Чума тайна черной смерти
Человек Средневековья был беззащитен перед великим множеством смертельно опасных болезней. Люди ничего не знали о том, как распространяются заболевания, не имели ни малейшего представления о микроорганизмах. Зато тогда почти повсеместно была распространена вера в сверхъестественное. Болезни считались карой Божьей, а также результатом вмешательства в жизнь человека потусторонних сил. Эпидемия чумы, унёсшая в XIV веке жизни почти трети населения Европы, не могла не породить в суеверных умах легенд, которые объясняли происхождение ужасной болезни.
Предвестники беды
Алый шарф
Народному сознанию свойственно создавать персонификации отвлечённых понятий.
Когда чёрная смерть ужа начала свой путь по Европе, стали говорить о таинственной леди чуме, которая, словно призрак, плывёт по воздуху, видимая лишь некоторыми из смертных. Незаметно касается она того, кого избирает своей жертвой, — и дни его сочтены. Также говорили, что леди чума бродит по улицам городов и деревень и, выбрав дом, который желает посетить, просовывает под его дверь либо бросает в окно свой ярко-алый шарф.
По всей Европе была распространена легенда о бесстрашном фермере. Однажды на закате, стоя на пороге своего дома, расположенного на самом краю деревни, крестьянин увидел женщину, которая быстро двигалась по направлению к нему. Она не шла, а летела над землёй, потому что по-другому нельзя было объяснить её столь быстрое приближение. Женщина выглядела бледной и.изможденной, а на её шее алел шарф, конец которого путница сжимала в руке. Фермер понял, что перед ним сама леди чума. Он бросился в дом и схватил топор. Когда женщина приблизилась к двери и взмахнула рукой, в которой был зажат шарф, крестьянин, зажмурившись, ударил топором по тонкому запястью. Когда он открыл глаза, то никого не увидел — ему лишь показалось, что у его ног что-то алеет, но, возможно, это были последние лучи закатного солнца…
Сам крестьянин вскоре заболел и умер, но другие дома в этом селении чума не тронула.
Испугавшийся пастор
Даже когда болезнь, забрав тысячи жизней, отступила, память народа сохранила множество легенд о призраках, чьё появление так или иначе связано с чумой. В английском графстве Гемпшир есть деревня Вернхам Дин, через которую проходит дорога под названием Чут Козвей. Выходя из деревни, дорога поднимается на холм.
В лунные ночи можно наблюдать, как на холм по дороге поднимается человек, сгорбленный под тяжестью огромного мешка. Но он никогда не достигнет вершины холма, ибо этот человек — призрак. Его путь длится уже не одно столетие. Много лет назад он был священником в Вернхам Дин, и когда разразилась эпидемия чумы, предложил тем, кто был болен, перебраться на холм за деревней, чтобы обезопасить остальных жителей. Он пообещал приносить больным пищу и заботиться о них. Но страх оказался сильнее, и священник, выйдя из деревни с мешком провизии, так и не поднялся на холм. Услышав стоны и плач больных, он в ужасе бросил свою ношу и со всех ног кинулся бежать. Легенда гласит, что в наказание за своё малодушие он поднимается на этот холм каждую ночь в течение уже множества лет.
Грязные деньги
На севере Англии обитает другой призрак, чьё появление также связано с чумой. Суинсти Холл — богатое поместье, но если ночью побродить по саду, окружающему большой господский дом, то можно увидеть на берегу ручья человека, который что-то сосредоточенно моет в воде. Это первый владелец поместья, некто Робинсон. Рассказывают, что он был обычным лондонским бродягой, который промышлял в столице мелкими кражами. Но когда началась эпидемия чумы, многие дома оказались заброшенными, а нажитое их хозяевами добро — никому не нужным. И тогда Робинсон принялся обыскивать такие дома, не брезгуя брать даже монеты, которые клали на глаза покойникам. Вскоре он собрал достаточно денег, чтобы, покинув Лондон, вернуться на родину. Там он купил Сунсти Холл, где прожил до конца своих дней.
Но после смерти Робинсона ждало суровое возмездие — уже не одно столетие пытается он отмыть свои деньги, добытые нечестным путём, но до сих пор не видно результата его трудов.
Вестница беды
Когда Чёрная смерть разразилась в северной части графства Линкольншир в середине 14 века, больные и отчаявшиеся люди обратились за помощью в ближайший госпиталь аббатства Торнтон. Там погибло так много людей, что члены духовенства были вынуждены хоронить тела в общей могиле.
Именно такое братское захоронение обнаружила группа археологов в 2012 году. Некоторое время назад специалисты из Университета Шеффилда тщательно изучили останки жертв Чёрной смерти и выяснили новые подробности.
Так, люди были похоронены в 1300-х годах. В могиле находились останки 48 мужчин, женщин и детей, более половины из них были младше 17 лет.
Эксперты предположили, что причиной гибели этих людей стала быстро распространяющаяся эпидемия. Это заключение было сделано не только из-за количества трупов, но из-за самого разного возраста жертв. Дело в том, что на средневековых кладбищах большинство могил принадлежат либо очень молодым, либо очень старым людям, которые во все времена были особенно уязвимы к болезням и травмам.
"Но это не тот случай", — прокомментировал ведущий автор исследования доктор Хью Уиллмотт (Hugh Willmott) из Университета Шеффилда.
Время смерти этих людей совпало со вспышками чумы в Англии, а анализ больших коренных зубов, взятых у 16 погибших, выявил ДНК чумной палочки. В результате у учёных не осталось сомнений в причинах гибели этих людей.
Интересно, что массовые захоронения жертв чумы ранее были найдены в Лондоне ("Вести.Наука" писали об их исследовании). Здесь болезнь распространялась подобно лесному пожару, поскольку люди в Лондоне жили очень плотно. Однако до 2012 года учёные не находили подобных братских могил жертв Чёрной смерти в сельских районах.
Возможно, что люди продолжали жить в этих районах так же, как раньше, несмотря на гибель людей от чумы. Иными словами, они по-прежнему хоронили каждого усопшего в отдельной могиле.
"Когда люди умирали, их хоронили обычным способом — в отдельных могилах на обычных кладбищах. Когда же вы находите братскую могилу, это говорит о серьёзном нарушении уклада жизни. Мы думаем, что именно это и произошло в Торнтоне", — поясняет Уиллмотт.
Обычно умерших людей хоронили в Линкольншире на территории приходской церкви, расположенной примерно в 1,6 километра от аббатства. Но, возможно, чума к тому времени уже унесла жизни священника и могильщиков, поэтому местная община не смогла справиться с большим количеством умерших, рассуждает Уиллмотт.
"И что они сделали? Они обратились к каноникам, которые проживали в аббатстве. И те уже решили, как хоронить умерших", — добавляет учёный.
В братской могиле тела лежат близко друг к другу, но не друг на друге. Тела молодых и старых людей лежат вперемежку.
Исследователи не нашли никаких личных вещей за исключением средневековой пряжки от ремня, которая, скорее всего, упала в братскую могилу случайно (её не удалось причислить ни к кому из усопших).
Расположение тел указывает на то, что они были похоронены в один день. Тем не менее тело каждой жертвы чумы было, вероятно, обёрнуто в саван (ткань уже давно истлела, но на то, что каждый умерший был "спелёнут", указывает положение костей скелета), а также помещено в могилу с большой осторожностью клириками местного госпиталя, отмечают авторы исследования.
В начале 1350-х годов Чёрная смерть утихла в Англии, однако она унесла жизни половины населения страны. И всё же жизнь продолжалась, и в течение столетия численность населения достигла прежней отметки, отметил Уиллмотт. Он также добавил, что человечество смогло справиться с этой серьёзной пандемией.
Научная статья по итогам исследования представлена в издании Antiquity.
Добавим, что ранее в распространении Чёрной смерти в Европе учёные обвинили насекомых, реабилитировав таким образом грызунов.
СТАТЬИ | КНИГИ | ФОРУМ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | ССЫЛКИ | ОБ АВТОРЕ |
---|
Об авторе : Михаил Васильевич Супотницкий - кандидат биологических наук.
Эта чудовищная эпидемическая катастрофа средины XIV столетия вошла в историю человеческой цивилизации, как пример совершенно невообразимого для человека разгула смерти, всеобщего ужаса и сумасшествия. Страх перед чумой, оставшийся в памяти людей, сопровождал европейцев все последующие годы и до сегодняшнего дня он не позволяет приблизиться к пониманию причин этой трагедии.
Как это было
1 ноября 1347 г. черная смерть появилась в Марселе, к январю 1348 г. волна эпидемии докатилась до Авиньона, и затем чума стремительно распространилась по всей Франции. Папа Климент VI, приказав, анатомировать трупы, чтобы найти причину болезни, бежал в свое имение рядом с Валенсией, где закрылся в одиночестве в комнате, постоянно жег огонь, чтобы выкурить инфекцию, и никого к себе не допускал. В Авиньоне смертность была так велика, что не было никакой возможности хоронить покойников. Тогда Папа освятил реку и торжественно благословил бросать в нее тела умерших от чумы людей.
Почему все это произошло?
И, наконец, существует еще одна закономерность, не имеющая никакого отношения к учению о природной очаговости чумы, но которую из истории эпидемий уже не выкинешь. Обе пандемии чумы начинаются на фоне свирепствующей уже несколько столетий проказы, и постоянно растущего количества заболевших натуральной оспой. Невольно складывается впечатление, что чума как бы завершает какой-то многовековой пандемический цикл, в котором последовательно участвуют малоконтагиозные возбудители медленных инфекций и высококонтагиозный вирус натуральной оспы.
Реликтовый очаг чумы
Здесь я прошу Вашего разрешения сначала дать его определение, а уже потом его объяснить.
Реликтовый очаг чумы — территория, неопределенно долго включающая природный очаг чумы, о существовании на которой в прошлом вспышек чумы среди людей известно из исторических источников. Что говорит в пользу их существования?
Прежде всего, строение генома возбудителя чумы. В отличие от своего эволюционного предшественника, возбудителя псевдотуберкулеза, геном возбудителя чумы дегенеративен. Много генов, кодирующих факторы вирулентности, у него выключены, а вот у маловирулентного псевдотуберкулезного микроба, они присутствуют. Но утрата генов у паразитов происходит вследствие их большей специализации к организму хозяина. Это явление называется дегенеративной эволюцией и имеет характер общебиологического закона. Например, у ленточных червей при специализации к человеку до предела упрощаются нервная и пищеварительная системы. В отличие от ортопоксвирусов, имеющих широкий круг хозяев среди грызунов, упрощен геном и у высокоспециализированного к человеку возбудителя натуральной оспы.
Недавно был установлен предполагаемый хозяин Y.pestis, это одноклеточные почвенные животные – амебы. Наличие паразитирующих в них чумных бацилл доказано с помощью методов молекулярной диагностики. Обычно такие бактерии не удается размножать на искусственных питательных средах. Это состояние называют некультивируемостью бактерий. Следовательно, для описания эпидемических процессов вне учения о природной очаговости чумы, оставляющего основную роль в поддержании Y.pestis в природе за грызунами, необходимо предложить другие определения ее природного резервуара и природного очага.
Природный резервуар возбудителя чумы — совокупность одноклеточных организмов — биологических хозяев Y.pestis, без которых ее существование в природе, как биологического вида, невозможно.
Природный очаг чумы — географический ландшафт, в почве которого методами молекулярной диагностики доказано присутствие возбудителя чумы в некультивируемом состоянии (холодный очаг), и/или на его территории фиксируются эпизоотии и эпидемии чумы (пульсирующий или активизировавшийся очаг).
Попав организм человека или грызуна, Y.pestis использует те же механизмы специализации, которые позволяют ей поддерживаться среди почвенных одноклеточных организмов, эволюционных предшественников фагоцитов. Так как жизнь или смерть случайно инфицированного теплокровного организма ничего не значит для поддержания такого паразита в природе, то его вирулентность не лимитируется необходимостью сохранения жизни своим жертвам.
Синхронность масштабного появления чумы и проказы объясняется тем, что возбудители этих болезней поддерживаются в сходных экосистемах. Та же последовательность событий, которая приводит к колебательным процессам в экосистемах лепрозного микроба, оказывает аналогичное действие и на экосистему “простейшие—Y.pestis”.
Закончилась ли Вторая пандемия чумы?
Анализ хронологии вспышек чумы привел нас к пониманию условности выделения третьей пандемии из второй, по крайней мере, если использовать общепринятые временные критерии. И вот почему. Если считать третью пандемию явлением хронологически самостоятельным, то тогда между ней и второй пандемией чумы должен быть временной промежуток, который можно охарактеризовать как прекращение чумы. Новая пандемия по масштабу охваченных ею территорий, должна, по крайней мере, превышать масштабы активизации очагов чумы последнего всплеска их активности в прошлую пандемию. Такую границу можно провести между первой и второй пандемиями, но вот с третьей, начало которой относят на 1894 г., это сделать невозможно.
Начатая здесь тема продолжается в статье "ГДЕ СКРЫВАЕТСЯ ЧУМА?"
Чума — один из самых ярких образов, ассоциирующихся у нас со Средневековьем. Для той эпохи она стала не просто болезнью, повлияв почти на все сферы жизни. Социальные и экономические процессы, религия и суеверия, искусство — что еще эта страшная эпидемия изменила навсегда?
Чума пришла с Востока, где бушевала еще в начале десятилетия, и первым под удар попал Крым, а вслед за ним — Константинополь. В ту эпоху торговля на Средиземном море имела огромное значение и велась очень активно, так что болезни не потребовалось много времени, чтобы на кораблях добраться до крупных итальянских портов и Марселя.
Разгул мракобесия и чумные погромы
Многие видели в чуме наказание свыше, подыскивая объяснение происходящему в искаженных пересказах библейских легенд, и пытались остановить эпидемию с помощью религиозных обрядов. Устраивались массовые шествия с самобичеванием, священники низшего звена на ходу выдумывали новые ритуалы вроде протягивания нити вдоль городской стены.
Высшие церковные иерархи не решались вмешиваться в ситуацию, хотя у них на глазах формировались настоящие многотысячные секты. Ватикан понимал, что молитвы от болезни не помогают и людям нужна хоть какая-то отдушина.
Если примитивные суеверия заставляли людей запираться в домах или покидать города, то вдохновители движений бичевавших себя флагеллантов или расхаживавших по городам в белых одеждах bianchi делали обратное. Массовые мероприятия — не лучшая затея во время эпидемии, что и говорить.
Другие находили более рациональные объяснения: дескать, такая страшная напасть не может возникнуть сама по себе, и Господь не настолько жесток — это злой умысел или людей, или самого дьявола. Разумеется, в поисках виновных добрались и до мнимых колдунов и до еврейских кварталов.
Вот здесь церковь уже не оставалась в стороне и пыталась воспрепятствовать кровопролитию — как увещеваниями, так и прямыми запретами: за самосуд грозили отлучением. Увы, далеко не всегда это останавливало толпу.
Католическая церковь в то время была самой могущественной организацией в Европе — Ватикан нередко диктовал свою волю даже королям. Но в годы черной смерти она оказалась практически бессильной: видя реальное положение дел, люди или стремительно теряли веру, или, напротив, становились неуправляемыми фанатиками.
К счастью, в сложившейся ситуации все-таки нашлись те, кто был готов действовать решительно и эффективно. На авансцену истории вышли светские власти.
Холоднокровные карантины и укрепление светской власти
Тем не менее присутствие в очагах эпидемии людей, способных навести хоть какой-то порядок, помогало. Однако на борьбу были брошены не только чумные доктора.
Наиболее страдавшие поначалу от эпидемии итальянские города быстро отреагировали на ужасные события, учредив специальные комиссии, призванные заниматься этим вопросом. Серьезного опыта борьбы с настолько страшной напастью не было, но власти, тем не менее, приняли ряд разумных мер. Прежде всего, создали команды по сбору, вывозу и захоронению в отдельных могильниках трупов.
Кроме того, власти разработали ряд серьезных карантинных мер. Хотя эффективность управления в XIV веке оставляла желать лучшего и, чтобы претворить в жизнь подобные решения, требовался недюжинный администраторский талант — режим карантина действовал, и эпидемию удалось хоть немного сдержать. Успешный опыт итальянских властей начали быстро перенимать по всей Европе.
Также, несмотря на многочисленные протесты, повсюду принудительно закрывались таверны и бордели. Градоначальники понимали, что плотность населения в их вотчинах колоссальная и решить проблему полностью не удастся, — но ограничить контакт между людьми, насколько это возможно, — мера полезная и необходимая.
Особенно впечатляет опыт венецианцев, подошедших к делу с холодной головой. Панику подавляли не только силой, но и личным примером: пока простой люд стремился покинуть города, чиновникам бежать строго запрещалось. Был введен карантин на близлежащих островах, где всех прибывающих проверяли на симптомы болезни.
Впервые за несколько столетий мирское правительство показало себя лучше, чем католическая церковь, и с тех пор его влияние начало заметно расти.
Новый облик Европы
Переоценить значение произошедшего для Европы невозможно. Трудно даже перечислить все изменения, прямо или косвенно связанные с черной смертью. Как ни странно, некоторые из этих глубочайших шрамов стали настоящим украшением портрета эпохи: страшное бедствие имело ряд положительных последствий.
Бум городов и женская эмансипация
Резко возросла ценность труда, особенно более-менее квалифицированного. Многим цехам (ремесленным или торговым сообществам), которые ранее были относительно закрытыми организациями, теперь пришлось активно принимать всех желающих в свои ряды.
Доходы умелых людей резко возросли — настолько, что во многих странах, городах и владениях это быстро встретило противодействие властей, пытавшихся заново снизить зарплаты. Англичане в 1349 и 1351 годах приняли специальные законы, ограничивающие рост доходов рабочих (во втором случае прямо запрещалось платить им больше, чем в 1346 году).
Однако эти постановления совершенно не работали. Во-первых, простые люди почувствовали собственную силу: все-таки властям без них не обойтись — трудиться, так или иначе, кто-то должен. Во-вторых, подобное распоряжение очевидно противоречило базовым законам рынка: если предложение резко сократилось (трудоспособных просто-напросто стало меньше), то цены не могут не подниматься.
Сказалась нехватка рук и на положении женщин — в такой ситуации уже не до сексизма. Девичьи или смешанные цеха существовали в Европе еще до черной смерти, но теперь у женщин появилась реальная возможность, так сказать, продвижения по карьерной лестнице. В меньшей степени это коснулось жительниц деревень, но в сельском укладе и без того изменилось очень многое…
Освобождение крестьянства
Пожалуй, крестьяне выиграли от чумы, если так можно выразиться, больше всех. Крепостное право в Западной Европе и до эпидемии постепенно уступало место новой системе классовых отношений, а резкое сокращение населения усилило эту тенденцию: феодалам пришлось идти на диалог с людьми, работающими на земле.
В результате почти во всей Западной Европе вскоре расширились права крестьян, а разного рода поборы уменьшились. Разумеется, многие феодалы пытались этому противодействовать, так что вскоре у деревенских жителей снова появились поводы для восстаний. Впрочем, и подавлять их выступления ослабевшим государствам также стало намного труднее.
Новый импульс получила и торговля: например, Англия начала регулярные поставки в Скандинавию и Нидерланды, где условия для сельского хозяйства были далеко не идеальными.
Кстати, работать в деревнях стали несколько по-другому: заметно выросла роль животноводства, которое требовало куда меньшего количества рабочих рук, чем земледелие. Сами наделы существенно подешевели, а труд на них — подорожал. Это не могло компенсировать ужасных людских потерь, но служило хоть каким-то утешением.
Сказанное справедливо для Западной Европы. В Восточной же, где плотность населения была ниже, всерьез от чумы пострадали в основном города, а в положении жителей сельской местности, которую эпидемия затронула меньше, мало что изменилось. Крепостная зависимость в отдельных регионах сохранялась здесь аж до XIX века.
Демократизация церкви
До настоящей Реформации еще далеко, но уже в это время зарождается протестантизм: прежний баланс в духовной жизни, весьма устойчивый, был нарушен.
Коль скоро даже в Италии церковь ничего толком не могла (или не хотела) сделать с разгулом сект разной степени адекватности, то почему не выступить против нее людям в здравом уме, имеющим к тому же обоснованные претензии и требования?
Духовенство тоже сильно поредело за время эпидемии, чему немало способствовала, увы, как раз забота монахов о больных — иной раз монастыри от чумы просто вымирали. И залатать кадровые бреши здесь было куда труднее, чем в рядах крестьян и рабочих: речь идет о специалистах довольно высокой квалификации.
На протяжении всего Средневековья церковь была лучшим и, что главное, постоянно доступным социальным лифтом. Теоретически любой простолюдин мог начать карьеру со служки в храме или послушника в монастыре, а скончаться папой римским. Это одна из немногих в Средние века сфер деятельности, где всё зависело от усилий и талантов самого человека, а не каких-либо внешних факторов вроде происхождения.
Развитие медицины и сплочение общества
И уж конечно, постигшая Европу катастрофа подстегнула развитие медицины. Престиж этого факультета в университетах резко возрос, начались активные исследования: людям хотелось разобраться в том, что стало причиной черной смерти и как не допустить ее повторения.
Само собой, до открытий Луи Пастера добиться больших успехов на этой ниве было невозможно технически, но положительный эффект для науки очевиден. К тем же анатомическим исследованиям, которые традиционно встречали противодействие со стороны церкви, относиться стали лояльнее.
В конце концов, от чумы умерло огромное количество знатных и влиятельных людей, вплоть до королей и высших иерархов церкви. Среди них кастильский монарх Альфонсо XI, королева Арагона Элеонора Португальская и владимирский князь Симеон Гордый (распространенное мнение, что чумы на Руси не было, — заблуждение).
Некоторые ученые даже отмечают роль черной смерти в естественном отборе, или, если угодно, эволюции человечества. По их данным, после пандемии распространились гены, повысившие устойчивость людей к опасным заболеваниям. Но заявления такого рода всё же довольно спорны, да и к исторической науке эти исследования не имеют непосредственного отношения.
После черной смерти
Несмотря на страшный ущерб, который понесли все европейские страны, у этой трагедии были и положительные последствия.
- 4959
- 3,3
- 2
- 4
Обратите внимание!
Спонсоры конкурса: Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions и Студия научной графики, анимации и моделирования Visual Science.
Незнакомка в маске
Лики чумы
Возможно, преобладание какой-либо из форм чумы (преимущественное поражение того или иного органа) во время разных эпидемий связано не только с механизмами передачи бактерий, но и со свойствами конкретного штамма-возбудителя.
Решающей стала третья пандемия, разгоревшаяся в Китае в 1855 году. На разгадку самой страшной тайны были брошены все научные силы, изрядно к тому времени поокрепшие. И наконец в 1894 году исследования французского бактериолога Александра Йерсéна (Alexandre Yersin) и японского врача Сибасабуро Китасато (Shibasaburō Kitasato), проводимые независимо друг от друга в Гонконге, принесли долгожданные результаты. Исследуя человеческий патологический материал и трупы грызунов, Китасато и Йерсен выделили и описали коккобациллы, предположительно вызывающие чуму. И если результаты Йерсена нареканий не вызвали, то японскому бактериологу изрядно подпортили репутацию (и вызвали бесконечные споры относительно приоритета в открытии чумной палочки) противоречия в описании возбудителя, судя по всему, объясняемые загрязнением образцов оппортунистами-пневмококками [4].
Жертва мутации
Однако этого приобретения Y. pestis было недостаточно для того, чтобы научиться вызывать опаснейшую системную инфекцию (септическую форму чумы). Оказалось, что для подобного усовершенствования потребовалась всего одна (!) аминокислотная замена в белке Pla — I259T. Эта замена оптимизировала протеолитическую активность белка и существенно повысила инвазивный потенциал бактерий при развитии бубонной чумы. Таким образом, ученые полагают, что первым делом бактерия приобрела свойства легочного патогена, провокатора вспышек легочной чумы, а позже в результате дополнительной мутации появились еще более опасные штаммы, вызывающие пандемии легочно-септической и бубонно-септической чумы [6].
Тем не менее среди всех минусов Y. pestis ученые находят и плюсы ее контакта с людьми. В 2014 году в журнале PLoS ONE была опубликована статья Шэрон де Витте из Университета Южной Каролины, в которой говорилось, что люди, пережившие пандемию чумы, стали обладателями более крепкого здоровья. Ученые исследовали останки людей, живших до, во время и после чумы, обращая особое внимание на причины смерти и состояние их костей. Результаты показали, что пережившие эпидемию, а также их потомки, доживали в среднем до 75 лет и обладали завидным иммунитетом.
Немного о Pla
Почему же протеаза Pla относится к факторам вирулентности, то есть как именно она помогла чумной палочке, которая и так может похвастать богатым арсеналом приспособлений для процветания в млекопитающих и трансмиссии блохами? Одна из обязанностей Pla — активация плазминогена: образующийся при этом плазмин разрушает фибриновые сгустки, что важно, например, для распространения бактерии из бубонов по организму.
Недавно была установлена связь развития первичной легочной инфекции с механизмом, связанным с инактивацией апоптотической сигнальной молекулы под названием Fas-лиганд (FasL). Роль FasL в клетке определяется его способностью запускать процесс апоптоза. У этого белка, пронизывающего мембрану активированных цитотоксических Т-лимфоцитов и эпителиальных клеток дыхательных путей, есть внеклеточный домен, который связывается с рецептором FasR на поверхности других клеток (преимущественно лимфоцитов, а также гепатоцитов, раковых и некоторых других), что посредством активации протеаз caspase-8 и caspase-3/7 запускает апоптоз. Так поддерживается гомеостаз иммуноцитов, предотвращаются аутоиммунные процессы и уничтожаются клетки, экспрессирующие чужеродные антигены.
Проводимые на мышах эксперименты показали следующее: бактерии с нормальной протеазой Pla способствовали снижению количества FasL, что приводило к быстрой колонизации легких, в то время как йерсинии с инактивированной Pla размножались медленнее. Описанный механизм подавления иммунного ответа, по мнению ученых, может использоваться и другими патогенами, в особенности вызывающими инфекции дыхательный путей. А это, в свою очередь, открывает новые перспективы в борьбе с такими заболеваниями: можно подумать, например, над разработкой ингибиторов Pla или введением дополнительных молекул FasL [7].
Рисунок 2. Блоха цепляется за шерсть крысы. Фотография сделана с помощью электронного микроскопа, применено окрашивание. Рисунок с сайта science.nationalgeographic.com.
Блохи — прожорливые кровососы. Питание особи может длиться от одной минуты до нескольких часов; некоторые виды умудряются заполнить свои желудки до отказа — так, что даже не успевают переварить свой кровавый обед. Возможно, именно этот факт сыграл для насекомых злую шутку, но пришелся как нельзя более кстати Y. pestis.
Рисунок 4. Крысы (Rattus norvegicus) являются переносчиками блох, а следовательно, и чумной палочки. Рисунок из [12].
Читайте также: