Чума характеристика раймона рамбера
Родился писатель осенью 1913 года в Алжире. С началом Первой мировой войны отец мальчика погиб, и забота о семье легла на материнские плечи.
Когда Альбер подрос, он получил стипендию в местном лицее, а после его окончания продолжил учебу в Оранском университете.
В начале 40-х писатель переезжает во Францию, где сотрудничает с Движением Сопротивления. Примечательно, что в отличие от СССР, в котором борьба с фашизмом была единственным способом для людей выжить, во Франции гитлеровцы вели себя более толерантно, и многие французы поддерживали их. Участие в Сопротивлении приравнивалось к подписанию смертного приговора исамому себе, и не многие французы рисковали своим благополучием и присоединялись к нему.
Жизнь этого человека оборвалась в январе 1960 года, когда он попал в автомобильную аварию. Похоронили Альбера Камю на Лурмаренском кладбище на юге Франции.
Предыстория романа
Идея написать роман о фашизме, возникла у Камю еще в начале 40-х, когда он преподавал в Оране. Однако работу над романом начал только в 1943-м Альбер Камю.
Композиция романа по главам
Язык произведения довольно сух и лишен эмоций, ведь это роман-хроника, состоящий из записей доктора Бернара Риэ и приехавшего незадолго до начала эпидемии Жана Тарру.
Всего роман состоит из 5 глав, каждая из которых иллюстрирует определенное эмоционально состояние людей по отношению к чуме:
Главные герои романа
Стоит сначала рассмотреть главных действующих лиц романа, прежде чем начать краткий пересказ содержания.
Чума (Камю Альбер акцентировал на этом внимание) является главной героиней произведения.
Противоположностью доктора является молодой журналист из Парижа Раймон Рамбер. Несмотря на многое пережитое (воевал в Испании), репортер остается очень эмоциональным человеком. Случайно оказавшись в зачумленном городе, он пытается выбраться из него ради возвращения к любимой супруге.
Еще один яркий персонаж - Жан Тарру. Он с детства рос в достатке, но, осознав, что другие живут хуже, решил посвятить свою жизнь помощи им. Спустя время Тарру обнаруживает, что своими попытками помочь он часто делал еще хуже. Несмотря на горькое разочарование, с приходом чумы Тарру оставляет свои философствования и организовывает первый добровольческий медицинский отряд, помогающий бороться с заразой. В конечном итоге этот герой гибнет от чумы в преддверии победы над ней.
Отец Панлю. Этот образ воплощает в себе все нюансы христианского мировоззрения. Поначалу он трактует эпидемию как Господнее наказание за грехи жителей города. Однако со временем оказывается, что от заразы гибнут и невинные дети, и старые грешники. Несмотря на это, священник не теряет своей веры и принимает происходящее со смирением. Он становится помощником атеиста Риэ и заботится о больных, не жалея сил. Заболев, священник отказывается от лечения и принимает смерть с распятием в руках.
Второстепенные герои
Мелкий внештатный работник мэрии, 50-летний Жозеф Гран совсем не похож на героя. В обычной обстановке он - классический неудачник, не способный приспособится к жизни. Из-за этого он беден и брошен супругой. Роман всей его жизни так и остается на уровне первой фразы об амазонке. Однако в момент общей беды в этом маленьком человеке просыпается мужество. Он - герой, но не из тех, кто бросается грудью на амбразуру. Грану во время хаоса эпидемии удается сохранить спокойствие и продолжать день за днем регулировать работу дружин. Заболев чумой, он чудом выздоравливает, и это происшествие становится началом победы над заболеванием.
Контрабандист Коттар – яркий пример тех людей, которым несчастья только на руку. Пока все гибнут от эпидемии, он радуется наступившему хаосу, из-за которого избегает тюрьмы. Ему удается сколотить состояние во время страшного несчастья, однако внутренняя пустота и одиночество приводят его к сумасшествию. В начале романа он пытается повеситься, но эта суицидальная попытка более похожа на крик о помощи. За его показным равнодушием скрывается одиночество, с которым герой так и не справляется.
Есть в романе и несколько женских образов. В первую очередь это супруга доктора - самоотверженная женщина, до последнего старающаяся не волновать мужа и скрывающая ухудшение своего здоровья.
Такой же достойной выглядит и мать Риэ. Она проявляет доброту и заботу к сыну и его друзьям. Недаром Тарру восхищается ею в своих записях.
Еще в романе упоминается верная супруга Рамбера, дожидавшаяся мужа все время, пока он был заперт на карантине.
Итак, I глава. В ней рассказывается об алжирском приморском городе Оране.
В начале апреля доктор находит на ступеньках своего дома мертвую крысу, а позже еще одну. Проводив супругу на поезд (она уезжает лечиться в санаторий), Риэ обсуждает с местным следователем увеличение количества крыс в городе. Во второй половине дня доктор дает интервью корреспонденту из Парижа Рамберу.
Через несколько дней крысы в городе стали выползать из своих нор целыми стаями и гибнуть. Их количество столь возросло, что только за один день был сожжен 6 231 крысиный трупик.
Вскоре сторож из дома доктора заболел странным недугом и умер. К тому времени крысы исчезли, а люди стали болеть неизвестной лихорадкой с летальным исходом. Риэ собирает коллег, чтобы выяснить, что это за болезнь. Результат анализов показывают, что это необычного вида чума.
Власти города не спешили реагировать на эпидемию, и только стараниями Риэ удалось заставить их провести профилактические меры. А тем временем количество смертей достигает 30 за день, и лишь тогда город закрывают на карантин.
II глава. Даже после начала карантина горожане не могли никак осознать реальности происходящего. Однако когда количество умерших превысило несколько сотен, они начали бояться. Многих жителей отправили в отпуск за свой счет, бензин и продукты первой необходимости продавались лимитировано. Многие магазины закрывались, и только кафе процветали.
В конце первого месяца карантина к доктору пришел журналист Рамбер и попросил помочь ему выехать из города. Риэ не смог посодействовать парню, и тот стал искать другие пути через контрабандиста Коттара.
Тем временем от заразы в день умирало более 100 человек. Чтобы навести порядок, Тарру уговаривает Риэ организовать санитарные группы. Рамбер, ожидая возможности сбежать из города, тоже начинает работать в санитарных дружинах.
III глава. В городе участились случаи мародерства. Бедняки больше страдали, нежели богачи, однако чума не щадила никого. Гробов не хватало, и тела умерших начали сжигать. Люди были в отчаяньи.
IV глава. Чума продолжает свирепствовать. Рамбер, получив возможность сбежать из города, но, воодушевленный примером доктора, остается работать в санитарных дружинах, переписываясь с супругой. В городе разработана новая противочумная вакцина, однако она не помогает. Вскоре умирает священник Панлю. Гран заболевает, но внезапно выздоравливает, а за ним еще несколько больных, и становится ясно, что эпидемия идет на спад.
V глава. Вопреки постепенному отступлению чумы, жители города не могли поверить в это. Однако в преддвериие победы над чумой заболел и умер Тарру, что подкосило доктора даже более, нежели последующее известие о смерти жены в санатории.
В феврале с города был снят карантин, и люди радовались, встретившись с родными после долгой разлуки. Доктор же продолжал работать и размышлял о том, что вирус чумы не убит и способен вернуться в любой момент.
Символы в романе
Самым главным символом в романе-притче является сама чума. Ее распространение происходит вопреки всем законам логики и справедливости. Она не щадит никого: умирают и благородный мечтатель Тарру, и честный священник Панлю. В то же время старик Гран выздоравливает, а контрабандист Коттар не заболел вовсе. В узком понимании чума – это фашизм, едва не погубивший Европу. Однако Камю предлагал понимать ее как символ глобального неистребимого зла, которое всегда рядом, готовое напасть, и с которым нужно бороться постоянно.
Еще символичны предвестники чумы – крысы.
Экранизация
Несмотря на популярность романа, экранизировали его только в 1992 году.
План
1. История создания романа, тематика и проблематика произведения.
2. Жанр, фабула, символичность названия.
3. Система образов в романе:
в) Раймон Рамбер;
4. антигуманной и аморальная позиция Коттар и старого астматика.
Задача для подготовительного периода
1. Повторить понятие "эссе", "хроника", "притча", "натуралистическая" и "символическая" детали.
2. Определить, прокомментировать детали с символической нагрузкой.
3. Составить цитатных таблицу для характеристики образов: ГЕРОИ // характерные черты // ОТНОШЕНИЕ К ЧУМЫ
4. Добрать заголовки к каждой части романа, так чтобы они воспроизводили оба плана - реалистичный и символический.
1. Камю А. (Материалы к изучению творчества) // Всемирная литература. - 1999. - № 3. - С. 21.
2. Камю А. // Всемирная литература. - 2004. - № 4. - С. 52-55.
3. Волощук Е. Духовные и художественные достижения литературы экзистенциализма. // Зарубежная литература. - 2000. - № 20 (180). - С.
4. Горидько Ю. Изучение творчества А. Камю // Зарубежная литература. - 2005. - № 3 (403) - С. 5-16.
6. Марченко Ж. "Абсурд жизни - это вовсе не конец, а только начало" (Ж.-П. Сартр) (по роману А. Камю "Чума") // Зарубежная литература. - 2005. - № 3 (403). - С. 17-20.
7. Нагорная А. Ю. Постигая творческую манеру писателя сквозь призму его философских идей. На материале романа "Чума" Камю // Всемирная литература. - 2005. - № 6. - С. 61-64.
8. Попович М. Мятежный Камю // Зарубежная литература. - 1998. - № 20 (84).
9. Токманъ Г. А. Камю: диалог писателя и философа с другими и с самим собой // Зарубежная литература. - 2001. - № 5 - С. 51-54.
Инструктивно-методические материалы
Наиболее выдающимся из произведений, написанных Камю, считался его роман "Чума". Произведение писалось во время Второй мировой войны и был опубликован уже после ее окончания, в 1947 году. Отдельные фабульные мотивы и отзывы творческого замысла романа встречались и в других произведениях Камю, в частности в сборнике новелл "Лето", в драме "Калигула" и "Состояние положении". Заметную роль в формировании творческого замысла романа сыграли и те бытовые детали и наблюдения, которые запали в воображение писателя во время его пребывания в Оране. Одним из таких ярких впечатлений, в частности, стал образ "кошачьего старичка", который неоднократно упоминал в романе и который имел реальную жизненную основу: странного старика, который пидманював котов, а потом плевал им на головы, Камю действительно видел на одной из улиц Оран. Первый вариант названия произведения появился в 1941 году: "Чума, или Приключение (роман)". Тогда же Камю начал интенсивно изучать литературу, тематически связанную с характером творческого замысла. Камю работал над романом очень тщательно, постепенно расширив круг персонажей, задействованных в сюжете. От одного варианта рукописи к другому изменились и планы писателя по композиционного построения произведения некоторых его фабульних мотивов и жанровой формы.
Жанр романа определяли как притча - это поучительная аллегорическая рассказ, в котором фабула подчинена морализаторскими части произведения, это инакомыслие. В притчах сосредоточена определенная морализаторская идея. Это - своеобразный авторский монолог, разбитый на отдельные партии, врученные разным персонажам. По жанру - роман-предупреждение, роман-предостережение. Хроника датирована достаточно точно - 194 . год. Это Вторая мировая война. В это время слово "чума" можно было услышать где угодно. "Коричневая чума" - так говорили о фашизме, и сейчас говорят. Сквозь записи хроники вырисовывался образ "исторической чумы". В романе чума отождествлялся с войной.
"В мире всегда была чума, всегда была война. И однако же, и чума, и война, как правило, заставали людей врасплох". Итак, Чума - Война - зло - Абсурд.
Символичность НАЗВАНИЯ
Метафизического зла, неотделимо от бытия
Трагической "судьбы человеческой", ибо зло непобедимо
Образ Чумы поставил перед героями следующие вопросы:
1. Что такое жизнь?
2. Что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии зла?
3. Что значит человеческое счастье?
4. значит религия?
Экспозиция произведения - хроника тяжкого года в Оране. Пройдя сквозь городские ворота вслед за очевидцем того, как однажды тут вдруг вылезли из подвалов тысячи крыс и вспыхнула эпидемия чумы, читатель попал в печальные кварталы, выжженные солнцем.
Завязка - спор доктора Рие с коллегами и чиновниками, которые не желали взглянуть правде в лицо и признать, что они имеют дело с чумой.
Развитие действия - создание санитарных дружин, попытки Рамбера бежать из Орана, достижения чумой своей высшей точки.
Кульминация - изобретение вакцины и спасения первых больных.
Развязка - снятие санитарных кордонов, приход к Орана первого поезда, смерть жены врача, Рие у умирающего Тарру.
Финал романа открыт. Наверное, потому, что уничтожить чуму невозможно, поскольку при определенных условиях она снова вернется
Фабульную основу романа составила рассказ о отчаянную борьбу жителей алжирского города Оран с эпидемией чумы, внезапно вторглась в размеренную и спокойную жизнь города разрушила его привычный ритм и вселила в сердца еще недавно уверенных в себе оранцев ощущение полной незащищенности, неуверенности, одиночества и страха смерти . Композиция романа построена в форме четкого хроникального изложения событий, которые представлены в их последовательном временном течении, при этом также распределение частей произведения приведен в соответствие с природного распределения отрезков времени. А именно: все события, изложенные в романе, разворачивались в течение одного года. Пять частей, из которых состоял роман, почти точно распределены по временам года и последовательно фиксировали все этапы нарастания, обострения и спада чумной эпидемии. Весной, в первой части романа, чума впервые обнаружила свои страшные знаки в городе. Лето, события которого охватили вторая и третья части романа, - это период непрерывного нарастания и катастрофического обострения масштабов эпидемии. Осенью - в четвертой части романа - показано, как постепенно эпидемия стабилизировалась, не сбавляя, но и не увеличивая количества своих ежедневных жертв. Наконец на конец декабря эпидемия полностью сошла на нет.
Рассказ в романе построена в форме своеобразной хроники, которая велась от лица рассказчика и достаточно скрупулезно и последовательно фиксировала все этапы развертывания эпидемии чумы и перипетии сопротивления, который пытались совершить этом страшном бедствии жители города. На первых страницах романа этот рассказчик не раскрывает своего имени, но дальше мы узнали, что это один из главных героев произведения - врач Бернар Рие.
Образ врача стал одним из центральных в произведении. В романе он выступил как один из "летописцев" - рассказчиков, глазами которого мы видим изображены в произведении события. Он происходил из семьи рабочих, в него смертельно больная жена, бережно относился к выполнению своих врачебных обязанностей. Нравственную позицию
Рие определил абсолютно бескомпромиссное отношение к бедствия, перед врачом, не стоит вопрос: бороться или нет с чумой. Рие прекрасно понимал собственную ограниченность и всю бесперспективность борьбы с чумой и несмотря на это без каких-либо колебаний включился в эту борьбу и боролся до конца. Он способен и на самопожертвование, но в исполнении своих обязанностей не видел ничего героического.
Врач понимал, что чуму не одолеть, как преодолеть и абсурдности мира, но смысл собственного бытия и бытия каждого человека герой видел в том, чтобы не сломаться перед давлением бессмыслица, не покориться ему, совместными усилиями противостоять ему и хотя бы в этой идее человеческой солидарности найти смысл, который оправдает личное существование каждого.
Жан Тарру - это также один из ведущих персонажей романа и также герой-идеолог и летописец чумы. Для него чума - это не просто эпидемия, локальное бедствие, а символ человеческого бытия вообще. Еще до эпидемии, признав человеческую жизнь зачум-ным, он пытался с этим бороться, противостоять всем, что внесло в жизнь человека страдания и смерть. Герой стал на борьбу с чумой, организовав в городе санитарные дружины. На протяжении почти всего романа фигура Тарру оставляла несколько загадочной и неопределенной, хотя именно он инициировал решительные меры, направленные на борьбу с чумой. И только практически в самом конце романа рассказал историю своей жизни, которая объяснили его поведение и характеризовала его мировоззрение. Детство и юношеские годы летописца сложились вполне безоблачно. Его отец был помощником прокурора и прилично обеспечивал собственную семью. Но однажды парню пришлось присутствовать на заседании суда, где его отец требовал смертного приговора для молодого человека. Тарру увидел испуг подсудимого, почувствовал дыхание смерти, и мир сразу изменился в его глазах.
С тех пор он возненавидел мир, в котором люди убивали друг друга, бессмысленный мир жестокости и насилия, который с тех пор ассоциировал для него с чумой, а состояние человека, признала правомерность и превосходство над собой такого положения вещей - зачумленным.
Раймон Рамбер - парижский журналист. Он приехал в Орана, чтобы написать репортаж о санитарном состоянии города и, можно сказать, случайно попал в карантин, вызванного эпидемией. Его первой мыслью была мечта о побеге из изолированного города. В Париже его ждала любимая женщина, и ради счастья с ней готов был пренебречь той общим делом борьбы против чумы, к которой призывал Рие. Рамбера нельзя назвать трусом. По его словам узнаем, что он в составе интернациональных бригад участвовал в войне с фашистами в Испании. Мысли о побеге появились у него не от страха. К бегству его побудило любви, которое он считал самой большой ценностью в жизни. Но, несмотря на то, что Оран чужое для него город, Рамбер приходит к осознанию того, что нельзя оставаться равнодушным к страданиям ближнего.
Нравственная позиция Рамбера также оказалась созвучной взглядам Рие и Тарру, но, в отличие от них, он пришел к пониманию необходимости сострадания и солидарности не сразу, а в процессе тяжелых моральных колебаний и раздумий.
Жозеф Гран олицетворял мир "маленьких людей", посягательства и мнения которых не достигали дальних философских обобщений. Из романа узнали, что из-за отсутствия средств не получил диплома, который бы удостоверял его образование. Когда предложили работу мелкого служащего в мэрии с низкой зарплатой, согласился. С тех пор в течение 22 лет в его жизни почти ничего не изменилось. Он - человек бесцветная и даже странная. Из-за бедности его оставила жена, но он надеялся ее вернуть и написал роман. Гран, для которого несовершенство мира ассоциировал исключительно с неустроенностью собственной судьбы, включился в борьбу против чумы без пафосных декларативных заявлений, рассматривал ее как закономерное продолжение своей повседневной, рутинной работы.
Отец Панлю - герой-идеолог - занял в романе особое место. Тезис об абсурдности мира для него принципиально неприемлема. Поэтому чуму, как источник беспорядка, священник в первых своих проповедях соотносил с карой Божьей, которую насылала небо на грешников.
Не все герои произведения выступили как идейные единомышленники. Контрабандист Коттар разделил тезис об абсурдности мира, но, в отличие от других, последствия этого, усилившегося чумой, общественного хаоса его вполне устраивали, поскольку оправдывали его деятельность и практически и теоретически. Находясь в постоянном конфликте с законом, чувствуя себя отчужденным в обществе, которое опирается на любой, хотя бы элементарный порядок и установленные им моральные ограничения, Коттар еще до эпидемии чумы узнал это состояние зачумлености и теперь радовался, что общее состояние зачумлености, который охватил город, словно выровнял его с другими жителями Орана. Именно по этим причинам чума для него - не угроза, а скорее - моральная союзница, которая оправдала его действия и внесла смысл в его существовании. Поэтому он не заинтересован в борьбе с ней. Словом, чума ему выгодна. Мужчину одинокого и одновременно нуждающегося своим одиночеством она обратила на сообщника. Потому что он явный сообщник, сообщник, доволен своим положением. Герой - соучастник всего, что подмечал: предрассудков, неразрешенных страхов, болезненной уязвимости растревоженных душ. Коттар понимал, что уважение и заинтересованность, которую проявили к его личности Рие, Тарру, Рамбер или другие жители Орана, которых он обеспечил контрабандными товарами, временная и обусловлена только состоянием их совместной зачумлености.
По этим причинам (персональной зачумлености в мире, который стремился избавиться чумы) пытался лишить себя жизни в начале романа и в отчаянии открывал огонь по прохожим, которые в конце романа радовались избавлению города от чумы.
Старый астматик - это одна из самых колоритных и необычных фигур в романе. Больной старик, старый астматик, как его назвал в романе рассказчик, относился к числу постоянных пациентов доктора Рие, кроме того, он его сосед. Старичок этот на самом деле странный настолько, что его можно было принять и за сумасшедшего, но оказалось, что свои нелепые и комичные поступки каждый раз аргументировал своеобразной жизненной философией. Как верить женщине, он еще в молодости имел свои химеры. Его никогда ничего не интересовало: ни работа, ни друзья, ни музыка, ни женщины, ни прогулки. Он и из города ни разу не выезжал; только однажды, когда в семейных делах ему пришлось ехать в Алжир, сошел на ближайшей от Орана станции - дальше путешествовать ему было не под силу - и первым же поездом вернулся домой. Старый объяснил Тарру, пораженном таким замкнутым образом жизни, что по религии первая половина человеческой жизни - это восхождение, а вторая - спуск; когда начался этот спуск, дни человека уже принадлежат не ей, их могут ежеминутно отобрать. И ничего тут не поделаешь, поэтому лучше вообще ничего не делать.
Фактически своим поведением старый астматик декларировал позицию отстраненности от жизни, отказа участвовать в решении злободневных проблем, стоящих перед обществом. Философия астматика - это доведенная до логического конца концепция "странного", абсурдизированное позиция человека, не признала смысла жизни через его абсурдность, и в конце концов довела собственное существование до состояния полной бессмысленности.
"Чума" (1947) – второй вершинный роман Камю. Дальнейшее развитие и одновременно обогащение мотивов, запрограммированных в "Постороннем". Более того, новый этап в художественном преломлении экзистенциалистской философии в творчестве писателя. Камю – и это была существенная черта его творческой индивидуальности, – не был неизменен в своем миропонимании. Пребывал в движении, извлекал уроки жизни и не избегал признания своих ошибок. В романе, написанном уже после войны и крушения фашизма, нет безнадежного пессимизма. В нем виден "свет в конце туннеля". По свидетельству самого Камю, луч надежды, вспыхнувший в финале романа, – итог освоения писателем опыта победы над фашистской "чумой" и героики французского Сопротивления. Но эти новые философские подходы получили у Камю специфическое выражение на языке аллегории и притчи. Сама же структура романа – сложна и многопланова.
Как и в "Постороннем", место действия – Северная Африка и конкретно город Оран. Его поразила эпидемия чумы. В пей – квинтэссенция смертоносной природы фашизма. Эпидемия не просто косит людей. Главное, она парализует их волю. Фазы ее распространения, реакция на нее разных лиц и слоев общества – все это символично и значимо. В памяти всплывают события недавнего прошлого, а в них – важнейшие уроки.
При первых признаках эпидемии запираются ворота. Запрещен выезд из города. Будучи блокирован, он – символ оккупации. Чума же – метафора "атмосферы удушья, опасности и изгнания".
Хроникальная манера повествования, избранная Камю, позволяла писателю рассмотреть проблему в историческом контексте. Смысл аллегории очевиден. Распространение чумы – это этапы усиления фашизма в обстановке трусости и попустительства властей (намек на буржуазные правительства Европы, повинные в "мюнхенском" предательстве). Появление чумных крыс на улицах Орана, начальные симптомы болезни вызывают у городской "головки" желание сделать вид, что опасности нет. Затем наступает переполох среди оранцев, желающих смягчить приступ страха посредством ускоренного захоронения умерших, интенсификации работы крематория, расширения услуг черного рынка.
В "Чуме" Камю ориентирован на художественную методологию вольтеровских философских повестей. Романные персонажи в своей реакции на эпидемию демонстрируют определенную идейно-философскую позицию. Отец Панелу наставляет горожан в том смысле, что чума нам послана свыше в качестве "бича", дабы поразить грешников. Тарру – непротивленец, хочет быть в стороне, ни во что не вмешиваться, поскольку в природе заведено быть бичам и быть жертвам. Поэтому сострадание к последним – бесполезно. Принципиально значим парижский журналист Раймон Рамбер, случайно оказавшийся в зачумленном городе. На первых порах он предпринимает огромные усилия, чтобы бежать из этого опасного места и воссоединиться со своей любовницей. Но в тот самый момент, когда Рамбер получает наконец возможность покинуть Оран, он неожиданно решает остаться. Им движет не только профессиональная журналистская потребность увидеть, запечатлеть трагические события, но и нравственные соображения. Это прозрение, обретенное в результате пережитых испытаний. Посреди всеобщего горя ему "стыдно быть счастливым в одиночку".
Не менее значима фигура протагониста, доктора Бернара Риэ, носителя нового аспекта в экзистенциалистской концепции Камю. Он отказывается безропотно подчиняться злу. Он ему сопротивляется. И своим примером влияет на решение
Рамбера. Риэ и его коллеги не знают, как лечить чуму, однако он предпринимает все, чтобы спасать людей, хотя и признается: его самоотверженный труд – это все же "бесконечное поражение". Но его человеческий долг – противостоять чуме. Риэ изолирует больных, проводит карантинные мероприятия, организует больницы и санитарные дружины. Вместе со своим верным помощником Граном, скромным мед- статистиком, неудачливым и в жизни, и в делах служебных, Риэ – пример стоицизма. А подобная позиция, по Камю, – оптимальная форма противостояния окружающему хаосу. Один из пациентов Риэ рассуждает о том, что "чума все та же жизнь". Чума – это, конечно, фашизм, но не только. Камю понимает зло метафизически: оно укоренено в самом миропорядке, а потому войны и трагические катаклизмы – неизбежны. Свобода выбора в подобных ситуациях – выражение достоинства и чести человека.
В финале романа звучит светлая нота. Чума временно отступает, а ликующие жители Орана приветствуют Риэ. Значит, в жизни победы возможны, если не окончательные, то хотя бы частичные. Сама притчевая природа романа предопределила наличие в нем целого комплекса актуальных нравственно-этических проблем. Писатель их ставит, заставляет читателя задуматься и, понимая их сложность, не всегда предлагает их однозначное решение. А это дало основание одному из наших лучших и проницательных прозаиков Василю Быкову назвать роман "Евангелием XX в.".
Нобелевская премия — швейцарская престижная премия, присуждаемая за большой вклад в развитие искусства, науку, имеющая международный формат.
Автор романа Чума
Экзистенциализм — философия двадцатого века, направленная на акцентирование уникальности человеческой жизни.
Краткое содержание
По сюжету страшная эпидемия — чума — поражает город в Алжире под названием Оран. Описываемые события происходят в середине двадцатого века. Жители города испытывают ужасные страдания, сильную боль и страх перед неизбежностью смерти. Город закрывают на карантин, и на протяжении эпидемии полностью меняются взгляды и поведение людей, находящихся в нём.
Описываются проблематика и множество примеров поведения человека в ситуации, когда чувства безысходности и горя являются приоритетными и неизбежными. Рассматривается, как справляются с этим разные персонажи и как меняются их чувства от начала эпидемии до её завершения на протяжении полутора лет.
Занятые своими постоянными делами, они поначалу не успевают осознать всю важность и кратковременность жизни, но с началом повальной болезни приходит возможность анализировать и думать о своём мировоззрении, о жизни и смерти, о добре и зле. Человечность этих людей хорошо раскрывается именно в этот решающий момент их жизни. Близость смерти даёт им шанс осознать настоящее счастье, которое было до начала эпидемии. И заботы о власти, благосостоянии оказываются ничтожно малыми перед лицом настоящей опасности — смерти.
Большинство людей в романе выбрало для себя позицию наблюдателей. Закрывая глаза на происходящее в начале эпидемии, бо́льшая часть жителей так и осталась пассивными созерцателями, перекладывая возможное освобождение на волю божью, чудо или других героев.
Характеристика главных героев
Не менее важный герой романа Коттар — противоположность доктору, хорошо характеризующий общество. Коттар невежливый, замкнутый, молчаливый.
Роман начинается с попытки Коттара совершить самоубийство, но с началом эпидемии его поведение сильно меняется. Коттар, тративший больше, чем зарабатывал, был причастен к контрабанде нормированных товаров. Коттар перепродавал сигареты и алкогольные напитки, цены на которые росли с каждым днём, и сколотил себе таким образом небольшое состояние.
Но именно теперь, когда чума, казалось, уходит вспять, заползает обратно в ту неведомую нору, откуда она бесшумно выползла весной, нашёлся в городе один человек, которого, если верить записям Тарру, уход её поверг в уныние, и человеком этим был Коттар.
- Чудом выздоровевший работник мэрии, представитель власти Гран Жозеф первый положил начало спада болезни.
- Священник отец Панлю пал жертвой чумы, но отчаянно боролся и сопротивлялся до последнего.
- Журналист Раймон Рамбер, случайно оказавшийся в городе, пытается всеми силами выбраться из него, но остаётся и до последнего борется и помогает доктору Риэ.
Описание по главам
В романе пять глав. Название каждой главы характеризует проблемы и этапы развития эпидемии.
На всём протяжении романа крысы являются символом чумы.
Сам Альбер Камю утверждал, что главный герой романа — это сама страшная, непобедимая зараза чума. Долго жители города не принимали и не понимали предстоящую опасность. Оказавшись заложниками собственных желаний, они боялись смотреть глобально и, как часто бывает, относились к предстоящей беде как к чему-то, что происходит не с ними.
Общее дело объединило многих людей. Начинают приниматься меры, иногда не совсем действенные, например, властями объявляется неделя молений.
Стали сильно распространены попытки покинуть закрытый город, на улицах и в душах поселился изнуряющий страх.
Началась волна возникновения пожаров и, как установило следствие, это было дело рук отчаявшихся и потерявших разум от бед и утрат людей, вообразивших, что огонь убьёт чуму.
Из-за большого числа жертв с летальным исходом со временем похоронный обряд превратился в довольно-таки неприглядную формальность, и родственникам запрещали присутствовать на нём. Нехватка гробов и времени на ритуал погребения вынудили власти использовать большие ямы для похорон покойников, ставших жертвами чумы, а после вовсе начать сжигать трупы в мусоросжигательной печи.
Экономическая жизнь Орана быстро пошла на спад, в эти дни нищета оказалась сильнее страха, тем более что труд оплачивался в зависимости от степени риска. Эгоизм личности отошёл на второй план, на его место пришло только то, что интересовало всех прочих. Они вращались в кругу общих идей, и даже сама любовь приобретала абстрактное обличье.
Горе сделало своё дело, и постоянный страх обезличил людей, испытывающих его. Усталость заполонила сердца, и разуму необходимо было включить функцию самосохранения, которая вытекала из атрофирования чувств сострадания и жалости к другим. Чувство усталости и безразличия поселилось в душах. Машинальное исполнение своих обязанностей и холодный расчёт были возможностью самосохранения.
В любой беде есть люди, наживающиеся и использующие горе себе на пользу. Так и в городе Оране они не заставили себя долго ждать и при первой же возможности проявили качества своего духа. Казалось бы, страшная болезнь должна была упрочить узы равенства между всеми гражданами, а получилось совершенно иначе — чума в силу обычной игры эгоистических потребностей ещё больше усилила в сердцах жителей чувство несправедливости.
С крыс начинается 1 глава, на крысах заканчивается и четвёртая. Они снова появляются в городе, но уже не как знак не предстоящего бедствования, а освобождения. Случаи ремиссии повторяются всё чаще. Болезнь начала отступать.
С апреля никто ни разу не видел в городе ни одной дохлой крысы. — Неужели начнётся всё сызнова? — спросил Тарру у Риэ. Старик радостно растирал руки. — Вы бы только увидели, как они бегают! Одно удовольствие.
Жители города не спешили предаваться ликованию. На протяжении всей эпидемии люди превзошли науку осмотрительности и постепенно отучились рассчитывать на близкий конец. Несмотря на это, в глубине каждого сердца зарождалась великая, потаённая надежда. Боясь разрушить свои мечты и ожидания, люди надевали маску скептицизма и предостережения, боясь ошибиться и спугнуть предстоящую радость и освобождение от всеобщего зла. Последней жертвой чумы стал друг и помощник доктора Бернара Риэ Тарру.
Камю пишет, на мой взгляд, немного мрачновато и пугающе.
Прочитала роман на одном дыхании. Альбер Камю поражает глубиной мысли. Он действительно был гением и заслужил звание лауреата Нобелевской премии.
Читайте также: