерстяной свитер, верхняя одежда из шкуры с капюшоном. Даже в самый лютый мороз и пургу одежда из шкур сохраняет тепло. Ещё непременными атрибутами настоящего ненецкого чума являются баклажки со спиртом; моргающий свет от неровной работы генератора; хаски; пьяный ненец; очень пьяный ненец и ненец, убитый в ссанину.
В 33−градусный мороз ехать на снегоходе со скоростью полсотни километров в час чертовски холодно. Ехать же пассажиром сзади пиздец, как холодно. От встречного ледяного ветра водителя закрывает лобовое стекло. Пассажира водитель закрывает только условно. Но дело совсем не в том, что холодно лицу. Проблема с руками приходится изо всех сил держаться за боковые ручки, и примерно через 15 минут езды по морозной тундре пальцы уже не двигаются. Причём перчатки не спасают, нужны специальные лыжные варежки с внешней ветровой защитой. Также существует реальная угроза простудить коленные суставы, которые никуда не спрячешь.
Дорога пролегала мимо Пустозёрска города-призрака.
В наше время города уже не существует. Основан он был в 1499 году князем Иваном III, и стал первым русским городом за полярным кругом. Название происходит от озера Пустое, на мысе которого он был расположен. Вплоть до 1780 года Пустозёрск являлся административным, торговым, культурным и религиозным центром Печорского края.
Город служил местом ссылки и заключения. Сюда был сослан старообрядец протопоп Аввакум, приговорённый к сожжению в 1682 году.
Часовня и трапезная имени протопопа Аввакума. Была освящена в 2012 году в честь 330−летия гибели Пустозёрских узников.
Время в пути тянулось бесконечно. Это, пожалуй, было одно из самых тяжёлых испытаний выносливости на тот момент.
В конечном счёте мы достигли цели. Чум издалека приятно дымил буржуйкой и источал изнутри живительное тепло. Проводники пригласили нас внутрь и попросили часок подождать, пока они съездят чуть дальше за мясом.
Деревянные сани. Летом ездят по тундре не хуже, чем по снегу зимой.
Это стадо насчитывает около 250 оленей.
Лайки не мёрзнут. Они спят, окапываясь в снегу, и иногда весело резвятся на трескучем морозе. А мороз крепчал. По ощущениям было заметно холоднее, чем утром.
Конструкция чума простая деревянные направляющие, на них кладётся войлочный утеплитель, а сверху оленья шкура в несколько слоёв. Если не топить печку будет холодно, поскольку всё тепло мгновенно выходит наверх. Но учитывая одежду ненцев и их привычку, им подогрев требуется не в таком количестве, как нам. Главное укрыться от пурги.
Идеи для вашего дома.
Второй ненец Ваня был более бодрым, но менее словоохотливым. Поэтому мы начали пить спирт, закусывая его остывшим оленьим языком и запивая чаем, который слабо подогревался на еле тлеющей буржуйке.
Вечерело. Мороз становился крепче, по ощущениям было около - выйдя на улицу, всё тело мгновенно сжималось, и с каждым разом надежда согреться отдалялась всё дальше. Буржуйка почти потухла, как и взгляд Вани; генератор начал издавать голодные икающие звуки; а Саня снова поднялся знакомиться.
Пора было налаживать быт самостоятельно. Мысль о перспективе заночевать в остывшем чуме мгновенно вывела из крови весь алкоголь. Генератор быстро заполнили бензином, напилили и накололи дров растопили буржуйку сырой древесиной.
Ночь. Мороз под - Ехать домой около 2,5 часов. В эцихе ехали поочерёдно. Дважды заезжали на попутные электростанции, чтобы немного прийти в себя.
Лёжа в эцихе, можно было о многом подумать: и о происходящих с нами событиях, и о суровом северном крае, и о людях, которые здесь живут, работают и выживают.
Вот сейчас я пишу этот текст и думаю, что же можно добавить к вышесказанному? Определённо, не стоит ездить в мороз в железной ванне для сырой оленины.
Читайте также: