Чума в ханты-мансийском округе
Некоторые интересные факты из истории культуры Югры (по документам Государственного архива Югры)
1930-е годы
Остяко-Вогульский национальный округ был образован постановлением президиума ВЦИК РСФСР 10 декабря 1930 года. В 1932 году на первом съезде Советов Остяко-Вогульского национального округа был выбран окружной исполнительный комитет. До окончания Великой Отечественной войны, то есть до 1945 года, в составе окрисполкома не было создано отдельного комитета по культуре. В 1938 году был создан отдел кинофикации, который позже вошел в состав созданного в 1945 году отдела культуры окрисполкома. Отсутствие самостоятельного органа управления культурой не говорило о том, что органы власти Остяко-Вогульского, а затем и Ханты-Мансийского национального округа не заботились о развитии культуры. Одним из первых решений окружной власти было открытие в 1932 году Окружного Дома Туземца, который позднее стал называться ДНС – Дом народов Севера. Политика органов власти в отношении культуры была направлена, прежде всего, на коренные малочисленные народы Севера, так как округ был образован как национальный. Культуру народам ханты и манси должны были нести: Красные чумы, культбазы, избы-читальни. В 1932 году был создан окружной краеведческий музей.
Красные Чумы
Казымская и Сосьвинская культбазы
Первые культбазы в Остяко-Вогульском округе были созданы в начале 1930-х годов. Они представляли собой комплекс учреждений, объединявших больницу, школу, кооператив, Дом туземца, баню, зооветпункт, электростанцию. Занимались организацией хозяйственной и культурно-просветительной деятельности среди коренного населения. Культбазы действовали до конца 1950-х – начала 1960-х годов, когда они были реорганизованы в социально-культурные учреждения обычного типа с подчинением их соответствующим ведомствам: управлению культуры, отделу народного образования, облздравотделу.
Культбазы проводили большую работу среди туземного населения. В отчете о работе Казымской культбазы Березовского района за 1955 год указано, что культбаза проделала значительную работу по вовлечению детей в школу, организации рыболовецких артелей, по борьбе с отсталым прошлым в быту коренного населения, в борьбе с религиозными предрассудками (закрыванием лиц, медвежьими плясками), в развитии оленеводства, пушного и рыбного промысла, по сселению и оседанию коренного населения, по вовлечению населения в больницу, по росту воспитания кадров из коренного населения. «До организации культбазы не было ни одного грамотного человека на реке Казым, ни одной газеты, ни одной лавки, не проплывал ни один катер. Сейчас 6 рыболовецких артелей, 1 сельхозартель, 8 магазинов, рыбкооп, государственный ондатровый промхоз, врачебный участок с рентген кабинетом, 6 медпунктов, киностационар, кинопередвижка, 5 изб-читален, Дом народов Севера, почта, 3 радиостанции"[2]. В Доме народов Севера проводятся смотры художественной самодеятельности, концерты, киносеансы, выставки национального творчества. При ДНС создан женсовет в составе 11 человек. Выпускаются стенгазеты, работает лекторская группа. Лекции читаются на русском и хантыйском языках на естественно-научные, политические, литературные, сельскохозяйственные и медицинские темы.
Лоскутов Аркадий Николаевич
Большинство фотографий Казымской и Сосьвинской культбаз сохранилось в Государственном архиве Югры благодаря выдающемуся человеку – Лоскутову Аркадию Николаевичу. Лоскутов Аркадий Николаевич родился 23 февраля 1906 года в селе Куженере Куженерского района Марийской АССР. Получил образование учителя начальных классов. В июле 1928 года по направлению Наркома Просвещения РСФСР и Центрального комитета Севера, Аркадий Николаевич Лоскутов прибыл на Север в Березовский район в поселок Сартынья для организации мансийской школы – интернета. В 1931 году был переведен в Казым для организации хантыйской школы – интерната. В 1936 году вернулся в Сартыньинскую школу. В 1940 году выдвинут заведующим Березовским РайОНО. В годы Великой Отечественной войны работал председателем Кондинского райисполкома и первым секретарем райкома партии. В 1947 году избран секретарем Ханты-Мансийского окружкома партии, с августа 1948 года выдвинут председателем Ханты-Мансийского окрисполкома. Окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1954 по 1961 год работал председателем Ханты-Мансийского окрисполкома. С 1961 по 1964 год работал директором средней школы № 1 города Ханты-Мансийска. В связи с выходом на пенсию, с 1964 года направлен на должность директора окружного краеведческого музея, где проработал до 1981 года. В 1981 году умер. В 1950 году был награжден Орденом Ленина.
После войны
После Великой Отечественной войны в 1945 году был образован отдел культуры исполнительного комитета Ханты-Мансийского окружного Совета депутатов трудящихся и отдел культурно-просветительской работы при Самаровском райисполкоме. В 1953 году окружной Дом народов Севера, бывший Дом туземца, был преобразован в Ханты-Мансийский городской Дом культуры. В 1957 году при отделе культуры окрисполкома был создан Ханты-Мансийский окружной Дом народного творчества, фонды которого отражают историю развития национальной культуры. В селах и деревнях Ханты-Мансийского национального округа активно стали организовываться сельские клубы, на предприятиях и в организациях – профсоюзные клубы, развивалась сеть массовых библиотек. Основной проблемой учреждений культуры в то время было отсутствие помещений и профессиональных кадров.
Окружной Дом народного творчества
Главными задачами Дома народного творчества были: научно-методическое руководство учреждениями культуры округа, а также сбор и изучение народного фольклора. Благодаря работникам Окружного Дома народного творчества, в Государственном архиве Югры сохранились первые песни и стихи коренных малочисленных народов Севера.
Песня о Сосьвинской культбазе
Недалеко от Уральских гор
Там, где Сосьва стала тихой,
На холме дремал суровый бор
Кажется еще совсем недавно.
А теперь на том холме крутом,
Где шумели сосны вековые,
Новые дома стоят рядком,
Светлые, просторные, большие.
Дети из мансийских дальних юрт
Едут в школу светлую учиться.
Заболел охотник, можно тут
У врачей заботливых лечиться.
В клубе после трудового дня
Смотрит новое кино колхозник
Все здесь есть, что нужно для тебя
Строящий большую жизнь, таежник.
Может быть поэтому народ
О культбазе распевает песни,
Что становится из года в год,
Жизнь богаче, краше и чудесней.
Первые окружные смотры и фестивали
Окружная выставка изобразительного и прикладного искусства выявила имена художников и мастеров: Шешкина, Мотошина, Щепкина, Тебетева, Бронникова. В Государственном архиве Югры хранятся документы первой окружной выставки: творческие паспорта, сведения об участниках и представленных экспонатах [4] . В 1959 году при Окружном Доме народного творчества была организована двухгодичная студия изобразительного искусства. В ней занималось 14 самодеятельных художников. Руководил студией преподаватель педагогического училища Бронников Михаил Ефимович. В студии учащиеся изучали рисунок, живопись, композицию, основы декоративного оформления. Стоило обучение 40 рублей в месяц.
Открытие нефти и газа
В связи с открытием газа и нефти в Ханты-Мансийском национальном округе произошел поворот и по отношению к культуре. Округ уже не рассматривался центральной властью, как только национальный, главной целью стало промышленное освоение. На строительство новых нефтяных городов и поселков съехались люди со всего СССР, и нужно было удовлетворять и их культурные потребности. Строились и открывались Дома культуры, проводились различные смотры художественной самодеятельности, создавались разнообразные кружки, народные театры. Вахтовые поселки и нефтегазоразведочные экспедиции обслуживали выездные агитбригады. Населению стали активно прививаться новые обрядовые праздники - Новый год, Русская зима.
В 1972 году в Ханты-Мансийском национальном округе был проведен первый фестиваль народного творчества и фольклора, который был приурочен к 50-летию образования СССР. Основной темой фестиваля стала Ленинская дружба народов. Внимание стало уделяться произведениям современного периода: устным рассказам, частушкам, современным песенным вариантам традиционного фольклора, современной сказке, пословице и поговорке. Предписывалось обращать внимание на изучение лучших традиций народного творчества народов ханты, манси, коми, ненцев, русского населения; на фольклор народов, приехавших осваивать новые нефтедобывающие районы: чувашей, башкир, татар, азербайджанцев.
Окружная столица
Нялинский народный университет культуры
Интересный факт из истории культуры Югры сохранили архивные документы. В поселке Нялино Ханты-Мансийского района в конце 1970-х – начале 1980-х годов действовал Народный университет культуры, ректором которого был директор Нялинского детского дома Б.В. Докукин. Университет был образован 1 октября 1978 года при сельском Доме культуры. В нем было организовано три факультета: литературы, музыки и театра. Занятия проводились 1 раз в месяц, всего занималось 100 человек. Темы занятий были разнообразны: творчество Чехова, Маяковского, Блока, Ахматовой, музыка Бетховена, Шостаковича, русские романсы, тяжелый рок и другие[8].
Из истории развития библиотек в Ханты-Мансийском автономном округе можно поделиться таким интересным фактом. В 1969 году в стране проходил общественный смотр работы библиотек, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. По итогам этого смотра библиотекам Ханты-Мансийского национального округа было дважды присуждено первое место с вручением переходящего Красного знамени, диплома первой степени и денежной премии. Внутри округа первое место в юбилейном соревновании заняли Октябрьская районная, Урайская городская и Мегионская поселковая библиотеки[9].
В 1989 году в составе окружного исполнительного комитета Ханты-Мансийского автономного округа был образован единый орган управления учреждениями культуры, искусства и кинофикации в округе – управление культуры, с 1992 года – управление культуры Администрации автономного округа. С этого времени начинается современный этап развития культуры Югры.
В Государственном архиве Югры хранится много интересных документов по истории культуры Югры: управленческая документация, фотографии, газетные вырезки, афиши. Архивы автономного округа продолжают пополняться документами личного происхождения заслуженных деятелей культуры Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Архивная служба Югры призывает работников культуры сдавать свои документы в архивы округа, где им будут обеспечены условия сохранности, документы будут использоваться на выставках, в документальных сборниках, в периодической печати.
1930-е годы
Остяко-Вогульский национальный округ был образован постановлением президиума ВЦИК РСФСР 10 декабря 1930 года. В 1932 году на первом съезде Советов Остяко-Вогульского национального округа был выбран окружной исполнительный комитет. До окончания Великой Отечественной войны, то есть до 1945 года, в составе окрисполкома не было создано отдельного комитета по культуре. В 1938 году был создан отдел кинофикации, который позже вошел в состав созданного в 1945 году отдела культуры окрисполкома. Отсутствие самостоятельного органа управления культурой не говорило о том, что органы власти Остяко-Вогульского, а затем и Ханты-Мансийского национального округа не заботились о развитии культуры. Одним из первых решений окружной власти было открытие в 1932 году Окружного Дома Туземца, который позднее стал называться ДНС – Дом народов Севера.
Участники совещания по выбору диалекта хантыйского языка у здания Дома культуры.
п. Остяко-Вогульск. Июль 1940 года.
Политика органов власти в отношении культуры была направлена, прежде всего, на коренные малочисленные народы Севера, так как округ был образован как национальный. Культуру народам ханты и манси должны были нести: Красные Чумы, кульбазы, избы-читальни. В 1932 году был создан окружной краеведческий музей.
Красные Чумы
|
|